Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Проблемы занятости молодежи в России и пути их разрешения

happy_woman 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 25 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2021
Целью нашего исследования является анализ проблем занятости молодежи в России и путям их решения. Задачами исследования стали: - рассмотреть молодёжную безработицу в России; - охарактеризовать разрыв связей между профессиональным образованием и молодёжным рынком труда; - выявить особенности регулирования занятости молодёжи за рубежом; - определить основные векторы развития государственной политике содействия занятости молодёжи; - охарактеризовать возможности региональных властей в предоставлении рабочих мест молодёжи.
Введение

Курсовая работа посвящена проблеме занятости молодежи в России и путям их решения. Актуальность исследования основано на том, что на сегодняшний день вопрос занятости молодежи в РФ представляет собой серьезную проблему, носящую долгосрочный характер. В Российской Федерации молодежь составляет 48% от общей численности экономически активного населения. Это почти половина населения, которое платит налоги за доходы. Поэтому и бюджет государства напрямую зависит от ситуации на рынке труда. Современный экономический кризис cоздал много проблем в разных сферах отношений между людьми, особенно сильно это отразилось на сфере занятости. При этом в наиболее сложном положении оказались такие социально уязвимые группы населения, как инвалиды, женщины и молодёжь. Занятость населения, как ключевая жизненная потребность и основное направление социальной защиты, является важнейшей сферой государственного регулирования. Сокращение безработицы среди молодёжи – это одна из важнейших целей развития российского общества.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Особенности молодёжного кластера на рынке труда 4 1.1. Молодёжная безработица в современной России 4 1.2. Рынок труда и профессиональное образование: разрыв связей в современной России 9 Глава 2. Молодёжная политика на рынке труда: цели, задачи, реализация 14 2.1. Регулирование занятости молодёжи за рубежом 14 2.2. Государственная политика содействия занятости молодежи 16 2.3. Роль региональных властей в предоставлении рабочих мест молодым 23 Заключение 27 Список источников и использованной литературы 28
Список литературы

Литература 1. Агаркова Д.А., Матвеева Е.В., Комарова М.С. Молодёжь как объект конституционно-правового регулирования // Наука и современное общество: взаимодействие и развитие. - 2015. - №1. - С. 239-249. 2. Байкина А.В. Неэффективная занятость молодёжи на рынке труда как социальная проблема // Студент и наука (гуманитарный цикл) – 2017. Материалы международной студенческой научно-практической конференции / Отв. ред. А.С. Гаан. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова , 2017. - С. 732-734. 3. Богаченко Е.Д. Зарубежный опыт регулирования занятости молодёжи с учетом принципов достойного труда // Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами. Сборник. - Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.., 2018. - С. 61-65. 4. Бреев Б.Д. Безработица в современной России : учеб. пособие / Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2005. - 271 с. 5. Верёвкин Л.П., Бердыклычева Н.М. Занятость молодёжи / Л.П. Верёвкин, Н.М. Бердыклычева // Энергия: экономика, техника, экология. - 2017. - № 11. – С. 72-80. 6. Верёвкин Л.П., Бердыклычева Н.М. Занятость молодёжи / Л.П. Верёвкин, Н.М. Бердыклычева // Энергия: экономика, техника, экология. - 2017. - № 11. – С. 77. 7. Вечканов Г.С. Экономическая теория : учеб. пособие / Г.С. Вечканов. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с. 8. Градович М.С. Кириллова М.М. Обеспечение занятости молодежи в современных условиях / М.С. Градович, М.М. Кириллова // Проблемы современной экономики. – 2010. - № 1. – С. 157-162. 9. Давыденко Т.А. Проблемы управления занятостью молодёжи // Актуальные проблемы экономического развития. Сборник докладов Международной заочной научно-практической конференции / Т.А. Давыденко. - Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2011. - С. 194-199. 10. Карцева Л.В. Внепрофессиональная занятость как фактор трудовой социализации молодёжи в сфере культуры / Л.В. Карцева // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной электронной научно-практической конференции. - Казань: «Бриг», 2017. - С. 417-422. 11. Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях в России и за рубежом / отв. ред.: Е.В. Пыхтеева, Р.Р. Шахмарова. – Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. – 224 с. 12. Ницевич Н.Ю., Бурмистрова Е.Ю. Международно-правовое регулирование труда и занятости молодежи / Н.Ю. Ницевич, Е.Ю. Бурмистрова // Новая наука: стратегии и векторы развития. – 2016. - № 3. – С. 202-211. 13. Певцова Е.А. Роль институтов гражданского общества в обеспечении правовой защиты детей и молодёжи / Е.А. Певцова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2014. - №4. – С. 74 - 79. 14. Чукреев П.А. Занятость населения и её регулирование: учеб. пособие / П.А. Чукреев. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2010. – 212 с. 15. Шереги Ф.Э. Российская молодежь: настроение, ожидания, ценностные ориентации / Ф.Э. Шеренги. - М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. - 93 с. Интернет-источники 16. A review of the effectiveness of Active Labour Market Programmes with a focus on Latin America and the Caribbean [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---inst/documents/publication/wcms_459117.pdf
Отрывок из работы

Глава 1. Особенности молодёжного кластера на рынке труда 1.1. Молодёжная безработица в современной России Молодежная безработица заняла лидирующие позиции, как во всем мире, так и в России. Молодежь - это большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально- экономическое и общественно-политическое положение, а также мировоззрение и духовный мир находятся в состоянии формирования и становления. Молодежь является наиболее активной частью общества. Молодые лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах, они интересуются и тянутся к новым знаниям и все время заряжаются новыми идеями и различной актуальной информацией. Молодое поколение намного быстрее приспосабливается к современным условиям. Получение знаний и результат работы тесно связано и поколение, о котором идет речь, понимает это, потому их мотивация к получению знаний намного больше, в результате чего быстро понимает как работают новые приемы и быстрее обладает профессиональные навыки.. Молодое поколение имеет огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности. Молодое поколение по праву считает себя главным фактором устойчивого развития России, основной движущей силой коренных преобразований в обществе. Высокая же безработица среди молодёжи имеет целый ряд негативных для общества последствий: 1. углубление бедности и обнищание молодых семей (как следствие – увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов); 2. падение национального патриотизма, отток молодых специалистов в развитые страны, появление интереса к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрыв интереса к образованию; 3. увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается продолжительность жизни, увеличивается смертность. Всё это способствует естественному вырождению нации. Анализ состояния в области обеспечения гарантий занятости молодежи в странах мира позволяет выделить следующие тенденции и процессы : 1) сокращение глобального коэффициента занятости молодежи в связи с падением уровня экономической активности молодежи и ростом безработицы; 2) значительная страновая дифференциация возможностей доступа к рабочим местам в сфере занятости молодежи. Снижение доли безработной молодежи в общей численности занятого населения было особенно заметно в развитых странах и государствах ЕС, в Восточной Азии; 3) характер воздействия экономического кризиса на занятость молодежи в каждом регионе имел свои особенности, следовательно, различались и меры по обеспечению занятости данной категории; 4) рост занятости молодежи в неформальном секторе экономике, в котором н соблюдаются стандарты достойного труда. Анализ неформальной занятости среди молодежи, проживающей в отдельных странах Восточной Европы и Кавказа, показывает, что 1/3 от занятой молодежи была занята в неформальном секторе экономики. В Европе доля молодежи в неформальном секторе экономики составляет около 17%. В России доля занятости молодежи в неформальном секторе составила 22,6%; 5) высокая продолжительность безработицы среди молодежи; 6) рост числа молодых людей группы «NEET» (молодые люди, которые не работают, не учатся и не проходят профессиональную подготовку). Как показывает зарубежный опыт, группа NEET особенно подвержена риску на рынке труда и социальной изоляции. Данная категория молодежи находятся в неблагоприятном положении из-за более низкого уровня образования и низких доходов. Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, также является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы как регистрируемой, так и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучестью рабочей силы, фрикционной безработицей. Реформы в области труда и занятости ликвидировали бронирование рабочих мест для молодежи. Лица, впервые выходящие на рынок труда и не имеющие профессионального образования, утратили гарантию трудоустройства и оказались социально незащищенными на рынке труда. Молодежь также страдает из за неустойчивых жизненных установок: из-за этого она более подвижна при выборе работы, но при этом боится самостоятельных решений на рынке. Чуть больше половины безработных получают предложения о трудоустройстве. Но 1/3 из людей, имеющих статус безработного, отказываются от этих предложений в основном из-за низкой зарплаты. Преимущества того, что молодежь работает заключаются в том, что они не боятся перемен и нововведений; у них есть потенциал и они направлены на развитие, рост, карьеру; готовы отдавать больше сил и энергии; молодежь чаще разрабатывают и придумывают идеи, которые без труда можно реализовать; они без стыда выполняют тяжелую, непрестижную и даже грязную работу, также могут выполнять разовую работу; они могут начать работу с нуля и открыть или развить новое направление в чем-либо, при этом работать в различные часы, при гибком графике; они получают новые знания на учебе6 которые потом помогают им воплощать их идеи в реальность. Однако у работающей молодежи есть недостатки. например, молодые ребята часто берут на себя слишком много ответственности и могут переоценить свои возможности в выполнении работы, также они недостаточно осведомлены и не знают всех тонкостей и сложностей той или иной работы, из за чего могут халатно относиться к своим обязанностям. В экзаменационный период на учебе они не могут целиком и полностью отдавать себя работе. Также у мужской половины могут быть проблемы с армией, что тоже сказывается на качестве и посещении работы. Учитывая «социально - психологическую специфику молодежи, лабильность сознания, неустойчивость политических ориентаций молодых людей, необходимо политически воспитывать, чтобы они осознали значимость собственного положения в обществе и свою политическую силу». Более низкая конкурентоспособность молодёжи на рынке труда объективно обусловлена рядом факторов : 1) отсутствие стажа работы и профессионального опыта; 2) несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений, а также зачастую переоценка своих знаний, умений и возможностей; 3) отсутствие чётких представлений о содержании, методах работы и отношениях в рамках формальных организаций; 4) ухудшение количественных и качественных показателей работы учащейся молодёжи в периоды сессий; 5) молодое поколение менее предсказуемо в своем развитии и поведении; у него повышенная мобильность, а потому усилия, затраченные на обучение молодых сотрудников, могут оказаться потраченными зря. В поисках нового места работы они вполне могут перейти к конкурентам и применить там опыт и знания, полученные в данной фирме. В условиях кризиса проблема трудоустройства молодёжи ещё более обостряется вследствие перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными группами населения. В последние годы, в связи со структурными преобразованиями в экономике, в России обострилась проблема дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда из-за несоответствия уровня подготовки молодых специалистов требованиям работодателей. Ярко выражено также противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах определенных видов деятельности и перепроизводством выпускников учреждений профессионального образования всех уровней, в услугах которых экономика не нуждается (или спрос на них уже полностью удовлетворен). Сложившаяся на сегодняшний день глубокая дифференциация заработной платы по отраслям и профессионально-квалификационным группам занятых, а также изменение в последнее десятилетие ценностных ориентиров, заметно уменьшили приток молодежи в отрасли, требующие высокой квалификации рабочей силы. Помимо этого, неадекватная самооценка многих выпускников высших и средних специальных учебных заведений, подчас, затрудняет их адаптацию в современных экономических условиях. Данные черты, присущие молодежи, делают ее менее социально защищённой как социальную группу. Сюда следует добавить проблемы, связанные с получением высшего образования, устройства на работу по специальности, приобретение жилья и создание семьи, различные материальные блага, т.е. все то, что отражается на качестве жизни молодых людей. 1.2. Рынок труда и профессиональное образование: разрыв связей в современной России В настоящее время, чтобы быть важной и узнаваемой личностью на рынке, человек должен постоянно повышать свою квалификацию. Благодаря профессиональной переподготовке растущая безработица стала падать Между тем за последние годы в системе образования произошли серьёзные структурные изменения. Образовательная отрасль больше не опирается на интересы общества. Также общество из-за кризиса не смогло воздействовать на сферу образования. Одной из главных проблем высшего образования стало отсутствие трудоустройства по специальности. Это означает, что высшая школа отстаёт от рынка, не удовлетворяет его потребностей в специалистах нужного профиля. Несомненно, внимания заслуживают «платное обучение» и «сложность поступления». До 80% выпускников вузов устраиваются на работу не по специальности. Выходит, профессиональное образование, карьера и успех в жизни связаны не напрямую. Две другие проблемы - низкое качество подготовки специалистов и излишне большое их количество. Если высшее образование лишь расширяет возможности выбора профессии, не гарантируя устройства по специальности, видимо, нецелесообразно, исходя только из прагматических установок, заниматься подготовкой узкопрофильных специалистов, имеющих высшее образование. За время их обучения рыночная конъюнктура может трансформироваться. В результате мы имеем в высшем образовании тенденцию, при которой первое высшее образование чаще рассматривается в качестве «общего», «пробного», а выпускники и абитуриенты редко связывают специальность и вуз с будущей карьерой. В начальном профессиональном образовании всё меньше ценятся профессиональные навыки: согласно опросам работодателей, для них в выпускниках ПТУ дисциплина и ответственность гораздо важнее, чем профессиональные навыки и уровень квалификации. Парадоксальная ситуация сложилась и в общем образовании: старшая школа потеряла всякое самостоятельное значение и однозначно рассматривается как этап подготовки в вуз. Иными словами, можно констатировать, что наряду с осознанием важности образования для будущей жизни меняются требования к его содержанию. Продолжает обостряться проблема с трудоустройством молодёжи. Порядка 50% всех специальностей (с техническим образованием - до 80%), которым обучаются молодые люди в учебных заведениях, на рынке труда не востребованы. Учитывая это, примерно 50% молодых специалистов меняют базовую профессию, ни разу не попробовав себя в полученной специальности. В-третьих, определённой степени конкуренцию выпускникам составляют трудовые мигранты других стран, владеющие 2-3 профессиями. За 25 лет рыночных преобразований трансформировалась и молодёжь. Изменились её жизненные установки, отношение к трудовой деятельности, дисциплине, материальным ценностям и формам самореализации. В целом молодые люди стали более прагматичными. Молодые россияне лучше, чем предшественники и старшее поколение, оценивают своё материальное положение. Свои представления о престижности профессии молодые люди строят, исходя не из высокой оплачиваемости, а опираясь на статус, который работа даёт человеку, занимающемуся данной деятельностью, на её интересность, на её долгосрочную перспективность. Можно говорить об изменении самого понятия престижности в глазах молодёжи. Теперь престиж всё больше ассоциируется со словами «профессионализм» и «власть». Анализ представлений молодых людей показывает, что молодёжь в целом чутко реагирует на трансформацию ценности профессиональных качеств работников. Среди молодёжи снижается привлекательность такого качества, как умение ладить с начальством и связи. Сегодня чаще, чем 10 лет, назад отмечается значимость таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, профессионализм. Согласно социологическим исследованиям, 41% молодёжи работает по полученной специальности. Сегодня молодые россияне реже работают не по специальности, чем десять лет назад (10% против 19%). Тем не менее доля молодых людей, никогда не работавших по специальности, практически неизменна и составляет примерно 20%. Часто на рынке труда молодежь характеризуется отсутствием нужного профессионального опыта, недостаточным уровнем образования, что приводит к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами. Отсюда следует, что работодатель от своих будущих работников требует опыт работы в тот или иной сфере, но и возраст работника должен быть не больше тридцати лет, а иной раз и меньше. С появлением кризисных явлений на рынке труда проблема занятости молодежи обостряется. Все меньше молодых людей удовлетворены своей трудовой деятельностью. В большинстве случаев им приходится довольствоваться тем, что есть, так как поиски новой более интересной работы - это стресс, неуверенность в завтрашнем дне, скудное финансовое состояние.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Социология, 23 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Социология, 31 страница
700 руб.
Курсовая работа, Социология, 33 страницы
1000 руб.
Курсовая работа, Социология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Социология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Социология, 50 страниц
600 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg