Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое положение федеральной инспекции труда

happy_woman 288 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 24 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с реализацией функций Федеральной инспекции труда в России как органа контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства. В качестве предмета исследования рассматривается единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации. Цель работы – раскрыть сущность федеральной инспекции труда Российской Федерации. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: • Изучить теоретические основы деятельности Федеральной инспекции труда; • Проанализировать практические аспекты деятельности Федеральной инспекции труда. Проблема деятельности Федеральной инспекции труда детально исследуется в работах Гудкова В.С., Сапфировой А.А., Федоровой Е.А. и других авторов. Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, Федеральные и федеральные конституционные законы РФ.
Введение

В настоящее время одним из важнейших способов защиты прав и законных интересов граждан в сфере труда является государственный контроль и ведомственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Также, следует сказать, что организация и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда — это главная гарантия при реализации прав работников на законные, здоровые и безопасные условия труда. Согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства отмечается как один из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников, и выделен в самостоятельную главу – 57. В статье 353 ТК РФ в качестве ее составных элементов закреплены органы федеральной инспекции труда, федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, и определяется, какие из них осуществляют надзорные, а какие контрольные функции. Надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и его охране впервые был придан государственный характер в процессе реализации одного из основных положений, закрепленных в Основах законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 года (на данный момент закон утратил силу). Именно данный нормативный акт по-настоящему установил, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке. Для осуществления этих целей были созданы специальные органы – Федеральная инспекция труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда субъектов РФ. Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что основная нагрузка по осуществлению надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лежит на государственной инспекции труда, которая руководствуется в своей деятельности положениями Конвенции МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», а также положениями статьями 354 – 364 ТК РФ.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНАОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА................6 1.1. Понятие и структура федеральной инспекции труда……………………........6 1.2. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда.8 1.3. Полномочия федеральной инспекции труда………………………………….12 2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКИЕЙ ТРУДА………………………..……………………………………………..…...17 2.1. Форма и содержание жалобы в федеральную инспекцию труда…………....17 2.2. Порядок рассмотрения обращений федеральной инспекцией труда…… 2.3. Обжалование решений федеральной инспекции труда…………………..
Список литературы

Отрывок из работы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНАОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА 1.1. Понятие и структура Федеральной инспекции труда Глава 57 Трудового Кодекса Российской Федерации закрепляет систему контрольно-надзорных государственных органов за соблюдением норм трудового права (в том числе прав по охране труда). В настоящее время эта система состоит из следующих государственных органов: • Федеральная инспекция труда; • Ростехнадзор (создан Указом Президента от 20.05.2004 г. №649); • Роспотребнадзор (создан Указом Президента от 09.03.2004 г. №314). Понятие Федеральной инспекции труда раскрыто в статье 354 Трудового Кодекса Российской Федерации и звучит следующим образом: «Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда)». В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации. Государственная инспекция труда – это территориальный орган федеральной инспекции труда, уполномоченный на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории субъекта Российской Федерации. Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей. Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, – главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации. 1.2. Принципы деятельности и основные задачи федеральной инспекции труда Деятельность федеральной инспекции труда направлена, прежде всего, на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В то же время защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб правам и интересам работодателей, которые также охраняются законом. Конституционный принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма. Федеральная инспекция труда и ее должностные лица (как составные звенья этого механизма) обязаны руководствоваться этим принципом в своей деятельности. Принцип законности при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в сфере труда заключается в неукоснительном соблюдении федеральной инспекцией труда законов и иных нормативных правовых актов. Иными словами, федеральная инспекция труда, защищая трудовые права работников, не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде. Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. В собранных по конкретному делу материалах должен содержаться достаточный набор доказательств. Поверхностное, формальное, некритичное отношение государственных инспекторов труда к полученным материалам недопустимо. Исходя из принципа независимости данной федеральной инспекции, государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей выступают как полномочные представители государства и находятся под его защитой. При этом они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и действуют независимо от государственных органов, должностных лиц. Принцип гласности означает открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о результатах ее работы по защите трудовых прав работников, а также о состоянии законности в сфере труда. Реализуя принцип гласности, государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ). В процессе осуществления надзорно-контрольной функции государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренными ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей. Такими принципами являются: • презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; • открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ; • проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора); • недопустимость проведения проверок одного и того же юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) по поводу исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами; • запрет требовать получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных рассматриваемым законом видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности; • ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора); • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю; • финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в том числе мероприятий по контролю; • разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ. Предусмотренные гл. 2 названного Закона требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для федеральной инспекции труда такую же силу, как и обязанности, установленные в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в части 2 статьи 355 ТК РФ, к ним относятся: • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Важнейшая задача федеральной инспекции труда – информирование компетентных органов государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда. Конвенция МОТ №81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" относит к задачам системы инспекций: • обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений; • обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений; • доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений. Если инспекторам труда поручаются другие функции, то последние не должны препятствовать осуществлению их основных функций и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с предпринимателями и трудящимися. 1.3. Полномочия федеральной инспекции труда Полномочиям федеральной инспекции труда посвящена статья 356 ТК РФ, посредством которой реализуются стоящие перед ней задачи. Федеральная инспекция труда в своей деятельности не должна выходить за пределы своей компетенции, иначе она будет либо препятствовать надзорно-контрольной деятельности других уполномоченных на то государственных органов, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Государственные инспекторы труда и работники организаций должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда для предотвращения подобных случаев. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда – проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 44 страницы
340 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg