Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Влияние физических упражнений на коррекцию веса страшекласников при избыточном весе

happy_woman 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 09.01.2021
Актуальность проблемы ожирения заключается в том, что количество лиц, имеющих избыточный вес прогрессивно увеличивается. Этот рост составляет 10% от их прежнего количества за каждые 10 лет [27, 78]. Предупреждение, лечение и реабилитация больных с ожирением являются важными задачами здравоохранения, реальной мерой профилактики ряда заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых [5, 47]. Специальная научно-методическая литература содержит многочисленные методики ЛФК при ожирении, но не всегда они бывают достаточно адекватны для лиц подросткового возраста с ожирением. Отсюда вытекает необходимость использования разнообразных физических упражнений ввиду возрастного фактора, что и объясняет актуальность данного исследования. Исходя из выше сказанного, избранную нами тему курсовой работы мы считаем актуальной и практически значимой. Проблема исследования: в какой мере, физические упражнения повлияют на коррекцию лишнего веса у старшеклассников. Цель исследования: изучить влияние физических упражнений на процесс коррекции лишнего веса у старшеклассников. Объект исследования: коррекция лишнего веса у старшеклассников. Предмет исследования: физические упражнения как средство коррекции лишнего веса у старшеклассников. Гипотеза исследования: физические упражнения могут служить эффективным средством коррекции лишнего веса у старшеклассников в образовательном процессе по физической культуре. Задачи исследования: - изучение состояния вопроса по данным литературных источников; -выявить проблему ожирение у старших классов. - оценить эффективность разработанной методики . Методы исследования: - Теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования. - изучение педагогического опыта. - изучение понятия ожирения, лишнего веса, его классификации и степени. - рассмотрение сущности понятия физических упражнений и их возможности в коррекции лишнего веса у старшеклассников.
Введение

Согласно современному определению, ожирение – это хроническое, многофакторное заболевание, проявляющееся избыточным развитием жировой ткани, которое при прогрессирующем течении осложняется нарушением различных органов и систем. Кроме того, ухудшается качество жизни и уменьшается продолжительность жизни (смертность от различных заболеваний у лиц, страдающих ожирением, в 1,5-3 раза выше) [6,17]. По данным зарубежных исследований, если бы люди не болели ожирением, то средняя продолжительность жизни в мире увеличилась бы на четыре года [17, 89]. В?последнее время во всем мире наблюдается рост частоты ожирения у учащихся старших классов: в?развитых странах мира 25 % лиц подросткового возраста имеют избыточную массу тела, а?15 % страдают ожирением [22, 27]. При этом 30 млн. детей и подростков на планете характеризуются наличием избыточной массы тела и 15 млн. имеют ожирение. Избыточный вес в?детстве – значимый предиктор ожирения во взрослом возрасте: 50 % детей, имевших избыточный вес в?6?лет, становятся тучными во взрослом возрасте, а в?подростковом возрасте эта вероятность увеличивается до 80 %. В Российской Федерации ожирение имеют до 5,5% детей, проживающих в сельской местности, и 8,5% детей – в городской [15, 34]. Поэтому проблема ожирения в?наше время становится все более актуальной и?начинает представлять социальную угрозу для жизни людей. Следует отметить, что ожирение, начавшееся в раннем детском возрасте, особенно прогрессирует в период полового развития, а в дальнейшем грозит различными заболеваниями: раннему атеросклерозу, сахарному диабету [2, 34]. Основные трудности лечения ожирения у учащихся старших классов заключаются в том, что родители долгое время считают умеренно избыточный вес ребенка признаком здоровья. Такие дети надолго выпадают из поля зрения врачей. На прием, как правило, приходят подростки с III-IV степенью ожирения, но и в этих случаях основными причинами обращения к врачу являются жалобы на повышенную утомляемость, головные боли, но не на избыточный вес. У учащихся старших классов наиболее часто встречаются случаи ожирения I и II степени (превышение веса на 15-50 % от нормы в соотношении с ростом) [16,32].
Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3 Глава 1.Теоретическое обоснование возможности коррекции лишнего веса у старшеклассников средствами физических упражнений………....................…6 1.1. Понятие ожирение и его классификация …………..……………………..6 1.2. Возрастные особенности старшеклассников……………………………...16 1.3. Современные методы лечения и профилактики ожирения у учащихся старших классов……………….………………………………………………...19 1.4. Коррекция лишнего веса у старшеклассников средствами физических упражнений ………………………………………….26 Заключение……………………………………………………………….………36 Список литературы………………………………………………………………38
Список литературы

1. Аверьянов А.П., Болотова Н.В., Зотова Ю.А., Райгородская Н.Ю., Лазебникова С.В. Новые технологии в комплексном лечении осложненных форм ожирения у детей и подростков // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2016. 2. Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Сафронова А.М., Нетребенко О.К. Программирование питанием: питание детей старше года // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2013. 3. Борисова В.В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тула, 2002. 4. Гаджиев Р.Д. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2007. 5. Давиденко В.Н. Адаптивно-оздоровительная и развивающая направленность средств физической культуры в режиме дня младших школьников: Дис. … канд. пед. наук. – Тула, 2009. 6. Дедов И.И. Проблема ожирения: от синдрома к заболеванию // Ожирение и метаболизм. – 2006. 7. Дубровин В.А. Проектирование адаптивной направленности физического воспитания школьников Норильского Заполярья: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тула, 2004. 8. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. – М.: Просвещение, 2000. 9. Картелишев А.В. Вопросы ранней диагностики предрасположенности детей к конституционально-экзогенному ожирению // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2006. 10. Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. Физическая культура. 1-11 классы. Программы для учащихся специальной медицинской группы. – М.: Дрофа, 2010. 11. Нетребенко О.К. Ожирение у детей: истоки проблемы и поиски решений // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2011. 12. Павловская Е.В., Строкова Т.В., Сурков А.Г., Каганов Б.С. Ожирение у детей и подростков – современный взгляд на проблему // Вопросы детской диетологии. – 2008. 13. Пащенко Л.Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск, 2000. 14. Гончаров, Н. П. Роль адипоцитов в развитии ожирения / Н. П. Гончаров // Вестник российской АМН. – 2009. – №9. – С. 43-48. 15. Поцелуев А.А., Юдин Б.Д. Влияние занятий физическими упражнениями на физическую подготовленность младших школьников с избыточным весом // Наука и школа. – 2013. 16. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». М- 2010. 17. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова, Л.С. Намазовой-Барановой. – М.: ПедиатрЪ, 2015. 18. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конь И.Я., Мартинчик А.Н., Углицких А.К., Коростелева М.М., Тоболева М.А., Алешина И.В. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. – 2014. 19. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / Под ред. И.И. Дедова, В.А. Петерковой. – М.: Практика, 2014. 20. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. – М.: Учитель, 2017. 21. Ходжиева М.В. Нутритивный статус и факторы формирования ожирения у детей старшего школьного возраста: Дис. канд. мед. наук. – М., 2017. 22. Картелишев, А. В. Актуальные проблемы ожирения у детей и подростков / А. В. Картелишев. – М.: Медпрактика – М, 2010. – 279 c. 23. .Мельниченко Г.А. Ожирение в практике эндокринолога // РМЖ. 2001. № 9(2). С. 82-87. 24. Картелишев, А. В. Актуальные проблемы ожирения у детей и подростков / А.В. Картелишев, А.Г. Румянцев, Н.С. Смирнова. - М.: Медпрактика-М, 2015. - 280 c. 25. Егоров, М. К. Ожирение / М.К. Егоров, Л.М. Левитский. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2014. - 235 c. 26.Медицинская реабилитация детей с разными формами ожирения: методическое пособие для врачей / А.В Сукало, А.В Солнцева , Т.А Емельянцева, О.Ю Загребаев – Минск: Белорусская наука 2016-63 с . 27. Цыган, В.Н Патофизиология обмена веществ / В.Н Цыган – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2013.- 340 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Научное обоснование возможности коррекции лишнего веса у старшеклассников средствами физических упражнений 1.1. Понятие ожирение и его классификация Ожирение – заболевание и патологическое состояние, характеризующееся избыточным отложением жира в подкожной клетчатке, других тканях и органах, обусловленное метаболическими нарушениями, и сопровождающиеся изменениями функционального состояния различных органов и систем. Наиболее часто применяемым диагностическим критерием ожирения является избыток общей массы тела по отношению к норме, установленной статистически. Однако подчеркнем, что величиной, во многом определяющей тяжесть течения заболевания, является не столько масса тела сама по себе, сколько избыток жировой массы. Этот избыток может существенно различаться даже у пациентов, имеющих одинаковый возраст, рост и вес. [17, 31]. В начальных стадиях ожирения сохраняются функциональные и адаптационные свойства организма. Эти стадии часто называют компенсированным ожирением. Лица подросткового возраста с ожирением I степени часто не предъявляют никаких жалоб, но их беспокоит избыточное отложение жира по косметическим соображениям. Особого внимания заслуживает появление на теле пациентов полос растяжения. Вначале они имеют телесно-розовый цвет, впоследствии приобретают серо жёлтую окраску (исключение составляют багрово-синюшные стрии, появляющиеся на теле при гиперкортицизме ). Расположение полос обычно симметричное, в местах максимального скопления жировой ткани (живот, бедра, ягодицы, грудные железы). В появлении полос растяжения имеет значение механический фактор (перерастяжение кожи) и трофический фактор, обусловливающий нарушения белкового обмена (снижается образование коллагена) [15]. В настоящее время наиболее распространена классификация по Д.Я Шурыгину, учитывающая полиэтиологичность ожирения [6, 17]: Формы первичного ожирения: а) алиментарно-конституциональная (накопление жира из-за избыточного поступления пищи в условиях малоподвижного образа жизни). б) нейроэндокринные: гипоталамо-гипофизарная; адипозо-генитальная дистрофия (ожирение, связанное с наличием опухолей гипоталамуса и ствола мозга, травмой черепа или инсультом, при гиперкортицизме и гипотиреозе). Согласно статистике, первичное ожирение у 80% детей относится к I–II степени. Формы вторичного ожирения: а) церебральная, б) эндокринная, в) диэнцефальная. При церебральном ожирении наблюдается грубое (органическое) поражение участков головного мозга, отвечающих за регуляцию жирового обмена. При этом прогрессируют все признаки заболевания. Диэнцефальное ожирение возникает как осложнение после воспалительных заболеваний промежуточного мозга и сопровождается признаками нарушения его функции. Эндокринное ожирение возникает в результате нарушения деятельности тех или иных эндокринных желез. В этом случае ожирение является вторичным, а на первый план выступают другие, более тяжелые признаки заболевания [12, 67]. В последние годы также наметилась тенденция подразделять ожирение по признаку распределения жира на абдоминальное, когда основная масса жира расположена в брюшной полости, на передней брюшной стенке, туловище, шее и лице (мужской тип ожирения) и глютеофеморальное с преимущественным отложением жира на ягодицах и бедрах (женский тип ожирения). Обусловлено это тем, что при абдоминальном ожирении значительно чаще, чем при глютеофеморальном наблюдаются осложнения. Установлено, что осложнения при абдоминальном ожирении наблюдаются в более молодом возрасте и при сравнительно меньшем избытке массы тела [31, 65]. По типу распределения жировой ткани в организме выделяют: -андроидный, отложение жировой ткани в верхней части туловища. -гиноидный, отложение жировой ткани в нижней части тела -смешанный, равномерное распределение жировой ткани По морфологическим изменениям жировой ткани выделяют: а) гипертрофическое (увеличение массы каждого адипоцита) ожирение; б) гиперпластическое (увеличение количества адипоцитов) ожирение. Гиперпластическая форма ожирения развивается преимущественно у учащихся основной школы, при этом наблюдается рост числа жировых клеток (адипоцитов) [2, 117]. Однако после достижения зрелости число жировых клеток в организме сохраняется неизменным. Гипертрофическая форма ожирения развивается в более позднем возрасте. Количество жировых клеток соответствует норме, но они увеличиваются в объеме, что вызывает рост жировой подкожной клетчатки [14, 156]. В зависимости от характера распределения жира различают ожирение: а) подкожное (увеличивается объем подкожной жировой клетчатки); б) висцеральное, когда жир накапливается тканях внутренних органов. По характеру течения ожирение делится на [12, 167]: прогрессирующее; медленно прогрессирующее; стойкое; регрессирующее. Для диагностики ожирения и определения степени используют показатель индекса массы тела: ИМТ = вес (кг)/рост (м)2 . Доказано, что ИМТ коррелирует с количеством жировой ткани в организме как у взрослых, так и у детей [1, 16]. Критерии избыточной массы тела и ожирения подростков определяются по данным перцентильных таблиц или стандарных отклонений ИМТ. В них учитывается не только рост, вес, но также пол и возраст ребенка. Это связано с тем, что значение ИМТ у детей меняется с развитием ребенка, постепенно увеличивающегося в период полового созревания, что в целом отражает динамику жировой ткани [1, 32]. Данные нормативы объединяет общий принцип: перцентили должны быть симметричны относительно медианы (50-й перцентили). ВОЗ пользуется стандартными отклонениями –1, –2, –3 SDS, медиана и +1, +2, +3 SDS. С учетом рекомендаций ВОЗ, ожирение у детей и подростков следует определять как +2,0 SDS ИМТ, а избыточную массу тела от +1,0 до +2,0 SDS ИМТ. У подростков нормальные параметры ИМТ различаются в зависимости от возраста (кривые центильного распределения ИМТ). Значения ИМТ более линии 85th (линии процентиля) свидетельствуют об избытке массы тела, а более 95th (линии процентиля) – об ожирении [50]. Гайворонская А.А. выделяет 4 степени ожирения у детей: Ожирение I степени – масса тела превышает норму на 15-24%; Ожирение II степени –масса тела превышает норму на 25–49%; Ожирение III степени – масса тела превышает норму на 50–99%; Ожирение IV степени – масса тела превышает допустимую возрастную норму более чем на 100%. В подростковом возрасте, ведущим фактором в возникновении ожирения следует считать малую двигательную активность [16, 22]. При исследовании активности учащихся старших классов используются физические измерения (например, акселерометрия), которые могут показать соотношение активного и пассивного времени ученика. Посредством некоторых измерительных систем также возможно зарегистрировать различную интенсивность активности. Наравне с опросным листом эти измерения позволяют провести сравнительный анализ. Зависимость детской активности от пола и возраста подтверждается данными акселерометре. Они показывают заметное уменьшение физической активности у современных детей в препубертатном периоде, а также в подростковом возрасте. На основе данных дневников ежедневной активности учащихся школ, получены следующие результаты: «лежание» – 9 ч., «сидение» – 9 ч., «стояние» – 5 ч., движение – только 1 ч. [4, 15]. Изучение двигательного режима современных школьников показало, что около 80 % учащихся, имеющих избыточный вес, ограничивались физическими упражнениями на уроках в школе и только 20 % дополнительно занимались в различных спортивных секциях. [4, 19].Однако эти занятия не были постоянными и часто прерывались в связи с заболеваниями. В семьях учащихся утреннюю гимнастику либо не делал никто из членов семьи, либо делал только отец, не привлекая к этому ребенка. Как правило, занятия спортом и оздоровительной физкультурой в таких семьях не практиковались. Свободное время в большинстве случаев учащиеся проводили за чтением художественной литературы, много времени просиживали у телевизора. Так, ученики 1-4-х классов в 44-58 % случаев затрачивали на просмотр телевизионных передач до 2 часов ежедневно, а учащиеся 5-9-х классов – более 3 часов. Таким образом, из всех форм физического воспитания у школьников с избыточным весом используется только урок физической культуры в, то есть суточный объем движений явно низок [8, 27]. Не подлежит сомнению тот факт, что культурно-техническая революция в значительной мере способствует распространению тучности. Усовершенствование средств передвижения, использование технического оборудования для игр (компьютер, ноутбук, приставки); доступ в «виртуальную реальность» – интернету, является теми факторами, которые ведут подростков к малоподвижному образу жизни (гиподинамии), что приводит к энергетическому дисбалансу и способствует возникновению ожирения. Современная пищевая промышленность, подвергающая все продукты (сахар, муку и т.д.) рафинированию, современные способы приготовления пищи, при которых все биологически активные вещества разрушаются; приводят к тому, что люди начинают страдать от недостатка минералов, витаминов и других полезных для пищеварения веществ. Поскольку эти вещества крайне необходимы организму, он остро ощущает их скрытый недостаток. Это проявляется в переедании. Следствием неправильного питания, является нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме, что приводит к образованию в крови избытка мочевой кислоты. Чувство ложного голода у людей с избытком мочевой кислоты, является одной из причин переедания, тем самым увеличивается масса тела. В настоящее время абсолютно доказана роль избыточного потребления жиров в развитии ожирения [12, 14]. В этиологии ожирения также придают значение острым психогенным факторам (испуг, страх, гнев) или длительным психическим переживаниям, отрицательным эмоциям. В подростковый период резко меняются психика и поведение человека. Подростки зачастую не могут правильно реагировать на стресс. Напряжение подавляется, а стресс продолжает мучить. Поэтому люди пытаются освободиться от стресса, прибегая к еде. В процессе регуляции массы тела участвует множество гормональных активных соединений, и нарушение в синтезе или рецепторной передаче действия любого из этих агентов может способствовать изменению энергетического баланса в организме, что проявляется изменением пищевого поведения и развитием ожирения. Последнее время особое внимание ученых привлек белок грелин, идентифицированный в 1999 г. Грелин контролирует расход энергии, поглощение пищи, активизирует секрецию гормона роста. Он может стимулировать лактотропную и кортикотропную функции, участвовать в клеточной полиферации, циркуляции, пищеварении, влиять на сокращения желудка и выработку соляной кислоты, панкреатическую функцию и обмен глюкозы. Однако в целом действие грелина в организме еще плохо изучено. Вероятно, компульсивное пищевое поведение может быть связано с нарушением его выработки [25, 67]. Поэтому среди основных причин ожирения рассматривают: 1. Внутренние факторы (наследственная предрасположенность, органические поражения центральной нервной системы (ЦНС), гипоталамо-гипофизарной области, гормональные нарушения). 2. Внешние факторы или средовые (нерациональное питание, семейные традиции неправильного питания и отсутствие достаточного двигательного режима для детей и подростков дома и в школе). Ожирение, начавшееся в детские годы (если его вовремя не остановить), прогрессирует и проходит три фазы патологического процесса: неосложненную, переходную и осложненную. Неосложненная фаза ожирения (I степень) в большинстве случаев встречается у мальчиков 9 лет и у девочек 9-11 лет. Анализ успеваемости по программе “физическая культура” показал, что в этом возрасте школьники еще справляются со всеми требованиями, предъявляемыми программой, и имеют оценку “4” и “5”. Начиная с 12-13 лет школьники с начальными степенями ожирения начинают резко отставать в развитии выносливости, быстроты и силы. В частности, они не справляются с упражнениями на снарядах, лазаньем по канату, акробатическими упражнениями. Им не удаются прыжки в высоту, скоростной бег. Это может быть объяснено прогрессированием скрытого патологического процесса – нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы, нарушения обмена веществ [3, 164]. Регуляция поступления пищи осуществляется пищевым центром, локализованным в гипоталамусе. Поражения гипоталамуса воспалительного и травматического характера приводят к повышению возбудимости пищевого центра, повышенному аппетиту и развитию ожирения. В патогенезе ожирения определенная роль принадлежит и гипофизу. Говоря о развитии ожирения, нельзя недооценивать значение гормональных факторов, поскольку процессы мобилизации отложения жира тесным образом связаны с функциональной активностью большинства желез внутренней секреции. Ожирение развивается при различных заболеваниях гипофиза, щитовидной железы, надпочечников и островкового аппарата поджелудочной железы (сахарный диабет), которые принимают активное участие в регуляции обмена липидов. Понижение функций щитовидной и половых желез приводит к ожирению. Усиление деятельности островкового аппарата поджелудочной железы ведет к усиленному синтезу сахара в гликоген, переходу его в жир и тормозит мобилизацию последнего из депо. Кортизон, представляющий собой гормон коры надпочечников, также усиливает жироотложение. Нарушение в каком-либо звене этой сложной регуляции приводит к нарушению жирового обмена и развитию тех или иных форм ожирения [3, 172]. В этиологии ожирения определенное значение имеет наследственно-конституциональный фактор. Риск развития ожирения у подростка достигает 80%, если оно имеется у обоих родителей; риск составляет около 50%, если ожирением страдает только мать, около 38% – при ожирении у отца и примерно 7-9% – при отсутствии ожирения у родителей. Естественно, что ожирение само по себе не является врожденным заболеванием, однако предрасположенность к нему может иметь наследственный характер. О явном наличии наследственного предрасположения к возникновению ожирения свидетельствуют также статистические данные о частоте тучности у родственников больных ожирением. По некоторым данным, примерно у 50% детей развивается тучность, если один из родителей страдал ожирением, если оба, то ожирение наблюдалось у 2/3 детей [18, 42]. Одним из основных факторов увеличения жировых отложений, являются чрезмерное потребление углеводов. Глюкоза, поступающая в кровь (в результате всасывания из кишечника) в количествах, превосходящих потребности печени или возможности процесса депонирования гликогена, прежде всего используется для синтеза жирных кислот. Наиболее важным местом образования эндогенных, преимущественно насыщенных жирных кислот являются клетки печени. Поступающий из печени избыток глюкозы захватывают клетки жировой клетчатки, в которой происходит синтез дополнительных количеств жирных кислот. У людей, страдающих ожирением, отмечается значительное повышение содержания инсулина в циркулирующей крови. [21, 24]. Алиментарно-конституциональное ожирение развивается в результате избыточного питания и малоподвижного образа жизни. При этом энергетических веществ поступает в организм больше, чем их расходуется. Источником повышенного жироотложения является не только переедание или большое количество жиров в рационе, но и чрезмерное употребление углеводов. Редкое, нерегулярное питание и еда преимущественно в вечернее время приводит к перееданию. А во время отдыха и сна, как известно, энергозатраты невелики, поэтому избыточные питательные вещества, поступившие с пищей, откладываются в виде жира в жировой ткани. Таким образом, развитие алиментарно-конституциональной формы ожирения тесно связано с двигательной активностью и количеством энергии, поступающей с пищей [10, 14]. В возрасте до 16 лет в таких случаях проявляются симптомы: снижение толерантности к физической нагрузке, одышка, повышение АД. К шестнадцати годам у ? детей фиксируют метаболический синдром, который проявляется не только ожирением, но инсулинорезистентностью, артериальной гипертензией и дислипидемией [3, 39]. Избыточная масса тела оказывает чрезмерную нагрузку на опорно-двигательный аппарат (суставы нижних конечностей, позвоночник) и способствует развитию в нем различных дегенеративных процессов, возникают артрозы коленных и тазобедренных суставов, плоскостопие, грыжи межпозвоночного диска (остеохондроз). Для абдоминального типа ожирения характерны выраженные нарушения структуры позвоночника и изменения скелета. Позвоночник становится малоподвижным, теряет гибкость, формируются грыжи межпозвоночных дисков. Из-за большого живота, который оттягивает поясничную часть позвоночника, развивается поясничный лордоз, что способствует подъему ребер и формированию бочкообразной грудной клетки. Высокое стояние диафрагмы у лиц с ожирением уменьшает ее экскурсию и способствует развитию воспалительных процессов (бронхит, пневмония, ринит, трахеит) в бронхолегочной системе. Выявляются заболевания желудочно-кишечного тракта (хронический холецистит, желчнокаменная болезнь, хронический колит). Печень у таких пациентов обычно увеличена вследствие жировой инфильтрации и застоя. Развивается сахарный диабет, возникают нарушения менструального цикла, аменорея, бесплодие, подагра. Ожирение может лежать в основе функциональных нарушений деятельности нервной системы (ослабление памяти, головокружения, головные боли, сонливость днем и бессонница ночью). Возможно возникновение депрессивного состояния: жалобы на плохое самочувствие, переменчивость в настроении, вялость, сонливость, одышка, боли в области сердца, отеки и т.п. Данные клинических исследований свидетельствуют о том, что у больных ожирением довольно рано наблюдаются изменения сердечно-сосудистой системы, характеризующиеся, с одной стороны, дистрофией миокарда, а с другой – атеросклеротическим поражением артерий. Деятельность сердца при ожирении значительно затруднена [15]. При ожирении наблюдаются сдвиги в функционировании желез внутренней секреции. Абдоминальное ожирение, для которого характерны инсулинорезистентность и гиперинсулинемия, является ведущим фактором в развитии сахарного диабета (СД) 2-го типа, который в 85-90% случаев развивается именно на фоне ожирения. Необходимо подчеркнуть, что при снижении массы тела у больных СД 2-го типа и ожирением улучшается чувствительность к инсулину, уменьшается инсулинорезистентность, нормализуется уровень глюкозы и холестерина в крови [3, 39] 1.2. Возрастные особенности старшеклассников. Старший школьный (от 15-16 до 17-18 лет) характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10--12 см и тяжелее на 5--8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек. У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц [7, 28]. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Сердце юношей на 10--15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6--8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше. В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей [28. 175]. Частота пульса ребенка с возрастом постепенно уменьшается и приближается к стандарту взрослого человека; так пульс у ребенка 13 лет по данным большинства авторов равняется 72-80 ударам в минуту, в 14 лет пульс уже - 72-78 ударов в минуту, в 15 - 70-76 ударов в минуту, а у старших школьников он уже колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что практически соответствует пульсу взрослого человека. Артериальное давление с взрослением ребенка повышается. Для ребенка 13 лет нормой является артериальное давление 105/60 мм рт.ст., а для молодого человека 18 лет-120/70 мм рт.ст. (это уже норма взрослого человека). Кровеносные сосуды ребенка отличаются хорошей эластичностью, они легко реагируют на холод и тепло (сокращаются и расширяются). Мышечная система развита хорошо. Поскольку ребенок ведет весьма подвижный образ жизни, поскольку регулярно испытывает умеренную физическую нагрузку, его мышечная система совершенствуется - сокращения мышц становятся сильнее, мышцы обретают выносливость. Ребенок старшего школьного возраста в плане выносливости уже может сравниться со взрослым человеком. Ребенок среднего и старшего школьного возраста хорошо владеет своим телом, и если он занимается спортом, то может достигнуть в спорте высоких результатов. Руки способны выполнять очень тонкую работу - писать, рисовать, лепить, что-нибудь конструировать и т.д. При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки. При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, на туживанием, подниманием тяжестей, прыжков. Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола. В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии. Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности [23. 176]. Создаются условия для развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию к физическому совершенствованию и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность нагрузки не должна превышать 80--85 % максимальной. Рекомендуется применять различные виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку. В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Физическая культура, 38 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg