Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Право на жилище как правовой институт и как основное право человека.

happy_woman 1775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 71 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2020
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в рамках стадии реализации гражданином его конституционного права на жилище. Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, характеризующие конституционного права на жилище. Целью данной работы является комплексный анализ конституционного права на жилище. Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи: - рассмотреть историю признания и развития права на жилище в России; - раскрыть как право на жилище определяется в международно- правовых документах; - - установить понятие и содержание права на жилище в Конституции Российской Федерации; - изложить правовой механизм обеспечения конституционного права на жилище в Российской Федерации; - охарактеризовать особенности правового обеспечения права на жилище отдельных категорий граждан Российской Федерации; - раскрыть проблемы соблюдения конституционного права на жилище при обеспечении жильем отдельных категорий граждан и пути их решения. Проблематикой реализации права на жилище в Российской Федерации занимались такие ученые, как: Багдасаров В.Ю. Киричек Е.В., Сотникова Л.В., Тюрин П.В., Шахрай С.М. и иные, научные труды которых положены в основу настоящего исследования. Тем не менее, анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что степень теоретической разработки ряда вопросов права на жилище не отвечает потребностям современной юридической практики. Нормативную базу дипломной работы составляют Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ и иные правовые акты. Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально– юридические методы (формально–юридический, сравнительно–правовой и др.). По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Введение

Актуальность темы настоящего исследования. Конституцией Российской Федерации в ст. 7 провозглашается, что Россия является социальным государством, чья политика направлена на то, чтобы создать условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основной задачей социального государства является достижение общественного развития, основывающегося на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Основным назначением социального государства является помощь слабым, влияние на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому достойного человека существования. Право на жилище признано не только Российской Федерацией, но и международным сообществам как естественное и неотъемлемое право каждого, а также является важнейшей составляющей такого фундаментального права, как право на достойный уровень жизни. По этой причине, право на жилище выступает в качестве важнейшего социального права, которое является неотъемлемым элементом правового статуса личности. Высокая социальная значимость права на жилище обуславливает и достаточно устойчивый интерес к нему со стороны ученых-юристов. Однако в современных условиях понимание его сущности и содержания требует своего пересмотра, поскольку происходит постепенный пересмотр положений об указанном праве, которые были еще сформированы в советской юридической науке. В настоящее время необходимо сформировать современную научную позицию относительно конституционного права на жилище с учетом всех тех изменений, которые произошли в российской системе права за последние десятилетия. Это обусловлено тем, что недостаточность исследований феномена права на жилище отражается, в первую очередь, на состоянии жилищного законодательства в целом. В связи с тем, что каждое конституционное право обладает практическим смыслом лишь, если оно реализуется в практической жизни. Спецификой данного права выступает то, что его реализация, в большинстве случаев, осуществляется в рамках отраслевого законодательства. Указанные обстоятельства обусловили необходимость в проведения комплексного исследования конституционного права на жилище, а также механизма его реализации в российском законодательстве.
Содержание

Введение 3 Глава I. Право на жилище как правовой институт и как основное право человека 6 1.1 Исторический аспект развития права на жилище в России 6 1.2 Право на жилище в международных документах 12 1.3 Право на жилище в зарубежном конституционном законодательстве 16 Глава II. Право на жилище в Российской Федерации 25 2.1 Понятие и содержание права на жилище в Конституции Российской Федерации 25 2.2 Механизм обеспечения конституционного права на жилище в Российской Федерации 32 2.3 Особенности правового обеспечения права на жилище отдельных категорий граждан Российской Федерации 42 ГЛАВА III. Отдельные проблемы реализации конституционного права на жилище в Российской Федерации 48 3.1 Проблемы реализации конституционного права на жилище и пути их решения 48 3.2 Вопросы конституционного права на жилище при долевом строительстве жилья и пути их решения 54 3.3 Проблемы соблюдения конституционного права на жилище при обеспечении жильем отдельных категорий граждан и пути их решения 57 Заключение 61 Библиографический список 66
Список литературы

1. Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. 2. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета. – 1998. – декабрь. 3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12. 4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом N 7» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 2. - Ст. 163. 5. Конвенция о статусе беженцев // Бюллетень международных договоров. - 1993. - № 9. - С. 6-28. 6. Конвенция № 117 Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» // Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 1321-1329. 7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации // Ведомости ВС СССР. - 18 июня 1969 г. - № 25. - Ст. 219. 8. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1994. - № 12. 9. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР – 1993. - выпуск XLVI. 10. Конвенция N 169 Международной организации труда № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. - Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 2193-2207. 11. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей // Советский журнал международного права. - 1991. - № 3-4. - С. 136-172. 12. Основные принципы и руководящие указания, касающиеся выселений и перемещений по соображениям развития // Доклад Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище как компоненте права на достаточный жизненный уровень. URL: http://www.ohchr.org/Documents/Issues/Housing/Guidelines_ru.pdf, свободный, дата обращения 19.04.2020. 13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1. 14. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 03.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 1 (часть 1). - Ст. 15. Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) "О статусе военнослужащих" // Собрание законодательства РФ. - № 22.– 1998. - Ст. 2331. 16. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 13. - Ст. 1447. 17.Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005.- № 1 (часть 1). -Ст. 40. 17. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 30.12.2017) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 5. - Ст. 739. 18. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 (ред. от 29.12.2016) «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» // Собрание законодательства РФ. – 2005. -№ 2. - Ст. 165. 19. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 6. - Ст. 702. 20. Римский статут Международного уголовного суда // URL^ http://www.un.org/ru/law/icc/rome_statute(r).pdf/? Cdj,jlysq? Lfnf j,hfotybz^ 04/05/ 2018, свободный. - Дата обращения: 19.04.2020. 2. Специальная литература: 21. Александрова А. В. Социальные права в конституциях стран Восточной Европы и России // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2015. - № 2. – С. 81-88. 22. Афанасьева Ю.Л. Правовые проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья (на примере Курской и смежных областей) // Правовые вопросы недвижимости. - 2014. - № 1. -C. 23. 23. Багдасаров В.Ю. Права человека в Российской империи: Вопросы истории отечественной мысли. - Ставрополь, 1996. – 90 с. 24. Богданов Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище // Журнал российского права. - 2003. - № 4. - С. 23-26. 25. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2015. - С. 225. 26. Бышов Д.В., Туршатова А.Е. Долевое строительство: правовые аспекты // Огарёв-Online. – 2014. – С. 5-9 27. Верещак С.Б. История развития жилищного права в России советского периода (1917-1985 гг.) // Вестник Чувашского университета. – 2014. - № 1.- С. 12. 28. Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. - М., 2015. - С. 177. 29. Водкина, Т. П. Конституционное право на жилище: теоретические основы и нормативно-правовые особенности в субъектах Российской Федерации / автореферат дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. – 21 с. 30. Водкина Т. П., Синцов Г. В. Правовая природа, сущность и содержание конституционного права граждан на жилище // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки.- 2011. – С. 3. 31. Грудцына Л. Ю. Конституционное право граждан на жилище. Неприкосновенность жилища // Адвокат. -2005. - № 7. - С. 40-47. 32. Грудцына, Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России. – М., 2010. – С67. 33. Давлетова, М. И. Субъективное гражданское право на жилое помещение: нормативные основания и некоторые проблемы правовой охраны: автореферат дис. ... канд. юрид. наук / М. И. Давлетова. - Казань, 2003. – С. 8. 24 с. 34. Кузнецов В.В. Конституционные гарантии реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации //Законность. – 2015- № 35. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 2014. 36. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. - 2012. - № 25. - С. 12. 37. Проблемы общей теории права и государства: учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М., 1999. - С. 222. 38. Прокопович В.П. Решение проблемы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда // Строительство: наука и образование. 2014. - № 2. – С. 15-21. 39. Пчелинцева Л. Право на жилище военнослужащих // Отечественные записки. - 2002. - № 8. 40. Рогожина Н.Н. Развитие государственно-частного партнерства как ключевое условие решения вопросов строительства доступного жилья, создание социальной и инженерной инфра структуры / Н.Н. Рогожина // РАНХиГС,.- 2015.-C. 1-60. 41. Седугин, П. И. Жилищное право: учебник. - М.: Норма, 2004. – 369 с. Скрипко, В. Р. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище / В. Р. Скрипко // Государство и право. - 2014. - № 12. - С. 31-39. 42. Скороходов Е. Л. Проблемы реализации государственной поддержки молодых семей России в решении жилищного вопроса // Экономические науки.-2013. - № 6(103). – С. 8. 43. Собчук М.В. Признание жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции // Законность.- 2010. - № 10. - С. 37. 44. Сотникова Л.В. Право на жилище: история и сегодняшний день // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2014. № 3. - С. 163-166. 45. Торгашин И. М. Понятие «достойная жизнь» и право на жилище // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2011. - № 2. – С. 141-144. 46. Тюрин П.В. Конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища в Российской Федерации / Автореф. – дис. Канд. юрид. наук. – Саратов, 2002. – С. 11-217. 47. Уткин Н.И. Проблемы правового регулирования признания многоквартирных домов аварийными в рамках реализации конституционного права на жилище (на примере Санкт-Петербурга) // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». – 2015. - № 89. 48. Чугунова Ю. В. Долевое строительство: вопросы и проблемы государственного регулирования // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. - № 2. – С. 23. 49. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. - М.: Статут, 2017. – 624 с. 50. Шершеневич Г.Ф. Избранные труды по общей теории права, гражданскому и торговому праву В 2 т. Том 1 / Г. Ф. Шершеневич ; сост. В. А. Белов. - М.: Юрайт, 2018. .- 284 с.
Отрывок из работы

Глава I. Право на жилище как правовой институт и как основное право человека 1.1 Исторический аспект развития права на жилище в России Конституционное право граждан на жилье – одно из социальных прав, гарантированное Конституцией. Жилищная проблема всегда была одной из самых острых проблем для России. Концентрируя внимание на то, что право на жилище относится к категории социальных прав, оно как нельзя лучше отражает правовую сущность государства, его социальную направленность . Обратимся к историческим этапам развития права на жилище. Можно выделить три этапа становления и законодательного регулирования права на жилище: первый этап – имперский, второй – советский период, третий этап – современный. Разберем каждый из них. Вопросы обеспечения и пользования жильем в дореволюционной России относилось к сфере частного права, и регулировались нормами гражданского законодательства. В этот период право на жилье носило вещный характер, т.е. жилище могло принадлежать лицу на праве собственности, и обязательственный характер, предусматривающий имущественный найм. Это можно объяснить особенностями исторического развития Российской империи. После отмены крепостного права огромное количество свободных крестьян переселялось в город. Немногие из них, если не сказать, практически никто не мог позволить себе приобрести жилье в собственность. В это время возникает понятие «жилищное дело», которое включало в себя так называемый квартирный вопрос . Нормы, регулирующие жилищные правоотношения в дореволюционный период содержались в главе второй «О найме имуществ и отдаче оных в содержание» части 1 тома X Свода законов Российской империи. Интересна статья 1705 части 1 X тома Свода законов Российской империи, где упоминалось, что не разрешается «хозяину» отказать «наемщику» до окончания срока найма, «хотя бы кто предлагал и большую перед ним цену». Исходя из данной статьи, можно говорить об уже появившемся праве жильца на недопустимость произвольного лишения жилища. Однако в самом своде имелось лишь два упоминания о «помещениях», «нанятых для жилья и иных целей». В этих условиях к найму жилых помещений применялись существовавшие нормы о найме имущества. Г.Ф. Шершеневич имущественным наймом называл «договор, в силу которого одна сторона за определенное вознаграждение обязывается предоставить другой стороне временное пользование своей вещью» . Объекты жилищного права в имперский и современный периоды понимались по-разному. В современном праве объектом прав на жилье признаются жилые дома и жилые помещения. В законодательстве Российской Империи объектами прав на жилье считались «частные имущества», «строения», «недвижимые имущества в городах», «домовладения», «квартиры», «комнаты», «углы» и «койки». Дореволюционный законодатель допускал, что право имущественного найма может возникнуть не только на квартиры и комнаты, но и на их части. Условия, которым должно отвечать жилое помещения, регулировались сторонами договора. Однако, исходя из кассационной практики Правительствующего Сената, можно сделать вывод о том, что если критерии жилого помещения прямо не указаны в договоре имущественного найма, то жилье должно находиться в состоянии, пригодном для его использования исходя из цели найма, и не содержать таких недостатков, при наличии которых пользование им было бы вредным или невозможным . Таким образом, проанализировав первый период, мы можем говорить о зачатках таких прав, как право на неприкосновенность жилища и право на нормальные условия проживания. События октября 1917 года привели к принципиально новому решению жилищной проблемы. Отмена частной собственности, экспроприация домов буржуазии и переселение в них рабочего населения – все это привело к тому, что весь жилищный фонд оказался в руках советской власти . Принятие Конституции РСФСР 1918 года имело большое значение для определения государственной политики в области жилищного законодательства. Однако было упущено главное – в ней не было закреплено право трудящихся на жилище. К 1920 г. большая часть жилья оказалась в ведении местных Советов, которые занимались распределением жилья, взиманием квартирной платы, выселением, расселением, уплотнением граждан. Декретом СНК от 25 мая 1920 года «О Мерах правильного распределения жилищ среди трудящегося населения» установлены правила для планомерного распределения жилья и оздоровления жилищных условий рабочих. В этот период происходит изменения в социальной структуре общества, которые коснулись норм жилищного права. Основные субъекты жилищного права – рабочие. Следовательно, можно говорить о том, что право на жилище стало «исключительным правом» отдельных слоев населения. Неравенство в жилищных правах просматривается в ГК РСФСР 1922 года, по которому лица, чье имущество было экспроприировано на основании революционного права или вообще перешло во владение трудящихся, не имели права требовать возвращения этого имущества. Можно сделать вывод, что первые акты советской власти носили исключительно классовый характер, что особенно просматривалось в правах граждан, а в частности, права на жилище. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. назвал государственную собственность основной формой собственности на жилье. С этого периода времени стало использоваться понятие государственный жилищный фонд . Начиная с 1924 года, в соответствии с НЭПом, создается кооперативный жилищный фонд, в который входили строения, возведенные ЖСКТ. Однако же, на них не распространялись правила общего правового режима: бесплатность проживания, специальные правила о нормах жилой площади и т.д. В этот период существовала административно-распределительная система решения жилищной проблемы. Был создан институт обеспечения граждан жильем. Если в дореволюционный период нормы жилищного права регулировались гражданским законодательством, то здесь она уступила месту административному праву. Вопреки активной деятельности государства в сфере жилищной политики, в Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР право на жилище еще не выделяли. Однако было закреплено право на неприкосновенность жилища (ст.128) и право иметь в личной собственности дом. Наиболее значимым событием стало Постановление ЦИК СССР № 112 и СНК СССР №1843 от 17 октября 1937 года «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах», который внес существенные изменения, связанные с вопросом о предоставлении жилья и его использования. Почти весь жилищной фонд объявлялся государственной собственностью. При отсутствии законодательного закрепления в Конституциях права на жилище, оно становится самостоятельным институтом. Государство полностью регулировало сферу предоставления жилья, делая льготы для «нужных» и «полезных» для него категорий граждан. Содержание права на жилище эволюционировало вместе с развитием государства . Впервые в России право на жилище было закреплено Конституцией СССР 1977 года. В статье 44 Конституции говорилось: «…право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы Строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги…». Государство обязано было обеспечить жильем всех граждан, и данная обязанность базировалась на том, что львиную долю жилищного фонда занимал государственный и общественный сектор. Главной задачей государства было справедливо распределить между гражданами жилую площадь, а также обеспечить граждан невысокой платой за квартиру и коммунальные. После законодательного закрепления права на жилище, государство стало активно действовать в сфере жилищного права. В 1981 г. были приняты «Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик», в 1983 г. – первый Жилищный кодекс РСФСР, который продолжал действовать до 1 марта 2005 года. Новый этап в развитии права на жилище – принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Статья 40 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина России на жилище . Если раньше граждане получали жилье из государственного или общественного жилищного фонда, то в настоящее время по действующему законодательству приобретение жилья становится «головной болью» гражданина. Потребность в жилье в основном удовлетворяется за счет приобретения жилья за свой счет или посредством индивидуального жилищного строительства. Прежде всего, эти изменения объясняются тем, что с переходом к рыночной экономике изменился подход к вопросу о путях обеспечения граждан жильем. Конституция 1993 года отказалась от планово-распределительной системы обеспечения жилыми помещениями и монополии в этом деле государственного, муниципального и общественного жилищных фондов. С переходом к рыночной экономике акцент уделяется на то, чтобы потребность в жилье удовлетворялась не за счет общественных фондов потребления, а за счет собственных средств граждан. Государство должно поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права граждан на жилище. Большой вклад в развитие учения о праве человека на жилище внес П. И. Седугин, по мнению которого, данное право имеет шесть юридически значимых возможностей: стабильность пользования имеющимся жильем; улучшение своих жилищных условий; использование жилья в интересах других граждан; обеспечение жильцам здоровой среды обитания; недопустимость произвольного лишения граждан жилья; неприкосновенность жилища. Возможности, выделяемые Седугиным, раскрывают содержание статьи 40 Конституции РФ. Государство приняло на себя обязанность по созданию условий для осуществления гражданами права на жилище, поскольку не может быть права без соответствующей обязанности и, наоборот, обязанности без корреспондирующего ей права. Государство обязано выполнить целый комплекс мероприятий для удовлетворения притязаний граждан: развивать строительную индустрию, осуществлять программу строительства благоустроенного жилья, обеспечивать справедливое распределение жилой площади и т.д. Так, например, на сегодняшний день в России реализуется программа «Жилище» на 2016-2020 гг . В рамках программы оказывалась государственная поддержка молодым семьям и молодым сельским специалистам в приобретении или строительстве жилья с помощью ипотечных кредитов. На данный момент существует довольно серьезная проблема – обеспечение граждан жильем. Согласно Конституции России, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Потребность в жилье молодых специалистов и работников бюджетной сферы –самый актуальный вопрос на сегодняшний день. 1.2 Право на жилище в международных документах Конституционное право на жилище представляет одно из социальных прав, которое закреплено во многих международных документах. Как правило, в них не всегда напрямую используется данное понятие – «право на жилище». Чаще оно рассматривается в рамках другого социально-экономического права – права на достаточный жизненный уровень (используются также понятия «право на адекватный уровень жизни» «право на достойный уровень жизни»). Право на жилище является правом человека, признаваемым в международном праве прав человека как часть права на достойный жизненный уровень. Впервые ссылка на него делается в п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека . В ней говорится, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи». В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, который, согласно широко распространенному мнению, является центральным механизмом защиты права на жилище, говорится о праве каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 11) . Комитет принял замечания общего порядка о праве на достаточное жилище и по связанным с жилищем вопросам, в частности свои замечания общего порядка № 4, 7 и 16, в которых дается авторитетное толкование положений Пакта. В определенной мере право на жилище закреплено в ст. 16 Европейской социальной хартии, где отмечается, что «в целях обеспечения необходимых условий для всестороннего развития семьи как основной ячейки общества Стороны обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни, в частности, посредством социальных и семейных пособий, налоговых льгот, предоставления жилья семье, помощи молодым семьям и других соответствующих мер». Если же обратиться к содержанию ст. 31, то здесь уже непосредственно используется понятие «право на жилье». Согласно этой статье в целях обеспечения, эффективного осуществления права на жилье стороны обязуются: 1) принимать меры, направленные на содействие доступу к жилью, отвечающему должным требованиям; 2) предотвращать бездомность и сокращать ее масштабы с целью ее постепенной ликвидации; 3) сделать цену на жилье доступной для людей, не имеющих достаточных средств. В содержании одного из важнейших международно-правовых актов о правах человека – Конвенции о защите прав человека и основных свобод – также можно увидеть рассматриваемое нами право. Так, в ст. 8 «Право на уважение частной и семейной жизни» закреплено, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Таким образом, мы видим, что право на жилище в той или иной интерпретации закреплено во многих международных документах, что подчеркивает особую значимость данного социально-экономического права в мировом масштабе. В других международных договорах по правам человека право на достаточное жилище рассматривается несколько по-иному. Одни являются общеприменимыми, в то время как другие охватывают права человека конкретных групп, таких, как женщины, дети, коренные народы, трудящиеся-мигранты и члены их семей или инвалиды. Другие международные договоры по правам человека, в которых признается право на достаточное жилище: - Конвенция о статусе беженцев 1951 года (статья 21); - Конвенция Международной организации труда № 117 об основных целях и нормах социальной политики 1962 года (статья 5 (2)); - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года (статья 5); - Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (статья 17); - Конвенция о правах ребенка 1989 года (статьи 16 (1) и 27 (3)); - Конвенция Международной организации труда № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, 1989 года (статьи 14, 16 и 17)18; - Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 года (статья 43 (1). На региональном уровне право на достаточное жилище признается в Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов (1977 года), Африканской хартии прав и основ благосостояния ребенка (1990 года) и пересмотренной Европейской социальной хартии (1996 года). Хотя в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года), Европейской социальной хартии 1961 года, Американской конвенции о правах человека 1969 года и Африканской хартии прав человека и народов (1981 года) нет прямой ссылки на право на достаточное жилище, в судебной практике защита этого права вытекает из осуществления других прав человека, таких, как право на неприкосновенность частной жизни, право собственности и на спокойное пользование собственностью и право на защиту семьи. Конкретные положения в отношении права на достаточное жилище изложены также в некоторых международных руководящих указаниях и принципах. Хотя они не имеют обязательную силу, они служат полезным руководством применительно к осуществлению права на достаточное жилище, особенно в отношении конкретных групп, таких, как трудящиеся, беженцы и внутренне перемещенные лица, пожилые люди и коренные народы. Особо актуальными являются Основные принципы и руководящие указания, касающиеся выселений и перемещений по соображениям развития, которые были разработаны в рамках мандата Специального докладчика по вопросу о достаточном жилище. В них излагаются обязательства государств обеспечивать защиту против принудительных выселений, а также конкретные обязательства до, в ходе и после выселений по соображениям развития. Многочисленные конференции, декларации и планы действий, такие, как Ванкуверская декларация о населенных пунктах (1976 года), Повестка дня на XXI век (1992 года), Стамбульская декларация по населенным пунктам (1996 года), Повестка дня Хабитат (1996 года) и Декларация 15 тысячелетия и цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия (2000 года), способствовали уточнению различных аспектов права на достаточное жилище и подтвердили приверженность государств делу его реализации. В международном гуманитарном праве также предусмотрена особая защита права на достаточное жилище в ходе международных и немеждународных вооруженных конфликтов. В Римском статуте Международного уголовного суда в качестве военного преступления признается незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью (статья 8)21. Наконец, о праве на достаточное жилище прямо говорится в конституциях некоторых стран, включая Бельгию, Сейшельские Острова, Уругвай и Южную Африку. В конституциях других стран говорится об общей ответственности государства по обеспечению достаточного жилища и условий жизни для всех. 1.3 Право на жилище в зарубежном конституционном законодательстве Сравнительный анализ ст. 40 Конституции РФ с конституциями и актами конституционного характера большинства зарубежных стран показывает, что, несмотря на определенную редкость выделения права на жилище в самостоятельное субъективное право, опыт подобного рода в некоторых странах наблюдается. Если обратиться к нормативному закреплению права на жилище в конституциях стран ближнего зарубежья, то можно увидеть, что аналогичное содержание нормы ст. 40 Конституции РФ присутствует, в частности, в Конституции Абхазии, где ст. 12 гарантирует, что «каждый человек имеет право на жилище…». В соответствии со ст. 52 Конституции Азербайджана никто не может быть лишен своего жилища; государство содействует строительству жилья, принимает специальные меры для реализации права на жилище. Конституция Украины (ст. 47) обязывает государство «создавать условия, при которых каждый гражданин будет иметь возможность построить жилище, приобрести его в собственность или взять в аренду». При этом гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законом. Никто не может быть принудительно лишен жилища иначе как на основании закона по решению суда . Право на жилище в Республике Беларусь обеспечивается «развитием государственного, общественного и частного» жилищных фондов, «содействием гражданам в приобретении жилья». Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством (ст. 48 Конституции Республики Беларусь). Согласно ч. 2 ст. 25 Конституции Республики Казахстан в данной республике «создаются условия для обеспечения граждан жильем», в то время как «указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, оно предоставляется за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами». Интересна позиция Республики Молдова, которая в своей Конституции отразила международный принцип, в частности, в п. 1 ст. 47 говорится: «Государство обязано принимать меры для обеспечения любому человеку достойного жизненного уровня, потребного для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, в том числе пищи, одежды, жилища, медицинского ухода и необходимого социального обслуживани. Аналогичная норма содержится и в Конституции Республики Армения, которая предписывает, что «каждый гражданин для себя и своей семьи имеет право на удовлетворительный уровень жизни, в том числе на жилье, а также на улучшение условий жизни. Государство предпринимает необходимые меры для осуществления этого права» (ст. 31). Как видно из анализа нормативного содержания права на жилище в Конституциях ряда стран ближнего зарубежья, аналогично с нормой ст. 40 Конституции РФ в них закрепляются обязанности государства содействовать жилищному строительству, создавать условия для осуществления права на жилище и оказывать помощь особым категориям граждан, нуждающимся в жилье . Интересен анализ нормативной регламентации права на жилище в странах Европы, Азии, Америки и Африки. Из рассмотренных Конституций (Основных законов) 28 европейских государств (Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания. Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Люксембург, Македония, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Финляндия, Хорватия, Швейцария, Югославия) только 5 из них в той или иной степени закрепляют такое социальное право, как право на жилище. Так, Конституция Бельгии закрепляет за каждым «право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству. С этой целью закон, декрет или норма, указанные в статье 134, гарантируют с учетом соответствующих обязательств экономические, социальные и культурные права и определяют условия их осуществления. Эти права включают, в частности… право на пристойное жилище…». В свою очередь, Конституция Испании гарантирует всем испанцам право на благоустроенное жилье (ст. 47). При этом органы власти обеспечивают необходимые условия и устанавливают соответствующие нормы для действенного осуществления данного права. Согласно ст. 45 Конституции Ирландии, государство «должно содействовать благосостоянию всего народа, защищая и обеспечивая, насколько возможно, социальный порядок, в котором справедливость и благотворительность должны вдохновлять все институты государственной жизни» . Интересна в этой связи норма, закрепленная в Основном законе Финляндии, где «задачей публичной власти является содействие реализации права каждого на жилье и поддержка самостоятельного обзаведения жильем» (§ 19). В Португалии Конституция содержит норму, которая, подобно российскому жилищному законодательству, закрепляет ряд важных положений о праве на жилище, о норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения, о требованиях, предъявляемых к жилым помещениям и др. (ст. 65). Конституция Швейцарии с точки зрения закрепления права на жилище представляет собой сокращенный вариант Жилищного кодекса, где содержатся основные начала жилищного законодательства государства. Так, в соответствии со ст. 41 «союз и кантоны в дополнение к личной ответственности и частной инициативе выступают за то, чтобы… нуждающиеся в жилище для себя и своей семьи могли находить соразмерное жилище на приемлемых условиях…». Ст. 108 содержит нормы о поощрении жилищного строительства и жилищной собственности. Особо интересна позиция законодателя о закреплении на конституционном уровне вопросов найма жилья: «1. Союз издает предписания против злоупотреблений при найме жилья, в частности, против произвольного установления квартирной платы, а также об оспоримой произвольных расторжений договоров жилищного найма и ограниченного сроком продления отношений жилищного найма . Он может издавать предписания об объявлении общеобязательными типовых договоров жилищного найма. Они могут объявляться общеобязательными, только если принимают во внимание соразмерным образом обоснованные интересы меньшинств, а также региональные различия и не наносят ущерба равноправию» (ст. 109). Таким образом, проведенный сравнительно-правовой анализ конституций (основных законов) ряда зарубежных государств, позволил сделать вывод о том, что одни государства, подобно России, прямо закрепляя право на жилище на конституционном уровне, рассматривают данное право в рамках государственной обязанности содействовать реализации данного права путем обеспечения необходимых условий, другие же – предпочитают не выделять право на жилище в самостоятельное субъективное право, позиционируя его в качестве конструктивного элемента более широкого по содержанию права на достаточный жизненный уровень. Важное значение придается правам нанимателя жилого помещения. Так, по законодательству Венгрии после заключения договора наниматель приобретает право пользования жилым помещением, а также право сдачи его в поднаем, право обмена. Наниматель может заключить договор о сдаче части наемного помещения в поднаем с согласия наймодателя. Размер полагающейся при этом платы стороны договора определяют свободно.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 96 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 89 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 94 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg