1 Семья как социальный институт формирования личности
Ядром семьи считают супружескую пару. Понятия семья и брак не тождественны. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Семейный союз может быть зарегистрированным или незарегистрированным (фактическим). Брачные отношения, регистрируемые государственными учреждениями (ЗАГСами, Дворцами бракосочетания), называются гражданскими, освещенные религией – церковными. В настоящее время в России освещаются религией лишь браки, зарегистрированные в государственных учреждениях.
Согласно дореволюционному российскому законодательству, семейный союз рассматривался как основа союза общества и государства, его составная часть. Власть родителей над детьми простиралась на детей обоего пола, всякого возраста, не прекращалась до смерти родителей. Ведущую роль в семье играл отец, мать была обязана подчиняться его воле. В случае разногласий голос отца имел решающее значение. К матери власть переходила только в случае смерти отца или лишения eго прав состояния. Урбанизация изменила уклад и ритм жизни, что повлекло за собой изменение и семейных отношений. Городская семья, не обремененная ведением большого хозяйства, ориентированная на самостоятельность и независимость, перешла в следующую фазу своего развития. Проведенный социологический опрос показал, что среди молодых людей, вступающих в брачный союз, 33,3 % респондентов осуждают брак по расчету, с пониманием к нему относятся 50,2 %, а 16,5 % даже хотели бы иметь такую возможность. За последние 10 лет браки в значительной степени постарели. Так, средний возраст вступающих в брак женщин увеличился на 2 года и составил 20-24 года, мужчин - на 5 лет и составил соответственно 25-29 лет. Эта тенденция, характерная для западных стран, наблюдается в настоящее время и в России. Молодые люди создают семью, решив профессиональные, материальные, жилищные и другие проблемы. Еще одна черта современных браков – разновозрастность. Обычно при этом один из членов брачного союза, чаще старший, берет на себя ответственность за решение экономических, хозяйственно-бытовых и других проблем. И хотя семейные психологи считают оптимальной разницу в возрасте супругов 5-7 лет, в современных браках часто встречается разница в 15-20 лет (причем не всегда женщина является моложе мужчины). В таких браках каждая из сторон предлагает свои позитивные характеристики, значимые для партнера [2].
Изменение общественных отношений коснулось и современной семьи. В современной практике семейных отношений имеют место фиктивные браки. Они чаще встречаются в столице, крупных промышленных и культурных центрах России. Основа таких браков - не чувства, привязанность и желание создать семью, а получение определенных выгод (престижной работы, прописки, командировки за рубеж). По данным опроса НИЦ молодежи, проведенного в 2000 г., на первом месте у молодежи - деньги и деловая карьера. В крупных городах традиционная форма брака встречается в начале XXI в. значительно реже, чем во второй половине XX в. Все большей популярностью пользуются альтернативные формы брака: нерегистрируемые браки (сожительство) или так называемые экстерриториальные союзы, когда партнеры постоянно не живут вместе, а сходятся лишь на определенный период. Если в таких отношениях появляются дети, возникают новые проблемы. Нередко это приводит к росту числа внебрачных детей.
По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Длительное время на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась невесткой. Матрилокальный тип семьи характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли примаком. Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников.
Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где для этого есть возможность, в том числе снимают жилье [3].
В городских условиях жизнь семьи меняется как ценность и социокультурная реальность. Так, разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные, соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Это находит отражение в характере детско-родительских отношений. Изменения в обществе в последние два десятилетия способствовали ослаблению воспитательного потенциала семьи.
Вследствие исторического процесса – эволюции социального института семьи в силу специфики развития промышленной цивилизации в последнее время наблюдается кризис семьи. В нашей стране большую роль в возникновении кризиса сыграла государственная семейная политика, опиравшаяся на учение о равноправии женщин и необходимости удаления женщины из семьи и вовлечения ее в производство. Данная политика фактически исходила из предпочтения нуклеарной семьи с обоими работающими родителями и детьми, пребывающими вне семьи в течение рабочего дня. Высокая занятость женщины на производстве, совмещение нескольких мест работы практически полностью лишают женщину возможности выполнять воспитательную функцию. Решение задач семейного воспитания перекладывается на общественное воспитание – дошкольные образовательные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования [4]. Кризис семьи, порожденный такой политикой, наиболее ярко проявил себя в наши дни. Внешне кризис выражается в падении социального престижа и авторитета семьи, формальном выполнении семьей своих основных функций, в высоком уровне разводов, внутрисемейных конфликтах, низкой рождаемости, возрастании количества повторных браков, увеличении количества семей с одним ребенком, в высоком уровне подростковой преступности.
Исследователь И. Ф. Дементьева выявила новые, нетипичные проблемы воспитательного характера, возникающие вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Авторитет матери меняется в зависимости от сферы ее деятельности. Подростки выполняют непрестижную, неквалифицированную работу, но их заработок может приближаться к заработку родителей или даже превышать его. Это один из факторов, способствующих падению авторитета родителей в глазах подростка. У детей происходит смещение в системе жизненных ценностей. Подобная тенденция не только сокращает воспитательные возможности семьи, но и приводит к снижению интеллектуального потенциала общества. По данным социологических исследований, родители тратят на общение и воспитание детей 13 мин в сутки. Это время затрачивается не на совместные занятия и духовное общение, а на жесткий контроль за выполнением детьми своих обязанностей. К сожалению, уходят в прошлое чтение вслух, обсуждение прочитанного, этические беседы, задушевный диалог, вечерние прогулки всей семьей. Все чаще беседы в семье сводятся к методичному отслеживанию цен на продукты питания, обсуждению несвоевременной выплаты заработной платы и других экономически обусловленных тем. Невысокий экономический уровень большинства российских семей, определенная дисфункция семьи как социального института не позволяют полноценно осуществлять воспитательную функцию. При нарушении структуры и функции семьи возникают психологическая напряженность и конфликтность внутри семейных отношений, родители не в состоянии управлять воспитанием детей, прививать им положительные социальные качества, необходимые для становления полноценного члена общества. Такое положение дел ведет к отсутствию в семье нормального психологического микроклимата, взаимопонимания, обострению конфликтов между поколениями.
Семья для ребенка – первый и основной фактор социализации. Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально компетентной, зрелой личности. В семье закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребенка: старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Все это непосредственная социализация в семье. Косвенная социализация заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам.
Процесс социализации ребенка в семье начинается с первых месяцев его жизни. Семья – микросреда, влияющая на младенца; с возрастом это влияние в значительной степени ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться непоправимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью и ее функции первоначальной социализации детей. В семье ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, но и оказывается включенным в социальные отношения, которые определяют содержание будущей личности.
Влияние семьи на формирование личности ребенка намного превышает воспитательное воздействие других факторов. Только в семье идет становление определенных качеств и психических новообразований личности. Семейное воспитание сочетает в себе целенаправленные действия родителей с объективным стихийным влиянием жизнедеятельности семьи. К группе специальных воспитательных воздействий относятся целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых – научить ребенка, дать ему образец, побудить к подражанию, объяснить и пр. Но воспитание не сводится только к специально организованным формам педагогического воздействия. Оно осуществляется в ходе всей жизнедеятельности семьи. Часто родители не уделяют должного внимания стихийным факторам воспитания. Стихийные влияния – неосознанные, неконтролируемые, повторяющиеся ежедневно воздействия на ребенка, например, манеры поведения взрослых, укоренившиеся привычки, их распорядок дня и др. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Маленькие дети подражательны.
Некоторые родители понимают воспитательное воздействие на ребенка лишь как непосредственное обучение чему-либо (рисованию, счету, компьютерной грамотности и др.). Наряду с готовностью исполнить роль воспитателя некоторые родители сознательно стремятся переложить свои воспитательные функции на других людей, например воспитателя детского сада или неработающего члена семьи. Они убеждены, что воспитание требует особого времени и усилий, которыми не располагает занятый на работе человек. Многие родители заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, но уклоняются от участия в его занятиях, отказываются от руководства деятельностью. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности и даже формированию асоциального поведения.
В семье действует ряд механизмов социализации: воспитание, подражание, идентификация, понимание.
Основным механизмом социализации ребенка в семье является воспитание. Ценностные ориентации в семьях отличаются. Так, в одних семьях взрослые стараются привить ребенку такие качества, как аккуратность, дисциплинированность, бережливость, чуткость и т. п., в других семьях на это не обращается внимания. В одних семьях акцент ставится на интеллектуальное развитие, в других – физическое, в третьих – воспитание пускается на самотек. Некоторые родители недооценивают значение дошкольного периода развития ребенка, они считают, что воспитание будут осуществлять, когда он пойдет в школу.
Подражание – произвольное или непроизвольное следование примерам и образцам поведения. За хорошие поступки ребенка хвалят, поощряют, а за отрицательные - наказывают. В его сознание внедряют систему норм, правил, формируют представления. Естественно, все взрослые члены семьи должны быть едины в своем воздействии на детей. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда ребенок ощущает постоянство и единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. В противоположном случае дети начинают хитрить и приспосабливаться.
Идентификация. Свою половую принадлежность ребенок в семье устанавливает рано. На протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола.
Понимание предполагает знание родителями своих детей, их внутреннего мира, интересов, потребностей. Понимание предполагает, что родители знают индивидуальные особенности своего ребенка, внимательны к его переживаниям, эмоциональным проявлениям. Родители встают на позицию ребенка, умеют ее истолковать, исходя из его личного опыта пытаются понять мотивы поступков ребенка и не спешат с наказаниями. Понимание предполагает также, что родители знают сильные и слабые стороны своего ребенка. Понимание ребенка помогает родителям установлению контакта с ним [5].
2 Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Не предлагая готовых рецептов воспитания, современная наука выявила условия и обстоятельства, необходимые для полноценного развития личности ребенка в семье:
• ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Это понятие охватывает социальные установки, систему ценностей семьи, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности, традиции семьи. Большую роль играет положительный пример взрослых:
• важное обстоятельство семейного воспитания – любовь и уважение к ребенку. Для гармоничного развития ребенку, начиная с раннего возраста, необходим определенный баланс заботы, опеки, свободы и автономии. Психологический климат семьи имеет для детей жизненное значение. Губительно действуют на ребенка неустроенность семьи, раздоры между родителями, грубое или неровное обращение с детьми, беспорядок в доме, крик, шум. Ребенок должен видеть, что родители одобряют его независимость, предоставляют ему возможность выбора и поощряют его самостоятельность, т. е. понимают и уважают его;
• согласованность, единство требований всех взрослых членов семьи к детям. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.
Одна из главных идей семейной педагогики – опора на положительные стороны в ребенке, предвосхищение его поступков, оказание ему помощи и поддержки. Дети с низкой самооценкой, но вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее успешны потом во взрослой жизни. Основа самооценки закладывается очень рано, в самые первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.
Эмоциональный комфорт ребенка в семье является важным условием или обстоятельством его нормального развития и благополучного вхождения в мир культуры и социальных отношений.
Главная особенность семейного воспитания - в слиянии педагогического влияния уклада жизни семьи и целенаправленной деятельности родителей по воспитанию детей. Специфика семейного воспитания заключается в своеобразии самой семьи как института воспитания.
Дошкольное детство – период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям общественной среды. Сформированные в дошкольном возрасте навыки и привычки, знания, умения и отношения, представления о явлениях общественной жизни и природы, как и мотивы деятельности, в дальнейшей жизни могут быть достаточно прочными и устойчивыми [6].
Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по своему содержанию, его основной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям. Отсутствие родительской любви приводит к нервным и психическим расстройствам у детей, вызывает враждебность и агрессивность по отношению друг к другу. Вместе с тем, есть и другая крайность - неразумная любовь родителей к детям способствует формированию иждивенчества, эгоизма, потребительского отношения к жизни. От неконтролируемой любви и ласки дети становятся изнеженными, избалованными, эгоистичными.
Семья – первая школа чувств для ребенка. Для их формирования, нормального развития большое значение имеет воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к окружающему. Незаметно для себя он впитывает интересы окружающих его членов семьи, приобретает те или иные симпатии.
Положительное эмоциональное состояние ребенка – основа его доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но и определяет его реакции на происходящее, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми.
Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Особое внимание уделяется положительным эмоциям – радости, которая настраивает человека на доброжелательные отношения, побуждает к активному труду, воспитывает уверенность в своих силах Радость как источник оптимистической уверенности ребенка в своих силах – условие того богатства действительных отношений к окружающему миру, без которого не может быть духовного развития. Отрицательные эмоции могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
Таким образом, важная особенность семейного воспитания – эмоциональный интимный характер отношений между взрослыми и детьми, в чем заключается сила и преимущество семейного воспитания.
Следующая особенность семейного воспитания – постоянство, длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Ценностные ориентации и воспитательные установки семьи оказывают влияние на формирование интересов, потребностей, запросов ребенка. Воспитательный процесс в семье – явление своеобразное, оно не имеет границ – ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно словом и делом, интонацией, личным примером. Ученые советуют не оставлять ребенка в тревожной пустоте, а насладиться временем общения с малышом. У младенца формируется доверие к людям, нельзя отказывать ему в общении. К сожалению, у современных родителей недостаточно времени на общение, и они отдают ребенка в ясли, нанимают нянь. Иногда взрослые для своего удобства отдают ребенка бабушке, которая только оберегает его от травм, ставит запреты и наказывает. Негативно сказываются на детях больница, пятидневка, отъезды родителей. Некоторые родители считают, что воспитывать придется, когда ребенок подрастет, а пока он маленький, ничего не понимает. В результате у ребенка наступает эмоциональная депривация. Если малыш цепляется за мать, то это признак недостатка любви. Позднее это может выразиться в привязанности к вещам, животным, в повышении риска пристрастия к алкоголю, наркомании у взрослых. Поэтому нельзя отказывать младенцу в общении.
Еще одна особенность семейного воспитания – осуществление его на основе авторитета взрослых, их примера. Воспитательное воздействие на ребенка осуществляется через жизнедеятельность семьи. Одна из наиболее примечательных особенностей психического склада детей - постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Воспитание проходит успешно, если педагог или родитель обладает авторитетом. Главные основания авторитета родителей: жизнь и работа, знание жизни, помощь ребенку и ответственность за него [7]. Авторитет не требует никаких доказательств и является несомненным достоинством в признании привилегий за носителями права на руководство. Он проявляется в готовности ребенка следовать указаниям и советам. Разрушает авторитет чаще всего использование двойной морали: одной - для окружающих, другой – для повседневного общения в быту.
В семье имеется возможность постоянного общения взрослого с детьми. Здесь наиболее полно удовлетворяется стремление ребенка к общению. Если он может делиться своими радостями и огорчениями хотя бы с одним из любимых и уважаемых им родителей, то обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность. Поэтому важное условие воспитания детей в семье - удовлетворение их потребности в общении.