На протяжении всего исторического этапа развития человечества торговля играла важнейшую роль в становление государства и укреплении авторитета на международной арене. В современном мире в условиях глобализации и международной интеграции необходимо более внимательно относиться к структуре товарооборота страны, уделяя особый анализ экспорту и импорту.
Товарооборот Российской Федерации за 2019 год составил 0,667 млрд.долл.США, что меньше на 3,1% за аналогичный период 2018 года. Экспорт товаров и услуг занимает значительную долю товарооборота России – 63%, что в абсолютном значение равно 0,423 млрд.долл.США , дол импорта составляет 37%, что в абсолютном значение равно 0,244 млрд.долл.США.
Существенных изменений в структуре экспорта не произошло: основная доля порядка 61% приходится на сырьевые и минеральные продукты, далее идет продукция металлургического комплекса (черные металлы) – 9%, химическая промышленность – 6,4%, затем продукция агропромышленного комплекса -5,9%, транспортные средства и оборудование – 5%, драгоценные металлы, камни и древесина – 3%. В структуре импорта, по-прежнему, доминирует закупка машин и оборудования – 44%, химическая промышленность (в основном фармацевтическая продукция) – 19,6%, продукты агропромышленного комплекса – 12%, далее металлы, текстиль с обшей долей 13% .
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура экспорта и импорта на протяжении последних 5 лет остается неизменной. Экспорт российских товаров по-прежнему обеспечен в основном сырьевыми и энергетическими ресурсами, в то время как импорт осуществляется в основном товарами и услугами наукоемких и технологичных отраслей. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что основная доходная часть Федерального бюджета складывается благодаря внешнеэкономическим операциям, а именно благодаря таможенным налогам и сборам.
Таблица 1
Процентное соотношение таможенных платежей в доходной части Федерального бюджета
Наименование 2017 2018 2019 2019 (% изм)
2017 2018
Федеральный бюджет 15089 18948 19969 132 105
Таможенные платежи 4576 6063 5729 125 95
% ТП в ФБ 30,3% 32% 29%
Из приведенной в Таблице 1 информации можно сделать вывод о том, что, даже не смотря на ужесточение санкций, произошел рост доходности Федерального бюджета за счет таможенных платежей на 25% относительно 2017 года, и сократились на 5% относительно 2018 года.
Таблица 2
Таможенные платежи, составляющие доходную часть ФБ в абсолютном выражении
Наименование 2017 (трл.руб) 2018 (трл.руб) 2019 (трл.руб) 2019 (% изм)
2017 2018
НДС 0,19 0,23 0,27 +37,51% +15,87%
Ввозная пошлина 0,05 0,06 0,062 +22,66% +6,56%
Вывозная пошлина 0,2 0,301 0,3 +16,42% -24,32%
Акциз 0,01 0,009 0,008 +15,58% -5,32%
Таможенные сборы 0,002 0,002 0,002 +5% -8,7%
Таможенные платежи 0,12 0,09 0,09 -9,26% +15,29%
Проанализировав, данные таможенной службы, можно с уверенностью сказать о том, что наибольшую долю в доходной части бюджета Российской Федерации занимают НДС и вывозная пошлина, на долю каждого из которых приходится 40%, на третьем месте идет ввозная пошлина на отметке 10%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что доход от импорта выше не же ли, чем от экспорта.
Нужно отметить, что в 2020 году намечена тенденция сокращения поступлений таможенных платежей в доходную часть ФБ на фоне пандемии. Таким образом, наиболее ощутимый спад произошел по налогооблажению импортных товаров – минус 17%, нужно отметить, что за предыдущее года при анализе была выявлена тенденция к снижению доли ввозных пошлин, однако до 2020 года данный показатель оставался положительным.. Процент вывозимых пошлин аналогичным образом сократился на 16% к 2019 году, стоит отметить, что аналогичный показатель уже за 2019 год сократился на 25%, следовательно намечена четкая тенденция к сокращению поступлений денежных средств в бюджет от вывозной пошлины. Динамика сокращения денежного потока от экспортных операций связана прежде всего с возникшими изменениями конъюнктуры рынка, а также значительным падение цен на энергетические ресурсы и сырье.
На основании проделанной работы, можно сделать вывод о том, что Федеральный бюджет Российской Федерации находится в прямой зависимости от таможенных пошлин и сборов, однако, нельзя не упомянуть о том, что таможенные органы сталкиваются с комплексом проблем законодательного и исполнительного характера: теневой импорт, несвоевременная уплата, неправомерное получение льгот, ошибка идентификации [3]. Решение данных проблем должно стать приоритетным направлением и возможно только при:
• совершенствовании нормативно-правовой базы;
• обеспечение четкой и бесперебойной работы внутренних органов государственного управления (ФТС, ФНС, ФСС)
• разработка и внедрение современных инновационных цифровых технологий;
• электронный документооборот;
• модернизация пропускных пунктов, складов;
• оптимизация отсрочек и рассрочек уплаты таможенного платежа
На мой взгляд, именно данные направления должны стать приоритетным направление работы в ближайшие годы, способствуя совершенствованию таможенных органов. Таким образом, только комплексный подход решения проблем сможет обеспечить увеличение собираемости таможенных платежей.