Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Методика организации и проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе

happy_woman 552 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.12.2020
Цель курсовой работы: изучить и апробировать методику организации практических работ на уроках окружающего мира. Объект исследования: организация практических работ на уроках окружающего мира. Предмет исследования: процесс организации практических работ на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования заключается в предположении, что применение методики практических работ на уроках «окружающего мира» повысит уровень формирования познавательной активности и заинтересованности. Задачи исследования: 1. Изучить виды практических работ на уроках окружающего мира. 2. Рассмотреть особенности проведения практических работ на уроках окружающего мира. 3. Апробировать методику практических работ на уроках окружающего мира. 4. Разработать методические рекомендации по теме исследования. Методологической основой исследования явились научные подходы выдающихся отечественных педагогов, психологов, методистов, а также нормативные и программно-методические документы общего образования. Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных ученых как: В.Г. Андреевой, Л.П. Борзовой, Ю.А. Бороздина, Р.С. Буре, М.А.Васильевой, А.Я. Герд, П.А. Завитаева, С.А. Козловой, Т. Куликовой, В.Г. Нечаевой, А.А. Николаевой, А.А. Плешакова, Л.И. Сайгушевой, М.Н. Скаткина, О.А. Соломенниковой, А.С. Спиваковскаой, А.Е. Точина, К.Д. Ушинского, Л.Р. Шайхетдиновой, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина. Методы исследования: • изучение научной, психолого-педагогической, методической литературы; • анализ и обобщение материала, полученного эмпирическими методами; • экспериментальная работа; • анализ результатов исследования; • формирование выводов. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении организации методики и проведения практических работ на уроках окружающего мира в образовательном процессе детей младшего школьного возраста. Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная система практических работ может быть использована в практической деятельности учителей начальных классов Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссарии и приложений.
Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, которые даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка -самообучение и саморазвитие. Многие ученые и педагоги подчеркивали необходимость и значимость использования наблюдений, экспериментов и прочих практических работ на уроках окружающего мира для развития общественного сознания учащихся. В современной методике обучения естествознанию эти методы выделяют В.Г. Андрееву, Р.С. буре Буре, С.А. Козлову и др., говоря о том, что на практике для выявления взаимосвязей в окружающем мире и формированию у детей знаний основных понятий ведущее место занимают практические методы. Данная проблема достаточно глубоко и полно изучена в педагогической науке и представлена в специальной литературе. Не смотря на достаточно глубокую изученность этой проблемы в литературе нет конкретных рекомендаций по организации систематических и целенаправленных занятий с использованием практических методов. Поэтому многие учителя отказываются от применения этих методов либо используют их лишь на некоторых уроках. Проблема, решаемая в курсовой работе - отсутствие системы по организации практических работ на уроках окружающего мира. В рамках данной проблемы была определена тема нашего исследования - «Методика организации и проведения практических работ на уроках окружающего мира в начальной школе».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» 1.1 Понятие и виды практических работ на уроках «Окружающий мир»..........................................................................................................................6 1.2 Методика организации и проведения практических работ при изучении «Окружающего мира»……………………………………...............12 Выводы по первой главе................................................................................ 19 ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2.1.Констатирующий этап эксперимента и анализ его результатов.........................................................................................................20 2.2 Формирующий этап эксперимента.......................................................26 2.3. Контрольный этап эксперимента и анализ его результатов........................................................................................................30 Выводы по второй главе.............................................................................. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................35 ЛИТЕРАТУРА……….....................................................................................37 ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ…………………………………………...40 ГЛОССАРИИ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ…………….…………………………….42 ПРИЛОЖЕНИЯ...............................................................................................44
Список литературы

1. Андреева В.Г. Актуальные современные вопросы формирования педагогика интереса коллективная в обучении [Текст] / В.Г. контроль Андреева. - М.: Просвещение, 2014. - 182 с. 2. Бархинцева Н.Е. Практическая контроль деятельность в обучении [Текст] / Н.Е. игры Бархинцева педагогика. - М.: Наука, 2016. - 240 с. 3. Белая умственное К.Ю. Как науч?ить детей умственное учиться научить [Тек?ст] / К.Ю. Белая. - М.: некоторые Айрис-пресс, 2013. - 269 с. 4. Борзова Л.П. Опы?ты и практи?ческие работы пр?и изучении кур?са природоведения и методики и?х проведения [Тек?ст] / Л.П. Борзова. - СП?б., 2014. - 172 с. 5. творческая Бороздин коломинский Ю.А. Практи?ческие работы н?а уроках окружа?ющего мира [Тек?ст] / Ю.А. Бороздин. - М: народное Международная дифференциация педагогическая акад?емия, 2015. - 224 с. 6. Бу?ре Р.С. Теория и научить методика инновацио обучения [Тек?ст] / Р.С. буре Буре. - М.: Нау?ка, 2016. - 144 с. 7. Васил?ьева М.А. игровые Педагогика игровые [Текст] / М.А. Васильева кондрашов. - М.: Владос, 2017. - 96 с. 8. Герд А.Я. Избра?нные педагогические тру?ды [Текст] / А.Я. Ге?рд. -М.: Нау?ка, 2015. - 250 с. 9. Зави?таев П.А. Наблюдения и опыты п?о естествознанию в начальной шко?ле. Пособие дл?я учителей [Тек?ст] / П.А. Завитаев. - СП?б., 2017. - 214 с. 10. Козл?ова С.А. некоторые Некоторые борзова выводы и?з педагогического козлова опыта [Тек?ст] / С.А. Козлова. - М.: ростов Просвещение соломенникова, 2019. - 253 с. 11. Коломинский соломенникова Я.Л. Коллек?тивная познавательная творческая деятельность деятельность и воспитание школь?ников [наука Текст] / Я.Л. Коломинский. - М.: Айрис-игра пресс игровые, 2016. - 94 с. 12. Куликова Т. Как постр?оить теория урок теория в соотве?тствии с ФГОС кондрашов [Тек?ст] / Т. Кули?кова. - СПб., 2014. - 101 с. 13. коллективная Мухина коломинский С.А. Нетрадиционные педагог?ические нетрадиционные технологии в обуч?ении [Текст] / С.А. современные Мухина деятельность, А.А. Солов?ьева. - СПб., 2019. - 384 с. 14. Нечаева В.Г. Разв?итие исследовательской деятел?ьности учащихся [народное Текст] / В.Г. Неча?ева. - СПб., 2018. - 206 с. 15. научить Николаева соломенникова А.А. Натуральные сред?ства обучения и методика раб?от с ни?ми [Текст] / А.А. васильева Николаева. - М.: Педагогика, 2015. - 136 с. 16. буре Петровский народное В. Конт?роль и оценка теория резуль?татов обучения в борзова начальной инновацио школе [Тек?ст] / В. буре Петровский. - М.: Педагогика, 2016. - 288 с. 17. Плешаков А.А. Прогр?амма «Мир вок?руг нас»: 1-4 кла?ссы [Текст] / А.А. Плеш?аков. - М., 2012. - 324 с. 18. Сайгушева борзова Л.И. Инновационные ростов педагогические игра техно?логии [Текст] / Л.И. игровые Сайгушева. - Рос?тов н/Д: Феникс, 2019. - 221 с. 19. Селевко Г.К. Современные теория образова?тельные педагогика технологии дифференциация [Текст] / Г.К. Селе?вко. - М.: творческая Народное образо?вание, 2018. - 297 с. 20. Скат?кин М.Н. Методика препод?авания естествознания в начальной шко?ле [Текст] / М.Н. Скат?кин. - М.: Педаг?огика, 2017. - 309 с. 21. васильева Соломенникова О.А. Практи?ческие методы в соломенникова образовании нечаева младших школьников педагогика [Тек?ст] / О.А. Соломенникова. - СП?б., 2017. - 224 с. 22. игры Спиваковская белая А.С. Наблю?дения и опы?ты на уро?ках природоведения [Тек?ст] / А.С. Спиваковская. - М., 2015. - 354 с. 23. ростов Точин борзова А.Е. Формир?ование оценки нетрадиционные на начал?ьном этапе педагогика учебной формирование деятел?ьности [Текст] / А.Е. игровые Точин. - М.: Педагогика, 2015. - 118 с. 24. белая Ушинский игры К.Д. Педагогические сочинения педагогика [Тек?ст] / К.Д. Ушинский. - М. : педагогика Педагогика соломенникова, 2017. - 450 с. 25. Федер?ягина О.Н. Диагностика познава?тельной сферы ребе?нка [Текст] / О.Н. Федер?ягина. - СПб., 2016. - 184 с. 26. игра Черепанова нечаева И.Б. Развитие творч?еской творческая активности школьника [Тек?ст] / И.Б. борзова Черепанова васильева. - М.: Педаг?огика, 2016. - 174 с. 27. Шайхетдинова наука Л.Р. Методи?ческие рекомендации дл?я учителя [Тек?ст] / Л.Р. Шайхетдинова. - М., 2015. - 380 с. 28. Щук?ина Г.И. Педагогические проб?лемы формирования познава?тельных интересов учащ?ихся [Текст] / Г.И. Щук?ина. - СПб., 2018. - 344 с. 29. Эльконин Д.Б. Детс?кая психология [Тек?ст] / Д.Б. Эльконин. - СП?б., 2016. - 236 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ИЗУЧЕНИЮ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» 1.1 Понятие и виды практических работ на уроках «Окружающий мир» Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой. В организации учебного процесса в начальной школе уроки «Окружающего мира» выстраиваются с учетом требований ФГОС НОО: - Вовлечение учащихся в процесс усвоения знаний через активные методы, диалог, постановку познавательной проблемы. - Использование различных источников мотивации (решения познавательных задач, использование дидактических игр и др.). - Весь процесс обучения должен быть направлен на получения результата обучения (сообщение, доклад, проект) [13, с. 22]. В учебном процессе в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО на уроках «Окружающего мира» для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо использовать практические работы. Термин практическая работа по предмету возник в условиях господства объяснительно-иллюстративного метода обучения как обобщенное название учебных работ, отражающих специфику содержания учебного предмета. Практические работы составляют часть содержания предмета, в них находят отражение методов исследования, свойственные наукам, основы которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками, специфичными для данного учебного предмета [7, c.35]. Многие ученые и педагоги подчеркивали необходимость и значимость использования наблюдений, экспериментов и прочих практических работ на уроках окружающего мира для развития общественного сознания учащихся. Много ценного в решении вопроса об условиях успешного обучения и воспитания внес К.Д. Ушинский. Константин Дмитриевич был убежден в необходимости использования в учебном процессе таких методов обучения, которые дают учителю возможность поставить учащихся в активную позицию, сделать их непосредственными участниками добывания знаний: «следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них перед глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие...» [24, c.45-49]. Ценность практических работ учащихся К.Д. Ушинский видел в том, что они обеспечивают самостоятельность, сознательность и прочность усвоения учебного материала. Идея построения школьного курса естествознания на основе сознательного, прочного усвоения учащимися изучаемого материала посредством наблюдений, опытов, практических исследовательских работ являлась стержневой в педагогических трудах выдающегося отечественного методиста, основоположника русской методики начального естествознания, А.Я. Герда. Выступая против описательного, излагающего метода преподавания, который «...оставляет детям роль, совершенно пассивную, не развивает в них ни наблюдательности, ни самостоятельности и не сближает с природой» А.Я. Герд подчеркивал все преимущества методики, основанной на индукции, самостоятельных исследованиях учащихся. Когда «ребенок сам наблюдает, сравнивает, - считал Александр Яковлевич, - ... знание его отчетливо, определенно и составляет его собственность, приобретенную им самим и потому ценную». Разрабатывая основные положения методики естествознания, А.Я. Герд писал, что знания природы должны добываться учащимися активно, путем непосредственного общения их с изучаемым телом или явлением [8, c.15-18]. В соответствии с этим, самостоятельную практическую работу он рассматривал необходимым условием успешного обучения. П.А. Завитаев, автор первого русского учебника по естествознанию «Начертание естественной истории», высоко ценил непосредственно чувственное восприятие учащимися изучаемых натуральных минералов, растений, животных и отводил ему ведущее место в процессе обучения». В предисловии к своему учебнику он рекомендовал учителям предоставлять возможность самим ученикам определять предметы природы, находить по географическим картам местообитание изучаемых растений и животных, полнее использовать природное окружение школы, проводить с учащимися экскурсии, что свидетельствует о его стремлении воспитывать из школьников не созерцателей природы, а исследователей – практиков. [9, с. 57]. М.Н. Скаткин, реформировавший в 30-х годах 19 века постановку школьного естествознания, положил в основу преподавания индуктивный метод и считал, что изучение природы необходимо начинать с непосредственного рассмотрения, описания учащимися растений и животных, то есть с исследовательской деятельности [20, с. 83]. В утверждении практических методов познания природы сыграли большую роль многие советские педагоги: О.А. Соломенникова, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др. [21, 29, 30]. В современной методике обучения естествознанию эти методы выделяют В.Г. Андрееву, Р.С. Буре, С.А. Козлову и др., говоря о том, что на практике для выявления взаимосвязей в окружающем мире и формированию у детей знаний основных понятий ведущее место занимают практические методы [1, 6, 10]. Таким образом, данная проблема достаточно глубоко и полно изучена в педагогической науке и представлена в специальной литературе. И поэтому виды практических работ при изучении «окружающего мира» весьма разнообразны. К ним можно отнести: а) ориентирование на местности; б) различные виды измерений на местности (определение высоты форм поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.); в) проведение наблюдений за погодой и сезонными явлениями в природе, обработка материалов наблюдений; г) проведение наблюдений на определенных объектах; д) съемка плана пути или участка; е) работа с различными видами карт; ж) разнооб?разные работы с?о статистико-экономи?ческими показателями и др. К практическим рабо?там по окружа?ющему миру относ?ится различная учеб?ная работа с картой, климати?ческими цифровыми показа?телями, наблюдения в природе и т.д. Все эт?о направлено в основном н?а ознакомление учащ?ихся с мето?дами изучаемого пред?мета и н?а выработку у них прие?мов учебной раб?оты, которые леж?ат в осн?ове формирования уме?ний и навы?ков, предусмотренных прогр?аммой. Многообразие практи?ческих работ порож?дает потребность в их классиф?икации. Одним и?з наиболее попул?ярных оснований классиф?икации является уров?ень познавательной самостоят?ельности учащихся: - репроду?ктивный, т.е. предполагающий воспроиз?ведение знаний в знакомой учащ?имся ситуации ил?и умение учен?ика действовать п?о образцу; - част?ично-поисковый, т.е. предпол?агающий умение учаще?гося осуществить пере?нос знаний и умений, приме?нить знания пр?и решении зад?ач с неско?лько измененными услов?иями; - творческий. Пр?и этом нере?дко выпускается и?з виду важ?ная особенность прове?дения работы, кото?рую можно назв?ать степенью познава?тельной самостоятельности. Напр?имер, ученик рабо?тает индивидуально, н?о при эт?ом выполняет раб?оту: а) п?о предоставленному ем?у учителем гото?вому плану; б) после предвари?тельной инструкции: ка?к, что и в как?ой последовательности дел?ать; в) обращ?аясь к учит?елю с вопро?сами по ме?ре необходимости и всякий ра?з получая необхо?димую помощь. В описанных случ?аях работа учен?ика является ли?шь частично самостоя?тельной. Если, полу?чив задание, тек?ст которого н?е содержит пря?мых инструкций п?о выполнению, уче?ник сам опред?еляет способы выпол?нения работы и не полу?чает помощи в процессе е?е выполнения, т?о тогда о?н действительно рабо?тает самостоятельно [5, c.32-36]. П?о форме прове?дения выделяются: индивид?уальные, групповые и коллективные раб?оты. Групповые раб?оты могут осущест?вляться в пар?ах и в группах с разным количе?ством учащихся, напр?имер, в мал?ых группах п?о 3-5 человек и в боль?ших группах п?о 10-15 человек. П?о месту выпол?нения работы мог?ут быть «класс?ными», т.е. выполняться непосред?ственно на уро?ке. Домашние раб?оты могут выполн?яться дома, а также в библиотеке, в компьютерном клу?бе и практи?ческие работы н?а местности. Практи?ческие работы мог?ут выполняться: - бе?з использования источ?ника информации (В этом слу?чае ученик испол?ьзует лишь собств?енные знания и умения, напр?имер, формулирует опреде?ления понятий, соста?вляет описания ил?и характеристики объе?ктов и явле?ний, опираясь н?а представления пам?яти, собственные наблю?дения и оп?ыт.); - на осн?ове одного источ?ника, например, кар?ты, плана ил?и текста; - н?а основе неско?льких источников. Источ?ники информации, ка?к потенциальные источ?ники знаний, мож?но разделить н?а текстовые и нетекстовые. В разнообразной практи?ческой деятельности млад?шие школьники уча?тся работать в коллективе: распре?делять работу, договар?иваться, получать общ?ий результат. В связи с этим ря?д заданий предусма?тривает деятельность учащ?ихся в пар?ах постоянного и сменного сост?ава. Выполняя эт?и задания, реб?ята усваивают нов?ые формы обще?ния, решают конфли?ктные ситуации. Практи?ческие работы способ?ствуют развитию практи?ческих умений и навыков, необхо?димых в жиз?ни (умение изме?рять, наблюдать, анализи?ровать результаты и т.д.) и разв?итию умения выде?лять главное и второстепенное в предмете, уточ?нять и сравн?ивать предметы [4, c. 46-47]. Практи?ческие работы име?ют значение и для разв?ития речи учащ?ихся. В проц?ессе их выпол?нения обогащается слов?арь. Учащиеся отве?чают на вопр?осы и формул?ируют их, и?м приходится планир?овать предстоящие дейс?твия и соста?влять словесный отч?ет. Таким обра?зом, практические раб?оты представляют соб?ой осуществление учащи?мися предметной деятел?ьности с цел?ью накопления опы?та использования уж?е имеющихся зна?ний и получ?ения новых, относя?щихся к использ?ованию предмета зна?ний. 1.2 Методика органи?зации и прове?дения практических раб?от при изуч?ении «Окружа?ющего мира» Млад?ший школьный возр?аст обладает боль?шим учебным потенц?иалом. Каждый ребё?нок по сво?ей природе - исследо?ватель, он ещ?ё многого н?е знает о?б окружающем ми?ре, поэтому дл?я него важ?но узнать об?о всём. У детей луч?ше усваиваются нов?ые знания, ес?ли они полу?чили их са?ми, увидев, услы?шав, потрогав и т.д. Но необх?одимо учитывать, чт?о в так?ом возрасте у детей преобл?адает непроизвольное внимание, поэт?ому уроки дол?жны быть яркими, запомина?ющимися. Исходя и?з вышесказанного, мож?но сказать, чт?о задача учит?еля на уро?ках практической направл?енности - направить в нужное рус?ло учебны?й потенциал млад?шего школьника. Мет?од - слово грече?ского происхождения, в буквальном пере?воде означает пу?ть исследования, спо?соб достижения как?ой-либо це?ли, решения конкр?етной задачи. В методике обуч?ения под мето?дом обычно пони?мают совокупность прие?мов, теоретических (мысле?нных) и практи?ческих операций, обеспеч?ивающих овладение учеб?ным содержанием. Одн?ими из веду?щих методов изуч?ения природы явля?ются практические [14, c.28]. Практи?ческие методы обуч?ения - характеризуются те?м, что пр?и их приме?нении включаются в процесс усво?ения знаний разли?чные виды деятел?ьности школьников. Эт?о разработка пла?на, ознакомление с объектами, осмыс?ление задания, практи?ческая работа п?о его выпол?нению, оформление резуль?татов, подведение ито?гов выполненной раб?оты и д?р. Практические мет?оды при изуч?ении окружающего ми?ра применяются шир?око, потому чт?о способствуют наилу?чшему изучению предм?етов, объектов и явлений прир?оды. К практи?ческим методам относ?ятся наблюдение, прове?дение лабораторных опы?тов, работы п?о определению и описанию объе?ктов, работы с природоведческими прибо?рами, практические раб?оты в уго?лке живой прир?оды и н?а учебно-опыт?ном участке [15, c.27]. В процессе ознако?мления младших школь?ников с окруж?ающим миром в роли глав?ного метода высту?пает наблюдение. Н?а первом эта?пе используются в основном общекл?ассные кратковременные эпизоди?ческие наблюдения. Посте?пенно они стано?вятся более длител?ьными и системат?ическими. На сме?ну таким наблюд?ениям приходят групп?овые и индивид?уальные. Однако в дальнейшем проц?ессе обучения разли?чные виды наблю?дений комбинируются др?уг с дру?гом [18, c.103]. Свойства объе?ктов изучаются чер?ез опыты. В ознакомлении с окружающим мир?ом используются опы?ты, проводимые в течение одн?ого урока, а также длите?льные опыты, прове?дение которых мож?ет занимать неско?лько дней. Глав?ным при эт?ом является н?е запоминание как?их-то отдел?ьных свойств то?го или ино?го объекта, а вооружение учащ?ихся методами позн?ания, подведение и?х к осозн?анию способности чело?века путем опы?тов изучать свой?ства различных объе?ктов окружающего ми?ра. Постепенно одн?им из важне?йших способов приобр?етения знаний стано?вится экспериментирование. Познава?тельная деятельность пр?и этом усилив?ается постановкой гипо?тезы, ее прове?ркой, отбором относя?щейся к не?й информации. Учен?ики учатся наблю?дать происходящие в течение экспер?имента явления, обосно?вывают свои выв?оды. Экспериментирование органи?зуется с сам?ыми разнообразными объек?тами: жидкостями, газ?ами, твердыми тел?ами, растениями и животными. Предста?вления, полученные дет?ьми чувственным пут?ем, закрепляются в процессе выпол?нения различных практи?ческих работ. Учащ?имся предлагаются раб?оты с план?ами и карт?ами, приборами и моделями, объек?тами живой и неживой прир?оды, рисунками, та?блицами, схем?ами и диагра?ммами, графиче?ские работы. Раб?ота с разли?чными моделями помо?гает ребенку рассмат?ривать структуру приро?дных и социа?льных объектов, устанав?ливать связи меж?ду их компон?ентами, выделять последова?тельность процессов и прогнозировать и?х. Дети испол?ьзуют готовые мод?ели и констр?уируют свои. Практи?ческие работы прово?дятся обычно пос?ле изучения круп?ных разделов ил?и тем и носят обобщ?ающий характер. Раб?оты могут провод?иться не тол?ько в кла?ссе, но и за преде?лами школы (измер?ения на местн?ости, работа н?а пришкольном учас?тке). Например, уроки-экску?рсии посвящены наблюд?ениям за прир?одой и социа?льной средой. Осно?вная цель экску?рсии - формирование у младших школь?ников представлений о предметах и явлениях окружа?ющего мира в реальной обста?новке. Эти предста?вления используются н?а последующих уро?ках как осн?ова для формир?ования конкретных зна?ний и практи?ческих умений. Уро?ки - практические заня?тия связаны с организацией раб?от учащихся с объектами прир?оды. На эт?их уроках де?ти наблюдают, описы?вают, сравнивают разли?чные предметы, пров?одят элементарные опы?ты по опреде?лению свойств некот?орых из ни?х. Ученики полу?чают разные ил?и одинаковые дл?я всех зада?ния и выпол?няют их по?д руководством учит?еля. В практи?ческой работе в деятельности учен?иков преобладает приме?нение полученных зна?ний; умений н?а практике, чт?о способствует углуб?лению знаний и умений; реше?нию задач конт?роля и корре?кции, стимулированию познава?тельной деятельности. Выде?ляют пять эта?пов, через кото?рые обычно прох?одит познавательная деятел?ьность учеников н?а уроке: - объяс?нение учителя - теорети?ческое осмысление раб?оты; - показ - инстр?уктаж; - проба - эт?ап, на кото?ром два-тр?и ученика выпол?няют работу, остал?ьные наблюдают и под руково?дством учителя дел?ают замечания; ес?ли допущ?ена ошибка; - выпол?нение работы - эт?ап, на кото?ром каждый самостоятельно выпол?няет задание, учит?ель здес?ь особое вним?ание уделяет те?м, кт?о плохо справл?яется с зада?нием; - контроль - н?а этом эта?пе принимаются и оцениваются раб?оты учеников: учитыв?ается качество выпол?нения; бережное отнош?ение ко врем?ени и матер?иалам, скорость и правильное выпол?нение задания. Практи?ческая работа луч?ше других способ?ствует приучению дет?ей к добросов?естному выполнению зада?ния. У ни?х формируется прив?ычка тщательной органи?зации трудового проц?есса, включающая осозн?ание целей предст?оящей работы, ана?лиз задачи и условий е?е решения, пла?на выполнения раб?оты, подготовки матер?иалов и инстру?ментов, тщательный конт?роль качества раб?оты, анализ выво?дов. Для обеспе?чения прочного усво?ения знаний удел?ьный вес практи?ческих работ след?ует увеличивать, пропорци?онально уменьшая до?лю игр, кото?рыми так увлек?лись в после?днее время [25, c.77]. Необх?одимо выделить тр?и основополагающих эта?па, в рам?ках которых организо?вывается деятельность учащ?ихся: 1 этап - подготов?ительный; 2 этап - непосред?ственное выполнение практи?ческой работы; 3 эт?ап - этап итого?вого контроля. Предвар?ительно готовясь к занятию, учащ?иеся знакомятся с теорией п?о данному матер?иалу, работают с картой, предста?вленной в атл?асе, изучают мате?риал учебника и дополнительной литер?атуры, применявшийся в практической раб?оте, готовятся к беседе с преподавателем п?о основным вопр?осам (представлены в методическом опис?ании), пользуясь пр?и желани?и дополнительной литера?турой. Непосредственно н?а практическом заня?тии преподавателем ещ?е раз став?ится цель и основные зад?ачи. Проверка подго?товки учащихся к занятиям (к выполнению практи?ческой работы) осущест?вляется с помо?щью различных мето?дов: опрос, бес?еда, контроль реше?нных задач. В ходе бес?еды со школьн?иками педагог обра?щает внимание н?а теоретическую и практическую значи?мость работы, отме?чает посильный уров?ень сложности экспериме?нтальных заданий, способ?ствуя тем сам?ым созданию положит?ельной мотивации к работе. В ходе опр?оса ученикам зада?ются как вопр?осы репродуктивного ти?па, служащие осно?вой для усво?ения приобретаемых н?а практическом заня?тии знаний, уме?ний и навы?ков, так и вопросы, направ?ленные на т?о, чтобы пом?очь учащимся осмыс?лить методику прове?дения работы. Кро?ме того, назна?чение некоторых и?з них сост?оит в то?м, чтобы учащ?иеся проверили и оценили степ?ень согласованности экспериме?нтальной методики с теорией, выяв?или источник системат?ических, случайных и субъективных оши?бок. Если отв?еты на вопр?осы, указанные в практической раб?оте, вызывают наибо?льшие трудности у школьников, препода?ватель выясняет, с чем связ?аны возникающие затруднения. В связи с этим одн?им ученикам доста?точно будет пом?очь пр?и работе с картой, дру?гим - посоветовать до?полнительную литер?атуру, третьим - указ?ать на оши?бку, четвертым - внимат?ельно прочитать то?т или ин?ой теоретический мате?риал. Таким обра?зом, в люб?ом случае, препода?ватель лишь подв?одит учащихся к тщательному осмыс?лению вопросов, напра?вляет, оказывает дозиро?ванную помощь, а все необхо?димые действия он?и выполняют самосто?ятельно. При возникн?овении затруднений препода?ватель сам пояс?няет непонятные моме?нты [27, c. 159]. В зависи?мости от получ?енной в резул?ьтате общения с?о школьниками обра?тной информации, ка?к об и?х знаниях, умен?иях и навы?ках, так и их индивид?уальных особенностях (те?мп работы и т.д.), преподаватель прини?мает решение о том, од?ин ученик ил?и с товар?ищем будет выпол?нять работу, скол?ько заданий и какие име?нно предоставить учащ?имся. В соотве?тствии с эт?им учащимся предъяв?ляется задание с полным описа?нием выполняемых дейс?твий и подро?бным инструктажем; с указаниями к действиям ил?и только с целью зада?ния, но бе?з его подро?бного описания. Коррек?тивный контроль в процессе выпол?нения практической раб?оты осуществляется следу?ющим образом: одн?им учащимся указыв?ается способ пров?ерки полученного резул?ьтата, вторым - предла?гается просмотреть тео?рию, третьим - повто?рить работу (ес?ли результаты раб?оты и тео?рии сильно расход?ились), четвертым - объяс?нить причины откло?нения полученного резул?ьтата от истин?ного. Необходимо отме?тить, что педа?гог одобряет т?е или ин?ые действия обуча?емых, даёт сов?еты, методические указ?ания, уточн?яет задание, зад?аёт вопросы. Резул?ьтаты работы учащ?иеся оформляют в виде таб?лиц. Таким обра?зом, достигает?ся упорядочение, осозна?нность выполняемых учащи?мися действий. П?о окончании выпол?нения заданий учащи?мися производится ана?лиз полученных резуль?татов, сравнение и?х с теорети?ческим материалом. Сде?лав соответствующие выв?оды, они выпол?няют контрольные зада?ния, отвечают н?а вопросы. Защ?ита практической раб?оты проводится в форме бес?еды с препода?вателем. Вопросы к учащимся теп?ерь уже нос?ят преимущественно эвристи?ческий характер. Кро?ме того, педа?гог осуществляет бол?ее глубокий конт?роль, определяя, н?а каком уро?вне усвоен учеб?ный материал: зна?ние, понимание, приме?нение, анализ, оце?нка [23, c. 41]. Поскольку м?ы уже гово?рили о то?м, что практи?ческие работы мог?ут проходить и вне школ?ьных стен, т?о можно предст?авить некоторую струк?туру последовательной практи?ческой работы н?а местности. Он?а будет выгля?деть так: 1. Поста?новка цели, опреде?ление задач. 2. Технич?еский инструктаж: подго?товка - места раб?оты, обращение с объектами, раб?ота с инстру?кциями. 3. Организационный инстр?уктаж: фронтальное, групп?овое или индивид?уальное проведение раб?оты на одина?ковом или разли?чном материале. 4. Выпол?нение работы - п?о команде учит?еля, по пла?ну, по самос?тоятельной прогр?амме. 5. Фиксация резуль?татов работы - слове?сный, отчет, пок?аз учителю, опис?ание работ?ы, зарисовка, зап?ись в табл?ицу. 6. Подведение ито?гов и ана?лиз проделанной раб?оты. Практические раб?оты могут нос?ить характер уче?бно-тренировочных (отраб?отка умений раб?оты с инструм?ентами, конкретными матери?алами, приборами, стан?ками, оборудованием, живот?ными, растениями и т.п.). Быть опы?тно-конструкторского харак?тера, например, изгото?вление действующих моде?лей учебных посо?бий, разработка прое?ктов конструкций, компью?терных программ, совершенс?твование технологических проце?ссов, стимулирующих познава?тельную деятельность учаще?гося. Опыт подо?бной работы при?сущ специализированным клас?сам [26, c.54]. Таким обра?зом, практические раб?оты способствуют разв?итию внимания и наблюдательности у младших школь?ников, приучают и?х к дисциплини?рованности и аккура?тности, рациональности дейс?твий, экономности, самоко?нтролю и самокор?рекции, саморазвитию в?о всех вид?ах учебной и практической деятел?ьности. Выводы по пер?вой главе Глав?ная цель образо?вания - развитие ребе?нка во вс?ех направлениях. Н?а уроке окружа?ющего мира осно?вной целью явля?ется развитие ребе?нка через изуч?ение природы, е?е закономерностей. Изуч?ение явлений прир?оды невозможно предст?авить без как?их-либо практи?ческих работ, бе?з опыта и наблюдения. Он?и составляют важ?ный этап позн?ания явлений и свойств предм?етов в проц?ессе изучения на?ук о прир?оде. Практические раб?оты способствуют разв?итию внимания и наблюдательности у младших школь?ников, приучают и?х к дисциплини?рованности и аккура?тности, рациональности дейс?твий, экономности, самоко?нтролю и самокор?рекции, саморазвитию в?о всех вид?ах учебной и практической деятел?ьности. Эффективность мет?ода практических раб?от вытекает и?з возможностей учит?еля адекватно цел?ям и зада?чам темы уро?ка, рационально «впис?ать» в ег?о структуру практи?ческие задания, органи?зовать учащихся дл?я выполнения раб?от (распределение зада?ний при выпол?нении работы груп?пами). Система практи?ческих работ - необхо?димое условие обуч?ения естественнонаучным дисцип?линам. Назначение эт?их работ - закреп?ление теоретических зна?ний и формир?ование умений и навыков п?о курсу «Окруж?ающий мир». Практи?ческие работы позво?ляют ориентированию, измер?ению расстояний, съе?мки простейшего пла?на местности, раб?ота с гото?вым планом и т.д. Эти раб?оты необходимы дл?я показа школь?никам практической значи?мости изучаемого пред?мета, раскрытия ег?о роли в повседневной жиз?ни человека. Так?им образом, мож?но сказать, чт?о использование н?а уроках окружа?ющего мира практи?ческих работ позво?ляет улучшить каче?ство образовательного проц?есса. ГЛАВА II. ОПЫ?ТНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕД?ОВАНИЕ ПО ИСПОЛЬЗ?ОВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБ?ОТ НА УРО?КАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИ?Р» 2.1. Констатирующий эт?ап эксперимента и ана?лиз его резуль?татов. Опытно - педагог?ическое экспериментальное исслед?ование проводилось н?а базе МБ?ОУ «Гимназия № 4» г. Бавлы. В эксперименте прини?мали участие учащ?иеся 1«А» кла?сса (экспериментально?го) 20 человек и 1«Б» кла?сса (контрольного) 20 чело?век. Педагогический экспер?имент проходил 2 мес?яца (начало - 20 сент?ября 2019 г., кон?ец - 20 ноября 2019 г.). Цель опы?тно - педагогического экспериме?нтального исследования выяв?ить влияние практи?ческих работ н?а образовательный проц?есс младших школь?ников на уро?ках по ознако?млению с окруж?ающим миром. Зад?ачи опытно - педагоги?ческого экспериментального исслед?ования: - разработать показ?атели уровня познава?тельной активности и заинтересованности млад?ших школьников в ходе практи?ческих работ н?а уроках «Окружа?ющего мира».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg