Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственный долг РФ и государственные внешние активы.

happy_woman 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Цель данной курсовой работы - исследование сущности государственного долга, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику России, определение методов оптимизации внешней и внутренней задолженности Российской Федерации. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи: - дать определение понятию государственного долга и раскрыть его экономическую сущность; - рассмотреть историю возникновения государственного внешнего долга; - изучить методы управления государственным долгом; - проанализировать динамику и структуру государственного внешнего долга РФ в современных условиях. Объектом курсовой являются функциональные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, гаранта. Предмет курсовой работы – показатели государственного долга и внешних активов. При написании курсовой работы использовались законодательство Российской Федерации, научные работы ведущих отечественных ученых по исследуемой проблеме, статьи в периодических изданиях, электронные ресурсы, методологические и справочные материалы, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.
Введение

В связи с дефицитом государственного бюджетов, страны, находящиеся на этапе своего последовательного развития, могут испытывать недостаток средств для поддержания нормального уровня жизни своих граждан и обеспечения обороноспособности. В связи с этим чаще приходится прибегать к заимствованиям, в результате которых образуется внешний долг, оказывающий влияние на дальнейшее экономическое развитие страны. При этом на мировом рынке капиталов страны могут играть одновременно две роли – и кредитора, и должника. Но, как и любой долг, внешний долг страны порождает обязательство по выплате самого долга и процентов по ней. Внешний долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества государств. Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления внешним долгом. В этой связи одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые бы позволили перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики. Внешний долг как глобальная проблема в мировой экономике является одной из наиболее острых и сложных проблем начала XXI в. Данная проблема актуальна как для мировой экономики в целом, так и для современной России в частности, так как от грамотного управления государственным долгом зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Теоретические основы сущности государственного долга 5 1.1 Понятие и формы государственного долга 5 1.2 История возникновения государственного внешнего долга 9 1.3 Управление государственным долгом 12 2 Государственный долг и внешние активы Российской Федерации 15 2.1 Современное состояние государственного внешнего долга РФ 15 2.2 Анализ и структура внешнего государственного долга РФ 16 3 Проблемы управления внешним долгом России и возможные пути его снижения 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Список литературы

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2019). – URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 2 Государственный внешний долг Российской Федерации – URL:https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/(дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 3 Государственный долг 2020–URL:https://center-yf.ru/data/economy/gosudarstvenniy-dolg-2020.php (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 4 Государственный долг в странах мира и в России - проблема или необходимость–URL:https://www.finam.ru/analysis/forecasts/gosudarstvennyiy-dolg-v-stranax-mira-i-v-rossii-problema-ili-neobxodimost-20190319-14090/ (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 5 Государственный долг и методы управления государственным долгом –URL:https://studopedia.ru/18_16979_gosudarstvenniy-dolg-i-metodi-upravleniya-gosudarstvennim-dolgom.html (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 6 Князева Елена Юльевна, Терехова Валентина Владимировна Государственная долговая политика России на современном этапе // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2017. №4 (10). –URL:https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-dolgovaya-politika-rossii-na-sovremennom-etape(дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 7 КурдоваМ.А. Современное состояние государственного долга РФ и направления его регулирования / М.А.Курдова, А.Р. Шишкина // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 3(19). С. 88. 8 Лупей, Н. А., Соболев, В. И. Финансы: учебное пособие/ Н.А. Лупей, В.И. Соболев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2016. - 444 с. 9 Методы управления государственным долгом –URL:https://studopedia.ru/5_144634_ponyatie-gosudarstvennogo-dolga-i-upravlenie-im.html (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 10 Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. –URL: www.minfin.ru (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 11 Основные показатели статистики внешнего сектора в 2019 году–URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/key-ind/ (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 12 Официальный сайт Министерства финансов РФ –URL: http://www.minfin.ru. (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 13 Оценка внешнего долга Российской Федерации на 1 апреля 2020 года –URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ext-debt/ (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 14 Понятие государственного долга и управление им –URL: https://studopedia.ru/5_144634_ponyatie-gosudarstvennogo-dolga-i-upravlenie-im.html (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 15 Понятие и состав государственного долга РФ –URL: http://newinspire.ru/l/2/22/877-ponyatie-i-sostav-gosudarstvennogo-dolga-rf.html (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 16 Соболев, В. И. Управление государственным долгом в целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета России / В. И. Соболев// V Международная научно-практическая конференция «Актуальные 26 проблемы науки XXI века», сборник статей, 3 часть. – М.: Международная исследовательская организация «Cognitio», 2015.- С. 123-129. 17 Статистика внешнего сектора –URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/ (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 18 Управление внешним государственным долгом. Цели и задачи управления внешним государственным долгом –URL: https://studwood.ru/1998523/ekonomika/upravlenie_vneshnim_gosudarstvennym_dolgom (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный. 19 Цареградская Юлия Константиновна Государственный долг в дореволюционной России: историко-правовые аспекты становления и развития // Актуальные проблемы российского права. 2015. №7. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-dolg-v-dorevolyutsionnoy-rossii-istoriko-pravovye-aspekty-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения: 20.02.2020). – Текст: электронный.. Право». 2017. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-dolgovaya-politika-rossii
Отрывок из работы

1 Теоретические основы сущности государственного долга 1.1 Понятие и формы государственного долга Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Существование государственного долга у того или иного государства представляет собой некое бремя для этого государства, осложняющие нормальное функционирование экономики. Государственный долг увеличивается всякий раз, когда бюджет Федерального правительства находится в дефиците. Если бюджет сведен с дефицитом, то правительство будет вынужденно брать кредиты, чтобы оплатить свои расходы, которые не возмещаются за счет налоговых поступлений. Когда же существует избыток бюджета, то превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, т.е. погасить свой долг. Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги Федерального правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ государственным долгом принято считать обяза¬тельства, возникающие из государственных (муниципальных) заимство¬ваний, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальнымобразованием [1]. Кроме того, в понятие "государственный долг" также включается общая сумма процентов, начисленных на сумму задолженности РФ. При возникновении данного вида долгового обязательства должником в любом случае выступает РФ, интересы которой представляют уполномоченные государственные органы исполнительной власти. Государственный долг представляет собой инструмент управления экономикой страны, а также источником дополнительного финанси¬рования нужд государства при бюджетном дефиците. Источниками госу¬дарственного кредита являются как внутренние займы, так и внешние. Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Государственный долг России может быть в форме: 1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; 2. госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 3. договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России; 4. договоров о предоставлении РФ государственных гарантий; 5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет. Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно) [2]. Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний. Внутренним долгом принято считать обязательства перед резидентами страны в её официальной валюте. Внешний долг – обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации. В 2003 г. МВФ (Международный валютный фонд) опубликовал руководство по статистике внешнего долга, в котором было дано следующее определение: «Внешний валовой долг – это объем непогашенных фактических текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны по отношению к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем». Таким образом, внешний долг чаще всего складывается из основной суммы и процентов. При этом следует учесть, что внешний долг той или иной страны складывается из двух секторов: государственного долга и частного долга. Государственный (официальный) внешний долг – это часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственные органы, а частный внешний долг – это обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством. Как правило, государственный внешний долг преобладает над частным в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Внешний долг страны, действительно, оказывает существенное влияние на ее экономику, при этом влияние противоречиво. С одной стороны, внешние заимствования позволяют получить дополнительные финансовые ресурсы, которые можно направить как на покрытие дефицита бюджета, так и на инвестирование в какие-либо проекты, которые впоследствии принесут доход. С другой стороны, неразумное увеличение внешнего долга может стать причиной финансового кризиса. Можно сказать, что государственный внешний долг имеет непосредственную связь с платежеспособностью, экономической и финансовой безопасностью государства и оказывает воздействие на международные кредитные отношения, а через них – на весь комплекс внешнеэкономических связей и мировую экономику в целом. Из-за существенного влияния на экономическую ситуацию в государстве при управлении долгом пристальное внимание оказывают оценке внешней долговой устойчивости страны. Основными показателями такой устойчивости служат непосредственно величина внешнего долга и стоимость его обслуживания. Также большое значение имеют относительные показатели внешней долговой устойчивости страны: - отношение суммы внешнего долга к ВВП или к экспорту товаров и услуг (ЭТУ); - отношение суммы обслуживания внешнего долга (годовая сумма платежей по долгу) к ВВП или ЭТУ; - соотношение реального процента по внешнему долгу и темпа экономического роста; - отношение годовой суммы платежей по внешнему долгу к международным золотовалютным резервам (ЗВР) страны. Крометого при оценке влияния внешнего долга на экономику государства учитывают также графики выплат по нему, соотношение краткосрочных и долгосрочных займов, уровень внешнего долга на душу населения и др. Максимальные объемы государственного внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга. Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. Параметры внешнего долга различных стран отслеживаются международными рейтинговыми агентствами и, в соответствии с ними странам присваивается кредитный рейтинг, который оказывает воздействие на стоимость заемных ресурсов и саму возможность регулирования и привлечения внешних займов и кредитов. Таким образом, показатели оценки внешнего долга являются важнейшими характеристиками устойчивости экономики государства и позволяют судить о ее платежеспособности. 1.2 История возникновения государственного внешнего долга История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб. [19] На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятной ситуации часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по оплате государственных займов. В основном же, платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Основу государственного долга составляли долгосрочные займы, которые могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет. Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало. В 1906 г. в российском законодательстве имелась статья о том, что при обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим принятым на себя Российским государством обязательствам. Законодатели заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка - платить вовремя и полностью. Российское правительство в результате значительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. В соответствии с мировой практикой закупку машин и оборудования на Западе Советский Союз осуществлял, как правило, на условиях фирменного и банковского кредита; с начала 80-х гг. в кредит стали закупаться товары широкого потребления и продовольствие (для насыщения дефицитного внутреннего рынка необходимыми продуктами питания и потребительскими товарами). Основная особенность фирменных и банковских кредитов промышленно развитых стран состояла в том, что привлекались и погашались они на обычных рыночных условиях, обычно на кратко- и среднесрочной основе, причем исключительно в денежной форме, т.е. в свободно конвертируемой валюте, которую Советский Союз зарабатывал за счет экспорта за рубеж сырья, главным образом нефти и газа, или за счет новых кредитов. И даже столь популярные с конца 70-х гг. так называемые компенсационные кредиты, погашение которых предусматривалось продукцией предприятий, закупленной в кредит, в своем большинстве также выплачивалось экспортной выручкой от нефти и газа. Это лишь укрепляло зависимость страны от уровня мировых цен на эти товары и курса доллара США. Первые внешние заимствования Советский Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований в СССР наступил в 1985 г., после прихода к власти М. С. Горбачева. Одновременно Советский Союз сам являлся кредитором, развивая внешнеэкономические связи и сотрудничество по линии экономического и технического содействия, а также в рамках военно-технического сотрудничества. Среди более чем 50 стран, получавших советские кредиты, преобладали государства, помощь которым оказывалась по политическим и военно-стратегическим соображениям. Важнейшая особенность советских кредитов состояла в том, что они не только предоставлялись в товарной форме, но и погашались в основном в товарной форме, как правило, продукцией местного производства, в лучшем случае – продукцией построенных при помощи СССР предприятий. Другая особенность кредитной помощи СССР заключалась в том, что предоставлялись кредиты на исключительно льготных для страны-заемщика условиях: на 10-15 лет и 2,5-4% годовых. Таким образом, из-за существенных различий позиций СССР как международного должника и как международного кредитора результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам 1.3 Управление государственным долгом Управление государственным долгом означает – совокупность денежных мероприятий страны, по использованию долговых отношений, нацеленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны; так же это одно из направлений финансово-бюджетной политической деятельности государства, связанное с деятельностью страны на внешних и внутренних денежных рынках в качестве заемщика и гаранта. Управление учитывает привлечение денежных ресурсов методом размещения ценных бумаг или же иных источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Выполнение данных мероприятий находится в зависимости от принятия обоснованных решений в процессе управления государственным долгом, собственно, что основывается на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом применяются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели отображают размер государственной и внутренней и внешней задолженности в валютном выражении, значение затрат, связанных с ее погашением и обслуживанием. Главные условные характеристики, значимо действующие на принятие административных решений и выбор способов управления госдолгом, включают: 1) процентное соответствие суммы долга и ВВП; 2) долю затрат на погашение и обслуживание госдолга в совместной сумме затрат бюджета. Управление госдолгом управляет собой постоянный процесс, имеющий 3 этапа: 1. первый этап ориентируется на предельные размеры муниципальных заимствований и залогов на еще один бюджетный год, выбираются инструменты привлечения ресурсов и увеличения эффективности их применения; 2. второй этап привлекает ресурсы на внешних или же внутренних денежных рынках методом выпуска и размещения государственных ценных бумаг, получения кредита или же предоставления муниципальных гарантий, а вслед за тем эти способы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных планов; 3. третий этап заключается в поисках источников денежных ресурсов для погашения и обслуживания госдолга, понижение совокупных потерь, своевременном выполнении долговых обещаний. Способы управления госдолгом можно разделить на административные и финансовые. Административные методы основаны на быстром и точном выполнении отдельных постановлений органов государственной власти и управления, они не предусматривают оценку финансовой производительности и итогов действий по управлению госдолгом. Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения муниципального долга с помощью анализа денежных показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при наименьших издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. В условиях долгового упадка, когда правительство испытывает проблемы с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, применяются надлежащие инструменты [5]: 1. Рефинансирование – выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обещаний. Применяются 3 метода рефинансирования госдолга: ? замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; ? преждевременная замена одних обязательств на иные с более длительными сроками погашения; ? продажа новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения. 2. Конверсия займов – использование всевозможных механизмов, обеспечивающих замещение госдолга другими видами обстоятельств, наименее обременительными для экономики государства. Более распространенными видами конверсии являются обмен долга на акции, замен долга на продукты, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях; 3. Консолидация займов – изменение сроков действия ранее выпущенных займов; 4. Аннулирование - отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но использование этого метода ведет к нанесению неисправимого ущерба репутации страны как заемщика; 5. Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований. Таким образом, управление госдолгом непосредственно воздействует на финансовый подъем, уровень инфляции, ссудного процента, занятости, размера вложений в экономику государства в целом и в реальный сектор экономики. 2 Государственный долг и внешние активы Российской Федерации 2.1 Современное состояние государственного внешнего долга РФ Внешние активы формируются объемом государственных кредитов, предоставляемых Российской Федерацией другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям. Кредиты, по которым у перечисленных субъектов образуются долговые обязательства перед Россией (как кредитором) составляют государственные внешние активы РФ. Предоставление указанных кредитов - исключительное право Российской Федерации. Кредиты, выделяемые государством, могут быть рублевые и в иностранной валюте. Государственное кредитование регулируется определенными размерами и закрепляется федеральным законом о федеральном бюджете. Данные о величине и строению долга зарубежных государств перед Россией по группам долговых обязательств и перечнем заемщиков предоставляются в Государственную Думу в пакете документов, направляемых параллельно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проблема внешней задолженности в настоящее время является весьма актуальной для России. Возможность выплаты государственного внешнего долга – один из ключевых факторов экономической стабильности в стране. От правильности принимаемых решений долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность, состояние валютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка России. Таким образом, при формировании государственного бюджета правительство должно учитывать приемлемую для страны величину внешнего государственного долга. Если внутренние займы РФ основываются на кредитах, получаемых государством в результате выпуска и размещения ценных бумаг, то внешние государственные займы привлекаются у иностранных юридических лиц, стран, субъектов международного права и международных организаций. Внешний долг затрагивает интересы РФ на международной арене. За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. 2.2 Анализ и структура государственного долга РФ По предварительной оценке Банка России внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2020 года составил 450,0 млрд долларов США, снизившись с начала года на 40,8 млрд долларов США, или на 8,3%. Ключевую роль в динамике показателя сыграла отрицательная переоценка, обусловленная ослаблением российского рубля. Наиболее заметно влияние этого фактора сказалось на сокращении накопленной величины задолженности по долговым ценным бумагам Правительства РФ и внешним обязательствам прочих секторов. Проведем анализ структуры и динамики государственного долга за 2018-2020 гг. [12] Таблица 1 Структура государственного внешнего долга по состоянию на март 2018-2020 гг. млрд $ Категория долга 2018 2019 2020 Темп роста (снижения), в % Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 50571,8 47 557,7 54616,7 94,03 114,8 107,9 Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба 559,4 489,4 419,5 87,5 85,7 74,99 Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 660,8 494 485,5 74,8 98,3 73,5 Задолженность по внешним облигационным займам 38237,8 35 057,7 40611,7 91,7 115,8 106,2 Задолженность по ОВГВЗ 3,2 2,7 2,7 84,4 100 84,4 Прочая задолженность 21,3 20,0 20,7 93,9 103,5 97,2 Государственные гарантии РФ в иностранной валюте 11089,3 11493,9 13076,6 103,6 113,8 117,9 Согласно таблице 1 внешний государственный внешний долг за анализируемый период увеличился на 7,9 %, в том числе наибольшее снижение произошло по задолженности перед официальными многосторонними кредиторами, на 26,5, наиболее увеличение произошло государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте. Рассмотрим на графике динамику внешнего долга с 2011-2019 гг. Согласно данным рис. 1. внешний долг РФ имеет динамику снижения за анализируемый период, значительно уменьшился за 2015-2016 год на 4353,4 млн. долл. США, к 01.01.2019 г. эта тенденция привела к 49156,5 млн. долл. США, что на 6637,7 млн. меньше, чем в рекордном 2014 г. Данные рисунка 1, несомненно, являются положительными для экономики страны в плане уменьшения внешних долговых обязательств. Рассмотрим ситуацию с внутренним долгом РФ. По состоянию на 01.04.2020 объем государственного долга РФ составляет 10 339 517 645,7 тыс. рублей, в том числе государственные гарантии РФ в валюте Российской Федерации на сумму 781 619 169,7 тыс. рублей. В таблице 2 представлена динамика государственного внутреннего долга с 2011-2020 гг. По состоянию на: Внутренний долг (в млрд.руб.) 01.01.2011 2940,4 01.01.2012 4190,6 01.01.2013 4977,9 01.01.2014 5722,2 01.01.2015 7241,2 01.01.2016 7307,6 01.01.2017 8003,5 01.0.2018 7241,1 01.01.2019 9176,4 01.01.2020 10 339,5 Согласно таблице 2, внутренний долг России за исследуемый период постепенно увеличивается, со значительными увеличениями сначала в 2012 г. на 1250,2 млрд. руб., затем в 2014 сразу на 1519 млрд. руб., незначительно сокращался в 2018 году на 756,4 млрд. руб., к началу 2019 года достиг значений 9176,4 млрд. руб., увеличившись при этом на 1929,3 млрд. руб. На начало 2020 года имеет рекордное значение в 10 339,5 млрд. руб., увеличившись на 1 163,1 млрд. руб.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 33 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 53 страницы
420 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 41 страница
390 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 35 страниц
350 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg