Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Управление инновациями на предприятиях строительной сферы на примере ООО «Инвестком»

happy_woman 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 08.01.2021
Актуальность темы данного дипломного проекта обусловлена планами деятельности ООО «ИНВЕСТКОМ» по увеличению объема строительных площа¬док. Цель дипломного проекта состоит в разработке стратегии предприятия для компании, разработать стратегию, для этого необходимы данные о прибыли предприятия, о его стратегических зонах хозяйствования, о темпах роста рынка, об относительные доли рынка и о многом другом. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей). Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса, выделяются те компоненты, которые действительно имеют значение для организации, проводится сбор и отслеживание информации по каждому компоненту и на основе оценки реального положения предприятия выясняются причины кризисного состояния. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия — первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия. Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять маркетинговые стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы. И с этой целью, на первом этапе, надо провести исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей. Далее, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов. Третьим этапом является применение SWOT-анализа, который иначе называют еще матрицей первичного стратегического анализа. Это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный действительно оказать помощь в выборе оптимальной маркетинговой стратегии. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие зада¬чи: ? выделение стратегических зон хозяйствования с использованием ? «сегментационной мясорубки»; ? произвести оценку доли рынка по каждому СЗХ; ? разработка соответствующих перспективных планов и программ; ? разработка стратегии предприятия с использованием методов: GE/McKinsey; ? построение матрицы «Рост/Рост»; ? построение матрицы БКГ; ? построение матрицы «Возможность / уязвимость»; ? построение матрицы GE/McKinsey; ? произвести анализ покупателей на основе «гребешкового анализа». Значимость дипломного проекта заключаться в том, что полученные ре¬зультаты исследования и разработка стратегии могут быть использованные в хозяйственной деятельности ООО «ИНВЕСТКОМ» с цель получения прибыли.
Введение

Основным видом деятельности ООО «ИНВЕСТКОМ», рассматривая ди¬пломном проекте в качестве объекта исследования, является строительство и продажа загородных домов. Стратегическое управление, нацеленное на стабильное, устойчивое развитие компании, можно рассматривать как единство взаимосвязанных управленческих процессов, таких как: определение миссии и стратегических целей, анализ внешней и внутренней среды, определение стратегии развития компании, разработка функциональных стратегий, разработка стратегических планов, их выполнение, контроль и анализ результатов их внедрения. Для успешного развития компании должна выполняться регулярная диагностика ее хозяйственной деятельности, позволяющая определить успешное направление развития. Именно на основе данной диагностики компания может выработать или скорректировать стратегию деятельности, определяющую ее устойчивое развитие. Основой устойчивого развития в управленческом аспекте принято считать стратегическое планирование. В связи с этим планирование развития рекламной компании становится основополагающим фактором устойчивости и безопасности развития.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 6 1.1 Понятие стратегии организации и классификация стратегий 6 1.2 Основные этапы разработки и реализации стратегий 17 1.3 Учет фактора конкурентных преимуществ 22 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39 2.1 Краткая характеристика предприятия 39 2.2 Анализ внешней среды организации 42 2.3 Анализ внутренней среды. Формирование матрицы SWOT- анализа 45 ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КОМПАНИИ 53 3.1 Определение основных направлений совершенствования стратегического менеджмента. Определение рентабельности СЗХ. Построение матрицы рост/рост 53 3.2 Построение матриц БКГ (Boston Consulting Group) рост/доля рынка, модифицированной матрицы БКГ, матрицы Возможность/Уязвимость (бананограмма), матрицы (модели) GE/McKinsey (Дженерал Элтрик/МакКинзи). 59 3.3 Анализ покупателей. Создание стратегии компании. 60 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………..……………………78
Список литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 21.01.2020) 2. Гражданский Кодекс РФ № 51 – ФЗ от 30.11.1994 (ред. от 29.07.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 21.01.2020) 3. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 320 c. 4. Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях. Системный анализ и принятие решений: Учебник / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 396 c. 5. Афанасьев Н.В., Багиев Г.Л. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. - №7. – 2016. – С. 16-22 6. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 285 c 7. Берлин А., Васильченко А. Реструктуризация системы управления и управление кризисами // Журнал для акционеров. – 2017. – № 1. – с. 10 – 16 8. Береза, Е.Н. Формирование маркетинговой стратегии выхода предприятия на зарубежный рынок: Дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Санкт-Петербург, 2017. – 128 с 9. Бычков В. Стратегии роста / В.Бычков // Управление персоналом. – 2019. - N 3. – С.10 10. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 2018. – 236 с 11. Бык Л. Ф., Китушин В. Г. Концептуальная модель развития и задачи менеджмента//Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. - № 6. - С. 34—38 12. Васильева Л. В. Пять слагаемых управления компанией//Управление развитием персонала. – 2019. – №1. – С. 2 13. Велиханова А.Р. Основные принципы и задачи эффективного управления предприятием в проблемной среде // Транспортное дело России. - 2016. — № 3. — С.30 14. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. – 2018. - № 1. – С. 5-10 15. Веснин В.Р. Основы стратегического анализа: Учебник. – М.: Изд-во Триада.Лтд, 2014. – 502 с 16. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2017. — 160 с 17. Владимирова И.Г. Организационные структуры управления организациями // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. - № 3-5. - С.91 18. Волкова Н. В. Новые подходы в стратегическом планировании деятельности предприятий / Н. В. Волкова, Л. А. Гузикова // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 20-22 19. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – г. Железнодорожный, Моск. Обл.: ПАО НПЦ «Крылья», 2014. – 234 с. 20. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. — Люберцы: Юрайт, 2017. — 290 c 21. Грант Р. М. Современный стратегический анализ (Contemporary Strategy Analysis) - 6-е изд. / Пер. с англ. под ред. В. Н. Фунтова. - СПб. : Питер, 2017. - 560 с 22. Дрогомирецкий, И.И. Планирование на предприятии. Конспект лекций / И.И. Дрогомирецкий, Е.Л. Кантор, Г.А. Маховикова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 140 с. 23. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2018. - 432 с. 24. Евсеева А.А., Красникова Д.А., Кокушкин А.Б. Эффективность применения современного менеджмента в управлении предприятием // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК,2018. – С. 78-90 25. Ермолина Л.В. Экономическое содержание категории «эффективность». Понятие стратегической эффективности // Основы экономики, управления и права. – 2019. – № 2. – С. 98–102 26. Звягинцева Ю.А., Мелехова Т.В. Стратегическая диагностика как метод эффективного управления предприятием// Научная библиотека. – 2019. – №1. – с. 102-108 27. Звягинцев, В.Б. Разработка маркетинговой стратегии предприятия и контроль над ее реализацией. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2019. - № 1. – С. 72-81 28. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 375 c 29. Зулькарнаева, Д.Р. Актуальность разработки стратегии развития предприятия / Д.Р. Зулькарнаева // Успехи современного естествознания. – 2018. - №12-3. -С.294 30. Ибрагимова, М.Х. Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений / М.Х. Ибрагимова // Проблемы современной экономики. –2018. - №2. –С. 140–143 31. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 289 с. 32. Кабушкин Н.И. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления организации // Современное управление. 2018.- №7. - С.95-108 33. Кандинская О. Стратегический маркетинг и финансовое планирование //Маркетинг. – 2019. - № 2. - с. 34 – 46 34. Карась Л. Управленческая диагностика – основа совершенствования менеджмента // Проблемы теории и практики управления. – 2019. - № 6. – с. 78 35. Климовец О.В. Трансграничные стратегии российских компаний // Российское предпринимательство. – 2019. - №9. – С. 16-20 36. Козлова А. С. К вопросу о стратегическом менеджменте / А. С. Козлова // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 380-382 37. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Ф. Котлер. - М.: Альпина Паблишер, 2018. – 132с. 38. Кузнецов, Б.Т. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б.Т. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 623 c 39. Куксов А. Планирование деятельности предприятия/ А.Кусков // Экономист. –2018.-№ 6. – С. 61-67 40. Лапин А. Формирование системы управления персоналом (региональный и микроэкономический аспекты) // Проблемы теории и практики управления. - 2019. - № 14. – с. 65 – 70 41. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Б.Г. Литвак. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 507 c 42. Локтев С. А., Межов И. С. Система управления предприятием, адекватная реалиям России // ЭКО. – 2019. - № 5. – с. 164 – 171 43. Лукьянова, Н. Ю. Методика анализа маркетинговой среды предприятия / Н. Ю. Лукьянова // Молодой ученый. - 2014. - №7.1. - С. 24-27 44. Люкманов В.Б. Стратегический менеджмент - М: МИТХТ им. М.В.Ломоносова, 2017. - 100 с. 45. Малюк, В.И. Стратегический менеджмент. организация стратегического развития: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.И. Малюк. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 361 c 46. Масютин С. А., Леонтьев С. И. Изменение организационной структуры предприятия: целесообразность и возможности // ЭКО. – 2019. - № 2. – с. 77 – 90 47. Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях/Л.А. Мочалова// Финансовый менеджмент.-2019.- №3.-С. 32-35 48. Молчанова, О.П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: Учебник для бакалавриата и магистратуры / О.П. Молчанова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 261 c. 49. Мулахметов Х. Ш. Современные подходы и концепции в практике управле¬ния предприятием//Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. - № 6. - С. 76—80 50. Мухин В. И. Исследование систем управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2014. – 190 с. 51. Новиков Д.А. Теория управления организационными системами. М.: Физматлит. 2-е издание, 2018. – 584 52. Новицкий Н.В. Менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: Дело, 2018 - 376 с 53. Окладников Д. Финансовое планирование, бюджетирование: Методы и решения //Национальная металлургия. -2018. - № 1 . - с .48 -51 54. Пеллетье М., Харрисон Ф. Основы эффективности стратегических решений // Менеджмент дайджест. – 2019. – № 6. – с. 34. 55. Пласкова Н. С.Стратегический анализ в системе бизнес-планирования организа¬ции / Н. С. Пласкова // Аудит и финансовый анализ. - 2019. - №7. – C.12-18 56. Погостинский Ю.А. Функции стратегического управления организацией // Известия ИГЭА. – 2018. - №2 (52). – С. 85 57. Пригожин А. И. Цели организаций: стереотипы и проблемы // Общественные науки и современность. – 2019. - №. 2. – с. 5 – 19 58. Румянцева З. П. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и управления ГАУ) // Российский экономический журнал. - 2019. - № 4. – С. 37-50 59. Румянцева З. П. Организационные структуры управления: современный менеджмент // Российский экономический журнал. – 2017. - № 4. – с. 37 – 50 60. Сидоров, М.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Сидоров. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 145 c 61. Система управления предприятием // Современная экономика. Науч. ред. Мамедов Л. Ю. – Ростов н/д. – 2018. – 189 с. 62. Теория и практика управления персоналом: учеб. пособие/ Авт.-преп. Г.В. Щокин.- К.: МАУП, 2016.-256 с 63. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. - М.: Дашков и К, 2018. - 468 c 64. Шкуратов С.Е. Модели стратегического управления // Проблемы управления. – 2019. - №5. – 233-235 с 65. Янг С. Системное управление организацией. Пер. с англ. под ред. С. П. Никанорова, С. А. Батасова. - М.: «Советское радио», 2017. - 456 с
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Понятие стратегии организации и классификация стратегий Предприниматель, задумываться об реализации идеи, и большей степени ориентируется на свою интуицию. Отсутствие большого опыта, на котором ба¬зируется интуиция, им трудно «угадать» с решением и определиться со страте¬гией компании и тактикой становления и развития. Знакомство с методиками разработки бизнеса для предпринимателей очень важно. Но и компании с боль¬шим опытом не хвастаться, универсальной разработанной схемой бизнеса при¬годной для всех возможных случаях. О формирования стратеги для бизнеса предприятия можно долго спо-рить. С чего нужно начинать планирование: с оценки состояния компании или с состояния внешней и внутренней среды. Может с определения стратегии орга¬низации в целом, чтобы в дальнейшем перейти к детализации оценки и разра¬ботке бизнеса для реализации стратегических проектов? Опыт показывает, соблюдение требований методики прогнозирования позволит компании разработать более точные прогнозы. Это позволяет составить организационный план, оценить все возможные риски, запланировать и распределить рациональное использование всех имею¬щихся ресурсов и обосновать вовлечение в хозяйственный оборот заемных средств. На сегодняшний момент очень сложно дать точное определение поня¬тию стратегия. Стратегическое управление можно определить как искусство и науку формулирования, реализации и оценки функциональных решений, которые позволяют организации достигать своих целей. Различные определения используются для описания предмета, но немногие дают полный и четкий для понимания ответ. Стратегическое управление - это непрерывный процесс стратегического анализа, создания стратегии, ее реализации и мониторинга, используемый организациями с целью достижения и поддержания конкурентного преимущества. Общая цель состоит в том, чтобы объединить энергию функциональных областей организации в одно целенаправленное усилие для достижения превосходной производительности. Обычно это делается через множество этапов процесса. По сути, он отвечает на следующие 3 вопроса: Где находится организация на данный момент? Куда она хочет пойти? Как она туда попадет? Стратегическое управление - это не предсказание будущего, а подготовка к нему и знание, какие именно шаги предпримет компания для реализации своего стратегического плана и достижения конкурентного преимущества. Стратегический менеджмент и роль, которую он играет в достижениях фирм, уже давно являются предметом тщательного исследования и изучения. Стратегическое управление в организации гарантирует, что цели поставлены, основные проблемы определены, время и ресурсы смещены, функционирование консолидировано, внутренняя среда настроена на достижение целей, согласованы последствия и результаты, а организация остается гибкой в отношении любых внешних меняется. По мере того, как все больше и больше организаций начинают осознавать, что стратегическое управление является основополагающим аспектом успешного оказания им помощи при любых непредвиденных обстоятельствах, как внутренних, так и внешних, они начали осваивать стратегическое управление, начиная с самых базовых уровней администрирования. Для крупных организаций, имеющих сложную организационную структуру и крайне жесткую регламентацию, стратегическое планирование внедряется на каждом уровне. Помимо более быстрого и эффективного принятия решений, использования возможностей и направления работы, стратегическое управление помогает сократить расходы, повысить мотивацию и удовлетворение сотрудников, противодействовать угрозам или улучшить их, преобразовать эти угрозы в возможности, предсказать вероятные тенденции рынка и улучшить общие показатели. Принимая во внимание долгосрочные выгоды для организаций, стратегическое планирование заставляет их сосредоточиться на внутренней среде, поощряя и ставя задачи перед сотрудниками, помогая им достигать как личных, так и организационных целей. В то же время обеспечивается также решение внешних проблем, устранение неблагоприятных ситуаций и анализ угроз с целью превращения их в вероятные возможности. Термин «стратегия» появился в середине прошлого века, хотя самое воз¬никло существенно раньше. Этот термин формируется из двух греческих слов: stratos - «войско» и ago - «веду». Таким образом, слово «strategia» означает «во¬енное руководство» и применялось в искусстве ведения военных действий. Учитывая жесткую конкурентную борьбу, которую в наше время ведут бизнесмены на рынке, эта военная терминология весьма кстати и нашла широкое применение в практике управления. Прогнозирование - это специальный научный инструмент в исследова-ние конкретных перспектив развития. Прогнозирование одна из форм конкрети¬зации предвидения в социальной сфере находится во взаимосвязи с планирова¬нием, программированием, проектированием, управлением. Кто хочет всерьез заняться предпринимательской деятельностью и полу¬чить высокую прибыль, должен иметь продуманный и всесторонний детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие такой стратегии позволяет активно развить бизнес, привлечь инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Так же дает возможность [13]: ? определить способы достижения поставленных целей; ? максимально выгодно использовать конкурентные преимуществ ? предприятия; ? предотвратить ошибочные действия; ? отследить новые тенденции в экономике, технике и технологии ? использовать их в своей деятельности; ? доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуе-мость проекта; ? смягчить влияние слабых сторон предприятия; ? определить потребность в капитале и денежных средствах; ? своевременно принять защитные меры против разного рода рисков; ? полнее использовать инновации в своей деятельности; ? объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия; ? обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта). Разработать стратегию бизнеса в многом процесс очень творческий, ос¬нованный на учете общих закономерностей видения бизнеса, но и в условия, личного опыта и знаний предпринимателя. Конечно же в каждом случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и его порядке. Осуще¬ствить задуманное особенно сложно для этого нужно учесть некоторое факторы например - ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и другие показатели. Основной базовой моделью стратегического планирования принято счи¬тать модель Гарвардской школы бизнеса (Гарвардской группы), лидером кото¬рой по праву считается К. Эндрюс. Эта модель разрабатывалась американскими исследователями в течение достаточно продолжительного периода времени. Г. Минцберг называет эту модель «моделью школы проектирования», поскольку в ее основе лежит уверенность в том, что формулирование стратегии как процесс опирается на несколько базовых постулатов, которые в своей совокупности обеспечивают «проектирование стратегии» [22]. Принципиальная схема данной логической модели формирования страте¬гического плана приведена на рисунке 1. В основу построения данной модели стратегического планирования положены следующие основные методологиче¬ские принципы [13]: ? процессы формирования стратегии компании должен быть на высоком уровне контроля; ? модель формирования стратегического плана должен быть простой и информативной; ? любая стратегия развития компании уникальна. И ее рассматривают в качестве результата созидательного проекта; ? процесс разработки стратегии должен завершаться тогда, когда аль-тернативные стратегии имеют полное описание и осуществлен окончательный выбор лучшей из них. Рисунок - 1 Модель Гарвардской группы [15] Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным и доступным языком. Стратегия развития любой фирмы (предприятия) должна предусматри-вать разработку определенного механизма ее реализации. В соответствии с этим все элементы структуры фирмы (предприятия) в лице его руководства должны обладать определенными знаниями и ресурсами, а главное, желанием реализо¬вать выбранную стратегию. К. Эндрюс как лидер Гарвардской группы сконцен¬трировал свое внимание на исследовании роли внешнего руководства предприя¬тия в процессе разработки и реализации стратегии его развития [10]. Модель формирования стратегического плана, предложенная И.Ансоффом, имеет два принципиальных отличия от модели Гарвардской группы. Во-первых, И. Ансофф вводит в процессе стратегического планирова¬ния понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценно¬стей высшего руководства в модели Гарвардской группы. Во-вторых, он пред¬принял попытку описания процесса стратегического планирования в виде опре¬деленной формализованной блок-схемы, которая предполагает подробную раз¬работку списков факторов, учитываемых в процессе принятия решений и рас¬ставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы. Стратегические альтернативы – это альтернативные варианты стратегии, ведущие к достижению поставленных стратегических целей в рамках имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива характеризуется различными затратами и результатами. В программе развития предприятия, имеющей стратегический характер, рассматриваются различные стратегические альтернативы. Среди них – возможности ограниченного роста, агрессивного роста, сокращения темпов развития и сочетания этих вариантов. Стратегической альтернативой, которой придерживаются большинство предприятий, является ограниченный рост (стратегия стабильности). Для этой стратегии характерно определение целей на основе достигнутого с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется обычно в тех отраслях промышленности, где имеет место стабильная ситуация, когда руководство организации в целом удовлетворено положением фирмы на рынке. Стратегия роста реализуется посредством ежегодного существенного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных показателей развития в сравнении с достигнутым в предыдущем году. Эта стратегия используется в динамично развивающихся отраслях с быстро совершенствующимися технологиями. Альтернативой, которую реже всего выбирают руководители предприятий и которую нередко называют стратегией последнего средства, является альтернатива сокращения. В ее рамках возможны несколько вариантов: ликвидация предприятия, отсечение всего лишнего, сокращение и переориентация производства. Чаще всего на практике используется стратегия сочетания всех альтернатив, которой придерживаются обычно крупные предприятия, активно действующие в ряде отраслей. Указанная стратегия представляет собой любой симбиоз из всех упомянутых вариантов. Возможные критерии выбора альтернативных стратегических решений можно объединить в пять групп: 1) реакция на возможности/угрозы внешней среды; 2) получение конкурентных преимуществ: -использование сильных сторон предприятия, слабых сторон конкурентов; -нейтрализация слабых сторон предприятия, сильных сторон конкурентов; 238 3) соответствие целям предприятия: -достижение заданных долгосрочных показателей; -совместимость целей с миссией; 4) выполнимость стратегии: -достаточность наличных ресурсов; -совместимость стратегии с внутренней средой предприятия; 5) учет взаимосвязей с другими стратегиями предприятия: -достижение портфельного баланса; -учет выполнимости стратегии; -использование эффекта синергизма. Стратегические альтернативы необходимо оценивать на предмет того, соответствуют ли они возможностям и угрозам внешнего окружения (внешний анализ). Для достижения конкурентных преимуществ, которые являются частью или основой стратегии, необходимо использовать ресурсы и сферы деятельности предприятия. Поэтому выбранная стратегия должна соответствовать внешнему окружению, целям предприятия, быть реализуемой и не противоречить другим стратегиям предприятия. Как принимаются решения по выбору лучшей конкурентной стратегии? 1. Возможно, наиболее важным критерием является то, как предполагаемая стратегия соотносится со стратегическими факторами, полученными в результате SWOT-анализа. Если стратегическая альтернатива не использует внешние возможности и ключевые, сильные стороны предприятия, а, кроме того, не учитывает внешние угрозы и слабые стороны предприятия, то она, вероятно, обречена на неудачу. Другим важным аспектом при выборе стратегии является следующий момент: может ли стратегическая альтернатива обеспечить выполнение ранее поставленных целей? 2. Находится ли она в соответствии с корпоративной миссией? 3. Необходимо убедиться, что функциональные стратегии, которые поддерживают данную стратегическую альтернативу, взаимосвязаны. 4. Следующим моментом является выяснение: достаточна ли предполагаемая в рамках стратегического плана доля рынка для того, чтобы поддержать необходимый уровень дохода от инвестиций и прибыли? 5. Необходимо оценить риск данной стратегической альтернативы, особенно, если речь идет о вовлечении крупных активов. 239 6. Следует оценить также реакцию на данную стратегическую альтернативу различных заинтересованных групп в микросреде. Наиболее распространенным методом оценки вероятного экономического воздействия каждой альтернативы на будущее предприятия является разработка детальных сценариев, в которых предусмотрены три варианта развития событий: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный. Если эти сценарии адекватно отображают отношение менеджмента к риску, давление со стороны внешней и внутренней среды, личные интересы высшего руководства, то они являются эффективным инструментом, помогающим менеджеру выбрать стратегическую альтернативу, наилучшим образом способствующую достижению целей предприятия. Но окончательная стратегическая альтернатива должна быть выбрана в результате коллективного обсуждения менеджеров. Один из приемов, используемых при обсуждении стратегических альтернатив, – введение специальной ролевой установки «дьявольского адвоката», задача которой состоит в выявлении всех потенциальных слабостей стратегических альтернатив. Этот прием возник в средние века и использовался иерархами католической церкви при принятии решений о канонизации (причисление кого-либо церковью к святым, превращение чего-либо в правило). Процесс стратегического планирования является инструментом, с по-мощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяй¬ственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и орга¬низационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия [22]. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида дея-тельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распре¬деление ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регу¬лирование, организационные изменения. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование рас-пределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, инфор¬мационные ресурсы и т.д. Эффективное распределение ресурсов между различ¬ными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления явля¬ется важнейшей функцией стратегического планирования. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся ры¬ночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйствен¬ный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуще¬ствами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Одна¬ко эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том слу¬чае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы. В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласова¬ние усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, це¬хов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач [35]. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подраз¬делениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на пла¬новой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и ис¬полнителям, и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отве¬чающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает форми¬рование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управ¬ления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределе¬ние функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные измене¬ния проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационно¬го стратегического предвидения. В настоящее время, для нашей страны, в которой стратегическое плани-рование и управление находится еще на стадии становления, особое значение приобретает разработка отечественной концепции стратегического планирова¬ния и управлении учетом анализа и критического осмысления зарубежного опы¬та в данной области исследований. 1.2 Основные этапы разработки и реализации стратегий Разработка стратегии - это сложный и многогранный процесс, который предполагает изучение возможных направлений развития бизнеса, выбор рын¬ков, методов конкуренции, привлечения ресурсов, способов продвижения това¬ров [33]. В условиях современности, характеризующихся кризисными экономическими и социальными процессами, в которых осуществляют свою деятельность предприятия, предполагается продуманная и оптимальная реакция организаций на отрицательные и неблагоприятные тенденции, проявляющиеся со стороны как внутренней, так и внешней среды. При учёте подобных условий каждому предприятию требуется грамотно осуществлять управление. Базисом управленческих процессов в рамках менеджмента выступает планирование, которое служит ключевой функцией менеджмента, поскольку именно оно, если говорить о результатах, воздействует на жизнеспособность и успехи организации в перспективе. Именно в связи с этим предприятиям требуется отчётливое и грамотно выверенное планирование их деятельности. И это касается не только оперативной деятельности, но и стратегических направлений, что отражено в работах современных авторов. В современном понимании стратегическое планирование является одной из ключевых и, одновременно с этим, базовых функций в менеджменте предприятия. Планирование представляет собой весьма сложный процесс, в ходе которого определяется перечень конкретных целей предприятия и выбор ориентиров и способов их реализации и достижения. Стратегическое планирование целесообразно рассматривать как своеобразную базу для результативного и действенного принятия решений в управленческой деятельности, а также с целью закрепления важнейших функций компании, реализации эффективной мотивации и обеспечения контроля, которые, в результате, основываются на выработке стратегических планов Итак, процесс разработки разнообразных стратегий, целью которых служит достижение организацией заявленных целей, можно считать итогом, «продуктом» стратегического планирования, конкретных мероприятий и управленческих решений, которые были выработаны руководством в этом процессе. Такая позиция подтверждается современными исследователями. Помимо этого, сам процесс стратегического планирования выступает в качестве инструмента, который, прежде всего, предоставляет возможность обеспечить основу, чтобы успешно управлять предприятием. Главной задачей, которая решается посредством стратегического планирования, следует считать процесс обеспечения разного рода нововведений в структуре самого предприятия. Вместе с тем, для решения отмеченной задачи стратегическое планирование должно обладать соответствующим функционалом. Именно поэтому в научной среде уделяется пристальное внимание исследованию ключевых функций стратегического планирования. Функции стратегического планирования целесообразно исследовать не только через призму умения, способности предусматривать все требуемые действия, но также через возможность предвидеть разные неожиданности, с которыми можно столкнуться в будущем, и способность с ними успешно справляться . В современных условиях стратегическое планирование направлено на выполнение следующих важнейших функций : 1. Благодаря стратегическому плану задаются направления для деятельности предприятия, что даёт возможность руководству более отчётливо осознать и представить структуру маркетинговых исследований, процессов изучения целевой аудитории, планирования выпускаемой продукции, особенности ее продвижения, продажи, а также особенности ценообразования. 2. Благодаря стратегическому плану каждое подразделение на предприятии обеспечивается четкими целями, они увязаны с общими задачами организации. 3. Благодаря стратегическому плану стимулируется координация усилий разных функциональных направлений. 4. Стратегический план формирует потребность для предприятия в оценке своих сильных и слабых сторон, учитывая активность конкурентов, возможностей и угроз в окружающей среде. 5. Благодаря стратегическому плану определяются альтернативные действия либо комбинации действий, которые предприятие может предпринять. 6. Благодаря стратегическому плану создается базис для распределения ресурсов. 7. За счёт стратегического плана демонстрируется значимость использования процедур оценки деятельности предприятия. Функциональный потенциал стратегического планирования можно охарактеризовать как универсальное средство, направленное на обеспечения внедрения инновационных подходов в сфере производства и управления предприятием, а также управления инвестиционной деятельностью, если говорить о средне- и долгосрочной перспективе. Как нам представляется, на основе современных представлений, в нынешних условиях можно говорить о четырёх группах функций, которые реализуются в рамках стратегического планирования. Первая группа функций касается такого важного направления, как распределение ресурсов, которые, в подавляющем большинстве случаев, являются ограниченными. Вторая группа функций касается обеспечения адаптации к условиям внешней среды. Речь идёт о мероприятиях стратегического характера, которые призваны наладить и стабилизировать отношения организации с ее внешним окружением. Данная группа функций ориентирована на выявление разнообразных вариантов, альтернатив и осуществление приспособления стратегии к действию внешних факторов, что должно реализовываться в соответствии с принципом максимальной эффективности . К третьей группе функций следует отнести внутреннюю координацию. Суть данной группы функций проявляется в проведении и контроле стратегической деятельности, чтобы обнаружить сильные и слабые стороны компании, по итогам чего можно будет осуществлять результативную интеграцию совокупности внутренних операций и процессов. Четвертая группа функций представлена принятием и осознанием существующих в компании организационных стратегий. Саму организационную стратегию следует считать ключевым направлением деятельности, которое непременно должно быть отражено в плане, а план, в свою очередь, ориентирован на реализацию и исполнение миссии предприятия. В результате, можно утверждать, что стратегия организации обладает комплексным характером (за счёт обширного функционала) и воплощается в сложном и систематизированном плане, алгоритме последовательных действий предприятия . Разработка стратегии представляет собой пять вытекающих друг из друга задач. Первая из них - это формирование стратегического видения будущего компании, определение долгосрочной перспективы развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 91 страница
2275 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 96 страниц
2400 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 118 страниц
2950 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg