Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Экономика и финансы социальной сферы в современных условиях

happy_woman 348 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.12.2020
Актуальность темы обусловлена тем, что осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического понимания содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства. Правильное понимание направлений развития теории финансов создает основу для разработки финансового механизма, адекватного новым целям и задачам финансовой политики, который позволит обеспечить высокие темпы развития экономики, эффективное функционирование всех субъектов хозяйствования, сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы, социальную защиту и повышение уровня жизни населения. Целью работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Поставленная цель обусловила задачи исследования: • исследовать основы, сущность и задачи социальной политики; • выявить особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу; • проанализировать процесс финансирования социальной сферы • разработать рекомендации по совершенствования социальной политики в Калининградской области. Объектом исследования данной работы выступают финансы социальной сферы. Теоретической основой проведенного исследования является учебно-методическая литература, материалы периодических специализированных изданий, а также нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу. Курсовая работа представлена введением, где раскрывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость работы. Данная курсовая работа состоит из трех глав. Каждый раздел включает в себя комплекс этапов, результаты работы, ряд которых позволит последовательно решить поставленные задачи. Первая глава включает теоретические основы социальной политики и источников ее формирования. В рамках данной главы определяется сущность, содержание социальной политики, задачи и функции и изучается воздействие финансов на социальную сферу. Во второй главе проводится анализ социально-экономического развития Калининградской области. В третьей главе разрабатываются меры по совершенствованию бюджета расходов на социальную сферу и формулируются меры по совершенствованию программы. В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме. В список используемых источников включены все опубликованные источники информации и электронные формы информационных ресурсов, изученные и проработанные в процессе выполнения курсовой работы.
Введение

Современная экономика России – это сложный механизм взаимодействия секторов как внутри страны, так и в глобальной конкурентной среде. Развитие социальной сферы является одной из стратегических задач, от решения которой зависит формирование инновационной траектории становления российской экономики. Социальная сфера является детерминантой повышения уровня жизни населения и эффективности производства в целом. Развитие социальной сферы оказывает прямое воздействие на мотивацию и производительность труда. Ключевые институты социальной сферы, например, такие как социальная инфраструктура и социальные инвестиции, создают условия для расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированного персонала. В свою очередь уровень развития социальной сферы напрямую зависит от финансового обеспечения социальных инвестиций, в котором доминирующую роль играют государственные программы. Социальная сфера влияет на уровень развития экономики, создавая условия для материального производства, удовлетворения потребностей населения и, соответственно, воспроизводства трудовых ресурсов как в рамках сформировавшегося программно-целевого подхода к финансированию, так и в рамках развивающегося частного финансирования и перспективного финансового обеспечения на основе концессионных соглашений.
Содержание

Введение 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ИСТОЧНИКОВ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ 5 1.1. Сущность социальной политики и ее инструменты 5 1.2. Задачи и функции социальной политики 11 1.3. Воздействие финансов на социальную сферу 13 2 АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 17 3 РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РАСХОДОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 19 Заключение 22 Список использованных источников и литературы 25
Список литературы

1. Глушкова, В.Г. Региональная экономика. демографическая и миграционная политика (для бакалавров) / В.Г. Глушкова, О.Б. Хорева. - М.: КноРус, 2018. – С. 496. 2. Дмитриев, Ю.А. Региональная экономика (для бакалавров)/ Учебник / Ю.А. Дмитриев, Л.П. Васильева. - М.: КноРус, 2017. – С.416 3. Ермошина, Г.П. Региональная экономика: Учебное пособие / Г.П. Ермошина, В.Я. Поздняков. - М.: Инфра-М, 2018. – С.380. 4. Коваленко, Е.Г. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / Е.Г. Коваленко. - СПб.: Питер, 2018. – С.160. 5. Курнышев, В.В. Региональная экономика. основы теории и методы исследования (бакалавриат и магистратура) / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус, 2017. – С.184. 6. Никифорова, В.Д. Региональная экономика: Учебное пособие / В.Д. Никифорова, Ю.Е. Путихин, А.А. Никифоров. - М.: Риор, 2017. – С.47. 7. Орешин, В.П. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / В.П. Орешин. - М.: Риор, 2019. – С.352. 8. Плисецкий, Е.Л. Региональная экономика (для бакалавров) / Е.Л. Плисецкий, И.Л. Черкасов. - М.: КноРус, 2018. – С.288. 9. Полтарыхин, А.Л. Региональная экономика: Учебное пособие / А.Л. Полтарыхин, И.Н. Сычева. - М.: Альфа-М, 2016. – С.192. 10. Романов, С. С. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи) / С.С. Романов. – М.: Вузовский учебник, 2017. – С.300. 11. Романов, С. С. Информационные системы в экономике (лекции, упражнения и задачи) / С.С. Романов. – М.: Вузовский учебник, 2017. – С.300. 12. Соловьева, Т.В. Идеи экономического районирования в исторической ретроспективе/Т.В. Соловьева // Известия Уральского государственного университета. –2017. – № 49. – С.153. 13. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. – М. КНОРУС, 2017. – С.352. 14. Федоляк, В.С. Региональная экономика как хозяйственная система страны/ В.С. Федоляк //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2018. – Т. 10. – № 1. – С.3. 15. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА-М, 2017. – С.416. 16. Чапек В. Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В. Н. Чапек. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – С.256 с 17. Юсупов, К.Н. Региональная экономика (для бакалавров) / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов, Таймасо . - М.: КноРус, 2019. - С.272.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ИСТОЧНИКОВ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ 1.1. Сущность социальной политики и ее инструменты Социальная политика государства – основывается формой осознанного воздействия на сферу социальной жизни, образ жизни людей с целью их положительного изменения. Это понятие можно назвать наиболее обобщенным выводом о социально-политической структуре государства. Оно позволяет увидеть ее как раздел государственного аппарата, объектом которого становится социальная сфера общества. Российская государственная политика разрабатывается по многим аспектам и направлениям. Ее важной составной частью является социальная политика. Государственная социальная политика проводится с учетом объективных особенностей регионов. Она гарантирует равные качество и условия жизни для населения вне зависимости от места проживания. Для этого принимаются меры по выравниванию межрегиональных различий в доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, обеспечению на всей территории страны государственных дифференцированных стандартов. Государство, проводя социальную политику, использует следующие инструменты: социальные гарантии, минимальные социальные стандарты и потребительские бюджеты. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства: земля, недра, инфраструктура. Она передается в пользование корпорациям (государственным, частным и отдельным лицам) под контролем государства. Они вносят плату за использование, которая образует фонды социального развития. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, которая финансирует обязанности и ответственность государства пред гражданами и перед государством. Бюджетные расходы на социальные нужды по ведущим статьям являются защищенными. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья. Органы федерального казначейства выполняют все действия по исполнению расходной и доходной частей внебюджетных доходов. Контроль осуществляется специальными органами уровневой бюджетной системы РФ. Рис. 1 Классификация внебюджетных фондов Бюджеты этих фондов составляют более 40% по отношению к расходам федерального бюджета. Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Они необходимы для определения финансовых нормативов. К минимальным социальным стандартам относятся прожиточный минимум, нормативы обеспечения жильем, нормативы в области охраны здоровья, образования, культуры, условий и охраны труда, занятости, нормативы состояния окружающей среды. Стандарты разрабатываются на единой правовой базе, общих методических принципах. Они используются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов до утверждения государственных минимальных стандартов. Потребительские бюджеты служат основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения. Также минимальной потребительский бюджет используется для расчета минимальной оплаты труда и пенсий. Прожиточный минимум включает в минимально приемлемые нормы питания и расходов на непродовольственные товары (жилье, лекарства) и исчисляется на основе потребительской корзины. Прожиточным минимумом фиксируется официальная черта бедности. Он исчисляется для различных социальных групп и служит правовой основой для разработки социальных программ. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат. Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах. Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование. В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики. Основные способы осуществления реальной социальной политики состоят в использовании нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических, организационно-технических и информационных средств и рычагов для обеспечения гражданам минимальных социальных гарантий, предупреждения социальных взрывов, смягчения возможных негативных последствий реформ различных сфер жизнедеятельности людей, проводимых действующей властью. Не умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что подобный подход не позволяет выстраивать государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В этой связи для России и отдельных её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения в отдаленном пространственно-временном измерении. В этом процессе ведущую роль приобретают социальные программы долгосрочного действия. Социальная программа — это содержание и план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных проблем, характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций. В российской практике социальные программы подразделяются на следующие виды: • доходов и цен; • занятости и социально-трудовых отношений; • охраны здоровья населения и развития здравоохранения; • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.); • образования; • семьи, материнства и детства; • дети России и др. Долгосрочная целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное по целям, срокам, содержанию текущее и перспективное планирование комплекса мер, направленных на решение тех или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных мероприятий. Формирование программы требует проведения следующих поэтапных разработок: • формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации; • концептуальная разработка планируемой программы; • информационный поиск вводимых данных; • собственно формирование программы; • прогнозирование результатов реализации программы; • разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий; • разработка управления реализацией программы. Концептуальная разработка планируемой программы предусматривает: • разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде; • определение цели и подцелей программы; • формирование плана мероприятий; • разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная модель системы); • определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных); • формирование программы следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных. Основные формы управления функционированием программ : • формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей; • формирование дирекции программы; создание попечительского совета; • другие формы. Оценка реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Механизм управления долгосрочными программами включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития. 1.2. Задачи и функции социальной политики Социальная политика является важнейшей составляющей внутренней политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях. В ее основе лежит гармонизация общественных отношений, обеспечение расширенного воспроизводства населения, политической стабильности, гражданского согласия. Основная цель социальной политики - создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан. Однако, наряду ней существует система целей, отражающая желательные результаты общественных перемен для конкретных субъектов социальной политики. Из этого проистекает ее содержание и механизмы реализации. Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные в различной литературе, можно выделить следующие: • социальная защита человека и его основных социально-экономических прав; • создание условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом; • поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества; • развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация); • формирование экономических стимулов участия в общественном производстве; • создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде. Социальная политика выполняет ряд функций: • Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. • Обеспечение политическую устойчивость власти. • Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел. • Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. • Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности. • Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальных групп. Задачи и функции социальной политики категории соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять. В задачах определяется ее социальное назначение, историческая миссия в тот или иной исторический период. Задачи социальной политики имеют исходное значение по отношению к ее функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции социальной политики представляют собой средство реализации, выполнения ее задач. 1.3. Воздействие финансов на социальную сферу В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства. В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики. Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу. Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал. Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера. Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются: • объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения; • соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля; • связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций; • взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Экономика, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Экономика, 42 страницы
390 руб.
Курсовая работа, Экономика, 25 страниц
350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg