Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

stasya88 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2020
Дошкольный возраст - это короткий, но весьма значимый промежуток становления личности. В эти годы дошкольник приобретает начальные знания об окружающей жизни, у него складывается определенное отношение к людям, к труду, формируются умения и привычки правильного поведения, формируется характер. Математика представляет собой сложную науку, которая способна вызвать определенные трудности во время дошкольного обучения. Систематическое применение на занятиях по математике системы игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовки к школе, дает возможность детям уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их реальности и активнее применять математические знания в повседневной жизни.
Введение

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется на основе учета возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования элементарных математических представлений место и роль занимательного игрового материала рассматривались с разных сторон. Когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математики, игровой занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мыслительную деятельность, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, условием задачи и так далее. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации. Классифицировать его можно по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из этого, условно выделяют три основные группы занимательного материала: - развлечения; - математические игры и задачи; - развивающие (дидактические) игры и упражнения. На занятиях по формированию элементарных математических представлений занимательный материал включают в ход самого занятия. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений детей о геометрических фигурах, их преобразовании в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению задач, действий над числами, формированию временных представлений и так далее. В самом начале занятия у старших дошкольников оправдывает себя использование несложных занимательных задач, как умственную гимнастику. Во внеучебное время занимательные математические игры воспитатель использует при организации самостоятельной деятельности детей. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, так как у ребенка в процессе игры развивается фантазия, способность концентрировать внимание. В игре у ребенка есть полная свобода действий, в процессе которых он учится контролировать свои поступки, сдерживать желания, регулировать свое поведение. Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. В процессе игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки. Руководя игровой деятельностью детей, организуя их жизнь в игре, педагог оказывает воздействие на все стороны развития личности ребенка: чувства, сознание, волю и поведение. Значение простого, но занимательного математического материала определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, развитие ума, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков их применения в других видах деятельности. В настоящее время педагоги используют систему дидактических игр. В отличие от других видов игр, они формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача - подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и так далее. В воспитательном процессе невозможно обойтись без различных дидактических пособий. К дидактическим пособиям можно отнести логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кьюизенера), модели и другие. В процессе игровой деятельности с дошкольниками, воспитатель может способствовать развитию у них следующих умений: - умение совершать действия со свойствами, с отношениями различных объектов, числами; увидеть элементарные изменения объектов в форме, величине; - умение делать сравнение, обобщение группы предметов, делать соотношения, выделять закономерности следования и чередования, уметь работать с представлениями, стремиться к творческой деятельности; - умение проявления инициативы в деятельности, самостоятельности при уточнении или определении цели, в процессе рассуждений, в достижении результатов; - уметь составлять рассказ о выполняемой или выполненной работе, разговаривать с педагогами, сверстниками по поводу игровых действий. Игры, содержание которых направлено на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщенными представлениями, формируют логические структуры мышления. Актуальность исследования: задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые при обучении в школе. В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Исходя из этого, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме может помочь ребенку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу. Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Предмет исследования: использование занимательного игрового материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста Цель исследования: изучение влияния занимательного игрового материала по математике на развитие умственной активности детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования; 2. Рассмотреть требования к программному содержанию математического развития детей старшего дошкольного возраста; 3. Определить значимость игрового занимательного материала на развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста; 4. Подобрать и систематизировать игры и занимательные упражнения по формированию интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: мы считаем, что занимательный математический материал поможет развить у ребенка интерес к математике, проявить умственное напряжение, если педагог обеспечит взаимосвязь работы на занятиях и вне их. Методы исследования: - теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; - эмпирические: сбор информации по проблеме исследования; - практические: составление опроса, подбор занимательного материла для различных режимных моментов, изготовление продукта. Методологическая основа исследования – составляют труды русских педагогов и психологов, таких как: Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, З.А.Михайлова. ?
Содержание

Введение 1. Теоретические основы формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1.1. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста 1.2. Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 3 6 6 7 2.Занимательный материал в обучении дошкольников математике 12 2.1. Методика организации и руководства занятий по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста 12 2.2. Приёмы руководства математическими играми вне занятий 15 2.3.Виды игр и занимательные задачи и упражнения в формировании математических представлений детей старшего дошкольного возраста 18 3. Экспериментальное исследование особенностей занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 26 3.1. Обоснование методик эксперимента по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 26 3.2. Формирование интереса к математике в процессе занимательных игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста 31 3.3. Создать банк игр и упражнений с математическим содержанием для детей старшего дошкольного возраста 33 Заключение 36 Список использованных источников 38 Приложение 1. Результаты уровня сформированности математических знаний детей старшего дошкольного возраста 40 Приложение 2. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе по ФЭМП у дошкольников 41 Приложение 3. Составление опроса для воспитателей и родителей о проявлении интереса к занятиям по математике и математическим представлениям в повседневной жизни 42 Приложение 4. Подбор и систематизация игрового занимательного материала с математическим содержанием для работы на занятии и в режимных моментах. Изготовление пособия математический планшет 44 Приложение 5. Подбор индивидуальной беседы с детьми по выявлению знаний о математических представлениях 53
Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №155 [электронный ресурс].-Режим доступа: https://fgos.ru/. 2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования./Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е издание, испр. и доп.-М,: Мозаика-Синтез, 2016.368 с. 3. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей методистов ДОУ/ авт.-сост. Стасова Л.П. - Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2015. - 108 с. 4. Белошистая,А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников/А.В.Белошистая.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2015.400 с. 5. Блехер,Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения/Ф.Н.Блехер.-М.: Просвещение, 2015. - 413 с. 6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте/Л.И.Божович. - СПб.: Питер, 2015.-398с. 7. Галкина, Л.Н Современное математическое образование детей дошкольного возраста/Л.Н. Галкина. -М.: Вестник, 2016. - 60 с. 8. Гоголева,В.Г. Игры и упражнения на развитие конструктивного и логического мышления детей дошкольного возраста/ В.Г.Гоголева.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-56 с. 9. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет/Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская [и др.].-М.: Просвещение, 2016.-45 с. 10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада/Под ред. Л. А. Венгера; 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2015.-96 с. 11. Кангина, Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет / Н.Н. Кангина, О.В. Тихомирова. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2016. - 160 с. 12. Козлова,В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников/В.А.Козлова.-М.: Дошкольное воспитание и обучение, 2015.-125 с. 13. Колесова, Л.В. Математическое развитие детей 4-7 лет: игровые занятия/Л.В.Колесова.–Волгоград: Учитель, 2016. – 191с. 14. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А.М. Леушина.М.:Просвещение, 2016. –368с. 15. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие/ З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, Р.Л.Непомнящая, А.М.Вербенец [ и др.].– СПб: Детство-Прес. 2016.- 94 с. 16. Минкевич, Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа /Л.В. Минкевич. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2015. – 96 с. 17. Михайлова,З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников/З.А. Михайлова.-М.:Просвещение, 2016-96 с. 18. Нищева,Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи у дошкольников/ Н.В. Нищева. -СПб.: Детство-Пресс,2015.-48 с. 19. Помораева, И.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада/И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 80 с. 20. Сычева,Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Г.Е.Сычева. – М.: Национальный книжный центр, 2016. 104 с. 21. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Н.Н. Поддьяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова [и др.]. - М.: Просвещение,2016. -192с. 22. Усова, А.П. Обучение в детском саду/ А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2016. - 98 с. 23. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников/ Е. И. Щербакова.-М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. - 392 с.
Отрывок из работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 1.1 Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), для реализации содержания каждой из сторон развития и образования детей, определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Познавательное развитие подразумевает: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и другие), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Математика входит в образовательную область познавательное развитие. Целью направления познавательного развития по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) является: формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg