Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

СТАНОВЛЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РК (1992-1996 гг.)

stasya88 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 44 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.12.2020
С обретением независимости Казахстан стоял перед необходимостью решения многих задач, связанных с становлением нового государства. Наряду с социально-экономическими и другими внутренними проблемами своего решения требовали достаточно сложные внешнеполитические вопросы. Республика впервые в своей истории столкнулась с проблематикой выхода на международную арену, где необходимо было выстраивать взаимодействие, как с ведущими странами мира, так и с соседями по региону.
Введение

Актуальность. Изучение истории формирования и становления дипломатической службы Казахстана для того, чтобы актуализировать деятельность МИД РК в современных условиях и выработать на основе этого исследования необходимые рекомендации. После получения независимости в 1991 г. одной из первостепенных задач, стоявших перед РК, было создание собственной профессиональной дипломатической службы, способной отстаивать интересы нового государства на международной арене. Безусловно, что практическую помощь в решении данной проблемы могли оказать в первую очередь дипломаты-профессионалы, имевшие солидный опыт работы в системе советского МИДа, а также в заграничных учреждениях СССР. Большинство из этих профессионалов было направлено на работу по рекомендации МИД Каз.ССР, которое со дня своего образования в 1944 г. (тогда оно называлось Народным комиссариатом по иностранным делам) вплоть до конца 1991 г. прошло достаточно сложный и порой противоречивый период становления и многочисленного реформирования. Примечательно, что в данный период руководством СССР были предприняты различные шаги, в том числе по наделению МИД Каз.ССР в середине 1940-х полномочиями «вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения», которые в дальнейшем не были реализованными. Несмотря на данное обстоятельство, можно говорить об определенном первоначальном опыте формирования правовой базы функционирования казахстанского внешнеполитического ведомства в советский период. С обретением независимости в Казахстан вернулось двенадцать высококвалифицированных дипломатов, проработавших многие годы в системе МИД СССР. Благодаря этому шагу, за сравнительно короткий период (полгода) обновленному казахстанскому внешнеполитическому ведомству удалось создать основной костяк опытных дипломатов, в том числе возглавивших процесс по полной перестройке деятельности существовавшего республиканского МИДа, функции которого в советский период были существенно ограничены. Одним из первых итогов работы профессионалов стала подготовка соответствующей нормативно-правовой базы функционирования МИД РК. Этому во многом способствовали знания и опыт специалистов, проработавших в ключевых подразделениях МИД СССР, где они могли получить соответствующие знания. Итогом напряженной работы профессионалов утверждение 2 июля 1992 г. Указами Президента РК Н.А.Назарбаева трех основополагающих положений: «О МИД РК», «О Посольстве РК», «Об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла РК, аккредитованного в других странах». Указанные положения стали первыми документами разработанными и принятыми в странах СНГ, которые упорядочили деятельность казахстанского внешнеполитического ведомства. Данное обстоятельство в дальнейшем существенно облегчило не только деятельность МИД РК, а также казахстанских дипломатических представительств за рубежом, но позволило специалистам сфокусироваться на решении актуальных проблемах, связанных с судьбой находившегося на территории страны ядерного оружия, оставшегося в наследие от Советского Союза, а также на выстраивании сотрудничества Казахстана с основными внешнеполитическими партнерами в мире и регионе, а также ведущими международными организациями. Примечательно, что именно к данному периоду относится появления двух инициатив Президента Н.А.Назарбаева. В 1992 г. Глава государства предложил созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, а в 1994 г. - идею о создании Евразийского союза. Достигнув определенных позитивов в решении данных проблем, Казахстан к 1995 г. смог выйти на свою первую концепцию внешней политики. Учитывая вышеупомянутое, данное работа показывает взаимосвязь и взаимозависимость всех важнейших событий, происшедших в истории казахстанской дипломатии в период 1991-1996 гг., включая также и советский период, который сам по себе не было предметом исследования. Суммируя изложенное, можно отметить, что во многом сочетание в исследуемый период всех вышеупомянутых событий позволило казахстанской дипломатии создать необходимые предпосылки для дальнейшего позиционирования Казахстана на международной арене в качестве ответственного и надежного члена мирового сообщества. Именно наша страна оказалась в дальнейшем способной первой среди государств постсоветского пространства провести саммит ОБСЕ, и стать первой в СНГ страной-непостоянным членом СБ ООН. Хронологические рамки дипломного проекта охватывают 1991-1996 годы. В работе также дан ретроспективный взгляд на период советской дипломатической службы, отсутствие которого не позволяет сформировать целостное представление о становлении казахстанской дипломатии в указанный период. Объектом исследования является деятельность МИДв исследуемый период. Предмет исследование – становление дипломатической службы РК в том числе по созданию соответствующей нормативно-правовой базы, необходимой для дальнейшего развития казахстанской дипломатии. Цель исследования заключается в раскрытии эволюции становления дипломатической службы Казахстана (включая советский период деятельности), которой в первые годы независимости удалось создать нормативно-правовую базу функционирования Министерства иностранных дел, а также реализовать первые шаги на международной арене, что, в конечном итоге, позволило специалистам МИД РК выйти на первую внешнеполитическую концепцию РК, которая не является темой исследования данной работы. В соответствии с поставленной целью основными задачами дипломного проекта являются: – анализ формирования, развития и реформирования дипломатической службы Казахской ССР; – определение роли и места МИД Каз.ССР в советской государственной системе; – анализ становления дипломатической службы Казахстана в первые годы независимости; – анализ формирования нормативно-правовой базы функционирования МИД РК в исследуемый период; – краткое изложение основных внешнеполитических шагов, направленных на выстраивание конструктивного сотрудничества Казахстана с основными внешнеполитическим партнерами и ключевыми международными организациями, что в дальнейшем позволило специалистам выйти на первый концептуальный документ в области внешней политики. – разработка практических рекомендаций, связанных с систематизированием и логическим увязыванием происшедших в начале 1990-х гг. событий, для формирования у нынешних специалистов МИД РК и аналитиков целостного представления о становлении казахстанской дипломатической службы в исследуемый период, а также понимания ими логики, мотивов и целей, которые преследовали профессионалы внешнеполитического ведомства в первые годы независимости РК. Методологической основой данной дипломной работы является принцип историзма, позволивший раскрыть предмет исследования. При этом активно использовался метод системного анализа. Применялся также подход к исследованию как комплексу проблем, которые находились в едином процессе. При этом, авторы постарались показать взаимосвязь и взаимозависимость происшедших событий. Источниковую базу работы составляют выступления и послания Первого Президента РК Н.А.Назарбаева [1], а также мемуары [2] Главы государства, в которых говорится о формировании приоритет внешней политики Казахстан. В исследовании также используются мемуары [3] и монографии [4-6] действующего главы государства К.К.Токаева в его бытность министром иностранных дел РК. К источникам также относятся мемуары известных казахстанских дипломатов, занимавших в начальный период становления МИД РК руководящие посты во внешнеполитическом ведомстве. Одним из них является С.А.Курмангужин [6], непосредственным образом возглавлявший работу по формированию нормативно-правовой базы деятельности МИД РК в 1992 году. Среди источников необходимо упомянуть тексты соответствующих указов Президента РК: Указ от 2 июля 1992 г. № 831 «О положения о МИД РК» [8], Указ от 2 июля 1992 г. N 832. «О положении о Посольстве РК» [9] и Указ от 2 июля 1992 г. N 833 «О положении об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла РК, аккредитованного в других государствах [10]. Одним из источников является Закон РК от 12 ноября 1997 г. № 187-1 «О дипломатической службе РК» [11]. Среди источников следует упомянуть сборник правовых актов «Казахстанско-российские отношения: 25 лет стратегического взаимодействия. Сборник документов» [12]. В дипломном проекте использовались ряд важных работ. В частности, изданные под общей редакцией К.К.Токаев книга «Дипломатическая служба РК. Учебное пособие» от 2005 года [13]. Особого упоминания заслуживает издание «Актуальные проблемы внешней политики Казахстана». Сборник статей» [14] Существенный фактологический материал содержится в работе С.А.Курмангужина «Из истории деятельности внешнеполитического ведомства Казахстана под руководством Т.Т.Тажибаева», где дается картина деятельности МИД Казахской ССРв советский период [15]. В исследовании также использовались монографии и статьи профессиональных дипломатов: А.Х.Арыстанбековой. [16], М.А.Артыкбековой[17] иР.С.Курмангужин [18]. Определенный интерес представило диссертационное исследование Т.К.Токаева [19]. Особого упоминания заслуживают работы казахстанских исследователей. В частности,Т.А.Мансурова [20] и И.М.Козыбаева [21-23], а также других исследователей [24]. В работе использовались исследования российских специалистов В.В.Наумкина [25],С.М.Юна [26] и С.В.Голунова [27]. Среди западных экспертов заслуживает упоминания исследование П.Подвига[28]. В работе также использовались публикации зарубежных дипломатов [29], исследования по внешней политике СССР [30], публикации в казахстанских СМИ [31]. Отдельного упоминания заслуживает работа казахстанского исследователя И.М.Козыбаева, который, работая в системе МИД РК, опубликовал ряд заслуживающих внимания работ[32]. Научная новизна работы заключается в том, что в дипломном проекте практически впервые предпринята попытка объединить в одном исследовании по возможности максимальный комплекс вопросов, связанных с становлением и развитием казахстанской дипломатической службы, в т.ч. по формированию нормативно-правовой базы деятельности МИД Казахстан, включая советский период. Другой относительной новизной исследования является логическое изложение предпринятых РК в начале 1990-х шагов на международной арене, в т.ч. по выстраиванию прагматического сотрудничества с основными внешнеполитическими партнерами, а также ведущими международными организациями. Данное обстоятельство в конечном итоге позволило не только сформировать у Казахстана понимание собственных приоритетов, но и выйти на первую свою Концепцию внешней политики. Практическая значимость исследования состоит в том, что ряд положений данной работы, включая относительно новые фактологические данные, логику изложения материала могут быть использованы в ходе подготовки и чтения различных курсов по специальности «Международные отношения», а также разработки соответствующих учебных пособий в вузах, осуществляющих подготовку кадров для дипломатической службы РК. Предложенная в дипломном проекте логическая связь происшедших исторических событий могла бы быть в качестве рекомендации использована специалистами МИД РК, а также исследователями для формирования целостного представления относительно становления казахстанской дипломатической службы в исследуемый период. Структура дипломного проекта состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. ?
Содержание

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ........................................................3 ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................4 1 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЕДОМСТВО КАЗАХСТАНА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ..................................................................9 1.1 Первые казахстанские дипломаты…………………………………….9 1.2 Образование Союзно-республиканского народного комиссариата иностранных дел (НКИД) Казахской ССР.............................................10 1.3 Переименование НКИД в Министерство иностранных дел Казахской ССР…………………………………………………………………………..13 1.4 Ведение освобожденной должности министра иностранных дел Казахской ССР……………………………………………………………16 2 СОЗДАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИД РК......................................................................19 2.1 Положение о Министерстве иностранных дел РК.............................................................................................................19 2.2 Положение о Посольстве РК.............................. ...22 2.3 Положение об основных обязанностях и пpавах Чpезвычайного и Полномочного Посла РК, аккpедитованного в дpугих госудаpствах...................................................................................................23 2.4 Опыт формирования нормативно-правовой базы внешнеполитического ведомства в странах СНГ....................................26 2.5 Комплектование аппарата МИД РК и его загранучреждений……..27 3 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РК ..................................................................................................................30 3.1 Ликвидация ядерного оружия на территории Казахстана………...30 3.2 Выстраивание конструктивного взаимодействия с основными патрнерами Казахстан на международной арене......................................35 3.3. Ключевые внешнеполитические инициативы Казахстана…………38 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................40 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................42
Список литературы

1. Н.А.Назарбаев. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства», Алма-Ата, 1992. – Режим доступа: https://elbasy.kz/sites/default/files/pagefiles/2019-06/919fc228960fc202bf3293d7736c11ea.pdf 2. Н.А.Назарбаев. На пороге XXI века. Алматы. 1996. 3. К.К.Токаев. Преодоление. Дипломатические очерки. Алматы. АО «САК – НП ПИК «GAUHAR». 2003. 4. К.К.Токаев. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана /. Алматы: Білім, 1997. 5. К.К.Токаев. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы: АО «САК, НП ПИК «GAUHAR». 2000. 6. Касым-Жомарт Токаев «Патриарх казахстанской дипломатии» / Кем был для меня Салим Алмаганбетович Курмангужин: Сборник, Алматы, ИД «Жибек жолы», 2019 7. Курмангужин С.А. 45 лет на дипломатической службе: Мемуары. Алматы: ИД «Жибек Жолы. 2003. 8. Закон СССР от 1 февраля 1944 г. «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». – Режим доступа: http://base.garant.ru/3946734/#ixzz6MP3PFdSA 9. Указ Президента Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 831 «Об утверждении Положения о Министерстве иностранных дел Республики Казахстан» 10. Указ Пpезидента Республики Казахстан от 2 июля 1992 года N 832. «О положении Посольстве Республики Казахстан». – Режим доступа: https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/mejdunapodnyie_otnosheniya_respubliki_kazahstan/id-U920000832_/ 11. Указ Президента Республики Казахстан от 2 июля 1992 г. N 833 «О положении об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан, аккредитованного в других государствах. – Режим доступа: https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/mejdunapodnyie_otnosheniya_respubliki_kazahstan/id-U920000833_/ 12. Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года № 187-1 «О дипломатической службе Республики Казахстан»/ 13. Казахстанско-российские отношения: 25 лет стратегического взаимодействия. Сборник документов 1992–2016. М. 2017. 14. Дипломатическая служба Республики Казахстан. Учебное пособие /Под общей редакцией К.К.Токаева. А.: Дом печати Эдельвейс», 2005. 15. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей. М. «Русский раритет». 1998. 16. Курмангужин С.А. Из истории деятельности внешнеполитического ведомства Казахстана под руководством Т.Т.Тажибаева / Kazakhstan and contemporary world. 2004. С. 200–208. 17. А.Х.Арыстанбекова. Казахстан в ООН: история и перспективы. Алматы: Дайк-Пресс». 2004. 18. М.А.Артыкбекова. Образ истинного дипломата. / Кем был для меня Салим Алмаганбетович Курмангужин: Сборник, Алматы, ИД «Жибек жолы», 2019. С 49-52. 19. Р.С.Курмангужин. Республика Казахстан – Европейский Союз: казахстанские инициативы по сотрудничеству с Евросоюзом (2000-2010). Астана. 2014. 20. Т.К.Токаев. Стратегия Республики Казахстан в отношении Запада: национальные интересы, приоритеты, направления: автореферат дис. ... канд. политич. наук: 23.00.04 / Дипломат. акад. МИД РФ. Москва, 2009. С.15. – Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003473347#?page=15 21. Мансуров Т.А. Полпред Назир Тюрякулов: Дипломат, политик, гражданин. М: Реал-Пресс, 2003. 22.Козыбаев И.М. Дипломатия Казахстана: страницы истории. Алматы, 2001, 23. Михаил Исиналиев – политик и дипломат: Документальные очерки / сост. И.М.Козыбаев.Алматы:Раритет, 2018. 24. Михаил Есен?лиев. ?негелі ?мірю. 26-шы? / Ред. бас?. ?.М.М?танов.- Алматы: ?аза? университеті, 2013. 25. Бейсенбаев С., Кульбаев С. Турар Рыскулов. Алма–Ата, 1974. С. 28–29. Цит. по Исмаилов А.И. Турар Рыскулов – государственный деятель. – Режим доступа: http://library.wksu.kz/dmdocuments/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%80%20%D0%A0%D1%8B%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2.pdf. 26. В.В.Наумкин. Торговый прорыв СССР в Аравию (1920–1930 гг.): нереализованные возможности // Экономическая история. 2018. Т. 14. № 1. – Режим доступа: http://jeh.isi.mrsu.ru/assets/econ_hist_2018_40_5.pdf. 27. С.М. Юн Политика Европейского Союза в Центральной Азии: от «открытия» региона к «стратегии нового партнерства» (1992-2008 гг.). Томск, 2009. 28. С.В.Голунов. Казахстанско-российские отношения: безбрежные горизонты и подводные камни./ Полития, №4(51). 2008.С.50. 29. Pavel Podvig (ed.), Russian Strategic Nuclear Forces (Massachusetts: MIT Press, 2004. 30. Ат-Турки М.А. Восстановление саудовско-советских отношений: сближение сторон и его международный контекст / Вестник РУДН. Серия «Международные отношения», 2007. №3. С.49–59. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovlenie-saudovsko-sovetskih-otnosheniy-sblizhenie-storon-i-ego-mezhdunarodnyy-kontekst/viewer. 31. История внешней политики СССР. Т. 1. 1919–1045 гг. Москва. «Наука». 1976. 32. От НКИД до наших дней: преемственность, прагматизм и нацеленность на успех / Деловой Казахстан. 13 апреля 2020 года. – Режим доступа: https://www.dknews.kz/inner-news.php?id_ 33. Козыбаев И.М. Вопросы внешней политики и истории Казахстана. Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2014. 34. Сайт Президента Республики Казахстан. – Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/events/glava-gosudarstva-nursultan-nazarbaev-pribyl-s-oficialnym-vizitom-v-soedinnenye-shtaty-ameriki
Отрывок из работы

1 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЕДОМСТВО КАЗАХСТАНА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 1.1 Первые казахстанские дипломаты До образования Союзно-республиканского народного комиссариата по иностранным делам Каз. ССР в 1944 г. выходцы из Казахстана работали в 1920-30-х гг. на различных постах в системе советской государственно-дипломатической службы. Так, известный государственный деятель Турар Рыскулов в период 1924-1925 гг. был командирован в столицу Монголии Урга (Улан-Батор) уполномоченным Исполнительного комитета коммунистического интернационала (ИККИ). Он принимал непосредственное участие в подготовке первой конституции Монголии, которая была утверждена в ноябре 1924 г. в ходе работы Первого Великого Народного Хурала –Парламента Монголии. Примечательно, что именно по предложению Т.Рыскулова Урга была переименована в Улан-Батор. Его работа на посту уполномоченного ИККИ была высоко оценена Народным комиссаром по иностранным делам СССР Г.В.Чичериным, который, характеризуя Т.Рыскулова, писал «его политическая линия, в общем глубоко правильна и должна быть нами поддерживаема» [25, С. 28-29]. Другим известным дипломатом был НазирТурекулов, который являлся в последние годы своей загранкомандировки полномочным представителем СССР в Хиджазе (Саудовская Аравия). Как отмечает в своих исследованиях известный востоковед В.Наумкин, что благодаря деятельности нового советского полпреда в Джидде Н.Тюрякулова удалось преодолеть сопротивление англофилов в окружении короля. В частности СССР добился заключения саудовцами контракта с Союзнефтеэкспортом о покупке в кредит бензина и керосина на 150 тыс. долл. Очередным достижением Н.Турекулова стал состоявшийся в мае-июне 1932 г. визит в Москву сына короля, министра иностранных дел и вице-короля Хиджаза эмира Фейсала. В тот период СССР ставил задачу подписать с Хиджазем два договора: о дружбе и о торговле. Король Аль-Сауд, со своей стороны, намеревался получить от СССР товарный кредит, а в дальнейшем и крайне необходимую для своей страны финансовую помощь.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Политология, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Политология, 69 страниц
1725 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg