Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольника средствами музыки

happy_woman 2300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.12.2020
Объект исследования: процесс развития эмоциональной отзывчивости дошкольников. Предмет исследования: развитие эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника средствами музыки. Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством музыки. Гипотеза исследования: эффективное развитие эмоциональной отзывчивости ребенка средствами музыки возможно, если: - исследовать особенности эмоционального развития дошкольников два раза в год; - организовать процесс восприятия музыки с учетом индивидуальных особенностей проявления эмоциональности детьми старшего дошкольного возраста; - разработать программу развития эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством музыки. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования: 1) раскрыть теоретические подходы к решению проблемы использования музыки в развитии эмоциональной сферы ребенка и определить содержание понятия «эмоциональная отзывчивость». 2) выявить психолого-педагогические особенности развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников. 3) диагностировать уровень развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на начальном этапе исследования; 4) Разработать программу, направленную на развитие эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников в музыкальной деятельности и проверить ее эффективность; Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись методы исследования: анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме; анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение педагогического процесса, эксперимент, анализ полученных данных и их обобщение. Методики исследования: 1)методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Понимание ребенком эмоционального состояния других» ; 2)методика «Неоконченные ситуации» А.М. Щетининой, Л.В. Кирс ; 3) «Музыкальная палитра» Л.В.Егоровой Методологическими основами исследования являются: 1) исследования в области детской психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Г. А. Урунтаева и др.); 2) исследования закономерностей развития эмоциональной сферы дошкольников (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев); 3) исследования развивающего и воспитательного потенциала музыкального искусства Д. Кабалевского, В. Е. Назайкинского, Б. М. Теплова; 4) методические разработки современных теоретиков и практиков музыкального воспитания дошкольников - И. В. Груздовой, Е. А. Дубровской, О. П. Радынова, П. М. Чумичева. Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» с.Новотроицкое Альметьевского района. В исследование принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет (экспериментальная и контрольная группы). Научная новизна исследования заключается в том, что составлен и апробирован комплекс занятий, который направлен на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка в процессе слушания музыки в повседневной жизни дошкольной образовательной организации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе проанализирован, обобщен, систематизирован научный материал по проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста средствами музыки. Разработана программа развития эмоциональной сферы дошкольников, включающая целенаправленное использование музыки. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в практике диагностики и развития эмоциональной сферы дошкольников: - разработанная комплексная программа психолого-педагогического развития эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством музыки может быть использована в дошкольных образовательных организациях; - материалы исследования могут быть использованы при подготовке будущих педагогов и психологов в системе высшего профессионального образования, на курсах повышения квалификации педагогов-психологов, а также могут пополнить учебные курсы. Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе проведено исследование проблемы развития эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, рассмотрено влияние музыки на эмоциональное развитие дошкольников. Во второй главе была проведена диагностика развития эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте средствами музыки, изучена методика развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте, проведена диагностика развития эмоциональной сферы старших дошкольников, был дан сравнительный анализ результатов исследования. Заключение содержит анализ и обобщение работы, ее эффективность. В список литературы включены основные публикации, изученные по данной теме. Приложения содержат конспекты игровых занятий, проводимых в формирующем этапе; описание диагностического инструментария.
Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что эмоциональная сфера ребенка является объектом пристального внимания ученых и практиков. Трудно переоценить значение эмоций в управлении человеческим поведением. Авторы, изучавшие эмоции, отмечают, что их мотивирующая роль связана с эмоциями, связанными с потребностями и их удовлетворением. Уровень продуктивности овладения различными видами деятельности и самооценки зависит от эмоционального состояния ребенка. В повседневной жизни приоритет отдается эмоциям. Изучение эмоций длится уже более 100 лет, написано много книг об эмоциях, проведено много сложных экспериментов, но даже сейчас можно найти высказывания , что «невозможно дать эмоциям точное научное определение». Проблема эмоций была разработана в психологических исследованиях Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна, Д. Б. Эльконин, Я. З. Неверович, Т. А. Маркова. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка в образовательном процессе, педагогических средств и методов ее развития раскрыта в работах А. Д. Кошелевой, Н. А.Кряжевой, Г. Любиной, А. П. Усовой. Благодаря этим исследованиям выявляются общие характеристики эмоций, разрабатывается классификация, раскрывается роль эмоций в жизни человека, выявляются возрастные особенности их развития. Особенности формирования и функционирования эмоциональной сферы в дошкольном возрасте уже давно признаны психологами важной проблемой. Музыка играет огромную роль в гармонизации и обогащении эмоциональной сферы дошкольников. Она уводит ребенка в сферу чувств и переживаний, наполняя и компенсируя через воображение его духовные потребности. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей, реализует художественное познание мира, реализует творческий потенциал. Организация детского взаимодействия с искусством помогает детям выражать свои эмоции и чувства с помощью близких им средств: звуков, красок, движений, слов. Дети учатся понимать не только свои собственные чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему виду через мимику и пантомиму. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре, в различных эмоциональных состояниях. На сегодняшний день проблема развития эмоциональной сферы дошкольников с помощью музыки недостаточно изучена, отсутствует психолого-педагогическое программно-методическое обеспечение этого процесса. Существующие программные проекты, использующие музыку, часто не подкрепляются экспериментальными исследованиями, что ставит под сомнение оценку их эффективности. Выбор темы исследования обусловлен противоречиями между потенциальными возможностями музыки в развитии эмоциональной отзывчивости дошкольников и недостаточным теоретическим и практическим обоснованием психолого-педагогических условий использования музыки. Решение данного противоречия определило тему исследования: «Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка средствами музыки».
Содержание

Введение 3 I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки 8 1.1. Социально-психологическая характеристика эмоциональной сферы ребенка 8 1.2. Методы и формы развития эмоциональной сферы ребенка 15 1.3. Особенности проведения музыкальных занятий на развитие эмоциональной сферы ребенка 20 Выводы по I главе 24 II. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки 26 2.1. Организация эксперимента и обоснование методик исследования эмоциональной сферы ребенка 26 2.2.Разработка и реализация программы по развитию эмоциональной сферы ребенка средствами музыки 31 Примерное тематическое планирование 32 2.3. Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования 37 Заключение 49 Список использованной литературы 53 Приложения 60
Список литературы

1. Радынова О.П., Катинене А.И, Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников». 2. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей». 3. «Бим – Бам – Бом» Тютюникова Т.Э. 4. Левашова Г. «Музыкальный словарь в рассказах». 5. Давыдова О.И., Майер А.А, Богославец Л.Г. «Проекты в работе с семьей». 6. Журнал «Музыкальный руководитель» №4 2012г. 7. Журнал «Дошкольное воспитание» №4 2007г. 8. Зимина А.Н. «Мы играем, сочиняем!» - Москва, ЮВЕНТА, 2002г. 9. Тютюнникова Т. «Уроки музыки. Система Карла Орфа» - Москва, АСТ, 2000г. 10. Тютюнникова Т. «Шумовой оркестр снаружи и изнутри» - «Музыкальная палитра» №6. 11. Интернет ресурсы: https://www.orff.ru/virtual-school http://pandia.ru/text/78/043/20608.php http://www.ministrana.ru/metodiki-rannego-razvitija/metodika-karla-orfa/
Отрывок из работы

I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы ребенка средствами музыки 1.1. Социально-психологическая характеристика эмоциональной сферы ребенка Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал известный натуралист Чарльз Дарвин, понимаются как средства, с помощью которых живые существа определяют значение определенных условий для удовлетворения своих потребностей. Эмоционально-экспрессивные движения человека - мимика, жесты, пантомимы - выполняют функцию коммуникации, то есть обеспечивают человека информацией о состоянии говорящего и его отношении к происходящему в данный момент, а также функцию воздействия-оказания определенного влияния на то, кто является субъектом восприятия эмоционально-экспрессивных движений [28, С. 47]. Как отечественные, так и зарубежные психологи уделяли большое внимание проблеме эмоций. В последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано много наблюдений над эмоциями, накоплен определенный опыт их экспериментального исследования. В массе фактов уже начинают вырисовываться контуры целостной системы. Первая систематически разработанная интерпретация эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основателем которой является Вильгельм Вундт. Это ясно указывает на двухкомпонентную структуру эмоциональных процессов. Основываясь на эмпирических данных, Вундт выделил шесть основных компонентов сенсорного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-спокойствие, направление-разрешение, что нашло отражение в его трехмерной теории чувств. Эмоциональная сфера человека имеет сложную многоуровневую структуру. Е. П. Ильин выделяет: 1) эмоциональный тон, 2) эмоциональность, 3) личностные черты, 4) чувства. Результатом сочетания этих показателей являются эмоциональные типы людей [13, С. 36]. Эмоция - это следующий эмоциональный феномен, занимающий гораздо более высокое и важное место в эволюционном развитии эмоциональной сферы. Это реакция организма и личности на эмоциональную ситуацию или событие для человека, направленная на адаптацию (приспособление) к ним. В то же время, в отличие от эмоционального тона, который также является реакцией на различные ощущения и впечатления (удовольствие или неудовольствие), эмоция-это специализированная реакция на конкретную ситуацию. Она включает в себя оценку и регулирование потока энергии в соответствии с этой оценкой (ее усиление или ослабление). Эмоции влияют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение и волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из важнейших и сложных проблем психологии и педагогики [9, с. 94]. Дошкольное детство - это период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со своими сверстниками. Это период творчества. Ребенок учится говорить, у него есть творческое воображение. Это период первоначального становления личности. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности дошкольника [18, С. 57], были проведены многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, К. Е. Изард, Я. Н.Герасимов, З. Неверович, П. В. Симонов и др.). Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н. М. Амосов, П. К. Анохин, М. В. Антропова, И. А. Аршавский, А. А. баллон, А. И. Захаров, М. И. Кольцова, А. Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н. А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоциональной сфере ребенка с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевых усилий. Эмоции могут быть безусловно рефлексивными и условно рефлексивными. Условно-рефлекторная эмоция - это эмоциональная реакция на ожидаемый стимул; она позволяет заранее подготовиться к встрече с ним или избежать его. Выражение, используемое в случае эмоций, имеет две функции: сигнализировать о своем состоянии другому человеку и разрядить существующее нервное возбуждение [35, С. 48]. Эмоции включают в себя психический, вегетативный и психомоторный уровни реакции, поэтому эмоция-это психофизиологическое (или эмоциональное) состояние. Поскольку эмоции являются специфическими реакциями на значимые стимулы, человек не может испытывать их постоянно, поскольку не все ситуации и стимулы, с которыми он сталкивается в течение дня, считаются значимыми. Подобно эмоциональному тону, эмоции характеризуются интенсивностью, длительностью и инертностью. Человек оценивает эмоциональное состояние другого человека с помощью специальных выразительных движений, мимики и изменения голоса. Позы, жесты и особенности движений во многом дополняют мимику и играют важную роль в передаче эмоционального состояния. Психология относится к эмоциям кратковременного возбуждения, психическим переживаниям человека, связанным с его отношением к явлениям окружающего мира и внутреннему состоянию. Эмоции играют важную роль в жизни и деятельности человека. Они тесно связаны с интересами, мотивами и стремлениями человека. Эмоции выражают личное отношение человека к предметам и явлениям. Развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой - они сами существенно влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений [21, С. 43]. Маленькие дети часто «захвачены эмоциями», потому что они еще не могут контролировать свои чувства, что может привести к импульсивному поведению, трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Только с личностным ростом и развитием они постепенно развивают способность понимать и контролировать свой собственный опыт, понимать эмоциональное состояние других людей, развивать произвольное поведение, а чувства становятся более устойчивыми и глубокими. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственной, волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: познанием предметов и явлений, которые ребенок непосредственно не наблюдал. Детей интересуют отношения между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти отношения во многом определяет его развитие [11, с. 57]. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают чувствовать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять эту новую ситуацию. Она поддерживает у детей чувство «взрослости» и на ее основе побуждает их стремиться к решению новых, более сложных проблем познания, общения и деятельности. Дошкольный возраст, как писал А. Н. Леонтьев, - это «период первоначальной структуры личности» [41, с. 56]. Именно в это время формируются основные личностные механизмы и образования. Эмоциональная и мотивационная сферы тесно связаны друг с другом, и формируется самосознание. Рис.1.1. Структурные компоненты эмоциональной отзывчивости Маленькие дети характеризуются в целом спокойной эмоциональностью, отсутствием сильных эмоциональных всплесков и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамику восприятия ребенка. Динамика зрительных образов, более свободная и более мягкая по сравнению с эффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Но это не означает снижения насыщенности и интенсивности эмоциональной жизни ребенка [30, с. 83]. Действия ребенка основываются на представлениях о предмете, желаемом результате и возможности его достижения в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с выступлением, позволяют предвидеть результаты действий ребенка. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него возникает эмоциональный образ, отражающий как будущий результат, так и его оценку взрослыми. Ребенок уже заранее знает, хорошо это или плохо он собирается сделать [26, С. 47]. Если он предвидит результат, плохое воспитание, у него тревожное эмоциональное состояние, он способен подавлять нежелательные для окружающих действия. Предвкушение полезного результата действий и полученная в результате оценка со стороны близких взрослых ассоциируется с положительными эмоциями, которые в дальнейшем стимулируют поведение. Наблюдения показывают, что дошкольники в целом оптимистично относятся к жизненным ситуациям. У них веселое, жизнерадостное настроение. Их эмоции обычно сопровождаются выразительными движениями, мимикой, пантомимой. Одной из характерных особенностей дошкольников является недостаточное развитие произвольных действий и поведения. Поэтому в дошкольном возрасте основным мотивом обучения является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к обучению повышает эффективность учебного процесса и в то же время насыщает его положительными эмоциями [47, с. 245]. Для выявления особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста существует ряд диагностических методик, составленных с учетом возрастных особенностей развития. Изучение эмоциональной сферы - это изучение актуального психического состояния [11, с. 36]. Прежде всего, выявляется и определяется степень выраженности таких эмоционально-аффективных расстройств, как депрессия, тревога, эмоциональная лабильность, апатия, повышенное психическое истощение. Ключевые моменты эмоционального развития дошкольника: - овладение социальными формами выражения эмоций; - формируется чувство долга, развиваются эстетические, интеллектуальные и нравственные чувства; - благодаря развитию речи эмоции становятся осознанными; - эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического здоровья. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, развитию его положительных качеств, а также доброжелательному отношению к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любить самого себя. Чувство любви и нежности к близким людям, особенно к родителям, братьям, сестрам, бабушкам, формирует ребенка как психологически здорового человека. Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что от пяти до семи лет-это возраст, когда ребенок начинает узнавать себя среди других людей, когда он выбирает позицию, из которой следует исходить в выборе поведения. Эта позиция может быть основана на добрых чувствах, понимании необходимости вести себя именно так, а не иначе, совести и связанном с ней чувстве долга. Но эта позиция может также породить эгоизм, жадность и расчетливость. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, спонтанен, как кажется. Да, у него мало опыта, его чувства опережают разум. Но в то же время он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям и жизни-это, прежде всего, результат влияния взрослых, которые его воспитывают. 1.2. Методы и формы развития эмоциональной отзывчивости дошкольника Проблема развития эмоциональной отзывчивости является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста, а эти нарушения мешают нормальному физическому, умственному, эмоциональному развитию ребенка. [3] Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их эмоциональной сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. Старший дошкольный возраст - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он выбирает позицию, из которой следует исходить при выборе поведения. Эта позиция может быть построена на добрых чувствах, понимании необходимости вести себя именно так, а не иначе, связанных с этим совестью и чувством долга. Но эгоизм, жадность и расчет тоже могут создать положение. Ребенок этого возраста в жизни не так наивен, неопытен, прямолинеен, как кажется. Да, у него мало опыта, его чувства опережают разум. Но в то же время он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям и к жизни-это, прежде всего, результат влияния взрослых, которые его воспитывают. Рассматривая возрастные особенности музыкального развития старших дошкольников, мы обратили внимание на мнение А. Г. Гогоберидзе, который считает, что «старшие дошкольники проявляют значительную активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений на рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, и желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально-художественной театрализации. Таким образом, ребенок осознает естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыки в продукт собственного творчества» [12]. По словам Александры Гивени, старшему дошкольнику свойственен эмоциональный подъем и чувство возбуждения от участия в спектакле, празднике, исполнении детского оркестра или хора, что характеризует изменившееся отношение ребенка к музыке. Желание исполнить качественную роль или музыкальное произведение показывает, что главным для него является не сам процесс участия в деятельности, а ее результат. Ориентация на результат, на создание выразительного образа и стремление получить одобрение аудитории свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством [12]. Эмоциональный и практический опыт общения ребенка с музыкой, формируемый в младшем и среднем дошкольном возрасте, выступает естественной основой для музыкального развития ребенка в старшем дошкольном возрасте. «В возрасте 6-7 лет ребенок очень активно участвует в процессе восприятия и воспроизведения музыки своим голосом. Диапазон голоса расширяется и выравнивается [12]. Говоря о физиологии старшего дошкольника, Н.А. Ветлугина отмечает: «голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, но формирование певческого звука происходит за счет натяжения краев связок, поэтому защита певческого голоса должна быть наиболее активной. Необходимо следить за тем, чтобы дети пели без напряжения, спокойно, а диапазон должен постепенно расширяться (от первой октавы до второй). Этот ассортимент наиболее удобен для многих детей, но могут быть и индивидуальные особенности. В певческом диапазоне детей этого возраста отклонения значительны. Голоса эти мелодичны и звучны, хотя и сохраняют специфически детское, несколько открытое звучание [6]. Основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка», Л. Выготский. В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. У детей наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость агрессивность, замкнутость [5]. 1. Сюжетно-ролевые игры - эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций. 2. Трудовое воспитание - элементарные трудовые поручения. 3. Театрализованная деятельность - передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу. 4. Совместные праздники, досуги. 5. Использование художественной литературы - мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся. 6. Использование музыки - вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. 7. Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка. 8. Наглядность - один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности - пример взрослого. 9. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. 10. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом. 11. Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать: – пиктограммы, – графические изображения лица, – силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции, – «подвижные аппликации». 11. Развитие речи - активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь. Совершенствование эмоциональной сферы позволяет вводить в жизнь ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, извиняться, и т. д.). Подвижные игры - высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они дарят детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, поощряют творческую реализацию игровых действий [2]. Развивающаяся среда дошкольного образования должна быть обогащена различными элементами, создающими позитивное отношение и впечатление о детском саду у детей, что поможет: преодолеть стресс приема, успешно адаптироваться к дошкольному учреждению, будет способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка, такую среду можно назвать эмоциональной. Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны и специалисты-психологи, и педагоги, и воспитатели. М. В. Ермолаева и И.Г. Ерофеева считают: «Эмоциональные процессы являются той сферой психологического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Эмоциональные образы и эмоциональный контроль являются целью и продуктом воспитания» [10;42]. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр- драматизаций) способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка[26]. Таким образом, при работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на развитие следующих умений:-умение произвольно направлять свое внимание на испытываемые эмоциональные ощущения; -умение различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно и т. д.); умение одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие. 1.3. Особенности проведения музыкальных занятий на развитие эмоциональной отзывчивости старшего дошкольника Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сфер личности человека. По мнению В.А.Сухомлинского: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания». Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. В связи с этим остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным к развитию музыкального восприятия [15]. Музыка - интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Музыкальное восприятие, являясь сложным, многоплановым психологическим процессом, во многом зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, прежде всего от типа его нервной системы, общих и музыкальных способностей. Дети, обладающие ярко выраженными общими и музыкальными способностями, проявляют умение с необычной интенсивностью длительное время концентрироваться на восприятии музыкальных произведений, проявляя устойчивость внимания и живость эмоционального отклика [7]. Особенности восприятия музыки у детей дошкольного возраста часто перекликаются с особенностями восприятия окружающего мира и заключаются в повышенной эмоциональной отзывчивости; глубине художественных впечатлений, обусловленной новизной; яркости, красочности воспринимаемых и создаваемых образов; стремлении к практической активной развивающей деятельности. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог может управлять процессом музыкального воспитания детей, формировать их эстетические вкусы и потребности. Существует множество различных форм и средств, различных видов музыкальной деятельности, которые направлены на развитие эмоциональной сферы этикета. Одним из лидеров является игровое, музыкальное и игровое мероприятие. Игры помогут сделать процесс обучения более ярким и эмоционально насыщенным. Игра способствует активному восприятию музыки детьми дошкольного возраста, в доступной форме перекусывая их музыкальным искусством. Это оказывает непосредственное влияние на чувства ребенка, его бывшей вороне все равно. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что особенности восприятия музыки часто перекрываются с ощущением восприятия мира и заключаются в повышенной эмоциональной отзывчивости; глубине художественных впечатлений; яркости, красочности воспринимаемого и создаваемого; упорядоченности практик, активных к развитию деятельности. Зная законы развития музыкального восприятия, педагогика может контролировать музыкальный процесс воспитания детей, форматировать их статику и потребности. Учитывая особенности детей, необходимо найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Формат дошкольники имеют возможность воспринимать, чувствовать, понимать красоту жизни, искусства, приобщаться к творчеству и деятельности. Для решения этой важной задачи необходимо использовать новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни для современных педагогов диктует необходимость выбора более эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Воспитатель объясняет детям, что, выбирая движения, в первую очередь, нужно прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен четко подчеркнуть свою эффективность, изменив характер музыки, которая передает разные образы, найти интонации, участки краски, которые делают изображение доступным для восприятия. Только тогда можно говорить об погружении движений в природу музыки и их универсальности. Метод сравнения характера музыкального звука, предполагает активизацию различных видов творческой деятельности, понимание эмоционального содержания музыки. Сопоставление музыки способствует своеобразной адаптации к звуку, нахождению «эмоционального унисона» и является способом выявления и выражения смысла музыкальной речи. Для использования этого метода необходимо две настройки распознавания восприятия и выражения эмоций-характер звука и развитие музыкального образа. Чтобы чувствовать музыку эмоционально, нужно уметь воспринимать ее звуковую разницу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 51 страница
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg