Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Общая характеристика основных институтов римского права: вещное право, обязательственное право, наследственное право, процессуальное право

happy_woman 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2020
Римское право определило не только практику, но итеорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: 4юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папинианом, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций. Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, кактеория гражданского права,как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писанный разум, заratio scripta. Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права — с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше. Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права — римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга: —«durch das romische Recht, aber uber dasselbe hinaus»— «через римское право, но вперед, дальше его». Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание ко благу и правде в человеческих отношениях — такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.
Введение

Рим¬ское пра¬во зани¬ма¬ет в исто¬рии чело¬ве¬че¬ства совер¬шен¬но исклю¬чи-тельное место: оно пере¬жи¬ло создав¬ший его народ и два¬жды поко¬ри¬ло себе мир. Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу, творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм — основные начала этого целого. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде — «Corpus Juris Civilis»2императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру. Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит в местное и национальное законодательство, — совершается то, что носит названиерецепции римского права.Во многих местах «Corpus Juris Civilis» Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезлоформальноедействие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Номатериальноедействие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Общая характеристика основных институтов римского права: статус лиц, право собственности, правопреемство (наследование) 5 1.1 Лица в римском праве: виды лиц, статус и понятие семьи 5 1.2 Вещное право в Институциях Гая: классификация вещей, приобретение и прекращение права собственности 10 1.3 Общая характеристика института наследования в римском праве 13 2 Основные институты римского обязательственного права. Особенности римского гражданского процесса 16 2.1 Правовое регулирование торгового права в Древнем Риме 16 2.2 Обязательства из деликтов в римском праве 19 2.3 Общая характеристика процессуального права Древнего Рима 21 Заключение 31 Список использованной литературы 32
Список литературы

1. Aubert, J.-J. Business Managers in Ancient Rome. A Social and Economic Study of Institores, 200 BC–AD 250. Leiden – New York – Cologne, 1994. 2. Bagnall, R. W. ‘Monks and property: rhetoric, law, and patronage in the Apophthegmata Patrum and the papyri’. Greek, Roman and Byzantine Studies 42 (2001): 7–24. 3. Birks, P. ‘Roman law in twentieth-century Britain’. In Jurists Uprooted: German-speaking Emigre Lawyers in Twentieth-century Britain, edited by J. Beatson and R. Zimmermann, 249–68. Oxford, 2004. 4. Carey Miller, D. and R. Zimmermann, editors. The Civilian Tradition and Scots Law: Aberdeen Quincentenary Essays. Berlin, 1997. 5. Crook, J. A. Law and Life of Rome. London, 1967; reprinted Ithaca NY, 1984. 6. Frier, B. W. The Rise of the Roman Jurists. Princeton, 1985. 7. Gardner, J. F. Family and Familia in Roman Law and Life. Oxford, 1998. 8. Robinson, O. ‘Justinian and the compilers’ view of the iudex qui litem suam fecerit’. In Status Familiae, edited by H.-G. Knothe and J. Kohler, 389–96. Munich, 2001. 9. Stein, P. ‘‘Equitable’ Remedies for the Protection of Property’. In New Perspectives in the Roman Law of Property: Essays for Barry Nicholas, edited by P. Birks, 185–94. Oxford, 1989. 10. Stein, P. ‘Roman law, Common law, and Civil law’. Tulane Law Review 66 (1992): 1591–603. 11. Stein, P. Roman Law in European History. Cambridge, 1999. 12. Stein, P. and F. de Zulueta. The Teaching of Roman Law in England Around 1200. London, 1990.
Отрывок из работы

1 Общая характеристика основных институтов римского права: статус лиц, право собственности, правопреемство (наследование) 1.1 Лица в римском праве: виды лиц, статус и понятие семьи Физические лица. «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам (personas), или к вещам (res), или к судебным действиям (actiones)» (Гай. Д.1.5.1). Сначала поговорим о лицах. «Недостаточно знать право, если игнорируются лица, ради которых оно установлено». Правоспособность. Субъект гражданского права – лицо (persona) – наделялся в Риме правоспособностью (caput), содержание которой составляла способность лица иметь права и обязанности. Субъектами права могли быть как физические лица, так и юридические лица (цех, корпорация). Для физического лица быть правоспособным значило обладание тремя статусами: свободы (status libertatis), гражданства (status civitatis) и семейным статусом (status familiae). Лишь свободный, римский гражданин, свободный от власти домовладыки, обладал полным объемом прав и обязанностей в сфере имущественных и обязательственных отношений (jus commercii). Только при наличии всех трех статусов возникала полная правоспособность. Утрата одного из них влекла за собой прекращение правоспособности либо изменение ее содержания. Как было отмечено, полную правоспособность римляне обозначали словом caput. Здесь они различали частноправовые и публично-правовые полномочия субъекта права. Правоспособность римского гражданина в сфере частноправовых отношений складывалась из двух элементов: - jus conubii – право вступать в римский (квиритский) брак, т.е. брак, который сопровождался особыми юридическими последствиями (например, отцовская власть над детьми, право детей на наследство и т.д.); - jus commercii – право быть субъектом имущественных отношений (т.е. приобретать собственность, обращаться в суд для защиты своих имущественных интересов и др.). Правоспособность субъекта в сфере публично-правовых отношений складывалась также из двух элементов: - jus suffragii – право голоса в народном собрании; - jus honorum – право выступать кандидатом на магистратские должности, или, выражаясь современным языком, право замещения государственных должностей. Свободные (liberi). Правоспособность физических лиц приобреталась путем рождения от римских граждан, состоявших в «правильном» браке, а также усыновлением, освобождением из рабского состояния, предоставлением римского гражданства особыми актами государства отдельным лицам, общинам, населению той или иной провинции. Правоспособность возникала в момент рождения и прекращалась смертью. Правда, субъектом права признавался и зачатый, но еще не родившийся ребенок (postum). Лицо, захваченное в плен, утрачивало правоспособность, а над его имуществом устанавливалась опека. Если, однако, плененный возвращался в Рим, то он считался римским гражданином, как бы и не находившимся в плену. В древнейший период римской истории неоплатный должник, дезертир или вор лишались гражданства при продаже их в рабство. Позже такое правило перестало действовать, но в рабство стали обращать и лишать гражданства за некоторые тяжкие преступления. Приговоренный к смерти утрачивал права гражданства. Наряду с утратой правоспособности римскому праву было известно и ограничение правоспособности (capitis deminutio). Так, лицо, участвовавшее в заключении сделки с обрядом манципации (весовщик, свидетели) и отказавшееся подтвердить заключение сделки, лишалось права быть свидетелем при заключении сделок; лица с сомнительной репутацией за безнравственное поведение лишались, например, права быть опекуном и т.д. Римляне различали три вида ограничения правоспособности: capitis deminutio maxima – максимальное, когда римлянин лишался свободы (status libertatis); capitis deminutio media – среднее, когда римлянин лишался права римского гражданства (status civitatis); capitis deminutio minima – минимальное ограничение правоспособности, когда римлянин лишался своего семейного положения (status familiae) или менял его со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме capitis deminutio, правоспособность ограничивалась вследствие умаления гражданской чести, известного римскому праву еще со времен XII таблиц. Римские магистраты, в частности цензоры, были компетентны не допускать лиц с сомнительной репутацией к исполнению должностных функций, преторы – к участию в суде. Постепенно выработался и укрепился институт преторской infamia (бесчестие). Infamia наступала в силу определенных обстоятельств (удаление из легионов за безнравственное поведение, двойное обручение и т.п.). В результате infamia лицо лишалось права быть представителем в суде, опекуном, избираться на общественные должности. Помимо того, преторским эдиктом ограничивалась правоспособность носителей некоторых профессий и безнравственных промыслов: актеров, сводников, проституток, т.е. лиц, «покрытых позором» (turpitudo). Они, в частности, ущемлялись в наследственных правах. Дееспособность. Римскому праву знакома и дееспособность – признаваемая государством способность лица самостоятельно (своими действиями) осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Общее понятие дееспособности не было сформулировано римскими юристами, но нормы, составляющие ее содержание, были хорошо известны. Так, дети до семи лет были лишены дееспособности; с 7 до 14 лет мальчики и до 12 лет девочки обладали ограниченной дееспособностью (могли приобретать имущество). Полное совершеннолетие и дееспособность в полном объеме в классическом праве наступали по достижении 25-летнего возраста. Однако императорским распоряжением граница совершеннолетия могла быть снижена до 20 лет юноше и до 18 лет девушке. Ограничивались в дееспособности и отстранялись от распоряжения имуществом расточители, душевнобольные, лица, действия которых признавались бесчестными. В право - и дееспособности ограничивались женщины. Правда, уже в период республики они получили возможность самостоятельно совершать юридические акты, но не могли «в силу присущего им легкомыслия» (так считалось) быть представителями в суде, завещать, передавать вещи в залог и т.д. Отдельные категории населения. К ним относились: свободные, а потому полноправные римские граждане (о них мы вели речь выше), латины, перегрины, рабы, вольноотпущенные, колоны. Латины (latini). Эта часть населения проживала на территории Италии, а затем и вне ее, в римских провинциях, колониях. Древние латины – это жители Лациума, которые получили латинское гражданство до середины III века до н.э. Правовое положение латина приобреталось: в силу рождения; актом государственной власти; добровольным переходом римского гражданина в разряд latini в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний. Латины во время нахождения в Риме могли участвовать в народных собраниях, обладали jus commercii, а некоторые – jus conubii. В имущественной сфере древние латины имели такие же права, что и римские граждане, однако обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др.). Как видим, латины были полностью лишены публичных прав и несколько ограничены в имущественных (например, не могли составлять завещаний). Именно это неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест, что, в конце концов, привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н.э.), после которой все латины получили те же права, что имели римские граждане. Перегрины (peregrini). Это иностранные граждане на территории Древнего Рима. Перегринами также считались и римские подданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Первоначально перегрины были совершенно бесправны, так как не имели ни имущественных, ни публичных прав и поэтому не могли защитить свои права в римском суде. Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражданами, но так как они не пользовались их правами, то и были лишены правовой защиты. Поэтому они искали себе покровителя или защитника – патрона из числа римских граждан. В 242 г. до н.э. была учреждена должность претора по делам иностранцев, который разбирал споры между римлянами и иностранцами или между иностранцами. На этой почве и выработалось так называемое jus gentium (право народов). Перегрин не был рабом, но не был и римским гражданином. Не обладал он, естественно, и политическими правами. Перегрины могли становиться римскими гражданами: в силу закона; в награду за услуги, оказанные государству; в силу специального акта государственной власти. По мере развития торгового оборота перегрины стали пользоваться защитой преторского права, а в 212 г.н.э. император Каракалла даровал им права римского гражданства. С этого года правоспособность римских граждан и перегринов стала одинаковой. Рабы (servi). Основным источником рабства являлась война. Рабами становились военнопленные, нередко даже члены родственных Риму латинских племен. Вторым источником рабства была долговая кабала: рабами становились свободные граждане, ставшие неоплатными должниками. Существовали другие источники рабства: рождение от рабыни, рабство за преступления (уголовное рабство). В связи с завоевательными войнами III в. до н.э. (Пунические, Македонские), рабы исчисляются сотнями и тысячами и проникают во все поры хозяйственной жизни государства. Правовое положение раба давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над ним: он мог его не только безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить. Прекращалось рабство отпущением на свободу ("манумиссия"). Бывший раб (вольноотпущенник) возвращался обратно в рабство, если проявил грубую неблагодарность в отношении лица, отпустившего его на свободу. Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами – «servi res sunt» («рабы суть вещи»). Иными словами, раб рассматривался не как субъект, а как объект права, не признавался лицом, поэтому не мог служить в армии, платить налоги, создавать семью. Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. Со временем правовой статус раба стал меняться в лучшую сторону: раба нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба, а за убийство чужого раба господин отвечал, как за повреждение чужой вещи), его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т.д. В конце принципата и, особенно в период домината некоторые рабы стали получать в управление и пользование часть имения рабовладельца (небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов) под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество называлось пекулием. Но господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того, чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Нередко рабы совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio) в пределах стоимости пекулия. Как видим, рабы получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Предприимчивый раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить таким образом у хозяина свободу. Однако положение рабов во все времена римской истории было очень тяжелым. Вольноотпущенники (libertini). Отпущенные на волю рабы именовались libertini – вольноотпущенниками. В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов. Но в период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов заметно уменьшилась, усилился контроль государства в этой области. Отпущение на волю без соблюдения строго установленных форм или с их нарушением считалось недействительным. А отпущенный на волю раб (вольноотпущенник) нес ряд обязанностей в отношении своего господина. Прежний господин становился патроном, а бывший раб – клиентом. Обязанности клиента выражались в словах “почтение” и “личные услуги”. На практике это означало запрет на обращение в суд против господина, и, следовательно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона; он обязан был оказывать господину разного рода услуги, в том числе и имущественного характера; патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов. Либертины были ограничены и в сфере публичного права: они не служили в войске, в I веке н.э. они утратили jus suffragii, не имели права быть включаемыми в состав сената. Колоны (coloni). Колонами римские юристы называли арендаторов и тех, кто получал землю и инвентарь по договору или сидел на земле из поколения в поколение, и тех крупных арендаторов, которые обрабатывали землю с помощью своих рабов или сдавали землю небольшими участками субарендаторам. «Колонат» – сложная проблема периода империи. Вопрос о юридической природе данного института следует решать исходя из социально-экономической обстановки того периода. Постепенно отдельные провинции начинают приобретать экономическую самостоятельность, жить своей собственной жизнью. Экономическое же господство Рима прекращается уже со второй половины I века н.э. К этому времени хозяйство, основанное на рабском труде, начинает себя изживать. Рабство не дает предпосылок для интенсивного труда, ибо раб не заинтересован в результатах своей работы. Поэтому обширные хозяйства (латифундии) дробятся на мелкие участки (парцеллы), на которые и сажают рабов. Итак, раб становится самостоятельным производителем, а рабство в целом переходит в какую-то новую свою стадию. С другой стороны, и мелкие крестьяне понижаются в своем социально-экономическом уровне. Они также прикрепляются к земле: на этих двух корнях и создается колонат, т.е. такой юридический институт, при котором непосредственный производитель прикрепляется к земле. Колоны считались свободными людьми, а за пользование землей обязаны вносить ее собственнику определенный оброк или подать, выполнять повинности. Колон мог иметь семью, самостоятельно вести хозяйство. Со времени Диоклетиана происходит постепенное прикрепление колонов к земле, и на протяжении длительного исторического периода правовое положение колонов приближается к феодально-зависимым крестьянам. Образование сословия колонов – наиболее заметное проявление формирования новых сословных делений в поздне римском обществе. Законодательство именует колонов «рабами земли». Это значит, что если колон сходит с земли, то землевладелец имеет право вернуть его на землю и даже наказать. Колонат – состояние наследственное. Дети колона обязаны сидеть на том же участке, на котором сидит отец, и сойти с этого участка они не имеют права. Тенденция сословной дифференциации распространяется и на другие слои свободного населения. Сословные деления углубляются, «высшие» более резко противопоставляются «низшим». В 212 году императором Марком Аврелием Антонином Каракаллой был издан эдикт о предоставлении почти всем свободным жителям права римского гражданства. Благодаря этому эдикту постепенно был осуществлен процесс преобразования огромного конгломерата племен и народностей в более или менее однородное общество. Правовые различия между разными категориями населения сгладились. К началу III века н.э. различия между jus civile (цивильное право) и jus gentium (право народов) окончательно исчезают. Эти две ветви частного права сливаются. Во всяком случае, в период поздней империи вопрос о правоспособности значительно упростился. Различие между гражданами, латинами, перегринами утратило практическое значение. Все население империи отныне делится лишь на граждан и рабов. 1.2 Вещное право в Институциях Гая: классификация вещей, приобретение и прекращение права собственности Прежде всего, обратить внимание на классификацию вещей по Гаю: их деление на государственные и частные (II. 10—11), на телесные и бестелесные (II. 12—14), на манципируемые и неманципируемые (II, 14а—22). При характеристике бестелесных вещей следует учитывать, что к ним Гай относит различные права, подобно тому, как другие классические римские юристы, например Ульпиан, говорят о том, что у римлян «названием вещи охватываются также юридические отношения и права» (D.50.16.23). Включение ими прав в категорию вещей не случайно, так как бестелесные вещи обладают целым рядом общих признаков вещей. Например, узуфрукт и сервитуты могут быть истребованы в суде как вещь, т. е. посредством вещного иска. Далее сельские сервитуты Гай относит к манципируемым вещам. Наконец, бестелесные вещи могут быть вещами делимыми и неделимыми и т.д. Однако необходимо помнить, что само право собственности римляне не относили к бестелесным вещам, поскольку римское право отождествляло собственность на вещи с самой вещью. При характеристике манципируемых вещей(res mancipi)следует объяснить причину особых способов их отчуждения: манципации и судебной уступки(in iure cessio),a также дать подробное описание этих юридических торжественных актов (I. 119—121; II, 24—25). Необходимо понять, что манципируемые веши (земля, рабы, тягловый скот и сельские сервитуты) в преимущественно аграрном римском обществе являлись основой производства, были жизненно наиболее важными, поэтому их передача и требовала соблюдения особого юридического акта. Впрочем, и сегодня земля и вообще недвижимость не могут отчуждаться без соблюдения юридических формальностей. В Институциях Гая не найти сколько-нибудь полного определения владения, поэтому следует уяснить, как римские классические юристы понимали владение. Так, Папиниан указывает, что «владение содержит в себе, прежде всего, фактический элемент» (D.4.6.19), т.е. это прежде всего факт непосредственного обладания вещью. Он же выделяет два основных и необходимых элемента для приобретения владения (D.41.2.3.1): объективный, т.е. реальное господство над вещью, как бы держание ее в руках(corpus),и субъективный, т.е. намерение и воля считать вещь своей(animus).Любопытно замечание другого римского юриста Павла о том, что «существует владение не только телом, но и правом» (D.41.2.1 рr.), т.е. что можно осуществлять владение не только телесными, но и бестелесными вещами. В науке и по сей день ведутся споры о том, является ли римское владение фактом или правом. То, что римляне считали владение именно фактом, а не правом, выражается в следующих словах Павла: «Владение является предметом факта, а не права» (D.41.2.1.3). Однако владение является необходимым условием и для возникновения права на вещь, прежде всего права собственности. В связи с этим важно отметить разделение Гаем (IV. 150—151, 154) владения на правомерное(iusta possessio)и неправомерное, или порочное(vitiosa possessio).Неправомерным, или порочным, Гай считает такое владение вещью, которое установлено силой, тайно или прекарно. Ярким примером порочного владения является владение вором похищенной вещью, которая, согласно Институциям Гая, не приобретается в собственность по давности владения (II. 49). Однако и неправомерное владение в некоторых случаях приводит к возникновению собственности по давности владения. Так, Гай выделяет понятие добросовестного владения чужим имением. Если владелец ввиду длительного отсутствия хозяина добросовестно полагал, что имение никому не принадлежит и в течение долгого времени владел им, то, по словам Гая (II. 51), он приобретал имение в собственность на основании давности. Рассказывает Гай и о владении посредством третьих лиц (IV. 153). В частности, он отмечает, что владение приобретается и удерживается через всех тех, кто находится во власти владеющего, т.е. через рабов и детей (II. 88—91), а также через тех, кто владеет вещью от нашего имени, например через арендатора или ссудопринимателя (IV. 153). Следует обратить внимание на описанные Гаем способы интердиктной преторской защиты владения(utrubi, uti possidetis —IV. 148—155). Гай упоминает и особый вид так называемого преторского владения (IV. 36). Особая форма вещного иска — Публицианов иск — позволял претору защищать владение того лица, которое, приобретя вещь добросовестно и правомерно (iusta causa),но без соблюдения необходимых формальностей, еще не успело приобрести ее в собственность по давности. В таких случаях претор допускал юридическую фикцию, будто добросовестный владелец уже приобрел вещь в собственность по давности и своим решением восстанавливал его в утраченном владении. Однако реально здесь речь идет скорее о преторской собственности, а не о преторском владении, так как решение претора давало владельцу правовое основание считать вещь своей собственностью. Гай вообще довольно много говорит о владении как о необходимом факте, приводящем к возникновению права собственности, поэтому, описывая способы приобретения собственности, он помимо манципации и судебной уступки особенно подробно останавливается на институтеusucapio,т.е. на приобретении собственности по давности владения (II. 42—59). Среди других способов приобретения собственности он называет также захват ничейной вещи (II. 66—69) и спецификацию вещи, т.е. создание новой вещи из чужого материала (II. 78—79). Особое внимание студент должен уделить терминам, обозначающим право собственности: этоdominiumиproprietas.Требуется осознать различие в значениях этих терминов.Dominium— это наиболее полная власть над вещью. Гай, говоря о двойном доминии, различает доминий, основанный на квиритском праве, т.е. полученный в силу закона, и доминий, полученный по решению претора на основании добросовестного владения (I. 54; II. 44; III. 40). Иное значение имеет терминproprietas,он используется Гаем только в сочетании с терминомususfructus(II. 30; 33; 89—91; IV, 148). Гай обозначает этим термином такую собственность, из которой изъято право пользования и извлечения доходов(ius utendi fruendi),т.е. когда одно лицо является собственником-проприетарием, а другое — реальным владельцем вещи. Рассматривая права на чужие вещи по Гаю, необходимо выявить природуузуфрукта(II. 14), способы установления узуфрукта через манципацию и судебную уступку (П. 30—33), предмет узуфрукта, а также возможность получения доходов с помощью рабов, находящихся в узуфрукте (П. 91—95). Следует учитывать, что узуфрукт в отличие отсервитутов —это наиболее полное право пользования и распоряжения всеми доходами от вещи, а не какими-то отдельными их видами. Далее необходимо описать природу сельских и городских сервитутов, предмет и способы их установления (П. 17; 29; 31). Следует особо отметить, что сельские сервитуты, т.е. право прохода, прогона скота, провода воды через чужой участок, относились к манципируемым вещам, т.е. могли устанавливаться только через манципацию или судебную уступку, но не через простую передачу (II. 28). 1.3. Общая характеристика института наследования в римском праве Наследованием называется переход имущества умершего лица к (одному или нескольким) другим лицам. Подобно тому, как собственность (в экономическом смысле) существовала и до образования государства и права, а право собственности появилось только с образованием государства, так и наследственное право в качестве завершения права собственности появилось только с возникновением государства. Наследование (в собственном смысле) есть преемство универсальное. Это значит, что наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом все имущество наследователя (или — при наличии нескольких наследников — определенную долю имущества) как единое целое. Универсальный характер наследования проявляется в том, что к наследнику переходят сразу и права и обязанности, входящие в состав наследства, в том, что наследник может приобрести в составе наследства даже такие права и обязанности, о существовании которых он и не знал, и т.п. Наряду с этим римскому праву известно и так называемое сингулярное преемство после умершего лица, т.е. предоставление лицу отдельных прав — так называемые легаты или отказы (о них см. ниже, гл. V). Наследование возможно было или по завещанию, или по закону (если завещание данным лицом не оставлено, либо оно признано недействительным, либо наследник, назначенный в завещании, не принял наследства). Характерной особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания двух названных оснований (завещания и закона) при наследовании после одного и того же лица т.е. недопустимо было, чтобы одна часть наследства перешла к наследнику по завещанию, а другая часть того же наследства — к наследникам по закону (в этом смысле надо понимать афоризм «пето pro parte testatus pro parte intestatus decedere potest», т.е. не может быть наследования в одной части имущества умершего лица по завещанию, а в другой часто— по закону). В процессе наследования необходимо различать открытые наследства и вступление в наследство. Наследство открывается в момент смерти наследодателя (наследовать вообще можно только после умершего физического лица).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Право и юриспруденция, 18 страниц
90 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 21 страница
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 18 страниц
200 руб.
Реферат, Право и юриспруденция, 20 страниц
120 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg