Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование позитивного отношения к учению у младших школьников посредством организации групповых и парных форм работы

mishchenko.s.e 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 98 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.12.2020
Работа с целью выявить педагогические условия формирования позитивного отношения к учению у младших школьников посредством организации групповых и парных форм работы на уроке. Дата защиты: февраль 2020, место защиты: ФГБОУ ВО "Алтайский государственный педагогический университет", оценка - отлично.
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время в педагогической науке актуализирована необходимость формирования позитивного отношения школьников к учению и школе. В ходе научных исследований последних лет был выявлен ряд противоречивых тенденций, актуализирующих необходимость разработки данного вопроса. Во-первых, ускоренная вследствии высокого темпа жизни социализация современных детей приводит к формированию «поведенческой раскованности», психологической неуравновешенности, неумению сосредоточиться, управлять собой в процессе обучения, что негативно сказывается на результатах учения и на желании учиться.Во-вторых, высокая информированность школьников о мире из масс медиаисточников ослабляет учебно-познавательную мотивацию и провоцирует возникновение у них заблуждения о том, что они и так все знают. В результате школьники недооценивают необходимость овладения приемами познания нового, не испытывают потребности в учении. Отечественная школа перешла от принципа единообразия к принципу диверсификации, распределению школьников по различным уровням и профилям в обучении. В связи с этим проблема формирования отношения подрастающего поколения к учению и школе приобрела новое звучание. Особенно важное значение данный вопрос имеет применительно к начальной школе, где закладываются основы будущего отношения к учению и школе в целом. На отношение школьника к учению существенное влияние оказывает форма организации его учебной деятельности на уроке. Одним из видов субъективных отношений личности, согласно направленности на объект, является отношение к учению, всегда бывшее темой пристального внимания педагогов, поскольку без учета комплекса представлений, чувств, мотивов, потребностей, стремлений учащегося невозможно ни правильно оценить деятельность учения, ни построить эффективную систему ее формирования. Данная проблема разрабатывалась в трудах А.Д. Алферова, Л.И. Божович, Б.З. Вульфова, Р.Г. Гуровой, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, В.Н. Павловской, Л.С. Славиной, Г.И. Щукиной и др. Проблема нашего исследования заключается в определениипедагогических условий формирования позитивного отношения к учению у младших школьников посредством организации их работы на уроке. Объектом исследования выступает формирование отношения младших школьников к учению. Предмет исследования: педагогические условия формирования позитивного отношения младших школьников к учениюпосредством групповой и парной форм работы на уроке. Цель исследования: выявить педагогические условия формирования позитивного отношения к учению у младших школьников посредством организации групповых и парных форм работы на уроке.
Содержание

1.2 Особенности формирования отношения к учению у младших школьников Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Как пишет И.А. Шаршов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно [59, с. 181]. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 - 7 до 9 - 10 лет.В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиковв своем развитии[13, с. 114]. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. В начальной школе наблюдается высокий уровень познавательной активности. В 1-й класс дети приходят с огромным желанием учиться, узнавать всё новое.На выходе из начальной школы (т.е. в конце обучения 4 класса) снижается уровень познавательной активности. У ребят развивается рефлексия, они уже понимают, зачем учатся, для чего это им надо. Уже к середине или к концу первого года обучения в школе у детей начинает складываться ориентация либо на собственно познавательный процесс, либо, при отсутствии познавательной мотивации, на получение высокой отметки. На втором году обучения эта тенденция становится более отчетливой. Такая же ситуация наблюдается и в третьих классах, где познавательны
Список литературы

1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. –2002. – № 1. –С. 3–17. 2. Абульханова К. А. Личность в условиях дефицита общения / К. А. Абульханова // Воспитание школьников. – 2002. – № 10. – С. 5. 3. Адамский, М. Я. Успешное обучение в общеобразовательной школе как организационо-педагогическая проблема : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Адамский Михаил Яковлевич. – Великий Новгород, 2005. – 201 c. 4. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – 3-е изд. – Санкт-Петербург : ПИТЕР, 2001. – 282 с. 5. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для студентов вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2002. – 363 с. 6. Бабурова, И. В. Предъявление образца отношения (примера) как метод воспитания ценностных отношений личности / И. В. Бабурова // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 2. – С. 21–33. 7. Беляева, Н. Г. Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста / Н. Г. Беляева // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей II Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2018. – C. 132–135. 8. Бирина, О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях / О. В. Бирина // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8–2. – С. 438–443. 9. Бреева, Е. Б. Дети в современном обществе / Е. Б. Бреева. – Москва : ЭдиториалУрсс, 1999. – 212 с. 10. Вартанова, И. И. Изучение личности подростков в учебной деятельности / И. И. Вартанова // Психологическая наука и образование. – 2003. – № 1. – С. 8–14. 11. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие для педагогических институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина [и др.] ; под ред. М. В. Гамезо [и др.]. – Москва : Просвещение, 1984. – 256 с. 12. Вульфов, Б. З. Основы педагогики : учебное пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. – Москва : Изд-во УРАО, 2000. – 614 с. 13. Вяткина, М. С. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста / М. С. Вяткина // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков : сборник научных трудов по материалам очной XV Международной студенческой научно-практической конференции. – 2017. – C. 114–117. 14. Герасимов, С. В. Познавательная активность и понимание / С. В. Герасимов // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 88–93. 15. Гурова, Р. Г. Перенос отношения школьников к учению на их отношение к производительному труду / Р. Г. Гурова // Отношение учащейся молодежи к образованию и производительному труду : сборник научных трудов / [под ред. Р. Г. Гуровой]. – Москва : АПН СССР, 1991. – С. 90–113. 16. Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации / Р. Г. Гурова // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 32–38. 17. Давыдов, В. В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности / В. В. Давыдов // Психологический журнал. – 1998. – Том 19, № 6. – С. 20–27. 18. Дрейлинг, Т. Как помочь им захотеть учиться / Т. Дрейлинг // Директор школы. – 2001. –№ 2. – С. 38–42. 19. Дуткевич, Т. В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы : специальность 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Дуткевич Татьяна Викторовна. – Киев, 1990. –122 с. 20. Заиченко, Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности : специальность 19.00.07 «Педагогическая и возрастная психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Заиченко Наталья Устинова. – Москва, 1993. –28 с. 21. Занесоцкий, А. С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А. С. Занесоцкий // Социологические исследования. –2006. –№ 12. – С. 98–104. 22. Зобков, В. А. Психология отношения и личности учащегося / В. А. Зобков. – Казань : Изд– во Казанского университета, 1992. – 155 с. 23. Иванова, Е. С. Тревога и пассивно-оборонительные реакции как основные маркеры поведения современных подростков / Е. С. Иванова // Образование в России: медицинские, педагогические, психологические, экологические аспекты : материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, г. Калуга, 17–19 мая 2007 г. / Калужский Государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского. – Калуга, 2007. – С. 185–187. 24. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Академия педагогических наук СССР ; под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – Москва : Педагогика, 1972. – 350 с. 25. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 508 с. 26. Илюшин, Л. С. Методология и методика кросс–культурного исследования образовательной мотивации современных школьников : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Илюшин Леонид Сергеевич. – Санкт-Петербург, 2004. – 46 с. 27. Карпенко, А. В. Возрастные особенности формирования исследовательских умений младших школьников / А. В. Карпенко, С. З. Фахрадова // Исследование различных направлений современной науки : материалы XXI Международной научно-практической конференции, г. Москва, 24 апреля 2017 г. В 2 томах. Том 1. – Москва : Олимп, 2017. – C. 420–423. 28. Кирьякова, А. В. Ориентация школьников на социально значимые ценности (теория и диагностика) : учебное пособие к спецкурсу / А. В. Кирьякова ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Ленинград : РГПУ, 1991. – 84 с. 29. Кобызева, Г. Ю. Педагогическое взаимодействие в начальной школе (теоретический аспект) / Г. Ю. Кобызева // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 5. – С. 130–132. 30. Ковалев, В. И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалев ; отв. ред. А. А. Бодалев. – Москва : Наука, 1988. – 193 с. 31. Кузина, Е. Е. Формирование положительного отношения школьников к обучению / Е. Е. Кузина // Педагогическое образование и наука. – 2015. – № 6. – С. 68–69. 32. Куракина, А. О. Педагогические условия формирования у учащихся положительной эмоциональной оценки изучаемого предмета : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Куракина Алла Олеговна. – Ижевск, 2002. – 18 с. 33. Курапова, Т. Ю. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных школ / Т. Ю. Курапова // Психология в России и за рубежом : материалы Международной научной конференции, г. Санкт-Петербург, 20–23 октября 2011 / под ред. Г. Д. Ахметовой. – Санкт-Петербург : Реноме, 2011. – С. 106–109 с. 34. Курбанова, А. Б. Условия влияния педагогической поддержки на свободное развитие младших школьников / А. Б. Курбанова // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2007. – № 49. – С. 51–60. 35. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский ; Российская академия наук, Институт психологии. – Москва : Наука, 1995. – 271 с. 36. Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе : книга для учителя-воспитателя / Л. И. Маленкова. – Москва : Педагогическое общество России : Ноосфера, 1999. – 299 с. 37. Матвеева, А. А. Сущность и содержание понятия «отношение» / А. А. Матвеева, В. В. Калита // Научные исследования: от теории к практике : материалы III Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 30 апреля 2015 г. Выпуск 2. В 2 томах. Том 1 / отв. ред. Т. В. Яковлева. – Чебоксары, 2015. – С. 317–321. 38. Межина, А. В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности : монография / А. В. Межина. – Москва : Экон-информ, 2013. – 139 c. 39. Муляр, Е. С. Притязания родителей как условие формирования положительного отношения школьников к учению / Е. С. Муляр // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 70–2. – С. 118–121. 40. Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1995. – 356 с. 41. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н. Ф. Наумова. – Москва : Наука, 1988. – 199 с. 42. Неясова, И. А. Диагностика уровня сформированности опыта эмоционально-ценностных отношений у младших школьников / И. А. Неясова, Л. А. Серикова // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Том 1, № 11. – С. 106–108. 43. Общие подходы к изучению личности / К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Славская, Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 178–190. 44. Орлова, О. В. Понятие «отношение» в современной отечественной психологии и других социально-гуманитарных науках / О. В. Орлова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 2. – С. 27–34. 45. Пластинина, Ю. Л. Продуктивная учебная деятельность в образовательном пространстве школы / Ю. Л. Пластинина // Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. – № 1. – С. 240–243. 46. Розанов, В. В. Педагогические трафаретки / В. В. Розанов // Сумерки просвещения / В. В. Розанов. – Москва : Педагогика, 1990. – С. 169–181. 47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург, 1999. – 712 с. 48. Рюмина, Т. В. Эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рюмина Татьяна Владимировна. – Новосибирск, 2002. – 22 с. 49. Савинова, Л. Ю. Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению как основы становления опыта учебно-познавательной деятельности / Л. Ю. Савинова, А. А. Казакова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки – 2018. – Том. 13, № 3. – С. 57–67. 50. Смирнова, Е. Э. Демократические перемены в школе / Е. Э. Смирнова, Т. А. Смотрина // Социологические исследования. – 2001. – № 4. – С. 94–99. 51. Собкин, B. C. Трансформация целей и мотиваций учебы школьников / В. С. Собкин // Социологические исследования. – 2006. – № 8. – С. 106–115. 52. Солдатова, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с проблемами в учебной деятельности / Н. А. Солдатова // Инициативы XXI века. – 2012. – № 1. – С. 143–146. 53. Теория личности Б. Г. Ананьева / К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Славская, Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Мир образования – образование в мире. – 2018. – № 4. – С. 7–20. 54. Тузова, О. Н. Проблема самоотношения личности в теории отношений В. Н. Мясищева / О. Н. Тузова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60–1. – С. 483–486. 55. Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В. Б. Хозиев. – Москва : Академия, 2002. – 268 с. 56. Цокало, Е. В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : автореферат. диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Цокало Елена Викторовна. – Москва, 1998. – 25 с. 57. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. – Москва ; Рига : ПЦ «Эксперимент», 2000. – 224 с. 58. Челноков, В. А. Саморазвитие личности в процессе познавательной деятельности / В. А. Челноков // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 6. – С. 34–36. 59. Шаршов, И. А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И. А. Шаршов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – Выпуск 12. – С. 181–184. 60. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности : учебное пособие для студентов вузов / Н. И. Шевандрин. – Москва : ВЛАДОС, 1998. – 508 с. 61. Ширяев, Е. А. К вопросу о критериях и показателях успешности обучения учащихся / Е. А. Ширяев // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 14. – С. 168–173. 62. Шубина, Л. Е. Проектирование образовательных технологий повышения успешности учебно-познавательной деятельности школьников : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Шубина Людмила Евгеньевна. – Москва, 2002. – 145 с. 63. Шуваева, М. Ю. Исследование психолого-педагогических и психофизиологических предпосылок, обуславливающих формирование школьно-значимых функций у детей 5–7 лет / М. Ю. Шуваева // Вестник Нижегородского государственного педагогического университета. – Нижний Новгород, 2009. – № 3. – С. 7–11. 64. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – Москва : Педагогика, 1988. – 205 с. 65. Яшнова, О. А. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (социальная работа)» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Яшнова Оксана Александровна. – Москва, 2002. – 179 с.
Отрывок из работы

Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ «Новополтавская средняя общеобразовательная школа им.Н.В.Курченко», в котором приняли участие 20 учеников 3 класса.Задачей констатирующего экперимента было изучить сложившийся характер отношения к учению у младших школьников. Для этого применялись следующие методы исследования: тестирование, анкетирование, ранжирование, проективный метод. При этом были использованы диагностическиеметодики:«Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой; типология отношения к учению «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Марковой; проективная методика «Школа зверей» С. Панченко; диагностика отношения к учению и к учебным предметам Г. Н. Казанцевой.Представим описание диагностических методик и проанализируем результаты констатирующей диагностики. Оценка уровня школьной мотивации и характера отношения ребенка к учению по методике Н. Г. Лускановой предназначена для качественного анализа отношения к учению и мотивов учения. Нужно прочитывать каждый пункт анкеты совместно с учащимся, затем испытуемый выбирает наиболее подходящий ответ. В случае если школьник действует формально и указывает только первые или последние варианты ответов, педагог должен вмешаться и провести соответствующую беседу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
1825 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 57 страниц
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg