Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Российско-американские отношения 1991-2000 гг.

happy_woman 528 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2021
Актуальность исследования в том, что развитие сотрудничества между США и Россией является фактором развития идей безопасности в мире. Степень изученности данной темы не велика. В целом, несмотря на достаточно большое количество материалов по данной проблематике (фактологический, информационный материал в периодической печати и электронных СМИ), в таком ракурсе (соотношение внешней политики США и России, исходя из особенностей их геополитических интересов), обозначенная тема рассматривалась достаточно редко. Степень изученности проблемы нельзя признать ни исчерпывающей, ни достаточной в силу хотя бы временного отрезка исследования (конец ХХ - начало XXI века). Проблема отношений США и России тема достаточно новая для отечественной политологии. В советские времена данная тема рассматривалась в контексте противостояния США и России как лидеров политических блоков. С окончанием холодной войны отношения между двумя государствами, основанные на военном фундаменте, все более переходят в область сотрудничества. Эта тенденция начала освещаться в научной литературе в 1990-х гг. Важной характеристикой таких исследований становится их аналитический характер, разновекторность оценок. Так, создаются аналитические обзоры, материалы, посвященные особенностям американо-российских отношений в 1990-е гг. Среди наиболее значительных исследователей можно назвать А.Д.Богатурова, С.Казеннова, В.Кумачева, А.И.Уткина и др . Ими внешняя политика рассматривалась на основе разных мнений, подходов, выработанных новой перестроечной эпохой, учитывающей как либеральные, так и консервативные оценки политики России. Появляются исследования, посвященные развитию военного сотрудничества США и России, рассматриваются основные тенденции, точки соприкосновения между странами, здесь можно назвать Г.А.Арбатова , Е.П.Бажанова . В данных исследованиях сотрудничество рассматривается как отношения между странами. В дальнейшем политологи переводят ракурс военных взаимоотношений между США и Россией в плоскость сотрудничества в ядерной сфере. Сложность вопроса об антитеррористическом сотрудничестве в сфере ядерного вооружения между государствами подчеркивается сложностью и взаимосвязанностью с отношениями в других областях, в первую очередь политической, идеологической, и конечно, экономической. Данными вопросами занимались А.Ю. Бельянинов, П.С. Золотарев, С.М. Рогов . Ценными для исследования являются также учебные пособия по международным отношениям . Наиболее полно изучаемая тема раскрыта в периодических изданиях и на электронных информационных ресурсах . Такая особенность обусловлена тем, что сотрудничество США и России находится в стадии постоянных изменений, поэтому быстро меняющиеся события, влияющие на характер сотрудничества двух стран, получают свое полное и оперативное отражение именно в периодике. Цель исследования – изучение взаимоотношений России и США в в последнее десятилетие ХХ в. В связи с этим ставятся следующие задачи: ? Рассмотреть становление новых отношений России и США в начале 1990-х гг.; ? Изучить политику «национального интереса» в России и отношения с США (1996 – 2000 гг.); ? Исследовать вопросы военной безопасности в области договорных отношений между Россией и США в1990-х гг. Хронологические рамки исследования – 1991 – 2000-е гг., то есть период становления новых принципов во внешней политике России и США после распада СССР. Методы исследования - принципы исторического познания, такие как научность, историзм и объективизм, также наряду с общенаучными были применены специальные исторические методы: систематизация, анализ, комплексный и конкретно-исторический методы.
Введение

После трагедии 11 сентября идея безопасности на основе сотрудничества, сформулированная в совместных заявлениях и отраженная в практических действиях, инициированных Россией совместно с Соединенными Штатами и странами-членами НАТО, а также рядом других стран и международных организаций, приобретает особую актуальность. Взаимное доверие, транспарентность, готовность и умение действовать не в ущерб интересам безопасности друг друга, сотрудничество в противодействии новым глобальным и региональным угрозам - вот сущность концепции безопасности на основе сотрудничества. Проблема новой модальности отношений безопасности на региональном уровне актуальна не только для России. Современная система международных отношений переживает кризис традиционных союзнических отношений и концепций коллективной безопасности. Реализация идеи безопасности, в первую очередь, зависит от сотрудничества двух политических полюсов мира – США и России. Но их взаимоотношения сегодня далеки от идеальных. Во время холодной войны большинство отношений между США и Россией было основано на фундаменте вооруженных сил. Вследствие этого после холодной войны все эти отношения, связи остались, но страны начали превращать эти связи в более партнерские. Но, чтобы стать настоящими партнерами, нужно создать такие же отношения в экономической, культурной сферах. Отношения США и России подчиняются политике обеих стран, поэтому развитие их зависит от диалога двух государств. Однако может ли этот диалог носить равноправный характер? Или прав Сэмюэл Хантингтон, который говорит о войне цивилизаций? Конец ХХ века оказался крайне сложным и судьбоносным для России и США, поскольку в это последнее десятилетие, после распада СССР необходимо было выработать новые подходы в отношениях между нашими странами. Возникли новые геополитические реалии, появились новые внешнеполитические вызовы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 I. СТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. 8 II. ПОЛИТИКА «НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА» В РОССИИ 16 И ОТНОШЕНИЯ С США (1996 – 2000 ГГ.) 16 III. ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И РОССИИ В 1990-Х ГГ. 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41 1.ИСТОЧНИКИ 41 2.ЛИТЕРАТУРА 42
Список литературы

1. Выступление президента В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года». http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/02/159528.shtml. 2. Договоры СНВ-1 и СНВ-2. Справка. 17.12.2008 // РИА Новости: http://www.rian.ru. 3. Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 г. 4. Документы по внешней политике РФ. - М.: РОССПЭН, 2002. – 458 с. 5. Концепция внешней политики Российской Федера¬ции (утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 28 июня 2000 г.) // scrf.gov.ru/documents/25.html 6. Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации утверждены Распоряжением Пре¬зидента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 23 апреля 1993 г. // Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / состави¬тель Т.А. Шаклеина. Т. IV. Документы. - М., 2002. 7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html 8. Федеральный Закон Российской Федерации от 19 июля 1998 года № 327-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (с изменениями на 4 декабря 2007 года) // (Российская газета. - № 276. - 08.12.2007). 2.ЛИТЕРАТУРА 9. Актуальные задачи развития вооруженных сил Российской Федерации - М.: Министерство обороны, 2003. – 342 с. 10. Арбатов А. Военно-политические аспекты отношений США с Россией // Международные процессы. – 2009. – Т.7. - № 1 (19) 11. Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи // США-ЭПИ. - 1994. - № 10. – С.17-21. 12. Бажанов Е.П. О тенденциях международных отношений на пороге XXI столетия // Дипломатический ежегодник. – М.: Научная книга, 1999. – С.26-35. 13. Бажанов Е.П. Эволюция российской внешней политики (1991-1999). - М.: Республика, 1999. – 452 с. 14. Бельянинов А.Ю. Военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами: настоящее и будущее. - М.: Издательский дом «Граница», 2003. – 236 с. Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны (1945-1995). - М.: Конверт - МОНФ, 1997. – 332 с. 15. В МИД РФ отмечают «отсутствие каких-либо предпосылок» для вступления в силу Договора СНВ-2. - 14.06.2002 / РИА Новости: http://www.rian.ru. 16. Внешняя политика и безопасность современной России 1991-2002 гг. В 4 т. Т.4. - М.: МГИМО (У), МИД РФ, РАМИ, ИНО-Центр, РОССПЭН, 2003. – 468 с. 17. Военная энциклопедия. В 8 т. Т.8 / Пред. глав. ред. комиссии С.Б.Иванов. – М.: Воениздат, 2004. – 466 с. 18. Военное сотрудничество России и США в 1993-2008 гг. Справка // Сайт ИА REGNUM: www.regnum.ru/news/1042643.html. 19. Золотарев П.С. Противоракетная оборона: история и перспективы //Россия в глобальной политике. - № 3. - май-июнь 2008. – С.15-34. 20. Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. - М.: РОССПЭН, 2000. – 266 с. 21. Иванов С. Предотвращение угрозы ядерного терроризма – веление времени // Время новостей. - № 64. – 2010. - 20 апреля. 22. Известия. – 1992. - 14 мая 23. Известия. – 1992. - 30 сентября. 24. История международных отношений и внешней политики России. 1648-2000 / А.С. Протопопов, В.М. Козьменко, Н.С. Елманов. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001. – 562 с. 25. Казанцев Ю.И. Международные отношения и внешняя политика России. - Ростов-на-Дону, Новосибирск: Феникс, 2002. – 388 с. 26. Казеннов С., Кумачев В. Эпоха разрушения биполярного мироустройства. Россия должна пока воздержаться от глобальных игр //НГ-сценарии. - № 8. - 1997 (июль). 27. Караганов С.А. Как быть с наследием? //Московские новости. - № 1. – 1992. - 2 января. 28. Комсомольская правда. – 1992. - 19 марта. 29. Кудашкин В.В. Государственное регулирование торговли продукцией военного назначения с иностранными государствами. - М.: РОССПЭН, 2003. – 212 с. 30. Кузык Б.Н. Россия на мировом рынке оружии. - М.: Республика, 2001. – 168 с. 31. Кулагин В. М. Международная безопасность. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2006. – 498 с. 32. Мир и Россия на пороге XXI века. - М.: МГИМО (У). РОССПЭН, 2001. – 372 с. 33. Мировая политика и международные отношения. Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. - СПб.: Нева, 2005. – 366 с. 34. Примаков Е.М. Международные отношения накануне XXI века: проблемы, перспективы //Международная жизнь. - 1996. - № 10. - С. 3-13. 35. Примаков Е.М. Россия в мировой политике // Год Планеты. - М.: Политиздат, 1998. – 212 с. 36. Рогов С.М. Российско-американские отношения на рубеже веков. - М.: Институт США и Канады РАН, 1996. – 322 с. 37. Рогов С.М. Снижение ядерных рисков: могут ли Россия и США отказаться от взаимного ядерного устрашения?/ С.М. Рогов, В.И. Есин., П.С. Золотарев. – М.: Институт США и Канады РАН, 2004. – 284 с. 38. Российско-американская рабочая группа по борьбе с терроризмом (совместное заявление для прессы и фактологическая справка) / Сайт посольства США: http://russian.moscow.usembassy.gov/ctwg.html 39. Российско-американские отношения после холодной войны. - М.: АСТ, 2000. – 344 с. 40. Симаков А.И. Экспорт оружия: организация и техника исполнения. - М.: Республика, 2003. – 182 с. 41. Советская военная мощь от Сталина до Горбачева. - М.: АСТ, 1999. – 442 с. 42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон //Полис. - 1994. - №1. - С.18-34. 43. Хоменко Н.А. Российский экспорт вооружений: проблемы и перспективы. - М., 1996. – 256 с. 44. Шаклеина Т.А., Батюк В.И. Россия и Америка: российская внешнеполитическая мысль о российско-американских отношениях. - М.: Искран, 1992. - 67 с. 45. Шаклеина Т.А. Россия и США в новом мировом порядке. Дискуссии в политико-академических сообществах России и США (1991-2002). - М.: ИС-КРАН, 2002. - 433 с. 46. Шумихин А.Ю. Что скажет Ельцин в США // Московские новости. - № 5. - 1992 (февраль). 47. Ядерные испытания СССР. В 4 т. Том 3 / Под ред. В.Н. Михайлова. Саров; ВНИИЭФ, 2000. – 418 с.
Отрывок из работы

Объектом исследования являются взаимоотношения между США и Российской Федерацией. Предметом данного исследования выступает анализ особенностей взаимоотношений России с США после распада СССР. Источниковой базой исследования являются правовые и нормативные документы, опубликованные в литературе, это Договоры по СНВ-1и СНВ-2, СНП, СНВ-3 , Федеральный Закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 327-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» , а также Концепции внешней политики РФ (1993, 2000) . Научная новизна исследования сотрудничества США и России состоит в том, что предпринята попытка проанализировать недостаточно изученный период поэтапного сотрудничества между двумя нашими странами, отличающийся крайней противоречивостью. Научно-практическая значимость данной работы состоит в том, что содержание и выводы работы могут быть использованы при изучении истории внешней политики России и США, международных отношений периода формирования новой геополитической ситуации в лекционных курсах и на семинарских занятиях в высшей школе, при написании учебников и учебных пособий, аналитических обзоров по современной внешней политике. Структура работы следующая: введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список использованной литературы. I. СТАНОВЛЕНИЕ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И США В НАЧАЛЕ 1990-Х ГГ. В международной деятельности Российской Федерации можно выделить три этапа, хотя, как и всякое иное деление, оно условно: 1. Период 1992 - первой половины 1993 года, определенный российскими политологами как время проведения прозападной (реактивной) политики, в основе которой было стратегическое партнерство с США, другие внешнеполитические направления либо вообще не прорабатывались, либо основывались на ложной парадигме (СНГ, Ближний и Средний Восток, страны ЦВЕ, Латинская Америка, Индия, Китай); не была проработана идейная база политики России в новом субъектном качестве, не были четко определены национальные интересы страны. 2. Период возрождения силовой дипломатии с использованием военной силы во второй половине 1993 года и до конца 1994 года; это выразилось в активизации действий в Закавказье и в Средней Азии, Россия заявила об особой роли на постсоветском пространстве, объявила неприемлемым расширение НАТО за счет стран ЦВЕ, что привело к осложнению отношений с США. 3. Период, начавшийся в 1995 году, в ходе которого победил центристский подход, ориентированный на национальные интересы страны, направленный на создание благоприятного международного климата для реформирования России и укрепления ее позиций в мире. Дебаты по вопросам внешней политики России происходили постоянно. Содержание и направленность дискуссий определялись внутриполитической ситуацией (раскладом политических сил, ходом реформ); результатами внешнеполитической деятельности (при решении общемировых и региональных проблем); действиями тех или иных стран (или групп стран) в отношении России. Самые активные дискуссии начались в 1995 году, когда стали очевидными неприемлемость и невыгодность для России проамериканского курса, не давшего ожидаемых результатов и не принесшего каких-либо выгод стране, находившейся в кризисном состоянии, а начало процесса расширения НАТО и эскалация конфликта в бывшей Югославии не оставили надежд на выгодный России компромисс с Западом относительно ее участия в строительстве нового мирового порядка. Обсуждение внешнеполитических проблем в российском политико-академическом сообществе оказывало влияние на формирование стратегии, многие из идей, высказанных в ходе дебатов, были использованы при подготовке Концепции внешней политики Российской Федерации (1993, 2000) и в практической деятельности МИД РФ. С начала 1990-х гг. после распада СССР доминировал прозападный курс: партнерству с США нет альтернативы первые годы существования Российской Федерации в качестве самостоятельного субъекта международных отношений ее деятельность в значительной степени определялась той частью внешнеполитической элиты, представители которой были авторами концепции роспуска СССР и создания Содружества Независимых Государств. Большинство российских либералов начала 1990-х годов (в прошлом — это советские либералы времен перестройки) полагали, что Российская Федерация, объявившая себя правопреемницей Советского Союза и отказавшаяся от активной политики в третьем мире и других регионах мира, будет ориентироваться на страны Запада и проводить политику в соответствии с идеями нового политического мышления и на основе договоренностей, достигнутых между СССР и США в конце 1980–х годов и в 1990-1991 гг. В 1992-1993 гг. дебаты по вопросам внешней политики еще не стали предметом острых разногласий в среде либералов, что объяснялось рядом причин. Одна из них состояла в том, что большая часть российской политической элиты рассматривала Россию в качестве аналога СССР, несмотря на происшедшие изменения, не считала необходимым разрабатывать внешнеполитическую стратегию, отличную от той, которая была сформулирована в конце 1980-х годов и в основе которой было сохранение равноправного стратегического партнерства с США. То, что со стороны США не наблюдалось аналогичной тенденции на равноправные партнерские отношения, расценивалось как временная и преодолимая ситуация. В эти годы, которые в Соединенных Штатах были переходными от республиканской администрации Дж. Буша-старшего к демократической администрации Б. Клинтона, стратегия США и стран Запада в отношении России и других постсоветских государств еще не была окончательно сформулирована, и это оставляло надежды на реализацию идей сотрудничества двух держав, на то, что интересы России будут учтены и ей будет оказана широкомасштабная экономическая помощь. Сохранить Советский Союз не удалось, новая структура, возникшая на постсоветском пространстве — Содружество Независимых Государств, — стала союзом, где тенденции к независимости во всех сферах — экономической, политической, военной оказались более сильными, чем предполагали авторы создания новой структуры взамен СССР. Это породило серьезные проблемы для политики России на постсоветском пространстве, где США начали постепенно проводить политику, часто вступавшую в противоречие с российскими интересами, а иногда и шедшую вразрез с ними. В проходивших дискуссиях политологи и публицисты из числа представителей консервативной оппозиции сделали акцент на просчетах внешнеполитической деятельности Советского Союза, политики Горбачева — Шеварднадзе, которая, по их оценкам, в поисках неконфронтационных отношений с Западом любой ценой привела к утрате позиций в мировой политике, продемонстрировала неумение играть на глобальных противоречиях между США, странами третьего мира и Западной Европой, вместо того чтобы, подобно КНР, постоянно демонстрировать готовность к мирной и военной конфронтации с Западом. Высказывалась мысль, что МИД РФ не оценил должным образом негативные последствия советской политики конца 1980-х годов и продолжал ориентацию на партнерство с США, предполагавшее односторонние уступки со стороны России, особенно в жизненно важном регионе ее влияния — странах СНГ. Российских дипломатов упрекали в том, что они не видели разницы между интересами России и США, допускали, чтобы президент США Дж. Буш откровенно говорил о «желании Америки перекроить мир по собственным лекалам», а государственный секретарь США Дж. Бейкер выступал как посредник в отношениях между отдельными странами СНГ . Либеральные политологи высказывали противоположные мнения. Так, А.Ю. Шумихин считал, что в новых условиях России выгодно иметь поддержку США, в том числе на пространствах бывшего СССР. Согласно его точке зрения, «российское руководство было заинтересовано в том, чтобы американцы лучше понимали внутренние российские проблемы, равно как и характер отношений России с другими странами СНГ, причины их возможной неустойчивости» . С ним соглашался авторитетный специалист по международным отношениям С.А. Караганов, говоривший о необходимости сохранить открытость Западу, так как это было важно для продолжения реформ, позволило бы сконцентрироваться на делах в Евразии, прежде всего в СНГ, ставших основной сферой политики России в условиях, когда резко сузилась база ее международного влияния . Открытость России и ее политики рассматривалась российскими либералами-перестроечниками в качестве важного условия для установления партнерства с США и странами Запада. Сохранялась надежда на то, что отношения с Россией будут строиться почти как с СССР, т.е. на равноправной основе. Однако достаточно скоро подобным иллюзиям было суждено развеяться. В 1992 году в американском военно-политическом истеблишменте позиция США в отношении России была сформулирована следующим образом: не позволить ей возродиться в качестве великой державы в Евразии, проводить в странах СНГ и Балтии политику, направленную на укрепление их независимости от России, препятствовать созданию какого-либо военного или военно-политического союза на постсоветском пространстве, а также между Россией и КНР, который мог бы воспрепятствовать проведению американской политики или представить альтернативу НАТО .
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Разное, 22 страницы
264 руб.
Курсовая работа, Разное, 19 страниц
228 руб.
Курсовая работа, Разное, 31 страница
230 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg