Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Профилактика тревожности посредством музыкальной терапии

stasya88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.12.2020
Целью данной работы было выявление особенностей и уровня тревожности в дошкольном возрасте; составление программы профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы решить данную задачу анализировался теоретический аспект проблемы профилактики тревожности в дошкольном возрасте посредством музыкальной терапии. Многие ученые (Ю.Б. Алиев, М.Л. Лазарев), показали, что высокий уровень тревожности негативного влияния на здоровье, поведение и результативность деятельности, отрицательно сказывается и на поведении личности в обществе, что приводит к отсутствию у ребенка уверенности в своих способностях, действиях в обществе и со сверстниками. Также теоретический и практический анализ тревожности детей дошкольного возраста показал, что проблема зарождается в самом раннем возрасте, а именно с младенчества.
Введение

Актуальность исследования. Количество тревожных дошкольников с каждым годом только увеличивается. Чрезмерная тревожность одна из причин эмоциональных расстройств, снижающих способность к адаптации. В итоге тормозится активность ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Только при своевременно квалифицированной помощи можно помочь этим детям адаптироваться в коллективе сверстников. Недостаточность знаний, фактов, противоречивость научных представлений создает основание для проведения научного исследования. В детских дошкольных учреждениях ведется профилактика по предотвращению импульсивности, агрессивности и тревожности детей, но настоящих результатов можно достичь только совместными и своевременными усилиями специалистов и родителей [1]. Степень изученности проблемы. Многими авторами рассматривается возможность снижения уровня тревожности у детей различными методами (С.В. Велиева [13], И.Б.Дерманова[19], А.И. Захаров [24], Е.И. Рогов [42] и другие), а некоторые упоминают о возможности использования метода терапии для коррекции тревожности у детей. Тревожность - это склонность ребенка к переживанию и тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние. Такая реакция появляется у дошкольников на стрессовую ситуацию и возникает с разной динамичностью и интенсивностью во времени, появляется чувство беспокойства и напряженности [4] В дошкольном возрасте очень трудно отслеживать и изучать тревожность, так как она играет очень значимую роль в их жизни. Нужно изучать уровень тревожности у дошкольников. Слишком низкий уровень развития тревожности приводит к тому, что дети не чувствуют опасности, а очень высокий уровень может перейти в личностную тревожность, при которой происходит нарушение эмоционального состояния, два эти уровня считается признаком эмоционально - чувственной дезадаптации. Обучение и воспитание дошкольника связано с эмоциональной неустойчивостью, в том числе эмоциями тревоги. Если не знать механизмы развития, причины возникновения и преобразования тревожности, превращения в другие состояния, очень трудно понять, что происходит с ребенком и помочь ему обрести душевное спокойствие, что требуется для полноценного и здорового развития. Однако, несмотря на достаточно широкий круг исследований, вопросы профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки терапии недостаточно разработаны. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие исследования между необходимостью проведения профилактических работ по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальной терапии и недостаточной теоретической разработанностью данного исследования. Представленное противоречие определило проблему исследования: каковы особенности разрешения проблемы профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Все изложенное определило выбор темы исследования: «Профилактика тревожности посредством музыкальной терапии» Объект исследования: тревожность в дошкольном возрасте. Предмет исследования: профилактика тревожности у дошкольников посредством музыкальной терапии. Цель исследования: выявление особенности и уровня тревожности в дошкольном возрасте; составление программы профилактики тревожности у детей дошкольного возраста посредством музыкальной терапии. В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом были определены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме тревожности детей дошкольного возраста и профилактики тревожности; 2. Разработать и реализовать диагностическую программу исследования тревожности детей дошкольного возраста; 3. Проанализировать результаты исследования тревожности детей и сделать соответствующие выводы; 4. Составить программу профилактики тревожности дошкольного возраста с посредством метода музыкальной терапии; 5. Экспериментальным путем проверить эффективность предложенной программы; 6. Разработать рекомендации по профилактике тревожность в дошкольном возрасте. Гипотеза исследования: профилактика тревожности у дошкольников будет эффективной если на специальных занятиях с использованием музыкальной терапии будет проводиться: • обучение психо-эмоциональной саморегуляции; • снятие психо-эмоционального напряжения; • поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения; • формирование чувства психологической защищенности. Методологической основой нашего исследования выступают: педагогические и психологические теории личностного развития детей (Л.И. Божович [7], Л.С. Выготский [14], А.Н. Леонтьев[29], С.Л. Рубинштейн[43] и др.) Для выявления особенностей профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную терапию использовались следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические методы (эксперимент, тестирование, наблюдение); методы обработки данных (количественный и качественный анализ полученных результатов). Психодиагностический инструментарий: 1 Методика «Паровозик» С.В. Велиева [13]; 2 Опросник на тревожность детей Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко [45]; 3 Тест детской тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн[46]; 4 Тест на оценку уровня тревожности А.И. Захаров [24]; 5 Тест для родителей «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» И.Б.Дерманова[19]. Экспериментальной базой исследования является ГБОУ школа 2083 ДОП Ивушка, г.Москва. В исследовании приняло участие дети 5-6 лет, в количестве 30 воспитанников и 30 родителей. Новизна исследования заключается в определении особенностей профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную терапию, а также в разработке материалов по ее преодолению. Теоретическая значимость работы: полученные в ходе исследования материалы расширяют представления о проблемах профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную терапию. Практическая значимость исследования: заключается в том, что разработанные элементы программы музыкальной терапии, направленные на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста, могут быть рекомендован педагогам, работающим с детьми в качестве методического материала. Проведение исследования было организовано в несколько этапов. 1. Констатирующий этап, в ходе которого была определена актуальность исследования, обозначены проблемы и проведено первичное исследование. Проведён анализ психолого-педагогической, методической и литературы по проблеме исследования. Определена методологическая база исследования (цель и задачи, объект и предмет). Организован и проведен констатирующий эксперимент. Проанализированы исходные данные детей старшего дошкольного возраста. 2. Формирующий этап, в ходе которого были разработаны и реализованы цели и задачи, этапы и содержание работы, направленной на профилактику тревожности у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную терапию. 3. Констатирующий этап, в ходе которого апробированы элементы программы по профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста через музыкальную терапию, проведен контрольный эксперимент и обобщены результаты исследования. Структура и объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит содержания, введения, двух глав, списка литературы, приложений. Общий объём выпускной квалификационной (бакалаврской) работы - 60 страниц. Основная часть - 60 страниц, включая 3 таблиц, 10 рисунков.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………... 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ…………………………… 8 Проблема детской тревожности в психолого-педагогической литературе……………………………….. 8 Психологические особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста………………………………………. 12 Использование музыкальной терапии в профилактике тревожности у детей 5-6 лет…………………………………. 20 Выводы по первой главе……………………………………. 26 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ…………………………… 30 Исследование тревожности детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента………………………. 30 Программа профилактики тревожности дошкольников посредством музыкальной терапии. Работа с родителями тревожного дошкольника……………………………………. 38 Сравнительный анализ результатов…………………………. 44 Выводы по второй главе……………………………………. 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………… 53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 55
Список литературы

I. Нормативные правовые акты: 1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (последняя ред. 20119). . [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru 2 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2012. II. Учебная и монографическая литература: 3 Алан, Дж. Ландшафт детской души / Дж. Алан. - М.: ПЕР СЭ, 2016. - 272 с. – ISBN: 5-9292-0153-6. 4 Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. – 2-е изд. – СПб., Питер, 2014. – 224 с. 5 Бердникова, Ю. Мир ребенка / Ю.Бердникова. – М.: Наука и техника, 2017. – 288 с. – ISBN: 5-94387-324-4. 6 Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка / А. И. Баркан. – М., АСТ-ПРЕСС, 2014. – 234 с. 7 Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., АСТ, 2016. – 228 с. 8 Бреслав Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение/ Бреслав Г. М. - М. : Педагогика, 2014. - 180 с. 9 Бадьина, Н. П. Профилактика и преодоление тревожности в дошкольном возрасте. Методические рекомендации для педагогов – психологов в ДОУ / Н. П. Бадьина. – Курган, 2013. – с. 74 10 Барко Г. И. Гармонизация детско-родительских отношений методом арттерапии // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч. г. 11 Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / Вилюнас В. К. - М.: Изд-во МГУ, 2014.- с.68 12 Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н. Г. Вологодина. – М., Феникс, 2016. – 106 с. 13 Васильева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учеб.-методическое пособие // сост. С.В. Велиева. - СПб. : Речь, 2015. - 240 с. 14 Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2015. – 668 с. - ISBN: 978-5-17-044338-3. 15 Вайолет Оклендер Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии Перев. с англ. / Оклендер Вайолет – М.: Независимая фирма «Класс», 2013. – 336 с. 16 Гогоберидзе. А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детского дошкольного возраста/ Гогоберидзе. А.Г. – М.: Академия, 2015. – 320 с. 17 Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет, советы психолога / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2014. – 160 с. – ISBN: 5-89415-363-8. 18 Дружинин В.Н. Психология семьи / Дружинин В.Н. – Екатеринбург, 2014. 19 Дерманова, И. Б. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Диагностика эмоционально – нравственного развития/ Дерманова, И. Б. // - СПб. 2012. – с. 19 - 28 20 Емельянов В.В. Развитие голоса: Учебно-методическое пособие для учителей музыки /Емельянов В.В. СПб.: Лань, 2016. С.190 21 Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. – Минск, Педагогика, 2015. – 317 с. 22 Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Волшебный источник / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. М. Михайлов. – СПб., Питер, 2016. – 116 с. 23 Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста/ Зимина, А.Н. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. – 304 с. 24 Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ Захаров А.И. – СПб.: Речь, 2015. – 320с 25 Изард, К.Э. Психология эмоций /К.Э.Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. - ISBN: 978-5-314-00067-0. 26 Костина, Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л. М. Костина - СПб.: Издательство «Речь», 2013. -160 с. 27 Киселева, М.В. Арт - терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ Киселева, М.В. Изд.: «Речь». 2016. – с.76, 84 28 Ленденева, И. Л. Детская агрессия и методы ее психолого – педагогической коррекции / Ленденева, И. Л. – Изд. «Акад. развития», 2012. – с.17 29 Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры / Леонтьев, А. Н. – Изд. «Дошкольное воспитание», 2010. – с. 19 30 Лазарев, М.Л. Малыш, или рождение от рождения / Лазарев, М.Л. – Изд. «Кодекс», 2015. – с. 29 31 Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Лютова, Е. К., Монина, Г. Б. – Изд. «Речь», 2016. – 136 с. 32 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Эффективное взаимодействие с детьми / Лютова Е.К., Монина Г.Б. – Спб, 2015. 33 Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник/Общ. ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2014. С. 259. 34 Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога/ Малкина-Пых И.Г. – М.: ЭКСМО, 2014. С. 483. 35 Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Психология образования / Р.С. Немов. 3 – е изд. – м: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013. – с. 608 36 Ненько Ю.П. Диагностика и преодоление тревожности у дошкольников / Ю.П. Ненько// Педагогика. – 2014. – с. 35-36 37 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Обухова Л.Ф. - М.: Тривола, 2017. 38 Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология/ Обухова Л. Ф. - М. : 2016. - 98 с. 39 Осипова А. А. Общая психокоррекция / Осипова А. А. - М.: Сфера, 2012. - 510 с. 40 Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/ Прихожан, А. М. 2 – е изд. – СПб.: Питер. 2017. – с. 192 41 Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова – Изд. М.: «Педагогика», 2016. – с. 587 42 Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/ Рогов Е. И. - М.: ВЛАДОС, 2015. -529с. 43 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их опыт применения в клинике/ Рубинштейн С. Я. — М.: Медицина, 2015. – с. 58. 44 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с. 45 Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / Титаренко В.Я. - М.: Мысль, 2016. 46 Широкова, Г.А., Жадько, Е. Г. Практикум для детского психолога/ Широкова, Г.А., Жадько, Е. Г. – Изд. 9 – е, - Ростов н/Д: Феникс 2016. – 314 47 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Теплов Б. М. – М.,2010. – с. 240. 48 Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. – М., Академия, 2018. – 314 с. 49 Шишова, Т. Страхи – это серьёзно / Т. Шишова. – М., «Искатель», 2014. – 214 с. 50 Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., ИПП, 2015. – 416 с. III.Периодические издания: 51 Абраменкова, В. В. Социализация психологии детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто-социогенезе / Мир психологии / В. В. Абраменкова. – М., – 2006. – № 6. – 115 с. 52 Андерсон С. В. Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 2-5. 53 Бердникова, А. П. Откуда берутся тревожные дети? Что делать с детской тревожностью? / Бердникова А. П. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2000. –11с. 54 Волков А. Моцарт два раза в день перед едой / А. Волков // Огонек – 2003. - № 31. – С. 56. 55 Волкова Е. О специфике взаимодействия с тревожными детьми / Дошкольное воспитание, 2005 г., № 10. С. 39-45. 56 Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2011. - С. 23-25] 57 Карасева М. Профессиональный музыкальный слух в контексте практической психологии / М. Карасев // Музыкальная академия. – 1999. - № 3– С. 172 – 185. 58 Лешкова, Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание / Т. Лешкова. – 2004. – №10. – с. 30 – 32. 59 Макшанцева, Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад / Л. В. Макшанцева // М., Психологическая наука и образование, 2008. – №2. – с. 35 – 39. 60 Меланич Е. С. Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 522-524. 61 Неймарк, М. З. Аффекты у детей и пути их преодоления / Советская педагогика / М. З. Неймарк. – 2003. – №5. – с. 38 – 40. 62 Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии - 1984. - № 4. - С. 15-30. 63 Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. 64 Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.20-27. VI. Интернет-ресурсы http://www.all-library.com http://childrens-needs.com http://coollib.com/
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ 1.1 Понятие «тревожности» в психолого-педагогической литературе В психолого-педагогической литературе встречается множество определений понятия «тревожность». В психологическом словаре «тревожность определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности ребенка к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения». В дошкольном возрасте одной из главных причин тревожности ребенка называют нарушение отношений детей с родителями [22]. Дошкольная тревожность изучалась многими психологами и учеными, как зарубежными, среди них такие как - С.Л. Рубенштейн [43], А.М. Прихожан [40]; так и отечественными - Р.С. Немов[35], Л.М. Костин [26]. Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства и тревоги З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное переживание ожидания и неопределенности, чувства беспомощности. Он выделил следующие виды тревожности: объективная (реальный страх) – на опасность во внешнем мире, невротическая - на опасность, не определяемую и неизвестную, и моральная - «тревожность совести». Невротическая тревожность близка к тому, что принято описывать в терминах тревожность как личностное образование, или высокий уровень тревожности. Моральная тревожность возникает вследствие восприятия этой опасности, идущей из супер-эго и представляет собой, по сути, синтез объективной и невротической тревожности. [22].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg