Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Социально-культурная деятельность сельских учреждений культуры

happy_woman 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Цель исследования – провести научно-теоретический анализ формирования, становления, развития социокультурной деятельности в условиях сельской местности. Задачи: 1. Изучить основные понятия курсовой работы. 2. Рассмотреть проблемы организации социокультурной деятельности в сельских учреждениях культуры. 3. Выявить механизм повышения эффективности развития культуры в сельских учреждениях культуры. Объектом исследования является процесс изучения теории социально-культурной деятельности в работе сельских учреждениях культуры. Предмет исследования – организационные условия деятельности культурных учреждений в условиях сельской местности. Научно-теоретическая основа исследования: данную проблему изучали такие исследователи как Е. П. Генелица, Л. С. Жаркова, Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, В. В. Туев, М. Койнов, С. А. Комиссарова, Я. В.Лето, Г. Н. Морозов, Г. В. Алексеев, А. В. Сасыхов. Методы исследования: изучение научно-теоретической литературы, практического опыта, изучение, анализ, обобщение, систематизация. Структура курсовой работы: введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение, список литературы.
Введение

Социально-культурная деятельность – исторически обусловленный и социально-востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Актуальность выбранной темы обусловлена спецификой сельской социокультурной среды. Значительная часть населения Российской Федерации проживает в сельской местности. На сегодняшний день существует острая необходимость формирования культурной среды, которая отвечала бы растущим потребностям личности и общества, в любом населенном пункте сельской местности и вообще местах, удаленных от крупных городов. Сюда входят: повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры, создание условий для доступности участия всего населения в культурной жизни, а также вовлеченности детей и молодежи в активную социокультурную деятельность. Каждый человек обладает свободным временем и очень важно, чтобы он проводил его с пользой. Социально-культурная деятельность включает в себя организацию свободного времени с производством, усвоением культурной деятельности, с досуговым общением, семейно-бытовой сферой жизни. Свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. Научно-теоретические аспекты социокультурной деятельности в сельских учреждениях. 5 1.1. Понятие и сущность социально-культурной деятельности. 5 1.2. Клуб как компонент социально-культурной деятельности в сельских учреждениях культуры. 10 Глава 2. Анализ практики организации социально-культурной деятельности в сельских учреждениях культуры 17 2.1. Современные формы и направления деятельности культурных учреждений в условиях сельской местности 17 2.2. Проблемы развития социально-культурной деятельности в сельских учреждениях культуры 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Список литературы

1. Аванесова Г.А. Культурно-Досуговая деятельность: теория и практика организации. - М: Аспект-Пресс, 2006. - 236 с 2. Администрация Камско-Устьинского муниципального района. Дата обращения: 24.04.2020.[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://kamskoye-ustye.tatarstan.ru/filial-1-tsentra-po-kulturno-dosugovomu.htm 3. Бадрутдинов Х.Ф. Камское Устье-жемчужина природы. – Казань, 2006.-557 с 4. Генелица. Е. П., К вопросу об определении сущности и функций советского клуба // Проблемы теории и практики клубной работы /МГИК. – М., 1976. – Вып. 3. – С. 57–69 5. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. - 2011. - № 7. - С.10-13. 6. Жарков А.Д., Теория и технология культурно- досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. - 480 с. 7. Жаркова Л.С., Деятельность учреждений культуры. Учебное пособие - 3-е изд. исгтр, и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с. 8. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально- культурная деятельность/ Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.- М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. - 539 с. 9. Клубные учреждения. Дата обращения: 21.04.2020. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.sociologysoul.ru/tpts-254-1.html 10. Койнов М., Как должен выглядеть современный клуб. Журнал «Дом Культуры». – 2014 г. №7. – с. 53-58. 11. Комиссарова С. А.,Социально-культурная сущность клубных учреждений. Журнал «Вестник славянских культур». – 2008 г., 3-4 том X. – с. 159-166 12. Концепция клубной деятельности в Российской Федерации на период до 2030 года. Дата обращения: 21.04.2020.[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nartwor.ru/attachments/article/4607/текст%20Концепции.pdf 13. Костина Е. П.,Культура России. 2000-е годы. – СПб.: Алетейя, 2012. – 864 с. 14. Лето Я. В., Проблемы развития сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 215-217. 15. Максютин, Н. Ф. Основные функции советского клуба: Лекция. – ЛГИК. – Л., 1973. – 26 с. 16. Максютин. Н. Ф., Общественное назначение и основные социальные функции клуба: Учеб. пособие. – Л.: ЛГИК, 1978. – 82 с 17. Морозов Г. Н., Алексеев Г. В. Культурно-досуговые учреждения: проблемы и решения (на опыте Ленинградской обл.) . Журнал “Власть”. – 2013 г. №7. – с. 82-85 18. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Дата обращения: 20.04.2020. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://okved2.ru/kod90.04.3.htm 19. Пивоварова Л. М., Словарь специалиста Социально-культурной деятельности Дата обращения: 20.04.2020. [Электронный ресурс]: Режим доступа:https://lektsii.org/8-74592.html 20. Режиссура культурно-досуговой деятельности. Дата обращения: 24.04.2020.[Электронный ресурс]: Режим доступа: https://studbooks.net/1028044/kulturologiya/osnovnye_napravleniya_vidy_deyatelnosti_uchrezhdeniy_kultury#58 21. Решение Коллегии Минкультуры РФ от 29-05-2002 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений». Дата обращения: 20.04.2020. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/62703/pdf 22. Рябков В.М., Социально- культурная деятельность: теория, история, историография: монохрестоматия. - Челябинск: Челяб. гос. акад. Культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - 584 с. 23. Сасыхов, А. В. О сущности и функциях советского клуба / А. В. Сасыхов // Теория и методика культурно-просветительной работы. – Л.: ВПШК, 1974. С. 35–53. 24. Социально-культурная деятельность: опыт исторического исследования: Сборник статей / науч. ред. Е.М. Клюско, Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2011. - Вып. 2. – 240 с. 25. Триодин, В.Е. Социально- культурная деятельность: pro et contra/ Триодин В.Е.- СПб.: Изд-во Санкт- Петербурбургский государственный университет культуры и искусств, 2012.- С. 40- 45 26. Туев В. В.,Клуб в истории культуры: учебное пособие. – 2-е изд., перераб и доп. – Кемерова: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2009. – 263с 27. Туев В.В., Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах. Учебное пособие по курсу Социально-культурная деятельность - КемГУКИ, АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 87 с. 28. Ярошенко Н.Н., История и методология теории социально- культурной деятельности: учебник/ Ярошенко Н.Н.- изд. 2-е, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2013. - 456 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Научно-теоретические аспекты социокультурной деятельности в сельских учреждениях. 1.1. Сущность и понятия терминов социально-культурной деятельности. Французский социолог Ж.Р. Дюмазедье в 1954 впервые вводит в обращение термин, обозначающий социально-культурную деятельность. Согласно его суждению, это сознательная, преднамеренная, организованная, аккультурация, оптимальная адаптация к культуре всех слоев населения. Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. рассматривают социально-культурную деятельность как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» [8]. Социально-культурная деятельность занимает одну из главных позиций в практической деятельности учреждений культуры. Социально-культурная деятельность отличается добровольностью, активностью и инициативой различных групп и индивидуумов. Социально-культурной деятельности свойственен независимый выбор занятий, связанных с рекреацией, оздоровлением, самореализацией, общением. Н.Н. Ярошенко под социально- культурной деятельностью понимает систему идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга [28]. В.Е. Триодин социально-культурную деятельность определяет, как взаимодействие людей по производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир [25]. В. В. Туев дает следующее определение социально-культурной деятельности: это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс [27]. А.Д. Жарков считает, что термин социально – культурная деятельность становится частью конкретно- исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно- исторической модели личности и уклада ее жизни [6]. В различные исторические этапы социально-культурная деятельность имела такие названия, как: • внешкольное образование (до 1920 г.) • политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.) • культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990) • культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) • социально-культурная деятельность (с середины 90-х годов). Значимость социально-культурной деятельности в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: развитие и удовлетворение культурных потребностей и интересов личности и общества в целом. Как и любая наука социально-культурная деятельность имеет свои функции и принципы. Киселева Т. Г. и Красильников Ю. Д. принципы в педагогике определяют, как «генеральную идею, объективную норму, свод главных правил реализации воспитательного назначения субъекта или объекта. Исследователи считают, что «соблюдение данных правил подразумевается всей логикой социальных, педагогических, культурных процессов» [8]. Жарков А. Д., обозначая сущность принципов солидарен с указанными выше исследователями. Профессор определяет их как «руководящую идею, основное исходное положение какой-либо теории или науки; в этическом плане - основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности».Под принципами социально-культурной деятельности Жарков А. Д. имеет в виду «основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации» [6]. Киселева Т. Г. и Красильников Ю. Д. предлагают следующую классификацию принципов: • принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Принцип педагогизации окружающей социальнокультурной среды нацелен на учет такого важного фактора, как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педагогической наукой закономерность справедливо трактовать как объективную повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности; • принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути, это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека; • принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов Российской Федерации (в том числе республик Дагестан, Татарстан, Башкортостан и др ); • принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогически оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности [8]. Среди современных принципов социально-культурной деятельности исследователи перечислют «принципы культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и эстетические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел итд.; принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ, принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций; принцип общественно-государственного соуправления, обеспечениядецентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере»[8]. А теперь рассмотрим фукнции, которые выполняет социально-культурная деятельность. В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль [4]. Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы [8]. В.М. Рябков указывает, что функции социально- культурной деятельности- это свойства системы социально- культурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения культурно- досуговых потребностей населения в социально- культурной деятельности в целях его всестороннего и гармонического развития[22]. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. классифицируют функции социально-культурной деятельности следующим образом. Основные, постоянные: • информационно просветительская. Данная функция удовлетворяет различные индивидуальные досуговые интересы, потребности. • коммуникативная. Содержание этой функции образуют производство, обмен, применения большого количества информации из различных сфер. • рекреативно-оздоровительная. Сущность этой функции состоит в том, что она обеспечивает духовное и физическое восстановление и развитие человека. • культуротворческая. Эта функция связана с творческой деятельностью, с процессом развития духовных сил. Помимо вышеуказанных исследователи предлагают еще ряд второстепенных, временных, но не менее важных функций. Это, например, экономическая функция, функция нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в условиях досуга, функция финансово-экономического обеспечения учреждений досуга, функция обеспечения досуговых форм самодеятельности населения. Каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей [8]. Хочется отметить, что время непрерывно движется вперед, постоянно совершаются какие-либо открытия. Как и любая другая наука, социально-культурная деятельность тоже не стоит на месте, поэтому увеличение количества, изменение и улучшение таких компонентов, как функции, вполне нормально. 1.2. Клубные учреждения как компонент социально-культурной деятельности в сельской местности. Одним их самых распространенных типов учреждений культуры на селе, «который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие» является клуб[9]. Клуб как социальный институт прямого межличностного общения, как коммуникативный механизм культуры формировался на протяжении всей человеческой истории. В разное время в различных этнических культурах возникали и организационно оформлялись специфические модификации клубных институтов, получавшие соответственные лексемы: древнегреческие гетерии, древнеримские коллегии, английские клубы, немецкие ферайны, французские якобинские клубы, российские дворянские и купеческие собрания. Однако задолго до возникновения и института клуба, и термина «клуб», сигнифицировавшего в Англии именно этот тип социального института, существовали неинституциональные формы клубной жизни, выполнявшие роль спонтанных или традиционных социокультурных коммуникаций. Удовлетворяя естественную потребность людей в общении, реализуя, кроме коммуникативной, еще и компенсаторную, и рекреативную функции, клубные формы человеческой жизни являлись важнейшим институтом социализации, организации общения, досуга, обмена культурной информацией, духовной интеграции и сотворчества людей [25]. Согласно «Методическиим указаниям по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов», под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является предоставление населению услуг социально-культурного, просветительнского и развлекательного характера, создание условий для занятий любительским художественным творчеством. Клубное учреждение создается в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры, поддержки самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения, организации его досуга и отдыха [12]. Клубные учреждения – обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома, и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие - в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы [5]. Л. М. Пивоварова в своем «Словаре специалиста социально-культурной деятельности» указывает, что «клуб – (англ. club). 1. Общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуговыми и др. интересами. 2. Государственный или общественный социальный институт, организующий культурно-досуговую деятельность и творчество масс в сфере свободного времени на основе самодеятельности, добровольности, инициативы с целью стимулирования всестороннего развития личности. 3. Вид клубного учреждения (городской клуб, сельский клуб, солдатский клуб)»[19]. Также исследователь дает определение понятию учреждение, это «организация, состоящая из определенного штата служащих и администрации, осуществляющая деятельность в той или иной отрасли»[19]. Типология учреждений культуры клубного типа, независимо от их ведомственной принадлежности на современном этапе представлена следующими видами: - по административно-территориальному принципу они подразделяются на муниципальные и региональные клубы, дома и дворцы культуры, дома (центры) народного творчества, центры культуры и досуга, культуры и искусств; культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые центры (комплексы) и т.д.; - по видам деятельности учреждение культуры клубного типа может быть: многопрофильным, обеспечивающим поддержку и развитие культурно-творческой, просветительской и досуговой деятельности различных направлений, форм, видов и жанров; однопрофильным, обеспечивающим деятельность на основе конкретного направления или вида клубной работы, а также функционирующим в качестве прокатной площадки для проведения культурно-массовых мероприятий; а также смешанного типа; - они могут быть ориентированы на культурные интересы определенных професс-х, национальных и других социально-демографических категорий населения: центры эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы ветеранов, женщин, молодежи, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры и т.п.[9]. В Решении Коллегии Минкультуры Рф от 29.05.2002 № 10 «О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры»указываются основные виды деятельности клубных учреждений: - создание и организация работы коллективов, студий и кружков любительского художественного творчества, народных театров, филармоний, музеев, любительских объединений и клубов по культурно - познавательным, историко - краеведческим, научно - техническим, природно - экологическим, культурно - бытовым, коллекционно - собирательским и иным интересам, других клубных формирований; - организация и проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований; - проведение спектаклей, концертов, других театрально - зрелищных и выставочных мероприятий, в том числе с участием профессиональных коллективов, исполнителей и авторов; - демонстрация кинофильмов и видеопрограмм; - организация работы разнообразных консультаций и лекториев, народных университетов, школ и курсов прикладных знаний и навыков, проведение тематических вечеров, устных журналов, циклов творческих встреч, других форм просветительской деятельности, в том числе на абонементной основе; - проведение массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с региональными и местными обычаями и традициями; - организация досуга различных групп населения, в том числе проведение вечеров отдыха и танцев, дискотек, молодежных балов, карнавалов, детских утренников, игровых и других культурно - развлекательных программ; - создание благоприятных условий для неформального общения посетителей Клубного учреждения (организация работы различного рода клубных гостиных, салонов, кафе, уголков живой природы, игротек, читальных залов и т.п.); - организация в установленном порядке работы спортивно - оздоровительных клубов и секций, групп туризма и здоровья, проведение спортивных выступлений, физкультурно - массовых соревнований, иных спортивных, физкультурно - оздоровительных и туристских программ; - предоставление в рамках возможностей Клубного учреждения разнообразных платных услуг социально - культурного характера населению с учетом его запросов и потребностей; - оказание по социально - творческим заказам, другим договорам с юридическими и физическими лицами консультативной, методической и организационно - творческой помощи в подготовке и проведении различных культурно - досуговых мероприятий, а также предоставление сопутствующих услуг: прокат музыкальных инструментов, реквизита, продажа репертуарно - методических материалов и т.п.; - осуществление других видов культурно - творческой, культурно - познавательной, досуговой и иной деятельности, соответствующей основным принципам и целям Клубного учреждения[18].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Культурология, 10 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Культурология, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Культурология, 25 страниц
300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg