Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объек¬тивных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Шко¬ла сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрос¬лением учащихся, касаются не только старшего школьного возра¬ста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а в 5—6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается измене¬нием в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ре¬бенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.
Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минималь¬ными потерями для него и для родителей?
В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, ро¬дители должны сопереживать, понимать, принимать и поддержи¬вать свое дитя уже только потому, что они его родители.
Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют свое¬го ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому», — говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к кра¬ху детско-родительских отношений.
Первым и главным чувством родителей по отношению к свое¬му ребенку должна быть глубокая вера в него и дове¬рие, искреннее и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.
Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родите¬ли, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток — слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слиш¬ком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целе¬направленное просвещение семьи по вопросам взросления ребен¬ка. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.
В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает, какую нрав¬ственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность.
В подростковом возрасте родители приходят в школу к учите¬лям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.
В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что он «сменил очки»: то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», по¬вседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что не подозревая того сами, отец и мать «проглядели» ду¬шевное становление своего ребенка. Поэтому, чтобы этого не произошло, никогда нельзя терять из поля зрения психическое состояние своего дитя. Почувствовали какие-либо «нелады» у ребенка – вмешайтесь, т. к. без помощи взрослых ребенку, не имеющему жизненного опыта, очень трудно найти ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Вмешательство взрослых как со стороны семьи, так и со стороны школы, не должно быть вероломным, оно должно быть осторожным, чтобы не навредить.
П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.
«Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке» (В.А. Сухомлинский).
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной.
Все вышеизложенное определило выбор темы нашего исследования: «Психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания ребенка в семье».
Объект исследования: нравственное воспитание детей в семье.
Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания ребенка в семье.
Цель исследования: выявить специфику и потенциал нравственного воспитания в семье.
Задачи исследования:
1. Уточнить сущностную характеристику нравственного воспитания.
2. Рассмотреть особенности нравственного воспитания ребенка в семье.
3. Обосновать методы и средства нравственного воспитания ребенка в семье.
4. Рассмотреть психолого-педагогические аспекты нравственного воспитания ребенка в семье.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
База исследования: МОУ «СШ №101» Дзержинского района г. Волгограда.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, представленные в курсовой работе методы диагностики влияния психолого-педагогических аспектов нравственного воспитания в семье на поведения школьников. Может применяться на практике, как школьным психологом, так и учителями и классными руководителями.
Структура работы. Курсовая работа (37 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (27 источников).