Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Драматизация как средство развития диалогической речи у младших школьников

happy_woman 396 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 33 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Объектом настоящего исследования является процесс обучения диалогической речи на уроках в начальной школе. Предмет данного исследования – использование драматизации как средства развития диалогической речи у младших школьников. В связи с этим цель данной работы – познакомиться с приёмом драматизации и описать опытно – экспериментальную работу для обучения диалогической речи у младших школьников. Для реализации поставленной цели в данной курсовой работе будут решаться следующие задачи: 1. Используя научную литературу проанализировать развитие диалогической речи на уроках в начальной школе; 2. На основе анализа методической литературы вывить сущность понятия «драматизация» и раскрыть особенности использования приемов драматизации на уроках в начальной школе; 3. В ходе опытно-экспериментальной работы выявить эффективность влияния приемов драматизации на процесс развития диалогической речи у младших школьников. Для решения поставленных задач в данной курсовой работе использованы такие методы исследования, как анализ методической литературы, синтез, обобщение, сравнение и моделирование.
Введение

Драматизация является источником развития чувств, открытий ребенка, глубоких переживаний, приобщает его к духовным ценностям. Б.М. Теплов говорил: «В процессе этого сопереживания, создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые и усваиваемые. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» [7.С.134]. Драматизация не только способствует пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, активной речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях, а также учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка [1.С.35]. Одним из эффективных приёмов развития речи признаётся драматизация. Во-первых, драматизация развивает умение общаться в различных ситуациях с различными собеседниками. Во-вторых, при использовании приёма драматизации учитываются возрастные особенности учеников. В-третьих, данный приём способствует достижению одной из главных целей обучения, согласно ФГОС – формированию коммуникативной компетенции. Материалом для драматизации могут служить книги, сказки, рассказы, песни и различные видеоматериалы. Можно прийти к выводу, что тема курсовой работы актуальна и несёт в себе большой потенциал. Следовательно, проблемой данной работы является недостаточное количество разработок с применением драматизации как средства развития диалогической течи младших школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1. Сущность понятия драматизация. Приемы драматизации. 1.2. Развитие диалогической речи у младших школьников. Выводы по 1 главе ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 2.1. Диагностика драматизации как средства развития диалогической речи у младших школьников. 2.2. Программа эксперимента по драматизации как средства развития диалогической речи у младших школьников. 2.3. Разработка педагогических условий для использования драматизации в начальной школе Выводы по 2 главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Список литературы

1. Аверин Е. Когда занятия интересны. // Учитель. – 2000. - №5. 2. Головенченко Ф. М. Введение в литературоведение. – М.: Высшая школа, 1964. – 317 с. 3. Даль В. И. Толковый словарь том 1. – М.: Художественная литература, 1935. 4. Дудина М.Н. Формы и методы контроля за качеством преподавания. // Завуч. – 2001. - №2. 5. Иванова Н.В. Развитие коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку средствами драматизации. Молодые голоса. Сборник научно-исследовательских работ аспирантов и соискателей. Выпуск 12 / Отв. ред. Ю.Г. Круглов. – М., РИЦ МГОПУ им М.А. Шолохова, 2006. С. 32 – 35. 6. Иванова Н.В. Драматизация в педагогических технологиях учителя иностранного языка начальных классов. Языки мира и мир языка. Материалы научно-методической конференции. Часть II. Москва, январь 2004. М., РИЦ МГОПУ им М.А. Шолохова. – С. 19 – 24. 7. Иванова Н.В. Драматизация как разновидность сюжетно-ролевых игр на уроках иностранного языка в начальных классах общеобразовательных школ. Гумбольдтовские чтения. Новая парадигма российского языкового образования и пути ее реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. – М., МГПУ, 2005. С. 369 – 371. 8. Иванова Н.В. Обучению иностранному языку младших школьников средствами драматизации сказки. // Компьютерные учебные программы и инновации. 2006. №11. С. 44-49. 9. Иванова Н.В. Роль сказки в развитие коммуникативности младших школьников в процессе обучения иностранному языку. Вестник РУДН. Серия: «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». 2006. № . С. 53- 59. 10. Краткий словарь литературоведческих терминов / под ред. Тимофеева Л.И., Тураева С.В. – М.: Просвещение, 1978. 11. Литературный энциклопедический словарь / под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М.: Советская энциклопедия, 1987. 12. Львов М. Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка. – М.: Академия, 1999. 13. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000. 14. Львова М. А. Игра – драматизация как средство обучения выразительной речи // Начальная школа. – 1982. - №6. 15. Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения в 1 классе//Начальная школа. – 1981. - №9. – с. 27 – 31. 16. Петрусинский В.Д. Игры: обучение, тренинги, досуг. – Новая школа, 2000. 17. Системное управление качеством образования в школе. – С – пб., М., 2000. 18. Смолеусова Т.В. Наглядные таблицы по математике для начальных классов. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2002. 19. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: Аркти, 2001. 20. Тюлю Г.И. Управление системой качества образования в школе. // Завуч. - 2002. - №8. 21. Управление качеством образования. – М., 2000. – с. 33. 22. Хижняк О.С. Феденеева Р.М. Рындак В.Г. Управление качеством образования как педагогическая проблема. // Завуч. – 2001. - №5.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1.1. Сущность понятия «драматизация». Приёмы драматизации Для выявления сущности драматизации был использован анализ лексикографических, литературоведческих, методических источников. Слово драматизация является производным от драмы, поэтому было определено понятие драма. Обобщив определения драмы, данные в разной литературе [2.С.55; 3.С.28; 10.С.78; 11.С.10], можно сделать вывод о существовании двух значений этого слова: • первое значение: драма – это род литературных произведений, построенных в диалогической форме без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене; • второе значение: драма – это литературно-театральное произведение серьезного, но не героического содержания (в отличие от комедий и трагедий). Если рассматривать драму как «род литературных произведений», то можно отметить ее характерные признаки: 1. Универсальную основу композиции драмы составляет членение ее текста на сценические эпизоды, в пределах которых один момент плотно прилегает к другому соседнему. 2. Она предназначена для постановки на сцене. В основе драмы лежит действие, направленное на разрешение конфликта. Происходящее в драме воспринимается как совершающееся в настоящий момент, хотя события, воспроизводящиеся в драме, могут быть отнесены к прошлому или будущему. 3. Драма организуется речью действующих лиц в диалогической форме. Повествовательный комментарий (ремарки) решающей роли не играет. В этом роде литературы имеют место и прямые монологи, пространные высказывания, которые выходят за рамки взаимного общения персонажей и обращены напрямую к публике. Высказывания персонажей знаменуют их волевые действия и активное самораскрытие. Во втором значении о драме можно сказать, как о любом литературном произведении, что это искусство слова. Этот вид литературных произведений имеет самостоятельную художественную, идейную, ценность. Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Но развернутое повествовательное, описательное изображение в драме отсутствует. Основной текст драматического произведения – это цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Собственно авторская речь (список действующих лиц, их краткая характеристика, указание на время и место действия, комментарии к отдельным репликам героев, объяснение движений, жестов, мимики, интонаций персонажей) является вспомогательной и эпизодичной. Драматизацию можно определить как воспроизведение каких-либо событий в драматической форме; переделку беллетристического произведения в форму драматического произведения.[2.С.187] В методической литературе можно найти следующие определения драматизации: По мнению Мали Л.Д., «драматизация – это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Она возможна лишь после того, как произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности. Драматизация – это своеобразный итог прочитанного произведения» [12.С.30]. По мнению Львова М.Р., «драматизация – это методический прием развития речи учащихся, используемый на уроках чтения в начальных классах, повышающий полноту восприятия идейно-художественного содержания произведения, способствующий эстетическому развитию»[21.С.18]. Читая, учащиеся овладевают комплексом читательских умений. Занимаясь драматизацией, самостоятельно получают знания, осваивают игровые способы деятельности. Игра функционально родственна учебной деятельности: формирует «новые знания и умения или прежние знания приобретают новые качества» [13.С.55]. Именно инсценирование произведений литературы предполагает умения понимать и соотносить художественный язык, структурные и содержательные компоненты произведения. Итак, какие же приемы драматизации выделялись на разных этапах развития методики чтения? В середине XX века существовало мнение, что прием драматизации по своей природе комплексный. Он включает ряд других частных приемов: • устное рисование, пересказ, озаглавливание частей, выборное чтение, • составление характеристик действующих лиц. Соловьева Е.Е. в своей книге «Игра – драматизация в школе» выделяет следующие приемы драматизации: • чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; • чтение по ролям с предварительным устным описанием портретом, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; • постановка «живых картин» к произведению; • составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонации, поз, мимики персонажей; • драматические импровизации; • развернутые драматические представления с декорациями и костюмами [22.С.136]. Методист конца XX века Львов М.Р. выделял следующие приемы: • чтение по ролям с отработкой интонации; • составление «живых групп», картин; • перестройка текста с целью драматизации – извлечение диалогов из текста произведения, составление пьес и сценариев по произведению; • дополнение текста описанием обстановки, где происходит действие, внешности героев; • постановка небольших сцен – с декорациями, гримом или без них. [15.С.60] Зепалова Т.С. выделяет такой прием драматизации, как письменное инсценирование. Суть его в том, что вначале это простая роспись реплик двух – трех персонажей в маленьком законченном эпизоде, знакомство с ремарками, называющими действующих лиц и место действия, а затем уже учащиеся осваивают значение ремарок, сопровождающих речь персонажей, пробуют воспроизводить действие его в движении [17.С.46]. Помимо сильного воздействия на общее развитие школьников, на совершенствование творческих способностей, драматизация способствует развитию у детей эмоциональной, нравственной сфер. Этот приём способствует переводу чувств, переживаний в действия, слов в поступки, нравственных убеждений в поведение. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, движениями или вглядываясь и, вслушиваясь, как это делают другие, «учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определённого героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть [10.С.160]. Таким образом, драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии другого человека, что даёт основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Интересно, что этот приём обеспечивает учащимся возможность усвоения и общественного опыта: в игровой ситуации моделируются отношения между людьми, воспроизводится их поведение в реальных ситуациях. 1.2. Развитие диалогической речи у младших школьников Современная школа призвана воспитывать творческую личность, способную к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной и государственной жизни. Особая роль при этом отводится начальному этапу обучения, где закладывается фундамент образования, формируются основы научных знаний, навыки самостоятельной творческой работы и познавательные интересы. Основная цель обучения русскому языку в начальных классах – научить умению пользоваться языком в различных ситуациях общения. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребёнка, на успешное усвоение знаний по другим предметам. Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Развитие диалогической речи младшего школьника возможно при использовании в процессе обучения межпредметных связей и отбора на их основе межпредметного лексического материала. Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития младших школьников. Ее успешное решение зависит от многих условий (социального окружения, речевой среды, индивидуальных особенностей личности, семейного благополучия, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого обучения. Развитие диалогической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей русскому языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения описанием и повествованием. Связная речь может быть контекстной и ситуативной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует мимику, жесты и указательные местоимения. В отличии от ситуативной речи в контекстной её содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учёта конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д.Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную - с монологической [8.С.115]. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития учеников начальной школы. Её успешное решение зависит от многих условий: социального окружения, речевой сферы, семейного благополучия, познавательной активности ребенка, индивидуальных особенностей личности, которые педагоги учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания. В младшем школьном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом чаще всего диалог развивается как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребёнка обуславливается двумя особенностями: во-первых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной её формы, во-вторых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения. Диалогическая речь отличается лаконичностью и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны короткие вопросы, однозначные ответы, неполные предложения. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение и развитие диалогической речи необходимо вести с учетом её особенностей, т.е. учить строить диалог так, как он звучит в живом общении. Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство, то есть сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой формой речи, необходимо усваивать различные типы диалогических единств. Вначале дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги, затем начинают знакомиться со строением диалога. Выводы по 1 главе Драматизация как понятие методики обучения детей работе с текстом рассматривалась методистами достаточно давно. Под драматизацией понимается и совокупность приемов для творческой интерпретации художественного текста, и переделка прозаического текста в форму пьесы, и постановка произведения на сцене. Таким образом, вопросы развития диалогических умений учащихся сегодня приобретают первостепенное значение, что объясняется многими обстоятельствами. Во-первых, ребенок, поступив в школу, испытывает значительную потребность в диалоге, в обсуждении различных точек зрения. Во-вторых, современное общество заинтересовано в формировании личности, в совершенстве владеющей культурой общения в спорных ситуациях, умеющей превратить спор в дискуссию, в мирное обсуждение проблемы. Это неизбежно приводит к возникновению дискуссионных ситуаций, обязывающих ученика придерживаться правил культуры общения, соблюдение которых позволяет не допустить перехода мирного обсуждения проблемы в конфликт или ссору. В-третьих, в-четвертых, именно драматизация является средством развития диалогической речи у учеников начальных классов. И, наконец, одним, из важнейших принципов организации учебного процесса в современной начальной школе является реализация такого обучения, при котором педагог в учебных целях создает ситуацию, нуждающуюся в обсуждении, то есть в диалоге. ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДРАМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСВА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 2.1. Диагностика драматизации как средства развития диалогической речи у младших школьников. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача вполне посильная. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития, а не объекта педагогических воздействий учителя. Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования. Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Для младшего школьного возраста характерны легкость вхождения в образы, яркость и непосредственность восприятия. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую. Очень актуально использовать учителю начальной школы на своих уроках на всех предметах игры - драматизации для: изучения новой темы, нового материала, для повторения пройденного, развлечения, закрепления. Но в игре - драматизации не следует специально разучивать текст произведения. Важно понимание прекрасного языка произведения, увлекательного текста, повторов в тексте, и, особенно, динамики развития действия. В игре - драматизации не надо показывать ребенку те или иные выразительные приемы. Играет большое значение в развитии игры – драматизации, конечно же, интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. В драматизациях, поставленных в классе впервые, принимает участие и педагог. Учитель может незаметно направить игру в нужное русло, включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, не нарушая тем самым общего развития сюжета игры. Во время игры не следует исправлять неудачные выражения, обращаться к детям с вопросами и выразительности персонажа - это может нарушить ритм игры. Можно организовать несколько играющих групп. Роль ведущего первое время берет на себя учитель, а затем можно поручить ее ученикам. Режиссерские игры – разновидность игр - драматизаций, используемых в начальной школе. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем. Передвигая фигурки настольного кукольного театра (или действуя другими видами кукол), дети разыгрывают спектакли, упражняясь в воспроизведении литературных диалогов или сочиняя свои «пьески». Педагог может руководить усвоением той или иной стороны диалога через подбор литературных произведений, при помощи подсказок, советов. Пересказывать сказки дети могут с помощью настольного театра, тетра теней, кукол, игрушечных животных, аппликации и т.д. Этот прием поможет детям лучше запомнить произведение понять её смысл и рассказать при помощи моделей. Для развития чувства эмпатии у детей полезно использовать одноименный метод - метод эмпатии, то есть метод развития творческого воображения. В основе метода лежит отождествление самого себя с кем-либо, или чем-либо, и как следствие умение сопереживать этому объекту. Для драматизации сказок дети могут объединяться в небольшие подгруппы и с помощью интонации, жестов, мимики, движений выразительно рассказывать сказки друг другу, становясь активными слушателями, актерами, рассказчиками. Учитель - советчик в выборе сказки и, первое время, партнер по игре. Он с учетом интересов, способностей ребенка помогает распределить роли, напомнить игровые действия. С целью развития умения пересказывать сказку полезно использовать метод «конспектирования». Детям предлагаются картинки для разукрашивания из какой-либо сказки. Они должны вспомнить название сказки, кто её написал и затем разукрасить картинки в последовательности содержания сказки. Так же детям можно предложить нарисовать серию последовательных рисунков, с помощью которых ребенок может пересказать сказку. Этот метод помогает внимательно слушать, понимать сказку, выделять основных персонажей, подчеркнуть главные события. В качестве примера использования игры - драматизации можно привести следующий конспект урока: Интегративная деятельность для учеников 1 класса по эвенкийской народной сказке «Лисица и птичка» 1. Посмотрите, ребята, там, вдали горит костёр! Давайте подойдём поближе! (Зазвучали голоса птиц, журчание ручейка). Слышите, как поют птицы? Как журчит ручеёк? Где же это мы оказались? На небольшой поляне среди леса, на берегу красивой реки. На краю поляны стоит несколько чумов – с древнейших времён жилище кочевников. Заглянем в одно из них. Вдоль стен – шкуры и ковры из меха. В середине чума – очаг с подвешенным над ним котлом. У костра старый эвенк – народный сказитель, мастер сказки рассказывать. Присядем рядом с ним и послушаем, о чём он говорит. 2. Чтение народной эвенкийской сказки «Лисица и птичка». «Жила птичка, её гнездо находилось высоко на дереве. Однажды к птичке пришла лисица и, чтобы полакомиться чем-либо, стала просить яйцо, при этом запугивала её. — Если ты не дашь мне своих яиц, то я к тебе взберусь на дерево, а если не смогу взобраться, то дерево срублю. Птичка испугалась и отдала все свои яйца лисице. Лисица яйца птички съела и отправилась в свою нору. Птичка осталась и плачет по своим яичкам. Приходит к птичке рябчик и спрашивает ее: — О чем ты плачешь? Скажи-ка мне. Птичка рассказала рябчику, что лисица съела у нее яйца.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 36 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg