Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

stasya88 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Целью курсовой работы было «изучить механизмы психологической защиты в подростковом возрасте». Для достижения данной цели нами были выполнены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие психологических защит. 2. Проанализировать психологические особенности личности подростка. 3. Провести эмпирическое исследование защитных механизмов.
Введение

Актуальность исследования проблемы механизмов психологической защиты подростка связана с происходящими в настоящее время социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, которые оказывают влияние на процесс развития личности и ее социализации. Особенно важно это влияние в переходный период развития. Социальные перемены в государстве и семье ведут к возрастанию эмоционального дискомфорта, внутренней напряженности у подростков, которые испытывают как собственные трудности, так и, отраженно, сложности близких взрослых. В связи, с чем возрастает интерес к изучению формирования механизмов психологических защит, способствующих поддержанию стабильности и эмоционального принятия подростками себя и своего окружения. Своему происхождению термин «психологическая защита» обязан 3. Фрейду и являлся самым первым выражением динамической позиции в психоаналитической теории. Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейро-психозы» и был использован для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов [20, 57]. Цель психологической защиты – снижение эмоциональной напряженности и предотвращение дезорганизации поведения, сознания и психики в целом. Механизмы психологической защиты обеспечивают регуляцию, направленность поведения, редуцируют тревогу и эмоциональное напряжение. Как отмечают И.М. Никольская, Р.М. Грановская, проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит. Единой классификации механизмов психологической защиты не существует, хотя имеется множество попыток их группировки по различным основаниям. По мнению Б.Д. Карвасарского, все защиты можно разделить на несколько групп [21,47]. В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо ее вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают. Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности. Третью группу составляют психологические защиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения. К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа. При регрессии происходит возвращение на более ранние стадии личностного развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это – своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу. Существуют большие сложности в разграничении механизмов защиты и совладания (coping behavior). Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой психологическая защита характеризуется отказом индивида от конструктивного решения проблемы, а способы совладания подразумевают необходимость проявлять продуктивную активность, стремление справиться с трудностями. Можно сказать, что предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями. Многие авторы обращают свое внимание на особенности проявления защитных механизмов у детей. К примеру, А. Фрейд полагала, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретным инстинктивным поведением и связан, таким образом, с конкретной стадией детского развития. Она связывает фазы развития защитных механизмов с развитием Эго [20,26]. Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников отмечают, что с помощью психологической защиты у детей стабилизируется так называемая «позитивная «Я»-концепция» и ослабляется эмоциональный конфликт, угрожающий ее стабильности. Определяющую роль в формировании защитных механизмов авторы отводят семье. И.М. Никольская и Р.М Грановская считают, что у ребенка каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными, инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с определенной фазой индивидуального развития. Побудителем формирования защит, по мнению авторов, являются возникающие в онтогенезе различные виды тревоги, типичные для детей. Формирование полноценной системы психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе индивидуального научения и развития. Индивидуальный набор защитных механизмов зависит от конкретных обстоятельств жизни, от многих факторов внутрисемейной ситуации, от отношений ребенка к родителям, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования. Цель: изучить механизмы психологической защиты в подростковом возрасте. Объект: механизмы психологической защиты. Предмет: механизмы психологической защиты в подростковом возрасте. Задачи: 1. Раскрыть понятие психологических защит. 2. Проанализировать психологические особенности личности подростка. 3. Провести эмпирическое исследование защитных механизмов в подростковом возрасте.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования механизмов психологической защиты……………………………………………….……….6 1.1 Понятие механизмов психологических защит в научных источниках…..6 1.2. Классификация основных способов психологической защиты………...11 1.3. Психологические особенности личности в подростковом возрасте…...22 Глава II. Эмпирическое изучение защитных механизмов в подростковом возрасте……………………………………………………….30 2.1. Описание и обоснование диагностического инструментария…………30 2.2. Анализ результатов исследования………………………………………32 Заключение……………………………………………………………………...42 Библиография…….……………………………………………………………..44 Приложение 1…………………………………………………………………...46 Приложение 2 …………………………………………………………………..52
Список литературы

1. Баттернворт, Дж. Принципы психологического развития / Дж. Баттернворт, М. Харрис. – Москва: Когито-Центр, 2000. – 340 с. – SBN 5-89353-015-2. 2. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте : учебное пособие / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : 2009. – 400 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-911808-46-4. 3. Вассерман, Л. И. Медицинская психодиагностика : теория, практика и обучение / Л. И. Вассерман, О. Ю. Щелкова. – Москва : Академия, 2003. – 459 с. 4. Волков, Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков; Гаудеамус. – Москва : 2005. – 208 с. – ISBN 5-8291-0567-5 (Гаудеамус). 5. Ермакова, О. Особенности и условия, при которых психологическая защита сохраняет психологическое здоровье старшеклассника / О. Ермакова // Социальные науки: 2018/ - URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/raznoe/oupz.htm (дата обращения: 15.05.2020). 6. Кулагина, И. Ю. Психология развития и возростная психология : учебное пособие И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – Москва : Академический проект, 2011. – 422 с. 7. Кравченко, А. И. Психология и педагогика: учебник / А. И. Кравченко ; ИНФРА. – Москва : Изд-во ИНФРА, 2008.– 400 с. – ISBN 5-9785-1600-8. 8. Крайг, Г. Психология развития : учебное пособие / Г. Крайг. – 7-е изд., –Санкт-Петербург : 2000. – 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). – ISBN 5-314-00128-4. 9. Крюкова, Т. Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения / Т. Л. Крюкова // Психологический журнал. – 2005. –№2. – С. 5–15. 10. Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Психологическая диагностика. –2005. – № 3. – С. 65-75. 11. Крюкова, Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская; – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 240 с. – ISBN 5-9268-0382-9. 12. Набиуллина, Р. Р. Механизмы психологической защиты и совлодания со стрессом : учебное пособие / Р. Р. Набиуллина, И. В. Тухтарова. – Казань : Изд-во И П Тухтаров В. Н, 2003. - 98 с. 13. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова ; Юрайт. – Москва : Изд-во Юрайт, 2008. – 460 с. – ISBN 978-5-9916-6599-5. 14. Останина, Н. В. Педагогическая поддержка совладающего поведения подростков: учебное пособие / Н. В. Останина ; РГСУ. – Москва : Изд-во РГСУ, 2008. – 195 с. 15. Петровский, А. В. Психология : учебное пособие / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 8-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 512 с. – ISBN 978-5-7695-5149-9. 16. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д. Я. Райгородский : Бахрах-М. – Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2001. – 672 с. – ISBN 5-89570-005-5. 17. Марютина, Т. М. Психология развития:. Учебное пособие / Т. М. Марютина, Т. Д. Марцинковская, Т. Г. Стефаненко и др ; "Академия",– Москва : "Академия", 2005. –528 с. 18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. – 11-е изд. – Ростов: Феникс, 2004. – 672 с.: (серия «Высшее образование»). –БМ 5-222-08177-Х. 19. Туманова, Е. Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни : учебное пособие / Е. Н. Туманова; – Саратов: Академия, 2002. – 69 с. 20. Фрейд, А. Эго и защитные механизмы: учебное пособие / А. Фрейд ; Эксмо. – Москва : Эксмо, 2003. – 256 с. – ISBN 978-5-88230-329-6. 21. Зиглер, Д. Теории личности : учебное пособие / Д. Зиглер, Л. Хьел. – 3-е изд., – Санкт-Петербург : Питер. 2007. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 22. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи : учебное пособие / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстцкис. – 3-е изд., – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 672 с. : ил. — (Серия «Зо-лотой фонд психотерапии») – ISBN 5-88782-394-1.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 1.1. Понятие механизмов психологических защит в научных источниках. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины «психологическая защита», «защитные механизмы» были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений - экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и др. [20, 28]. Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg