Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие и правовое регулирование юридической помощи лицам отбывающим наказание в исправительных учреждениях

happy_woman 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2020
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в сфере реализации защиты прав и свобод осужденных. Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, которые связаны с оказанием юридической помощи лицам отбывающим наказание в исправительных учреждених. Целью исследования является выявление содержания правового положения осужденных и уровня оказания им квалифицированной юридической помощи. Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач: - исследовать квалифицированную юридическую помощь как правовую категорию; - изучить правовое регулирование юридической помощи лицам отбывающим наказание по законодательству Российской Федерации; - проиллюстрировать международно- правовые акты и международные договора Российской Федерации в сфере юридической помощи лицам отбывающим наказание. Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные и честно-научные методы познания, в частности: исторический, системный, формально-логический, метод сравнительного анализа, технико-юридический. Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что сформулированные в ней положения развивают и уточняют некоторые разделы теории государства и права, в частности, посвященные проблематике деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве. Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что выводы, предложения и рекомендации автора могут быть использованы в квалификационной практике. Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, одной главы, трёх параграфов, заключения, списка используемых источников и литературы.
Введение

Актуальность темы курсовой работы. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний. Это означает, что права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Остальные права и свободы осужденных лиц подлежат охране и защите наравне со всеми гражданами России. Государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных. В последнем случае речь идет о законных интересах не только осужденных, но и их родственников, близких, членов трудовых коллективов, акционеров и других лиц, с которыми осужденный связан теми или иными правоотношениями. Наказывая виновного в конкретном преступлении, государство не может ущемлять интересы этих субъектов, никоим образом не связанных с совершенным деянием. Такое правило должно быть соблюдено и в практической деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Законность реализации на практике средств исправления осужденных и правовая защита этих лиц обеспечиваются системой гарантий, включающей: право осужденных направлять предложения, заявления, жалобы и порядок их рассмотрения; контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, прокурорский надзор, общественный контроль за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания; возможность посещения иными лицами этих учреждений и органов. В современных условиях обеспечение правопорядка в Российской Федерации остается не на должном уровне. Меры по противодействию преступности, особенно ее организованным формам, не приносят желаемого результата, поскольку не всегда реализуются последовательно и целеустремленно. Вследствие этого криминальная обстановка в стране остается достаточно сложной, что создает в обществе атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне. Однако, несмотря на крайнюю остроту сложившейся криминальной ситуации в России, деятельность силовых структур, правоохранительных и иных государственных органов, судов по борьбе с уголовной преступностью должна строиться на неукоснительном соблюдении законности, охраны прав и законных интересов как потерпевших от преступлений, так и лиц, их совершивших. К числу последних относятся лица, отбывающие наказание (осужденные), усиление юридических гарантий прав и законных интересов которых представляется необходимым во избежание произвола государственной власти в борьбе с уголовной преступностью. Правовое положение осужденных неодинаково, как различны виды наказаний, которые назначаются осужденному за совершенное преступление. Есть наказания без изоляции осужденного от общества (например, штраф, увольнение от должности, конфискация имущества), которые затрагивают лишь отдельные сферы жизнедеятельности человека, его имущественные или трудовые отношения. Независимо от вида уголовного наказания правовой статус осужденных испытывает влияние и иных факторов. В числе таких факторов важное место занимают международные акты, гарантирующие соблюдение прав человека, и цивилизованные нормы обращения с лицами, отбывающими наказание или подвергнутыми заключению в той или иной форме. Действующее уголовно- исполнительное законодательство в основном отвечает принятым на себя Россией как правопреемницей СССР международным нормам и стандартам. Степень научной разработанности темы курсовой работы. Научную основу составили фундаментальные труды Т.П. Бутенко, Э.А. Желвакова, А.И. Зубкова, С.М. Зубарева, О.К. Краснова, А.В. Кузнецова, Я.В. Лобова, А.С. Михлина, В.В. Рыбакова и других.
Содержание

Введение 3 1 Становление и развитие правового регулирования оказания юридической помощи лицам отбывающим наказание 7 1.1 Квалифицированная юридическая помощь как правовая категория 7 1.2 Правовое регулирование юридической помощи лицам отбывающим наказание по законодательству Российской Федерации 12 1.3 Международно-правовые акты м междунородные договора Российской Федерации в сфере юридической помощии лицам отбывающим наказание 16 Заключение Список использованных источников и литературы 21
Список литературы

I.Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1.1. Международные акты 1.Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля. 2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: НОРМА, 2002. С. 52-71. 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16 декабря 1966 Резолюцией 2200( XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. №12 4. Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml (дата обращения: 22.04.2020). 5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (с изм. от 13.05.2004, вместе с протоколами № 1, № 4 и № 7 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163. 6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04 ноября 1950) (с изм. от 13 мая 2004) (вместе с Протоколом № 1) (Подписан в г. Париже 20 марта 1952) // Собрание законодательства РФ. 2001. 7. Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными( Приняты в г. Женеве 30 августа 1955) // Юридическая литература. 1990. С. 290 – 311. 8. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка( Принят 17 декабря 1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Юридическая литература.1990. С. 319 – 325. 1.2. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 № 1–ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // (с посл. изм. и доп. от 01 апреля 2019 г. №46-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 01 апреля 2019 г. №46-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации[ Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/( дата обращения: 21.04.2020). 4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 №1-ФЗ( ред. от 27 декабря 2019) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 5. Федеральный закон от 17 января 1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.. от 07 марта 2017 г. № 341) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 6. Федеральный закон от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ( с посл. изм. и доп. от 01 мая 2016 г. № 341) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 7. Федеральный закон от 10 июня 2008 № 76–ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» ( с посл. изм. и доп. от 12 июня 2016 г. № 355) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 8. Федеральный закон от 31 мая 2002 № 63–ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ( с посл. изм. и доп. от 10 августа 2018 г. № 400) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» ( с посл. изм. и доп. от 18 августа № 87 - ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 10. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» ( с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2019 г. № 87 - ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 11. Федеральный закон от от 15 мая 2002 г. № 88-ФЗ «О защите прав потребителей» ( с посл. изм. и доп. от 12 августа 2012 № 97 - ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.04.2020). 12. Закон РФ от 21 июля 1993 № 5473–1) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с посл. изм. и доп. от 28 декабря 2016 № 342) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. 13. Приказ ФСИН РФ от 28 ноября 2008 № 652 «Об утверждении Положения о порядке посещения учреждений уголовно-исполнительной системы членами общественных наблюдательных комиссий» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. 14. Приказ Минюста России от 06 октября 2006 № «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (с посл. изм. и доп. от 15 августа 2016 г. № 231) // Официальный интернет-портал правовой информации[ Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/( дата обращения: 21.04.2020). 1. Антонян Е.А., Антонян Ю.М., Борсученко С.А. и др. Российский курс уголовно-исполнительного права. В 2-х томах. Том 1. М.: «Издательство Элит». 2018. с. 596. 2. Бриллиантов А.В. Обеспечение право осужденного на получение квалифицированной юридической помощи // Журнал уголовно-исполнительное право. 2016. С. 4 – С.9. 3. Белик В.Н. Обеспечение правовой защиты осужденных к лишению свободы 2015. 343 с. Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека. Учебник. М.: Статут. 2018. с. 830. 4. Бутенко Т.П. Проблемы реализации осужденными к лишению свободы права на образование // Российская юстиция. 2007. №8. С. 25-27. 5. Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека. Учебник. М.: Статут. 2017. с.630. 6. Волков В., Подольный А. Как гарантировать квалифицированную юридическую помощь?// Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 8. С. 18- С.20. 7. Гурай Г.А. Оказание юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Новый юридический журнал. 2016. № 2. С. 177-181. 8. Желваков Э. О состоянии законности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. // Уголовное право. 2005. № 2. С. 94-96. 9. Зубарев С.М., Хуторская Н.Б. Вопросы совершенствования правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы // Преступление и наказание. 2010. № 9. С. 49-54. 10.Зубков А.И. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / А. И. Зубков. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2008. 271 с. 11.Краснова О.К вопросу о содержании правового положения осужденных к лишению свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2005. № 8. С. 16-21. 12.Кузнецов А.В. Защита прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. № 2. С. 18-19. 13 Кузнецова О.Б. Право осужденных на получение юридической помощи в зарубежном законодательстве // Журнал евразийская адвокатура. 2018. С. 6 – С.12. 14. Косарев К.В. Оказание юридической помощи лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы //Журнал Вестник Кузбасского института. 2018. С. 3 – С.10. 15.Лобов Я.В. Глава 4. Правовое положение лиц, отбывающих наказание // Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник. / Под ред. И.Л. Трунова. М.: Издательство Эксмо, 2005. С. 63-85. 16.Михлин А.С. Развитие уголовно-исполнительного законодательства РФ и направления его совершенствования // Журнал российского права. 2016. № 10. С. 21-24. 17. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. // Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, Юридическая фирма« КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР». 2016. с. 213. 18. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов. М.: 2018. 422 с. 19. Масюк Е.В. ЕСПЧ – запрет // Новая газета. 2018. 1 июня. Ольшевская Н.В. Уголовно исполнительное право Конспект лекций. 2019. с.134. 20. Невская О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Журнал евразийская адвокатура. 2018. С. 6.- С.10. 21.Рыбаков В.В. Конституционные гарантии имущественных прав осужденных к лишению свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2004. № 2. С. 39-40. 22. Ольшевская Н.В. Уголовно исполнительное право Конспект лекций. 2018. с.135. 23. Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов. М.: 2018. с. 231. 24. Трунов И.Л. Уголовно-исполнительное право учебник для вузов. 2018.с.453. 25. Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право. 2016. с.324.
Отрывок из работы

1. Становление и развитие правового регулирования оказания юридической помощи лицам отбывающим наказание 1.1 Квалифицированная юридическая помощь как правовая категория Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент, получении государственных пенсий и социальных пособий и др. - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. В соответствии с ч.1 ст.48 Конституции РФ , каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение квалифицированной правовой помощи . Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания об этих запретах. Не все члены общества обладают юридической информацией и могут защищать свои права в соответствии с законом, их предоставившим. В квалифицированной юридической помощи нуждаются различные субъекты общественных отношений: граждане, государственные, общественные, частные, акционерные и другие организации. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, - задача юристов. Составление документов, участие в судах в качестве представителей жалобщиков, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве, оказание юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, - все это требует квалифицированной юридической помощи. При рассмотрении вопросов юридической помощи следует иметь в виду, что положения ст.48 Конституции необходимо увязывать с предписаниями, содержащимися в ст. ст.45, 46 Конституции, согласно которым каждому: а) гарантируется судебная защита прав и свобод; б) обеспечивается возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Квалифицированную юридическую помощь каждый может получить от различных организаций : - суда; - прокуратуры; - нотариата; - специализированных общественных и государственных организаций (общественных объединений потребителей; федеральных и территориальных антимонопольных органов и др.); - юридических служб в учреждениях, предприятиях, организациях; - частных детективных служб; - частных организаций (ООО, АО и т.д.), а так же, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, специализирующимися на оказании юридических услуг; - общественных приемных органов власти, местного самоуправления; - патентных поверенных; - адвокатуры (в том числе, иностранных государств). Суды в силу своего статуса, разъясняют гражданам и представителям юридических лиц и организаций порядок обращения в судебный орган, порядок составления иска или заявления об обжаловании действий должностных лиц, в случае выявления ошибок при подаче документов, - в своих определениях указывают на порядок внесений исправлений и устранения недостатков. То же разъясняют и работники прокуратуры и приемные органов власти при приеме заявлений и обращений граждан. Юридические службы имеются в министерствах и ведомствах, органах государственной власти и местного самоуправления, на многих предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. В них работают юристы, знающие специфику соответствующих отраслей хозяйства, участков работы. Они оказывают определенную правовую помощь и работающим там сотрудникам. Так, например, в соответствии со ст.22 ФЗ «О статусе военнослужащих» , юридическая помощь оказывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации: - органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей - всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы; - органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело. Часть потребностей в юридическом обеспечении удовлетворяет нотариат. Основы законодательства России о нотариате от 11 февраля 1993 г. возлагают на нотариат защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. При отсутствии в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Ряд норм об оказании юридической помощи населению по государственной и общественной защите прав потребителей содержится в Законе РФ «О защите прав потребителей» . В нем, например, предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе обращаться в суд для защиты прав потребителей в случае обнаружения их нарушения. Широкие возможности по оказанию юридической помощи потребителям предоставляются общественным объединениям потребителей, их ассоциациям, союзам. Они наделены, в частности, правом проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей. Оказание юридической помощи гражданам и организациям является основной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, работа адвокатов им не оплачивается. Адвокатская деятельность - это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противостоять какому бы то ни было стремлению государственных или иных органов либо должностных лиц влиять на нее. Работа по оказанию юридической помощи населению и юридическим лицам коммерческими организациями и ПБОЮЛ юридического профиля сходна с адвокатской деятельностью, однако, целью такой работы как раз является извлечение прибыли. Но, в связи с востребованностью и такого вида юридической помощи, т.е., преследующей коммерческие цели, следует сделать вывод о ее необходимости и дальнейшем развитии. В настоящий момент в российском законодательстве сложилась ситуация, при которой четких требований к квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, не существует, что способствует нарушению права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, так как, по сути, процесс ее оказания выведен из-под контроля государства, которое гарантирует указанное конституционное право. Поэтому представляется, что существовавший ранее порядок лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг должен быть восстановлен. При лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг предъявлялись четкие требования к лицам, желающим осуществлять такую деятельность (высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет), а также была предусмотрена ответственность за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия. Подобная практика существует и в ряде зарубежных стран. Например, в США для того чтобы заниматься юридической практикой, необходимо получить патент адвоката . Право на получение квалифицированной юридической помощи – это одна из важнейших конституционных норм, которые составляют правовой статус личности в правовом государстве. Острая необходимость в получении правовой помощи возникает у граждан как в процессе реализации своих законных прав и свобод, так и при осуществлении их защиты. Право на квалифицированную юридическую помощь становится тем более востребованным в связи с динамичным развитием гражданских и других правоотношений, когда значительно чаще возникают проблемы, которые без помощи грамотного специалиста в области права невозможно решить. Лица, отбывающие наказание, как граждане государства обладают правами и свободами человека и гражданина, которые согласно ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью . Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей, в первую очередь – исправление осужденных. Социально обоснованная регламентация правового положения осужденных представляет собой важный инструмент их правового и нравственного воспитания, привития уважения к закону, правам и законным интересам других лиц. 1.2 Правовое регулирование юридической помощи лицам отбывающим наказание по законодательству Российской Федерации Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и определяемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания. Следует отметить, что общепринято выделение трех видов правового статуса личности – общий правовой статус граждан, специальный правовой статус определенной категории граждан и индивидуальный правовой статус граждан. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц отбывающих различные виды наказания. Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишение гражданства России, а соответственно правового статуса граждан . Сохранение гражданства лиц, совершивших преступление, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, служит примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Сохраняя за осужденными гражданство, государство преследует цель повышение воспитательного потенциала наказания, так как это позволяет формировать гражданские чувства осужденных. Сохранение гражданства означает и то, что осужденный к уголовному наказанию пользуется всеми общегражданскими правами, а так же несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации. Так осужденные к лишению свободы пользуются без каких либо существенных ограничений правами в сфере наследования, брачно-семейных, трудовых и иных отношений. Лица отбывающие наказание без изоляции от общества, как субъекты правоотношений почти в полной мере обладают общегражданскими правами и несут юридические обязанности. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права, социально-правовая значимость которого проявляется в следующем. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина . Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных. Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих наказание, обусловливается также необходимостью повышения эффективности процесса исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер исправительного воздействия. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей. Необходимо отметить, что социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказание, в последнее время не исчерпывается решением задач в сфере правоохранительной деятельности . Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является принципиальным положением политико-правовой доктрины Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступления. Находится в соответствии с международными актами, закрепляющими принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их проявления неизбежно связаны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемого положения находит в требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав и свобод осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами и свободами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения) - теми правами и законными интересами, которые сохранились у осужденных в остаточном состоянии. Группа внутригосударственных правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав осужденных к лишению свободы, включает в себя Конституцию Российской Федерации . Она содержит принципиальные нормы об отношениях государства и личности, которые распространяются, в том числе и на осужденных. Таковы, например, положения статьи 2 о высшей ценности для государства прав и свобод человека; статьи 21 о недопустимости умаления достоинства личности и запрете жестокого, унижающего, бесчеловечного обращения; статьи 46 о гарантиях судебной защиты прав и свобод, о праве на обращение в международные органы. Не только эти, но и многие другие конституционные нормы послужили основой отраслевого регулирования правового статуса осужденных и защиты их прав. Это отраслевое регулирование осуществляется в Российской Федерации, в первую очередь, в нормах Уголовно-исполнительного кодекса РФ, который раскрывает содержание прав и свобод (раздел II УИК РФ) осужденных к лишению свободы, детально регламентирует порядок исполнения наказания в виде лишения свободы (раздел IV УИК РФ). Помимо уголовно-исполнительного законодательства внутригосударственные правовые основы защиты прав осужденных к лишению свободы включают в себя законы и иные правовые акты, регламентирующие деятельность различных правоохранительных и правозащитных органов и организаций.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg