Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ПСИХОЛОГИЯ

Диагностика развития

happy_woman 290 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 29 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Объектом исследования являются основы развития психодиагностики, её методы, формы и принципы. Предметом исследования является процесс становления психологической диагностики в обществе. Целью данной работы является полный теоретический анализ понятия «психологическая диагностика». При написании данной работы мною поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие «диагностика», познакомиться с историей её развития и провести анализ литературы по данной теме.
Введение

Диагностика - установление и изучение признаков каких-либо объектов или сложных систем для характеристики их состояния, предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений режима их функционирования. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. В последнее время психологическая диагностика приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д. С появлением прикладного человекознания, в первую очередь древней философии, возникла настоятельная потребность в систематизации наблюдений. Создаются первые труды в области изучения темперамента, характера и способностей. И в дальнейшем почти все разделы дифференциальной психологии формируются под воздействием возникших в разных областях человеческой деятельности запросов. Одной из первоочередных задач таких исследований (а их можно назвать дифференциально-психологическими) является выявление механизмов образования формальных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии. Задача по измерению человеческого интеллекта и общих – а затем и специальных – способностей была продиктована нарастающими запросами специалистов практиков: учителей, воспитателей, клиницистов, руководителей больших коллективов, которые рассматривают интеллект как характеристику со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться собственной активностью. Актуальность данной тематики обусловлена тем, что становление и развитие психодиагностики происходит уже в конце XIX веке. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась "индивидуальная психология", целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов.
Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Психодиагностика как наука…………………………………….5 1.1 История становления психодиагностики ……………………………5 1.2 Понятие психологической диагностики развития…………………...7 1.3 Предмет и задачи психодиагностики…………………………………9 Глава 2. Составляющие психологической диагностики……………….11 2.1 Многоаспектность психодиагностики развития……………………11 2.2 Основные принципы психодиагностики……………………………14 2.3 Психодиагностические методики……………………………………15 Глава 3. Актуальные проблемы психодиагностики и пути их решения……………………………………………………………………24 Заключение………………………………………………………………..28 Список использованной литературы…………………………………….29
Список литературы

1. Акимова, М. К. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. 2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. — СПб.: Речь, 2006. 3. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. 4. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Ч. 1 / А. Л. Венгер. — М.: Генезис, 2001. 5. Глуханюк Н. С., Щипанова Д. Е. Психодиагностика; Академия - Москва, 2013. - 240 c. 6. Гуревич К. М. Психологическая диагностика : учебное пособие / К. М. Гуревич. — М„ 1997. 7. Донцов Д.А. Психодиагностика. практикум по психодиагностике / Д.А. Донцов, Л.В. Сенкевич, А.И. Рыбакова. - М.: Русайнс, 2014. - 352 c. 8. Забродин Ю. М. Психодиагностика / Ю. М. Забродин, В. Э. Пахальян. — М.: Эксмо, 2010. 9. Королёва Н. Н. Методы глубинной диагностики самосознания личности 6 учебно-методическое пособие / Н. Н. Королёва. — СПб., 2005. 10. Лаак Я. тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. тер Лаак. — М. ; Воронеж : Изд-во «Институт практической психологии» ; НПО «МОДЭК», 1996. 11. Никандров, В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии / В. В. Никандров. - СПб.: Речь, 2002. 12. Одинцова О.В. Психодиагностика: Учебник / О.В. Одинцова. - М.: Академия, 2008. - 240 c. 13. Панфёров В. Н. Основы психологии человека : учебное пособие / В. Н. Панфёров, А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2009. 14. Пятенко, С.В. Психодиагностика / С. В. Пятенко, Т.Ю. Сапрыкина. - М.: КноРус, 2013. - 336 c. 15. Романова Е. С. Психодиагностика; КноРус - Москва, 2011. - 336 c. 16. Юматова, И.И. Психодиагностика: учебное пособие / И.И. Юматова. - РнД: Феникс, 2017. - 254 c.
Отрывок из работы

Глава 1. Психодиагностика как наука. 1.1 История становления психодиагностики. Необходимость испытывать и оценивать индивидуально-психологические особенности людей для решения разнообразных практических задач была понята очень давно, на заре истории человечества. Так, еще в третьем тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае существовала система проверки лиц, желавших занять места государственных чиновников, а в Древнем Вавилоне оценивались некоторые качества выпускников в школах для подготовки писарей. Однако история научной психодиагностики началась значительно позже. Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики. Начальным источником становления психодиагностики явилась экспериментальная психология, ее основы заложены во всех психодиагностических методиках. Изучение психических явлений и фактов в рамках точных методов естественных наук, повышенное влияние естествознания на анализ психических явлений послужили дополнительным стимулом развития психодиагностики. Считается, что экспериментальная психология зародилась в Германии в 1878 году, ее создателем считается Вильгельм Вундт. По его теории естественно-научные экспериментальные методы можно было применять только к элементарному, низшему уровню психики. Экспериментальному исследованию подлежит не сама душа, а только ее внешние проявления. Поэтому в его лаборатории в основном изучались ощущения (зрительные, слуховые, цветоощущения, тактильные) и вызываемые ими двигательные акты-реакции, а также чувство времени, объем и распределение внимания. По образцу лаборатории В. Вундта стали создаваться подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке). Развивающаяся экспериментальная психология вплотную подошла к изучению более сложных психических процессов, таких, как речевые ассоциации. Они и стали предметом исследования Ф. Галътона. Английский антрополог Ф. Гальтон в 1879 г. опубликовал результаты своих ассоциативных экспериментов. Составив список из 75 слов, он открывал их по одному и включал секундомер. Как только испытуемый отвечал на слово-раздражитель словесной ассоциацией, секундомер останавливался. Так впервые хронометрия была использована для исследования умственной деятельности. В. Вундт сразу же после публикации Ф. Гальтона использовал ассоциативную методику в своей лаборатории, хотя и считал высшие функции не подлежащими эксперименту. Получаемые в опытах индивидуальные различия во времени реакции объяснялись характером ассоциаций, а не индивидуальными особенностями испытуемых. В 1883 году Фрэнсис Гальтон в созданную им же науку антропометрику включил измерение слуха, зрения и времени словесной ассоциативной реакции. Однако гораздо более весомый вклад в развитие психодиагностики Ф. Гальтон сделал несколько позже, придумав понятие “тест”. Несмотря на развитие психодиагностики вследствие применения экспериментов, изучение человека не основывается на сугубо логическом развитии экспериментального метода. Изучение человека складывалось под влиянием запросов педагогики, медицины и промышленного производства. Различные научные психологические школы по-разному отвечали на данные запросы и по-своему преподносили роль психодиагностики в процессе изучения личности. Основная цель психодиагностики заключалась в фиксации поведения человека. В результате следования данной цели и были разработаны методы тестов. 1.2 Понятие психологической диагностики развития. Для правильного понимания сущности понятия «психологическая диагностика» обратимся к общей теории диагностирования, которая базируется на подходах, разработанных в философии, медицине, психологии, логике. Сам по себе термин «диагностика» образован от греческого языка (корней dia -между, врозь, после) и gnosis (знание) и буквально истолковывается как «различительное познание». Термин «диагностика» в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогики, но и в медицине, технике и других областях науки и практики. Диагностика является особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей, внутренней, закономерной сущности и опознанием единичного, внешнего, случайного, конкретного явления. Диагностирование направлено на определение уже известной науке сущности явления, которая характеризует внутреннее состояние, структуру и функции объекта путем многостороннего его обследования и узнавания характерных признаков с применением как общедиагностических, так и частных для данного диагноза методов и средств. Теоретическое овладение сущностью объекта является предпосылкой и условием более глубокого его практического освоения, а диагноз, в свою очередь, является особым познавательным процессом, который характеризуется как гносеологическая операция соотнесения теоретического уровня знания со свойствами конкретного объекта в целях осуществления практической деятельности особого рода – контроля и управления диагностируемой системой. В связи с этим необходимо отметить, что практика является для диагностики основой, целью, источником, средством распознавания и критерием его истинности. Диагностическое познание не является самоцелью, а служит конкретным практическим задачам. Полученное в результате диагностического процесса знание используется для предупреждения отклонений объекта от нормального состояния, а также для обеспечения развития объекта диагноза или его преобразования. Рассмотрев основные положения общей теории диагностирования, обратимся к психологической диагностике как разновидности диагностики. Психодиагностика – это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина, которой присуща узкая, прикладная направленность, обусловленная необходимостью уметь распознавать и квалифицировать те или иные психические явления. Наиболее общим определением психодиагностики является определение Л.Ф.Бурлачука: психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В настоящее время психодиагностика рассматривается как научная дисциплина и как практическая деятельность: психодиагностика служит своеобразным мостом между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических измерениях и практикой постановки психологического диагноза. Исходя из этого, психодиагностика понимается: - как специальная область психологии, разрабатывающая методы и различные психодиагностические средства выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности; - как специфическая сфера деятельности психолога, связанная с практической постановкой психологического диагноза или принятием квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии в целом или же о каком-либо отдельном психологическом свойстве отдельного клиента, группы или организации. 1.3 Предмет и задачи психодиагностики. Предмет психодиагностики очень обширен и включает: 1. Методологические и конкретные методические (практические) принципы построения диагностических методик и формулирования психодиагностических заключений. 2. Методы и конкретные психодиагностические методики. 3. Психометрику – математическую методологию обнаружения индивидуальных различий. 4. Нормативные требования к методикам, их разработчикам и их пользователям. Общие задачи психодиагностического исследования 1. Психодиагностика позволяет установить и определить у человека те или иные психические свойства или особенности поведения. 2. Психодиагностика устанавливает развитость данного свойства, его выражение в качественных и количественных единицах. 3. Психодиагностика позволяет проводить описание диагностических особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо. 4. Психодиагностика позволяет сравнивать степень развитости изучаемых свойств у разных людей. Психодиагностические задачи могут различаться в зависимости от того, в каких частных областях психологом ставится диагноз. Задачи определяются также ограничениями в использовании методов и характеристиками ситуации. Выделяют два типа ситуаций: ситуация клиента и ситуация экспертизы. Задачи могут также дифференцироваться с точки зрения дальнейшего использования результатов диагностики. Глава 2. Составляющие психологической диагностики. 2.1 Многоаспектность психодиагностики развития В психологической диагностике выделяют преимущественно два подхода к распознанию, а затем и к измерению индивидуальных психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Номотетический подход (от лат. norma – образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход (от греч. idea + gramma – идеограмма) основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка. Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта). С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз. В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный. Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов. Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей. Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать. К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее, назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий. Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим. Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека. Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами. Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом. Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения. Возникновение практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную па выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg