Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Высшее образование, как общественное благо.

happy_woman 408 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 34 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Работа имеет следующую структуру: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы. Глава первая раскрывает общие вопросы: дается определение экономическим благам и общественным благам, определяются основные свойства и виды общественных благ. В главе второй определяются основные способы предоставления общественных благ, границы их предоставления, проблемы их финансирования и перспективные тенденции развития общественных благ. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Введение

Важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных товаров и услуг, то есть благ. Особенность общественных благ - это их полезность распространяется больше чем на одного человека, сюда входит: национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п. Производство таких благ, совершенно не выгодно частному сектору, но они необходимы населению и производить их может только государство. Общественные блага – это блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу, вне независимости от того, хотят или нет этого его отдельные представители, приобретать их. Общественные блага обладают двумя важными характеристиками: 1. Отсутствие соперничества в потреблении, 2. Отсутствие исключаемости. Отсутствие соперничества в потреблении благ состоит в том, что при увеличении количества потребителей какого-либо общественного блага не может снизиться это полезность, доставляемая каждому из потребителей. Если общественное благо предоставлялось бы индивидуальному потребителю, то его предельные издержки равны были бы нулю, но при увеличении потребителей реализуются условия улучшения в социуме. Отсутствие исключаемости состоит в том, что производитель общественного блага не имеет возможности отстранить какого-либо потребителя от пользования этим благом. Поставщики общественных благ не имеют права вступать в обособленные экономические взаимоотношения с каким-либо потребителем. Все общественные блага оплачиваются за счет налогообложения, они не покупаются отдельными потребителями на рынке. Например, самое явное общественное благо, это система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени. Актуальность темы моей курсовой работы объясняется наличием множества исследований, научных работ посвященных проблеме общественных благ и их свойств. Одним из важных фактором общественных благ является рост благосостояния, который показывает качество состояний производительных сил. Главнейшая функция любого государства – обеспечение производства общественных благ. Объект курсовой работы - общественные блага. Предмет же исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Цель курсовой работы является глубокое изучение природы общественных благ и их свойств. Что бы достичь поставленной цели, были поставлены следующие задачи: • определить понятие общественного блага, изучить их классификацию, • определить основные механизмы предоставления общественных благ, • изучить специфику высшего образования, как общественное благо, • проанализировать уровень образования в России, • изучить проблематику финансирования высшего образования, • определить основные направления развития высшего образования.
Содержание

Введение 4 1 Теоретические основы образования в качестве общественного блага 6 1.1 Общественные блага, их свойства и производство 6 1.2 Классификация экономических благ 11 1.3 Специфика образования как общественного блага 14 2 Оценка состояния образования в Российской Федерации 19 2.1 Анализ уровня образования в России 19 2.2 Проблемы финансирования отрасли высшего образования 25 2.3 Основные направления развития сферы российского образования 29 Заключение 31 Список литературы 34
Список литературы

1. Балашов А.И. Экономическая теория: Учебник / А.И. Балашов и др. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 527 c. 2. Войтов А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. – М.: Дашков и К, 2015. – 392 c. 3. Кочетков А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. – М.: Дашков и К, 2016. – 696 c. 4. Ларионов И.К. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.К. Ларионов. – М.: Дашков и К, 2015. – 408 c. 5. Николаева И.П. Экономическая теория: Учебник для бакалавров. - М.: Дашков и К, 2015. – 328 c. 6. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник / С.С. Носова. – М.: КноРус, 2013. – 792 c. 7. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник / З.К. Океанова. – М.: Дашков и К, 2015. – 650 c. 8. Салихов Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов. – М.: Дашков и К, 2016. – 724 c.
Отрывок из работы

1 Теоретические основы образования в качестве общественного блага 1.1 Общественные блага, их свойства и производство Результатом функционирования общественного сектора являются главным образом в общественных благах. Концепция общественного блага впер¬вые была упомянута в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции социально значимого блага , либо заслуженного блага. В обобщенном смысле блага являются совокупностью средств, позволяющих удовлетворить потребности определенного человека и населения. Общественными благами - совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляются бесплатно за счет государственных средств. Сам механизм производства и распределения общественных благ, имеет важную деталь, что экономические законы рынка тут бессильны и попросту не работают, а поэтому данная прерогатива принадлежит государству. Чтобы эффективно обеспечить население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Концепция общественного блага выделяла два ос¬новных свойства общественного блага — неконкурентоспособность и неисключаемость. Неконкурентность общественного блага включает в себя, что бла¬го неделимо. Потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида. Самым ярким при¬мером неконкурентности потребления может служить националь¬ная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не уменьшает и не ухудшает положение населения в связи с появлением на свет новых граждан страны. Еще один пример неконкурентности потребления также можно привести национальную спутниковую службу погоды. Значение неисключаемости общественных благ, это потребление благ индивида не исключает потребление этих же благ другими людьми. Делят исключения экономической нецелесообразностью и технической невозможностью общественных благ. Общественное благо неделимо, потому невозможна его исключаемость. Если требуются огромные средства на осуществление контроля за допуском людей к общественному благу, то тут исключаемость экономически не оправданна, к примеру: городской парк отдыха окружить забором и сделать вход платным, но есть вероятность, что оплата услуг городского парка, оплата услуг кассиров и охраны, не сможет покрыть расходы инвестиций. Сделаем вывод, что достижение исключаемости общественного блага в городском парке отдыха не целесообразен. Можно провести границу между чисто частным и чистым общественным благов, в наличии критериев - конкурентность и неконкурентность, исключаемость и неисключаемость. Принято считать, что для всех общественных благ наиболее характерными являются следующие черты: • Отсутствие конкуренции в их потреблении. От числа лиц, которые пользуются общественным благом, его ценностные характеристики не страдают. К примеру, красотой цветов, высаженных на клумбе, могут наслаждаться, сколько угодно людей; • Неделимость блага обусловливается тем. Сюда относится, освещение на улице не может включаться или выключаться в какое-либо определенное время по прихоти каждого человека; • Нерыночный характер стоимости блага. Производство общественных благ не урегулировано объективными рыночными законами, а потому эту функцию берет на себя государство, которое искусственно определяет характер распределения и производства общественных благ; • Тотальный и неисключаемый характер блага, связан с тем, что его потребление не может ограничиваться какой-либо определенной группой населения. Например, освещением улиц пользуется все население, определенными целевыми группам данное благо ограничить нельзя. Выделяют такие основные виды благ по характеру потребления: • общественные. Они отличаются тем, что не могут использоваться индивидуально, они находятся в свободном потреблении, в распоряжении у всего социума; • индивидуальные (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут быть направлены на удовлетворение только его потребностей. Общественные блага классифицируют на, собственно, общественные и коллективные блага. Общественными благами называют совокупность товаров и услуг, которые населению предоставляют бесплатно, точнее на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Эти блага доступны многим людям и для этих благ характерны свойства несоперничества и неисключаемости. Примером наиболее распространенных общественных благ могут послужить дороги и мосты, образование, здравоохранение, услуги предоставляемые органами публичной власти. Чистое общественное благо характерно тем, что потребляется коллективно, всеми людьми. Примером может быть национальная оборона, полиция и т. д. Коллективное или смешанное общественное благо от общественного отличается тем, что может быть использовано всеми членами общества, но в ограниченной мере. В отличие от общественных, чистым частным благом считают такие блага, каждую единицу которого нельзя ни продать, ни оценить. То есть, каждая единица чистого частного блага приносит пользу лишь тому человеку, который купил его и получил исключительное право на его использование. По критерию масштаба распространения выделяют общественные блага: • ·общегосударственные. Блага, которые распространяются на территории всего государства, то есть обладают общегосударственным значением. К ним относятся, к примеру федеральных органов государственной власти, деятельность армии, Федеральной службы безопасности и тому подобное, • ·местные общественные блага. Блага, к которым имеет доступ лишь определенная часть населения. Границы и критерии потребления местных общественных благ устанавливаются в соответствии с региональной принадлежностью населения, к примеру: городские парки, городское освещение. По степени своей доступности общественные блага классифицируют: • ·исключаемые общественные блага (использование которых можно ограничить определенным кругом населения). К примеру, вход в музей можно осуществлять по билетам, и, таким образом, число получателей данного блага можно ограничить. Характеристики, при этом, никак не пострадают; • ·неисключаемые общественные блага. Сюда относятся блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения (городское освещение). В экономической литературе общественного сектора предложена классификация общественных благ на базе их свойств. Общественные и частные блага - это два крайних случая, между которыми существуют разные промежуточные виды, и выделяют такое понятие, как смешанное общественное благо. Если чистые общественные блага характеризуются совершенной неубываемостыо и неуменьшаемостью их потребления и использования, то смешанные блага отличаются разной степенью исключаемости и, возможно, уменьшаемостью в процессе их потребления. Смешанное благо в отличие от чистого блага является исключаемым общественным благом, благом совместного потребления с избирательностью, альтернативностью его использования, с убыванием его потребления. Смешанное благо может быть объектом купли-продажи. Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо. Оно является неисключаемым до определенного уровня, после которого наступает нехватка этого блага для всех, то есть его перегрузка. Его использование за пороговым уровнем одним индивидуумом уменьшает возможность потребления такого блага другим или вообще исключает другого из потребления. Самым ярким примером перегружаемого общественного блага являются туннели, мосты или шоссейные дороги. До какого-то уровня полезность таких благ у всех потребителей остается одинаковой и остальные потребители не ухудшают положение других пользователей, но начиная с некоторого момента при пользовании шоссейными дорогами в часы пик, появление дополнительных потребителей ведет к образованию дорожных пробок, уменьшению скорости, возрастанию опасности движения и созданию прочих неудобств для других. Еще одной разновидностью смешанного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным благом. Тут принцип исключаемости применяется к группе людей, доступ к потреблению такого рода смешанных благ ограничен требованиями устава и размерами членских взносов. Примерами организации предоставления смешанных благ ограниченного доступа могут быть клубы по интересам, к примеру теннисный клуб, добровольные ассоциации домовладельцев и другие самоуправляемые общественные организации. Численность потребителей клубного общественного блага возможно увеличивать до тех пор, пока переполнение, обусловленное приемом последнего члена клуба, не приведет к уменьшению выгод для других его членов, которое будет уравновешено снижением издержек, вследствие участия нового члена клуба в финансировании затрат. Но в случае, когда численность пользователей дана конкретно, количество предлагаемого для потребления блага необходимо увеличивать до тех пор, пока предельные затраты индивида на получение этого блага не уравновесят его предельную полезность. 1.2 Классификация экономических благ Классифицируют блага по двум критериям – сюда входит характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления и степень доступности блага в потреблении. В соответствии с первым критерием выделяются признаки избирательности или неизбирательности блага, со вторым исключаемости или неисключаемости блага. Исключаемость предполагает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других людей. Тут это значит, что потребление блага, возможно, только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей. Избирательность определённых выгод от потребления данного блага одним субъектом лишает этого блага другого субъекта. Суть этого признака в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага, отчего он становится принципом конкурентности в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других. Такое благо считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов. В соответствии с указанными критериями блага делятся на чистые и общественные. Чистым частным благом является благо, доступное и приносящее полезность в потреблении только его владельцу. Чистое частное благо – это благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости. Потребление этого блага одним субъектом препятствует этому же для других и приносит полезность только его владельцу. Например, покупка порции мороженого кем-нибудь исключает доступность этого товара для других, но и заключенная в ней полезность потребляется только покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, эти блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле наиболее приспособлены для рыночного оборота. Благо, которое предоставляется только отдельному лицу, по факту невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом. Чистому общественному благу свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) эти блага обладают неделимостью, следовательно, 2) не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит, 3) потребляются сообща. Указанные особенности чистых общественных благ не могут производиться посредством рынка. Главная их особенность заключается в том, что потребление всегда сопровождается положительным эффектом для всех. Суть проблемы чистых общественных благ не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства обществу. Мир благ не сводится к чистым частным и чистым общественным благам. Потому что используемые для классификации благ признаки преобладают разной степенью проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать признаком, однако, одно из них в большей степени, а другое в меньшей. Признаки, характеризующие блага могут иметь самые разные комбинации: избирательность – неисключаемость, исключаемость неизбирательность. Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами.. Их специфика в том, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Обычно это блага, предоставляемые муниципалитетами, такие как: общественные пляжи, парки, другие подобные места общественного пользования, отчего их называют ещё коммунальными. Конкурентность в потреблении блага может быть низкой, например прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, но однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага. Заметим так же, что блага, которые обладают высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности - называются исключаемыми общественными. Сюда могут входить кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика этих благ является в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с минимальными издержками. Иногда степень неизбирательности блага уменьшается по мере роста его потребителей, и с определённого момента предоставление такого блага дополнительному потреблению связано с ростом предельных издержек предоставление, то есть снижением полезности для существующих потребителей. Неконкурентность благ потребление которых сохраняется только в рамках фиксированного числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Примеры таких благ – объекты транспортной инфраструктуры, такие как дороги, мосты, паромные переправы, и культурного назначения, такие как библиотеки, музеи и т.д. Увеличения числа пользователей и загруженность проезжей части растёт и скорость движения, то есть полезность блага снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определённого момента. 1.3 Специфика образования как общественного блага Высшее образование имеет три социально обозначенные функции: • Функция преподавания, то есть подготовка высококвалифицированного персонала; • Исследовательская функция, то есть производство новых знаний; • Оказание услуг обществу. Право человека признает высшее образование правом, это влечет за собой важность признания его общественным благом, которое должно быть доступно всем обладающим достаточными способностями, что подтверждает необходимость соблюдения свойства неисключаемости при распределении данного блага. Необходимость постепенного перехода к бесплатному высшему образованию свидетельствует о том, что высшее образование понимается как общественное благо. Предоставление его при условии достаточных способностей - единственный механизм его исключительности. Рынок высшего образования, как определяет экономическая теория, является интеллектуальной обусловленной системой, спрос на этот продукт удовлетворяется высшими учебными заведениями. Существование платных форм обучения формирует рыночные отношения и определяет цены подобного рода услуг, роста значимости определения образовательных услуг, в том числе, как и частного блага. Реформирование сфер хозяйственной жизнедеятельности общества возникает на базе рынка высшего образования с тем, что бы создать из образования как общественного блага коммерческий продукт или частное благо, которое отвечает всем его характеристикам. Так же социально значимая роль рассматриваемого продукта не может определить образование как чистый продукт рынка. Получается, что рынок образовательных услуг высшего профессионального образования носит двойственный характер: 1) бесплатно для потребителя, как общественное благо, где благо финансируется государством; 2) оплачивается непосредственно потребителем, как частное благо, где его цена определяется частным механизмом, и в частности потребительским спросом. Благо образовательных услуг высшего профессионального образования формируется и в связи с существующей неотделимостью системы образовательных услуг от рынка труда в качестве конечного потребителя. Продукт, который будет сформирован в результате прохождения через образовательные механизмы, в конечном итоге будет оценен на рынке труда потенциальным работодателем. В этой связи производность спроса на рабочую силу определяет невозможность полной оценки потенциала работника, а соответственно и оценки необходимого объема инвестирования в будущем для производства аналогичных рабочих качеств. Высшее образование реально определить как личное благо, потому что выпускники вузов пользуются преимуществами своей подготовки. Они получают согласно теории инвестиций в человеческий капитал на протяжении последующей жизни изначально более высокий доход, нежели те, кто возможности обучаться, предпочел начать трудовую деятельность и тем самым единственной, по сути дела, формой обучения для себя определил потенциал обучения на рабочем месте. Высшее образование имеет как социальные, так и индивидуальные аспекты, переплетенные между собой. Ответственность общества является необходимым условием существования государственной системы высшего образования. В общей степени общественная значимость образования, как общественного блага характеризуется функциями системы жизнеобеспечения общества. Несут ответственность за высшее образование государственные власти, включая структуру степеней, процедуры обеспечения качества, институциональные рамки и предоставление достоверной информации о системе в целом. Государственной политикой нужно определять базовые - рамочные условия поддержания и функционирования сектора образования как части рыночного комплекса, при этом нельзя игнорировать образование как продукт, возникшим на грани двух рынков: рынка труда и образовательных услуг. Образовательный процесс производит специалистов с конкретной системой навыков и знаний для будущих потребителей на рынке труда, которые поднимают проблемы такого рыночного функционирования, которое в любой рыночной системе определяет возможность достижения равновесия и единства позиций спроса и предложений. Самый рациональный способ достижения равновесия в короткие сроки выступает интегративные формы образования, которое предполагает создание точек соответствия потребностей работодателей и возможностей работника еще на этапе формирования блага. Образовательные услуги высшего профессионального образования, как частное предложение блага обусловлено существующим платежеспособным спросом на него. Тут возникает проблема его определения, как блага, которое в конечном итоге становится элементом потребления, что обуславливает формирование цены, поскольку само это благо и есть система взаимосвязанных элементов, то есть диплома, знаний, навыков, престижа вуза, которые определяют его конечную стоимость. Итак, высшее образование обладает положительными внешними качествами. Это обусловлено и возрастающим количеством шансов потребителей обеспечить собственную занятость, и следующим из этого снижением уровня преступности, что качественно регулирует социальную стабильность. Кроме того, многие связывают наличие высшего образования с увеличивающимися темпами технологического и социального развития общества. По этой причине оно скорее относиться к общественным благам. Однако, на наш взгляд, подобный подход не до конца полон, ведь образование, являясь исключаемым благом, легко удаляется из уравнения потребления, например, в ситуации, где индивид не заплатил за него. Не стоит забывать о возрастающем соревновательном характере, что возможно обосновать естественными ограничениями на количество финансируемых фондами мест. Учитывая данную сторону вопроса, мы можем утверждать, что высшее образование следует относить к частным благам. Государство же со своей стороны должно лишь заботиться о корректировке рынка высшего образования с целью достижения им эффективного равновесия с учетом положительных внешних эффектов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 38 страниц
390 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg