Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ОТКЛОНЯЮЩЕМУСЯ ПОВЕДЕНИЮ

stasya88 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.12.2020
Подростковый возраст – один из самых важных этапов жизни становления личности. В своей работе мы предприняли попытку выявить особенности «Я–концепции» подростков. В первой части мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по данной проблеме. Мы рассмотрели теоретические аспекты особенностей «Я–концепции» подростков, раскрыли психологические особенности подросткового возраста, познакомились с компонентами самосознания. Также в данной главе мы раскрыли особенности становления « Я–концепции» в подростковом возрасте, формирования самосознания в подростковом возрасте, изучили особенности построения адекватной «Я–концепции» детей данного возраста.
Введение

Актуальность исследования. Напряженная социальная, экологическая и демографическая обстановка в современном обществе способствуют возникновению различных нарушений в поведении подростков. Каждый год возрастает всё большая необходимость изучения психологических особенностей личности подростков с отклоняющимся поведением. Изменения в структуре самосознания человека накладывают отпечаток на его поведение. Изучение «Я – концепции» как многомерного образования позволяет учесть важнейшие детерминанты поведения: отношение к окружающим и ожидаемое от них отношение; самоотношение; индивидуально личностную направленность развития. Фундаментальные изменения в сфере самосознания, характерные для подросткового возраста, имеют решающее значение для всего последующего развития и формирования личности человека: они развивают свою собственную независимую систему стандартов самооценки и независимости, а способность проникать в их внутренний мир все больше и больше развивается. Изменения в структуре самосознания человека накладывают опечатки на его поведение. Подростковый период характеризуется увеличением значения понятия «я», системой самооценки и формированием сложной системы самооценки. Глубокое изучение данной проблемы даёт возможность проводить диагностику отклонений в поведении на ранних стадиях их появления и позволяет привнести акцент в воспитательной работе с коррекции на профилактику нарушений. Благодаря этому можно минимизировать уровень девиации среди молодёжи. Среди зарубежных психологов наибольший вклад в развитие знаний о Я –концепции внесли Р.Бернс, У.Джеймс, К.Роджерс, З.Фрейд, К.Хорни, Э.Эриксон и др. В их работах самосознание рассматривается как сложная многоуровневая структура, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. В отечественной психологии проблему человеческого самопознания и его связи с поведением разрабатывали такие психологи, как Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.А. Реан и другие. В их работах «Я –концепция» является центральным личностным новообразованием нового уровня самосознания подростков, которые стремятся понять себя, свои особенности, способности, сходство с другими и пр. Большой вклад в изучение проблем отклоняющегося поведения подростков и юношества внесли отечественные психологи: Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, Б.С. Братусь, И.С. Кон, А.Е. Личко, В.Ф. Пирожков и другие. Таким образом, подростковый возраст, это период, который является во многом решающим для развития личности, в частности, успешность развития позитивной «Я–концепции». В подходах отечественных и зарубежных ученых в исследовании по данной проблеме можно определить, что существует многообразие этого явления и исходных принципов его исследования. Однако стоит констатировать тот факт, что до сих пор отсутствует определённость и единый подход относительно такого феномена. В связи с этим, в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей влияния «Я–концепции» лиц подросткового возраста на отклонения от нормы поведение, выявить новые резервы эффективной профилактической работы в коллективе сверстников, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе. Цель исследования: изучение особенностей структурных компонентов «Я –концепции» подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи: 1) проанализировать и обобщить теоретические и практические работы отечественных и зарубежных авторов, посвящённые проблеме изучения «Я –концепции» подростков; 2) изучить компоненты «Я – концепции» подростков, особенности эмоционально –ценностного отношения к себе и людям из ближайшего окружения подростков; 3) провести эмпирическое исследование различных аспектов «Я –концепции» подростков с отклоняющимся поведением и социализированных сверстников. Объект исследования: «Я –концепция» подростков в возрасте от 13 до 16 лет. Предмет исследования: структурные и содержательные составляющие «Я – концепции» подростков с отклоняющимся поведением, отличающие их от хорошо социализированных сверстников. Гипотеза исследования: «Я – концепция» подростков с отклоняющимся поведением и социализированных подростков отличаются в следующем: уровень самооценки, самовосприятие, ожидаемое отношение от окружающих подростка, особенно в аффективной части (негативное отношение к себе, неуважение себя). Методы исследования: Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач, были подобраны методики, адекватные целям исследования: 1. Тест диагностики межличностных отношений Т.Лири (ДМО). 2. Семантический дифференциал (СД) Ч. Осгуда. 3. Тест –опросник «Изучение общей самооценки» Г.Н. Казанцевой. 4. Тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся МБОУ «лицей №123» г. Уфа учащиеся ГБОУ «Республиканская художественная гимназия –интернат им. К. А. Давлеткильдиева» г. Уфа в количестве 60 человек в возрасте 13-16 лет. Теоретическое значение исследования. Выявлены особенности структурных составляющих «Я – концепции» подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Экспериментально подтверждено влияние основных компонентов «Я – концепции» подростков на изменение их поведения. Практическая значимость. Глубокое изучение данной проблемы даёт возможность проводить диагностику отклонений в поведении на ранних стадиях их появления и позволяет привнести акцент в воспитательной работе с коррекции на профилактику нарушений. Результаты могут использоваться психологами, педагогами в образовательных организациях, а также инспекторами комиссий по делам несовершеннолетних в профилактической и коррекционной работе с подростками с девиантным поведением. Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, списка литературы. Объем работы: 100страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ «Я –КОНЦЕПЦИИ» У ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ……………7 1.1. Проблема «Я –концепции» в психологии ……………………………..7 1.2. Особенности становления «Я –концепции» в подростковом возрасте …………………………………………………………………………………16 1.3. Понятие «отклоняющееся от нормы» поведение подростков ………22 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...29 ГЛАВА ll. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ «Я –КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ…………………………………………...31 2.1. Организация и методы исследования ………………………………...31 2.2. Анализ результатов исследования…………………………………….31 2.3. Программа развития «Я –концепции» у подростков………………..40 ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………………………………………...46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………47 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...49
Список литературы

1. .Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2012. – №6 С. 265. 2. Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи // Психологические исследования. – 2013. – Том 6. – № 31. С. 9. 3. Асекритова Т.А.Проблема развития самооценки в подростковом возрасте // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2017. С. 48 –51. 4. Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве // Психологические исследования. – 2016. – № 46. – С. 9 5. Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Неполная семья как институт социализации: взаимосвязь представлений матери о психологическом благополучии ребенка и ее стратегий совладания с трудностями // Социальная психология и общество. – 2016. – Том 7. – № 3. С. 33–47. 6. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д.В., Нехвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания:системный подход // Фундаментальные исследования. – 2014.–№3 – С. 620– 628. 7. Бернс Р. Развитие Я –концепции и воспитание. – – М.: Мир, 2008. – С. 284. 8. Богданович Н.В., Кирякова К.А. Самопринятие и осознание социального аспектов Я –образа у подростков // Психология и право. – 2014. – №3. – С. 56– 70. 9. Богдановская И. М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной информационно –коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 23 – 35. 10. Великоцкая А.М. Значимые факторы социальной ситуации развития подростка –правонарушителя // Психологическая наука и образование. – 2014. – Том 6. – № 1. – С. 56–68. 11. Воликова С.В., Юдеева Т.Ю.Семейные факторы хронических школьных прогулов // Московский психотерапевтический журнал. Серия Консультативная психология и психотерапия. – 2014. – №3. – С. 23–42. 12. Гайфутдинова А.М. Изучение тенденций самоутверждения в обществе и коррекция девиантного поведения подростков // Вестник КазГУКИ. – 2013. – №3. – С. 141–144. 13. Галкина Е.А., Дегтярев А.В. Отклоняющееся поведение и аутоагрессия у несовершеннолетних с модификациями тела //Психология и право. – 2015. – Том 5. – № 1. –С. 90–107. 14. Гилинский Я.И. Девиантное поведение подростков. – СПб.: Питер, 2002. – С. 382. 15. Гокова О.Е. Потенциал самореализации в подростковом возрасте // Таврический научный вестник. Педагогика и психология Сборник статей научно –практических семинаров факультета психологии Таврической академии. – 2018. – С. 95 –103. 16. Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. – 2016. – Том 7. – № 2. – С. 5–18. 17. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В., Загашева М.В., Сухова К.Ю. Психологическое здоровье школьников подросткового возраста: теория и практика // ООО «НИЦ –АРТ. – 2018. – С 21. 18. Джерелиевская М.А., Визгина А.В., Яшина Л.Л., Мамалиева З.Ш. Связь стиля семейного взаимодействия с эмоциональной оценкой мира подростка // Психологические проблемы современной семьи / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И, Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. – 2015. – С. 65–72. 19. Джозеф Хенриксон. Тень и Самость. – – Касталия, 2018. С. 20. 20. Дмитриев М.Г., Эрлих О.В., Цыганкова Н.И. Особенности социализации современных подростков, склонных к совершению правонарушений // Ученые записки СПбГИПСР. – 2014. – Выпуск 1. – Том 21. – С. 74–80. 21. Драндров Г. Л., Богослова Е. Г. Формирование позитивной Я –концепции подростков средствами художественной литературы // Фундаментальные исследования. – 2015. – №2. – С. 8. 22. Идобаева О.А. Ценностные основы психолого –педагогической работы с несовершеннолетними правонарушителями // Научно –методический журнал Образование личности – 2015. – №3. – С. 27–35. 23. Идобаева О.А., Подольсикй А.И. Сравнительное исследование ценностно –мотивационной сферы личности деликвентных и правопослушных подростков // Вопросы психологии. – 2015. – №6. – С. 1–9. 24. Ихисонова В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник БГУ. – 2015. – №5. –С. 125–127. 25. Королева Н.Н., Богдановская И.М., Луговая В.Ф. Влияние информационной среды на идентичность современных подростков // Психология, социология и педагогика. – 2014. – № 11. – С. 132–136. 26. Королева Ю.А. социально –психологическая компетентность и жизнеспособность личности в современном обществе // Научные исследования: информация, анализ, прогноз. – 2015. – С. 110 –154. 27. Кузин Ю.А., КузинаЮ.И. Стратегический и краткосрочный подходы в консультировании семей, обратившихся по поводу проблем поведения подростков // Журнал семейная психология и семейная терапия. – 2013. – №1. 55–64. 28. Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. – – М.: Аспект –Пресс, 2006. С. 464. 29. Лифинцева А.А., Холмогорова А.Б. Семейные факторы психосоматических расстройств у детей и подростков // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. – Т. 23. – № 1. – С. 70–83. 30. Макарова А.П., Саввинова А.Е. Ценности городских и сельских подростков // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5. – С. 38–39. 31. Маргарян Н.Д. Связь склонности к риску и психологических защит подростков в рамках психологической безопасности личности // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 3. – С. 86–92.189. 32. Муталимова А.М., Гаджиева Н.Г.Основные концепции и детерминанты возникновения агрессивных проявлений в подростковом возрасте //Развитие правового сознания в образовательном пространстве. – 2019. – С. 216 –220. 33. Никишина О.А., Федосеева Т.Е. Роль самосознания в развитии ответственного отношения к созданию и реализации жизненных планов в старшем подростковом возрасте//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 459. 34. Новичков Б.В., Кушаев Н.А., Потапов Д.А. Модернизация образования в контексте онтогенеза человека, среды, эпохи // Педагогика. – 2019. – Т. 83. – № 8. – С. 23 –32. 35. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально –психологической адаптации подростков в современной среде // Системная психология и социология. – 2015. – № 13. – С. 44–56. 36. Подольский Д.А. К проблеме формирования социально –моральной компетентности подростков // Образование личности. – 2015. – №4. –С. 60–68. 37. Поливанова К.Н. Детство в изменяющемся мире // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 2. – С. 5–10. 38. Попова Т.А.Экзистенциальная составляющая «Я –концепции» подростка//Психология смысла жизни. Гродно: ГрГУ, – 2014. – С. 159 –177. 39. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – – СПб.: Изд –во «Питер», 2008. С. 416. 40. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростков и способы совладания с ними в условиях социальной депривации // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9 – № 49. – С 5. 41. Семенихина Н.И. Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки // ПНиО. – 2015. – №3 (15). – С. 140–145. 42. Сорокина К.А. Средства массовой информации и интернет как факторы девиантного поведения несовершеннолетних // Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 4(55). – С. 128–129. 43. Сорокоумова Е.А., Талакова Е.А. Гендерная психология. «Я –концепция» в становлении личности школьника // Учебное пособие. – 2020. – №2. – С. 50. 44. Столин В.В. Самосознание личности. –М.: МГУ, 1983. С. 284. 45. Тимур О.Ю. Самооценка и саморегуляция подростков –воспитанников интернатных учреждений // Клиническая и специальная психология. – 2016. – Том 5. – № 2. – С. 77–96. 46. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. психология подросткового возраста // Учебник и практикум. – 2019. – С. 48. 47. Фомина Н.В.,Федосеева Т.Е.,Никишина О.А.,Куландин П.М.Влияние семейных установок на развитие ценностных ориентаций в юношеском возрасте//Современные наукоемкие технологии. – 2015. – №12 –5. – С. 941 –946. 48. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6. – №1. – С. 1–9. 49. Хомич А.В. Психология девиантного поведения//Южно –Российский Гуманитарный Институт, РнД, – 2006. – С. 140. 50. Хузеева Г.Р. Социальная идентичность подростков и юношей в условиях транзитивности // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9. – № 46. – С. 9. 51. Челышева Ю.В. Референтные группы и ценностные ориентации подростков асоциального поведения // Журнал системной психологии и социологии. – 2015. – №16. – С. 23–29. 52. Чернобровкина С. В., Суворова Е. К. Я –концепция и самооценка как факторы образа взрослости и самооценки взрослости у подростков –спортсменов и подростков, не занимающихся спортом // Вестник Омского университета. – 2015. – №1. – С. 51–66. 53. Шайдуллина Ю.Р. Социальное окружение как фактор изменения психологического здоровья подростков // Современные проблемы развития наукиЭлектронный сборник научных студенческих статей. Екатеринбург, – 2017. – С. 195 –197. 54. Шамне А.В. Социально–психологические особенности современного отрочества (по итогам проведения фокус –групп с учителями) // Психологические исследования. – 2014. – Т. 7. – № 35. – С. 9. 55. Шаяхметова В.К. Исследование формирования самооценки младших подростков // Концепт. – 2015. – №3. – С. 66–70. 56. Шипова Л.В., Шипова А.В. Семейные факторы агрессии подростков // Гуманитарные научные исследования. – 016. – № 10. – С. 291–294. 57. Юдеева Т.В. Особенности Ценностно –смысловой сферы личности подростков с девиантным поведением // Электронный журнал «SCI –ARICLE.RU», – 2014. – №11. 58. Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением // Психология и право. – 2013. – № 4. – С. 121–131.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ «Я –КОНЦЕПЦИИ» У ПОДРОСТКОВ, С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ 1.1. Понятие «Я –концепции» в психологии: понятие, структура, уровни Одна из фундаментальных работ по изучению характеристик «Я-концепция» - это работа Р. Бернса, в которой он предлагает многоуровневую модель обучения для самооценки личности, связанной с его оценкой[7]. Иерархическая структура глобальной понятий о себе включает в себя ряд фундаментальных конструкций: 1. Установки, направленные «на себя»: – описательная составляющая («Я – образ» или «картина Я»); –оценочная составляющая (самооценка или принятие себя); –поведенческая составляющая (потенциальная поведенческая реакция). 2. Модальности: – «Реальное Я» – каков я на самом деле; – «Идеальное Я» – каким я хотел бы быть; – «Зеркальное Я» – как меня воспринимают другие. 3. Аспекты: – «Я –физическое»; – «Я – социальное»; – «Я – умственное»; – «Я – эмоциональное».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg