Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Личностные качества учителя, определяющие эффективность педагогического общения.

happy_woman 240 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 20 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2020
Цель курсовой работы – определение личностных качеств, определяю-щих эффективность педагогического общения. Зачади курсовой работы делятся на теоретические и практические. К теоретическим задачам относятся: 1) Определение личностных качеств учителя; 2) Определение личностных качеств, которые являются эффективными при педагогическом общении. К практическим задачам относится: 1) Применение личностных качеств в педагогическом общения; 2) Достижение эффективности педагогического общения при помощи личностных качеств. Объект курсовой работы: личностные качества учителя. Предмет: педагогическое общение. Метод исследования курсовой работы: использование работ отече-ственных и зарубежных авторов по теме.
Введение

Для написания курсовой работы была выбрана тема «Личностные каче-ства учителя, определяющие эффективность педагогического общения». Исследуемая тема является актуальной так как при обучении учителя зачастую преподносят материал по принципу «задание – ответ» и обучение превращается в «зубрежку» материала. Используя личностные качества мож-но не только повысить эффективность педагогического общения с ученика-ми, но грамотно и интересно преподносить изучаемый предмет. Личностные качества учителя рассматривались в работах отечествен-ных и зарубежных авторов. Мижерикова В.А. и Ермоленко М.Н. в учебнике «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» посвятили целый параграф, посвященный профессионально-значимым качествам личности пе-дагога. Также стоит отметить термин «качества педагога», который использу-ется многими педагогами и психологами (Э.И. Моносзон, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, И.А. Зимняя и др.). Зависимость качеств учителя от законов и зако-номерностей педагогики и социологии выражена в социальных функциях пе-дагога и специфики (особенностей) педагогической деятельности. Если эти законы, функции и особенности на основе научных данных определены вер-но, то и «качества» педагога будут определены не волевым образом, не субъ-ективно, а объективно. Среди наиболее важных написанных трудов является труд Я. Комен-ского «Великая дидактика». Во вступлении к этому труду написана главная мысль для учителей и педагогов, которая несет в себе весь смысл обучения: «Мы решаемся обещать Великую Дидактику, т.е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом; так, чтобы неуспеха по-следовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не бы-ло обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величай-шим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не по-верхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истин-ной науке, добрым нравам и глубокому благочестию».
Содержание

Введение 4 ГЛАВА 1. КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ 6 1.1 Личностные качества учителя 6 1.2 Качества, определяющие эффективность педагогического общения 9 1.3 Способы применения личностных качеств 11 Вывод 13 ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 14 2.1 Цели и задачи личностных качеств учителя 14 2.2 Применение личностных качеств для эффективности педагогического общения 15 Вывод 18 Заключение 19 Список используемой литературы 21
Список литературы

1. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические тру-ды. — 2-е изд., перераб. — М.: Международная педагогическая академия, 2017. 2. Введение в педагогическую деятельность учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г.Шапошникова и др. ; под ред. А. С. Роботовой. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с. 3. Загвязинский, В. И. Общая педагогика учебное пособие / В. И. Загвя-зинский. – М. : Высш. Школа, 2018. – 391 с. 4. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 2019. 5. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982. 6. Козлова С.А., Куликова Т.А.. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издатель-ский центр «Академия». - 416 с.. 2016. 7. Крутецкий В. А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: Прометей, 2018. 8. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 2017. 9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 2018. 10. Мижерикова В.А., Ермоленко М.Н. / ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОгиЧЕ-СКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПОД РЕД. РОБОТОВОЙ А.С.) М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 208 с. 11. Пискунова, Е. В. Ориентиры деятельности современного учителя (по материалам международной конференции «учитель в современном мире») Е. В. Пискунова, А. И. Синицын // Вестник Герценовского университета. – 2011. – № 1. – С. 47-52. 12. Подласый, И. П. Педагогика учебник /И. П. Подласый. – М. : Юрайт, 2018. – 574 с. (гл. Педагогика – наука о воспитании). 13. Столяренко, А. М. Общая педагогика учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 479 с. 14. Электронный ресурс - [https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/professionalno-vajnye-kachestva-i-umeniya-uchitelya] 15. Электронный ресурс – [https://psylist.net/pedagogika/plukp.htm] 16. Электронный ресурс – [https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-kachestva-uchitelya-i-otnoshenie-uchaschihsya-k-prepodavaemomu-im-predmetu]
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ 1.1 Личностные качества учителя В процессе педагогического общения к учителю предъявляется ряд требований, которые заставляют развивать как личностные, так и профессио-нальные качества. Такие качества были описаны С.А. Козловой, Т.А. Кулико-вой и представляют: • педагогическую направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентирован-ных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание; • эмпатию, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на пе-реживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливо-сти, верности своим обещаниям; • педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе; • педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, ди-намику становления личности каждого воспитанника и коллекти-ва в целом; • педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность обра-зовательной работы; • культуру профессионального общения, предполагающую органи-зацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребе-нок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»; • педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью. Также, помимо вышеперечисленных качеств следует отметить такие качества как: - человечность; - доброта; - терпеливость; - порядочность; - честность; - ответственность; - справедливость; - обязательность; - объективность; - уважение к людям; - высокая нравственность; - эмоциональная уравновешенность; - потребность к общению; - интерес к жизни воспитанников; - доброжелательность; - самокритичность; - дружелюбие; - сдержанность; - достоинство; - патриотизм; - религиозность; - принципиальность; - отзывчивость; - эмоциональная культура. Личностные качества учителя взаимосвязаны с профессиональными. Среди таких качеств И. П. Подласый выделяет научную увлеченность, лю-бовь к своему профессиональному труду, эрудицию, владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическую подго-товку, общую эрудицию, широкий культурный кругозор, педагогическое ма-стерство, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и другие качества. Также следует отметить личностные способности, выделенные В. А. Крутецким. 1. Перцептивные способности (от лат. "перцепция" – "восприятие") – это способность учителя воспринимать ученика, и не только его внешние особенности, а, главным образом, его внутренний мир. Это своеобразная проницательность. Связанная с тонким пониманием личности ученика и его временных психических состояний. 2. Педагогическое воображение (или прогностические способности) – способность учителя предвидеть с достаточной степенью вероятности послед-ствия своих действий в отношении ученика. 3. Способность саморегуляции эмоциональной сферы и поведения. В этой общей способности можно выделить два компонента: а) выдержка и самообладание – это способность всегда, в любой обста-новке, в непредвиденной ситуации владеть собой, управлять своими чувства-ми, темпераментом, не терять даже на короткое время контроля над своим поведением; б) саморегуляция психических состояний – способность учителя созда-вать у себя оптимальное психическое состояние, которое отличается энергич-ной уверенностью, бодростью, оптимизмом, благожелательностью. 1.2 Качества, определяющие эффективность педагогического общения Одним из главных качеств, определяющих эффективность педагогиче-ского общения является само общение. Используя общение, изменяя его содержание, тон, стиль, варьируя со-отношение функций, можно изменять настроение воспитанника, его отноше-ние к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, из-менять предметную и духовную деятельность. Тем самым можно целена-правленно развивать определенные черты характера, качества личности. Успех использования в воспитании этого инструмента зависит от вы-полнения определенных требований (условий). В самом общем виде они сформулированы А.А.Бодалевым: 1) общение становится педагогически эффективным, если оно осу-ществляется в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника - в семье, в школе, во внешкольных учреждениях и др.; 2) если общение сопровождается воспитанием отношения к человеку как высшей ценности; 3) если обеспечивается усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обраще-ния с ними. Исследователи отмечают следующие общие черты успешного общения с учащимися, характерные для мастеров педагогического труда: -личностная открытость детям, способность дать понять ученикам, что учитель не столько учитель, сколько человек; - умение организовать общение «от ученика»: от его мыслей, чаяний, настроения; - умение поставить себя на место ребенка, познать его вообще и в дан-ной ситуации; - принятие воспитанника как полноправного партнера по общению, как человека, равного по социально-психологическим параметрам; - терпение, чуткость, способность к сопереживанию, искренняя заинте-ресованность в судьбе воспитанника; - широта познаний, разнообразие интересов и умение их использовать в общении с воспитанниками; - умение внушить воспитаннику сознание его значительности. Следует обратиться к правилам общения, сформулированным еще в 30-е гг. XX в. американским психотерапевтом и бизнесменом Дейлом Карнеги. Они и сейчас представляют исторический интерес и не только для бизнесме-нов, но и для учителей. Ниже сокращенно перечислены некоторые из этих правил: 1) искренне интересуйтесь собеседником; 2) улыбайтесь, будьте рады общению и не скрывайте этого; 3) обращайтесь к собеседнику по имени; 4) умейте слушать, поощряйте собеседника говорить о себе; 5) говорите о том, что интересует собеседника; 6) искренне внушайте собеседнику сознание его значимости; 7) хвалите за малейший успех; 8) уважайте мнение собеседника; соглашайтесь, становитесь на его точ-ку зрения. В этих рекомендациях, как и в других, хорошо заметно главное условие успеха педагогического общения как средства воспитания: оно должно быть общением воспитанника с учителем (собеседник должен говорить о себе, раз-говор должен быть об интересующем собеседника, в общении утверждается значимость собеседника и т.д.), деятельностью воспитанника, управляемой и направляемой воспитателем. Важной чертой личности учителя является педагогический такт, кото-рый понимается как «чувство меры в проявлении требовательности, умение выбрать форму требований, особая чуткость, проявляемая во всей системе многообразных отношений с учащимися, их родителями, в разрешении порой чрезвычайно тонких психологических вопросов, которые возникают в про-цессе педагогической деятельности». Ф.Н. Гоноболин определяет педагогиче-ский такт как «умение учителя поддерживать правильные отношения с деть-ми, проявлять чуткость, внимательность, вежливость, находить необходимый верный тон в обращении с учащимися, предъявлять им разумные требования, уважать в детях человеческое достоинство». Педагогический такт требует знания психологии, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Педагогический такт является той основой, на которой вырастает духовная близость между учите-лем и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо он проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая вни-мательность и справедливость. 1.3 Способы применения личностных качеств Личностные качества учителя и их применение в педагогическом об-щении творческий процесс, который требует организованности и правильно-му подходу к каждому обучающемуся. Учитель должен быть готов к выполнению профессиональных задач работы, т.к. это является главным элементом компетентности. Под компетен-цией понимается способность использования знаний, умений, личностных качеств. В структуру входят три элемента: • когнитивный (включает знание и понимание); • деятельный (содержит практическое и оперативное использова-ние знаний); • ценностный (основывается на восприятии и сосуществования с другими людьми). Учитель осуществляет важнейшую социальную функцию – духовное воспроизводство человека, а значит, и общества. Учитель не только профес-сия, суть которой транслировать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке. Именно поэтому большинство характеристик учителя и требований к нему задаются обществом, представлением в обществе о том, каким должен быть хороший учитель и каким он не должен быть. В структуре личности учителя важным является профессионально-педагогическая направленность. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педа-гога. Профессиональная направленность личности учителя характеризуется прежде всего наличием интереса к педагогической профессии и педагогиче-ского призвания. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмо-циональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогиче-ского интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это ос-новополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых ка-честв, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств – педагогический долг и ответственность. Руко-водствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразно-му кодексу педагогической морали. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, осно-ванные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтро-лировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педа-гогического действия, а также провести своевременную их корректировку. Вывод Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей лич-ности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Непре-рывность педагогического самообразования – необходимое условие профес-сионального становления и совершенствования учителя. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для ре-шения социально- экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало – он должен постоянно быть в курсе новых исследований, откры-тий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы педагогической пауки. Таким образом, педагогические способности и личностные качества учителя играют важнейшую роль в успешности осуществления профессио-нальной деятельности, являются залогом его профессионального становления и развития. ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДЛЯ ЭФФЕК-ТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 2.1 Цели и задачи личностных качеств учителя Целью применения личностных качеств учителя является стремление донести до учащихся необходимый для изучения материал. При этом исполь-зуются такие личностные качества как общение, тактичность и умение найти подход каждому ученику. Если цель это стремление донести информацию до каждого учащегося применяя личностные качества, то задачи это своего рода соответствие каж-дого качества той функции, которая необходимо для эффективности педаго-гического общения. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к учителю, явля-ется: любовь к детям, к педагогической деятельности; наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, широкая эрудиция, педаго-гическая интуиция, высокоразвитый интеллект; высокий уровень культуры и нравственности; профессиональное владение разнообразными методами обу-чения и воспитания. Без любого перечисленного фактора успешная педагоги-ческая работа невозможна. При этом необходимо помнить, что все эти свой-ства являются не врождёнными, а приобретаемыми. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как: - адекватность самооценки и уровня притязаний, - определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллекту-альную активность педагога, - целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблю-дательность, контактность. Педагог должен хорошо знать каждого ребёнка, его интересы и потреб-ности, его способности и возможности. Осознание значимости национальных ценностей в нравственном становлении личности младшего школьника, его мировоззрении и духовности - неотъемлемая часть личности самого учителя и залог его успешной деятельности.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg