Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

Эволюция отношений государства и крупного бизнеса в России на рубеже XX-XXI века

stasya88 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Проведенный в работе анализ подходов к исследованию формирования взаимоотношений государства и крупного бизнеса показал, что существующим вопросам эволюции взаимоотношений государства и крупного бизнеса характерен междисциплинарный характер. Становление и развитие крупного бизнеса, а также влияние государства на сферу бизнеса определялось существовавшими социально-экономическими и политическими условиями.
Введение

Актуальность избранной темы исследования определена тем, что в ходе новейших социальных, экономических и институциональных трансформаций изменилась роль государства, правила и формы участия в экономике, а также способы регулирования экономических процессов. В результате глобализации и усиления взаимозависимости субъектов экономической деятельности, осложнения воспроизводственного процесса, задач экономического регулирования возникает необходимость изучения новых форм взаимодействия основных субъектов, в первую очередь, государства и бизнеса. Проблематика взаимодействия государства и крупного бизнеса, поиска эффективных, общественно значимых его форм связана с актуальной задачей современности – обеспечением устойчивого развития на этапе становления новой экономики и постиндустриального общества. В отношениях между институтами современной экономической систе-мы происходят глубокие и одновременно разновекторные изменения. Эф-фективное взаимодействие власти и бизнеса, направленное на развитие об-щества, способно стать базисом политической и экономической стабильно-сти в обществе . Страны с рыночной экономикой имеют большой опыт со-трудничества государства, бизнеса и общества в решении задач улучшения жизни граждан. Существующая в РФ система взаимоотношений крупного бизнеса и государства, основанная, например, на системе бумажного документооборо-та, снижающая скорость и эффективность принятия решений ,обусловливает необходимость формирования новых механизмов партнерства и взаимодействия между ними на основе сочетания как принципов государственного регулирования с целью обеспечения целей, задач и приоритетов развития общества, так и интересов крупного бизнеса. Современное российское общество и государство находятся в поиске наиболее эффективных форм взаимодействия с предпринимателями. Этот социальный слой общества также проходит становление как важнейший экономический институт жизнеобеспечения общества. Его полноценное функционирование в экономическом государства возможно только при наличии сформированного института взаимодействия с органами государственной власти . Формирование экономической системы сопряжено с установлением значимости доминантных ресурсов, факторов, а также роли институтов, функционирующих на поле социально-экономического развития. На данный момент происходит формирование новой конфигурации институтов, которые определяют будущее развитие новой экономики и постиндустриального общества. Государство должно поддерживать социальные инициативы бизнеса материально и морально. От эффективности отношений государственной власти и крупного бизнеса зависит степень соответствия корпоративных социальных инвестиций как запросам самого бизнеса, так и интересам развития страны. Французский политик и исследователь Л. Фабиус утверждает, что на смену государству-владельцу в XXI в. приходит время государства-партнера – «наступает эпоха синтеза», что делает государство более эффективным и открытым . При этом преобразование государства в равноправного субъекта рыночных отношений касается, прежде всего соотношения прав и обязанностей сторон. Ученые пытаются найти пути решения проблем, связанных со сниже-нием эффективности крупного бизнеса, институциональными недостатками его функционирования, повышением социальной ответственности, как госу-дарства, так и отдельных субъектов хозяйствования, слиянием властных ин-ститутов и бизнес структур, что порождает коррупцию и многие другие де-виантные проявления в бизнес-среде, что в свою очередь и сдерживает про-цесс реформирования общества в целом. Итак, научный поиск и обоснование эффективных методов, форм и механизмов экономического партнерства и взаимодействия бизнеса и государства, которые бы способствовали деловой активности, являются важной задачей. Исследовательский вопрос – как происходила трансформация отно-шений между государством и бизнесом на рубеже XX-XXI веков? Объект – общественные отношения, возникающие в ходе взаимодей-ствия между государством и крупным бизнесом, по поводу реализации механизмов экономического партнерства и взаимодействия. Предмет – система взаимоотношений государственной власти совре-менной России и институтами крупного российского бизнеса. Целью работы является выявление сущности, эволюции и институциональных форм взаимодействия государства и крупного бизнеса в современной России. Цель работы определила задачи работы: – концептуализировать понятие «группы интересов»; – рассмотреть концептуальные подходы к исследованию взаимоотно-шений государства и крупного бизнеса; – изучить существующие методы взаимодействия государства и круп-ного бизнеса; – проанализировать генезис и особенности формирования взаимоотношений государства и крупного бизнеса в России рубежа ХХ-ХХI века; – провести анализ существующих моделей взаимодействия власти и крупного бизнеса в условиях российской рыночной экономики; – выявить проблемы взаимодействия современного российского бизнеса и государства и предложить пути их преодоления. Теоретико-методологические основания исследования. В рамках данной работы автор использует неоинституциональный подход, позволяющий рассматривать институциональный порядок через призму политического договора, основанного на конфликте интересов, а именно автор рассматривает институционализированные отношения между государством и бизнесом, находящихся в состоянии соперничества и отстаивания своих интересов. Данный подход позволяет составить полную картину аспектов политического процесса, а также определить возможные факторы конструирования системы органов власти. Политический процесс рассматривается через призму межгруппового взаимодействия (А. Бентли и Д. Трумен ), в рамках которого подчеркивается, что государственное управление осуществляется через деятельность групп интересов. В рамках данной работы автор использовал следующие методы исследования: сравнительный метод для сопоставления взаимоотношений государства и крупного бизнеса в 1990-ых и в 2000-ых; анализ документов, который позволил проследить трансформацию таких взаимоотношений. Степень разработанности темы. Изучением проблем формирования отношений в процессе трансформации экономики и обоснованием мероприятий по совершенствованию механизмов построения отношений между государством и крупным бизнесом занимались такие отечественные ученые, как: С.П. Перегудов , А.Ю. Зудин , Я.Ш. Паппэ , И.С. Семененко , И.М. Осадчая , Ю.В. Шишков , Г.А. Дробот , С.С. Евтюхов и др. Отдельные аспекты институционально-правового и экономико-организационного обеспечения реализации различных форм государственно-частного партнерства исследовали В.Г.Варнавский , Ю.В.Зворыкина и др. Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, ос-новной части (2 главы, 4 параграфа), заключения, списка литературы и при-ложения.?
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И КРУПНОГО БИЗНЕСА 8 1.1. Группы интересов и модели их отношений с государством 8 1.2. Методы и формы взаимодействия государства и крупного бизнеса 21 ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35 2.1. Отношения крупного бизнеса и государства в России в 1990-е годы 35 2.2. Отношения крупного бизнеса и государства в России в 2000-е годы 52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
Список литературы

Официальные документы: 1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. ? 26.01.2009. ? № 4. ? Cт. 445 Прочие источники: 2. Алейников А. В. Бизнес и власть в современном российском об-ществе: социально-философский анализ: дис. – Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. 3. Бизнес и власть в России: регуляторная среда и правопримени-тельная практика [Текст]: коллект. монография / науч. ред. и рук.авт. колл. А. Н. Шохин ; координатор проекта И. Б. Орлов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 4. Брызгунова, Ю. В. Проблема роли внутригосударственных регионов в современном обществе: сетевой подход к политике: теоретико-методологический анализ: дис…канд. полит. наук: 23.00.01 / Ю. В. Брызгунова. – М., 2007. 5. Исследование практики Европейского суда по правам человека для определения Национальных стандартов компенсации нарушения государством прав человека. Информационно-аналитический отчет / М. Гнатовский, А. Федорова, К. Красовский, А. Власенкова. - М.: Атика, 2011. - 184 с. Отдельные издания: 6. Абдуллаев Ч. Субъект власти. — М.: Эксмо, 2014. – 352с. 7. Авдеев В.А., Базанов С.Н., Горинов М.М. и др. Власть и обще-ство в истории России. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 210с. 8. Авсеенко В. И. и др. Зарубежная политология: Словарь-справочник. М., 1998 9. Андерхилл Д. Политика. Толковый словарь. – М. : ИНФРА-М: Весь мир, 2001. 10. Асаул А. Н., Скуматов Е. Г., Локтеева Г. Е. Методологические аспекты формирования и развития предпринимательских сетей / Под ред. д. э. н., проф. А. Н. Асаула. - СПб.: «Гуманистика», 2004. — 256 с. 11. Вебер M. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Прогресс, 1990. 12. Грищенко С. Подготовка и реализация проектов государственно-частного партнерства: Практическое пособие для органов местной власти и бизнеса / С. Грищенко - М., ФЛП Москаленко А.Н., 2011. - 140 с. 13. Грязнова А.Г. Курс политологии: учебник / А.Г. Грязнова. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 460 с. 14. Дюверже М. Политические партии / Л. А. Зимина (пер. с фр.). 4-е изд. Москва: Академический Проект; Трикста, 2007. 15. Ежегодник публичного права 2015 : Административный процесс. — М. : Инфотропик Медиа, 2015. — 464 с. 16. Желтов В., Желтов М. Сравнительная политология. Политиче-ская власть и политическое выражение. – М.: Флинта, 2015 17. Костылева, Л.В. Неравенство населения России: тенденции, фак-торы, регулирование [Текст]: монография / под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина; Л.В. Костылева. – Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2011. 18. Мейер М. В. Оценка эффективности бизнеса. Что будет после Balanced Scorecard? / Пер. с англ. О.Г. Корсунского. — М.: Вершина, 2004. — 240 с. 19. Неклесса А. Конец цивилизации, или зигзаг истории / А. Неклесса // Постиндустриальный мир: центр, периферия, Россия / Общие проблемы постиндустриальной эпохи. – М.: ИМЭМО, 1999. - С. 31–74. 20. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М., 1995. 21. Основные факторы развития национальной инновационной си-стемы: уроки для России / под ред. О. Г. Голиченко. М.: Наука, 2011. 634 с. 22. Особенности взаимодействия бизнеса и власти: учебное пособие / коллектив авторов под ред. И.Ю. Беляевой, О.В. Даниловой. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. – 233 с. 23. Павроз А.В. Группа интересов и лоббизм в политике. Санкт-Петербург, Россия. - 243 с. 24. Паппэ Я.Ш. Олигархи: экономическая хроника. 1992-2000. М., 2000 25. Паппэ, Я. Ш. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. [Текст] / Я. Ш. Паппэ, Я. С. Галухина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009 26. Перегудов С. П., Лапина Н. Ю., Семененко И. С. Группы интересов и российское государство. М., 1999. 27. Перегудов С.П. Политическая система России в мировом контексте. М.: РОССПЭН, 2011. 28. Перегудов С.П., Семененко И.С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 447 с. 29. Перегудов, С. П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений / С. П. Перегудов. – М.: Наука, 2003. 30. Политология: Учебник / Под общ. ред. В.С. Комаровского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во РАГС, 2006. 31. Разработка системы стратегического планирования и ее интегра-ция в систему государственного управления: Сборник материалов симпозиума «Проблемы стратегического управления», Москва, 11 апреля 2019 г. / Под ред. С. Н. Сильвестрова. М.: Когито-Центр, 2019. – 170 с 32. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. М., 1998; Шмитт К. Политическая теология: Сборник. М., 2000 33. Семененко И.С. Группы интересов на Западе и в России. Кон-цепции и практика. Инфра-М, Москва. 2001. 34. Сморгунов, Л. В. Современная сравнительная политология / Л. В. Сморгунов. – М.: РОССПЭН, 2002. 35. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учеб. Пособие для студ. - политологов / Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.; сокр. пер. с англ. А.С. Богдановский, Л. А. Галкина. Москва: Аспект Пресс, 2002. 36. Сушин А. Практики лоббизма в США, Японии и России. М. 2012 37. Толмачева И. Лоббизм по-русски. Между бизнесом и властью. М., 2011 38. Толстых П. А. Лоббизм - неотъемлемый элемент демократиче-ского общества / П. А. Толстых // Мировая компаративистика регули-рования лоббистской деятельности / под ред. С. Балмера, П. Хамфриса и М. Морена. - М., 2012. 39. Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я., Гарибова Е.А. Организация взаимодействия властных и предпринимательских структур малого и среднего бизнеса. Монография. – Ростов н/Д.: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие- XXI век», 2015. – 276с. 40. Bently A. The Process of Government. Cambridge, Mass., 1967 41. Mises L. Socialism: an Economic and Sociological Analysis / L. Mis-es. - Auburn, 2009. - P. 25 42. Mitchell N. J., Mitchell N. J. W. The conspicuous corporation: Busi-ness, public policy, and representative democracy. – University of Michigan Press, 1997 43. Russell В. Power. A New Social Analysis. Allen & Unwin, 1938. P. 35. 44. Truman D.B. The Governmental Process. New York: Alfred A. Knopf, 1964. XV 45. Zudin Alexei. Changing Status of Interest Group Politics in Russia: From Lobbying to Political Parties? European Institute for Public Policy. Occasional papers No 94/5. University of Warwick, Coventry (UK) Публикации российских и зарубежных авторов в периодических изданиях и научных сборниках: 46. Алесковский В.В., Маковеева К.В. Взаимодействие государства и предпринимательства: форма и содержание // Альманах современной науки и образования. – 2014. — №7(85). – С.13-15 47. Балдина Ю.А., Кузменко Ю.Г. Современное предприниматель-ство как субъект взаимодействия с властными структурами // Совре-менные проблемы науки и образования. – 2015. — №1. – С.613 48. Барсукова, С. Ю. Вынужденное доверие сетевого мира / С. Ю. Барсукова // Полис. – 2001. – № 2. 49. Барсукова, С. Ю. Неформальная экономика и сетевая организа-ция пространства в России / С. Ю. Барсукова // Мир России. – 2000. – № 1. 50. Владимир И., Михаил М., Поварова А. Российский «капитализм для своих» (на примере крупнейших корпораций черной металлургии) // Общество и экономика. – 2019. – №. 12. – С. 22-58. 51. Габов А. В. Тенденции и проблемы правового регулирования взаимоотношений государства и бизнеса //Журнал российского права. – 2015. – №. 1 (217). 52. Дабагян Е.К. Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2015. №4 53. Зудин А. Государство и бизнес в России: эволюция модели взаимоотношений //Неприкосновенный запас. – 2006. – №. 6. – С. 50-56 54. Зудин А.Н. Бизнес и государство при Путине: становление новой системы взаимоотношений // Русский журнал. 2000. 18 декабря. 55. Каневский П.С. Российские лобби в Европейском Союзе и США: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2012. №4. 56. Кельчевская Н. Р., Черненко И. М., Попова Е. В. Влияние корпоративной социальной ответственности на инвестиционную привлекательность российских компаний //Экономика региона. – 2017. – Т. 13. – №. 1. 57. Комиссарова И. П., Майорова А. Н. Проблемы и перспективы развития корпоративной социальной ответственности // Экономика и предпринимательство. – 2017. – №. 8-1. – С. 903-906. 58. Кондратьев В. Второе дыхание государственного капитализма //Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – №. 6. – С. 3-18. 59. Крыштановская О. В. Бизнес-элита и олигархи: итоги десятиле-тия // Мир России. Социология. Этнология. 2002. №4. 60. Лаптев В.А. Федеральное законодательство о предприниматель-стве: структура и регулятивная роль // LexRussica. 2016. №12 (121). 61. Макеенко М.В., Тихонова М.В., Мате-Коле А.А. Подходы к по-ниманию термина «Корпоративная социальная ответственность» // Вопросы территориального развития. 2015. №6 (26). 62. Павлов В. Есть ли в России лоббизм? // Российская юстиция. 1998. № 8 63. Павроз А.В. Институт лоббизма в современных демократических обществах // ПОЛИТЭКС. 2014. №3. 64. Перегудов С. Бизнес и государство в социальной сфере: кон-фронтация или партнерство? / С.Перегудов, И. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №7. - С. 11-20 65. Перегудов С. П. Крупные российские корпорации в системе вла-сти: от партнерства к патернализму? //Вестник Московского универси-тета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2004. – №. 2. 66. Сморгунов Л. В. Взаимодействие государства и бизнеса в России: от лоббирования к корпоративной публичной политике // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – №. 4. – С. 100-104. 67. Соловей Т. Г. Системы представительства интересов //Материалы докладов 51-ой Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов. – 2018. – С. 46-48 68. Фабиус Л. Россия и Франция: партнерство в глобализированном мире //Россия в глобальной политике. – 2013. – Т. 11. – №. 1. – С. 8-11. 69. Что такое демократия? // Полис. 1992. №3. 70. Эльянов А. Государство в системе догоняющего развития //Мировая экономика и международные отношения. – 1998. – №. 12. – С. 60-63 71. Яковлев А. А. Эволюция стратегий взаимодействия бизнеса и власти в российской экономике //Российский журнал менеджмента. – 2005. – Т. 3. – №. 1. 72. Яковлев А. А.. Почему в России возможен безрисковый уход от налогов? // Вопросы экономики 2000 (11) 73. Яковлев А. Власть, бизнес и движущие силы экономического развития России: до и после «дела “ЮКОСа”« // Общественные науки и современность. 2005. № 1. С. 35-44 74. Are State-Owned Enterprises Emerging to Become Serious Competi-tors? // News Blaze. - 17.03.2012 Публикации в электронных СМИ: 75. Колесников А. В ожидании четвертого срока: российский поли-тический режим за год до выборов. — М.: Московский Центр Карнеги, 2017 // http://carnegie.ru/2017/04/04/ru-pub-68501 (Дата обращения: 17.05.2020) 76. Перегудов С.П. Гражданское общество как субъект публичной политики. // Полис. № 2. 2006. URL: http://www.politstudies.ru/fulltext/2006/2/11 (Дата обращения: 17.05.2020).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И КРУПНОГО БИЗНЕСА Задачей данной главы является анализ понятия «группа интересов» и видов групп интересов, разработаны основные модели отношений групп интересов и государства. Также особое внимание уделяется методам и формам взаимодействия представителей крупного бизнеса и государства. 1.1. Группы интересов и модели их отношений с государством Результатом социального взаимодействия является формирование групп в обществе. В процессе развития общество усложняется, превращаясь в систему множества различных групповых интересов, которые могут быть основаны на сотрудничестве или конкуренции. «Группа интересов» может быть сформирована тогда, когда ее интерес может трансформироваться в требование, которое в состоянии побудить органы государственной власти принять определенные меры для их выполнения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg