Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ИСТОРИЯ

Централизация Франции в отечественной историографии

happy_woman 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Цель работы – установить, кто и когда занимался изучением централизации Франции и к каким выводам пришёл. Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач: 1. Исследовать мнения отечественных историков о предпосылках объединения Франции. 2. Изучить точки зрения отечественных историков на последствия централизации. Хронологические рамки исследования: нижняя граница – издание Люблинской А. Д. своей работы – «Очерки истории Франции» (1957 г.), верхняя – публикация работы современного историка Ю. П. Малинина (2008 г.). Предметом исследования является централизация Франции в отечественной историографии, объектом – отечественная историческая наука, изучающая явление этой централизации. Источниковая база исследования представлена трудами отечественных историков, т.е. историографическими источниками – монографиями и очерками. В работе использованы методы анализа и синтеза информации, а также сравнения полученных данных. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с выделенными в них параграфами и заключения.
Введение

Данная курсовая работа посвящена централизации в отечественной историографии. История Франции в Средние века представляет большой интерес, помогая понять, как развивалось это государство. Начало этого периода датируют 476 годом, а его окончанием считают установление в стране абсолютной монархии, которое произошло в 1643 году. Актуальность работы заключается в том, что по сей день среди исследователей ведутся дискуссии о процессе централизации Франции и его значении. Кроме того, сама историография централизации почти не рассматривается в трудах отечественных историков. Существует большой объём работ, посвященных непосредственно самому процессу централизации, но история её изучения представляется поверхностно. Исходя из этого, степень изученности проблемы можно охарактеризовать как низкую. В настоящее время практически нет трудов, которые рассматривали бы историографию централизации Франции отдельно от её общего изучения. Таким образом, можно сказать, что история изучения объединительных процессов во Франции нуждается в более подробном исследовании.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ФРАНЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА 8 1.1. Политические предпосылки: изменение характера королевской власти во Франции 8 1.2. Социально-экономические предпосылки: развитие городов и рост товарно-денежных отношений 1.3. Внешние предпосылки: борьба нации за единство Франции в ходе Столетней войны 11 ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ФРАНЦИИ: ВЗГЛЯД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИСТОРИКОВ 15 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Список литературы

1. Карева, В. В. История Средних веков. — М.: ПСТБИ, 1999. — с. 2. Люблинская, А. Д. Очерки истории Франции. — Л.: Учпедгиз, 1957. — 370 с. 3. Малинин, Ю. П. Франция в эпоху позднего средневековья. Материалы научного наследия. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 452 с. 4. Хачатурян, Н. А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. — М.: Высш. шк., 1989. — 272 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О ПРЕДПОСЫЛКАХ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ФРАНЦИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА 1.1 Изменение характера королевской власти во Франции Классическим образцом образования национальных государств в Европе периода развитого и позднего феодализма является история государственного образования Франции, и этим образцом Франция оставалась вплоть до XIX в., когда французская классическая государственность была уничтожена Великой Французской революцией 1789 г. В период развитого и позднего феодализма Франция играла почти исключительную, приоритетную роль во всех областях европейской жизни — экономической, политической, культурной. Процесс централизации Франции достаточно сложен. Каков же взгляд отечественных историков на предпосылки данного процесса? Советский историк, В.В. Карева, считала, что большую роль в процессе централизации Франции играла королевская власть. Когда созданная Карлом Великим в IX в. империя Каролингов распалась, наступил период феодальной раздробленности. К XI в. создаются внутриполитические и внутриэкономические предпосылки, а также внешнеполитические предпосылки для выхода из ситуации феодальной раздробленности. Это государство начинает играть заметную роль в геополитической структуре Европы XI в. В.В. Карева писала, что объединение Франции началось с севера. В этом процессе консолидирующим началом выступила королевская власть. В объединительной политике французских королей их поддерживали города, оказывая им финансовую и военную поддержку. Королю помогали его вассалы, рыцарство других областей, непосредственно ему не принадлежавших, а также духовенство, придавая королевской власти ореол святости и тем самым укрепляя авторитет самого монарха. Объединение Франции началось с небольшого королевского домена Иль-де-Франс. В эту эпоху король Франции был лишь первым среди равных. Когда герцогу Рогану предложили стать королем Франции, он отказался: «Я — Роган! И этим все сказано». Положение короля в этот период было незавидным, и король явно проигрывал в сравнении с Роганом и многими другими представителями французской аристократии. Долгое время власть французского короля ограничивалась его доменом. И даже в домене, не говоря уже об остальных областях Франции, власть короля была очень слабой. Париж, столица королевского домена, принадлежал не только королю. Значительной его частью владел епископ Парижский. Подданные короля — графы, герцоги, высшие прелаты — владели гораздо большими территориями (например, Нормандия, Бургундия, Аквитаня, Анжу, Наварра и др.), которые превосходили королевский домен в несколько раз. Неудивительно, что крупные феодалы относились к королю скептически, и власть его над ними была формальной. Терпимость подданных и короля по отношению друг к другу на севере Франции была гораздо большей, чем на юге. Крупные сеньоры южной и Юго-восточной Франции не признавали королевского сюзеренитета и вели себя совершенно независимо от французского короля. Аквитанские и Гасконские герцоги именовались королями и не считались с королями новой французской династии Капегингов. Капетинги стали создателями Французского государства. Династия Капетингов находилась в родстве с русским князьями через дочь Ярослава Мудрого, Анну Ярославну, выданную замуж за французского короля Генриха I Капета, которому наследовал их сын король Филипп I. В первой половине XII в. Капетинги начинают государственную объединительную политику со своего домена. Первые серьезные шаги в этом направлении были сделаны королями Людовиком VI Толстым (1108-1137) и Людовиком VII (1137-1180). В их политике им активно помогала церковь. Канцлер Франции (некоторое время он являлся единоличным правителем страны, когда Людовик VII принимал участие во Втором Крестовом походе), аббат главного королевского аббатства Сен-Дени Сугерий (1182-1152) продолжил политику короля, направленную на укрепление системы правосудия, финансов, обеспечение единства государства и исполнение законов. Людовик VII присоединил к королевскому домену некоторые города и самое крупное герцогство Франции — Аквитанию в результате династического брака с Элеонорой Аквитанской. Брак оказался неудачным. После развода Элеонора выходит замуж за английского короля Генриха II Плантагенета. По брачному договору Аквитания уходит из Франции во владения английской короны. Кроме Аквитании, Генрих II владел отдельными графствами на севере Франции, а также огромными территориями на юге, враждебно настроенном по отношению к централизаторской политике французских королей. Сложившаяся в ХII-ХIII вв. геополитическая ситуация послужит основой для будущей Столетней войны между Англией и Францией. В начале XIII в. французский король Филипп II Август (1180-1223) добивается серьезных успехов в борьбе с Плантагенетами. Он отвоевывает у английского короля Иоанна Безземельного Нормандию — обширную территорию на севере Франции. Кроме Нормандии, были отвоеваны и другие территории, находившиеся во владении английских королей. Филиппу II удалось увеличить королевский домен в четыре раза, и к концу XIII в. начинает складываться достаточно обширное и сильное государство, которое непосредственно подчинялось королю. Усиливается королевская власть, создаются государственные институты. До XIII в. Юг Франции продолжает жить обособленно от Севера, отличаясь от него как в этническом, так и в политическом и религиозном отношении. Эти различия сохранятся еще долгое время после объединения и создания централизованного французского государства. В это время Юг Франции был альбигойским, что явилось серьезным препятствием для присоединения этих земель к французской короне. Мирным путем Юг присоединить было нельзя. В Лангедок двинулись войска северо-французских феодалов под предводительством Симона де Монфора и папского легата, с ними шли католические епископы. Филипп II отказался участвовать в этом походе. Южане-альбигойцы ответили на это вторжение сопротивлением. Вспыхнули альбигойские войны (1209-1229). Чтобы сломить сопротивление южан, северянам понадобилось совершить пять Крестовых походов против альбигойцев. После того, как в одном из них погиб Симон де Монфор, в эти войны включился король Франции Филипп II. В Крестовых походах приняли активное участие Ватикан и создатель нищенствующего ордена домениканцев, видный инквизитов Доменик де Гусман. Мечом и кровью Юг были присоединен к Франции. Присоединение Юга было главным достижением в объединительной политике Филиппа II. Людовик VIII (1223-1226) продолжил эту политику. Ему удалось присоединить к французскому королевству одну из важнейших областей на юге Франции — графство Тулузское. Объединение земель в единое государство совпало с войнами Франции и Англии. Король Людовик IX Святой (1226-1270), стремясь сохранить те французские территории, которые перешли к Франции от Англии, заключает с английским королем мирный договор, по которому английский король отказывается от притязаний на утраченные французские земли, сохраняя за собой Аквитанию на Юго-Западе и Гасконь на Юге. Характер договора объяснялся тем, что власть французского короля была еще недостаточно сильна, как недостаточна была и социальная опора в его объединительной политике. Проводя объединительную политику на территории Франции, Людовик IX начинает открытую борьбу с другим врагом своего государства, столь же серьезным и могущественным, как и английский король — борьбу с императорами Священной Римской империи, которые, подобно Римскому папе, по-прежнему считали себя главой Европы. Они постоянно вмешивались в политику французских королей, также как и в политику Испании, Португалии и Центральной Европы. Такое вмешательство не могло не вызывать недовольства формирующейся национальной власти. Со своей стороны императоры Священной Римской империи опасались усиления на своих границах новых государств. Начинается война, в результате которой Людовик IX и его брат Карл Анжуйский отвоевали у Гогенштауфенов Южную Италию и Сицилию. Внутренняя политика Людовика IX была направлена на укрепление центральной власти, на обуздание центробежных сил, т.е. феодальной анархии, и на дальнейшее укрепление королевского аппарата власти. Усиливается судебный аппарат и судебная власть короля. При Людовике IX вводится новый принцип — «40 дней короля». Королевский суд при Людовике IX становится центральным судом, а центральным его органом становится парижский суд, или парламент. Парижский парламент (суд) оформился как общегосударственный судебный институт. По принципу «40 дней короля» из сеньериальных судов-парламентов изымалась очень важная статья: они лишались права ведения уголовных дел, или права уголовной юрисдикции. Вся уголовная юрисдикция была сосредоточена в Парижском парламенте, что привело к усилению власти короля. Центральным органом законодательной и исполнительной власти становится королевская курия. Укрепление аппарата королевской власти позволило ввести контроль за деятельностью провинциальной администрации. Это обстоятельство явилось спецификой складывания французского государства: единого государства еще нет, но из королевского домена уже контролируются сеньориальное судебное производство, дела провинциальной администрации. Для укрепления государства и личной власти Людовик IX проводит «монетную реформу». Сначала он вводит единую монету на территории своего домена, а затем уже и на остальных территориях Франции. Постепенно в стране вводилась единая денежная система. В результате реформ Людовика IX королевская власть во Франции окрепла настолько, что он начинает издавать законы, обязательные не только для его доминиальных владений, но и для всех остальных территорий Франции. Основой экономики при Людовике IX были города и городское производство. В отношении городов король проводит политику «меркантилизма», поощряющую развитие городского производства. Не лишая коммунальных вольностей те города, которые получили их до него, Людовик IX был заинтересован в финансовой помощи городов. Практически во всех городах вводятся новые налоги — новые формы платежей, которые королевская власть начинает взимать с городов. В условиях постоянных войн с Англией и со Священной Римской империей Людовику IX нужна была полная казна. Города поддерживали его политику, и введение новых платежей почти нигде не встречало сопротивления. Политика Людовика IX привела к территориальному разрастанию государства и к возрастанию его международного авторитета. Людовик IX начинает выступать арбитром в межгосударственных конфликтах. К концу XIII в. уже три четверти французских территорий находились под властью короля. На рубеже XIII-XIV вв. активную централизаторскую политику проводил Филипп IV Красивый (1285-1314). При нем была присоединена Шампань — богатая область, в которой производилось знаменитое французское шампанское, приносившее огромный доход. При Филиппе IV установились династические связи между Францией и Наваррой. При нем Англия лишилась практически всех своих французских владений. Английским королям принадлежала только узкая полоска побережья Бискайского залива. В 1328 г. во Франции происходит смена династий. На смену династии Капетингов к власти приходит династия Валуа (1328-1598). В 1337 г. начинается Столетняя война между Францией и Англией. С этого времени, почти сто лет объединительная политика французских королей, создание единого, централизованного французского государства происходило в условиях войны. В 1453 г. заканчивается Столетняя война, и во второй половине XV в. во Франции оформляются новые положительные тенденции как во внутренней жизни страны, так и во внешнеполитической. Меняется характер экономики, внешнеполитическая ориентация. Столетняя война консолидировала силы Франции, несмотря на послевоенную разруху. Война пробудила патриотическое сознание народа и подняла его на возрождение страны. Во второй половине XV в. создаются серьезные предпосылки для завершения политического объединения Франции и ее государственной централизации. Королевская власть становится все более независимой от феодальных магнатов. Особенно очевидно это стало при короле Людовике XI (1461-1483), прозванном «всемирным пауком». Это был ловкий и хитрый дипломат, умело набрасывавший свою дипломатическую сеть на страны, на королей и неизменно добивавшийся нужного ему исхода дела. Непримиримым врагом Людовика XI был Карл Смелый, герцог Бургундский, который владел также графствами Франш-Конте, Пикардией и Нидерландами. Все эти территории в общей сложности не уступали владениям французского короля, и власть, которую осуществлял на них Карл Смелый, также не уступала королевской. Прозвище его было неслучайным — герцог Бургундский был действительно чрезвычайно смелым человеком, порой до безрассудства. Им владела одна заветная мечта: он хотел возродить древнее Бургундское королевство. Противником Людовика XI выступил оппозиционный союз французской знати — «Лига общественного блага», которая к тому же поддерживала Карла Смелого в его противостоянии королю. Отношения Людовика XI с этими двумя противниками — Карлом Смелым и «Лигой общественного блага» — были далеко не мирными, они часто переходили в жестокие военные столкновения. Военные столкновения с «Лигой» не принесли победы Людовику XI, и тогда он решил расколоть «Лигу» другим способом — дипломатическим. И в конце концов ему это удалось. Это определило исход борьбы с другим его противником — Карлом Смелым. Уничтожив «Лигу», королю уже не составляло большого труда ликвидировать Карла Смелого как политического соперника. В результате огромные владения Карла Бургундского отошли к французскому королю и стали составной частью Франции. После этого существенных преград к дальнейшему политическому объединению страны и ее централизации уже не существовало. В XV в. к Франции был присоединен Прованс с важнейшим средиземноморским портом Марселем. Франция вышла на средиземноморскую торговлю. При Людовике XI была присоединена еще одна важная приморская область — Бретань. В XV в. еще нельзя говорить о присоединении всех французских земель, этот процесс растянулся во времени. Некоторые области (Эльзас и Лотарингия) будут присоединены к Франции только в XIX в. Н. А. Хачатурян также одной их предпосылок объединения Франции считала усиление королевской власти. До XII в. положение французского короля было крайне затруднительным по нескольким причинам. Среди них следует назвать ограниченные материальные возможности правящей династии и компактную структуру земельных владений крупных феодалов, создающую наиболее благоприятные условия для их политической автономии. Домен Капетингов представлял собой сравнительно небольшую полосу земли по Сене и Луаре, тянущуюся от Компьеня до Орлеана и окруженную со всех сторон феодальными княжествами - герцогствами Нормандия, Бургундия, Бретань и графство Шампань, - во много раз превосходящими по своим размерам его территорию еще в XII в. Специфика вассальной системы во Франции позволяла королю рассчитывать лишь на помощь непосредственных вассалов. Отсутствовал в обществе дополнительный социальный резерв в виде свободного крестьянства, который могла бы использовать монархия, подобно тому как это было в Англии, Швеции или Кастилии. Королевская власть имела выборный характер. Своеобразие экономического и политического развития юга и севера страны, усиленное наличием двух народностей, усугубляло политическую раздробленность. Тем не менее процесс государственной централизации наиболее последовательно осуществлялся во Франции, в первую очередь в ее северной части. Хачатурян писала, что процесс государственной централизации прошел не без труда и отступлений через несколько этапов. До конца XII в. французские короли решали проблему усиления собственной власти в пределах домена. На первых порах результатами развития городов, подобно королю в его домене, воспользовались крупные феодалы - герцоги и графы. Поэтому централизация разделилась на два этапа - централизация по провинциям и общегосударственное объединение. Этапы не всегда были четко разграничены по времени, что существенно осложняло утверждение центральной администрации над местными органами управления. Начало XII в. явилось переломным моментом в укреплении королевской власти. Людовик VI (1108-1137) и его канцлер аббат Сугерий положили конец сопротивлению феодалов - сеньоров Монтлери, Пюизе и Томаса де Марль в королевском домене. Их замки были разрушены или заняты королевскими гарнизонами. Людовик VII (1137-1180) начал увеличивать королевский домен, присоединив города Бурж и Сане. Благодаря браку с Элеонорой Аквитанской он распространил свое влияние и на юг страны. Затем, однако, последовал его развод и новое замужество наследницы богатой Аквитании с Генрихом Плантагенетом, графом Анжуйским, вассалом французского короля, который в 1154 г. стал английским королем. Это событие существенно осложнило в будущем взаимоотношения Франции и Англии. Значительное увеличение домена произошло в правление Филиппа II Августа (1180-1223). Ему принадлежит заслуга борьбы с самым крупным соперником французской монархии - английским королем. При Генрихе II Плантагенете резко увеличились континентальные владения Англии, куда входили Анжу, Мэн, Турень, Нормандия, Пуату, а после женитьбы на бывшей королеве Франции Элеоноре - Аквитания. Его владения превышали домен французского короля. Филипп II, искусный политик и дипломат, используя нарушения английским королем вассальных обязательств, начал борьбу с ним. Наибольших успехов Филипп II добился в борьбе с английским королем Иоанном II Безземельным. Объявив его владения во Франции конфискованными, он завоевал в 1202-1204 гг. Нормандию, которая считалась самой ценной жемчужиной английской короны. Война приобрела значение европейского конфликта, так как Иоанн привлек на свою сторону императора Оттона IV, графа Фландрского и некоторых других феодалов. Но в 1214 г. французы разгромили англичан в битвах при Ларош-о-Муане близ Анжера и при Бувине (во Фландрии). Большую помощь королю оказали города домена и крестьянство. Не случайно от этого времени сохранилось большое число коммунальных хартий, дарованных Филиппом II. В середине и второй половине XIII в. расширение королевского домена было подкреплено созданием общегосударственного аппарата управления. Его основу составили центральные органы, выросшие из королевской феодальной курии: Королевский совет - верховный орган управления; Парижский парламент (верховный суд) и финансовое ведомство - Палата счетов. Основной линией развития государственного аппарата была постепенная замена службы по вассальным обязательствам службой, оплачиваемой государством, которую несли специально обученные чиновники - легисты, знатоки законов и часто выходцы из неблагородных сословий. Королевский совет как постоянный орган при короле состоял из приближенных к нему крупных феодалов, принцев крови, а также легистов. Во главе отдельных административных округов, на которые был разделен домен, стояли бывшие управляющие королевскими поместьями - прево. Округа соединялись в более крупные единицы - бальяжи (на севере) и сенешальства (на юге). Возглавлявшие их бальи и сенешали как чиновники короля соединяли в своих руках административную, судебную и военную власть. Король назначал их из числа крупных феодалов, стремясь обрести в них политических союзников. Королевская власть постепенно утрачивала свою патримониальную основу и превращалась во власть, представляющую «общее» благо и имеющую публично-правовой характер. Существенное значение при этом сыграла тенденция к замене выборной власти короля наследственной. Представители правящей династии Капетингов пытались реализовать наследственный принцип, коронуя наследника при живом отце. Государство не считается теперь личной собственностью короля, которая могла быть разделена между наследниками или подарена частным лицам. Утверждается принцип неотчуждаемости домена. Король перестает рассматриваться как частное лицо, когда он должен был, подобно любому другому феодалу, приносить клятву сеньору, во владениях которого им приобреталась земля. Пытаясь избежать унизительной процедуры принесения оммажа, короли перекладывают ее на своих чиновников, а затем вообще отказываются от нее. Король становится источником права, издавая законы и указы. Укореняются понятия о священной природе королевской власти и государственной измене. Конец XIII - начало XIV в. в политической истории Франции был ознаменован оформлением сословной монархии или феодальной монархии с сословным представительством. Основанием для становления новой формы государства служил процесс централизации страны и дальнейшего усиления королевской власти. Оно было связано, в частности, со значительным расширением к тому времени территории королевского домена. Успехи французского короля в борьбе с английским на юге страны были подкреплены присоединением к домену короля - Лангедока (бывшее графство Тулузское), части Аквитании в 1308-1309 гг., а также областей по течению рек Дордони и Гаронны и в 1285 г. - Наварры. Англичане сохранили только узкую полосу вдоль Бискайского побережья. Важными приобретениями были графство Шампань, присоединенное к королевскому домену после брака Филиппа IV (1285-1314) с дочерью и наследницей графа, и богатый город Лион в центре страны (1307). В начале XIV в. домен короля занимал уже 3/4 территории королевства. Это укрепило притязания короля на власть в качестве верховного суверена, желавшего превратить все население страны в своих подданных. Для этого Филипп IV, ломая иерархию, устанавливал прямые связи с арьер-вассалами; с помощью суда и налогов включал в сферу своей политики крестьянство, зависимое от светских и церковных феодалов. Другим фактором, содействовавшим процессу централизации, были изменения в расстановке сил внутри господствующего класса. Рост хозяйственной самостоятельности крестьян, улучшение их социального статуса, возрастающий отпор крестьянства затрудняли реализацию по отношению к нему внеэкономического принуждения. Феодалы вынуждены были сплотиться вокруг королевской власти. К этому их толкала также надежда на извлечение дополнительных доходов от службы в королевской армии и растущем государственном аппарате, от государственной эксплуатации крестьянства. В сильной королевской власти особенно нуждались мелкие и средние феодалы, не располагавшие ни достаточными материальными средствами, ни средствами внеэкономического принуждения. Противниками централизаторской политики оставались крупные феодалы, более всего дорожившие своей политической самостоятельностью, властью над населением и доходами с него. Королевская власть как представительница порядка в обществе поддерживала то одну, то другую группу феодалов, используя для собственного усиления противоречия внутри господствующего класса. Наряду с усилением королевской власти второй существенной стороной образования сословной монархии явился процесс оформления сословий и рост их политической активности. Наиболее выраженные формы этот процесс приобрел в среде горожан. Сословия дворян, духовенства и горожан пытались защищать свои привилегии перед лицом окрепшей королевской власти, консолидируясь на разных территориальных уровнях, главным образом в рамках провинций. Их привилегии были обычно подтверждены письменными хартиями. В этих условиях монархии пришлось делить прерогативы - судебные, налоговые, военные - не с отдельными крупными вотчинникам, а с сословными группами, которые обладали хотя и ограниченной, но все-таки властью на местах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, История, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, История, 39 страниц
1500 руб.
Курсовая работа, История, 48 страниц
576 руб.
Курсовая работа, История, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, История, 44 страницы
528 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg