Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Управление совершенствованием дошкольного образования на примере г.о. самара

happy_woman 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 50 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 11.12.2020
Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию управления в сфере дошкольного образования в Самарской области. В соответствии с поставленной целью в исследовании решались следующие задачи: – рассмотреть функции и инструменты государственного управления сферой дошкольного образования; – провести анализ состояния сферы дошкольного образования в Челябинской области; – разработать рекомендации по совершенствованию программно-целевого управления в сфере дошкольного образования в Челябинской области. Объект исследования: сфера дошкольного образования. Предмет исследования: государственное управление сферой дошкольного образования в Самарской области. Теоретической базой исследования выступили нормативно-правовый акты, регулирующие организацию государственного управление сферой дошкольного образования, в том числе и на региональном уровне, а также исследования отечественных авторов, посвященных проблемам государственного управления сферой дошкольного образования и практике их решения на уровне отдельных регионов Российской Федерации. Эмпирической базой исследования выступили официальные статистические данные за период 2014-2016 годы, позволяющие оценить такие показатели, как: охват детей дошкольным образованием; доступность дошкольного образования; доступность дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов; удельный вес воспитанников дошкольных образовательных учреждений, охваченных образовательными программами дошкольного образования, соответствующими требованиям Федерального государственного стандарта; удельный вес воспитанников, получающих платные дополнительные услуги и другие. Исследование основано на применении следующих общенаучных и частных методах: аналитический, статистический, программно-целевой.
Введение

Государственное управление сферой дошкольного образования в настоящее время является Проблема государственного управления сферой дошкольного образования в настоящее время является достаточно актуальной, поскольку, являясь важным элементом социально-экономической сферы общества, она призвана обеспечивать равенство возможностей для получения качественного дошкольного образования предполагает обеспечение его территориальной, возрастной, социальной и экономической доступности для всех социально-демографических групп и слоев населения. Вместе с тем, на региональных уровнях выделяются ряд проблем, препятствующих эффективному достижению ключевой цели организации государственного управления сферой дошкольного образования. В частности, в Самарской области в числе существенных факторов, определяющих масштаб проблемы территориальной доступности дошкольного образования, выделяются: рост численности детей дошкольного возраста, продолжающийся с 2001 года, что приводит к значительному перегрузу действующей региональной сети дошкольных образовательных учреждений. Достигнутый уровень доступности дошкольного образования превышает среднероссийские показатели, но при этом не является достаточным для решения стратегических задач государственной политики в сфере образования, определенных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и другими нормативными правовыми актами.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 1 ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Сущность и функции управления сферой дошкольного образования ................................................................................................................................ 1.2 Управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе.......................................................... 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ............................................................................. 2.1 Анализ обеспеченности населения дошкольным образованием............... 2.2 Анализ реализации программно-целевого метода в управлении сферой дошкольного образования ........................................................................................................................... 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ................................................... 3.1 Направления совершенствования управления дошкольным образованием........................................................................................................ 3.2 Предлагаемые меры по программе внедрения ФГОС ДО в дошкольные учреждения Самарской области и эффект их реализации................................ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ................................................................ ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изм. от 05.02.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 07.02.2017г.). 3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г., с изм. от 19.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 02.06.2016 г.). 4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 29.12.2016 г.). 5. О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. № 640 (ред. от 04.11.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет- портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата опубликования 08.11.2016 г.). 6. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 г. № 690 // Российская газета. - 2013. - 22 февраля (№ 6015). 7. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации: Приказ Минэкономразвития России от 26.12.2012 г. № 817 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Министерства экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа:йИр://есопошу.доу.ги/штес/аЬои1/з1тис1иге/йерз1та1еду/йос20121226_00 07. 8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 // Российская газета. - 2013. - 25 ноября (№ 265). 9. О государственной программе Челябинской области «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области» на 2015-2025 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. № 522-П (ред. от 30.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru/ Storage/File/2015-02-04-522-P.pdf. 10. О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 г. № 338-П (ред. от 24.08.2016 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru/Storage/File/2016-09-04-338-P.pdf. 11. Об утверждении регионального плана мероприятий на 2016-2020 годы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (вместе с «Региональным планом мероприятий на 2016¬2020 годы по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»): Распоряжение Правительства Челябинской области от 16.08.2016 г. № 457-рп [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Челябинской области. - Режим доступа: http://pravmin74.ru/npa/rasporyazhenie-pravitelstva-chelyabinskoy-oblasti-ot-16- avgusta-2016-goda-no-457-rp-ob. 12.0 плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Челябинской области: Распоряжение Правительства Челябинской области от 20.05.2014 г. № 271-рп [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области. - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru/LegalActs/Show/3447. 13. Основные показатели состояния системы дошкольного образования Челябинской области (отраслевая статистика за 2015 г.) / под ред. А.И. Кузнецова, Е.С. Комаровой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - 41 с. 14. Основные показатели состояния системы дошкольного образования Челябинской области (отраслевая статистика за 2014 г.) / под ред. А.И. Кузнецова, Е.С. Комаровой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - 54 с. 15. Основные показатели состояния системы дошкольного образования Челябинской области (отраслевая статистика за 2013 год) / под ред. А. И. Кузнецова, Е. С. Комаровой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - 64 с. 16. Абанкина, И.В. Векторы развития дошкольного образования / И.В. Абанкина // Образовательная политика. - 2015. - № 1 (67). - С. 26-36. 17. Аношина, И.Ю. Совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования / И.Ю. Аношина // Местное право. - 2014. - № 2. - С. 39-58. 18. Блудова, С.Н. Экономика и управление социальной сферой региона: практикум / С.Н Блудова. - Ставрополь: СКФУ, 2016. - 90 с. 19. Боренштейн, А.Л. Государственная политика в сфере дошкольного образования в России / А.Л. Боренштейн // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2012. - № 4-1 (43). - С. 37a-39. 20. Гериева, А.И. Маркетинг в сфере дошкольного образования / А.И. Гериева // В сборнике: Современный стиль управления сборник научных статей. Ответственный редактор Е. А. Ильина. - 2016. - С. 460-462. 21. Горелова, С.С. Государственно-частное партнерство в социальной сфере на примере дошкольного образования / С.С. Горелова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (53). - С. 318-322. 22. Ефимова, В. Н. Совершенствование системы управления в условиях введения ФГОС дошкольного образования / В. Н. Ефимова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 нояб. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 97-102. 23. Жильцов, Е. Н. Экономика и управление социальной сферой: учебник / Е. Н. Жильцов, Т. В. Науменко, Е. В. Егоров, Н. А. Восколович, В. А. Лавров; под редакцией: Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. - 496 с. 24. Комаров, Е. И. Методологический инструментарий современного социального управления: учебно-практическое пособие / Е. И. Комаров, И. П. Лотова, О. Г. Прохорова, Е. М. Черняк, В. А. Быков; под ред. Е. И. Комарова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 315 с. 25. Лозицкая, О.И. Методологические основы финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования / О.И. Лозицкая // Вестник АКСОР. - 2014. - № 1 (29). - С. 211-217. 26. Лозицкая, О.И. Финансовое обеспечение государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного образования / О.И. Лозицкая // Экономика образования. - 2014. - № 2 (81). - С. 39-51. 27. Масякина, А.Э. Полномочия органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования // А.Э. Масякина, Н.А. Романюк, Т.В. Аветисян // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 4 (62). - С. 63-65. 28. Медведева, Н.В. Проблемы управления в сфере дошкольного образования в Петушинском районе Владимирской области / Н.В. Медведева, Ю.В. Шмилер // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-2 (11). - С. 332-338. 29. Медведева, Н.В. Управление в сфере дошкольного образования в РФ: правовые аспекты / Н.В. Медведева, О.И. Вдовчук // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 3 (14). - С. 94-99. 30. Молотова, А.С. Организационные и правовые вопросы деятельности муниципальных органов в сфере дошкольного образования / А.С. Молотова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 5 (8). - С. 340-345. 31. Науменко, Ю.А. Состояние сферы дошкольного образования в муниципальном образовании «Суджанский район» Курской области / Ю.А. Науменко // Наука и практика регионов. - 2016. - № 1 (2). - С. 57-62. 32. Пахомов, М.А. Государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования / М.А. Пахомов, Е.С. Пахомова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - № 11 (33). - С. 164-168. 33. Попов, П. С. Муниципальная политика в социальной сфере муниципального образования / П. С. Попов. - М.: Лаборатория книги, 2015. - 96 с. 34. Попов, В. П. Проблемы управления социально-культурной сферой муниципального образования / В. П. Попов. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 99 с. 35. Ралык, Д.В. Социальный маркетинг в сфере проектной деятельности дошкольного образования / Д.В. Ралык, С.В. Малыгина // В сборнике: Актуальные вопросы вузовской науки Сборник научных и научно-методических статей. - Самара, 2016. - С. 257-261. 36. Резер, Т.М. Государственная политика в сфере дошкольного образования / Т.М. Резер, О.С. Захарова // В сборнике: Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 856-860. 37. Смирнов, В. Особенности финансирования социальной сферы в регионе (на примере дошкольного и школьного образования в городе Тамбове) / В. Смирнов, Н. Разуваев // Предпринимательство. - 2015. - № 6. - С. 104-121. 38. Спицына, О.В. Методика аудита эффективности в сфере дошкольного образования / О.В. Спицына // Вестник АКСОР. - 2013. - № 2 (26). - С. 126¬137. 39. Трапезникова, И. С. Правовое обеспечение социальной сферы: учебное пособие / И. С. Трапезникова - 2 изд., перераб. и доп.. - М., Берлин: Директ- Медиа, 2016. - 80 с. 40. Тумбаева, И. Д. Социология социальной сферы: учебное пособие / И. Д. Тумбаева, Н. Н. Зыкова. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2016. - 188 с. 41. Хатмуллина, Л.Р. Регулирование трудового потенциала в сфере дошкольного образования / Л.Р. Хатмуллина, А.И. Ганиева // Экономика и социум. - 2015. - № 2-4 (15). - С. 1157-1158. 42.Черепанова, В.С. Основные направления региональной политики в сфере дошкольного образования на примере Ханты-Мансийского автономного округа - ЮГРЫ / В.С. Черепанова // В сборнике: Энергия науки сборник VI Международной научно-практической Интерент-конференции студентов и аспирантов. - 2016. - С. 590-592.
Отрывок из работы

1 ФУНКЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Сущность и функции управления сферой дошкольного образования Важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства. Право на образование в Российской Федерации обеспечивается и рядом других статей Конституции РФ. Особенности, цель и функции управления сферой дошкольного образования вытекают из особенностей, целей и задач данной сферы. Дошкольное образование – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Регулируется данная сфера Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования [Об образовании в Российской Федерации, ст. 10]. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. Цель дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности ребенка, раскрытие его способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [Об образовании в Российской Федерации, ст. 64]. Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в следующем: – охрана жизни и укреплении здоровья детей; – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; – осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; – приобщение детей к общечеловеческим ценностям; – организация взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Таким образом, сфера дошкольного образования является определяющей сферой социального государства, играющей также и важную экономическую роль, поскольку выступает базовым элементом системы подготовки будущих трудовых ресурсов. Важность данной сферы, проявляется, прежде всего, в ее разностороннем правовом регулировании. Дошкольное образование реализуется через национальную сеть дошкольных образовательных организаций, осуществляющих воспитание, обучение, присмотр, уход за детьми в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, а также систему общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, осуществляющих аналогичные функции, за исключением присмотра и ухода [Об образовании в Российской Федерации, ст. 23]. Данные организации в качестве основной цели их деятельности призваны осуществлять образовательную деятельность по основным образовательным программам дошкольного образования, при разработке которых в обязательном порядке учитывается преемственность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования [Об образовании в Российской Федерации, ст. 63. Сегодня в России существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений: – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности); – детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников); – детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях); – детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур); – детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья); – детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании); – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое); – центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социальноличностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа). Дошкольные образовательные учреждения могут быть трех типов: -казенные; -бюджетные; -автономные. Казенные учреждения, согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации,– это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. К бюджетным учреждениям относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Автономные учреждения – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе. Важным элементом управления любой сферой, в том числе и сферой дошкольного образования, выступают основы ее организации. Организация управления деятельностью дошкольных образовательных учреждений осуществляется на основе государственного (муниципального) задания. Государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения, с учетом предложений государственного учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году [О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания: Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. № 640]. Государственное задание содержит показатели, характеризующие качество, объем, содержание государственной услуги, определение категорий лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены, тарифы на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен, тарифов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания. Таким образом, сфера дошкольного образования в Российской Федерации призвана обеспечить интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. Являясь начальным звеном национальной системы образования, она обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению на следующих уровнях образования (школьного, среднего и т.д.). Реализуется дошкольное образование через сеть государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. Национальная сеть дошкольных образовательных организаций включает разнообразные виды и типы государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые имеют свои отличительные особенности, связанные с реализуемой моделью образовательного процесса и организационно-правовой формой, обуславливающей особенности организации, управления и финансирования дошкольных образовательных учреждений. 1.2 Управление образованием на муниципальном уровне в российской образовательной системе Успех любых преобразований зависит от возможностей, инициативы и воли конкретных людей, исполнителей, всех участников этих процессов в реально существующих условиях. Региональный и муниципальный уровни управления во многом определяют жизнеспособность, динамику, тенденции развития реформ, кардинальных преобразований в жизни общества. Для современного состояния системы управления образованием России характерен процесс децентрализации, т.е. передача ряда функций и полномочий от высших органов управления низшим, при которой федераль-ные органы разрабатывают наиболее общие стратегические направления, а региональные и местные сосредоточивают усилия на решении конкретных финансовых, кадровых, материальных, организационных и других проблем. Муниципальная система образования представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального образования, взаимодействующих между собой и с муниципальными органами управления образованием, в интересах населения территории данного муниципального образования, ее комплексного развития (рис. 1). Рис. 1. Структура системы управления образования на муниципальном уровне В то же время на территории любого муниципального образования есть образовательные учреждения, не находящееся в прямом ведении местного самоуправления, это: - дошкольные образовательные учреждения, находящиеся на балансе предприятий и организаций; - общеобразовательные учреждения областного (краевого) подчинения; ведомственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования; - государственные вузы Министерства образования и науки РФ, их филиалы и пр. По отношению к ним муниципальная администрация не имеет рычагов прямого воздействия: она не может создавать или ликвидировать, изменять их организационную структуру и направленность деятельности, влиять на руководство и т.д., но ей дано право взаимодействия с ними в интересах муниципального образования, и такое взаимодействие в той или иной форме устанавливается во всех муниципальных образованиях. Таким образом, все образовательные учреждения взаимодействуют между собой, в результате чего на территории муниципалитета возникает единый муниципальный образовательный комплекс. Модернизация системы образования требуют и совершенствования форм и методов деятельности органов местного самоуправления, дающих возможность поднять эффективность их образовательного комплекса на должный уровень. Муниципальная система образования, как и вся система образования, строится на основе государственной политики, базирующейся на принципах: законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Муниципальная система образования действует на основе федеральных и региональных нормативно-правовых актов и других ограничений, но при имеет свои особенные цели, отвечающие интересам населения, которое пользуется ее услугами, может выстраивать связи с другими институтами как внутри, так и за пределами своего ведомства и территории, тем самым усиливая собственный ресурс. Муниципальные органы управления образованием не входят с систему региональных, т.е. государственных органов, а являются структурной единицей органов исполнительной власти местного самоуправления. На эти органы возложена основная нагрузка по осуществлению управления в области образования, которая имеет два основных направления: – непосредственное управление функционированием и развитием системы общего образования; – координационное управление функционированием и развитием системы профессионального образования. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» достаточно четко определяет перечень вопросов местного значения в области образования, которые подведомственны исключительно органам местного самоуправления и в осуществление которых органы государственной власти вторгаться не имеют права. На муниципальные органы власти в области образования возложены следующие полномочия: 1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. 2. Организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. 3. Создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. 4. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. 5. Учет детей, подлежащих обязательному обучению в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования. 6. Опека и попечительство. Современная муниципальная образовательная система становится все более сложной, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Одновременно с этим вне и внутри муниципальной образовательной системы появляются управленческие, педагогические новшества, создающие возможности для качественных изменений в способах и результатах ее работы, выработке новой стратегической политики. С учетом процессов регионализации и развития местного самоуправления, именно на муниципальном уровне можно наиболее успешно обеспечить комплексность мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечения межмуниципальных ресурсов, повышения отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования на условиях софинансирования, направляемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности городского сообщества. Она должна включать в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость муниципальной дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и - горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности. В настоящее время органы местного самоуправления обладают правом на выработку собственной политики и стратегии развития в интересах жителей муниципальной территории, полномочиями в сфере образования, статусом учредителей общеобразовательных учреждений, дошкольного и дополнительного образования детей, собственным бюджетом и иными территориальными ресурсами, включенностью в местную социокультурную среду, значимую для успешности социальных нововведений, могут опираться на местное сообщество в решении социально значимых задач. В то же время муниципальный уровень управления образованием не обладает компетенцией в решении вопросов, связанных с установлением системообразующих связей и отношений в образовании. Его главная задача – обеспечить функционирование установленной государством системы образования. Таким образом, обобщая сказанное, можно сделать вывод о том что, в отличие от органов государственной власти, деятельность которых направлена на выработку политики и законодательных основ в области образования, - органы местного самоуправления обеспечивают практическую реализацию этой политики и соблюдение законодательных норм на своей территории посредством целенаправленной организационной деятельности. При этом принципиально меняется характер управления в сфере образования. Если на нижнем уровне государственной власти – уровне субъекта Федерации, управление носит преимущественно административный характер и тем самым определяет отношения в системе образования, которые строятся на основе прямого подчинения и отчетности, то в рамках местного самоуправления, прежде всего, возникают отношения взаимодействия, соорганизации между всеми субъектами и объектами образования, управление возникает как необходимое средство, механизм их регулирования. 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 3.1 Направления совершенствования управления дошкольным образованием Общий подход к выбору направлений совершенствования управления дошкольным образованием представлен на рисунке: Рисунок 65 - Направления совершенствования управления дошкольным образованием Представим характеристику направлений. 1. Совершенствование ресурсного обеспечения. Показателями для анализа ресурсного обеспечения основных направлений деятельности системы дошкольного образования являются следующие характеристики: кадровые, материально-технические, финансовые условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, так как сбалансированный комплекс данных характеристик и их исполнение направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений в муниципальной системе дошкольного образования и успешной реализации программ дошкольного образования в каждом учреждении. Совершенствование ресурсного обеспечения дошкольных образовательных организаций основывается на одновременной реализации двух направлений: - организация рационального использования имеющихся ресурсов; - привлечение дополнительных ресурсов. Реализация направления совершенствования ресурсного обеспечения дошкольных образовательных организаций тесно связана со вторым блоком мер, связанных с качеством предоставляемых услуг организациями сферы дошкольного образования. 2. Совершенствование качества предоставляемых услуг. Стратегическая цель образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения - достижение современного качества образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, общества и государства. С точки зрения государства, современное дошкольное образование должно быть направлено на развитие личностных качеств ребенка-дошкольника и отвечает на вопрос, какой он, выпускник дошкольного образовательного учреждения: - физически развитый; - любознательный, активный; - эмоционально отзывчивый; - овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия; - способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; - имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; - овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности; - овладевший необходимыми умениями и навыками. Гарантией качества дошкольного образования является государственная политика в области качества образования. К основным методам оценки качества образования относится следующие: - изучение материалов самоанализа, нормативной правовой документации; - анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения программы обучения и воспитания; - наблюдение; - анализ предметно развивающей среды; - анализ планирования; - анализ результатов диагностики. Оценка качества дошкольного образования предполагает несколько этапов работы: - определение показателей качества; - определение критериев оценки; - определение шкалы уровней достижения качества; - разработка инструмента; - сбор, анализ, интерпретация данных; - распространение полученной информации; - организация обсуждения; - подготовка рекомендаций. Существующая система оценки качества дошкольного образования (лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений) ориентирована, прежде всего, на оценку образовательных условий, а не результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Кроме того, система оценки качества дошкольного образования должна находить свое отражение и в системе мотивации работников дошкольного образовательного учреждения, поскольку именно они в конечном счете оказывают определяющее воздействие на качество оказываемых услуг по дошкольному воспитанию. В настоящее время система мотивации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений не учитывает качественных характеристики и ключевые ориентиры предоставления услуг в рамках дошкольного образования. 3. Совершенствование системы оценки эффективности учреждений сферы. В рамках данного направления необходимо выделение минимально необходимого количества обоснованных показателей эффективности деятельности как дошкольных образовательных организаций, так и сферы дошкольного образования в целом. В настоящее время в рамках действующей программы «Поддержка и развитие дошкольного образования в Челябинской области на 2015-2025 годы», утвержденной Постановлением Правительства Челябинской области от 29.10.2014 г. № 522-П, указаны 7 ключевых показателе
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 122 страницы
3050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg