Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психофизиология эмоций в профессиональной деятельности.

happy_woman 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эмоциональные состояния зависят от характера психической деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. Объектом исследования являются эмоции, эмоциональные процессы человека. Предмет исследования – психофизиология эмоций в профессиональной деятельности человека. Цель исследования состоит в рассмотрении влияния эмоций на профес-сиональную деятельность человека, психофизиологии эмоций. Для достижения указанной цели решаются следующие исследователь-ские задачи: – Определить сущность и классифицировать эмоциональные процессы. – Рассмотреть функции и степень активации эмоций. – Описать основные теории, методы контроля эмоционального поведе-ния в профессиональной деятельности. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, спи-сок источников и литературы.
Введение

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Практический психолог, зная механизмы возникновения эмоций, может помочь людям справиться с ними, предупредить развитие отрицательных эмоций, перебо-роть свой страх, клаустрофобию. Эмоции – одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь– нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиоло-гической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воз-действие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере кото-рых мы можем узнать только у человека, и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлени-ях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления достаточно выразительны. Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенны-ми изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватыва-ющему организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными, что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определённый порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучше взаимодействие организ-ма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической ча-сти вегетативной нервной системы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 6 1.1. Определение и классификация эмоций 6 1.2. Функции и степень активации эмоций 8 1.3. Влияние эмоций на деятельность человека 10 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ 14 2.1. Физиологический субстрат эмоций 14 2.2. Теории эмоций 17 2.3. Методы контроля эмоционального поведения в профессиональной деятельности человека 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: учебное пособие / Г. С. Аб-рамова. – М.: Прометей, 2018. – 538 с. 2. Анохин, П. К. Эмоции / П.К. Анохин // БМЭ, т. 35. М.: Дрофа, 2015. – 270с 3. Аткинсон, Р.Л. Введение в психологию: Пер с англ. / Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит. – М.: Мир, 2003. – 540 с. 4. Андронникова, О.О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017. – 262 5. Батюта, М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. – М.: Логос, 2016. – 306 c. 6. Психология эмоций. Тексты / Сост. В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер. – СПб.: Питер, 2016. – 404 с. 7. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. – 526 c. 8. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. – М.: КДУ, Владос – Пр., 2016. – 264 c. 9. Греченко, Т.Н. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 1999. - С.166 10. Гримак, Л.П. Психология активности человека: психологические меха-низмы и приемы саморегуляции / Л.П. Гримак. – М.: URSS, Либроком, 2018. – 366 с. 11. Годфруа Ж. Что такое психология?: В 2 т.: Пер с фр. / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. Т.1. – 299 с. 12. Данилова, Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 510 с. 13. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Дани-лова, А.Л. Крылова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. – 296 с. 14. Дружинин, В.И. Психология / В.И. Дружинин. – СПб.: Питер, 2017. – 656 с. 15. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2001. - 593 с. 16. 17. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Мака-рова. – М.: Юрайт, 2016. – 182 c. 18. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. – 739 c. 19. Основы психофизиологии. Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Алек-сандрова. – СПб.: Питер, 1997. – 210 с. 20. Рейковский, Я.С. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. – М., Прогресс, 1979. – 315с. 21. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. – М.: Форум, 2016. – 304 c. 22. Симонов, П.В. Лекции о работе головного мозга. – М.: ИП РАН, 2016. – 97 с. 23. Сидоров, П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 416 с 24. Изард, К.Е. Эмоции человека: Пер. с англ. – М., МГУ, 1980. – 653с. 25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер. 2001. – 782с.
Отрывок из работы

1. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 1.1. Определение и классификация эмоций Эмоции (франц. emotion, от лат. emoveo – потрясаю, волную), субъек-тивные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, ра-дости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедея-тельности организма, отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механиз-мов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направ-ленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Существует множество различных классификаций эмоций у человека. Они могут различаться по силе переживания, по влиянию их на жизнедея-тельность и по содержанию. В основе другой классификации лежат два при-знака: длительность и степень выраженности того или иного чувства. В зави-симости от этого различают настроение, страсть и аффект . Настроением называется длительное эмоциональное состояние, не до-стигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных коле-баний в течение достаточно длительного периода. Период продолжительно-сти настроения может быть различным – от 1/2–1 часа до нескольких дней и даже недель. При этом на всем протяжении данного настроения имеет место довольно постоянный основной эмоциональный тон – либо отрицательный, либо положительный. Как основной чувственный тон, так и легкость, с кото-рой развивается то или иное настроение, его длительность зависит и от харак-тера раздражителей, и от особенностей нервной системы человека. Наиболее продолжительными, а вместе с тем и стойкими бывают такие настроения, ко-торые связаны у человека с причинами социально–исторического порядка. Страсть – достаточно длительная и одинаково достаточно интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость. Сильная и про-должительная страсть может касаться удовлетворения и высших и низших потребностей человека. Страсть, как правило, определяется и наличием эле-ментов воли в своей психологической структуре, и ясно выраженной целе-устремленностью. Она способна и организовать, и стимулировать деятель-ность человека. Та или иная страсть иногда определяет направление всей нашей жизни (страсть к определенному виду искусства, к спорту, в частности к тем его видам, которые требуют мужества и стойкости, предельного напря-жения сил и упорства, например воздушный пилотаж, подводное плавание, альпинизм, парашютный спорт и т.п.). Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция. Аффект представляет собой то исключение, когда возникшее чувство на короткое мгновение как бы ускользает от руководящего влияния рассудка. Причины аффекта – какие–нибудь сильные раздражители, хотя и действующие кратко-временно. Поэтому аффект, в противоположность настроению, всегда кон-кретно направлен. Повышенная аффективность иногда бывает связана с пред-варительной астенизацией организма. Наблюдаются аффекты ярости, ревно-сти, гнева, радости, горя и др. Аффект обычно сопровождается бурной двига-тельной реакцией, однако находящейся под контролем рассудка. Такой аф-фект носит название физиологического . Наибольшее значение имеет разделение эмоций на высшие и низшие. Высшие (сложные) эмоции, или чувства, возникают в связи с удовлетворени-ем общественных потребностей. Они появились в результате общественных отношений, трудовой деятельности. Различаются чувства интеллектуальные, моральные, эстетические и праксические. Последние связаны с процессом трудовой деятельности, с решением практических задач. Их разновидностью будут высшие эмоции, сопряженные с участием в спортивных играх и сорев-нованиях. Разумеется, деление высших человеческих чувств на чисто интел-лектуальные и чисто праксические весьма условно. Интеллектуальные чувства (от лат. intellectus – понимание, ум) возни-кают в процессе умственной деятельности: любознательность, радость откры-тия, сомнения в правильности решения задач и т.п. Моральные чувства (от лат. moralis – нравственный) имеют социальную значимость, действенность, обусловлены мировоззрением и порождаются этическими нормами. К ним относятся: чувства симпатии и антипатии, любви и ненависти, долга и совести и т.п. Эстетические чувства (от лат. aisthesis – чувственность) появляются при создании или восприятии прекрасного. Праксические чувства (от лат. praxis – действие, деятельность) пережи-ваются при любой трудовой деятельности – чувства успеха, удачи–неудачи и т.п. Высшие эмоции, развиваясь на базе сознания, занимают по отношению к низшим господствующее положение, затормаживают инстинктивные поры-вы, подавляют низменные стремления . К высшим эмоциям относятся чув-ство патриотизма, морального, эстетического удовлетворения, личного до-стоинства, чувства долга, совести, осознание подавления одного из своих низших чувств и т.п. Низшие (простые, элементарные) эмоции в отличие от высших вытека-ют из органических потребностей человека, основаны на инстинктах и явля-ются их выражением. Среди низших эмоций выделяется группа витальных (от лат. vita – жизнь). Их относят к более глубоким и древним слоям эмоцио-нальной сферы. Витальные эмоции связаны с жизненным тонусом и общим состоянием организма. К низшим эмоциям относится переживание удоволь-ствия при ощущении сладкого, неудовольствия – горечи во рту; к витальным чувствам следует причислить голод и жажду (точнее, сопровождающие их эмоции), чувство самосохранения . Таким образом, здоровый человек способен регулировать свои движе-ния, действия и поступки. Значительно труднее научиться руководить соб-ственными эмоциями. В связи с этим следует считать не всегда правильным выражение «власть над своими чувствами». Ибо можно воздержаться от тех или иных слов, жестов, движений – возможных последствий эмоций, прокон-тролировать предполагаемые действия, но сами чувства при этом не всегда исчезают. 1.2. Функции и степень активации эмоций Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляю-щую, переключательную, коммуникативную. Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке со-бытий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полез-ность и вредность воздействующих на человека факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может слу-жить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения. Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей по-требности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне. Побуждающая функция. Предвосхищающие эмоции успешно изуча-лись в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована. Подкрепляющая функция. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения ин-дифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработки условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент – воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи. Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто по-буждают человека к изменению своего поведения. Данная функция наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребно-стей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта . Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мими-ка, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств» и позволяют человеку передавать свои пере-живания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Эмоциональное напряжение связано с мотивацией, посторонней для выполняемой человеком работы, это напряжение не оказывает однозначно дезорганизующего влияния. Умеренная степень эмоционального напряжения способна повысить эффективность деятельности и уменьшить количество до-пускаемых субъектом ошибок. Благотворное влияние эмоций особенно от-четливо проявляется в случае, когда эти эмоции возникают на базе потребно-сти, мотивирующей данную деятельность субъекта, и органически с ней свя-заны. Именно здесь мы встречаемся с адаптивно–компенсаторной функцией положительных эмоций, которая реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью до-стижения цели даже небольшой успех (увеличение вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность до-стижения цели согласно правилу, вытекающему из «формулы эмоций» . Примером компенсаторной функции эмоций на популяционном уровне может служить подражательное поведение, характерное для эмоционально возбужденного мозга. Когда субъект не располагает данными или временем для самостоятельного и вполне обоснованного решения, ему остается поло-житься на пример других членов группы. Поскольку вероятность подкрепле-ния сигналов, исходящих от них, остается проблематичной, имитационное поведение далеко не всегда является оптимальным, а в случае массовой пани-ки нередко ведет к катастрофическим последствиям.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
400 руб.
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
555 руб.
Курсовая работа, Психология, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg