Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В СМИ КАК ПРИЁМ МАНИПУЛЯЦИИ АУДИТОРИЕЙ

beskonechno 2500 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 106 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 12.12.2020
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «ЯЗЫКОВАЯ ИГРА В СМИ КАК ПРИЁМ МАНИПУЛЯЦИИ АУДИТОРИЕЙ» Оригинальность работы 90%
Введение

ВВЕДЕНИЕ Темой настоящего исследования является языковая игра как способ манипуляции аудиторией современных средств массовой информации (СМИ). В связи с этим возникает необходимость уточнить основные понятия, используемые в настоящей работе. Понятие игры вообще значимо для современной культуры. Игрой называют совершенно разные, мало схожие между собой явления. Этот термин применяется в культурологии, философии, психологии, педагогике. аспекте социальных наук игра рассматривается как необходимый элемент социализации личности, как символ, модель поведения. Особого внимания заслуживает один из видов игры – языковая игра. Понятие, введённое Л. Витгенштейном1, в современной науке рассматривается с двух сторон. Первое толкование рассматривает языковую игру в широком смысле, как любой вид деятельности, связанный с речью. Второе толкование получило признание в лингвистике. С этой точки зрения языковая игра рассматривается как «особый вид речевой деятельности, связанный с нарушением языковых норм»2. Долгое время языковая игра была прерогативой исключительно художественного литературного дискурса, и в этом качестве рассматривалась только как принадлежность авторского стиля. Но в конце ХХ века приёмы языковой игры стали обнаруживаться в языке средств массовой информации, рекламе, общественно-политическом дискурсе. Подобные примеры, свидетельствующие о демократизации языковых процессов, привлекли внимание лингвистов. Языковая игра стала рассматриваться как самостоятельный приём, использование которого Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.: Избр. философские работы. - М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. Дедушкина Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. – с. 88. 3 ведёт к определённой цели, а также как характеристика языковой личности. настоящее время языковая игра как способ репрезентации языковой личности рассматривается, как правило, на примере художественных произведений, в аспекте исследований проявлений языковой личности автора. На примере медийного дискурса проводятся исследования функциональных особенностей языковой игры, которые способствуют процессу коммуникации между авторами текстов и аудиторией. Степень разработанности темы. Интерес исследователей к языковой игре как явлению лингвистики обусловил изучение способов её реализации в различных видах дискурса. Прежде всего, игра зачастую используется в разговорной речи. Проблемам реализации приёмов языковой игры в разговорном дискурсе посвящены работы Е.А. Земской, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой1. Современная действительность обеспечивает интерес исследователей к языку средств массовой информации. В заголовках и текстах газет, в языке телевидения и Интернет-пространства можно обнаружить многочисленные примеры языковой игры. Исследованию этого дискурса посвящены работы Л.В. Лисоченко и О.В. Лисоченко2, С.В. Ильясовой и Л.П. Амири3. Ещё в конце ХХ века система средств массовой информации стала эффективным механизмом воздействия на массовое сознание, средством идеологизации и манипуляции. Медиатеории, возникшие тогда, базировались на изучении принципов воздействия на аудиторию. Исследования глобальных информационных процессов в отечественной Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М., 1983. Лисоченко Л.В., Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) // Эстетика и поэтика языкового творчества. – Таганрог, 2000. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта: Наука, 2013. 4 науке проводились с точки зрения коммуникативного подхода (Я. Н. Засурский, И. Р Гальперин), а также с точки зрения манипулятивной теории массово-коммуникационных процессов (С. Г. Кара-Мурза, Е. Л. Доценко, И. А. Стернин). Актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием к изучению лингвистических особенностей в медиатекстах со стороны отечественных и зарубежных ученых; стремительным развитием медиа и широтой границ в использовании лингвистических возможностей в медиа. Объект исследования – языковая игра как средство реализации стратегии массовой манипуляции. Предмет исследования – эффективность использования языковой игры как средства реализации стратегии манипуляции в современных СМИ. Цель настоящего исследования – проанализировать примеры использования языковой игры в качестве средства манипуляции в современных СМИ. Достижение цели связано с решением задач: Проанализировать современное понимание языковой игры в отечественной лингвистике. Охарактеризовать функциональные особенности языковой игры в СМИ. Описать понятие манипуляции массовым сознанием. Изучить манипулятивные стратегии средств массовой информации. Исследовать примеры реализации языковой игры в СМИ. Проанализировать степень влияния средств массовой информации на аудиторию. настоящей работе использованы следующие методы: анализ академических публикаций, анализ подходов к классификации приемов 5 языковой игры, качественно-количественный анализ (контент-анализ) газетных материалов по выявлению приемов языковой игры, онлайновый опрос, анализ статистических данных. Гипотеза исследования: языковая игра используется в СМИ как инструмент для манипуляции аудиторий как в массовых изданиях, так и в деловых. Теоретическая база представлена работами следующих авторов: Е.А. Земская, Т.А. Гридина, В.И. Шаховский, В.З. Санников, Л. Витгенштейн, Н.Д. Арутюнова, В.Г. Стрельчук исследовали понятие языковой игры и ее особенностей в зависимости от выбранного дискурса. С.Г. Кара-Мурза, В.В. Кихтан, С.А. Зелинский, Е.Л. Доценко занимались исследованиями, связанными с определением характера манипуляций, в том числе общественным сознанием аудитории СМИ. Эмпирическая база работы состоит из материалов СМИ, в частности изданий «Ведомости» и «Комсомольская правда», а также данные анкетного опроса. Научная новизна работы заключается в первичном исследовании феномена языковой игры на материалах конкретных СМИ с целью определить степень влияния такого лингвистического приема на массовое сознание, а также в попытке определить целесообразность использования языковой игры в журналистских текстах как инструмента манипуляции аудиторией. Теоретическая значимость исследования: в данном исследовании автором была предложена рабочая классификация приемов языковой игры газетных материалах. Она построена на критическом анализе подходов к классификации приемов языковой игры, разработанных другими авторами. Такая классификация операциональна по определению и хорошо подходит для подобных исследований в отношении газетных материалов. Практическая значимость исследования обусловлена полученными результатами. То есть, понимание целесообразности 6 использования лингвистических приемов, в частности языковой игры, как массовых, так и в деловых изданиях, а также понимание особенностей их восприятия, может помочь журналистам, авторам газетных материалов, при выборе стиля изложения текста. Структура исследования представлена введением, тремя главами, заключением и приложением.
Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………..…….………3 Глава 1. Языковая игра как часть манипулятивной стратегии в современных СМИ…………………………………………………………………………..…8 1.1. Языковая игра в современных лингвистических исследованиях………8 1.2. Функциональные особенности языковой игры в СМИ ………………..12 1.3. Классификация приемов языковой игры в СМИ………..……….……...17 1.4. Рабочая классификация приемов языковой игры ……………….……...21 Глава 2. Манипуляция в СМИ: ключевые аспекты…………………….…...26 2.1. Понятие манипуляции в СМИ ……………...…………………………...26 2.2. Стратегии манипуляции аудиторией СМИ………….…………………..29 Глава 3. Анализ использования языковой игры в качестве стратегии манипуляции в СМИ………...……………………………………………..…. 36 3.1. Реализация языковой игры на примере издания «Комсомольская правда»………………………...……………………………………………..… 36 3.2. Реализация языковой игры на примере издания «КоммерсантЪ»…...…48 3.3. Реализация языковой игры на примере издания «Ведомости»………...55 3.4. Степень влияния на аудиторию в зависимости от специфики издания..58 Заключение…………………………………………………………....………...66 Список использованной литературы…………….…………….………..…….69 Список проанализированных статей…….……………………………………76 Приложение……………………………………………………...……………..105
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (К проблемам языковой картины мира) // Вопросы языкознания, 1987, № 3. - С. 3 -20. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Художественная литература, 1986 – 543 с. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. – М., «Эксмо», 2013 – 352 с. Бёрн Э. Люди, которые играют в игры. – М., «Эксмо», 2008 – 576 с. Вартанова Е. Л. Медиасистема России. Учебное пособие. – М.: Аспект-пресс, 2017. – 384 с. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – 335 с. Витгенштейн Л. Философские исследования // Витгенштейн Л.: Избр. философские работы. - М.: Гнозис, 1994. Ч. 1. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования — М.: КомКнига, 2007. — 144 с Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 2007 – 272 с. Гридина Т.А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. – Екатеринбург, 2002. – С. 26-27. Дедушкина Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica, 2012, Вып. 6. – С. 88-92. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы защита. – М., 1997. 69 Егорова О.С., Кириллова О.А. ФЕНОМЕН ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ МЕДИАДИСКУРСЕ: КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - С. 159-165. Ермакович Е.Е. Логические ошибки и паралогические приемы манипуляции в сми (на материале текстов новостного портала lenta. Ru) // Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. - С. 188-197. Жанры речи. Вып. 2. Сборник научных статей. - Саратов: Изд- во Государственного учебно-научного центра «Колледж», 1999. — 300 с. Жданова Е.А., Рацибурская Л.В. Современная украинская действительность в новообразованиях российских массмедиа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - С. 397-401. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России. – М., 2010. Звада О.В. Манипулятивные особенности политического дискурса в англоязычных сми // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - С. 23-30. Зелинский С. А. Манипуляция массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психологических методик. – СПб.: Издательско-торговый дом «Скифия», 2008 – 248 с Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова H.H. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. - М., 1983. - С. 172-214. Зырянова И.П. Прецедентные феномены в заголовках российской и британской прессы: 2005-2009 гг.: дисс. канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2010. – 239 с. Ильясова С. В. Об одном модном приеме языковой игры // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2011. - С. 107-111. 70 Ильясова С. В. Языковая игра: словообразовательная, графическая, орфографическая (на материале текстов современных российских СМИ) // Медиалингвистика. 2015. № 1 (6). С. 91–100. Ильясова С.В. Игровые способы и приемы выражения социальной оценочности в языке современных российских сми // Политическая лингвистика. – 2014. – С. 243-247. Ильясова С.В. От коллажа до эпатажа: к оценке словотворчества в языке современных российских сми // Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. – М.: Флинта: Наука, 2013. - 294 с. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 2015. – 447 с. Каюмова, М. И. Методы манипуляции массовым сознанием / И. Каюмова // Актуальные проблемы филологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9703/ (дата обращения: 11.04.2020). Киселева Н.А., Жаркова Е.С. Прецедентные феномены в газетных сми малого и большого города // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2017. - С. 88-90. Кихтан В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации // Вестник ВуиТ, 2018, № 2, том 2. – С. 221-227. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций.- М.: ИТДГК «Гнозис», 2002. - 284 с. Кузнецова М.В. классификация приемов языковой игры // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ 71 НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(63). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(63).pdf (дата обращения: 10.04.2020) Куманицина Е.И. Феномен языковой игры в сми // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2005. - С. 165-168. Куманицина Е.И. Феномен языковой игры в СМИ // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание, 2005, Вып. 4. – С. 165-168. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 658 с. Лисоченко Л.В., Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации) // Эстетика и поэтика языкового творчества. – Таганрог, 2000. – С. 128-140. Михневич О.И. Особенности языковой игры в массмедийном политическом дискурсе // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. - 2015. - С. 99-104. Немирова А.Д. Языковая игра на основе фразеологизмов и прецедентных текстов в заголовках современных газет // Вестник Московского государственного университета печати. - 2013. - С. 153-157. Норман Б. Ю. Субъект говорения : автор и соавтор // Русский язык на рубеже тысячелетий. СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2001. С. 138–150. Олешков М.Ю. Основы функциональной лингвистики: дискурсивный аспект. - Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2006. — 146 с. Осетрова Е. В. Неавторизованная информация в современной коммуникативной среде: речеведческий аспект : автореф. дис. ... докт. филол. наук, Красноярск, 2010. 45 с. Седов К. Ф. Дискурс как суггестия. М. Лабиринт, 2011. 336 с. Пак Е.М Использование манипулятивных методов в текстах интернет-изданий // Управленческое консультирование. - 2018. - С. 78-83. 72 45. Пыстина О.В. Функционирование языковой игры в региональных молодежных сми // Журналистский ежегодник. - 2015. - С. 137-141. Пыстина О.В. Языковая игра в коммуникативном пространстве интернета (на материале региональных сетевых сми) // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. – 2019. - С. 231-239. Пыстина О.В. Языковая игра как прием в заголовочных комплексах региональных изданий // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. - 2014. - С. 203-212. Рацибурская Л. В. Медийные новообразования в отражении актуальных политических событий // Проблемы речевой коммуникации. - 2015. - С. 37-45. Рацибурская Л.В Сложные новообразования как игровая составляющая современных медиатекстов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения . - 2016. - С. 205-212. Рацибурская Л.В. Изучение языковой специфики медийных текстов при подготовке филологов и журналистов // Российский гуманитарный журнал. - 2015. - С. 160-164. Салемгареева Л.С. Влияние СМИ на общественное сознание лингвистическими средствами: дисс. канд. филол. наук. – М., 2007. – 198 с. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. - М.: Языки славянской культуры, 2002. – 552 с. Сарокин А.А. Массовое сознание: сущность, структура, проблема манипуляции // Вестник БГУ, 2013, № 1. – С. 16-26. Семенец О.П. Прецедентный заголовок в газетном дискурсе начала ххi века: традиции и новаторство // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2017.
Отрывок из работы

настоящее время СМИ имеют дело с достаточно искушённой аудиторией, которая ожидает от авторов материалов использования приёмов манипуляции. В том случае, когда языковая игра имеет явный характер, аудитория склонна расценивать её использование как признак развлекательного характера издания, что затрудняет использование её в качестве элемента манипуляции массовым сознанием. Для успешного воздействия на аудиторию необходима тонкая языковая игра, которая воспринимается как признак интеллектуальной зрелости, компетентности и серьёзного подхода к отбору информации. Таким образом, важно также отметить опасность использования языковой игры как манипулятивного инструмента – языковая игра привлекает внимание аудитории, но её избыточность и явная природа способны снизить степень доверия к изданию. Данное исследование имеет несколько возможных дальнейших направлений для развития. Во-первых, можно углубиться в жанровое разнообразие изданий и предположить, в каких из них будет степень влияния на аудиторию выше и каким образом будет проявляться. В таком исследовании можно сохранить объектом языковую игру, а можно выбрать другой характерный для СМИ лингвистический прием. Также вместо разных по жанру изданий, можно выбрать разные виды СМИ – например, телеканал и интернет-сайт. Во-вторых, можно исследовать языковую игру (или иной лингвистический прием, традиционно используемый в СМИ) в конкретных 67 дискурсах: культурном, политическом или развлекательном. В зависимости от степени присутствия, можно поставить вопрос о релевантности лингвистического приема и попытаться ответить на него, исследовав издания (Интернет-сайты, телеканалы) разных жанров. Также кажется интересным проведение кросс-культурного анализа выявление особенностей лингвистического характера в текстах СМИ России, США и, например, Испании. Сайт телеканала RT rt.com имеет новостные дублеры на этих языках, поэтому появляется возможность «честного» исследования в рамках одной редакционной политики. Можно провести сравнительный анализ частоты и качества употребления лингвистических приемов и попробовать связать это с культурными традициями исследуемых стран.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Связи с общественностью, 100 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Связи с общественностью, 69 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Связи с общественностью, 92 страницы
11200 руб.
Дипломная работа, Связи с общественностью, 90 страниц
6000 руб.
Дипломная работа, Связи с общественностью, 72 страницы
3500 руб.
Дипломная работа, Связи с общественностью, 67 страниц
2700 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg