Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Естественные монополии и их воздействие на экономику России

happy_woman 360 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.12.2020
Объект исследования – общественные отношения, возникающие по поводу функционирования естественных монополий. Предмет исследования – естественные монополии. Цель курсовой работы – изучить воздействие естественных монополий на экономику Российской Федерации. Поставленные задачи для достижения цели: – изучить понятие, функции и роль естественных монополий в российской экономике; – рассмотреть правовое регулирование деятельности естественных монополий; – выявить особенности ценообразования в естественных монополиях (на примере ОАО «РЖД»); – сформулировать перспективные направления инновационного развития естественных монополий. Нормативная основа исследования представлена Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральным законом от 25.08.1995 № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте», Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О защите конкуренции» и другими нормативно-правовыми актами. Теоретической основой курсовой работы послужили труды таких отечественных ученых как: Алиханов М.М., Баисова С.Р., Мингалимова А.В., Муратова З.Л., Ребрина Т.Г., Стельмах Д.В. и др. В работе были использованы следующие методы: анализ, индуктивный и дедуктивный методы, а также аналитический и другие методы экономического анализа. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Введение

Сферы естественных монополий как производственных отраслей, занятых предприятиями, имеющими возможность оптимально функционировать только при отсутствии конкуренции, являются чрезвычайно подвижными. То есть очевидна необходимость непрерывно изучать, анализировать и реформировать такую отрасль, как естественные монополии. Непосредственное возникновение монополий в России произошло в 80-е гг. 19 века, одной из подобных монополий был «Союз рельсовых фабрикантов». Главной особенностью таких объединений было вмешательство государства в отрасли монополии, которые обеспечивали нужды государства. Из курса микроэкономика нам известно, что одной из главных особенностей монополии является возможность фирмы-монополиста самостоятельно устанавливать и менять цену реализуемого им товара. Естественные монополии, устанавливая определенный уровень цен на реализуемые товары и услуги, могут в серьезной мере влиять на общий уровень цен. И недостаточный контроль за деятельностью естественных монополий может привести к таким неблагоприятным последствиям, как: нарушение прав потребителей, завышение цен и тарифов, снижение качества обслуживания при неменяющемся уровне цен, а также ухудшение экономической ситуации в стране. Последний пункт включен в список исходя из того, что государство рассматривает естественные монополии как один из самых важных структурообразующих и бюджетообразующих факторов развития государственной экономики. Актуальность изучения данного вопроса заключается в непосредственном влиянии естественных монополий на экономическое развитие России.
Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3 1. Теоретические аспекты естественных монополий.………………..…………5 1.1. Естественные монополии: сущность и роль в российской экономике……5 1.2. Правовое регулирование деятельности естественных монополий……......9 2. Практика функционирования естественных монополий на современном этапе………………………………………………………………………………14 2.1. Особенности ценообразования в естественных монополиях (на примере ОАО «РЖД»)……………………………………………………………………..14 2.2. Перспективные направления инновационного развития естественных монополий ……………………………………………………………………….20 Заключение……………………………………………………………………….28 Список литературы………………………………………………………………30
Список литературы

1. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 34. Ст. 3426. 2. Федеральный закон от 25.08.1995 № 153-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «О федеральном железнодорожном транспорте» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3505. 3. Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О связи» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2895. 4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434. 5. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с "Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года") // Собрание законодательства РФ. 2008. № 29 (ч. II). Ст. 3537 6. Алиханов М.М., Баисова С.Р. Естественная монополия в России: проблемы государственного регулирования // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 1-2. С. 5-10. 7. Мингалимова А.В. Проблемы определения естественной монополии в современной экономике // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 53-3. С. 30-33. 8. Михненко Т.Н., Кречетова Л.В., Михнева Е.А. Особенности функционирования предприятий – естественных монополистов и государственное регулирование их деятельности // В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2019. С. 141-143. 9. Муратова З.Л. Естественная монополия: сущность, условия возникновения и функционирования // В сборнике: Экономика, управление, финансы: теория и практика сборник материалов XI-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. В 2 т. 2019. С. 22-24. 10. Ребрина Т.Г., Стельмах Д.В. Тарифное регулирование естественных монополий // В сборнике: Современная антимонопольная политика России: правоприменительная практика в Брянской области Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции. 2019. С. 154-157. 11. Солодуха Т.А. Понятие и виды естественной монополии // Modern Science. 2019. № 7-1. С. 117-120. 12. Шляжко П.С. Проблема реформирования естественных монополий в России // В сборнике: Вопросы формирования и проблемы реализации национальной технологической инициативы в регионах сборник докладов участников I международной научно-практической конференции. 2019. С. 211-214. 13. Программа инновационного развития ПАО «Транснефть» на период 2017-2021 годы // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.transneft.ru/investors/219/. 14. Официальный сайт ПАО «Транснефть» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.transneft.ru 15. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rzd.ru 16. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М.: ЭКМОС, 2000 г. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.b-ok.org/book/3080260/a49a4c
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 1.1 Естественные монополии: сущность и роль в российской экономике Монополия – явление, при котором в монополизированной экономической отрасли функционирует единственная фирма, продукт которой уникален, по причине отсутствия близких субститутов, а у покупателя при сложившейся ситуации нет реальных альтернатив при приобретении данного продукта (товара) . Слово «монополия» происходит от древнегреческого «monopolion», что означает «единоличное право на продажу». Этимология слова уже дает нам некое представление о значении этого слова. В современной научной литературе под монополией подразумевают определенный тип рыночной структуры, в который действуют один продавец или производитель товара, не имеющего аналогов, и множество потребителей. В зависимости от рыночной структуры и формы конкуренции в государстве, выделяют следующие виды монополий: чистая монополия, закрытая и открытая монополии, искусственные монополии и естественные монополии. В данной работе мы рассмотрим последний вид. Естественной монополия предполагают существование такой фирмы, деятельность которой позволяет удовлетворить весь рыночный спрос потребителя на продукт. Причиной появления естественных монополий служит стремление уменьшения размеров производства, которые будут сопровождаться экономией средств, в областях с высоким размером постоянных издержек. Конкурентная борьба в сфере деятельности естественных монополий неосуществима по причине того, что у крупных компаний есть преимущество в части издержек над своими конкурентами. В свою очередь у маленьких компаний нет возможности выдержать такой конкурентной борьбы и самым оптимальным решением для них является – уйти с рынка. В экономике государства естественные монополии зачастую являются гарантом целостности, результативности и безопасности. Данный вид монополий имеет высокое значение в функционировании экономики. Среди осуществляемых функций можно отметить: – системообразующая или интегративная (в экономике государства естественные монополии являются структурообразующим элементом, то есть они образуют определенную структуру организации экономики страны и при нарушении функционирования данных отраслей негативные последствия будут нести все элементы системы); – стабилизирующая и дестабилизирующая (1. Возможность естественных монополий разрабатывать и воплощать стратегии, проявлять стратегическое поведение, на средне- и долгосрочную перспективу по причине меньшего воздействия на них экономических кризисов. Часто являются источником доходных статей как отдельных регионов, так и государства. 2. Также могут подорвать экономическую, политическую ситуацию государства посредством злоупотребления производственных возможностей); – Обеспечения национальной безопасности (ввиду проводимой монополиями политики, они часто выступают представителями безопасности государства: поддержка транспортной и энергетической безопасности, предоставление поддержки народным поставщикам) . В российском законодательстве естественная монополия определяется как рыночная структура в области водоснабжения, транспорта, электросвязи и других областях. Основываясь на этом, к субъектам естественных монополий можем отнести хозяйствующие субъекты (юридические лица), занятые производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Например, ОАО РАО «ЕЭС России», «Газпром» как раз-таки являются одними из известнейших субъектов естественных монополий. Рыночная экономика предполагает свободное предпринимательство и конкурентную среду. И механизм естественных монополий может обеспечить условия для эффективного функционирования рынка. Однако для этого государство должно на правовой основе регулировать деятельность этих В качестве примера, можно взять сформированный в России в начале 90-х гг. 20 века подобный механизм, где в экономике государства того времени происходило становление неких рыночных элементов. Наименование такого правового механизма – «антимонопольная политика государства». В данное понятие заложен комплекс, направленные на демонополизацию, мониторинг и своевременную проверку процессов концентрации на рынке, а также на выявление и борьбу с монополистическими действиями, мобилизацией производства и нарушениями в вопросе конкуренции, создание комфортной и всем доступной среды для развития без административных барьеров. Комплекс мер по регулированию деятельности естественных монополий, осуществляемый государством, необходим для ликвидации такого явления как «провал рынка» (также называют «фиаско рынка») в отношении общественных благ, в производстве которых малый бизнес не заинтересован; для обеспечения работы конкурентного механизма, благодаря антимонопольному законодательству, в отраслях, где его производственные показатели и эффективность использования имеющихся ресурсов будет выше, чем у монополии. Если имеющаяся система государственного регулирования становится неэффективной и появляются «провалы регулирования», и ущерб от них значительнее того, что приносит «провал рынка», становится актуальной задача по качественному улучшению системы регулирования. На деятельность естественных монополий можно повлиять как внешне, так и внутренне. В качестве примера влияния внешне - одобрение со стороны государства принятия регламента на действия и права монополий, либо же корректировка налогообложения. А влияние внутренне можно осуществлять с помощью представителей государственных органов (имеющих право принятия решения) в этих компаниях. Выделим следующие формы(методы) осуществления контроля деятельности естественных монополий со стороны государства: 1. Регулировка цен на основе корзины товаров (естественная монополия имеет право ставить на товар любую цену, если она не превышает уровень стоимости корзины товаров); 2. Снижение барьеров для входа в отрасль (данный метод позволит развивать конкурентноспобность в отрасли при необходимости); 3. Регулировка нормы прибыли кампании естественной монополии (метод заключается в установлении максимально допустимой нормы прибыли, при которой запрещается получить «сверхдопустимую» прибыл посредством установления определенного уровня и объема продаж. Рассчитывается такая прибыль через отношение к используемому капиталу компании. Здесь естественные монополии стараются привлечь как можно больше капитала, чтобы повысить цену на выпускаемую продукцию, учитывая то, что привлекаемый капитал технологически не требуется для производства); 4. Ценовая дискриминация (ситуация, при которой цена товара меняется в зависимости от дохода покупателя. В этом случае происходит перераспределение благ, где субъекты с высоким достатком компенсируют потери субъектов с более низким достатком); 5. Ценообразование (государство определяет тарифы на предоставляемые естественными монополиями товары и услуги); 6. Национализация (государство покупает и владеет контрольным пакетом акций компании естественной монополии); 7. Принятие стимулирующих нормативных актов (например, те, которые касаются определения нормы доходности такой компании); 8. Предписания качественного характера (к примеру, посредством определения «технических заданий» государственные органы власти снимут с себя ответственность за оперативное управление, при этом сохранят в то же время право принятия стратегических решений); 9. Независимый надзор за рынком деятельности естественных монополий (с помощью его осуществления можно будет выявлять поведение участников этого рынка, отслеживать «перекос» конкурентных цен, и дать возможность одним участникам извлечь прибыль из неэффективных стратегических решений других участников). Как уже было отмечено, регулируемая государством антимонопольная политика помогает поддерживать социально-экономическую стабильность интересов субъектов с обеих сторон. Государство в лице государственных органов власти и муниципальных органов власти реализует контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к конкурентному праву. Через государственные и муниципальные органы власти государство осуществляет контроль за тем, как соблюдаются законы и нормативные акты конкурентного права. Для более подробного изучения вопроса формирования механизма правого регулирования за деятельностью естественных монополий предлагаю рассмотреть его основные этапы. 1.2 Правовое регулирование деятельности естественных монополий Первый этап правового регулирования деятельности естественных монополий. К нему относят развитие законодательных механизмов регулирования конкурентных отношений, совершенствование правовых и организационных основ деятельности государственных органов власти в лице антимонопольных органов во взаимодействии с другими властными органами в целях совершенствования антимонопольной политики государства. В первый этап можно отнести такие действия, как: усовершенствование законодательного механизма регулирования конкурентных отношений, улучшение правового и организационного базиса деятельности государственных органов власти в лице антимонопольных органов, которые взаимодействуют с иными органами для дальнейшего совершенствования проводимой антимонопольной политики в государстве. Второй этап правового регулирования деятельности естественных монополий. На этом этапе происходит уже конкретное регулирование сфер естественных монополий. Второй этап становления механизма правового регулирования связывают с ситуацией «небывалого взлета цен» в начале 1990-ых гг. Эта экономическая проблема показала государству необходимость ввести определенные меры в вопросе регулирования цен деятельности субъектов с явным доминирующим положением естественных монополий. Не будем останавливаться на остальных этапах правового регулирования деятельности естественных монополий по той причине, что они связаны уже с непосредственным становлением и развитием государственного законодательства в данной сфере. Рассмотрим возникновение Федерального закона от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» . Это был первый разработанный и принятый закон в Российской Федерации, направленный на регулирование деятельности субъектов естественных монополий, наблюдение за уровнем цен и тарифов, за услугами и работой субъектов естественных монополий и своевременное устранение возникших проблем. Сферы деятельности субъектов естественных монополий раскрывает статья 4 данного закона, среди которых есть и: – транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; – транспортировка газа по трубопроводам; – железнодорожные перевозки; – услуги по передаче электрической энергии и др. С 1995 г. начинается издание специальных законов, регулирующих деятельность отдельных сфер естественных монополий: – Закон «О связи» ; – Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» и т.д. В 1996 г. произошло создание организационно-структурных условий для дальнейшей реализации законодательства о естественных монополиях, а именно: сформировало федеральные службы по регулированию отдельных сфер естественных монополий. Отметим, что позднее принятый Закон «О защите конкуренции» регламентировал деятельность государственных и муниципальных органов власти по контролю за деятельностью субъектов естественных монополий. Так, в обязанности Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи, помимо всего прочего, входит вопрос правового регулирования естественных монополий. Если будут разработаны и введены в действие специальные конкурентные механизмы в отдельных хозяйственных отраслях, подобные вопросы могут также быть рассмотренными в специальных отраслевых комитетах Думы. В создании механизмов регулирования конкуренций и монополий законодательные и представительные органы регионов и муниципалитетов ограничены. Их возможности заканчиваются на реализации законодательных положений, которые определены на федеральном уровне. Органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями, позволяющими им регулировать тарифы в определенных сферах деятельности. Для эффективного функционирования законодатель может также наделить субъекты РФ и органы местного самоуправления правом контроля за соблюдением законодательства по размещению заказов в части размещения средств региональных и местных бюджетов. Отметим, что издаваемые нормативно-правовые акты органами субъектов РФ и местного самоуправления обязаны соответствовать федеральному антимонопольному законодательству, расхождений с законом быть не должно. Осуществление правового регулирования деятельности естественных монополий на современном этапе развития происходит за счет формирования и развития огромного комплекса законодательства. К таковы относят: – Отраслевые законы и кодексы, которые определяют сферу и порядок деятельности, регулирование и контроль за деятельностью субъектов естественных монополий. К таковым относятся следующие законы РФ: «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»; «О связи»; «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; «Об электроэнергетике»; «О почтовой связи», «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» – Кодексы: Торгового мореплавания; Воздушный; Внутреннего водного транспорта; Водный. Так, например, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает порядок наложения административных взысканий уполномоченными должностными лицами федерального органа регулирования естественных монополий. – Закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, в котором четко прописаны антимонопольные требования к проведению торгов и отбору финансовых организаций для дальнейшего оказания последними услуг, которые удовлетворят государственные и муниципальные нужды, а также нужды субъектов естественны монополий. Можно сделать вывод, что на современном этапе за регулирование деятельности естественных монополий отвечает сформировавшаяся целостная и довольно устойчивая система правого регулирования, которую высоко оценивают ведущие мировые эксперты. Они признают ее организацией экономического сотрудничества и развития, в целом соответствующая лучшим мировым практикам. По итогам изучения различных законодательных актов, был выявлен ряд методов, позволяющий эффективно осуществлять контроль деятельности всевозможных сфер естественных монополий. Для России самыми приоритетными являются: национализация, ценообразование, снижение барьеров для входа в отрасль. Была рассмотрена специфика становления и развития механизмов правового регулирования. И из нее можно сделать вывод, что правовому регулированию присуще многочисленность нормативных правовых актов, регламентирующих отдельные стороны (сферы) существования естественных монополий. Установление государством правового режима для деятельности субъектов естественных монополий прежде всего связан с осуществляемыми на территории Российской Федерации антимонопольного контроля и антимонопольного регулирования, то есть тех мер, которые будут способны сохранить стабильный экономический рост и достичь процветания страны. Подытоживая проведенные исследования, можем сделать следующие выводы по первой главе курсовой работы. На нынешнем этапе развития экономики естественные монополии можно назвать гарантами её целостности, безопасности и результативности. С помощью регулирования естественных монополий, государство должно обеспечить достижение социально желаемых результатов, которых не могут дать более мелкие, конкурирующие на рынке, фирмы. 2 ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 2.1 Особенности ценообразования в естественных монополиях (на примере ОАО «РЖД») Для того, чтобы раскрыть особенности ценообразования естественной монополии на примере ОАО «РЖД», следует раскрыть некоторые понятия. Ценообразование любой компании зависит от ее ценовой политики. Понятие ценовой политики фирмы соединяет в себе поставленные предприятием цели, достижение которых осуществляется при помощи установления определенных цен на производимую продукцию. Правильная стратегия, которая строится на выборе метода ценообразования и разработке ценовой рыночной стратегии , обеспечивает выживание компании в рыночных условиях. Цена является денежным выражением стоимости товара и является ключевым элементом рыночной экономики. По этой причине формирование цены рассматривается как на микроуровнях – уровнях простых экономический неделимых элементов (компаний), так и на макроуровнях – уровнях функционирования многоуровневых экономических систем (государственное регулирование цен и тарифов) Мы уже сказали, что достижение некоторых целей компании зависит от установленных ею цен. То есть можно сказать, что каждая компания выбирает индивидуальную ценовую политику, а также способы формирования цены на товары или услуги.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg