Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО

Нефтяное загрязнение морей и океанов.

happy_woman 220 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 22 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2020
В основном наибольшее количество нефти при разливах сосредоточено в при-брежных районах в тонком приповерхностном слое морской воды, который играет важ-ную роль для жизни океана. Помимо того, что в этой части присутствует множество ор-ганизмов, также поверхностная нефтяная пленка нарушает газообмен между атмосферой и гидросферой. Несмотря на ту пользу которая приносит нефть человечеству, она оказы-вает огромный ущерб природе, что может привести к глобальным катастрофам в даль-нейшем. В данной работе необходимо подробно изучить влияние нефтяного загрязнения гидросферы, которое включает источники воздействия, физико-химические и механиче-ские свойства, глубинное и пространственное распространение антропогенного воздей-ствия, а также эффективные меры борьбы с этим, необходимо показать реальную карти-ну загрязнения морей и океанов.
Введение

Океан покрывает 71 % поверхности планеты и является домом для многих живых организмов, также он богат необходимыми природными ресурсами, в нашем случае об-ратимся к нефти, которая обеспечивает человечество необходимыми продуктами и вы-полняет роль поддержания экономики стран. Казалось бы, что нефть приносит людям только пользу, но с временем выяснилось, что добыча нефти и ее переработка имеет от-рицательное воздействие на окружающую среду. С увеличением добычи нефти и нефте-продуктов, ее переработки и хранение, расширились и масштабы ее разливов. Нефть и нефтепродукты практически полностью состоят из соединений углеводорода, около 95 % нефти, поэтому при анализе загрязнения оценивают содержание нефтяных углеводоро-дов. Из-за неограниченного потребления данного ископаемого вытекает одна из важ-нейших экологических проблем современного общества, а именно загрязнение мирового океана, морей, то есть в целом гидросферы, воздействие нефти и ее продуктов отрица-тельно сказывается на морских организмах и не только на них, нарушая естественную среду обитания и тем самым сокращая популяцию. Различные виды водорослей страдают от загрязнения, которые из-за этого не могут продолжать поддерживать продуктивную экосистему, укрывая многие организмы, также заросли водорослей увеличивают седи-ментацию путем уменьшения водных потоков, а их корневая система способствует уменьшению воздействия эрозии. Очень чувствительными к нефти и нефтепродуктам являются кораллы, которые выполняют роль поддержания экосистемы. Для рыб, морских птиц, китов, дельфинов, рептилий и других организмов компоненты нефти являются ядо-витыми.
Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ 3 2.ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ В МИРОВОЙ ОКЕАН 4 2.1. Антропогенные источники 4 2.2. Природные источники 9 3.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕФТИ 12 4. ПОВЕДЕНИЕ НЕФТИ В ОКЕАНЕ 15 5. СПОСОБЫ ОЧИСТКИ ВОДНОЙ СРЕДЫ ОТ НЕФТЯНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Список литературы

1. Долгополова В.Л., Патрушева О.В. Способы очистки морских акваторий от нефтя-ных загрязнений. Издательство: Молодой ученый. Год 2016. Страниц 238. 2. Дурягина Е.Г. Нефтепродукты в морской среде. Издательство: Ученые записки. Год 2016. Страниц 132. 3. Коронелли Т.В., Ильинский В.В., Семененко М.Н. Нефтяное загрязнение и стабиль-ность морских экосистем. Экология. Год 1994. Страниц 91. 4. Немировская И.А. Нефть в океане. Издательство: Научный мир. Год 2013. Страниц 436.
Отрывок из работы

2.ИСТОЧНИКИ ПОСТУПЛЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ В МИРОВОЙ ОКЕАН Мировой океан представляет собой огромную чувствительную систему. В послед-нее время это стало особенно заметно, когда загрязнение распространилось до колос-сальных масштабов, о которых раньше и поду мать не могли. Между прочем состояние вод представляет особую важность в благополучие экосистемы, да и сам человек зависим от природных вод, а уж тем более от их состояния, от гидросферы зависит погода, климат всей планеты, не говоря уже о жизни братьев наших меньших. Вот почему проблема за-грязнения мирового океана стала одной из самых серьезных. Наша планеты своей большую частью покрыта именно водой, а конкретно около 70 %, объем воды достигает до 1400 миллионов кубических километров. Мировой океан условно делится на Северный Ледовитый, Индийский, Тихий и Атлантический. Течения океана несут собой холод или тепло, образуя климат, вода, испаряясь с его поверхности, создает облака. Большое количество людей проживают свою жизнь у берегов океана, по-этому их жизнь связана с морем. Но и для остальных людей, проживающих вдали, океан представляет особую важность, ведь именно в этих бескрайних водах зарождаются до-жди, которые впоследствии выпадают в центральных районах, там же зарождается и ры-боловство, там же и качают нефть, которую перемещают по водам океана. Если б и вдруг у человечества не было возможности потреблять ресурсы океана, то экономику бы постиг хаос, как и сам мир, но зная это, некоторое общество интенсивно и зачастую безответственно использует мировой океан, именно поэтому он находится в опасности. Далее необходимо рассмотреть, чем же вызвана эта опасность. В настоящее время источники поступления нефти и нефтепродуктов делятся на антропогенные и природные (рис. 1), притом большую среднегодовую часть выбросов выделяют так называемые морские сипы, сипы это природные струйные нефтяные выде-ления со дна моря, остальная часть выбросов принадлежит антропогенным источникам. Для начала подробно рассмотрим всевозможные антропогенные источники и рас-смотрим всемирно известные ситуации, которые привели к загрязнению морей и океа-нов, а затем уже обратимся к природным источникам. 2.1. Антропогенные источники В настоящее время нефть является самым распространённым загрязняющим ве-ществом, количество поступающих углеводородов из всех источников на основании дан-ных прошлого десятилетия составляет в среднем около 1,3 млн. т. в год (таблица № 1). Таблица № 1 – Источники и объемы поступления нефти в морскую среду из различных источников [4] Поступление нефти из антропогенных источников начиная с 1973 г. (6,1 млн. т.) уменьшается (рис. 2), и даже с 1990 г. уменьшилось в 2 раза. То есть сравнивая поступ-ление нефти с 1973 г. и 2010 г. (рис. 2) ситуация стала менее опасной из-за сокращения выбросов. Связанно это скорее всего из-за применения более нового оборудования, поз-воляющего снизить потери выбросов углеводородов [4]. Рисунок 1 – Группы источников загрязнения мирового океана [4] Рисунок 2 – Динамика поступления углеводородов в разные годы [4] Также большое количество выбросов поступает с бытовыми, речными и промыш-ленными стоками, около 37 % от суммарного поступления (таблица № 1). Притом все эти поступления происходит при безаварийных ситуациях из-за несовершенства переработки нефти. Процент поступления зависит от численности населения, развития судоходства, побережья. Наибольший процент потери нефти связан с ее транспортировкой с места добычи, которая включает как сброс потребляемой танкерами промывочной жидкости, так и по-тери во время перевозки. Обычно около 0,03 % теряется по неизвестным причинам во время перевозки. Снимки поверхности земли показывают, что уже 30 % прибрежной по-верхности покрыты тонкой нефтяной пленкой, в особенности загрязнены воды Среди-земного моря и Атлантического океана. Объем транспортируемой нефти в год оценива-ется примерно в 1,5 млрд. т. в год, а ее потери составляю в среднем 600 000 т. нефти [3]. 5 % от суммарного количества (таблица № 1) поступает в воды путем атмосферно-го переноса, вынос рек, а также поступления из всех прибрежных источников составляет около 11 % [3]. Существует внештатные ситуации, которые обусловлены аварийными разливами, несмотря на то, что аварии предполагают большие потери продукта, данные ситуации не являются главными источниками загрязнения. Потери нефти при авариях в процессе ра-бот или перекачки нефти составляет около 10 % (таблица № 2), а вклад загрязнения от транспортировки нефти танкерами в среднем около 20 %. Но существует вероятность полной потери добычи, которая может превысить все остальные показатели источников. Таблица № 2 – Сводные данные об источниках и объемах поступления нефти в морскую среду в результате всех видов деятельности в море [4] C 1970 по 2009 год около 5,65 млн. т. нефти попало в море в результате аварий танкеров, но с каждым годом аварийных ситуаций становится все меньше благодаря тех-нологическому прогрессу. Большинство аварий приходится именно на береговую зону, связанно это скорее всего с большой вероятностью осаждения на мель в близи берега. Что же касаемо катастрофических разливов танкеров то они происходили в ре-зультате столкновений, пожаров, взрывов или посадки на мель. Согласно статистике, случай связанный с крупным разливом нефти может происходить каждые 5-10 лет. Рассмотрим наиболее крупные катастрофы и их последствия. В ноябре 2002 года у берегов Испании произошла авария с танкером “Престиж”, в трюмах которого была рос-сийская нефть. В результате данного происшествия была произведена оценка, общий объем разбившегося мазута составлял 64 тыс. т., около 13 тыс. т. этого нефтепродукта все еще оставались в танках затонувшего судна, 5 – 10 тыс. т. плавали в Атлантическом океане, загрязняя берег Испании, Франции, Великобритании. Около 3000 км побережья было загрязнено в результате аварии. Погибло 300 тысяч птиц. Огромные потери понесли рыболовство и туризм [3]. В марте 2006 года у берегов Эстонии в результате столкновения доминиканского грузового судна с другим кораблем произошло затопление первого, что повлекло за со-бой образование нефтяного пятна, которое достигло Норвегии. Погибло 200 уток и 80 ле-бедей. При буровых работах возможны два типы аварий, первая из них включает серь-езные катастрофические последствия, вторая же является штатной ситуацией, которая обособлена небольшими утечками углеводорода в процессе бурения. Наиболее объемное загрязнение происходит при разведочном бурении, когда вскрывается нефтепродуктив-ный пласт, что приводит к фонтанированию скважины и в последствии к загрязнению. Использование горюче-смазочных материалов для эксплуатации бурения тоже приносит свой вклад загрязнения. Анализ аварийных разливов показал, что наибольшее количество нефти, посту-пившее в воды, происходило при авариях на морских нефтяных платформах. Притом та-кие крупные разливы происходят каждые 2 – 3 года. В 1979 году западнее полуострова Юкатан на платформе Исток-1 вследствие вне-запного нарушения циркуляции бурового раствора возник перепад давления, повлекший за собой стремительное поднятие вверх паров нефти и газа, из-за этого произошло возго-рание двигателей. Платформа затонула, нефть свободно фонтанировала в залив. Пода-вить ситуацию удалось только спустя девять месяцев. За это время ежедневно в воды по-падало коло 30 тыс. баррелей нефти в сутки. Общий объем составил 460 000 т. Тысяча специалистов спасали редких детёнышей морских черепах, перевозив их на вертолете в безопасную зону. Самая масштабная экологическая техногенная катастрофа произошла в Мекси-канском заливе в апреле 2010 года, когда произошел взрыв нефтедобывающей платфор-мы Deepwater Horizon, принадлежащей швейцарской компании. На протяжении 3 меся-цев около 800 т. нефти попадало в воды залива. За все время в воды попало около 700 тыс. т. нефти, загрязнив побережье США от Техаса до Луизианы, включая устье Мисси-сипи. Данная ситуация также угрожала загрязнению Гольфстрима. Для ликвидации ава-рии использовались химические диспергаторы Corexit и Dispersit, которые переводили нефть в толщу воды. Море совместно с диспергаторами справилось с загрязнением. Как результат погибло многочисленное количество птиц, рыб. В итоге количество как катастроф, так и объем загрязнения углеводорода со вре-менем становится меньше, но гарантировать полное избежание данных ситуаций просто невозможно. Нефтяные разливы были и будут оставаться спутниками любых операций, связанных с нефтегазодобычей, транспортировкой нефти. Стоит заметить, что разливы нефти могут происходить не только при авариях на нефтяных скважинах или танкерах, но и они также могут происходить засчет использования топлива суднами, существуют также различные резервуары хранения нефти и нефтепродуктов, которые расположены вблизи морских портов. Помимо прямых попаданий углеводорода существует также атмосферный пере-нос, который доставляет полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) в воды, которые от обычных отличаются лишь составом и процессом образование, вторые обра-зуются при горении материалов, содержащих углерод и водород, то есть это нефть и ее продукты, уголь, древесина, бумага. В результате горения образуется смесь углеводоро-да, в которой доминируют полициклические ароматические углеводороды. Образование ПАУ происходит при температурах 600-700 градусов цельсия. В качестве примера образования ПАУ можно привести процессы горения, проте-кающие как в различных двигателях внутреннего сгорания автомобиля или любой другой установки, также, например, сжигание газа, находящиеся в нефтяном пласте. При этом продукт горения поступает в атмосферу как в газообразном состоянии, так и в виде аэро-зольных частиц неполного сгорания топлив, которые взаимодействуют с атмосферной влагой и трансформируются под влиянием солнечной радиации и выпадают на поверх-ность суши и моря, образуя поля локальных загрязнений. При опробовании только одной скважины в море может поступить свыше 350 т. углеводородных соединений, в том чис-ле и ПАУ. Районы вулканических выбросов, тектонических и гидротермальных поступлений веществ рассматриваются также как поставщики углеводородов и ПАУ. При извержении вулкана Тятя в атмосферу поступало до 100 т. углеводорода. 2.2. Природные источники Помимо антропогенных источников существуют также и природные, которые за-грязняют морскую среду углеводородом. К их числу относятся: процессы жизнедеятель-ности и метаболизма морских организмов, которые сопровождаются биосинтезом и вы-делением их в морскую среду. Из этого следует, что углеводороды являются постоянной компонентой какой-либо среды. Сначала рассмотрим биогенные источники, которые следует различать на две ге-нетические группы: 1. Первично-биогенные углеводороды – продукты биосинтеза живыми организма-ми или биокосной среде. 2. Вторично-биогенные углеводороды – продукты биогеохимического или геохи-мического преобразования различных неуглеводородных соединений, входящих в состав биомассы отмерших организмов почвы, воды, донных отложений, осадочных пород. Основной геохимический процесс – это рассеивание углеводорода в атмосфере, гидросфере, донных осадках с последующей их трансформацией путем переноса и захо-ронения. Основным источником биогенных углеводородов являются все растения, жи-вотные суши и океана, микроорганизмы почв и донных отложений, отмершие раститель-ные и животные остатки, все перечисленные источники являются метанопродуцирую-щие. Количество углеводорода колеблется у одних и тех же видов в зависимости от за-грязненности среды их обитания, он содержится в различных органах животных, но в ос-новном накапливается в печени. Оценить количество синтезируемых углеводородов довольно сложно, но считают, что в среднем живое вещество земли генерирует ежегодно около 100 млн. т. углеводоро-дов. В мировом океане путем фотосинтеза ежегодно продуцируется от 3 до 12 млн. т. уг-леводорода. Далее перейдем к рассмотрению природного просачивания нефти, сфера осадко-накопления обозначилась не только седиментационными процессами в морских водах, но и как область восходящего потока из недр флюидов и их участия в осадочных процессах. У флюидов разгрузка осуществляется в основном через разные виды восходящих источ-ников путем излияний, истечений, фонтанирования, извержения, выдавливания, излия-ния, растекания. В центральных частях Мексиканского залива над соляными диапирами удалось обнаружить более 25 кратеров, извергающих нефть и асфальт, названы эти вулканы были асфальтовыми. Мощные, напоминающие лаву нефтеасфальтовые потоки образуют целые поля. Над асфальтовыми вулканами наблюдаются восходящие потоки и струи УВ, на по-верхности моря – пятна нефти. Виды восходящих флюидов проявляются при восходящей миграции в зонах раз-грузки или при совпадении фазы активности тела. Наличие нефтеасфальтовых излияний является обычным фактом, во многих регионах присутствуют подводные и наземные естественные выходы нефти. Например, в проливе Санта-Барбара, который находится в Мексиканском заливе около Калифорнии, ежедневно поступает около 15 т. нефти в день, это обусловлено неглубоким залеганием нефтеносных пластов и благоприятной тектони-ческой ситуацией. Ежегодно глобальное поступление нефти в морскую среду за счет просачивания с морского дна оценивается величинами от 0,2 до 2 млн. т. ежегодно, что может составлять в среднем при отсутствии крупных аварий около 50 % от суммарного потока нефти в Мировой океан (таблица № 1). По данным прошлого десятилетия наиболее реальная оценка поступления углево-дорода в воды мирового океана, без учета крупных аварий, составляет примерно 1300 тыс. т. в год, туда также относится 170 тыс. т. – ПАУ [4]. Если смотреть выше приведен-ную статистику, то со временем происходит спад вредных выбросов, обусловлено это ужесточёнными мерами борьбы и развитием технологий, но все равно поступления яв-ляются довольно таки значительными. Очевидно, что разведка, добыча и любые виды транспортировки нефти представ-ляют собой определенный риск загрязнения морской среды. Опыт мероприятий по лик-видации последствий нефтяных разливов показывает, что возможно собрать и утилизи-ровать около 10 – 15 % нефти. Наиболее опасным источником загрязнения является транспортировка нефти и нефтепродуктов. Судоходство как источник нефтяного загряз-нения представляет также серьезную опасность, прилегающих к портам и трассам ин-тенсивных морских перевозок. Как уже стало понятно из вышенаписанного, углеводороды являются неотъемле-мой компонентой органических веществ морских организмов. Биогенные углеводороды медленно синтезируются и на огромных площадях, и скорость их образования соответ-ствует скорости утилизации. Из-за сбалансированности этого процесса углеводороды не оказывают вредного воздействия на морскую среду и поддерживают ее стабильность за счет участия в сложных процессах регулирования экологического метаболизма в море. Что же касаемо антропогенного поступления углеводородов, то они поступают в корот-кий промежуток времени и только в определённый район, что неизбежно приводит к негативным экологическим последствиям, которые нарушают баланс в океане. 3.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НЕФТИ Рассмотрим немного в краткой форме состав природного продукта, выделив его продукты по токсичности, и затронем его некоторые свойства, также технологическую ценность нефти, теории образования. Нефть характеризуется различными типами по своему существу, связано это с различием ее химических и физических свойств. Существует устойчивое выражение “черное золото”, но на самом же деле этот природный продукт отличается многообрази-ем цветов, например, она может быть черной, коричневой, вишневой, зеленой, янтарной, желтой. В природе она представлена и в виде черного битумного асфальта, и также в форме светлых летучих разновидностей. Природный продукт имеет также широкий диа-пазон запахов – от приятного и даже душистого до отвратительного сернистого. Состав нефти определяется процессом образования осадков, который зависит от типа месторож-дения. Но общим компонентов для всех видов нефти является УВ (углеводород), который обычно содержится в пределах от 50 % до 98% (риc.3), даже биосинтезированные совре-менные УВ близки по составу к природным. Среди УВ в нефтях присутствуют алканы, нафтеновые и ароматические соедине-ния. Рассмотрим наиболее важные свойства нефти (таблица № 3). Таблица № 3 – Наиболее важные свойства нефтей [4] Алканы (парафины, включающие газы метан, этан) содержат до 60 атомов углеро-да. Существуют алканы с прямыми цепями, которые характеризуются монотонным рас-пределением гомологов (отношение четных к нечетным гомологам), и также с разветв-лёнными цепями – изо-алканы. Самые распространённые из них пристан и фитан. Сами по себе алканы являются сравнительно малотоксичными соединениями, и они легко под-даются биохимическому разложению. Но чем более разветвлена цепь, тем труднее идет разложение. Также чем меньше число атомов углерода, тем более летучи соединения, тем лучше они растворяются в воде и разлагаются микроорганизмами. Рисунок 3 – Средний химический состав нефти [2]. Циклоалканы (нафтены) с 5-6 атомами углерода, образующие кольцо, составляют в среднем около 30 % - 60 % нефти. Помимо циклопентана и циклогексана в нефтях со-держатся бициклические и полициклические нафтены. Эти соединения очень устойчивы и плохо поддаются биоразложению [3]. Ароматические соединения могут составлять до 10 % в сырой нефти, в нефтенос-ных сланцах из каменного угля их количество может достигать до 15 % [Загрязнение Арктики, 1998]. Также помимо рассмотренных присутствуют летучие соединения, такие как бензол, толуол, ксилол, нафталины и полициклические ароматические УВ – ПАУ, о которых уже указывалось выше, они характеризуется повышенным содержанием аклки-лированных гомологов. Помимо УВ в нефтях присутствуют другие компоненты, среди которых особое значение имеют соединения серы (до 10 %), жирные кислоты (до 5 % кислорода), азот-ные соединения (до 1 %), также наличие различных металлов таких как – ванадий, ни-кель, кобальт. Основываясь на анализе 500 образцов различных нефтей было установлен типич-ный состав нефти, который содержит в среднем 57 % алифатических УВ, 29 % ПАУ, 14 % асфальтенов и других соединений [3]. Что же получить из этого продукта на нефтеперерабатывающих заводах: бензин, с температурой кипения до 200 0С, включающий углеводороды с 5 – 12 атомами углерода, промежуточные дистилляты – керосин, дизельное топливо и газотурбинное топливо с температурой кипения от 169 0С до 375 0С, и содержащий углеводороды с 9 – 22 атомами углерода (растворимые токсичные компоненты включают нафталин), газойль, котельное топливо, гудрон и смазочные масла с температурой кипения больше 375 0С, содержат со-единения с 29 – 36 атомами углерода, остаток – соединения нефти с еще более высокими температурами кипения, напоминает асфальт [4]. Немного теории образования нефти. Данный вопрос уже давно обсуждается в научной литературе, но и по сей день остается открытым. Было предложено сотни вари-антов нефтегазообразования на земле. Залежи этого природного вещества располагаются на глубине от десятков метров до 10 километров. Существует биогенная теория образо-вания нефти, согласно ей, нефть формировалась из остатков живых организмов – по большей части планктона. Остатки этого организма накапливались на дне водных бас-сейнов, затем уплотнялись, обезвоживались и в условиях ограниченного доступа кисло-рода в них протекали различные биохимические процессы, в последствии пласт опускал-ся на глубину где в условиях высокой температуры и давление происходило нефтеобра-зование. Существует и другая версия, которой придерживаются довольно много ученых и специалистов. Теория абиогенного синтеза. Еще Д.И. Менделеев предположил, что нефть образуется из глубинных флюидов – жидких и газообразных компонентов магмы или циркулирующих в земных глубинах растворов, насыщенных газами [4]. Он полагал, что во время газообразования вода просачивается в низ по трещинам. Встречаясь в недрах с карбидами железа, вода вступает с ними в реакцию под действием высоких тем-ператур и давления. В результате этой реакции образуются оксиды железа и углеводоро-да, например, этан. По тем же разломам насыщенные углеводородами флюиды поднима-ются в верхние слои коры и заполняют твердые породы-коллекторы. Так образуется ме-сторождения нефти и газа. Серьезный аргумент в пользу абиогенной теории совершило открытие в 1988 году месторождения “Белый Тигр”. Это месторождение на морском шельфе Вьетнама располагается на глубине свыше 3 км не в толще осадочные породы, а в гранитном фундаменте. Присутствие живых организмов или планктона, из которых могла бы образоваться нефть, в такой среде не представляется возможным. Поэтому раз нефть может накапливаться в твердых кристаллических породах, в которых нет органи-ческих остатков, абиогенная теория представляется вполне логичной. 4. ПОВЕДЕНИЕ НЕФТИ В ОКЕАНЕ Нефть и нефтепродукты при попадании в водную среду водоемов с течением вре-мени перестают существовать как исходно попавшие вещества так как их поведение ха-рактеризуется последовательными процессами (рис. 5): испарением, эмульгированием, растворением, окислением, образованием агрегатов, седиментацией, биодеградацией, включающей микробное разрушение и ассимиляцию планктонными и бентосными орга-низмами (рис. 4). Рисунок 4 – Физико-химические процессы изменения нефтяных пленок со временем [4]. Из-за этого нефть в море способна находиться в различных миграционных фор-мах: поверхностные пленки (слики), эмульсии, нефтяные агрегаты (комочки), в раство-ренном и взвешенном состоянии, сорбированная донными осадками, аккумулированная водными. Нефтяные разливы относятся к числу наиболее сложных и динамических явлений распределения примесей в море. В случаи аварийных разливов доминирует форма слик – поверхностная нефтяная пленка. Распространение нефтяного слика на поверхности моря происходит за счет процессов растекания и адвекции. Адвекция возникает за счет дей-ствия ветров и течений и зависит от движения водных масс. Природный продукт дрейфу-ет аналогично поверхностной воде со скоростью, составляющей несколько процентов от скорости ветра, что дает возможность определить направление ее движения. Примерно скорость сликов составляет 60% скорости течения и 5 % скорости ветра. В первые часы существования нефтяного слика доминируют физико-химические процессы (рис. 4). Образование равномерных пленок определяется содержанием в нефтях высокомолекулярных соединений, слабо трансформирующихся под воздействием внеш-них факторов. Поэтому при содержании асфальтенов более 1 % нефти плохо растекаются по морской поверхности. Растекание определяется динамическим равновесием между силами гравитации, инерции, трения, вязкости и поверхностного натяжения и в значи-тельной степени определяется физико-химическим составом нефти. По мере утончения пленки, и особенно после достижения критической толщины (около 0.1 мм), она начинает разбиваться на отдельные фрагменты, которые могут пере-носиться на большие расстояния от места разлива. При этом под действием вол нефть переходит в поверхностный слой воды (диспергируется). Одновременно происходит об-разование стойких эмульсий (в основном нефть в воде) в виде утолщенных нефтеводных линз, скорость и направление дрейфа которых определяются конкретной водно-погодной обстановкой. Испарение компонентов нефти обычно составляет от 10 до 40 % от ее первона-чального количества. Степень испарения нефтяных пленок, прежде всего, определяется количеством летучих компонентов в нефти и температурой окружающей среды (таблица № 4). Таблица № 4 – Воздействие температуры на физико-химические свойства и поведение нефти на морской поверхности [4] В большей степени испаряются нефтяные компоненты с низкой температурой ки-пения. Особенно быстро испаряются легкие алканы, циклоалканы и легкие ароматиче-ские соединения, среди которых преобладает бензол, толуол, этилбензол. Такие ПАУ, как антрацен и пирен, практически не переходят в газовую фазу и, оставаясь в водной среде, подвергаются микробной деструкции. Сырую нефть можно поджечь только в те-чении получаса после разлива, поскольку по истечении этого времени в ней практически не остается летучих соединений. Растворение УВ и других соединений не играет существенной роли при нефтяных разливах (меньше одного процента от исходного объема). В отличие от испарения, пере-ход УВ в растворенное состояние растянут по времени и в большей степени зависит от гидродинамических и физико-химических условий морской среды. По некоторым оцен-кам, скорость испарения в 2 раза превышает скорость растворения низкомолекулярных соединений, что предотвращает появление наиболее токсичных ароматических компо-нентов нефти [4].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Нефтегазовое дело, 22 страницы
170 руб.
Реферат, Нефтегазовое дело, 15 страниц
170 руб.
Реферат, Нефтегазовое дело, 14 страниц
200 руб.
Реферат, Нефтегазовое дело, 14 страниц
170 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg