Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Особенности использования мобильных средств обучения в образовательном процессе

happy_woman 468 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.12.2020
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью применения технологий и средств мобильного обучения в образовательном процессе в контексте реализации ФГОСи отсутствием достаточного колическива практических рекомендаций по применению современных программных средств ИКТ для решения данной задачи. Объект исследования – мобильное обучение. Предмет исследования – особенности использования мобильных средств обучения в образовательном процессе. Цель исследования – провести анализ дидактических возможностей мобильного обучения и разработать методические рекомендации для использования мобильных средств обучения на различных этапах урока, провести их апробацию. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования: 1. Рассмотреть понятие и дидактические возможности мобильного обучения 2.Проанализировать особенности программного обеспечения для мобильных средств обучения 3. Разработать методические рекомендация для использования мобильных средств обучения на различных этапах урока, провести анализ их эффективности. Методологической основой исследования являются: психолого-педагогические положения, рассматривающие сущность и проблемы мобильного обучения Волокова А.В, Зайцева Ж.Н организации; положения в области Суворова Е.В, Куликова Н.Ю. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (библиографический анализ научной, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования; контент-анализ материалов периодической печати по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта анализ, метод дедукции), эмпирические (сравнительный анализ, проектирование, разработка практических рекомендаций). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в образовательный процесс школы. Практическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы основные возможности использования мобильных средств обучения в образовательном процессе и разработаны методические рекомендации для использования мобильных средств обучения на различных этапах урока, проведен анализ их эффективности. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников. Во введении обосновывается актуальность темы и проблема исследования, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, а также формулируются методологическая основа и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе «Мобильное обучение в условиях реализации ФГОС» рассмотрены:понятие, преимущества и принципы мобильного обучения и дидактические возможности и педагогические условия успешной реализации мобильного обучения. Показано, что …... Подвергнуты анализу …. Рассмотрены ……..- не знаю как написать Во второй главе «Использования мобильных средств обучения в образовательном процессе». Рассмотрены особенности использования мобильных средств обучения в образовательном процессе, особенности программного обеспечения мобильных средств обучения. Проанализированы разновидности учебного видео, определены методических рекомендация для использования мобильных средств обучения на различных этапах урока и анализ их эффективности. Показано, что при правильном использовании технологии мобильного обучения, учебный процесс для современного школьника станет намного лучше для запоминания. Приведено описание разработанных методических рекомендацийдля использования мобильных средств обучения на различных этапах урока, проведен анализ их эффективности. В заключении проанализированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы.
Введение

Актуальность исследования. Происходящие глобальные преобразования в современном обществе и стремительно развивающиеся информационно-коммуникационные технологии привели к изменениям в системе образования. Эти изменения предполагают пересмотр роли и места педагога и ИКТ-технологий в образовательном процессе; изучение механизмов восприятия, усвоения и преобразования информации, представленной в электронном виде; обновление содержания, форм, методов и средств обучения; развитие личностного и профессионального потенциала педагога. Следует отметить, что на данный момент времени воздействие учителя в одностороннем порядке на обучающегося заменяется взаимодействием, в основу которого положена совместная деятельность педагогов и обучающихся. Современный учитель не только должен очень хорошо знать свой предмет, но уметь активизировать познавательную деятельность обучающихся, управлять ею, сам быть примером творческой и активной личности. Многими исследователями (Е.В. Данильчук, С.П. Иванова, Е.В. Коротаева, Н.Ю. Куликова, В.Д. Назарова и др.) готовность педагогов к педагогическому взаимодействию рассматривается как условие их профессионального развития [3]. Термин «мобильное обучение» mobile learning относится к использованию мобильных и портативных ИТ - устройств, таких, как карманные компьютеры PDA (Personal Digital Assistants), мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении [1]. Так как компьютеры и Интернет стали необходимыми образовательными инструментами, технологии стали более портативными, доступными, эффективными и простыми в использовании, это открывает широкие возможности для расширения участия и доступа к ИКТ, в частности в Интернете. Мобильные устройства, такие как телефоны и карманные компьютеры имеют гораздо более разумные цены, чем настольные компьютеры, и, следовательно, представляют собой менее дорогостоящий способ доступа в Интернет (хотя стоимость подключения может быть выше). Внедрение планшетных ПК теперь позволяет использовать мобильный доступ в Интернет с равной, если не большей, функциональностью, чем у настольных компьютеров. Многие мобильные устройства являются полезными в области образования, управления, организации и преподавания для специалистов-практиков, а также техническими средствами поддержки обучения для учащихся. Вот некоторые из основных преимуществ: -Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом и с преподавателем, а не прятаться за большими мониторами. - Гораздо проще разместить в классе несколько мобильных устройств, чем несколько настольных компьютеров. В современных школах появилось не только компьютерное оборудование (компьютер и его периферийные устройства, интерактивное оборудование, специализированное программное обеспечение и др.), но и мобильные технические средства (мобильные классы, ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны и др.). Эти технические средства в совокупности с дидактическими (электронными образовательными ресурсами) представляют собой интерактивные средства обучения (ИСО), позволяющие активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся через взаимодействие участников образовательного процесса в ходе интерактивного диалога [1]. Под интерактивным диалогом будем понимать, вслед за И.В. Роберт, взаимодействие пользователей с программной системой, главной характеристикой которого является реализация развитых средств ведения диалога с возможностью выбора режимов работы и вариантов содержания учебного материала [4]. Уже сегодня учащиеся получают реальные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, развития природных задатков и способностей, овладевая новыми методами и технологиями обучения, которые стали возможны лишь с появлением новой техники.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 1Глава. Мобильное обучение в условиях реализации ФГОС…………….8 1.1 Понятие, преимущества и принципы мобильного обучения………………8 1.2Дидактические возможности и педагогические условия успешной реализации мобильного обучения…………………………………………...…14 1.3 Проблемы и перспективы развития проблемного обучения……………..18 2Глава. Использования мобильных средств обучения в образовательном процессе……………………………………………………………………….…22 2.1 Основные возможности использования мобильных средств обучения в образовательном процессе………………………………………………………22 2.2. Особенности программного обеспечения мобильных средств обучения.28 2.3.Разработка методических рекомендация для использования мобильных средств обучения на различных этапах урока и анализ их эффективности…31 Заключение…………………………………………………………………...…36 Список используемых источников…………………………………………..38
Список литературы

1. Баданов А. Г. Мобильные устройства в электронном обучении // Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (8 – 9 октября 2015 г., – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования». 2015. С. 18-25. 2. Булин-Соколова Е.И., Рудченко Т, А., Семенов А, Л., Хохлова Е, Н. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 3. Волокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы /А.В. Молокова // Учебное пособие. - 2005. - №1. - С.119-123. 4. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 314 с. 5. Галина Солдатова. Вместе у монитора //Дети в информационном обществе 2010 №5,с 48-55.. 6. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. - М., 2003г. - 600 с. 7. Государев И. Б. Мобильное обучение информатике и ИКТ // Информатика и образование. 2013. №5. С. 62–68. 8. Данильчук Е. В., Куликова Н. Ю. Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения // Грани познания. 2014. № 7 (34). С. 70-75. 9. Зайцева Ж.Н., Рубин Ю.Б., Титарев Л.Г, Тихомиров В.П., Хорошилов А.В., Усков В.Л. Открытое образование - объективная парадигма XXI века /Под общей редакцией Тихомирова В.П. // Изд-во МЭСИ, М., 2006. - 178 с. 10. Зайцева С.А. Современные информационные технологии в образовании //http://sgpu2004.narod.ru/infotek2.htm 11. Ибрагимов Г.И. О понятиях «электронная педагогика», «электронная дидактика» и «электронное обучение» //Alma Mater, № 5. Май 2015. C. 38-41. 12. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвящение, 2012. 13. Комарова И.В. Реализация сетевого образовательного взаимодействия подростков в интерактивном обучении // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. С. 210. 14. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с. 15. Куликова Н.Ю., Данильчук Е.В., Борисова Н.В. Формирование готовности учителя информатики к использованию интерактивных электронных образовательных ресурсов в системе непрерывного образования // В сборнике: “ЭРНО-2015? Электронные ресурсы в непрерывном образовании Труды IV Международного научно-методического симпозиума. 2015. С. 57-60 16. Куликова Н.Ю. Опыт использования мобильных технологий для осуществления систематического и оперативного контроля знаний обучающихся // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 4 (106). С. 29-37. 17. Куликова Н.Ю., Кобзева В.А. Использование мобильных приложений для организации и проведения оперативного контроля знаний обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53174(дата обращения: 20.02.2016). 18. Куликова Н.Ю. Учебный курс «Разработка электронных образовательных ресурсов» // III Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века»: сб. науч. тр. – М.: НИЯУ МИФИ. 2013. – С. 279–283. 19. Лапчик М. П. Тернистый путь электронных технологий в образовании // Информатика и образование. 2014. № 8 (257). С.3-11. 20. Мусина А.А. Информационные технологии как ядро программы развития класса // Начальная школа. 2012. №4. С. 87-90. 21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред. Е.С. Полат. - М.:Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с. 22. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.,. 23. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века // Современные проблемы образования. - Тула, 2007. 24. Пономарева Ю.С., Сергеев А.Н., Ульченко Е.Н. Использование сервисов веб 2.0 в учебных проектах сетевых сообществ интернета // Вестник Тульского государственного университета. Серия Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2013. Т. 1. № 1 (12). С. 162-168. 25. Рудакова Д.Т., н.с. ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы Научно-практической конференции "Интернет-технологии в современной школе" [Электронный ресурс]: http://www.ioso.iip.net 26. Сайт "Фестиваль педагогических идей" [Электронный ресурс]:http://festival.1september.ru/ 27. Суворова Е.В. Использование системно-деятельностного подхода и интерактивных технологий как условие формирования ИКТ-компетентности младших школьников // Информатика и образование. 2012. №10. С. 48-49. 28. Усенков Д.Ю. Интерактивная доска Smart Board: До и во время урока // Информатика и образование. 2006. №2. 29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изменениями и дополнениями на 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 33 с. 30. Ярославцева Е.И. Smart-Art технологии как стимул к саморазвитию сложного ребенка // Информационные технологии в образовании. XVI Международная конференция-выставка: Сборник трудов. - М.: 2006.
Отрывок из работы

Глава 1. Мобильное обучение в условиях реализации ФГОС 1.1 Понятие, преимущества и принципы мобильного обучения. Современные мобильные устройства являются популярными среди общества потому, что они беспроводные и портативные. Благодаря таким функциональным особенностям пользователи общаются на ходу. Также популярность этих устройств является следствием их способности функционировать на нескольких уровнях т. е. выполнять функции нескольких устройств. Кроме того, интенсивная коммерческая конкуренция в сфере мобильных устройств заставляет производителей быть очень инновационными и постоянно стремиться к внедрению новых возможностей, которые могут дать им конкурентное преимущество[5]. В результате этого, педагоги, дизайнеры и разработчики с богатой фантазией должны подумать о применении данных устройств в современном преподавании и обучении. В этой среде, содержание и услуги могут быть переданы обучающимся по средствам личных мобильных устройств. Благодаря этому можно добавить еще один слой к модели персонального основанного на применении компьютера преподавания и обучения. Это будет значить, что электронное обучение проходит в условиях, которые будут отличаться от тех, с которыми знакомы педагоги и ученики. Мобильное обучение в качестве образовательной деятельности будет являтся тогда, когда технология которую используют является полностью мобильной и когда пользователи этой технологии мобильны в момент обучения. Эти уточнения подчеркивают мобильность обучения и значимость термина «мобильное обучение»[3]. Мобильное обучение– это обучение в условиях, когда ученик имеет мобильный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и другими учениками. Очень широко мобильное обучение представлено в концепции образования «1 ученик: 1 компьютер». Так же мобильное обучение как беспроводные и цифровые устройства и технологии, произведенные для неограниченного круга лиц и используемые учениками, так как они являются участниками системы образования. Другие же определяют мобильное обучение выделяя главное - мобильность учеников и мобильность обучения, а также опыт обучающихся обучаться с помощью мобильных устройств [1]. В качестве основных целей мобильного обучения можно рассматривать: - связь в удобное время и в любомместе, благодаря этому можно расширить возможности коллективной работы обучающихся; - оптимизацию использования мобильных средств; - компактное хранение учебного материала, который всегда под рукой; - соответствие развития уровня образования современному социальному заказу и интересам учащихся, которые везде пользуются мобильными устройствами. На сегодняшний день мобильное обучение является актуальным: во первых, оно обладает привлекательными новинки, во вторых — удобно и осуществимо на практике. Многие школьники будут благодарны за такое нововведение. Многие учебные заведения не приветствуют использование мобильных устройств на занятиях, но преимущества использования мобильного обучения для учеников весьма очевидны [14]: 1. Улучшение доступа к образованию - использование недорогих повседневных технологий; - возможность обучаться в собственном ритме, в условиях конфиденциальности; - хорошая поддержка способов взаимодействия, например, мобильного доступа к аудиоматериалам или социальным сетям. 2. Близость к конкретным учебным запросам - удовлетворение интересов за пределами школьной программы с помощью доступа к дополнительным ресурсам благодаря бесплатных обучающих материалов; - использование мобильных устройств является частью современной жизни, так что обучение непосредственно способствует повышению конкурентоспособности, приобретению жизненно важных умений и навыков и улучшению методов работы[11]. 3. Поддержка общения - возможность для учащихся делиться впечатлениями от учебного процесса; - лучшая диагностика и оценка проблем в обучении; - психологическая поддержка для учеников из группы риска, через социальные сети либо с помощью персонального наставника. У школьников появляется большой интерес к обучению, тогда когда они используют мобильные устройства, и некоторые исследования уже доказывают, что их успеваемость становится лучше. Преподаватели должны это учитывать, и находить безопасные, эффективные способы интеграции устройств мобильного обучения в школьные учебные программы. Мобильное обучение является отличной возможностью для педагогов, но в некотором случае мы используем это очень поверхностно. При правильном обучении и достаточном времени эксплуатации высокотехнологичных гаджетов, преподаватли вскоре сделают прорыв и смогут поддерживать и направлять использование таких устройств в классе на регулярной основе. Но прежде чем ввести мобильное обучение в образовательный процесс, можно столкнуться с некоторыми проблемами. В не многих попытках внедрить мобильное обучение, производители мобильных устройств были задействованы в качестве спонсоров и организации и снабжали учащихся мобильными устройствами своего производства. Это заметно облегчало начало реализации модели мобильного обучения, но затем возникают вопросы с поддержкой и обслуживанием этих устройств[23]. В данный момент времени школьники используют в основном личные мобильные устройства. Следующая проблема состоит в том, что приходится убеждать преподавателей в том что мобильные технологии — это помощь для образования, а не просто развлечение. Многие педагоги опасаются того, что учебный процесс может выйти из-под контроля потому что процесс в мобильном обучении происходит за рамками класса. Отсюда возникает вопрос авторских прав на электронные ресурсы потому что разработка собственных материалов требует достаточно высокой квалификации или привлечения специалистов. Это повышает временные, а также финансовые затраты и отталкивает многих учителей от использования данной модели обучения. Педагогам часто не хватает знаний для предоставления учащимся возможности использовать мобильное обучение. А это крайне важно так как учащиеся, безусловно, умеют обращаться с разного рода мобильными устройствами для простой коммуникации, но не в качестве обучающих средств. В результате этого нужно пересматривать методики оценки эффективности преподавания. Педагоги в этой ситуации чувствуют себя недостаточно компетентными и не могут помочь учащимся ориентированным на практическое обучение. Еще одна проблема заключается в том что нужно подзаряжать мобильное устройство для долговременного использования. Работая с мобильными устройствами, можно столкнуться и с другими техническими трудностями, например, маленький размер экрана. Он может затруднить чтение с него. Затраты на подключение к мобильной сети тоже могут рассматриваться как одна из преград на пути к использованию мобильного выхода в Интернет[18]. Мобильное обучение не может использоваться в регионах, где отсутствуют широкополосные технологии, использующие телефонные провода, и кабельный Интернет. В подобных ситуациях возможно использовать спутниковый Интернет, который в состоянии предоставить широкополосный доступ где угодно на земном шаре, но он является наиболее финансово затратным Мобильное обучение быстро распространяется и может стать одним из самых эффективных методов обучения в будущем. Применение и использование мобильного обучения расширяется но возможные последствия распространения этой модели обучения еще не совсем понятны для разработчиков, практиков и исследователей. Это понимание необходимо для исследования и изучения практики работы с этой специфической средой с точки зрения педагогического дизайна теорий прошлого[16]. В качестве основных принципов мобильного обучения выступают следующие. 1. Доступность. Мобильная среда обучения обеспечивает доступ к контенту, другим участникам группы, экспертам, пакетным документам, заслуживающим доверия источникам и имеющимся идеям по соответствующим темам. 2. Категориальность. Поскольку мобильное обучение является сочетанием цифрового и физического подхода, то доступны и разнообразные категории и показатели понимания студентами информации и их качество знаний, компетентности в конкретном вопросе. 3. Облачность. Облако – инструмент реализации «умной» мобильности. Благодаря доступу к облаку, появляется возможность постоянно использовать источники данных и материалы изучаемой дисциплины, позволяя обращаться к ранее недоступным уровням, методам повторения и совместной работы. 4. Понимание. Понимание является естественной категорией взаимосвязи, мобильности и сотрудничества как с преподавателем, так и со школьниками, занимающимися конкретной темой, поскольку им доступна немедленная возможность установить контакт как с локальными, так и глобальными сообществами через социальные медиа-платформы Instagram Twitter, Vkontakte, Facebook, для обсуждения и, следовательно, более глубокого понимания информации. 5. Игровой принцип. Игра является одной из основных характеристик подлинно прогрессивного и продуктивного обучения, будучи одновременно и причиной, и следствием заинтересованности ученика. 6. Асинхронность. Среди наиболее значимых принципов мобильного обучения является асинхронный доступ к информации, т.е. параллельное взаимодействие с любой информацией. 7. Самовключаемость в процесс обучения. С асинхронным доступом к контенту у других участников процесса и экспертов появляется потенциал для самовключения в процесс обучения в любое время 8. Разнообразность. С мобильностью приходит и разнообразие. Из-за постоянного изменения среды обучения, которая обусловлена потоком новых идей, неожиданных проблем и постоянными возможностями для повторения и практического применения идей, аудитории разнообразны, как и данные среды. 9. Курируемость. Приложения и мобильные устройства могут не только поддерживать курирование, но и сделать его лучше, чем даже самый опытный преподаватель. По своей конструкции эти технологии адаптируются к ученикам, они хранят файлы, генерируют идеи и подключают школьников к процессу обучения. 10. Смешение. Мобильная среда обучения всегда будет представлять собой смешение видов: физическое движение, личное общение и цифровое взаимодействие[24]. Правильная разработка технологий приведёт к повышению эффективности мобильного обучения. Следует рассмотреть множество аспектов, которые заложены в самой идее мобильности учебного процесса и мобильности учащихся. Необходимо также подробно описать различные преимущества и недостатки мобильных учебных устройств в качестве инструментов для доставки образования. Мобильные устройства и в дальнейшем будут проникать во все сферы нашей жизни, и мобильность станет одним из ключевых требований к учащимся. Нетрадиционные формы обучения с помощью мобильной связи приобретут огромный потенциал. Будущее образования за мобильным обучением включает в себя развитие технологий, которые будут обеспечивать доступ к необходимым ресурсам там, где они больше всего нужны. 1.2 Дидактические возможности и педагогические условия успешной реализации мобильного обучения. Успешность целенаправленного процесса организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни во многом зависит от целенаправленности и активности самостоятельной учебной деятельности школьников. Реализовать активные методы обеспечить эти возможности и без использования в учебном процессе средств обучения невозможно. Традиционно средства обучения рассматривались лишь как условие взаимодействия учителя и ученика, реализации какого-либо метода обучения. На сегодняшний день разным средствам обучения отводится одна из ключевых позиций в организации образовательного процесса, важным это приобретает в условиях мобильного обучения. Дидактические возможности мобильных электронных устройств определяют создание и реализацию в образовательном процессе дидактических возможностей мобильного обучения [27]. Если рассматривать дидактические возможности мобильных устройств, мобильное обучение предполагает собой процесс получения знаний в результате взаимодействия людей на основе применения мобильных электронных устройств, беспроводных сетей и мобильных телефонов, обеспечивающих интерактивный характер взаимодействия с целью облегчения, поддержки, улучшения и расширения охвата преподавания и обучения. Многие ученые проводили исследования на эту тему, они выделяют главные дидактические возможности мобильных электронных устройств для: 1. персонализации (индивидуализация и дифференциация) учебной деятельности; 2. реализации возможности свободного и быстрого подключения к источникам информации и интерактивный характер работы с мобильными электронными устройствами и контентом; 3. реализации возможности организации совместного обучения; 4. оценки и определения этических аспектов мобильного обучения; 5. определения влияния мобильного обучения на развитие культуры, навыков социального взаимодействия и поведения обучающихся [3]. Сделав анализ понятия «мобильное обучение», С.В. Титова определяет два общих и существенных, признака мобильного обучения – особенность доступа к средствам обучения и форма реализации учебного взаимодействия [2]. Изучав дидактические возможности мобильного обучения, В.А. Куклев определяет, что к главным особенностям, следует отнести: – реализацию новых возможностей, которые нужны современному обучению; – дополнение к очному обучению для активизации обучения и выполнения заданий; – дистанционное репетиторство (активное приобретение знаний); – освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков (технологий, программного обеспечения, Интернет); – открытый доступ к образовательным ресурсам в любое время, в любом месте по запросу ученика; – игровое мобильное обучение с помощью переносных игровых модулей; – аудиовизуальное представление информации, публикация учебно-методических материалов в гипермедийном варианте на основе технологий Web 2.0; – формирование информационной культуры обучающихся; – оперативное использование интерактивного перевода и изучения иностранных языков; – мгновенное представление информационно-справочной информации; [7]. По мнению В.А. Куклева, мы выделяем следующие дидактические возможности мобильного обучения, к которым относим: – возможность сбора, передачи, преобразования, хранения, анализа и применения разной информации; – повышение уровня доступности образования и обучения; – возможность формирования индивидуальной траектории обучения; – повышение активности участников в образовательном процессе; – расширение возможностей интерактивного взаимодействия между участниками образовательных отношений в образовательном процессе; – развитие активной самостоятельной поисковой и творческой учебной деятельности обучающегося; – повышение уровня мотивации обучения [19]. Можно сказать что, мобильные электронные устройства и базирующееся на них мобильное обучение обладают большим набором дидактических возможностей, и если их реализовать, возможно определить педагогическую эффективность применения мобильного обучения в образовательном процессе. На данный момент организация мобильного обучения в российском образовании невелика. Можно выделить некоторые моменты как следует использовать такое обучение: проведение «перевернутых» уроков (в этом случае новый материал изучается дома, а на уроке – приведение в систему полученных знаний, их активное присвоение); уроки вне школы: «парковый» урок, «музейный» урок, «театральный» урок (очень хорошо подходит для уроков истории, географии, литературы, биологии и др.), когда мобильные устройства используются для записи видео, подготовки фотографий, фиксирования хода работы над решением проблем и других целей; расширение возможностей организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, интеграция урочной и внеурочной работы за счет включения элементов мобильного обучения; использование в обучении средств инфографики для обучения учеников способам структурирования информации, свертывания и развертывания информации . Современными разработчиками представлены технологические решения для реализации мобильного обучения это: использование электронных форм учебников, разработанных издательствами наряду с бумажными учебниками [6], специализированных мобильных учебных сред, например, «Мобильная электронная школа» [4] (http://mob-edu.ru/), данный проект реализует команда специалистов под руководством Александра Михайловича Кондакова и именно в ключе реализации ФГОС, «ЯКласс» (http://www.yaklass.ru/), «I-Школа» (http://iclass.home-edu.ru/) и др.; использование возможностей российских платформ открытого электронного образования. Универсариум (http://universarium.org/) и Stepik (https://stepik.org/), а также Интуит, центр «Специалист», ABBYY, Нетология и мн. др.; установка на мобильные устройства и использование системы видеоуроков по основным предметам школьной программы (сайты http://interneturok.ru, https://infourok.ru/); использование инструментальной среды для создания учебных приложений для планшет. Можно сделать вывод о том что, для успешности мобильного обучения требуется внедрение педагогических практик мобильного обучения как безусловно важного направления развития системы образования; необходимо создание организационных и методических условий для реализации мобильного обучения (нормативные документы на уровне Министерства образования и региональных органов управления образованием, локальные нормативные акты на уровне учебных заведений); нужна целенаправленная подготовка педагогических работников мобильного обучения: формальная (курсы повышения квалификации, вебинары), неформальная (функционирование сетевых педагогических сообществ). Соответственно, нужно изменить отношение к мобильным устройствам как отвлекающим от образовательной деятельности и уметь воспринимать их как помощь в реализации индивидуальных траекторий обучения, в достижении личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, вовлечении обучающегося в создание среды обучения. 1.3 Проблемы и перспективы развития мобильного обучения. Можно утверждать, что мобильные устройства как средства обучения доступны большинству обучающихся проживающих в России, но процесс интеграции этих средств связи в учебный процесс в не приводит к успеху, как других зарубежных странах. В декабре 2010 г. Институт информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО опубликовал программный документ «Мобильное обучение для качественного образования и социального включения», в котором уточняется, что преподаватели уже не могут не обращать внимание на очевидный факт огромной популярности мобильных средств связи среди молодежи, именно поэтому следует сделать вывод, как данные виды связи могут способствовать оптимизации преподавания [3]. Существуют некоторые проблемы и первой из них можно обозначить, ограниченное использование мобильного устройства, это зависит от батареи. Для смартфона при каждом использовании этот период составляет 5-6 часов. Но все же, есть смартфоны и с более энергоустойчивой батареей, но их цены заметно отличаются от самых популярных мобильных устройств, доступных для большинства школьников. Вторую проблему можно отметить, что большое разнообразие рынка мобильных устройств. Эту проблему скорее можно отности к создателям курсов мобильного обучения, так ка очень сложно сделать так, чтобы курс одинаково хорошо выглядел как на экранах с малым размером сотовых телефонов, так и на относительно больших экранах планшетов. Еще одной проблемой можно выделить недооценку возможностей мобильного обучения учителями старшеклассников. Впрочем, люди данной возрастной категории приводят довольно весомые аргументы, и одним из главных является неспособность контроля выполнения теста школьниками. На данный момент презентация в Microsoft PowerPoint является одиним из самых популярных форматов для курсов обучения. Но при его применении можно выделить две основные проблемы. Во-первых, формат PowerPoint он не доступен для просмотра на web-сайте. Решить эту проблему можно использованием некоторых программ, например slideboom.com или slideshare.net, они способны преобразовать презентацию в формат Flash, который будет доступен для проигрывания в современных браузерах. Но существует едостаток такого подхода, он заключается в потере анимационных эффектов, содержащихся в презентации. Во-вторых, даже если обучающий школьный курс не будет проигрываться на web-сайтах, а будет только распространяться путем скачивания на компьютер, для его воспроизведения понадобится дополнительное программное обучение, например, Microsoft PowerPoint или Microsoft PowerPoint Viewer. Чтобы решить эти две проблемы, можно воспользоваться программами, преобразующими из формата PowerPoint в формат Flash, или HTML5. Среди компаний-лидеров в области производства подобного ПО можно выделить три: Adobe, iSpring и Articulate[4]. Анализ современных технологий мобильного обучения позволил отметить следующие главные преимущества его реализации в образовательном процессе. 1. Наличие обратной связи и возможности оценки результатов обучения. Мобильные технологии ускоряют процесс оценки результатов обучения, они позволяют ученикам и преподавателям намного быстрее отслеживать достигнутые успехи. Быстрое получение результата способствует мгновенному выявлению проблем в обучении. Отсутствие надобности проверки работ учеников благодаря автоматизации процессов распределения, сбора, анализа и документирования появляется вероятность преподавателям сосредоточится на нконкретной работе с учениками. 2. Есть возможность самостоятельного выбора места и времени обучения. Обучающие мобильные приложения помогают пользователю выбрать продолжительность, периодичность обучения, а так же перерывов в занятиях. Мобильность информационных устройств, повсеместное распространение интернет-технологий позволяют организовать процесс обучения в любом месте в любое время. 3. Возможность персонификации образовательной программы. Мобильные устройства дают возможность отследить процесс усвоения важной информации. Принцип действия некоторых приложений заключается в том, что усвоенный материал забывается спустя некоторое время в соответствии с определенной зависимостью. Используя четкие выверенные закономерности, данные приложения заставляют ученика повторять новый материал нужное количество раз сразу же после изучения и перед тем, как эти сведения могут быть забыты. 4. Изменение форм классной работы за счет большого применения практико-ориентированных технологий. Использование мобильных устройств помогают повысить эффективность использования времени, отведенного на определенную работу. Это достигается за счет сокращения изучения теоретического материала на уроках, который ученик может освоить самостоятельно и увеличения времени для обсуждения своих мыслей, обмена собственной интерпретацией полученных знаний, совместной работы, проведения деловых игр, решения практический заданий, кейсов. 5. Расширение общественное взаимодействия на базе учебно-воспитательного процесса. Ряд образовательных платформ предлагают направленное профессиональное обучение обучающихся со подобными интересами. Помимо учебных материалов, доступных гораздо большему количеству людей по сравнению с обычными образовательными учреждениями, такие системы помогают ученикам в постановке и решении задач, работе над групповыми проектами и, а так же содействуют социальному взаимодействию. 6. Поддержка ситуационного обучения. В сравнении с традиционным процессом обучения в аудиториях, мобильные устройства дают возможность переместить его в среду, где происходит на высшем уровне понимание предмета [10]. Многие разработчики создают очень много мобильных приложений, предназначенных для изучения разных дисциплин. Особый интерес вызывают разработки (приложения, интернет-сайты, виртуальные экскурсии) коллектива кафедры управления персоналом, сервиса и туризма ОГУ, широко используемые в учебно-воспитательном процессе. К достоинствам мобильного образования относят также: привлечение потенциальных учеников из неохваченных групп населения, улучшение качества преподавания, поддержка непрерывного образования. Мобильное обучение стало выступать в качестве средства международного сетевого взаимодействия. В это время многие мобильные приложения имеют функцию синхронного перевода, кроме того, в будуем эксперты прогнозируют значительное повышение качества работы приложений для перевода текстов. Наличие возможности изучения материала на родном языке открывает широкие возможности обмена знаниями на международном уровне [14]. Актуальность этого вопроса способствует дальнейшему проникновению технологии мобильного обучения в образовательный процесс. Мобильный образовательный контент становится более «концентрированным», предоставляя различную информацию в лаконичном формате. Постоянное обновление приложений при подключении к сети Интернет и наличие оповещений обеспечивают мгновенный доступ к самым актуальным сведениям.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg