Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Развитие коммуникативных навыков подростков средствами психологического тренинга

stasya88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.12.2020
Подростковый возраст является сложным, но важным этапом в жизни человека. В это период устанавливаются значимые отношения с окружающим миром, самоотношение выходит на новый глубокий уровень. Ситуация развития подростка меняется, на первый план выходит общение со сверстниками.
Введение

Потребность в общении – одна из ключевых потребностей личности. Благодаря общению мы строим отношения с окружающим миром, с людьми. В общении мы проявляем самые яркие черты нашего характера. В подростковом возрасте эта потребность приобретает жизненную важность, общение становится ведущим видом деятельности. В то же время, именно подростки испытывают наибольшие затруднения в построении общения, как со сверстниками, так и со старшим поколением. Причин этому может быть много, от недостатка коммуникативного опыта до заниженной самооценки, характерной для многих подростков. Недостаточное развитие коммуникативных навыков, средств общения, неумение ими пользоваться, неуверенность в себе, неумение слушать собеседника, все это влечет трудности в построении общения для подростков и в свою очередь затрудняет построение взаимоотношений. Так как сфера отношений во многом определяет деятельность и поведение, а также влияет на личностное развитие подростка, успешность этой сферы становится краеугольным камнем всех мыслей и направленности ребят. Наша работа посвящена исследованию особенностей развития коммуникативных навыков средствами психологического тренинга. На наш взгляд, психологический тренинг – это достаточно простой и эффективный инструмент в работе педагога-психолога. В тренинговой работе могут быть преодолены многие психологические барьеры, могут быть решены многие задачи по формированию или коррекции каких-либо компетенций, в том числе коммуникативных. Психологический тренинг – это безопасный способ отработать навыки общения в узком кругу, чтобы использовать их в повседневной жизни. Полученные в ходе нашей работы результаты могут быть использованы в качестве базы для создания полноценной программы по формированию коммуникативных навыков в подростковом возрасте. Объект исследования: коммуникативные навыки подростков. Предмет исследования: формирование коммуникативных навыков подростков средствами психологического тренинга. Цель работы: исследовать формирование коммуникативных навыков подростков средствами психологического тренинга. Задачи: 1. Рассмотреть теоретические представления о коммуникативных навыках и их структуре. 2. Выявить особенности формирования коммуникативных навыков в подростковом возрасте. 3. Определить структурные и организационные особенности психологического тренинга и его преимущества. 4. Установить особенности формирования коммуникативных навыков средствами психологического тренинга. 5. Провести формирующий эксперимент по развитию коммуникативных навыков средствами психологического тренинга Гипотеза: психологический тренинг будет способствовать развитию коммуникативных навыков в подростковом возрасте. Нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 32 подростка в возрасте от 13 до 15 лет. В экспериментальную группу вошли 15 детей, 17 детей составили контрольную группу. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №109 города Новосибирска. Для проведения исследования развития коммуникативных навыков средствами психологического тренинга использовались следующие психодиагностические методики: - тест коммуникативных и организаторских склонностей КОС В.В. Синявского, В.А. Федорошина (40 вопросов); - тест коммуникативных умений Л. Михельсона (27 вопросов); - методика «Диагностика коммуникативного контроля» М. Шнайдер (10 вопросов). Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1. Коммуникативные навыки как психологический феномен ……….6 1.1. Определение и структура коммуникативных навыков ………………….6 1.2. Особенности общения в подростковом возрасте ………………………..12 1.3. Развитие коммуникативных навыков подростков средствами психологического тренинга …………………………………………………...19 Глава 2. Формирующий эксперимент по развитию коммуникативных навыков у подростков средствами психологического тренинга ……………24 2.1. Организация и методы исследования ………………………..…………..24 2.2. Описание эксерпиментальной части исследования ……………………..28 Заключение……………………………………………………………………...37 Список литературы …………………………………………………….............39 Приложения ……………………………………………………………….........44
Список литературы

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с. 2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетентности детей. - Дисс. канд. пед. наук [Текст]/ Е.М.Алифанова. – Волгоград, 2010.с. 302 3. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. – М.: МГУ, 2015. – 302 с. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 376с. 5. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению [Электронный ресурс] / А.В. Батаршев - М.: ВЛАДОС, 2009. – 456 с. URL: https://www.rulit.me/books/diagnostika-sposobnosti-k-obshcheniyu-read-210387-1.html (дата обращения 20.02.2020). 6. Белобородов, А.М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. – 2013. – № 9 (21) : Психология. Педагогика. – С. 6–20. 7. Белогай, К. Н. Б 43 Психологический тренинг как технология помощи семье: учебное пособие / К. Н. Белогай, С. А. Дранишников; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014. – 230 с. 8. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - 600 с. URL: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785893533354.html (дата обращения: 21.02.2020) 9. Болтунова, А. И. Особенности межличностного общения среди подростков [Электронный ресурс] / А. И. Болтунова // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 492-494. URL: https://moluch.ru/archive/60/8639/ (дата обращения: 21.02.2020) 10. Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. – СПб.: ОЛМА-ПРЕСС СПб, 2003. – 672 с. 11. Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении: из опыта работы / Л.Н. Булыгина. – М.: Образование и наука, 2013. №3(102). – С. 26-36 12. Васюра, С.А. Коммуникативная активность школьников подрост- кового возраста и ее развитие [Текст]/С.А.Васюра// Психологическая наука и образование.- 2002.№3-с.35-44. 13. Выготский, Л. С. Проблемы возраста. Хрестоматия по детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: МПСИ, 2005. – 250 с. 14. Грецов А. Тренинги развития с подростками: общение, самопознание, творчество [Текст] / А. Грецов. - СПб: Питер 2012. – 416 с. 15. Григорьева М.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков. «Я и другие Я» [Текст] / М.Ю. Григорьева. - М.: Школьная пресса, 2011 - 96 с. 16. Долгова В. И. Понятие коммуникативной компетентности в психолого- педагогических исследованиях [Текст] / В.И. Долгова, Е. В.Мельник, Н.Карахан // Научно- методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 81–85. 17. Захараш, Т.Б. Психология общения: учебное пособие [Электронное издание] / Т.Б. Захараш. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю.Витте», 2013. – 116 с. 18. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А.Зимняя. – Ростов - на - Дону.: Феникс, 2010. 19. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие для высших учебных заведений [Электронный ресурс] / Е. П. Ильин. - 2-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. - 586 с. : ил., табл. URL: https://www.litres.ru/evgeniy-ilin/psihologiya-obscheniya-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy/ (дата обращения 03.03.2020) 20. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления [Текст] / В.Г. Казанская. - 2-е издание, дополненное. – СПб.: Питер, 2008. – 380 с. 21. Карпенко, Л. А. Психологический лексикон. Психология развития [Текст] / Л. А. Карпенко. – М.: ПЕС СЭ, 2006. – 332 с. 22. Корсини, Р. Психологическая энциклопедия [Текст] / Р.Корсини, А.Ауэрбах 2-е издание Под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха Научная редакция перевода на русский язык профессора А. А. Алексеева. – СПб: ПИТЕР, 2006 – 1096 с: ил. 23. Краткий психологический словарь [Текст] / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с. 24. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] /В.А.Крутецкий. - М.: Просвещение, 2008г. 25. Крутецкий, В.А. Психология подростка Изв. Просвещение, 1965 – 316 с. 26. Лебедева, Л.А. Особенности общения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Л.А. Лебедева, Н.В. Ковшова. // Вестник Мордовского университета. — 2011. – № 2. – С.119-120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-v-podrostkovom-vozraste/viewer (дата обращения 21.05.2020). 27. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. - 320 с: ил. 28. Маховская О.И. Коммуникативный опыт личности [Текст] / О.И. Маховская. – М. : Институт психологии РАН, 2010. – 253 с. 29. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил. 30. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Педагогическое сообщество России, 2001. – 320 с. 31. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. Наук [Электронный ресурс] / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – 205 с. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-kommunikativnykh-universalnykh-uchebnykh-umenii-mladshikh-shkolnikov (дата обращения 20.02.2020). 32. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. [Текст] / В.С. Мухина. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. - 295с. 33. Немов Р.С. Общая психология. Учебник. [Текст] / Р.С. Немов – М.: Владос, 2013. 34. Немов, Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 560 с.: ил. 35. Панфилова, А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений сред.проф.образования [Текст] / А.П. Панфилова. – М.: Издательский цетнр «Академия», 2013. – 368 с. 36. Петровская, Л.А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. – М.: Издательство Московского университета, 1989. – 216 с. 37. Психология подростка. Учебник [Текст] / под ре. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с. 38. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга [Текст] / В.Г. Пузиков. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 224 с. 39. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Тескт]: Учеб. пособие / Ф. Райс, К. Долджин. – 12 изд. – СПб.: Питер, 2012. – 629 с. 40. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие [Текст] / Е.И. Рогов. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 384 с. 41. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности подростка, субкультурный аспект [Электронный ресурс] / А.Г. Самохвалова // Вестник Череповецкого госудорственного университета. – 2012. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-trudnosti-podrostka-subkulturnyy-aspekt/viewer (дата обращения 20.05.2020). 42. Соибназарова, М. Н. Некоторые психологические проблемы общения в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / М. Н. Соибназарова, З. А. Санакулова // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 737-739. URL: https://moluch.ru/archive/109/26558/ (дата обращения: 24.02.2020) 43. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников Учеб пособие для студентов высш пед заведений. М: Изд Академия, 2001. — 336 44. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2т. [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 153 с. 45. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2002. – 339 с. 46. Хохлова Л.П., Балавадзе Т.Ш. Межличностные отношения подростков [Электронный ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. 2007. No 2. С. 103–105 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9453835 (дата обращения: 20.03.2020). 47. Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с. 48. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. 49. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс] / под ред. А. Антинази. – М.,2009. URL: http://endic.ru/sociology/Trening-8961.html (дата обращения 21.02.2020)
Отрывок из работы

Глава 1. Коммуникативные навыки как психологический феномен. 1.1. Определение и структура коммуникативных навыков Все люди так или иначе взаимодействуют друг с другом ежедневно. Без общения невозможно ни духовное развитие личности, ни социальное развитие. Человек по природе социальное существо, поэтому потребность в общении является одной из базовых и во многом определяет наше поведение. Многие отечественные и зарубежные психологи уделяли особое внимание проблеме общения (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Б. Рубинштейн, В. С. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.М. Бехтерев, и др.). «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [23]. Близко по значению слово коммуникация – это «специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации» [35, 13].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg