Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Модернизация государственной службы в Республике Казахстан

happy_woman 792 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 19.12.2020
Целью работы является изучение организации и деятельности государственной службы в Республике Казахстан, выработка предложений по дальнейшему совершенствованию сферы государственной службы. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - исследовать исторические аспекты организации государственной службы в Казахстане; - раскрыть понятие «государственная служба», ее виды и принципы в Республике Казахстан; - изучить правовые основы деятельности государственной службы в Республике Казахстан; - рассмотреть типологию государственных служащих и порядок прохождения государственной службы; - изучить оценку эффективности деятельности государственных служащих; - определить основные направления правового обеспечения реформы государственной службы на современном этапе. Гипотеза исследования состоит в том, что изучение организации и деятельности государственной службы в Казахстане позволит выработать предложения по дальнейшему совершенствованию сферы государственной службы. Теоретическую основу исследования составили научные труды ученных правоведов в области общей теории государства и права, конституционного и административного права, государственного управления, государственной службы. Нормативной основой исследования Конституция Республики Казахстан 1995г., Закон Республики Казахстан «О государственной службе» 2015г., Указы Президента Республики Казахстан по вопросам государственной службы и другие нормативно-правовые акты. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования заключается в научном обосновании и анализе проблем организации и деятельности государственной службы в РК с позиций современных достижений юридической науки и имеющихся научных трудов в области государственного управления, а также выявлении ранее неизученных теоретических и практических вопросов, новых предложений к их решению. Практическое значение имеют выводы и рекомендации по совершенствованию законодательства о государственной службе и правоприменительной практике, которые могут быть использованы в практической деятельности государственных органов, при подготовке учебных и учебно-методических пособий, в учебном процессе по курсу «Административное право» и специальному учебному курсу «Государственное управление и государственная служба», а также на курсах повышения квалификации государственных служащих. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка источников и литературы
Введение

Актуальность темы исследования. Государственная служба является неотъемлемой частью государственного управления. Государственная служба представляет собой важное организационное средство становления государственности. Президент Назарбаев Н.А одним из главных направлений определил создание конкурентоспособного государства. Для того, чтобы решить задачи, связанные с повышением роли и авторитета государства, государственного управления необходимы коренные изменения в государственной службе. На современном этапе развития Казахстана модернизация системы государственной службы выступает приоритетным направлением. Благодаря проводимой политике Главы государства за короткий по историческим меркам отрезок времени государственная служба страны прошла большой путь становления. Сегодня Казахстан стал успешным, состоявшимся государством, уверенными шагами идущим к амбициозным целям долгосрочной Стратегии «Казахстан – 2050» [45]. При этом, новые глобальные вызовы, характеризуемые стремительными изменениями, придают особую актуальность этой задаче. В данном контексте Послание Президента «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», стратегическая статья «Болаша??а ба?дар: Рухани жа??ыру», принятие программы «Цифровой Казахстан» и Стратегии развития страны до 2025 года задают новый вектор развития государственной службы. Сегодня перед государственным аппаратом стоит вызов, заключающийся в необходимости трансформации в высокоэффективную, мобильную, ориентированную на граждан и постоянно совершенствующуюся организацию. Главный капитал этой организации – люди, которые в нем работают. Их высокий профессионализм и результативность являются залогом эффективного служения гражданам страны. Для того, чтобы высокопрофессиональные служащие связывали свою долгосрочную карьеру с государственным аппаратом, государственная служба должна стать привлекательным местом работы как «изнутри», так и «снаружи». Актуальность темы настоящего исследования заключается и в том, что и казахстанский опыт показывает, что невозможно создать эффективную систему государственной службы без разработки и применения научно-обоснованных концепций. В этой связи рост научного интереса к проблеме организации и развития государственной службы в Республике Казахстан имеет основания. Несмотря на имеющуюся научную литературу, посвященную некоторым аспектам организации и развития института государственной службы в РК, всестороннее исследование казахстанской модели государственной службы, различных ее аспектов, ее организации и развития с позиций современных условий, стоящих перед государством, является актуальным в юридической науке. Все это предопределило выбор темы настоящего исследования. Степень изученности темы. Теоретический анализ категории «государственная служба», ее целей и функций, классификация ее видов, анализ структуры, организации и развития государственной службы являлись предметом исследований российских ученых-юристов в области конституционного и административного права, а также историков, политологов и социологов, в том числе советского периода. Среди них можно назвать труды А.П. Алехина, Г.В. Атаманчука, Д.Н. Бахраха, А.Г. Барабашева, И.Г. Барцица, К.С. Вельского, В.В. Граждана, А.А. Гришковца, В.Г. Гулиева, А.А. Демина, Б.М. Лазарева, В.А. Мальцева, В.М. Манохина, А.Ф. Ноздрачева, Д.М. Овсянко, Е.В. Охотского, А.M. Старостина, Ю.Н. Старилова, Ю.А. Тихомирова, Р.Е. Тихонова, НЛО. Хаманевой, Л.А. Чикановой, В.Е. Чиркина, ЮЛ. Шульженко и др. В современном Казахстане данные проблемы разрабатывались в работах Г.Р. Абдрахимова, К.К. Айтхожина, А.Н. Акчурина, Р.Ж. Баишева, С.З. Баймагамбетова, М.Т. Баймаханова, А.M. Байменова, Э.Э. Дуйсенова, Л.Т. Жанузаковой, А.К. Ишмухамедовой, С.Г. Капарова, П.И. Крепака, Л.Т. Культемировой, А.M. Макулбековой, Э.Б. Мухамеджанова, Э.А. Нугмановой, Р.А. Подопригоры, А.К. Садвакасовой, Г.С. Сапаргалиева, С.С. Сартаева, А.А. Токтыбекова, З.К. Турисбекова, В.Н. Уварова, Б.Ф. Уркумбаева, З.Л. Федотовой и других авторов. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности государственной службы в Республике Казахстан. Предметом исследования служат теоретические положения ученых юристов в области конституционного и административного права, нормы законодательства и материалы судебной практики в области организации и деятельности государственной службы в Республике Казахстан.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РК……………………………………... 1.1 Понятия, принципы и виды государственной службы……………….. 1.2 Этапы развития государственной службы…………………………….. ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО–ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РК…………………………………... 2.1 Основные направления правового обеспечения реформы государственной службы на современном этапе………………………….. 2.2 Типология государственных служащих и порядок прохождения государственной службы: нормативно – правовое обеспечение………… 2.3 Оценка эффективности деятельности государственных служащих…………………………………………………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………........
Список литературы

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года [Текст] // Казахстанская правда. - 8 сентября 1995г; 2017. - № 51 (28430). 2. О Правительстве Республики Казахстан [Текст]: Конституционный закон Республики Казахстан от 18 декабря 1995 года № 2688, в ред. 03.07.17 г. № 85-VI// Вести Казахстана. – 23 декабря 1995. - № 158 (965); Казахстанская правда. - 14 июля 2017. - № 133 (28512). 3. О Президенте Республики Казахстан [Текст]: Конституционный закон Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года № 2733. в ред. 22.12.17 г. № 119-VI //Казахстанская правда. -28 декабря 1995; 29 декабря 2017. - № 250 (28629). 4. О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан: закон Республики Казахстан от 10 марта 2017 г. № 51-VI [Текст] // Казахстанская правда. -2017. - № 51 (28430). 5. О противодействии коррупции [Текст]: Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V, в ред. от 03.07.17 г. № 86-VI // Казахстанская правда. - 20 ноября 2015. - № 223 (28099); 14 июля 2017. - № 133 (28512). 6. О государственной службе Республики Казахстан [Текст]: Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V, в ред. от 11.07.17 г. № 91-VI // Казахстанская правда. - 25 ноября 2015. - № 226 (28102); 14 июля 2017. - № 133 (28512). 7. Об утверждении Правил принесения присяги государственными служащими и депутатами Парламента Республики Казахстан [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан от 16 августа 2017 года № 532// САПП Республики Казахстан. – 2017. - № 34-35. - Ст. 248. 8. О проведении аттестации административных государственных служащих корпуса «Б» [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан от 30 декабря 2016 года № 404 // Казахстанская правда. - 13 января 2017. - № 8 (28387). 9. О некоторых вопросах Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции и внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Республики Казахстан [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан от 5 октября 2016 год // САПП Республики Казахстан. - 2016. - № 49. - Ст. 310. 10. О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153, в ред. от 16.08.17 г. № 532 // Казахстанская правда - 31 декабря 2015. - № 250 (28126); 18 августа 2017.- № 645. 11. Об утверждении Положения о советах по этике Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан в областях, городах республиканского значения, столице [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 156// САПП Республики Казахстан. – 2015. - № 77-78-79. - Ст. 573. 12. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Текст]: Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 152, в ред. 16.08.2017 // Казахстанская правда. - 31 декабря 2015. - № 250 (28126); 18 августа 2017. - № 224. 13. Об утверждении Методики оценки деятельности административных государственных служащих корпуса «Б» [Текст]: Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 5 апреля 2018 года № 93 // ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде. - 26 апреля 2018. 14. О некоторых вопросах оценки деятельности административных государственных служащих [Текст]: Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 16 января 2018 года № 13 // ИС «Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде. -14 февраля 2018. 15. Об утверждении Правил заключения, продления и расторжения трудового договора с административными государственными служащими [Текст]: Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 2 ноября 2016 года № 37// Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «?ділет». - 27 декабря 2016. 16. Об утверждении Реестра должностей гражданских служащих Агентства Республики Казахстан по делам государственной [Текст]: Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 25 октября 2016 года № 24 // Информационно-правовая система нормативных правовых актов РК «?ділет». - 13 декабря 2016. 17. Об утверждении Правил и условий прохождения испытательного срока и порядка закрепления наставников [Текст]: Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 21 октября 2016 года № 21// Информационноправовая система нормативных правовых актов РК «?ділет». - 12 декабря 2016. Основная литература 18. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации [Текст] /А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. - М.: 2014. – 650с. 19. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления: учебник [Текст] / Г. В. Атаманчук. - Москва: Омега-Л, 2016. - 525 с. 20. Аяганова, А. В реализацию Плана нации: модернизация государственной службы [Электронный ресурс] /А.Аяганова// URL:http://www.zakon.kz/amp/4785430-v-realizaciju-plana-naciimodernizacija.html 21. Андрюшкин, Р. В. Кадровое обеспечение государственной службы. [Текст] / Р.в.Андрюшкин// Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2014. - № 2. - С.142-149. 22. Байменов, А. Совершенствование государственной службы Республики Казахстан. Международный опыт. Казахстанская модель [Текст] /А. Байменов. - Астана: Фолиант, 2014. - С.242-248. 23. Баишев, Р.Ж. Правовое регулирование государственной службы в Республике Казахстан [Текст] /Р.Ж. Баишев// Реформирование казахстанской государственной службы: опыт, проблемы, задачи: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - Астана. - 2014. - С. 108122. 24. Бахрах, Д.Н. Актуальные проблемы государственной и муниципальной службы [Текст] /Д.Н. Бахрах// Проблемы становления государственной и муниципальной власти. Екатеринбург. - 2014. - 254с. 25. Беспалов, С.В. Реформирование системы государственной службы в Казахстане [Текст] /С.В. Беспалов // Современные исследования социальных проблем. – 2015. - № 11. - С.131-133. 26. Гаджиева, Э.Н. Принципы государственного управления на современном этапе [Текст] /Э.Н. Гаджиева. - Ташкент, 2014. - 216с. 27. Государственная служба в цифрах [Электронный ресурс] // Сайт Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. Официальный сайт Агентства Республики Казахстан по статистике. - URL: httр://kyzmеt.gоv.kz/kzm. 28. Досымбекова, Р. Становление государственной службы в период СССР [Текст] / Р.Досымбекова // Закон и время. - 2013. - № 11(155). - С.18. 29. Досымбекова, Р. Развитие государственной службы. [Текст] /Р. Досымбекова // Закон и время. - 2013.- № 12. - С. 12-17. 30. Дуйсенов, Э.Э. К вопросу о понятии «государственная служба в Республике Казахстан [Текст] /Э.Э. Дуйсенов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-2. – С. 343-347. 31. Ережепова, Д.Б. Понятия, принципы и виды государственной службы [Электронный ресурс] /Д.Б. Ережепов // Закон RZ/. URL: http://www.zakon.kz/4869097-ponjatija-principy-i-vidy.html. 32. Иргалиев, Е. Оценка эффективности деятельности государственных органов: от создания к результатам [Электронный ресурс] / Е. Иргалиев // URL:https://365info.kz/2017/09/otsenka-effektivnosti-deyatelnostigosudarstvennyh-organov-ot-sozdaniya-k-rezultatam 33. Козбаненко, В.А. Основы государственной службы и кадровой политики /В.А. Козбаненко. - М., 2016. – 490с. 34. Кожамжаров, К. Количество должностей корпуса «А» государственных служащих будет сокращено [Электронный ресурс] / К. Кожамжаров // URL:https://kapital.kz/gosudarstvo/58896/v-korpuse-a-teper-tolkochetyre-kategorii-dolzhnostej.html. 35. Комекбаев, А. Реформа должна повысить компетенцию госслужбы [Электронный ресурс] /А. Комекбаев// Центр деловой информации Капитал. URL: https://kimep.kapital.kz/gosudarstvo/47796/reforma-dolzhna-povysitkompetenciyu-gossluzhby.html. 36. Казахстан 2030. Стратегия развития Казахстана до 2030 г.: проблемы и пути их реализации [Текст]/ Тарих. - URL: http://tarihbegalinka.kz/ru/history/independent/history/page3385/ 37. Лазарев, Б.М. Государственная служба [Текст] / Б.М. Лазарев.- М., 2016. - 320с. 38. Манохин, В.М. Государственная служба [Текст] / В.М. Манохин // Советское административное право. Государственное управление и административное право. - М., 2001.- 430с. 39. Мониторинг состояния кадров государственной службы по состоянию на 1 января 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет ресурс. Агентство Республики Казахстан по делам госслужбы и противодействию коррупции. URL:http://kyzmet.gov.kz/ru/pages/monitoringsostoyaniya-kadrov gosudarstvennoy-sluzhby-po-sostoyaniyu-na-1-yanvarya-2018goda 40. Магер, Ю. Внедряя принцип меритократии [Текст] / Ю. Маргер // Казахстанская правда. - 20 декабря 2013. - № 319 (27593). 41. Назарбаев, Н.А. Современное государство для всех: пять институциональных реформ. Предвыборная программа кандидата в Президенты Республики Казахстан Н.А. Назарбаева [Текст] /Н.А. Назарбаев// Казахстанская правда. - 2015. - 31 мая. 42. Назарбаев, Н.А. Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан [Электронный ресурс] /Н.А. Назарбаев// Официальный интернет ресурс. Агентство Республики Казахстан по делам госслужбы и противодействию коррупции. URL:http://kyzmet.gov.kz/ru/pages/nacionalnyy-doklad-o-sostoyaniigosudarstvennoy-sluzhby-v-respublike-kazahstan 43. Ноздрачев, А.Ф. О совершенствовании нормативной базы гражданской службы и необходимости мониторинга правоприменительной практики в сфере гражданской службы [Текст]/А.Ф. Ноздрачев// Законодательство и экономика. - 2007. - № 2.- С.18. 44. Облонский, А.В. Государственное и муниципальное управление [Текст] /А.В. Облонский. - Москва: Издательство «Дело» АНХ, 2015. 512 с. 45. План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева (май 2015 года)) [Электронный ресурс] // http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31977084#pos=0;0 46. Стратегический план Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции на 2014-2018 гг. [Электронный ресурс] // Официальный интернет ресурс. Агентство Республики Казахстан по делам госслужбы и противодействию коррупции. URL:http://anticorruption.gov.kz/rus/about/programmnye_dokumenty/strategicheskii _plan/ 47. Старилов, Ю.Н. Государственная служба [Текст] /Ю.Н. Старилов. - Воронеж, 2014. – 235с. 48. Турсыпов, К. Проблемы государственного управления и регулирования [Текст] /К. Турсыпов// Правовые реформы в Казахстане. - 2014. - № 1. - С. 121-128. 50. Темирболатулы, С. Поступить на государственную службу в Казахстане стало легче // 24 Хабар. - URL: http://24.kz/ru/news/social/item/191531-postupit-na-gosudarstvennuyu-sluzhbu-vkazakhstane-stalo-legche 50. Уваров, В.Н. Государственная служба и управление [Текст] / В.Н. Уваров. - Петропавловск, 2015.- 414 с. 51. Чеботарев, А.Е. Государственное строительство в Казахстане: процессы и итоги 20-летия [Текст] / А.Е. Чеботарев // Казахстан в глобальных процессах. - 2011. - № 4. - С. 73-94. 52. Черных, И. А. Казахстан в 2016 году: актуальные вопросы развития страны через призму общественного согласия [Текст] /И.А. Черных. - Алматы, 2016. -123с. 53. Шайхисламова, Г. Ш. Этапы становления государственной службы в Республике Казахстан [Текст] /Г.Ш. Шахисламова // Молодой ученый. - 2017. - №8.1. - С. 65-67. 54. Шпекбаев, А. Привлекательность госслужбы [Электронный ресурс]/А. Шпекбаев. - URL: растетhttps://kapital.kz/gosudarstvo/67190/alikshpekbaev-privlekatelnost-gossluzhby-rastet.html.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РК 1.1 Понятия, принципы и виды государственной службы Легальное истолкование понятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти [1]. Говоря о понятии «государственный служащий», мы отмечаем, что это лицо, занимающее должность в какой-либо государственной организации, и за вознаграждение выполняющее определенную работу непроизводственного характера, связанную с осуществлением государственных функций. К принципам государственной службы можно отнести: а) равное право граждан РК на государственную службу и ее прохождение; б) ответственность государственных служащих; в) действие государственных служащих на основе соблюдения законности и в рамках законоустановленных полномочий; г) выполнение обязанностей государственной службы как трудовой деятельности; д) расстановка (подбор) кадров государственных служащих по деловым, моральным качествам. Право граждан на доступ к государственной службе закреплено в Конституции РК. Анализируя виды государственной службы, мы выделяем, что это широкое понятие, оно охватывает большое количество должностей: 1. Не все государственные служащие выполняют функции, связанные с государственным управлением и руководством (учителя, врачи и т.д.). 2. В зависимости от положения организации, в которой работает государственный служащий: а) служащие государственных организаций, учреждений, предприятий; б) служащие государственного аппарата. 3. По характеру труда (т.е. по старшинству должности). 4. По юридическим свойствам должностей (по характеру служебных полномочий). Внутренняя структура государственного органа представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровню должностей, включённых в утверждённый штат должностей. Государственные должности - это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий занимающего её лица и содержится за счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность её техническое обеспечение, установленные льготы и привилегии и пр.). Государственный служащий не владеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации. Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность, соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени и т.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационных разрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей - с другой [2]. Государственная должность - структурная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий и должностных обязанностей». Закон установил следующую классификацию государственных должностей. В состав должностей государственных служащих входят политические и административные должности государственных служащих. К политическим должностям относятся должности, занимаемые политическими государственными служащими: 1) назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители; 2) назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан и Председателями палат Парламента, их заместители; 3) являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии с Конституцией; 4) возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители. 5) Для административных государственных служащих устанавливаются категории. Категории должностей и порядок отнесения административных должностей по категориям утверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа. Для политических государственных служащих категории должностей не устанавливаются [3]. 1.2 Этапы развития государственной службы С момента обретения Независимости государственная служба страны прошла три ключевых этапа развития, каждый из которых имел свои приоритеты. Первый этап (1992–1997 годы) В 1992 году принята «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», определившая цели и задачи становления государственности в условиях перехода к рыночной системе отношений. В рамках проводимых институциональных реформ особая роль отводится государственному аппарату, способному реализовать стоящие перед страной задачи. В этой связи, основным направлением государственной кадровой политики являлось повышение статуса, социального имиджа и квалификации государственных служащих. С принятием в 1995 году Конституции заложены правовые и институциональные основы, устанавливающие равный доступ к государственной службе и недопустимость дискриминации при реализации кадровой политики. С утверждением в том же году Указа Президента, имеющего силу Закона, «О государственной службе», обеспечена профессионализация государственной службы и выделение ее из области общего трудового права. Это положило начало процессу институционализации системы. Так, приняты меры по снижению политизации государственной службы. Конституцией запрещено создание в государственных органах политических партий. Указом, определено, что государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны с решениями партий и общественных объединений и руководствуются исключительно требованиями законодательства [4]. Реализация стратегических целей государства требовала новых подходов в управлении. Поэтому, создана инфраструктура для подготовки управленцев на основе лучших зарубежных практик. На базе Высшей партийной школы создан Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования при Президенте. Совместно с Французской национальной школой администрирования создана Национальная высшая школа государственного управления при Президенте (ныне Академия государственного управления при Президенте). Учреждена международная стипендия «Болашак» для обучения талантливой молодежи в ведущих учебных заведениях мира. Эти проекты, предложенные и реализованные при непосредственном участии Президента, заложили фундамент в процесс становления эффективного управленческого состава государственной службы. Так, свыше 10 тысяч (10 030) человек обучились по программе «Болашак», свыше 2 300 (2 336) получили послевузовское образование в Академии государственного управления при Президенте, свыше 11,5 тысяч (11 761) завершили обучение в КИМЭП. На сегодняшний день, на государственной службе трудятся около тысячи четырехсот выпускников данных учреждений. Стимулирование сотрудников к добросовестному и инициативному труду являлось основой обеспечения эффективности работы государственного аппарата. В этой связи законодательно закреплено преимущественное право на продвижение по службе служащих, достигших наилучших результатов в работе и постоянно повышающих свой профессиональный уровень. В рамках повышения мотивации государственных служащих на построение долгосрочной карьеры в государственном секторе предусмотрена дифференцированная оплата труда в зависимости от стажа государственной службы [5]. Обеспечение социальной защиты сотрудников также направлено на повышение имиджа и статуса государственной службы. Так, предусмотрено представление работникам жилья, бесплатных земельных участков для индивидуального жилищного строительства, установлено медицинское обслуживание государственных служащих и членов их семей. Указанные меры способствовали сохранению кадрового ядра системы. Улучшение имиджа государственной службы требовало установления высоких требований к самим государственным служащим. В связи с этим, последовательным шагом стало утверждение Правил служебной этики (1997 год). На служащего возложена защита интересов государства и обязанность быть приверженным политике Президента, беспристрастным и не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении обращений граждан. В целях обеспечения соблюдения сотрудниками норм законодательства, в том числе этики, образованы Высший дисциплинарный совет при Президенте и дисциплинарные советы при акимах областей. В итоге, на первом этапе достигнуто следующее: - в целях создания условий для внедрения принципов меритократии конституционно обеспечен равный доступ граждан к государственной службе; - для обеспечения автономности государственного аппарата исключена возможность создания в государственных органах организаций политических партий, конституционно запрещено членство в политических партиях военнослужащих, работников органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судей; - для повышения эффективности управленческого состава создана образовательная инфраструктура для подготовки государственных менеджеров; - для профессионализации государственного аппарата установлены социальные гарантии и внедрены этические требования. Введенные механизмы создали необходимый институциональный каркас для последующего совершенствования системы государственной службы [5]. Второй этап (1997– 2012 годы) Результаты целенаправленной работы показали необходимость дальнейшего совершенствования подходов к формированию государственного аппарата. В 1997 году Президент провозгласил долгосрочную программу Стратегия «Казахстан – 2030», которая ознаменовала следующий этап реформ в системе государственной службы нашей страны. В ней в качестве одного из долгосрочных приоритетов было объявлено создание эффективного и современного корпуса государственных служащих, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении приоритетных целей. Это требовало проведения институциональных реформ. В целях обеспечения реализации единой политики в сфере государственной службы в 1998 году создан уполномоченный орган – Агентство по делам государственной службы, как орган, непосредственно подчиненный и подотчетный Главе государства. На него возложено совершенствование системы государственной службы, организация труда сотрудников, обеспечение их обучения и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере. Создание Агентства способствовало институциональному оформлению реформирования государственной службы. В 1999 году принят Закон «О государственной службе», определивший дальнейшее её развитие. На данном этапе, приняты меры по обеспечению стабильности государственного аппарата, его преемственности и дальнейшей деполитизации государственной службы. Так, государственные служащие законодательно разделены на политических и административных [6]. К политическим отнесены служащие, осуществляющие руководство отраслью государственного управления, определяющие стратегические направления развития в соответствующей сфере, а также служащие, назначение которых носит политико-определяющий характер. В отличие от предыдущего Указа из нового Закона исключены нормы, согласно которым в случае отставки руководителя государственного органа должны были подавать в отставку его заместители, руководители ведомств, подразделений и иные служащие руководящего звена [7]. Кроме того, вместо работы по срочному контракту, служащие стали занимать должности на постоянной профессиональной основе. Указанные подходы позволили сократить сменяемость на государственной службе и создать основу для стабилизации и устойчивости государственного аппарата. В целях обеспечения преемственности работы государственного органа при смене политического руководства в 2007 году введена должность ответственного секретаря, за которым закреплено руководство аппаратом центрального исполнительного органа. Таким образом, создана правовая база для укрепления автономности и профессионализма государственного аппарата. Изменена система отбора, основанная на принципах меритократии. Впервые введена конкурсная основа поступления на государственную службу, включавшая в себя тестирование и собеседование. Только в первый год действия Закона около 9 000 государственных служащих приняты по результатам открытого конкурса. Это способствовало повышению профессионализма государственной службы и обеспечивало конкуренцию кандидатов при назначении. Наряду с этим, определены требования для поступления на государственную службу, а также установлены необходимые уровень образования, стаж работы и знания, требуемые для эффективного исполнения поставленных задач. Это способствовало формированию государственного аппарата из числа квалифицированных кандидатов. Усовершенствована система обучения государственных служащих и повышения их квалификации [8]. В рамках данной работы путем слияния Национальной высшей школы государственного управления и Института переподготовки при Правительстве образована Академия государственной службы при Президенте. Позднее ей также переданы функции Дипломатической академии, что позволило консолидировать научную базу и обеспечить подготовку государственных служащих по единым стандартам. Нормативно предусмотрена возможность подготовки служащих за рубежом. Одним из направлений реформ в сфере госслужбы стало внедрение и развитие Системы оценки деятельности госорганов согласно Указу Главы государства. На этапе внедрения в 2010-2011 годах Система оценки выявила ряд системных проблем в государственном управлении, такие как низкое качество оказания государственных услуг, командные перемещения, высокая сменяемость кадров, нефункционирующий механизм ротации, хронические переработки. Благодаря стимулам, заложенным в Системе оценки, удалось придать импульс реформам в системе госслужбы. Реестр государственных услуг увеличился более чем в 3 раза, обеспечена практически полная стандартизация и регламентация государственных услуг, количество нарушений сроков оказания госуслуг снизилось в 46 раз, ускорился перевод госуслуг в Центры обслуживания населения и в электронный формат. Наряду с этим, обеспечено стабильное снижение оттока кадров с госслужбы. Снизилась сменяемость госслужащих, увеличилось число вновь прибывших на госслужбу, сократились переводы. Приняты системные меры по минимизации фактов нарушения служебной этики и недопущению конфликтов интересов. В 2005 году утвержден Кодекс чести государственных служащих, расширивший требования к их поведению. С этого момента служащие должны были не только соблюдать высокие требования, но и пресекать нарушения норм этики со стороны других работников. Установлены стандарты антикоррупционного поведения, утверждены требования к стилю одежды, урегулированы вопросы участия работников в религиозных и общественных объединениях. В целях исключения конфликта интересов законодательно определено, что государственный служащий не может занимать должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками [8]. Кроме того, установлено, что принятие на службу кандидата, совершившего коррупционное правонарушение, является основанием для увольнения должностного лица, назначившего его. Меры, принятые на втором этапе развития, придали системный характер организации деятельности государственных органов и способствовали совершенствованию процессов государственной службы, в том числе: - для установления принципов меритократии создано Агентство, введены конкурсные процедуры отбора, централизовано тестирование, внедрены квалификационные требования к должностям. К слову, в России подобные требования установлены только в прошлом году; - для обеспечения автономности государственного аппарата государственные должности законодательно разделены на политические и административные; - для повышения эффективности управленческого состава введена должность ответственного секретаря, определен круг его ответственности; - для профессионализации государственного аппарата создана Академия государственного управления при Президенте, приняты системные меры по минимизации фактов нарушения этики, усилены социальные гарантии, внедрен принцип бессрочности работы на государственной службе. Вместе с тем, задача вхождения в число передовых стран требовала принятия последующих мер для перехода государственного аппарата на качественно новый уровень. Третий этап (2012 г. – настоящее время) Глава государства, подведя итоги реализации Стратегии «Казахстан – 2030», отметил необходимость дальнейшего совершенствования правовой основы государственной службы. В 2012 году Президент в Послании народу «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» поставил задачу сформировать профессиональный государственный аппарат, для которого служение народу и государству превыше всего. Концепцией новой модели государственной службы предусмотрена модернизация самого понятия «государственной службы» как синонима «служения нации». В указанный период, приняты меры по укреплению управленческого состава и обеспечению политической нейтральности при формировании государственного аппарата. Так, внедрен институт корпуса «А», являющегося аналогом «старшей службы» стран ОЭСР. В отличие от политических служащих, в чьи задачи входит формирование государственной политики, функция управленцев – выработка практических решений по ее реализации. На сегодняшний день к должностям корпуса «А» отнесены ответственные секретари, председатели комитетов министерств, руководители аппаратов центральных государственных органов и акиматов областей, а также акимы районов. Для них предусмотрен особый порядок назначения и прохождения службы, отличный от политических служащих и служащих корпуса «Б». Это позволило снизить «кадровую турбулентность» управленческого состава и обеспечить стабилизацию государственного аппарата. С момента внедрения института сменяемость ответственных секретарей снизилась в 2 раза, председателей комитетов – на 40% [9]. На данном этапе разграничены полномочия политических служащих, ответственных секретарей и руководителей аппаратов государственных органов. Так, кадровые вопросы, в том числе полномочия по назначению и освобождению служащих корпуса «Б», руководство деятельностью дисциплинарной и конкурсной комиссий переданы ответственным секретарям и руководителям аппаратов. В целях достижения целей Стратегии «Казахстан – 2050» принят План нации «100 конкретных шагов». Его первое направление нацелено на формирование профессионального государственного аппарата, соответствующего стандартам ОЭСР. В рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» в конце 2015 года принят новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан». Ключевым новшеством Закона стал переход системы государственной службы от смешанной «позиционно-карьерной» к «карьерной» модели. В отличие от позиционной модели, предусматривающей возможность занимать руководящие должности без наличия необходимого опыта, теперь поступление на государственную службу осуществляется с низовых должностей. По поручению главы государства это стало не просто теорией, а твердым правилом. Законодательно закреплён принцип поэтапного карьерного роста с нижестоящих на вышестоящие должности на конкурсной основе и исключительно при наличии стажа на нижестоящей позиции не менее одного года. Для этого внедрен институт внутренних и общих конкурсов, предусматривающий приоритет занятия должности для действующих сотрудников. Это соответствует установке Президента, что каждый руководитель обязан начинать с низов и проходить все управленческие ступени [9]. Обеспечена прозрачность самих процедур отбора путем внедрения института наблюдателей и экспертов. Они участвуют на собеседованиях с кандидатами, знакомятся с работой конкурсных комиссий и дают своё мнение о её деятельности руководству государственного органа. В качестве наблюдателей могут выступать представители СМИ, общественных объединений и иных организаций. При собеседовании с каждым кандидатом предусмотрено обязательное использование технических средств записи. Во время собеседования кандидат также может использовать записывающие устройства. В целях предотвращения «командных перемещений» на законодательном уровне минимизированы внеконкурсные назначения. В результате их количество сократилось в 19 раз (с 6500 в 2015 году до 348 в 2017 году). В рамках реализации Плана нации отдельное внимание уделено этическим правилам. Установлены стандарты поведения государственных служащих не только в служебное, но и в неслужебное время. На сегодняшний день смещены акценты с наказания за нарушение норм этики на их предупреждение. В этой связи, по опыту передовых стран – Канады, Великобритании, Австралии, Ирландии на центральном и областном уровнях введен новый институт уполномоченного по этике. Его полномочия связаны с профилактикой нарушений законодательства путём разъяснений, формирования деловой культуры взаимоотношений в коллективе, мониторинга за соблюдением государственными служащими установленных ограничений и запретов [10]. О высоком доверии граждан и государственных служащих к данному институту свидетельствует 8-кратное увеличение количества лиц, обратившихся к ним за консультацией (с 445в 2016 г. до 3461 в 2017 г.). В 2016 году дисциплинарные советы преобразованы в Советы по этике. Теперь их главный приоритет не рассмотрение дисциплинарных дел, а предупреждение и профилактика коррупции, путем выработки конкретных рекомендаций государственным органам по результатам анализа коррупционных рисков, контроля качества оказания государственных услуг, антикоррупционного мониторинга. Проводимая масштабная профилактическая работа позволила повысить уровень ответственности сотрудников, что привело к снижению совершения правонарушений. Так, в 2017 году нарушения норм служебной этики по сравнению с 2015 годом сократились на 43% (с 354 до 202). Законом введено понятие проступков, дискредитирующих государственную службу. Их совершение влечет дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения. Лица, уволенные за такие проступки, не могут вновь поступить на государственную службу [11]. Для повышения мотивации государственных служащих и придания им особого статуса Указом Главы государства23 июня объявлен днем государственного служащего. Кроме того, актом Главы государства в 2013 году введен нагрудный знак «?здік мемлекеттік ?ызметші».Им награждаются государственные служащие, имеющие стаж безупречной службы не менее 15 лет, и внесшие значительный вклад в развитие государственной службы. За последние 5 лет им награждены свыше 800 государственных служащих. Заложена основа для внедрения принципов меритократии всистему правоохранительных органов в рамках 28 и 29 шагов плана нации. В соответствии с новыми подходами базовые постулаты закона о государственной службе распространяются также на правоохранительную службу. Граждане для поступления на правоохранительную службу проходят в Агентстве тестирование на знание законодательства и оценку компетенций. Впервые в правоохранительных органах собеседование с кандидатами проводится с обязательным использованием аудио-видео записи и приглашением наблюдателей из числа общественности. В целях повышения эффективности государственной службы и имплементации успешного зарубежного опыта предусмотрено привлечение на работу высококвалифицированных иностранных работников [12]. ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО–ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РК 2.1 Основные направления правового обеспечения реформы государственной службы на современном этапе С 1 января 2016 года вступил в силу Закон «О государственной службе РК», который вносит ряд точечных реформ в систему госаппарата: в принципы набора новых кадров, тестирования, оценки эффективности их деятельности, а также вводит новые понятия, которых прежде не существовало в законодательстве [13]. К тому же в стране произошла реорганизация агентства по делам госслужбы в целое министерство, которое теперь будет ответственно за реализацию реформы государственной службы. Ликвидирован институт кадрового резерва, потому что на практике зачастую выходило, что кадровый резерв носил формальный характер. В основном он использовался теми, кто состоял в этом резерве, чтобы вне конкурса быть назначенным на какую-нибудь должность. Теперь этот резерв упразднен, ему закон своими переходными положениями дал возможность доработать в течение нынешнего года. На смену кадрового резерва пришел резерв реальный, так как сейчас в качестве резерва рассматривается вся госслужба. Еще одним нововведением стало то, что теперь у госслужащих будет индивидуальный план работ. В рамках плана заранее начнут закладываться индикаторы, которых он должен достичь [13]. Таким образом, внедряется институт прозрачности, когда госслужащего не смогут просто так уволить, «придраться» не по существу, голословно заявив, что он плохо работал. У каждого госслужащего теперь появится возможность защищаться, отстаивая свою позицию исходя из показателей индивидуального плана. Также изменены подходы к тестированию при поступлении на государственную службу. Они заметно смягчены.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 25 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 29 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg