Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Половая дифференциация младших школьников и методы работы, учитывающие её

stasya88 420 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.12.2020
Анализ отечественного и зарубежного-педагогического опыта, главным и основным доводом которого являются требования перестройки образовательной сферы в нашей стране, а именно переход отечественной школы от традиционно «знаниевой» парадигмы к личностноразвивающей, определяет необходимость организации учебно-воспитательного процесса в школе с учетом всего многообразия индивидуальных и психофизилогических особенностей ученика при обеспечении и поддержке процессов его самопознания, самоактуализации и самореализации.
Введение

«Гендерное равенство означает, что процессы и достижения в области образования, учитывающие гендерные аспекты, дают возможность получать значимые результаты в области образования, которые связывают преимущества образования с социальной и экономической жизнью». Наше исследование направлено на выявление значительных, предметных гендерных неравенств на уровне начального образования. А также предложения, как достичь максимального результата от учебы, учитывая эти неравенства. Такие значительные различия в успеваемости могут иметь важные последствия для будущего благополучия учеников. Низкие навыки грамотности среди мальчиков могут понижать вероятность участия мужчин в высшем образовании и возможности карьерного роста. Низкий уровень успеваемости по математике и естественным наукам среди девочек может снизить интерес к карьере в науке, технике, технике и математике (считается, что она дает большие возможности для более высоких доходов). Анализ, представленный в этом отчете, состоит из трех частей. Во-первых, мы определили и описали гендерные различия на основе теоретических и исследовательских работ. Во-вторых, мы сравнивали результаты, проведенные в период 8-ми месяцев, с целью достижения тенденций и изменений представлений о половой дифференциации. На заключительном этапе мы исследовали факторы, которые могут быть связаны с очевидным генетическим разрывом учеников в образовательной сфере, уделяя внимание достижениям второго и четвертого класса по математике, чтению и естественным наукам. Научная постановка проблемы половой дифференциации обучения школьников обусловлена насущной потребностью обновления системы образования. Прежде всего, это касается набирающей в последние годы силу тенденции гуманизации учебно-воспитательного процесса. Мировое педагогическое сообщество объявило гуманизм основополагающим принципом социального прогресса и развития образования. Половая дифференциация обучения школьников, при которой учитель организует работу с учащимися с учетом их отличительных особенностей как мальчиков и девочек, имеет глубокую гуманистическую природу, поэтому ее внедрение выступает как средство гуманизации данной темы образования. Кроме психофизиологической основы отличительных особенностей мальчиков и девочек, существует социальный аспект развития личности ребенка, т.е. социально обусловленные представления о мужчине и женщине, их месте и роли в обществе. Эти представления оказывают большое влияние на гендерную культуру ребенка. Необходимо, чтобы процесс обучения и воспитания учащихся был комфортным психологически и способствовал их личностному развитию. В 2004 году была принята Гендерная стратегия РФ, в которой актуализируется значимость развития гендерно ориентированных программ в процессе модернизации российского образования. В российской образовательной практике есть ряд попыток решить проблему учета половозрастных особенностей учащихся (создание, наряду с традиционными, классов с раздельным обучением, организация полодифференцированного преподавания отдельных учебных предметов). Вместе с тем приходится констатировать, что в реальной образовательной практике учитель ориентируется на некоего среднего ученика без учета его психофизиологических особенностей. В условиях гетерогенного класса половозрастные особенности детей не принимаются во внимание. Типовые программы и стратегии реализации таких программ учителями не отвечают логике и психофизиологическим особенностям развития познавательных процессов учащихся разного пола. Это находит отражение уже в младшем школьном возрасте, который имеет особое значение в связи с тем, что именно в этот период происходит интенсивное формирование когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер учащихся разного пола. Младший школьный возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сенситивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера. Организация личностно ориентированного обучения в начальной школе также предполагает необходимость учета того, что интересы и возможности девочек и мальчиков в изучении различных предметов подчас оказываются противоположными. Все вышесказанное обусловливает актуальность исследования педагогического обеспечения в учебно-воспитательном процессе половой дифференциации обучения младших школьников. Однако остаются недостаточно разработанными педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников. Отмечая несомненную ценность разработанных фундаментальных положений по общепедагогическим проблемам дифференцированного подхода к обучению и ее базовых характеристик, следует признать, что на современном этапе требуют тщательного анализа накопленный опыт и теоретические подходы к половой дифференциации обучения младших школьников. Таким образом, обнаруживаются противоречия между существующими психофизиологическими особенностями школьников мужского и женского пола и необходимостью достижения ими единых результатов в процессе совместного обучения; между необходимостью учета особенностей пола обучающихся мальчиков и девочек и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогического обеспечения процесса дифференцированного по полу обучения младших школьников. Данные противоречия определили проблему исследования: каковы сущность, особенности, технология и педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников? Обозначенная проблема определила выбор темы исследования: «Педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников». Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников в практике общеобразовательной школы. Объект исследования: процесс половой дифференциации обучения учащихся общеобразовательной школы. Предмет исследования: педагогические условия половой дифференциации обучения младших школьников. Гипотеза исследования. Процесс половой дифференциации обучения младших школьников будет более эффективным, если: - опираться на исторический отечественный и зарубежный опыт дифференцированного по полу обучения; - процесс обучения будет базироваться на выборе учебной стратегии, обусловленной личностной ориентацией образовательного процесса и психофизиологическими особенностями мальчиков и девочек; - использовать педагогическую технологию преодоления барьеров половой дифференциации обучения в начальной школе; - деятельность учителя начальной школы будет опираться на адекватные педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения, учитывающего половые особенности младших школьников. Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования предопределили необходимость решения следующих задач: ? выявить и раскрыть историко-педагогические и культурные предпосылки развития проблемы половой дифференциации обучения в отечественной и зарубежной теории и практике; ? раскрыть сущность, содержание и основные характеристики понятия «половая дифференциация обучения» в контексте психолого-педагогических исследований; ? разработать и в опытно-экспериментальной работе апробировать педагогическую технологию преодоления барьеров половой дифференциации обучения в начальной школе; ? теоретически и экспериментально обосновать комплекс педагогических условий половой дифференциации обучения младших школьников. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ и синтез; изучение философской, психолого-педагогической, методической литературы, документов учебных заведений; изучение программных, нормативно-правовых документов; обобщение передового педагогического опыта; опросно-диагностические методы (опрос, наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование); практические методы (изучение продуктов деятельности, изучение школьной документации); педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы статистической обработки информации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем содержатся основные положения, дополняющие теорию гендерного подхода в педагогическом развитии, в условиях педагогической половой дифференциации обучения младших школьников. Результаты исследования конкретизируют современные подходы к дифференцированному гендерному обучению и позволяют разрабатывать технологические основы подготовки учителей для реализации половой дифференциации обучения в образовательном пространстве школы. Практическая значимость курсового исследования определяется тем, что полученные результаты обеспечивают эффективную реализацию половой дифференциации обучения младших школьников. Использование в учебном процессе педагогических технологий с учетом половых особенностей младших школьников, способствует формированию учебной мотивации; способствует развитию основных умственных операций учеников; оказывает влияние на формирование личности мальчиков и девочек. Разработанные в ходе исследования образовательные технологии, дифференцированные по половому воспитанию младших школьников, могут широко использоваться на базе учебных заведений, в средних и высших педагогических учебных заведениях. Результаты исследования могут быть использованы в качестве материала для преподавания курса лекций по гендерным вопросам.
Содержание

Введение………………………………………………….……………….….…3 Глава I. Историко-теоретические аспекты педагогического обеспечения половой дифференциации обучения младших школьников………………………………………..………………………….9 1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «половая дифференциация обучения» в контексте психолого-педагогических исследований…………………………………….…….…..................................9 1.2. Половая дифференциация обучения младших школьников как междисциплинарная проблема …………………………………….…………..20 1.3. Научно-практическое обоснование педагогических условий половой дифференциации обучения младших школьников ………………………………………………………………………………..….26 Глава II. Экспериментальная работа по реализации половой дифференциации обучения младших школьников …………………………………………………………………………………...30 2.1. Методика, ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности педагогического обеспечения половой дифференциации обучения младших школьников………………………………………………………………..……30 2.2. Результаты исследования и их анализ ……………..…………….35 2.3. Заключение по второй главе……………………………………….48 Вывод…………………………………………………………..……………….51 Список использованной литературы……………………………………...55
Список литературы

1. Абраменкова В.В; Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. - № 5. -С. 103 - 120. 2. Аристотель. О возникновении животных / Аристотель// Издательство: Москва - Ленинград. Издательство Академии наук СССР, 1940. - С.90 — 184. 3. Аристотель. Политика / Аристотель// Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1975. -550 с. 4. Арнот М., Дэвид М. и Вейнер Г., 1999. «Преодоление гендерного разрыва: послевоенные образовательные и социальные перемены». Кембридж: Полити Пресс. 5. Алекесеев В.М. Мужчина и Женщина: женщина умнее, или почему ненавидят мальчиков. http: //theideology. narod. ru/matrix/manetwoman Ol.html. 6. Анастази A.A. Дифференциальная психология. М. Эксмопресс, 2008.-678 с. 7. Августин А. Исповедь / А. Августин// М.: Гендальф, 1992. .- С.56-78. 8. Белецкая Л.В. Гендерно-ориентированный подход к обучению и воспитанию в российской педагогике 60-х годов XIX века: Дис.канд.пед.наук Текст. / Л.В. Белецкая. Пятигорск, 2005. - 217 с. 9. Брайсон В. Политическая теория феминизма /В.Брайсон. М.: Идея -npecc.-2008.-304 с. 10. Булатова JI.A. Гендерные аспекты преподавания в вузе /Л.А. Булатова// Материалы 2-й международной междисциплинарной научно-практической конференции. Минск, 1999. — С. 111-117. 11. Выготский JI.C. Развитие высших психических функций / JI.C. Выготский. М., 1960. - 500 с. 12. Виноградова Т.В., Семенов В.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов //Вопросы психологии. — 1993. №2. — С.63-71. 13. Платон. Государство // Собр.соч:: В 4 т./ Платон// Т.2.- М.: Мысль, 1993.-528 с. 14. Платон. Законы/ Соч.: В 3 т./ Платон// М.: Мысль, 1972. - 832 с. 15. Платон. Пир // Собр.соч.: В 4 т./ Платон// М:: Мысль, 1994. - 528 с. 16. Попова JI.В. Что нужно знать воспитателям о том, как мальчики и девочки научаются быть мужчинами и женщинами / Тендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск; 2001. - Ч. 1. С.40-48. 17. Попова Л.В. Психологические: исследования и тендерный подход // Женщина. Тендер. Культура. М., МЦГИ, 1999. - С.119-130. 18. Руссо Ж.-Ж. Избр.соч.: В 3 т. / Ж.-Ж. Руссо// М.: Мысль, 1961. -851с. 19. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании / Ж.-Ж. Руссо// Избр.соч.: В 3 т. М.: Наука, 1961. - 851с. 20. Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. - 232 с. 21. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Собр. соч., Т. 6.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. 376 с. 22. Фрейд 3. Женственность / 3. Фрейд// Сновидения: Избранные лекции.- М.: Харьков, 1991. С.158-180. 23. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Роль правого и левого полушария в регуляции положительных и отрицательных эмоций у детей //Взаимоотношения полушарий мозга, Тбилиси, 1982. — 214 с. 24. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки два разных мира.- М.: Линка Пресс, 1988. - 184 с. 25. Шустова Л.П. Тендерное образование педагогических кадров Текст. / Л.П. Шустова // Ученые записки Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. -2010. №1. - С. 95-99. 26. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с. 27. За рамками «Гендерных войн». Разговор о девочках, мальчиках и образовании. Опубликовано Американской ассоциацией женщин-университетов, 2001 г. 50. 28. Фредрикссон, У., Хольцер, Т., МакКласки-Кавин, Х. и Таубе, К., 2009. Сильные и слабые стороны шведской и швейцарской систем образования: сравнительный анализ на основе данных PISA. Европейский образовательный журнал исследований8 (1), с. 54-68 29. Годдард-Спир, М., 1989. Различия между письменными работами мальчиков и девочек. Британский образовательный журнал исследований, 15 (3), с. 271-277. 30. ЮНЕСКО: Tercer Estudio Regional Comparativo y Explicativo (TERCE). Analisis curricular (2018) URL: http://www.unesco.org/new/es/media-services/single-view-tv-release/news/tercer_estudio_regional_comparativo_y_explicativo_terce_a/ 31. Lafontaine, D. & Monseur, C., 2009. Гендерный разрыв в сравнительных исследованиях понимания прочитанного: в какой степени характеристики теста имеют значение? Европейский образовательный журнал исследований, 8 (1), с. 69-79. 32. Martin, MO et al., 2008. Международный научный доклад TIMSS 2007: результаты исследований IEA в области изучения международной математики и естественных наук в четвертом и восьмом классах. Честнат Хилл, Массачусетс: Международный учебный центр TIMSS & PIRLS, Бостонский колледж. 33. Смит, Э. и Дармоди, М., 2007. Достаточно человека, чтобы сделать это? Девочки и нетрадиционные предметы в младших классах средней школы, ESRI Working Papers, WP198. URL: http://www.esri.ie/UserFiles/publications/20070711094151/WP198.pdf 34. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. - №4. - С.6-20. 35. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX века: Учеб. пособие. М.: Наука, 2006. - 416 с. 36. Hyde, JS (2005). Гендерное сходство гипотезы. Американский психолог, 60 (6), 581-592. 37. David Gillborn // Race Ethnicity and Education. 38. Accounting for ethos or programmes for conduct? The brave new world of research ethics committees // R Boden, D Epstein, J Latimer// The Sociological Review 57 (4), 727-749 39. Gender differences in primary and secondary education: Are girls really outperforming boys? Geert Driessen and Annemarie van Langen // International Review of Education / Internationale Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft / Revue Internationale de l'Education//Vol. 59, No. 1 (June 2013), pp. 67-86 40. Фриш A.C. Человек будущего формируется в коллективе. Материалы к лекции Текст. / А. С. Фриш. М.: Знание, 1965. - 48 с. 41. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Общая педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Владос. 2003. - 256 с. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 224 с.
Отрывок из работы

Глава I Историко-теоретические аспекты педагогического обеспечения половой дифференциации обучения младших школьников 1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятия «половая дифференциация обучения» в контексте психолого-педагогических исследований Определение гендера, от которого отталкиваются многие современные и зарубежные источники, привел американский социолог Э. Гидденс: «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности» [26]. Как свидетельствует отечественная и зарубежная теория и практика образования, ни одна прикладная научно-педагогическая проблема не может быть исследована, разработана и успешно решена без историко-педагогического анализа, накопленного в процессе развития человечества, общества, системы образования. В связи с этим в первой главе предпринята попытка на основе ретроспективного анализа выявить исторические, образовательные и культурные предпосылки для развития проблемы половой дифференциации обучения в отечественной и зарубежной теории и практике, а также определить существенные характеристики понятие «половая дифференциация обучения». Проблема неравенства пола существовала еще в древнем периоде, и, несмотря на то что, были еще не рассмотрены педагогические аспекты пола, истоки педагогической теории половой дифференциации обучения необходимо искать уже здесь.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg