Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Совершенствование управления конкурентоспособностью организации (на примере ООО «МОРТЕХСОЮЗ»)

happy_woman 2075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 83 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Цель работы: формирование экономически обоснованного предложения по развитию модели управления конкурентоспособностью предприятия. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: ? исследовать понятие и сущность конкурентоспособности предприятия; ? проанализировать модели управления конкурентоспособностью предприятия; ? выявить направления развития моделей конкурентоспособности предприятия; ? дать организационно-правовую характеристику организации; ? провести анализ деятельности организации ООО «Мортехсоюз»; ? провести оценку управления конкурентоспособностью организации; ? сформировать направления развития моделей управления конкурентоспособностью организации; ? разработать мероприятия по повышению эффективности управления конкурентоспособностью в ООО «Мортехсоюз». Объектом в работе является ООО «Мортехсоюз». Предметом работы является управление конкурентоспособностью в ООО «Мортехсоюз». Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в анализе многих критериев жизнедеятельности предприятия, в связи с тем, что в настоящее время, для того, чтобы добиться успеха, каждая компания вынуждена эффективно использовать свой реальный капитал, финансы, потенциал сотрудников, а также на постоянной основе анализировать среду, в которой работает. Все это заставляет развивающиеся компании постоянно совершенствоваться, адаптировать функции, цели и задачи организации, методы управления изменениями условий ведения бизнеса. Следовательно, уровень конкурентоспособности предприятий проявляется как важный аспект функционирования компании в рыночной экономике страны. Теоретическая значимость работы заключается в формировании развития моделей управления конкурентоспособностью ООО «Мортехсоюз». При написании данной работы использовалась литература двух последних лет, а именно статьи из журналов, научные труды авторов, интернет ресурсы. Теоретическая база работ российских и зарубежных экономистов Агеева Н.Г., Поршнева А.Г., Райзберга Б.А., Голубкова Е.П., Ламбена Ж.Ж., Хенга Д., Эрлинга М., Энока К., Диксона П.Р. и других исследователей. Исходными данными для написания выпускной квалификационной работы являются: бухгалтерская и экономическая отчетность организации, а также данные из книг, газет, журналов, интернет источников, нормативно – правовые документы, регламентирующие ведение бухгалтерского и финансового учета в коммерческой организации. Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов, восьми подразделов, введения, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время предприятиям, занимающимся производством, все труднее и сложнее развиваться в сложных экономических условиях. Это включает в себя следующие проблемы, которые связаны с повышенной агрессивностью и так называемой турбулентностью компаний, динамикой глобализации, новыми требованиями и конкурентоспособностью, интенсивностью конкуренции и быстрым техническим прогрессом. Стратегическое развитие компании на перспективу во многом зависит от ее положения в отрасли. Компании, которые развиваются успешно, заранее планируют развитие в отрасли, так как при наличии четких планов развития на рынке и в рыночной отрасли существуют определенные риски, в том числе и финансовые. При этом особенно актуальным является анализ проблем, связанных с развитием конкуренции и повышением конкурентоспособности организации. В рыночных условиях создание и усовершенствование механизма управления конкурентоспособностью становится необходимостью для развития конкурентных преимуществ предприятий и национальной экономики в целом. Комплексный подход к формированию эффективной стратегии управления конкурентоспособностью, направленный на завоевание лидирующих позиций как на внутреннем, так и внешнем рынках, и, как следствие, получение максимальной прибыли, является неотъемлемым и необходимым атрибутом современной успешной компании.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТО-СПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 10 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 10 1.2 Модели управления конкурентоспособностью предприятия 16 1.3 Направления развития моделей конкурентоспособности предприятия 26 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТО-СПОСОБНОСТЬЮ В ООО «МОРТЕХСОЮЗ» 33 2.1 Организационно-правовая характеристика организации 33 2.2 Анализ деятельности организации ООО «Мортехсоюз» 38 2.3 Оценка управления конкурентоспособностью организации 47 ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТО-СПОСОБНОСТЬЮ ООО «МОРТЕХСОЮЗ» 57 3.1 Направления развития моделей управления конкурентоспособностью организации 57 3.2. Повышение эффективности управления конкурентоспособностью в ООО «Мортехсоюз» 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81 ПРИЛОЖЕНИЕ 86
Список литературы

1. Агеева Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: учебное пособие / Н.Г. Агеева; М-во образования Рос. Федерации. Курган. гос. ун-т. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2018. – 120 с. 2. Баринов В.А. Стратегический менеджмент: учебник – М.: ИНФРА-М, 2018 – 237 с. 3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2019 – 544 с. 4. Балдин К.В. Управление рисками в предпринимательстве: учебник – М.: Дашков и Ко, 2018 – 482 с. 5. Балашевич М.И. Экономика и организация малого бизнеса: учебное пособие – Минск: БГЭУ, 2017 – 335 с. 6. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019 – 372 с. 7. Бубенок Е.А. Инвестиционная привлекательность как критерий конкурентоспособности инновационной компании. / Журнал «Российское предпринимательство». – №8, 2019, (журнал рекомендован ВАК). 8. Бубенок Е.А. Влияние стратегии инновационного развития на имидж компании малого бизнеса. / Финансовые механизмы регулирования и стимулирования развития экономики. Сборник научных трудов АНХ при Правительстве Российской Федерации. – М.: Изд. «Центр ГАРМОНИЯ», 2019, 0.4 п. л. 9. Веснин В.Р. Менеджмент: учебное пособие – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2018 –186 с. 10. Гарина Е.П. Антикризисное управление: учебное пособие –Ростов-на-Дону: Феникс, 2019 –352 с. 11. Диканов М.Ю. Формирование и использование инструментария оценки конкурентной позиции организации сферы торговли: Монография – М.: РИОР: ИНФРА -М, 2019-163 с. 12. Есипов В.Е. Оценка бизнеса: учебное пособие – 3-е изд. –СПб.: Питер, 2019 – 512 с. 13. Карлик А.Е. Экономика предприятия: учебник для вузов – 3-е издание – СПб.: Питер, 2019 –304 с. 14. Коган А.Ф. Предпринимательство в книжном деле: учебное пособие – М.: МГУП, 2018 –284 с. 15. Курганская Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: учебное пособие – Феникс, 2018 – 320 с. 16. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие – М.: Эксмо, 2018 – 432 с. 17. Максимов В.А. Экономика фирмы: учебник – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018 – 576 с. 18. Носова С.С. Экономическая теория: учебники для вузов. –М.: КноРус, 2018 – 510 с. 19. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных областях производственной сферы. М.: Дашков и К, 2018. 20. Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник – 7-е изд., изм. и доп. М.: Дашков и К, 2009. 480 с. 18. / Кондраков Н.П. Бухгалтерский финансовый (управленческий) учет: учебник – 2-е изд. М.: Проспект, 2018 – 502 с. 21. Кондрашкина И.И., Чиранова Т.И. Современные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятий торговли / Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. Тольятти, ВУиТ, 2017 – №3 – 196 с. 22. Курина Т.Н. Технология управления талантами персонала как инновационный метод повышения конкурентоспособности организации / журнал Креативная экономика – 2020 – Том 12. – № 5. – с. 651-658. 23. Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019 – 400 c. 24. Никитина Н.В. Корпоративные финансы: учебное пособие – 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2019 – 509 с. 25. Осипова И.В. Экономика организации (предприятия) / И.В. Осипова, Е.Б. Герасимова. - М.: КноРус, 2018. - 280 c. 26. Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие – М.: КНОРУС, 2018 –120 с. 27. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. / М. Э. Портер; пер. с англ. И. Минервин. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2019 – 454 с. 28. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость.: пер. с англ. М. Э. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2019 – 715 с. 29. Разумовская Е.А., Воронов Д.С., Придвижкин С.В. Сравнительная оценка конкурентоспособности компаний частного и государственного секторов российской экономики на основе операционной эффективности / Российское предпринимательство. – 2020. – Том 19. – № 6. – с. 1847-1866 30. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2018 31. Рахимов Т.Р. Финансовый менеджмент: учебное пособие Томский политехнический университет – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2018 – 264 с. 32. Самарин В.П., Черезов Г.В., Карпов Э.А. Экономика организации: учебное пособие – Москва: КноРус, 2018 – 318 с. 33. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник – Москва: Магистр: Инфра-М, 2018 – 253 с. 34. Сафиуллин Н.З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность / Н.З. Сафиуллин, Л.Н. Сафиуллин Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2019 – 103 с. 35. Слагода В.Г. Экономическая теория: учебное пособие. – М.: Форум, 2018 –368 с. 36. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник – 5-е издание – М.: Юнити –Дана, 2018 – 504 с. 37. Стрельникова JI.B. Социальный капитал: типология зарубежных подходов / Общественные науки и современность. 2018. № 2. 38. Стюарт Т.В. Богатство от ума: Деловой бестселлер. / Пер. с англ. В.А. Ноздриной. Мн.: Парадокс, 2019. 39. Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. М.: КноРус, 2018 – 267 с. 40. Тагаров Б.Ж. Анализ изменений факторов конкурентоспособности фирмы в условиях становления информационной экономики / Российское предпринимательство. – 2020. – Том 19. – № 4. – с. 867-880. 41. Тер-Газарян А. Модели конкурентоспособности / Книжная индустрия – М.: 2019. № 3, 456 с. 42. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник – М.: Дело, 2019 – 448 с. 43. Филобокова Л.Ю., Григорьева О.В. Инновационные подходы к управлению конкурентоспособностью малого предпринимательства / Менеджмент в России и за рубежом – М.: Финпресс. –2019. № 4, 560 с. 44. Хаирова С.М. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие – Омск.: ООО «Омскбланкиздат», 2019 -254 с. 45. Чуев И.Н. Экономика предприятия: учебник – Издательско-торговая корпорация «Дашков и К.», 2019 – 416 с. 46. Чечевицын Л.Н., Хачадуров Е.В., Экономика организации: учебное пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 382 с. 47. Интернет-энциклопедия «Википедия»: Автоматизированная система управления технологическим процессом [Электронный ресурс] / код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 21.04.2020). 48. Интернет-энциклопедия «Википедия»: Эффективность [Электронный ресурс] / код доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 17.04.2020). 49. Интернет-энциклопедия «Википедия»: Конкурентоспособность [Электронный ресурс] / код доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 18.04.2020). 50. Интернет-энциклопедия «Википедия»: Совершенная конкуренция [Электронный ресурс] / код доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 04.04.2020). 51. Интернет-энциклопедия «Википедия»: Матрица БКГ [Электронный ресурс] / код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 01.03.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия Конкуренция является ключевым инструментом и важным аспектом экономической жизни. Значение слова конкуренция происходит от слова «конкурировать», что означает «соперничать, стремиться к достижению цели» и, таким образом, стимулирует уровень человеческих устремлений, позволяющих достичь наивысших результатов, а также является движущей силой в технологических инновациях и способствует росту производительности. По мнению специалистов, в области экономики и менеджмента – конкуренция рассматривается «как конкурс, когда участники конкурируют друг с другом в поисках аналогичных целей, а это означает, что действия, предпринятые некоторыми, для достижения определенных целей, затрудняют или даже делают невозможным достижение тех же целей другими участниками или предприятиями». Конкуренция определяется как деятельность лиц, которые стремятся достичь преимуществ, которые другие хотят получить в то же время и в тех же условиях. Сущность конкуренции основана на устранении конкурентов, работающих в той же отрасли и взяв на себя их клиентов. По мнениям Агеевой и Поршнева [1, с.34] – конкуренция на отдельных рынках может относиться к одной из четырех основных моделей: совершенной конкуренции, олигополистической конкуренции, монополистической конкуренции, чистой монополии. При совершенной конкуренции на рынке, компания, которая является конкурентоспособной, соперничает со многими другими конкурентами, предлагающими такой же продукт и обслуживание. Из-за отсутствия дифференциации продукта, цена одинакова для всех конкурирующих компаний [17, c.75]. Олигополистическая конкуренция состоит из нескольких компаний, производящих одинаковые или частично дифференцированные продукты. Это разнообразие может повлиять на уровень качества, особенности, стиль или оказание услуг. Компания, которая производит тот же продукт, не может определить цены на их продукцию на более высоком уровне, чем рынок, если она не хочет привлекать клиентов [11, c.145]. Монополистическая конкуренция существует в отрасли, в которой многие конкуренты могут полностью или частично дифференцировать свое рыночное предложение. Ряд конкурентов сосредоточился на выбранных ими сегментах рынка, где они наилучшим образом отвечают потребностям клиентов, за которые они взимают соответственно более высокую цену. Чистая монополия возникает, когда одна компания обеспечивает все производство товаров или услуг в данной стране или области. Монополия такого типа может быть следствием регулирования посредством выдачи патентов, лицензий, экономии на масштабе и других факторов. Если такая монополия осуществляется каким-либо производителем то, в соответствии с государственными нормами, производитель будет устанавливать более низкие цены и масштаб производства продукции. Показанные модели существенно различаются как по структуре рынка, так и по методам конкурирующих объектов. Например, изменение экономической и политической системы в Польше в 1989 году создало феномен конкуренции, когда государственная собственность и строгое регулирование были заменены частной собственностью и свободным рынком. Как правило, можно предположить, что конкурентоспособность является особенностью тех, кто конкурирует. Наиболее точное определение конкурентоспособности, предложенное Всемирным экономическим форумом в 1994 году, определяет конкурентоспособность как «способность страны или компании создавать большее богатство, чем их конкуренты на мировом рынке» [43, c.45]. Считается, что пребывание в бизнесе и развитие организации определяется на рынке, в котором продукты либо проданы, либо нет. Таким образом, конкуренция рассматривается как процесс между соперниками, но и как возможность для сотрудничества между деловыми партнерами. Суть оценки уровня конкурентоспособности компании заключается в сравнении фактических результатов с ожидаемыми, различными группами заинтересованных сторон. Основываясь на результатах из этого сравнения можно выделить три типа конкурентоспособности: 1) нормальная конкурентоспособность – когда результаты конкретных взаимодействий равны; 2) меньше обычной конкурентоспособности – когда фактические результаты не соответствуют (заинтересованные стороны, вовлеченные в эту ситуацию, могут отказаться от взаимодействия с компанией и перейти к другой компании, больше экономически привлекательной); 3) более чем нормальная конкурентоспособность – когда фактические результаты выше, чем ожидается (заинтересованные стороны, у которых есть основания для таких оценок, стремятся укрепить их отношения с компанией). В соответствии с первыми критериями мы можем выделить два типа конкурентоспособности: связанную с факторами и связанную с результатами. Конкурентоспособность, связанная с факторами, раскрывает то, что определяет способность компаний к действиям, создающим основу эффективной конкуренции. Как пример – быстрый ответ на изменения на рынке, умелое использование собственных ресурсов компании или другие факторы, которые в долгосрочной перспективе смогут повысить конкурентоспособность компаний. По мнению Райзберга Б.А. – конкурентоспособность, связанна с результатами, определяет результаты конкурса, такие как доля рынка, доля продаж наукоемкой продукции и финансовые показатели компании в сравнении с лидерами или компаниями среднего размера [30, c.90]. По мнению Голубкова Е.П. – конкурентоспособность относится к конкретным техническим навыкам, которые важны с точки зрения определенного рынка [35, c.15]. Конкурентоспособность системы связана с широким контекстом конкурентоспособности, по мнению Голубкова Е.П., а также с поведением субъекта, рассматриваемого с точки зрения оценки, с учетом влияния событий, происходящих на четырех разных уровнях экономики: мега, макро, мезо и микроуровне. Критерий моментов оценки может быть использован для выделения областей конкурентоспособности, то есть, если объект уже достиг определенного уровня конкурентоспособности то, в дальнейшем объект определит конкурентоспособность, которая может быть достигнута в будущем. Исходя из критерия области возникновения, можно разделить рынки на определенный тип товаров или услуг, конкретные товары или услуги, особый тип ресурсов, конкретных ресурсов определенной области, где можно выделить конкурентоспособность на внутреннем или международном рынке. Критерий рыночных отношений между двумя сторонами используется для конкурентоспособности «вкладов» компаний и сравнения достижений и результатов конкретного субъекта. Конкурентоспособность «вкладов» субъекта заключается в его способности эффективно выполнять задачи, которые связаны с источником транзакций. Конкурентоспособность «на выходе», в свою очередь, это способность реализовать эти цели, связанные со сделкой по приобретению части рынка представленного предложения [25, c.53]. В соответствии с критериями наблюдения за временем можно говорить о статической и динамической конкурентоспособности. Статическая конкурентоспособность – это состояние конкурентоспособности компании в определенное время. Напротив, динамическая конкурентоспособность относится к изменениям состояния конкурентоспособности компании во времени, другими словами – конкурентная динамика [12, c.35]. Последний критерий – это уровень конкурентоспособности, на основе которого можно различить пять групп заинтересованных сторон: акционеры, клиенты, покупатели, сотрудники, поставщики. Каждая из этих групп оценивает деятельность предприятий, используя их соответствующие критерии интереса: владельцы в основном заинтересованы в доходе, который может быть достигнут владением акциями. В то время как клиенты заинтересованы не столько в стоимости компании, но и в ценности ее предложения. Сотрудников в основном интересуют условия труда и заработной платы, а поставщики заинтересованы в объеме и увеличении поставок своей продукции. Проблема конкурентоспособности, как ясно видно из перечисленных пунктов классификации, очень сложна. Однако, чтобы полностью осознать масштабы и сложность этого вопроса, нужно рассматривать размеры конкуренции, а также экономические сложности, которые быстро растут. Поэтому конкурентоспособность на открытом рынке является центральной проблемой, а соответствующая разработка конкурентной стратегии имеет решающее значение для выживания и развития институтов и предприятия. Основным следствием такого характера является необходимость наблюдать действия конкурентов и прогнозировать их реакцию на каждый ход. Первый шаг – определить конкурентную позицию, что является важным элементом в стратегии, позволяет оценить текущие возможности компании, тенденции и возможности для его дальнейшего развития. Конкурентоспособная позиция компании, как многомерная категория, определяется комбинацией факторов, таких как доля рынка, доля основных сегментов рынка, влияние на рынок, масштабы действия, применяемые технологии и технические навыки, а также приспособляемость к новым условиям. Отражением конкурентной позиции компании является ее конкурентное преимущество [2, с.45]. Конкурентное преимущество интерпретируется по-разному, в зависимости от субъекта, точки зрения и его оценки. Конкурентное преимущество может быть определено с точки зрения предприятия или с точки зрения клиентов. С точки зрения конкурентоспособности компании преимуществом является его уникальное положение в секторе по отношению к конкурентам, позволяющее достичь высшей средней прибыли и опережать конкурентов. Конкурентное преимущество компании зависит от ценности, которую компания может создать для своих клиентов [19, c.40]. С точки зрения конкурентного преимущества получателя это субъективная и более высокая сумма значений, предлагаемая инвестором. В экономической литературе различают две доминирующие модели конкурентного преимущества. Во-первых, это уникальная позиция компании на рынке, достигнутая за счет предложения аналогичных или похожих продуктов по более низким ценам или дифференцированным продуктам при более приемлемых ценах на продукт для потребителя. Данные достижения зависят в основном от внешних факторов. Компании, которые получают конкурентное преимущество – это те, которые эффективно адаптируются к требованиям рынка [35, c.42]. Во-вторых, конкурентное преимущество создается посредством уникальных особенностей товара, которые важны потребителям, и за которые потребитель готов заплатить более высокую цену, обеспечив компании высокий уровень доходности продаж. Таким образом, конкурентоспособность, к которой стремиться предприятие, будучи многогранным и обширным понятием, это результат не только высоких характеристик качеств и ценовых параметров товаров и услуг, но и соответствующий уровень системы управления финансовыми потоками, менеджмента, инновационной и инвестиционной деятельности организации, а также определенные условия внешних факторов. Без сомнения, каждый из экономистов внес определенный вклад в развитие экономических наук и знаний о конкуренции. По моему мнению, все они имеют разные точки зрения, и конкуренция в целом сочетает в себе как стратегические основы поведения фирмы в определенном временном промежутке, так и планирование на перспективу деятельности компании. 1.2 Модели управления конкурентоспособностью предприятия В целях достижения конкурентного преимущества на рынке, предприятиям необходимо прибегнуть к разработке таких организационно-управленческих механизмов, в результате действия которых получить желаемый результат, а также развитие всех видов деятельности. В данном случае важной составляющей является разработка объективной модели управления конкурентоспособностью предприятия. Разные экономисты (Кондрашкина И.И., Чиранова Т.И. [21] и другие авторы) в определении моделей управления конкурентоспособностью различают несколько экономических моделей. Рассмотрим некоторые модели управления и принципы управления конкурентоспособностью. Модель управления конкурентоспособностью предприятия представлена при помощи рисунка 1: Экономические модели управления конкурентоспособностью являются основными силами экономической конкуренции. Продукты и услуги дают прибыль только за счет различий между их стоимостью и их отпускными ценами. Таким образом, все конкуренты должны понимать стоимость и доход структуры их продуктов – средние издержки, маргинальные затраты, предельный доход, а также характер и потребительский спрос, или они не смогут конкурировать долгое время. Чтобы обеспечить развитие фирмы, конкурентам необходимо быстро действовать, при этом прибыль является важным показателем, поскольку часто многие компании ставят задачу – получение наивысшего уровня прибыльности от деятельности фирмы. Рассмотрим трехступенчатую модель управления конкурентоспособностью предприятия, направленную на формирование конкурентных преимуществ в центральных сферах деятельности предприятия, посредством анализа конкурентоспособности его товаров и услуг, а также возможностей. При использовании данной модели, на первой стадии производится сравнение конкурентоспособности товаров и услуг с последующим анализом и разработкой необходимых мер для достижения более высоких результатов, чем у конкурирующих организаций. Далее производится сравнение интегральных показателей конкурентного потенциала организации, разработка мер по его повышению не ниже уровня конкурентов. Исходя из первых двух этапов, на третьем, посредством интеграции конкурентоспособности товара и конкурентного потенциала, производится расчет конкурентоспособности организации и сопоставляется с уровнем конкурирующих компаний. Рисунок 1 – Модель управления конкурентоспособностью предприятия [1, c.34] Принятие верных управленческих решений по итогам анализа результатов и, как следствие, эффективное управление конкурентоспособностью предприятия – это деятельность, которая включает в себя формирование и поддержание конкурентных преимуществ из-за влияния на все процессы внутри предприятия с целью обеспечения его конкурентоспособности в рыночных рамках, чтобы сохранить на достаточном уровне и повысить экономическую эффективность. Управленческие принципы конкурентоспособности – это правила, которые должны быть зафиксированы в политике компании. Как основу систематизации принципов управления целесообразно использовать их классификацию. Она зависит от элементов управления. Эти элементы включают управляемую систему, систему управления или объектную систему и процесс их взаимосвязи, цели управления, процессы обеспечения взаимосвязи между объектами и субъектами управления. Согласно этому определению, система управления конкурентоспособностью предприятия – это его экономический процесс. Управленческие принципы в контексте влияния на систему, связаны с необходимостью обеспечить системные особенности процесса хозяйственного предпринимательства, а именно: 1) возникновение – формирование свойств системы, которые не являются типичными для нее, а индивидуальными свойствами системы; 2) эквипотенциал – система, имеющая свою собственную структуру и в то же время являющуюся подсистемой более высокого уровня; 3) синергизм – эффективное функционирование системы, выше общей эффективности изолированной работы его компонентов; 4) гомеостатических свойств – способность работать в течение длительного времени без значительной потери эффективности; целевая деятельность компании или наличие общей цели функционирования систем. К универсальным принципам, касающимся характеристик персонала и взаимодействия менеджеров и исполнителей, включают принципы паритетных полномочий, организационной ответственности и стимулы, а также инициативу. Ряд принципов управления относится к процессу постановки целей. Конкретная цель управления должна быть ясной. Невозможно без количественного выражения конкретных целей достичь определенных результатов, кроме того, цель должна быть достижимой. Одновременно, в процессе управления важно придерживаться принципов рентабельности и эффективности. Таким образом, выгоды от управленческой деятельности должны превышать затраты, но результаты реализации управленческих решений должны обеспечивать эффективность. Что касается организации взаимодействия между управлением и контролем системы, экономическая кибернетика, среди основных принципов управления, различает принципы обратной связи информации. В соответствии с этим, необходимо обеспечить непрерывный поток информации, при этом информация об управлении объектами направляется субъекту управления, который на его основе решает, стоит ли вносить изменения в управляемые системы компании. После принятия решения, информация о новом состоянии контролируемого объекта передается обратно субъекту управления. Кроме того, принцип разнообразия контролируемой системы относится к принципам взаимодействия объекта и субъекта управления (закон необходимого разнообразия был предложен исследователем Уильямом Эшби). Согласно этому принципу, чем сложнее контроль системы, тем сложнее система управления (У. Эшби, 1959). Сложность формирования системы управления связана с таким же разнообразием и экономическим процессом внутри предприятия. Необходимо создать подсистемы управления, которые включат полный круг задач и будут относительно независимыми. Поэтому необходимо придерживаться принципа разложения системы управления по согласованию с его структурой, которая контролирует системы. Поскольку управленческий и экономический процесс, как система имеет иерархическую структуру, система управления также может следовать принципу иерархии. Частично необходимое разнообразие системы управления может быть пополнено путем автоматизации управления. Следующим элементом конкурентоспособности концепции управления предприятием являются его функции. Термин «функции управления» был впервые использован французским инженером А. Файола. Согласно данному термину, различают четыре основные функции: планирование, мотивация, координация (организация) и контроль. Выбранные функции являются идентичными дополнительными процессами управления компанией, и систематизация этих функций осуществляется в зависимости от стадии процесса достижения целей управления. Однако эта группировка ограничена. В целом, классификация необходима для построения полной логической структуры объекта исследования – управление конкурентоспособностью предприятия. Выделение дополнительных функций группы обусловлено необходимостью восприятия управления конкурентоспособностью не только как набор действий (этапов) для достижения цели, но и как способ достижения различных целей: обеспечение стабильности достигнутого результата, развития предприятия, как самодостаточной системы (планирование, внедрение механизма управления, его эволюция), а также качественных организационных особенностей деятельности (организационные функции – планирование, мотивация, управление организацией, предупреждение рисков и контроль). Еще один элемент управленческих концепций конкурентоспособности структурно-функциональной модели управления, которая должна отражать элементы (компоненты) конкурентоспособности управления, как системы и связей между ними – управление конкурентоспособностью как деятельность, которая состоит из набора когерентных и взаимосвязанных видов деятельности. В основе управления лежит модель «черного ящика» кибернетики, которая включает в себя преобразование исходных ресурсов в результаты вывода. Конкурентоспособность предприятий формируется в процессе управления процессом, и конкурентные преимущества – это результат интеграции ресурсов и возможностей. Возможности создаются комбинацией ресурсов. Соответственно, вход в систему экономического процесса, как контролируемой системы управления конкурентоспособностью является первичным ресурсом – природным и трудовым. Вывод результатов деятельности предприятия включает в себя его конкурентоспособность и эффективность. Выходные сигналы зависят от функций структурных элементов экономического процесса и их взаимодействий. Сферы ресурсов, производства и сбыта продукции входят в экономический процесс, осуществляемый внутри компании. Отдельные конкурентные преимущества формируются в определенных сферах. В целом, функциональная модель управления конкурентоспособностью должна учитывать следующие ключевые характеристики: 1) поток управленческой информации и закрытый информационный цикл; 2) модель «черного ящика» хозяйственного процесса предприятий; 3) основные источники внешнего влияния на процесс формирования конкурентоспособности руководящих субъектов и объектов их влияния. Управление как процесс отражает только поэтапное принятие мер для достижения конкретной цели. Вместо этого вопрос заключается в том, каким образом и с помощью каких механизмов оно достигнуто, остается нерешенным. Поэтому выделенные выше соответствующие концепции должны быть дополнены контрольным механизмом конкурентоспособности. Компоненты контролируемого механизма - это инструменты для достижения этой цели, которые должны включать: 1) возможные способы воздействия на контролируемую систему (методы управления); 2) средства воздействия на управляемую систему (рычаги); 3) средства, которые мотивируют субъектов управления для действий по достижению целей управления (стимулов). Функциональная модель процесса управления конкурентоспособностью предприятия представлена при помощи рисунка 2: Рисунок 2 – Функциональная модель процесса управления конкурентоспособностью предприятия [25, c.34] Учитывая этот механизм управления конкурентоспособностью компании, это система методов, рычагов и стимулов, которые используются для реализации формирования и удержания конкурентного преимущества путем внедрения влияния на внутренние процессы предприятия, для того чтобы обеспечить его конкурентоспособность в рамках и условиях сохранения преимуществ на достаточном уровне или с учетом повышения эффективности управления. Существует «биологическая модель конкуренции» [1, c.34]. Она рассматривает конкурентов как живых организмов, которые конкурируют за ограниченные ресурсы в окружающей среде по законам этики и политики. Конкуренты в такой модели могут состоять из наборов стран, компаний, продуктов или людей. Например, Гонконг, Корея, Сингапур и Тайвань могут конкурировать с помощью государственной политики, привлекать и поддерживать различные отрасли высоких технологий. Конкуренты в биологической модели конкурируют за дефицитные ресурсы. Основные ресурсы, которые необходимы конкурентам на рынках, включают продукты и технологии, позволяющие продавать товары и услуги. Действительно, несколько ученых в области маркетинга предположили, что многие рынки эволюционировали до «естественной структуры рынка», которая состоит из лидеров, претендентов, последователей, и ниш с долей рынка примерно 40,30, 20 и 10 процентов соответственно. Для многих предприятий способность воспроизводить быстро и точно является ключевым фактором успеха. Стратегические последствия биологической модели бывают следующими: 1. Выживают только наиболее приспособленные компании – «Живите высоко на пищевой цепи». Такой лозунг подчеркивает, что биологическая конкуренция – это соревнование по конкуренции. Стратегии, согласующиеся с этой идеей, являются боевыми, агрессивными и центральными для предприятия. 2. Участники должны выжить в условиях напряжений и адаптации к изменениям окружающей среды. 3. Участники должны уважать и поддерживать государственную политику, которая направлена на развитие бизнеса и торговли между странами. 4. Конкуренты в торговой среде часто пытаются оказаться в выгодном положении или в выгодной нише. Это подразумевает деление производства на несколько частей, в итоге некоторые компании оказываются в более выгодных условиях, по сравнению с другими конкурентами. Таким образом, в Гонконге фирмы, как правило, специализируются на электронных играх, телефонах и аудиоаппаратуре. в Корее компании развивают свой бизнес в области микросхем памяти, видеоаппаратуре и аэрокосмической технике. В Сингапуре – в области цифровых коммуникаций, программного обеспечения, и биотехнологии и т.д. Далее рассмотрим некоторые методы управления конкурентоспособностью компании и инструменты. Эти объекты основываются на характеристиках продукта, а также непосредственно на потребителях продукции. По указанным критериям, методы управления конкурентоспособностью распределяются в экономических (цены и качество продукции) и психологических факторах (методах). Реализация экономических методов направленна на создание конкурентного преимущества относительно цены и качества товаров. Эти меры могут касаться изменений на любом этапе рабочего цикла предприятия из ресурсного обеспечения напрямую к продажам. Психологические методы управления конкурентоспособностью связаны с: 1) ресурсами; 2) конкурентоспособностью рабочей силы; 3) эффективностью; 4) предоставлением ресурсов; 5) продажей продукции (маркетинг); 6) поставщиками, конкурентами или потребителями; 7) экономическим процессом; 8) процессом управления; 9) контролем; 10) планированием и мотивацией в организации; 11) направлением потока информации управления;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика предприятия, 98 страниц
600 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 94 страницы
4000 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 77 страниц
15000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg