Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Методы воздействия государства на региональную экономику.

happy_woman 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Волею судьбы Казахстан оказался в числе стран, переходящих от социализма к современным формам организации общественной жизни. Этот «переходный этап» в нашей республике совпал с объявлением государственной независимости, становлением государственности. Становление государственности – сложный исторический процесс, сопровождаемый, как правило, неурядицами в социально – политической жизни. К счастью, в Казахстане удалось сохранить относительно спокойную социально – политическую обстановку, межнациональный мир, что дало руководству республики возможность сосредоточить свои основные усилия на реформировании экономики. В экономике Казахстана большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль. Количественно выразить экономическую роль государства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Роль государства, в управлении, несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственного регулирования.
Введение

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. Вместе с тем ставится вопрос о том, какую роль выполняет государство в условиях рыночной системы. Цель работы – изучить роль государства в рыночной экономике, выявить основные задачи государства в условиях рынка, которые позволят рыночной системе успешно функционировать, и поднимут конкурентоспособность страны. Задачи курсовой работы – выявить основные функции государства в условиях рынка, обосновать необходимость государственного регулирования, изучить перспективы государственного регулирования в Республике Казахстан. Первоначально роль государства в обществе была довольно скромной, она ограничивалась необходимостью заниматься охраной правопорядка и законности, соблюдением нормативных отношений с другими государствами, организацией необходимой обороны и т.п. В области экономики она сводилась к обеспечению финансового контроля, за выявлением и учетом государственных доходов. То есть по образному выражению австрийского экономиста Хайека: « Государство должно выступать в роли «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы». Правда, несмотря на эту отведенную скромность, государство во все времена оказывало существенное влияние на экономическую жизнь нации. Законы феодального права охраняли земельную собственность, определяли обязанности крестьян, средневековых цехов и всех остальных по отношению к центральной власти. Складывающаяся экономическая ситуация, сама жизнь во всех ее проявлениях все больше и больше втягивали государство в экономическую сферу, изменяли ее традиционные функции, вызывались к жизни новые, для выполнения которых использовались не только властные, но и экономические рычаги и методы. С течением времени, с укреплением и развитием рынка, процессов, требующих вмешательства государства становилось все больше и больше. Речь идет о необходимости поддержания конкуренции для эффективного распределения ограниченных ресурсов, о социальной защите значительной части общества и других процессах. И сейчас мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Видимо такое понимание места и роли государства в экономической жизни нации, заставило известного экономиста Луиса Малкерна сказать: «По-моему мнению, для любой ведущей страны не может быть ничего хуже, чем неправильно определить роль государства в экономике». В свою очередь, развитие рынка и рыночной системы также проходило разные исторические этапы: от периода зарождения простейших форм рыночного обмена, становления рыночной экономики как целостной системы в национально-государственных границах, до эпохи вызревания сложнейших международных кооперационных форм. В этом процессе рынок, как главная организующая сила экономики, ее сердцевина, проявлял свои мощные возможности для саморазвития и саморегулирования. Располагая такими совершенными инструментами как цена, спрос-предложение, конкуренция, рынок двигал экономику по пути наибольшей эффективности, определяя всем субъектам рыночной экономики основные параметры их деятельности: что, как и сколько производить и соблюдать при этом свои частные интересы, диктуя каждому субъекту рациональное экономическое поведение. Однако, по мере становления, развития и совершенствования, рыночная система показывала не только свои могучие экономические преимущества, но и также недостатки, неспособность решать ряд сложнейших социально-экономических проблем. Более того, в своем движении рыночная система стала проявлять определенные тенденции к саморазрушению: порождая монополии, уничтожала конкуренцию, устанавливая монопольные цены и контроль над ними снижала объем совокупного спроса, вызывая, тем самым спад производства и несбалансированность экономики и т.д. Словом, эффективное экономическое развитие становилось все более невозможным без внешнего вмешательства, без привлечения направляющей и регулирующей силы государства. Таким образом, в ходе поступательного движения общества, развивалась и изменялась изначальная сущность самого государства, так и рынка и рыночной системы, совершенствовались их традиционные функции, происходило органическое сочетание и тесное переплетение государственных и рыночных сил. И мир в конце ХХ века пришел к твердому убеждению, об объективной необходимости такого сочетания, к пониманию того, что управлять экономикой в отсутствие государства или рынка, говоря словами П.Самульсона: «…все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Однако, очевидность этого является конечно же, результатом многовековых споров и дискуссий, в которых высвечивались все новые аспекты этой проблемы, приводились разные подходы к ней, разные доказательства, обоснования, доводы. Да и сейчас, эти споры не затихли окончательно. Главный вопрос спора – как найти эту меру разумного сочетания рынка и государства, когда вмешательство государства в экономику обеспечивает наибольшую эффективность. При этом, сложность состоит в том, что сама эта мера, является подвижной, изменчивой, зависимой от множества факторов: социально-экономических, экологических, региональных, политических и даже национальных. Более того эта мера может быть разной, не только для разных национальных экономик, имеющих разный уровень обобществления и интеграции производства, разную долю государственного сектора в экономике и т.д. но и даже внутри них – разной, в разные периоды экономического развития конкретной страны, в зависимости от решаемых задач. Все это определяет и видоизменяет не только основные макроэкономические цели, но и функции и рынка, и государства, а также меры и способы их реализации и обуславливает исключительную сложность государственного регулирования экономики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________________3-5 1 Теоретические основы государственного регулирования региональной ЭКОНОМИКИ____________________________________________________________6-14 1.1 Содержание и необходимость государственного регулирования региональной экономики________________________________________________________________6-9 1.2 Методы государственного регулирования региональной экономики________10-14 2. Административные методы воздействия на региональную экономику в Казахстане ____________________________________________________________________15-22 2.1 Прогнозные схемы пространственно- территориального развития страны___15-16 2.2 Программно-целевой метод воздействия на региональную экономику______17-20 2.3 Формирование региональных институтов развития______________________21-22 3 Экономические методы воздействия на развитие региональной экономики___23-28 3.1 Воздействие регионального бюджета на развитие региона________________23-24 3. 2 Налоговое регулирование региональной экономики_____________________25-26 3.3 Совершенствование налогового –бюджетного воздействия на региональную экономику________________________________________________________________27-28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________________29-30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________31
Список литературы

1. Бибатыров Национальное регулирование экономики с. 17-23. А -1997г. 2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. – Москва: Высшая школа, 1993. – 224с. 3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – Москва: Юрайт, 1999. – 384с. 4. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. – Алматы: Каржы-каражат, 1997. – 100с. 5.Самуэльсон П. «Экономика». Севастополь: изд. «Ахтиар», 1995г. 6 .С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи Экономика. – Москва: Дело, 1999. – 864с. 7. Под редакцией Булатова Экономика – М. Изд. БЕК 1996 8.Лившиц А.Я. Краткий курс государственного управления экономикой II РЭЖ № 10-11 1999г. 9. Курс экономики: Учебник / Под ред.Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001. 10. Общая экономическая теория / Под ред. Корогодина. – Воронеж, Изд. ВГУ, 2000. – с.321. 11. Под редакцией Чепурина М.Н. проф. Киселевой В.А. Курс экономической теории Киров, 1994г. 12. Под редакцией Албакина Л.И. – М. Финсатинформ 1998 г. 13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2001. – 448 с. 14. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова. – Воронеж, Изд. ВГУ 1998. 15. http://adilet.zan.kz/rus/docs/P960001097_ 16. Абдурахманов К.Х., Абдуллаев А.М., Дадабаев Ш.Х. Региональная экономика и управление. 17.Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 255 с
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1.1СОДЕРЖАНИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Еще в 18 в. А. Смит определил следующие функции правительств: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима¬тельства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Оно выступает как составная часть процесса воспроизводства и решает задачи стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения сдвигов в отраслевой структуре производства и уменьшения неравенства в распределении доходов. Далее можно рассмотреть исторический процесс появления необходимости государственного регулирования экономики, формирование научно обоснованных концепций по данной тематике. Механизм рыночного саморегулирования имеет исторические границы своего действия. Он в состоянии исправно выполнять свои функции, во-первых, при наличии на рынке массы мелких и независимых това¬ровладельцев. Во-вторых, при условии развития свободной конкурен¬ции. В-третьих, в полной мере должна проявляться регулирующая роль рыночных цен. Но в начале XX в. на рынке произошел полный переворот в резуль¬тате появления и развития мезоэкономики. Для всего XX в. стало ха¬рактерно господство в производстве и обращении крупного корпора¬тивного и финансового капитала. На смену свободной конкуренции пришло доминирующее положение монополий и олигополии. Субъек¬ты мезоэкономики разрушили весь механизм рыночного регулирова¬ния поведения продавцов и покупателей На фоне развалин мирового хозяйства для всех стала очевидной полная несостоятельность многих догм (ус¬таревших положений) классической и неоклассической экономической теории. Стало очевидно, что стихийная рыночная экономика уже не может обеспечить прочное равновесие совокупного предложения и совокупно¬го спроса. Вместе с тем пришло своего рода озарение для тех, кто верил неоклассическим догмам: рыночная система не в состоянии избавить общество от кризисов и безработицы. Одновременно было опровергнуто положение о том, что в рыночной экономике действует “чистая” и “совершенная” конкуренция. Таким образом все уяснили реальное положение дел: в XX в. имеет место "несовершенная" конку¬ренция. Это означает широкое распространение естест¬венных, легальных и иных монополий, господство в отраслях промыш¬ленности олигополии, развитие монополистической конкуренции. Наконец, стало очевидно, что национальная экономика не в состо¬янии успешно развиваться без всякого вмешательства государства. На¬стало время подыскивать новый макроэкономический регулятор. И вот государство взяло на себя все бремя ответственности за выход из глубокой экономической пропасти. Так в США президент Рузвельт получил чрезвычайные полно-мочия для проведения “нового курса” экономической политики. Этот курс (1933—1938) включал в себя следующие меры госу¬дарственного регулирования макроэкономики. 1. Государство спасло кредитную систему от полного развала благо¬даря тому, что гарантировало сохранность вкладов населения. 2. Было снижено бремя долгов граждан на 40% с помощью обесце¬нения денег (за долги расплачивались потерявшими прежнюю стои¬мость долларами). 3. Закон о восстановлении промышленности (1933) предусмотрел введение в практику “кодексов честной конкуренции”, устанав¬ливавшим на определенном уровне цены на продукцию, распределявшим рынки сбыта и т.д. 4. Закон о регулировании сельского хозяйства (1933) предусмотрел повышение цен на сельхозпродукцию, чтобы спасти фермеров от разорения. 5. В интересах сокращения безработицы правительство организова¬ло общественные работы. 6. Для преодоления обнищания трудящихся было введено регули¬рование заработной платы. Впервые введен прожиточный минимум и установлена минимальная заработная плата. Государство стало оказы¬вать материальную помощь обедневшим слоям населения. На практике была доказана высокая эффективность антикризис¬ной политики государства. Итак, в 30-е годы на Западе был осуществлен подлинно революционный переход к совершенно новому хозяйственному механизму регулирования национальной экономики, призванному спасти господствующую социально-экономическую сис¬тему от гибельных потрясений. Непременным компонентом перехода к качественно иному макрорегулятору стал переворот в неоклассичес¬ком направлении экономической теории. Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став¬ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической тео¬рии - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка. Каковы новые принципы кейнсианства, отличающие его от класси¬ков и неоклассиков в вопросе о макроэкономическом регуляторе? Первый принцип: регулятором национальной экономики в целом яв¬ляется не рынок, а государство. Помимо политических функций государство осуществляет также экономические Оно становится ведущим субъектом национальной экономики, на¬деленном своей собственностью. На этой основе образуется, как из¬вестно, особый государственный сектор макроэкономики. Он создает¬ся двумя путями: а) через национализацию (огосударствление) хозяйства благодаря выкупу имущества у иных собственников; б) через создание предприятий новейших отраслей промышленнос¬ти, порожденных НТР за счет инвестиций. Второй принцип: прогнозирование и планирование национальной эко¬номики. Основой государственного регулирования являются научные про¬гнозы социально-экономического развития страны на один год, средне¬срочную (3—5 лет) и долгосрочную перспективу (10, 20 лет). Такие прогнозы способствуют достижению народнохозяйственной пропор¬циональности, определяемой с помощью национальных счетов и меж¬отраслевых балансов. Как правило, имеется три варианта прогноза: — пессимистический (с наименьшими по величине показателями); — оптимистический (с наибольшими значениями показателей); — базовый (с более реалистическими показателями). Он принима¬ется за основу государственного плана, который отражает стратегические направления и за¬дачи экономического и социального развития страны. По степени жест¬кости плановых заданий различают два вида планов: директивный (строго обязательный для исполнения) - применяется, прежде всего на государственных предприятиях; индикативный (рекомендательный, ориентирующий). Последний состоит из ряда программ, предусматривающих решение отдельных со¬циально-экономических задач. К их выполнению привлекаются фирмы путем предоставления государственных заказов. Государство отбирает фирмы, проведя соответствующие конкурсы. «Даже в стерильной экономике свободного предпринимательства остаются по крайней три проблемы, находящиеся вне пределов досягаемости рыночного механизма», - констатирует А.Лишвиц. Итак, в экономике свободной конкуренции государство выполняет, по крайней мере, две функции – регулирование внешних эффектов и снабжение населения общественными товарами, причем делает оно это главным образом с помощью бюджета. Если добавить ещё одну функцию (обеспечение экономики нужным количеством денег, на что рынок, разумеется, не способен), то мы получим представление о хозяйственном механизме экономики свободного предпринимательства. Выделяются два его ведущих звена – свободный рынок и государство. Смысл экономической деятельности последнего состоит в том, чтобы дополнять рынок, решать те проблемы, перед которыми он пасует. Это минимально необходимые функции государства, которые оно должно выполнять даже в условиях теоретического «свободного рынка». Без них рыночный механизм перестанет функционировать. Но в современном обществе эти минимально допустимые границы вмешательства государства ещё недостаточны, чтобы рыночная экономика могла функционировать более или менее нормально. Имеется еще ряд проблем, решение которых в современной экономике без государства невозможно: -перераспределение доходов: распределение доходов, справедливое с точки зрения законов рынка, несправедливо с точки зрения современного общества; Рыночная экономика предоставленная самой себе, может быть эффективна с точки зрения законов рынка, но она приводит к неизбежной дифференциации доходов и социальной незащищенности значительных слоев населения. Такое положение не устраивает не только само население, но и бизнесменов. Поскольку это чревато серьезными социальными конфликтами, напряжением между работодателями и работающими и т.д. и это не способствует эффективности на микроуровне. Поэтому важнейшей обязанностью государства является перераспределение доходов для поддержки малоимущих, стариков, инвалидов и т.д. -проблема занятости: рынок не может обеспечивать право на труд для тех, кто хочет и может трудиться не может этого гарантировать этого и государство. Но без вмешательства государства проблема может перерасти в социальную напряженность и беспорядки. Поэтому все государства, так или иначе, регулируют этот вопрос; -проблемы НТП: рыночные механизмы хорошо приспособлены для использования уже имеющихся результатов НТП, но не могут самостоятельно обеспечивать прорывы в области науки и технологии, и особенно в исследовании фундаментальных теорий естественных наук, глубокие структурные преобразования в производстве. Следовательно, здесь тоже требуется вмешательство государства; -региональные проблемы: в силу различных причин территориальное развитие не может быть равномерным. Во избежание социальных последствий неравномерности территориального развития государство берет на себя бремя регулирования региональных проблем; -инфляция и монополизм: исторический опыт показывает, что ни одна экономика не имеет иммунитета против этих болезней экономики. Поэтому рыночное хозяйство нуждается в постоянно проводимой государством антиинфляционной и антимонопольной политике. Тенденции монополизации в экономике и циклический характер развития самой рыночной экономики, уводят экономику с пути наибольшей эффективности и тормозят общественный прогресс. Как раз в этих условиях требуется вмешательство государства, в частности, для развития конкуренции, необходима выработка государством антимонопольных законодательств и создание определенных «рамок» деятельности хозяйствующих субъектов. Для смягчения последствий циклического развития в периоды депрессии – безработицы, инфляции, нарушения равновесия совокупного спроса и предложения – только государство способно приводить в жизнь необходимые экономические меры по преодолению экономического спада и стабилизации экономики. Таким образом, несостоятельность или «провалы» рынка выступают как основной мотив деятельности государства в сфере экономики. Как видно, без дополнения рыночного механизма, механизмом сознательного государственного регулирования национальные экономики не могли бы эффективно функционировать и обеспечить максимизацию общественного благосостояния. Несмотря на относительную новизну проблемы государственного регулирования экономики и не разработанность многих ее положений в литературе дается ряд определений понятия государственного регулирования экономики. Так казахстанские экономисты Н.Мамыров и Ж. Ихданов, дают следующие определение «…Государственное регулирование экономики представляет собой основную форму административно-экономического и организационно-правового вмешательства государства в социально-экономические процессы с целью подержания их рациональной сбалансированности и макроэкономической стабильности». Разумеется, в любом определении сущности какого-либо понятия невозможно полностью отразить все многообразие его аспектов, конкретные формы реализации и функционирования, но все же в самом общем виде оно должно нести в себе хотя бы самые важные признаки этого процесса: субъекты, объекты, целевые установки регулирования и наиболее общие формы и инструменты регулирования. Поэтому этот сложный и многогранный процесс государственного регулирования экономики можно определить как систему государственных мер прямого и опосредованного воздействия государственными управленческими органами на поведение хозяйствующих субъектов и социально экономических образований в целях сбалансированного и стабильного развития экономики и приспособление ее к изменяющимся внутренним и внешним условиям. 1.2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Необходимость использования методов государственного регулирования объективно обусловливается рядом обстоятельных причин. В частности, историческим процессом суверенизации социально-экономического развития Казахстана; возникновением переходного периода со многими противоречивыми моментами в управлении; усилением методов правового регулирования хозяйственных отношений, предполагающих обязательные предписания (заказы), согласования (система хозяйственных договоров) и рекомендаций. Параметры регулирования рыночного хозяйства в значительной мере определяются комбинацией различных методов и институтов: - государственных, в том числе индикативного и бюджетного планирования, налоговою регулирования, регулирования цен и др.; - негосударственных, в том числе общественных (определяемых функционированием различных ассоциаций, обществ потребителей), частных (соглашение о рынках сбыта, ценах и др.), - институциональных (товарные биржи, биржи ценных бумаг, коммерческие банки, информационные центры, рекламные агентства и другие, обслуживающие рыночное хозяйство, учреждения). Именно свободное развитие их комбинаций, т.е. гибкость взаимосвязей, переход одной формы в другую позволяет создать действенный рыночный механизм. Основным средством реализации экономической политики правительстваства является механизм государственного регулирования экономики. В переходный период необходимость государственного регулирования экономики связана с решением задач по выводу экономики из кризиса, стабилизации производства, оптимизации распределения доходов между различными группами населения, формирования эффективно и структуры производства, рационализации расходов государства. Необходимость государственного регулирования экономики связана также с наличием таких экономических функций, которые не могут быть заменены рыночными механизмами. В частности, это касается развития энергетики, транспорта и связи, охраны окружающей среды, организации образования, поддержки общеэкономической инфраструктуры (таможенный контроль, сбор и обработка статистической информации) и др. Кроме того, ряд функций государства определяется ограниченностью рыночного саморегулирования. Лишь государство способно оперативно влиять на соотношение спроса и предложения, контролировать объем денежной массы, поддерживать макроэкономические пропорции и конкуренцию. Государственное регулирование экономики представляет собой законодательно оформленную и логически упорядоченную систему активного воздействия на ход хозяйственного развития. Она (система) включает комплекс разнообразных и взаимоувязанных экономических регуляторов. Формы и методы воздействия государства в различные периоды и в различных сферах экономики могут варьировать от жестких мер регулирования до косвенного влияния. Переход к макроуправлению экономикой вызывает необходимость отказа от утверждения и доведения множества директивных плановых показателей, к повышению роли прогнозирования, усилению контроля за экономическими регуляторами. Система экономических регуляторов является составной частью общего индикативного плана. Государственное регулирование экономики в переходный период базируется на следующих основных положениях: - государственное воздействие выступает в виде комплекса утвержденных экономических регуляторов; - каждый экономический регулятор должен сопровождать определенный орган исполнительной власти (министерство, государственный комитет); - в переходный период государственное регулирование сочетает в себе элементы прямого государственного воздействия (выпуск важнейших видов продукции; квоты на вывоз продукции за пределы республики и др.); Государственное воздействие на управление экономикой республики оказывается через: - бюджетно-налоговое регулирование; - денежно-кредитное регулирование; - ценовое регулирование; - регулирование социальной сферы; - регулирование доходов населения; - регулирование внешнеэкономической сферы; - регулирование в сфере приватизации; - регулирование развития предпринимательства; - антимонопольное регулирование; - регулирование регионального развития. Исходя из изложенного можно заключить, что механизм регулирования складывающегося рыночного хозяйства представляет собой сложную систему экономических отношений и связей, которая охватывает все структурные подразделения республиканского хозяйственного комплекса. Государственное воздействие на рыночные процессы обусловливается тем обстоятельством, что рынок представляет собой совокупность субъектов хозяйствования, каждый из которых имеет свои собственные интересы и свои внутренние побуждения, т.е. мотивы поведения. Именно оно (это обстоятельство) делает необходимым государственное регулирование. В новой Конституции Республики Казахстан (авг. 1995 г) записано, что правительство организует управление государственной собственностью. Одним из механизмов этого управления должно быть планирование. История знает немало примеров вхождения стран в рыночную экономику с помощью государственных программ, методов планового регулирования. Поэтому неслучайно Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. неоднократно подчеркивает необходимость планирования. В частности, он указывал на то, что «… пора перестать жить от квартала к кварталу или от года к году, не имея даже трехлетних или пятилетних планов развития. Правительству же пора произвести разработку пятилетних и годовых индикативных планов развития и включить в эту работу все исполнительную власть и частный сектор». Эта же позиция потом была подтверждена в послании Президента РК народу Казахстана, где было указано «… незамедлительно начать разработку стратегии развития страны на длительную перспективу и подготовку пяти – и десятилетних планов развития». Здесь важно понять, что речь идет не о возрасте к жесткой, тоталитарной системе государственных планов, а гибкой, динамичной системе регулирования экономического развития с помощью планирования. Причем планирование должно быть дифференцировано в зависимости от управленческой иерархии, т.е. уровня управления экономикой. Достижение целей социально-экономического развития любого общества начинается в сфере производства при нормальном функционировании первичного звена управления. В силу этого планирование, как сердцевина управления, наибольшее значение имеет на микроуровне. В условиях формирования рыночных отношений в республике речь должна идти об усилении планирования на уровне микроэкономики, о внутрипроизводственном и внутрифирменном планировании как основного механизма реализации целей национальных программ. В Казахстане, по примеру Германии, следует создать систему регионального планирования как связующее звено между органами управления областей и районов. Основная цель такого планирования- обеспечение во всех регионах «равноценных условий жизни». Одним из методов регионального управления может явиться «секторный подход». Отдельные участки территории становятся объектами активного целенаправленного воздействия со стороны региональных органов. Все меры при этом подходе нацелены на запрещение или приостановку нежелательного регионального процесса или вида деятельности в данном секторе. При этом одной из важнейших функций местных органов управления является обеспечение комплексного развития местного хозяйства. В целом метод является аналогией матричной (решеточной) структуры. В рамках концепции региональной политики предполагается использование различных механизмов регулирования развития регионов республики. В целях постоянного контроля социально-экономической ситуации в регионах будет использоваться система рейтинговой оценки развития регионов на основе ключевых параметров. Рейтинговая оценка позволит иметь постоянную информацию о развитии ситуации в регионах. Такая система позволит оперативно реагировать Правительству на те или иные случаи изменения ситуации. В макроэкономической стабилизации экономики республики большую роль играет обеспечение сбалансированности ее основных параметров (объемы производства и степень удовлетворения потребностей, доходы и расходы и др.) В решении этой проблемы существенное значение имеет использование балансового метода в управлении экономикой. В переходный период одним из существенных является метод целевой программы. Целевую программу региона можно характеризовать как систему, ориентированную на достижение заданной цели. В рамках целевой программы появляется возможность четко устанавливать не только вертикальные, но и горизонтальные связи между звеньями экономических и социальных систем и тем самым повышать эффективность их функционирования. В региональном управлении применение методы целевой территориальной программы имеет ряд ограничений: дефицит ресурсов и ограничение возможностей в их распределении. В силу этого возникает необходимость в их распределении. В силу этого возникает необходимость обязательного включения целевых заданий и программных мероприятий областных, районных программ в общереспубликанскую программу социально-экономического развития. Методы государственного регулирования. Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на экономику. Прямое воздействие предполагает использование административных методов. Косвенное — только экономических методов. Особенности административных методов: 1. они не связаны с созданием доп материальных стимулов для их реализации 2. базируются на силе и авторитете государственной власти 3. включают меры запрета, разрешения и принуждения 4. предусматривают организацию управления предприятиями, государственного сектора экономики, государственной собственности. Экономические методы: 1. государственное, экономическое прогнозирование. Оно основано на результатах анализа реальной ситуации в экономике и в его процессе исследуются различные варианты развития социально-экономической системы и формируется экономическая политика государства. 2. Государственное экономическое программирование. Экономические программы формируют цели развития, определяют материальные, финансовые средства реализации целей. Объекты программ — отрасли, регионы, сферы НЭ и т. д. 3. бюджетно-налоговое регулирование. Оно представляет собой одни из наиболее эффективных способов государственного регулирования экономики. Масштабы государственного бюджета создают реальные возможности влияния на социально-экономические процессы. Налоги являются источником доходной части бюджета, то следует совершенствовать налоговую систему. Необходимо также усиление роли бюджетно-налоговой системы для целей совершенствования бюджетного федерализма. Совершенствование бюджетного федерализма связано с разграничением налоговых полномочий центра и регионов, рациональным использованием выравнивающих трансфертов. 4. ДКП. Она осуществляется Центробанком и должна быть направлена на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В процессе реализации ДКП используются как методы прямого воздействия, так и косвенного воздействия. К методам прямого воздействия относятся: 1. Целевое кредитование, которое выражается в существовании системы кредитно- финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам. 2. Установление «кредитных потолков» — ограничение объемов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности. 3. прямой контроль за установлением уровня % ставок — это установление Центробанком ставки рефинансирования и нормы обязательных ресурсов. Косвенные методы: 4. регулирование минимальных резервных требований 5. осуществление дисконтной политики 6. купля-продажа иностранной валюты 7. регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков 8. изменение курса национальной валюты 9. эмиссия денег в обращении в рамках определенных нормативов 10. продажа-покупка государственных ценных бумаг 5. Инструмент воздействия на экономику через государственный сектор. Государственный сектор как инструмент воздействия на основные социально-экономические процессы используется для решения следующих задач: 1. выравнивание экономического цикла посредством обеспечения государственных инвестиций, государственных закупок, реконструкции предприятий инфраструктуры 2. поддержка занятости на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест 3. формирование наиболее рациональной структуры народного хозяйства посредством реконструкции действующих и строительства новых предприятий в развивающихся отраслях и видах производства.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Экономика, 32 страницы
500 руб.
Курсовая работа, Экономика, 26 страниц
550 руб.
Курсовая работа, Экономика, 42 страницы
1050 руб.
Курсовая работа, Экономика, 15 страниц
490 руб.
Курсовая работа, Экономика, 25 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg