Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административно-правовой статус сотрудника полиции

happy_woman 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым статусом сотрудника полиции. Предметом исследования послужили правовые нормы, определяющие и регулирующие правовой статус сотрудника полиции, а также практика их применения. Цель работы заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа теоретических работ, правоприменительной и судебной практик, исследовать особенности правового статуса сотрудника полиции. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: ? рассмотреть понятие правового статуса сотрудника полиции; ? дать характеристику элементов правового статуса сотрудника полиции; ? исследовать права и обязанности сотрудника полиции; ? определить положение юридической ответственности сотрудника полиции; ? проанализировать гарантии правовой защиты сотрудника полиции; ? разработать предложения по оптимизации норм, регулирующих правовой статус сотрудника полиции в Российской Федерации. Теоретическую основу составляют работы Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, С.П. Булавина, В.С. Виноградовой, А.К. Дубровина, Л.Ш. Музафаровой, Ю.П. Соловей, В.В. Черникова и др. Методологическую основу составляют как общенаучные (системного подхода, анализа, синтеза, аналогии), так и специальные методы познания (логико-юридический, сравнительно-правовой). Нормативной основой работы являются Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) ; Федеральный Закон № 3-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (в ред. от 05.12.2016) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т.д.
Введение

Актуальность темы исследования. Современный этап общественного развития предъявляет к праву, как важнейшему социальному регулятору, новые требования. В его основу должен быть положен личностно-ориентированный подход, направленный на максимальную защищенность прав и свобод человека, которая в свою очередь невозможна в обществе с неустойчивой криминальной обстановкой, поддерживаемой высоким уровнем коррупции. Именно две эти важнейшие задачи – борьбу с преступностью и защиту прав, свобод и законных интересов граждан – в равной степени и призвана сочетать в своей деятельности полиция как формально новый, но в то же время унаследовавший многие черты своего предшественника, орган государственной власти. Для решения этих задач принят Федеральный Закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (в ред. от 03.07.2016), вступивший в силу с 1 марта 2011 г. В результате принятия вышеуказанного и ряда специализированных законов сформировался новый правовой статус полиции. Все его элементы: цели и задачи, принципы деятельности полиции, набор полномочий (прав и обязанностей), новые требования, предъявляемые к поступающим на службу в полицию, ограничения, связанные с ней, усиление ответственности и т.д. свидетельствует о направлении смещения акцентов функционального назначения рассматриваемого органа с традиционного карательного к еще непривычному правозащитному. Вместе с тем, абсолютизация, данного переориентирования также неприемлема, что наглядно продемонстрировал ряд случаев: стремление «уберечь» права и свободы граждан (а преступники к ним тоже относятся) приводит к тому, что защита требуется уже самим стражам порядка. Вышеприведенный пример свидетельствует об актуальности поиска наиболее оптимального сочетания элементов в правовом статусе сотрудника полиции, прежде всего, его прав и обязанностей. То есть необходимости действовать во благо общества, с одной стороны, и возможности использовать для этого уникальные, предоставленные только данному органу средства и инструменты – с другой.
Содержание

Введение……………………………………………………………………………...... 3 Глава 1. Понятие и общая характеристика правового положения сотрудника полиции………………………………………………………………………………………... 5 1.1. Понятие правового статуса сотрудника полиции………………………………. 5 1.2. Основные элементы правового статуса сотрудника полиции…………………. 7 Глава 2. Содержание правового статуса сотрудника полиции……………………... 13 2.1. Права, обязанности и ответственность сотрудника полиции…………………. 13 2.2. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции……………………………… 16 Заключение……………………………………………………………………………. 19 Список использованной литературы…………………………………………………
Список литературы

1. Адиньяев С.И. Полиция в системе правоохранительных органов Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.11 / Адиньяев Семен Ирсильевич. М., 2013. 29 с. 2. Адмиралова И.А. Административная деятельность полиции и обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. C. 550-558. 3. Адмиралова И.А. Меры административного пресечения и механизм их реализации полицией в целях обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. C. 351-359. 4. Александров А.С. Реформа полиции, реформа обвинительной власти России – путь к евроинтеграции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 4. С. 49-57. 5. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика / Григорий Васильевич. М., 2008. 311 с. 6. Большой юридический словарь / под ред. д.ю.н., проф. Малько А.В. М., 2017. 1136 с. 7. Быковская Ю.В. Критерии оценки эффективности деятельности полиции зарубежных стран // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 11. С. 51-64. 8. Виноградова В.С. Правовой статус полиции в современной России: теоретико-инструментальный и сравнительный анализ: дис. …канд. юрид. наук: 12.00.01 / Виноградова Валентина Сергеевна. Краснодар, 2014. 201 с. 9. Вирабов В.С. Мониторинг правоприменения законодательства о реформе полиции: общетеоретический аспект // Юридическая наука и практика:. 2013. № 24. С. 191-197. 10. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Николай Васильевич. М., 2008. 448 с. 11. Гришковец А.А. Общественный совет при МВД России как инструмент контроля за полицией // Полицейская деятельность. 2014. № 4. С. 370-384. 12. Демин А.А. Государственная служба в Российской Федерации / Алексей Афанасьевич. М., 2015. 436 с. 13. Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции: теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61-63. 14. Егорышева Н.В. Реформа органов внутренних дел России в контексте правовой политики // Евразийский юридический журнал. 2014. № 4. C. 146-149. 15. Ильичева М.Ю. Моя полиция меня бережет: права и обязанности граждан в сфере правопорядка, взаимоотношения водителя и сотрудников ГИБДД, права и обязанности участковых, полномочия судебных приставов / Мария Юрьевна. Ростов н/Д, 2014. 220 с. 16. Кареева-Попелковская К.А. К вопросу совершенствования применения мер административного пресечения в деятельности полиции // Административное и муниципальное право. 2014. № 1. C. 21-24. 17. Киричек Е.В. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации / Евгений Владимирович. М., 2013. 173 с. 18. Киричек Е.В. Реформа полиции в России: проблемы и перспективы // Власть. 2014. № 7. C. 59-63. 19. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / под ред. авторского коллектива Аврутина Ю.Е., Булавина С.П, Соловей Ю.П., Черникова В.В. М., 2012. 512 с. 20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права / Николай Игнатьевич, Александр Васильевич. М., 2016. 528 с. 21. Молянов А.Ю. Специальные средства полиции России: к вопросу об определении понятия: административно-правовой аспект // Административное и муниципальное право. 2014. № 4. C. 333-350. 22. Музафарова Л.Ш. Правовой статус сотрудника полиции // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 825-827. 23. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации / Дмитрий Михайлович. М., 2008. 447 с. 24. Параносенков П.М. Соблюдение прав и свобод человека как основополагающий принцип деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 8. C. 57-59. 25. Перевалов В.Д. Теория государства и права / Виктор Дмитриевич. М., 2017. 341 с. 26. Смирнов Д.А. Российское государство и полицейская реформа: историко-правовое исследование / Дмитрий Александрович. М., 2013. 192 с. 27. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право / Юрий Николаевич. М., 2016. 240 с. 28. Футо С.Р. Федеральный закон «О полиции» в схемах / Сергей Романович. М., 2015. 416 с. 29. Хадисов Г.Х. Особенности правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. C. 214-216. 30. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики / Виктор Вениаминович. М., 2010. 680 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Понятие и общая характеристика правового положения сотрудника полиции 1.1. Понятие правового статуса сотрудника полиции Основой понятия правового статуса сотрудника полиции является понятие статуса личности. В научной литературе различают социальный статус личности и его разновидности: религиозный, политический, экономический, нравственный, правовой, моральный и т.п. Понятие правового статуса личности исходит из положения личности в обществе, определяемого юридическими нормами, которые опосредуют многообразные связи человека с социальной средой. Отметим, что речь идет о правовом, юридическом выражении данного понятия . Понятие правового статуса достаточно широко исследовалось самыми различными специалистами, и мнения относительно него высказывались разные. Одни ученые определяют правовой статус личности как правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством. Другие – считают, что в основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в системе общественных отношений. Право, по их мнению, лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. В целом, все специалисты сходятся на том, что правовой статус включает в себя в качестве обязательных элементов права и обязанности лица. В то же время большинство ученых считают необходимым включить в его структуру и иные, помимо прав и обязанностей, элементы. К этим элементам, в частности, относят: гражданство; правоспособность и дееспособность; принципы; законные интересы; гарантии, обеспечивающие осуществление прав и свобод и исполнение обязанностей; ответственность гражданина перед государством и обществом и др. Говоря о правовом статусе сотрудников полиции, следует помнить, что в теории права выделяют различные виды правовых статусов граждан. Так, наиболее широким является общий правовой статус человека – им определяются наиболее общие права, обязанности и ответственность лица, указанные, прежде всего, в Конституции Российской Федерации. Вместе с тем этот статус нельзя называть конституционным, как это делает, например, Н.И. Матузов, так как помимо конституционных положений, он включает в себя общие права отраслевые права и обязанности личности . Еще одним видом правового статуса является правовой статус гражданина. Каждый гражданин Российской Федерации обладает, естественно, всеми правами и обязанностями личности. Однако, помимо них, он приобретает дополнительные права и обязанности, определяемые фактом его гражданства. Под общим статусом гражданина Российской Федерации понимается: статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции РФ, который является одинаковым для всех граждан . Основой общего правового статуса является Конституция РФ и международные правовые документы, ратифицированные государством, нормы которых не охвачены Основным Законом. Однако общий правовой статус – это статус, единый для всех граждан Российской Федерации (или даже для всех физических лиц на территории Российской Федерации) в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации и законодательством. Однако, статус каждого конкретного гражданина, разумеется, сложнее. Ведь личность – это не просто абстрактный гражданин – это и носитель специфических прав и обязанностей, обусловленных его профессиональной деятельностью, социальным положением, добровольным участием в различных обществах. Существует много разнообразных административно-правовых статусов индивидуальных субъектов. Административно-правовой статус личности в сфере охраны общественного порядка является частью административно-правового статуса в целом, а последний, в свою очередь, – частью правового статуса личности. Сотрудник полиции обладает не только общим и индивидуальным правовым статусом, а в ряде случаев, предусмотренных законодательством (Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативными правовыми актами МВД России), – особым административно-правовым статусом, но и специальным правовым статусом – статусом государственного служащего, который подразделяется на составляющие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность. Эти элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они образуют реальный статус государственного служащего. В рамках темы данной работы рассматривается именно специальный правовой статус сотрудников полиции. Правовой статус государственного служащего – это центральный элемент правового института государственной службы. Другие элементы правового института государственной службы конкретизируют, уточняют правовой статус государственных служащих и позволяют в полной мере реализовать их потенциал. Под правовым статусом государственного служащего в правовой литературе предлагается понимать совокупность, закрепленных нормами прав и обязанностей, которыми он обладает в связи с осуществлением служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Часть 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2016) определяет, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Что касается Федерального закона «О полиции», то он не содержит термина «правовой статус», однако включает статьи, закрепляющие правовое положение сотрудника полиции. 1.2. Основные элементы правового статуса сотрудника полиции Понятие «правовой статус» и «правовое положение» рассматриваются в отечественной правовой науке как синонимичные. Можно на основе главы 6 указанного закона выделить элементы правового положения (статуса) сотрудника полиции. Основными элементами правового статуса сотрудника полиции являются: ? права сотрудника полиции; ? обязанности сотрудника полиции; ? гарантии правовой защиты сотрудника полиции; ? ответственность сотрудника полиции. Правовое положение сотрудника полиции, закрепленное в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в некоторой части заимствовало элементы правового статуса сотрудника милиции. Это касается понятия сотрудника, видов специальных званий, наличия гражданства Российской Федерации, прав сотрудников на объединение в профессиональные союзы, отдельных гарантий его правовой защиты и некоторых других вопросов. Правда, все эти позиции получили иное звучание, с учетом современных решений государственной службы. Так, по сравнению со службой в милиции, теперь в полиции изменен срок испытания для поступающих на службу. Если раньше он составлял от трех до шести месяцев, то теперь согласно Федеральному закону от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) данный срок составляет от двух до шести месяцев. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания (ч. 1, ст. 24). Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (в ред. от 27.07.2010) статья 2, задачами милиции определял обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрану общественного порядка, защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также оказание помощи физическим и юридическим лицам. В Федеральном законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», данные задачи более конкретизированы, а также определены дополнительно ряд новых направлений деятельности. Направлениями деятельности полиции являются: обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Так же по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов показал, что главной задачей, как милиции, так и полиции, остается соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако новшество нового законодательства заключается в том, что Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» утвердил постулат об открытости и публичности деятельности полиции . В соответствии с новым законодательством, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция обязана, в пределах своих полномочий, оказывать содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав. Сравнительный анализ правового статуса сотрудника милиции и полиции показывает, что как сотрудник милиции, так и сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, осуществляющий свою служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. Однако, в отличие от правого положения сотрудника милиции, новое законодательство устанавливает, что сотрудник должен соответствовать определенным квалификационным требованиям, не должен иметь судимость и вид на жительства за рубежом, обязан отчитываться о своих доходах и расходах, а также специально оговариваются требования к его поведению. Что касается специальных званий сотрудников внутренних дел, то после реформы, они остаются прежними (изменения произошли лишь в категории высшего начальствующего состава: появилось специальное звание генерал полиции), что свидетельствует о преемственности в табеле о рангах. Принципиально новыми по сравнению с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» являются две статьи: ст. 27 «Основные обязанности сотрудника полиции»; ст. 28 «Основные права сотрудника полиции». Положения, закрепленные в этих нормах, являются важнейшими элементами правового статуса государственного служащего, так как в свое время их отсутствие в Законе сильно затрудняло полноту и точность восприятия правового положения сотрудника милиции в системе государственной службы, порождало проблемы в правоприменении. Разночтения предписаний ч. 1 ст. 17 Закона о милиции часто встречались как в теории права, так и на практике. Сегодня же служба в полиции законодательно определена разновидностью федеральной государственной службы, что закреплено в ч. 1 ст. 25 ФЗ «О полиции», которой внесена ясность относительно правового статуса сотрудника полиции как государственного служащего. Нормы, устанавливающие узловые моменты правового статуса сотрудника полиции, сконцентрированы в главе 6 Федерального закона «О полиции». В ней содержатся современные требования по таким вопросам, как понятие сотрудника полиции и условия прохождения им федеральной государственной службы; права и обязанности сотрудника полиции; гарантии правовой защиты; привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей полиции. И это существенно отличает Закон о полиции от Закона о милиции, потому как положения, раскрывающие правовой статус сотрудника милиции, ранее были рассредоточены по разным разделам правового акта, а сегодня аккумулирование в одной главе предписаний о правовом статусе сотрудника полиции – признание важности и значения данных регуляторов в системе статусного законодательства. Правда, следует также подчеркнуть, что нормы этой главы не исчерпывают всего объема полномочий сотрудника полиции. Ссылки на них содержат и другие статьи Закона, в частности обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти содержат ст. 5, 6, 7, 9 ФЗ «О полиции». Правовой статус сотрудника полиции отражен и в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) в главе 3. В статьях 10-16 раскрываются : ? понятие сотрудника органов внутренних дел; ? права сотрудника; ? основные обязанности; ? требования к служебному поведению; ? ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел; ? ответственность сотрудника; ? форменная одежда, знаки различия сотрудника и ведомственные знаки отличия. Термин «сотрудник» по своей природе имеет несколько значений, но применительно к ст. 25 «Сотрудник полиции» Закона о полиции он используется в смысле – представитель профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников. Несколько отличается понятие сотрудника в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Сотрудник органов внутренних дел, согласно статьи 10, это гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. В свою очередь, корпоратив сотрудников полиции – это личный состав, персонал либо кадры полиции. К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы. Выделяется три обязательных признака сотрудника полиции: 1) гражданство Российской Федерации; 2) принадлежность к кадрам полиции; 3) наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции. Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут. Юридические факты состояния в кадрах полиции (кадрах органов внутренних дел): а) занятие должности рядового или начальствующего состава органов внутренних дел; б) нахождение в распоряжении органов внутренних дел; в) прикомандирование к государственным органам, а также иным организациям. Должность – это базовая структурная единица государственного органа, включающая часть его компетенции. Иными словами, это то служебное место, которое связано с выполнением определенного круга служебных обязанностей. «Состояние в должности» означает пребывание в ней с момента подписания приказа о назначении. Атрибутами правового статуса сотрудника полиции являются форменная одежда, служебное удостоверение, право на ношение и хранение специальных средств и оружия. Форменная одежда – комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия. Служебное удостоверение – официальный документ, удостоверяющий личность, но при этом не заменяющий паспорт. Он имеет следующие реквизиты: наименование ведомства, серию, номер, специальное звание сотрудника, его фамилию, имя, отчество, должность, подпись лица, имеющего право назначения на указанную должность, фотографию сотрудника в форменной одежде со знаками отличия, соответствующими специальному званию, дату выдачи и дату окончания его действия. Сотрудники органов внутренних, дел после прохождения особой профессиональной подготовки, получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. На каждого из них заводится личное дело – основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер. Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус сотрудника полиции составляют его права и обязанности, гарантии и ответственность которые определяются основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прохождение государственной службы в органах полиции. Сотрудник полиции обладает общим и специальным правовым статусом, а в некоторых предусмотренных законом случаях и особым административно-правовым статусом. Глава 2. Содержание правового статуса сотрудника полиции 2.1. Права, обязанности и ответственность сотрудника полиции Средоточием правового положения сотрудника полиции считаются его служебные права и обязанности, а также ответственность. В отличие от прежде функционировавшего Закона «О милиции», в котором должностным обязанностям и правам сотрудников предназначалась одна статья (статья 18), в Законе «О полиции» данные вопросы подробно регламентируют две автономные статьи, фиксирующие, соответственно с этим, основополагающие обязанности (статья 27) и права сотрудника полиции (статья 28). Служебные полномочия сотрудника полиции, приведенные в статьях 27 и 28, допускается подразделить на общие и специальные. В перечне обязанностей, которые Закон возлагает на сотрудника полиции как федерального государственного служащего, центральное место занимают те, которые ориентируют его на профессиональное, четкое и законопослушное выполнение своего служебного долга. Отсюда обращенные к сотруднику полиции требования: ? знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере (пункт 1); ? выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) (пункт 2); ? при выполнении служебных обязанностей соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций (пункт 5). ? выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону (пункт 3); ? обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника (пункт 4). ? соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, где он проходит службу (пункт 6); ? беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей (пункт 9); ? не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (пункт 8) и т.д. Требуя от сотрудника четкого выполнения своих служебных обязанностей, Закон наделяет его правом на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими права и обязанности сотрудника полиции по замещаемой должности, равно как и правом на ознакомление с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции (пункт 2). С этим правом тесно связаны и правомочия по получению в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей (пункт 5), в том числе данных, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, если у сотрудника оформлен соответствующий допуск к такой информации (пункт 6), а также право на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей (пункт 7). К трудовым относятся права сотрудника полиции по ознакомлению с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (пункт 8); на защиту своих персональных данных (пункт 9); на продвижение по службе в полиции (пункт 10); на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке (пункт 11). Закон «О полиции» закрепляет и иные социальные права сотрудника полиции. Среди них – право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции (пункт 4); на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15); на государственное пенсионное обеспечение (пункт 17); и т.д. Ответственность сотрудника полиции выступает элементом его правового статуса. Положения статьи 33 Закона «О полиции», как и аналогичной статьи Закона «О милиции», носят преимущественно отсылочный характер, но более развернуты и конкретны. Особо оговорено, что ответственность сотрудника полиции наступает независимо от замещаемой должности (часть 1 статьи 33). Иными словами, и подчиненный, и начальник в равной степени несут ответственность за свои противоправные деяния. Новеллой также является указание на ответственность за незаконные приказы и распоряжения. В широком плане приказы и распоряжения – это форма действия. Рассматривая поступки (поведение) и приказы (распоряжения) как разнопорядковые категории, законодатель тем самым акцентирует внимание на ответственности руководителей всех уровней, управленческие решения которых должны быть законными, принятыми в пределах предоставленных полномочий. Как известно, в настоящее время установлена ответственность сотрудника органов внутренних дел за умышленное неисполнение приказа начальника, если в результате этого причинен существенный ущерб правам и законным интересам граждан или организаций, либо охраняемым интересам общества или государства (статья 286.1 УК РФ) . Однако явно незаконный приказ или распоряжение не подлежат исполнению (часть 2 статьи 30 Закона «О полиции»). При этом речь идет именно о приказах и распоряжениях, носящих внутрисистемный (ведомственный) характер. Что касается взаимоотношений с иными субъектами права, то Закон использует в качестве операционного понятия термин «требование». «Законные требования сотрудника полиции, – гласит часть 3 статьи 30 Закона «О полиции», – обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами». Статья 33 урегулировала и непростой вопрос о порядке привлечения сотрудника органов внутренних дел к материальной ответственности. Ответственность сотрудника полиции выражается в применении к нему в установленном порядке мер наказания (санкций), предусмотренных законом. Основанием ответственности выступает совершение правонарушения. Правонарушение сотрудника полиции – это его виновное действие или бездействие, которые не соответствуют требованиям правовых актов, противоречат им. Любые действия сотрудника, соответствующие требованиям закона, являются правомерными и не могут быть квалифицированы как правонарушения. Отмена или изменение решения, принятого сотрудником полиции при выполнении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона. Дисциплинарная ответственность представляет собой основной вид юридической ответственности сотрудника полиции. Она наступает за совершение должностных проступков (дисциплинарных правонарушений) и заключается в наложении на него властью прямых начальников дисциплинарных взысканий. Перечень дисциплинарных взысканий, установленный Законом «О службе в органах внутренних дел», является исчерпывающим и включает: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 104 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 109 страниц
1150 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg