ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ РЕГИОНОВ
1.1 Понятие государственного контроля и надзора
Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта.
Сущность государственного контроля заключается в:
? наблюдении за подконтрольным объектом;
? получении полной достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
? принятии мер по предупреждению правонарушений.
Виды государственного контроля:
? общий – охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта;
? специальный – осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности.
В зависимости от временного режима
? постоянный;
? временный.
Государственный надзор и его соотношение с государственным контролем
Государственный надзор – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за соблюдением законности на подконтрольном объекте.
Соотношение государственного контроля и надзора: государственный контроль и государственный надзор довольно близкие понятие. В теории административного права не сложилось четкой точки зрения по поводу разграничения данных понятий, так как в законодательстве содержатся некоторые неточности и неясности по данному вопросу. Ряд деятелей считает данные понятие идентичными, я ряд деятелей считает, что их нужно разграничивать.
В частности, контроль и надзор разграничиваются по следующим критериям:
? органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
? объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности.
1.2 Государственный контроль и надзор за соблюдением законности в сфере экономики регионов
В основу модернизации системы контрольно-надзорной деятельности была положена идеология риск-ориентированного подхода к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, законодательно закрепленная в положениях Федерального закона № 294-ФЗ и реализуемая в настоящее время в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации при проведении наиболее масштабных по объему проводимых проверок и отдельных мероприятий по контролю.
Ведущее значение приобрела работа, направленная на:
? систематизацию и актуализацию системы нормативно-правового обеспечения контрольно-надзорной деятельности;
? пересмотр, устранение избыточных, дублирующих и нереализуемых обязательных требований, соблюдение которых проверяется в процессе контроля, а также дифференциацию обязательных требований с учетом оценки риска причинения вреда вследствие их несоблюдения;
? прекращение проверок соблюдения устаревших требований, принятых
? органами исполнительной власти СССР и РСФСР;
? обеспечение открытости и доступности для хозяйствующих субъектов перечней нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, и текстов самих документов;
? проведение контролирующими органами профилактических мероприятий в рамках ежегодно утверждаемых программ профилактики нарушений обязательных требований.
Принципиальное значение имеет реализация предложений по дальнейшему развитию системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, ориентированной на конечные целевые показатели предотвращения причинения вреда охраняемым законом общественным ценностям и одновременного повышения экономической эффективности этой деятельности государства, а также определение показателей результативности и эффективности государственного и муниципального контроля, разработка и внедрение методики расчета таких
показателей, внедрение их в полном масштабе, начиная с 2018 года.
В целях усиления защиты прав предпринимателей при внесении изменений в Федеральный закон № 294-ФЗ была упорядочена организация плановых и внеплановых проверок; регламентированы мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми субъектами; создана информационная система по результатам проведенных проверок; сокращен объем запрашиваемой у проверяемого субъекта документации и сведений, которые могут быть получены контролирующими органами в порядке межведомственного электронного взаимодействия, а при выездной проверке также документации, проверенной в ходе документарной проверки, а также законодательно закреплена профилактическая деятельность контролирующих органов по предупреждению нарушений обязательных требований.
Вместе с тем в дальнейшем необходимо законодательное закрепление
следующих вопросов:
? унификация прав, обязанностей и ответственности должностных лиц контрольных органов, определение статуса «государственный инспектор» за должностными лица контролирующих органов, установление дополнительных требований к уровню профессиональных знаний и наличию опыта работы, стимулированию их деятельности по результатам работы;
? установление единых требований к разработке, содержанию, принятию, внедрению ведомственных нормативно-правовых актов, устанавливающих
? обязательные требования, положения которых подлежат проверкам;
? определение критериев возможного делегирования полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального надзора для исполнения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
? сокращение масштабов разрешительных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством развития системы уведомительного порядка начала хозяйственной деятельности, декларирования ее субъектами соответствия намечаемой деятельности обязательным требованиям с использованием стандартизованных методик самооценки и самоконтроля, законодательного закрепления поэтапного расширения перечня уведомительных видов деятельности.
? переход на систему целевого финансирования контрольно-надзорных органов
? разрешительных функций, основанной на внедрении при формировании и принятии проектов бюджетов всех уровней единой методики анализа фактического и расчета необходимого ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, финансового) этих функций.
Важным направлением совершенствования нормативного правового регулирования системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, защиты прав хозяйствующих субъектов является реализация следующих мероприятий:
? сокращение сроков выполнения работы по совершенствованию системы
? нормативно-правового обеспечения контрольно-надзорных функций государства по пересмотру и актуализации обязательных требований ведомственных нормативных правовых актов, подлежащие соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в процессе своей деятельности, а также приведению их в соответствие с современным уровнем развития науки и техники, международным опытом нормативного регулирования, упрощению, устранению избыточности, дублирования и противоречивости;
? устранение дублирования различных контрольно-надзорных функций в системе государственного контроля, исключение избыточных и неэффективных функций, сокращение за счет упорядочения и укрупнения по видам экономической деятельности и сферам межотраслевого регулировании видов государственного контроля (надзора), а также видов контроля, связанных с разрешительными полномочиями государства;
? внедрение в организацию и осуществление контрольно-надзорных функций наряду с методиками оценки и классификации риска причинения вреда, связанного с конкретными видами хозяйственной деятельности, методологии управления рисками в целях их минимизации или устранения под воздействием различных видов и форм контрольной деятельности государства;
? совершенствование нормативного правового регулирования вопросов административной ответственности за нарушения обязательных требований, выявляемых при осуществлении государственного надзора, повышения их эффективности как профилактики возможных нарушений обязательных требований хозяйствующими субъектами, защиты охраняемых общественных ценностей;
? обеспечение открытости и доступности информации о нормативных правовых актах, устанавливающих обязательные требования, подлежащие контролю, об организации и результатах контрольно-надзорной деятельности государства, формирование и ведение федеральных и региональных информационных ресурсов в сфере указанной деятельности.
В 2018 году реформа контрольно-надзорной деятельности стала частью
большой реформы, затрагивающей сферу государственного регулирования (реформа обязательных требований или регуляторная гильотина, реформа разрешительной деятельности, собственно реформа контрольно-надзорной деятельности, реформа Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Складывающийся подход комплексного реформирования основан на объективной и неразрывной связи всех реформируемых сфер государственного управления. Государственное регулирование осуществляется путем установления требований законодательных и подзаконных актов (обязательных требований) к хозяйствующим и иным субъектам. В установленных законодательством случаях осуществление определенной деятельности или совершение иных действий допускается только после получения лицензии или иного разрешения, получение которых связано с соответствием определенным требованиям. Соблюдение требований к осуществлению видов деятельности, иных действий, требующих получения разрешений, а также соблюдение обязательных требований оценивается при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Обеспечение соблюдения обязательных требований хозяйствующими и иными субъектами осуществляется в том числе путем привлечения лиц, виновных в совершении административных правонарушений к административной ответственности.
Все перечисленные элементы государственного управления находятся в тесной взаимосвязи. Применение современных форм осуществления контрольно-надзорной деятельности не приведет к необходимым результатам, если обязательные требования, соблюдение которых проверяется в ходе государственного контроля (надзора), будут носить избыточный и устаревший характер, а законодательство об административных правонарушениях будет ориентировано только на выявление возможного большего числа нарушений и применение жёстких наказаний.
1.3 Государственный контроль и надзор за соблюдением законности в сфере финансов
Государственный финансовый контроль строится на основе общих принципов. Принципы финансового контроля — это основные, исходные положения организации, определяющие общие правила и целенаправленность контрольной деятельности государства в финансовой сфере. Государственный финансовый контроль строится на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, гласности, разграничения функций и полномочий, плановости, системности.
Законность государственного финансового контроля — один из основных принципов его организации — означает, что деятельность контролирующих органов осуществляется в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъекты контроля могут действовать только в пределах их компетенции, в рамках определенных им задач, функций и полномочий в соответствии с правами и обязанностями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами.