Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Влияние семьи в воспитании ребенка.

happy_woman 444 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2020
Объект исследования: воспитание ребенка в семье. Предмет исследования: влияние семьи в воспитании ребенка. Целью работы является изучение влияния семьи в воспитании ребенка. Для решения поставленной цели, ставятся следующие задачи: - охарактеризовать сущность и основные функции семьи; - рассмотреть психологические основы семейного воспитания: - выяснить влияние семьи на становление личности. Гипотеза заключается в том, что на воспитание и формирование личности ребенка семья играет огромную роль. В работе использован теоретический метод исследования: изучение психологической, педагогической, социологической литературы по теме курсовой работы.
Введение

Актуальность темы. Современная российская семья в новом тысячелетии функционирует в новых социально-экономических условиях, что проявилось в появлении новых проблем семейного воспитания, дисфункции и кризисе семьи. В социально-педагогическом аспекте появились новые типы семей, увеличилось количество разводов, снизилась рождаемость. Вместе с тем, семья и семейное воспитание постепенно становятся приоритетными направлениями государственной политики. Статьи Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации, Концепция демографической политики до 2025 года (выплата материнского капитала), разработка Федеральных государственных образовательных стандартов по дошкольному образованию - все это потребовало от родителей и специалистов дошкольного образования реализации новых подходов в работе с современной российской семьей [1]. По определению отечественного социолога А. Г. Харчева, семья - исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью. А. И. Антонов добавляет, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства и родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку существования членов семьи. Семья удовлетворяет потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, организации общественного потребления, передачи культурного наследия. Характер взаимоотношений всемье складывается под влиянием нескольких факторов: традиций семейного общения, социально-экономического состояния общества и его нравственно-психологической атмосферы; степени зависимости жизнедеятельности семьи от общества; типа семьи, ее состава, структуры, психических и личностных свойств членов семьи; степени их совместимости, конфликтности. В каждойсемьеобъективно складывается определённая, далеко не всегда осознанная её членами системавоспитания, постановка задач в воспитаниии применение приёмоввоспитания, учёт того, что можно, а чего нельзя допускать в отношении сребёнком. Супружеские отношения в семьеформируют определенную позицию – эмоциональные отношения к сыновьям и/или дочерям, взгляд на ихвоспитание. Взаимоотношения и характер общения между супругами, степень удовлетворения браком, также оказываютвлияниена специфику отношения матери и отца к своемуребёнку, если отношения гармоничные, то родители больше уделяют вниманиявоспитанию детей. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений в семье. В любом периоде жизни ребёнкародители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своём поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение дляребёнка, так каквлияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом, и, конечно же, на формирование его личности. Родители формируют интересы ребёнка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия,влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей,ребёнокможет сопоставлять её с взглядами и поведением своих друзей-ровесников. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Т.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Содержание

Введение…………………………………………………………………...…………3 1 Семья как социальный институт формирования личности……………………..6 2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания………….……….13 3 Влияние семьи на становление личности………………………………………22 Заключение………………………………………………………………….……...33 Список использованных источников………………….........................................35 Расписка о самостоятельном написании курсовой работы……………………..37
Список литературы

1. Зверева О. Л., А. Н. Ганичева. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для среднего профессионального образования / 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 177 с. 2. Шнейдер Л. Б. Семейная проблематика в эмпирических исследованиях: практическое пособие / 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. 3. Меркуль И.А. Проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. - Выпуск № 4 (17). - 2010. 4. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - М.; Екатеринбург, 2006. 5. Шнейдер Л.Б. Семья: оглядываясь вперед. - СПб., 2013. 6. Шнейдер Л.Б. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: хрестоматия. - М., 2004. 7. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 1991. - 198 с. 8. Агафонова А. Практика по общей педагогике. - СПб.: Питер, 2003. 9. Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288с. 9. Белинская Е.П., Тихомадрицкая О.А. Социальная психология личности - М., 2001. 10. Бордовская Н.А. Реан Педагогика: Учебное пособие. - 2006 Спб.: Питер, 2008. 11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с. 12. Филиппова Е. В.Детская и подростковая психотерапия: учебник для вузов.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 430 с. 13. Бороздина Г. В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 477 с. 14. Пидкасистый П. И. Психология и педагогика: учебник для бакалавров.- 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 724 с. 15. Якимова Т. В. Психология семьи: учебник и практикум для вузов.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 345 с. 16. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 234 с. 17. Посысоева Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебник для вузов.- 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 266 с. 18. Колесникова Г. И. Социология и психология семьи: учебник для вузов.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 263 с. 19. Суслова Т. Ф., Шаповаленко И. В. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для вузов.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 343 с. 20. Коряковцева О. А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми: учебное пособие для вузов.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 225 с. 21. Прохорова О. Г., Торохтий В. С. Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2020. 22. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды.- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 323 с.
Отрывок из работы

1 Семья как социальный институт формирования личности Ядром семьи считают супружескую пару. Понятия семья и брак не тождественны. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (ЗАГСами, Дворцами бракосочетания), называются гражданскими, освещенные религией – церковными. В настоящее время в России освещаются религией лишь браки, зарегистрированные в государственных учреждениях. Согласно дореволюционному российскому законодательству, семейный союз рассматривался как основа союза общества и государства, его составная часть. Власть родителей над детьми простиралась на детей обоего пола, всякого возраста, не прекращалась до смерти родителей. Ведущую роль в семье играл отец, мать была обязана подчиняться его воле. В случае разногласий голос отца имел решающее значение. К матери власть переходила только в случае смерти отца или лишения eго прав состояния. Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. Проведенный социологический опрос показал, что среди молодых людей, вступающих в брачный союз, 33,3 % респондентов осуждают брак по расчету, с пониманием к нему относятся 50,2 %, а 16,5 % даже хотели бы иметь такую возможность. За последние 10 лет браки в значительной степени постарели. Так, средний возраст вступающих в брак женщин увеличился на 2 года и составил 20-24 года, мужчин - на 5 лет и составил соответственно 25-29 лет. Эта тенденция, характерная для западных стран, наблюдается в настоящее время и в России. Молодые люди создают семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и другие проблемы. Еще одна черта современных браков – разновозрастность. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, в современных браках часто встречается разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). В таких браках каждая из сторон предлагает свои позитивные характеристики, значимые для партнера [2]. Изменение общественных отношений коснулось и современной семьи. В современной практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. Они чаще встречаются в столице, крупных промышленных и культурных центрах России. Основа таких браков - не чувства, привязанность и желание создать семью, а получение определенных выгод (престижной работы, прописки, командировки за рубеж). По данным опроса НИЦ молодежи, проведенного в 2000 г., на первом месте у молодежи - деньги и деловая карьера. В крупных городах традиционная форма брака встречается в начале XXI в. значительно реже, чем во второй половине XX в. Все большей популярностью пользуются альтернативные формы брака: нерегистрируемые браки (сожительство) или так называемые экстерриториальные союзы, когда партнеры постоянно не живут вместе, а сходятся лишь на определенный период. Если в таких отношениях появляются дети, возникают новые проблемы. Нередко это приводит к росту числа внебрачных детей. По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Длительное время на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась невесткой. Матрилокальный тип семьи характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли примаком. Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где для этого есть возможность, в том числе снимают жилье [3]. В городских условиях жизнь семьи меняется как ценность и социокультурная реальность. Так, разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные, соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Это находит отражение в характере детско-родительских отношений. Изменения в обществе в последние два десятилетия способствовали ослаблению воспитательного потенциала семьи. Вследствие исторического процесса – эволюции социального института семьи в силу специфики развития промышленной цивилизации в последнее время наблюдается кризис семьи. В нашей стране большую роль в возникновении кризиса сыграла государственная семейная политика, опиравшаяся на учение о равноправии женщин и необходимости удаления женщины из семьи и вовлечения ее в производство. Данная политика фактически исходила из предпочтения нуклеарной семьи с обоими работающими родителями и детьми, пребывающими вне семьи в течение рабочего дня. Высокая занятость женщины на производстве, совмещение нескольких мест работы практически полностью лишают женщину возможности выполнять воспитательную функцию. Решение задач семейного воспитания перекладывается на общественное воспитание – дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования [4]. Кризис семьи, порожденный такой политикой, наиболее ярко проявил себя в наши дни. Внешне кризис выражается в падении социального престижа и авторитета семьи, формальном выполнении семьей своих основных функций, в высоком уровне разводов, внутрисемейных конфликтах, низкой рождаемости, возрастании количества повторных браков, увеличении количества семей с одним ребенком, в высоком уровне подростковой преступности. Исследователь И. Ф. Дементьева выявила новые, нетипичные проблемы воспитательного характера, возникающие вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества. По данным социологических исследований, родители тратят на общение и воспитание детей 13 мин в сутки. Это время затрачивается не на совместные занятия и духовное общение, а на жесткий контроль за выполнением детьми своих обязанностей. К сожалению, уходят в прошлое чтение вслух, обсуждение прочитанного, этические беседы, задушевный диалог, вечерние прогулки всей семьей. Все чаще беседы в семье сводятся к методичному отслеживанию цен на продукты питания, обсуждению несвоевременной выплаты заработной платы и других экономически обусловленных тем. Невысокий экономический уровень большинства российских семей, определенная дисфункция семьи как социального института не позволяют полноценно осуществлять воспитательную функцию. При нарушении структуры и функции семьи возникают психологическая напряженность и конфликтность внутри семейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. Такое положение дел ведет к отсутствию в семье нормального психологического микроклимата, взаимопонимания, обострению конфликтов между поколениями. Семья для ребенка – первый и основной фактор социализации. Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально компетентной, зрелой личности. В семье закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребенка: старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Все это непосредственная социализация в семье. Косвенная социализация заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам. Процесс социализации ребенка в семье начинается с первых месяцев его жизни. Семья – микросреда, влияющая на младенца; с возрастом это влияние в значительной степени ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться непоправимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью и ее функции первоначальной социализации детей. В семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, но и оказывается включенным в социальные отношения, которые определяют содержание будущей личности. Влияние семьи на формирование личности ребенка намного превышает воспитательное воздействие других факторов. Только в семье идет становление определенных качеств и психических новообразований личности. Семейное воспитание сочетает в себе целенаправленные действия родителей с объективным стихийным влиянием жизнедеятельности семьи. К группе специальных воспитательных воздействий относятся целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых – научить ребенка, дать ему образец, побудить к подражанию, объяснить и пр. Но воспитание не сводится только к специально организованным формам педагогического воздействия. Оно осуществляется в ходе всей жизнедеятельности семьи. Часто родители не уделяют должного внимания стихийным факторам воспитания. Стихийные влияния – неосознанные, неконтролируемые, повторяющиеся ежедневно воздействия на ребенка, например, манеры поведения взрослых, укоренившиеся привычки, их распорядок дня и др. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Маленькие дети подражательны. Некоторые родители понимают воспитательное воздействие на ребенка лишь как непосредственное обучение чему-либо (рисованию, счету, компьютерной грамотности и др.). Наряду с готовностью исполнить роль воспитателя некоторые родители сознательно стремятся переложить свои воспитательные функции на других людей, например воспитателя детского сада или неработающего члена семьи. Они убеждены, что воспитание требует особого времени и усилий, которыми не располагает занятый на работе человек. Многие родители заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, но уклоняются от участия в его занятиях, отказываются от руководства деятельностью. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности и даже формированию асоциального поведения. В семье действует ряд механизмов социализации: воспитание, подражание, идентификация, понимание. Основным механизмом социализации ребенка в семье является воспитание. Ценностные ориентации в семьях отличаются. Так, в одних семьях взрослые стараются привить ребенку такие качества, как аккуратность, дисциплинированность, бережливость, чуткость и т. п., в других семьях на это не обращается внимания. В одних семьях акцент ставится на интеллектуальное развитие, в других – физическое, в третьих – воспитание пускается на самотек. Некоторые родители недооценивают значение дошкольного периода развития ребенка, они считают, что воспитание будут осуществлять, когда он пойдет в школу. Подражание – произвольное или непроизвольное следование примерам и образцам поведения. За хорошие поступки ребенка хвалят, поощряют, а за отрицательные - наказывают. В его сознание внедряют систему норм, правил, формируют представления. Естественно, все взрослые члены семьи должны быть едины в своем воздействии на детей. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда ребенок ощущает постоянство и единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. В противоположном случае дети начинают хитрить и приспосабливаться. Идентификация. Свою половую принадлежность ребенок в семье устанавливает рано. На протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. Понимание предполагает знание родителями своих детей, их внутреннего мира, интересов, потребностей. Понимание предполагает, что родители знают индивидуальные особенности своего ребенка, внимательны к его переживаниям, эмоциональным проявлениям. Родители встают на позицию ребенка, умеют ее истолковать, исходя из его личного опыта пытаются понять мотивы поступков ребенка и не спешат с наказаниями. Понимание предполагает также, что родители знают сильные и слабые стороны своего ребенка. Понимание ребенка помогает родителям установлению контакта с ним [5]. 2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания Не предлагая готовых рецептов воспитания, современная наука выявила условия и обстоятельства, необходимые для полноценного развития личности ребенка в семье: • ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Это понятие охватывает социальные установки, систему ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности, традиции семьи. Большую роль играет положительный пример взрослых: • важное обстоятельство семейного воспитания – любовь и уважение к ребенку. Для гармоничного развития ребенку, начиная с раннего возраста, необходим определенный баланс заботы, опеки, свободы и автономии. Психологический климат семьи имеет для детей жизненное значение. Губительно действуют на ребенка неустроенность семьи, раздоры между родителями, грубое или неровное обращение с детьми, беспорядок в доме, крик, шум. Ребенок должен видеть, что родители одобряют его независимость, предоставляют ему возможность выбора и поощряют его самостоятельность, т. е. понимают и уважают его; • согласованность, единство требований всех взрослых членов семьи к детям. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи. Одна из главных идей семейной педагогики – опора на положительные стороны в ребенке, предвосхищение его поступков, оказание ему помощи и поддержки. Дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители. Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием или обстоятельством его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений. Главная особенность семейного воспитания - в слиянии педагогического влияния уклада жизни семьи и целенаправленной деятельности родителей по воспитанию детей. Специфика семейного воспитания заключается в своеобразии самой семьи как института воспитания. Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям общественной среды. Сформированные в дошкольном возрасте навыки и привычки, знания, умения и отношения, представления о явлениях общественной жизни и природы, как и мотивы деятельности, в дальнейшей жизни могут быть достаточно прочными и устойчивыми [6]. Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его основной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям. Отсутствие родительской любви приводит к нервным и психическим расстройствам у детей, вызывает враждебность и агрессивность по отношению друг к другу. Вместе с тем, есть и другая крайность - неразумная любовь родителей к детям способствует формированию иждивенчества, эгоизма, потребительского отношения к жизни. От неконтролируемой любви и ласки дети становятся изнеженными, избалованными, эгоистичными. Семья – первая школа чувств для ребенка. Для их формирования, нормального развития большое значение имеет воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к окружающему. Незаметно для себя он впитывает интересы окружающих его членов семьи, приобретает те или иные симпатии. Положительное эмоциональное состояние ребенка – основа его доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но и определяет его реакции на происходящее, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Особое внимание уделяется положительным эмоциям – радости, которая настраивает человека на доброжелательные отношения, побуждает к активному труду, воспитывает уверенность в своих силах Радость как источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах – условие того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития. Отрицательные эмоции могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения. Таким образом, важная особенность семейного воспитания – эмоциональный интимный характер отношений между взрослыми и детьми, в чем заключается сила и преимущество семейного воспитания. Следующая особенность семейного воспитания – постоянство, длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Ценностные ориентации и воспитательные установки семьи оказывают влияние на формирование интересов, потребностей, запросов ребенка. Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, оно не имеет границ – ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно словом и делом, интонацией, личным примером. Ученые советуют не оставлять ребенка в тревожной пустоте, а насладиться временем общения с малышом. У младенца формируется доверие к людям, нельзя отказывать ему в общении. К сожалению, у современных родителей недостаточно времени на общение, и они отдают ребенка в ясли, нанимают нянь. Иногда взрослые для своего удобства отдают ребенка бабушке, которая только оберегает его от травм, ставит запреты и наказывает. Негативно сказываются на детях больница, пятидневка, отъезды родителей. Некоторые родители считают, что воспитывать придется, когда ребенок подрастет, а пока он маленький, ничего не понимает. В результате у ребенка наступает эмоциональная депривация. Если малыш цепляется за мать, то это признак недостатка любви. Позднее это может выразиться в привязанности к вещам, животным, в повышении риска пристрастия к алкоголю, наркомании у взрослых. Поэтому нельзя отказывать младенцу в общении. Еще одна особенность семейного воспитания – осуществление его на основе авторитета взрослых, их примера. Воспитательное воздействие на ребенка осуществляется через жизнедеятельность семьи. Одна из наиболее примечательных особенностей психического склада детей - постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Воспитание проходит успешно, если педагог или родитель обладает авторитетом. Главные основания авторитета родителей: жизнь и работа, знание жизни, помощь ребенку и ответственность за него [7]. Авторитет не требует никаких доказательств и является несомненным достоинством в признании привилегий за носителями права на руководство. Он проявляется в готовности ребенка следовать указаниям и советам. Разрушает авторитет чаще всего использование двойной морали: одной - для окружающих, другой – для повседневного общения в быту. В семье имеется возможность постоянного общения взрослого с детьми. Здесь наиболее полно удовлетворяется стремление ребенка к общению. Если он может делиться своими радостями и огорчениями хотя бы с одним из любимых и уважаемых им родителей, то обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность. Поэтому важное условие воспитания детей в семье - удовлетворение их потребности в общении.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
288 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 27 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg