Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Профилактика аддиктивного поведения у подростков посредством формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни

happy_woman 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Объект исследования. Ситуация с потреблением алкоголя, табака и других наркотиков среди учащихся старших классов на примере Таттинской гимназии им.И.П.Жегусова Таттинского улуса и МБО ДО «Детско-юношеская спортивная школа им.И.Г.Федосеева» (Таттинская ДЮСШ) Предмет исследования. Влияние «Уроков трезвости» на формирование знаний и социальных установок учащихся старших классов в отношении употребления алкоголя, табака и других наркотиков. Целью нашего исследования является: разработка и апробация «Уроков трезвости» как составной части технологий профилактики аддиктивного поведения среди старших классов общеобразовательных школ с использованием социологических и интерактивных методов. Гипотеза. Более совершенные пути информирования детей старшего возраста позволяет снизить риск развития раннего употребления психоактивных веществ к подростковой среде в будущем. Научная новизна заключается в изучении социологическими методами динамики изменения отношения учащихся к потреблению психоактивных веществ после курсов лекций с использованием материалов «Общее дело». В результате исследований получены новые данные, касающиеся эффективности проведенного курса лекций для учащихся старших классов. Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании. Структура работы: работа состоит из введения, 3 глав, выводов, списка использованной литературы.
Введение

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. В этих условиях становится актуальным проведение специальных мероприятий, которые могут снизить потребление психоактивных веществ среди молодежи. Как показывает практика, наиболее эффективным являются профилактические меры, ведь зависимость (аддикцию) легче предупредить, чем лечить. Встает необходимость дальнейшего совершенствования проведения профилактических мероприятий и разработка технологий предупреждения аддиктивного поведения в образовательных учреждениях.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ………………….5 1.1. Формы аддиктивного поведения………………………………………..5 1.2. Особенности психологии учащихся старших классов в отношении к аддиктивоному поведению…………………………………………….10 1.3. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях…………………………………………………………….13 ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ….32 2.1. Программа исследования………………………………………………32 2.2. Методы исследования………………………………………………….32 2.3. «Уроки трезвости»:алгоритмы, содержание, контроль……………...33 ГЛАВА III. АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ…………………...36 3.1. Ситуация с потреблением табака, алкоголя и наркотических веществ среди учащихся………………………………………………………………….36 3.2. Контроль результатов и оценка эффективности проведенных лекций…39 ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...44 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….47
Список литературы

1. Беллов В.Г., Григорьев Г., Кулганов В.А., Парфенов Ю.А. Профилактика аддиктивного поведения: учебное пособие. – 2-е изд, испр. и доп. – СПб.: Издательство РХГА, 2016. – 428с. 2. Березин С. В., Лисецкий К. С., Орешникова И. Б. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. - М.: Издательство института психотерапии, 2009. - 256с. 3. Бибикова Н.В. Методы диагностики семейных отношений в психосоциальной работе. Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы международной научно-практической конференции. «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», 2015. - 140-144с. 4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 2011. – 38с. 5. Булатников А.Н., В.В. Зарецкий, Л.Л. Портянская, Е.М. Новиков, Р.Ю.Абрамов. Теории и технологии мониторинговых исследований по оценке рисков формирования аддиктивных форм поведения в образовательной среде: Методические материалы. М.: Изд-во AKADEMIA, АПКиППРО, 2010. – 88с. 6. Вайнер Э.Н., Драганова О.А. Психолого-педагогические основы профилактики аддиктивного поведения в молодёжной среде. Липецк: Институт развития образования, 2011. — 180с. 7. Войскунский А. Е. «Психологические феномены Интернет-аддикции». М: стер. 2008. – 45с. 8. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Практикум. М.,РФ, УНП ООН. 2008. 9. Власовских Р.В., Детков Д.В., Ойхер Д.Я., Савинова Т.Л., Ретюнский К.Ю. Ранняя диагностика злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних: Учебно – методическое пособие для врачей – педиатров. Екатеринбург: Изд-во Уральского Университета. 2004. 10. Ганман О.В. Психопрофилактика зависимого поведения. 2011. – 34с 11. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева; Под ред. В.А. Сластенина. М., 2010. – 208с. 12. Грецов А.Г. Радуйся честной победе. Информационно-методические материалы для подростков и молодежи. Под ред. О.М.Шелкова. – СПб., ФГБУ СПбНИИФК, 2011. — 64с. 13. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. 10 — 11 классы. М.: ВАКО, 2007. 14. Дзюбайло А.В. Профилактика табакокурения среди молодежи//Самара: Изд-во «Самарский университет», 2011. – 52с. 15. Дмитриева Н.В. Психология аддиктивного поведения. – Новосибирск, 2012.- 220с. 16. Егоров А. Ю. Игумнов С. А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание. СПб.: Речь, 2010. – 398с. 17. Змановская Е.В. Девиатнология. Психология отклоняющего поведения. – М.:Акадмия, 2006. – 2с. 18. Зарецкий В.В. Булатников А.Н. Психическое здоровье: нормативное и аддиктивное поведение. Статья в журнале – научная статья №1, 2015. – 1с. 19. Каган В.Е. Наркология детская и подростковая /Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ Под ред. С.Ю. Циркина. — СПб.: Издательство «Питер», 2014. - 461 – 464с. 20. Касаткин В.Н. Содействие здоровью и обучению здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. – М.: Подкова, 2000 . 21. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования. / Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 5, 2000. 22. Коробкина З.В., Попова В.Л. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М: Изд. центр "Академия". 2002. 23. Коробкина, З.В., Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М., 2012. -192с. 24. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. - 8-15с. 25. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000. Приложение 1. к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619. 25. Ляхович А.В., Маркова А.И. Здоровый образ жизни – альтернативная наркомания. – Москва-Воронеж, 2004. - 624-627с. 26. Менделевич В.Д. Наркозависимость и коморбилные расстройства поведения. М., МЕДпресс-информ, 2003. - 328с. 27. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. Пособие / Ростов н/Д., 2012. – 238с. 28. Максимова Н.А. Профилактика употребления психоактивных веществ в образовательной среде / Рабочая тетрадь. Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2009. – 52с. 29. Малыгин В.Л. и др. (сост.) Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики //Учебное пособие. — М.: МГМСУ, 2011. — 32с. 30. Минаков С.А. Особенности аддиктивного поведения у студентов с ограниченными физическими возможностями: автореферат. М., 2011. – 25c. 31. Мирошниченко Л.Д., Гелипас В.Е., Рыбакова Л.Н. Проблема антинаркотической профилактики в подростковой среде. 2000. - №3. 32. Подхватилин Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: практическое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, соц. работников. М.: ТЦ СФЕРА, 2002. 33. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория: Под редакцией Дж. Камплинга / М. Пэйн. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 368с. 34. Реана А.А. Психология подростка. Полное руководство / Под общей редакцией А.А. Реана. –СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 504с 35. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Кузнецова И.В. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением//Учебно-методическое пособие. М., Гуманитар.изд.центр «ВЛАДОС», 2006. - 239с. 36. Рерке В.И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. – 318 с. 37. Рыбникова, Л.Н. Подростки и наркотики// Педагогика, №3 . 2011. - 45с. 38. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Проблемы подростковой адаптации с позиций профилактики и психотерапии личностных и поведенческих расстройств и зависимости от психоактивных веществ ННЦ наркологии Росздрава Москва, МГМСУ, Фонд "Система профилактических программ", 2007. 39. Трубицына Л.В Предупреждение зависимостей у детей и подростков. М.: Генезис, 2007. - 144с. 40. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010. 41. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. Москва. 2002. 42. Чеверикина Е.А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимостям от психоактивных веществ: автореф.дис. …канд.психол.наук. Казань, 2013. – 7c. 43. Шпицыной. Л.М. Школа без наркотиков: книга для педагогов и родителей.2-е изд-е/ Под ред. и Е.И. Казаковой - СПб, 2001. 44. Юдкина, А.А. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы [текст]: Методические пособие – Новосибирск, 2012 - 179с. 45. Якимова Т.В Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектульно одаренных подростков//Консультативная психология и психотерапия. – 2010. – 121-136c. 46. Яшкина Л.В. Наркомания как проблема современности. М., 2014. – 280с. 47. Интернет ресурс: Диагностика степени риска формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Первичная профилактика наркозависимости. URL: otrok.ru/teach/narko/narkozav.htm. 28.04.2017 48. Интернет ресурс: Системный подход к профилактике: otrok.ru/narko/profil/profil7.htm. 12.04.2017. 49. Интеренет ресурс: Определение аддикции. URL: Gidmen.com/narkologia/narkomania/addictivnoe-povedenie.html. 12.02.2017. 50. Интернет ресурс: Методическое пособие по проведению интерактивного занятия по первичной профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи. URL: общее-дело.рф/materials/pppuiv-narkosm/ 26.04.2017.
Отрывок из работы

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ 1.1. Формы аддиктивного поведения Аддикция- это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Зависимости - это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной - от практически нормального поведения до тяжелых форм зависимости, сопровождающихся выраженными соматической и психической патологиями [40]. Нередко смешиваются понятия аддиктивного поведения и зависимости, поэтому необходимо их разделять. Всемирная организация здравоохранения определяет зависимость как состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества, разделяемое на психическую и физическую зависимость; иными словами, это болезнь. Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. В жизни каждого человека бывают моменты, связанные с желанием изменить свое психическое состояние: избавиться от угнетения, «сбросить» усталость, отвлечься от неприятных размышлений и. т.п. Для реализации этой цели человек «вырабатывает» индивидуальные подходы, становящиеся привычками, стереотипами. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится доминирующей идеей [34]. Типы аддиктивного поведения: - алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция); - азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме; - нарушение пищевого поведения; - полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др. В.Е. Каган (1999) определяет аддиктивное поведение как злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и т.д) без сформированной физической зависимости. «Это не болезнь, а нарушение поведения» -утверждает данный ученый [19]. Причины развития аддиктивного поведения. Причин формирования аддиктивного поведения, а именно негативного пристрастия к тому или иному веществу у каждого конкретного человека может быть масса: непонимание окружающих, недовольство собой, психотравмирующая ситуация и т.д. В целом все факторы, способствующие развитию аддикции, можно разделить на 3 большие группы: 1. психологические; 2. социальные; 3. биологические. Все эти факторы тесно связаны между собой. Мало того, у одного человека может наблюдаться целый комплекс причин, вызывающих болезненное пристрастие к определенному веществу. К психологическим факторам развития аддиктивного поведения относятся: - личностные черты характера – закомплексованность, низкий интеллект, отсутствие смысла жизни и интересов и др.; - тяжелое психологическое состояние – стресс, психическая травма, горе; - обстоятельства, способствующие развитию аддикций, в важнейшие периоды становления личности – пример выпивающих родителей, отсутствие телесного и духовного контакта с матерью в ранние годы, подростковые проблемы и неумение их решать. Социальная подоплека аддиктивных состояний выражается в большей части во влиянии семьи и учебных учреждений, низкая заинтересованность государства в решении проблемы алкоголизации общества, доступность психоактивных веществ, пищевые традиции семьи и ближайшего окружения, ненормальное воспитание – гипер- и гипоопека, влияние различных социальных групп. К биологическим факторам развития аддикций относят физическую устойчивость к действию психотропных веществ, наследственную предрасположенность, способность вырабатывать собственные психоактивные вещества, способствующие повышению настроения. Рассмотрим стадии развития аддиктивного поведения более подробно: Стадия первых проб. Здесь происходит первое знакомство с предметом пристрастия, формирование положительных эмоций в ответ на употребление, но пока сохраняется контроль над своим поведением. - Стадия аддиктивного ритма, которой характерно более частое прибегание к объекту аддикции, закрепление привычки, возникновение психологической зависимости. - Аддиктивное поведение. Тяга становится столь явной, что ее нелегко скрывать, утрачивается контроль над ситуацией. При этом зависимый резко отрицает наличие у него каких-либо проблем. Человек охвачен смятением, его мучает беспокойство и страхи, что с ним что-то не в порядке, но он боится в этом признаться окружающим. - Полное преобладание физической зависимости. Эффект улучшения настроения при использовании объекта зависимости исчезает, имеются стойкие изменения личности, вплоть до деградации, социальные контакты затруднены. - Стадия полного разрушения – катастрофа. На этом этапе происходит нарушение работы организма из-за постоянной интоксикации либо вследствие постоянного деструктивного поведения. Человек серьезно болен, его зависимость явно преобладает над базовыми потребностями. Этой фазе характерно совершение правонарушений, суицидальные мысли, эмоциональные срывы. Наиболее ярко этапы формирования аддиктивного поведения прослеживаются на примере химических зависимостей. Формы химческих аддикций: 1.Алкоголизм. Под алкоголизмом понимают «хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками» [17] .Социальные проявления алкоголизма:- Изменение круга общения. - Неинтересно и ненужно общество. - Отношения «ты мне - я тебе», манипуляции, обман. - Изоляция. - Потеря социальных навыков. - Окружающий мир воспринимается враждебно. - Потеря друзей, доверия. - Разрушение отношений в семье. - Потеря работы, учебы. - Преступления.- Психологический аспект алкогольной зависимости: «Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу» [26]. 2. Табакокурение.- «это хроническая интоксикация организма» [46] Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Никотин вызывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости. Физическая зависимость - «состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами». 3. Наркомания - «болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения». Проявления наркомании на психологическом уровне: - Коридорное мышление - у человека отсутствуют различные варианты выбора в принятии решения, есть только один вариант – употреблять; - Избирательная память - запоминается только приятное, неприятные события «загоняются» глубоко в подсознание. - Эмоциональные качели - от эмоциональной холодности к сильным переживаниям; - Тяга или одержимое желание употреблять наркотики; - Нарушения памяти; - Душевные страдания при отсутствии наркотика; - Человек отрицает проблемы, связанные с употреблением наркотиков, отрицает саму болезнь; - Нарушается причинно следственная связь событий и поступков; - Отсутствует способность адекватно воспринимать реальный мир; - Тотальная ложь ,даже самому себе, даже там, где проще сказать правду. 4. Токсикомания - «заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость)»[32]. Среди средств, вызывающих токсикоманию, большое место занимают психотропные (антидепрессанты, транквилизаторы, антипаркинсонические) препараты. В результате длительного приема транквилизаторов возрастает толерантность, при отмене препаратов появляются явления абстиненции, тремор рук, потливость, бессонница, чувство страха. Антипаркинсонические препараты, применяемые при поражении экстрапирамидной системы, дают эйфоризирующий, опьяняющий и галлюциногенный эффекты. 1.2. Особенности психологии учащихся старших классов в отношении к аддиктивоному поведению Подростковый возраст всегда считался самым сложным периодом в развитии человека и вместе с тем одним из самых уязвимых с точки зрения формирования различных патологий, в том числе и зависимого поведения. По результатам различных исследований до 75% алкоголиков и наркоманов начинают употреблять психоактивные вещества, будучи подростками. И наоборот, если до 21 года человек никогда не курил, не принимал алкоголь и другие психоактивные вещества, то вероятность того, что у него возникнет пагубное пристрастие в будущем, почти равна нулю [25]. В подростковом возрасте (в период полового созревания) наблюдаются следующие характерные черты, существенно влияющие на поведение и во многом определяющие его: - стремление высвободиться из-под опеки и контроля со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей и др.); - негативизм (все то, что уважается и ценится взрослыми, подростками отвергается); - появление стойких интересов и увлечений (эта возрастная особенность может выступать в качестве фактора защиты от развития зависимого от психоактивных веществ поведения); - формирующееся сексуальное влечение, обуславливающее интерес и стремление к сексуальным отношениям (в том числе и к ранним половым контактам); - стремление принадлежать какой-то группе сверстников (данная возрастная особенность является ведущим фактором в формировании пагубных пристрастий от психоактивных веществ, в связи с тем, что в некоторых группах сверстников приветствуется употребление наркотиков). В разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам [33]. 14 — 16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы: 1) употребляющие и сочувствующие: интересуют вопросы, связанные со снижением риска приупотребления без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров. 2) радикальные противники: «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. 3) не определившие своего отношения к наркотикам: значительная их часть может начать употребление под влиянием друзей. 16 — 18 лет. Вышеперечисленные группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными. В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Становление зависимого поведения происходит под влиянием многих факторов, главными из которых можно считать следующие [30]: - отсутствие со стороны подростков уважения к власти, к нравственным и общественным нормам, что ведет к росту преступности, наркомании и сексуальной распущенности; - влияние семьи и окружения (школа, друзья) подростка на его приобщение к наркотикам; - употребление наркотиков представляет собой прогрессирующее явление: оно начинается с приема алкоголя и сигарет, продолжается переходом на употребление наркотических веществ ради развлечения (так называемых «легких» наркотиков, например, марихуаны) и заканчивается (хотя и не всегда) приемом сильнодействующих наркотических препаратов. Устранение или ослабление тех или иных факторов риска может способствовать профилактике зависимого поведения. В тех случаях, когда неблагоприятное влияние факторов, способствующих формированию аддиктивного поведения, благодаря вмешательству взрослых, устраняется или компенсируется, злоупотребление прекращается без традиционного лечения и применения медикаментозных препаратов [29]. И, наоборот, никакие лекарства, угрозы и наказания не помогут, если отсутствуют условия для удовлетворения жизненно важных социальных потребностей подростка (в уважении, любви, безопасности, защищенности и т.д.). 1.3. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде Свойства образовательного пространства могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил. В последнем случае велика вероятность приобщения подростков к наркотикам, приобретение которых ставит подростка в соответствии с законодательством Российской Федерации в положение преступника [31]. Наркотики стали на столько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду [21]. Мы выделим, что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение: - Усилить нравственное воспитание школьников - Гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности. - Дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору. - Просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков. - В случае формирования психологической зависимости (при употреблении героина в 55% случаев после первой пробы) оказывать психологическую помощь, направленную на разрушение психологической зависимости, поиск компенсационых механизмов и их реализацию. - В случае выявления наличия химической зависимости формировать установку на лечение. А в дальнейшем на реабилитацию - Оказывать психологическую помощь подросткам после клинического лечения или самостоятельного преодоления ломки, направленную на продление сроков ремиссии и реабилитацию. - Обеспечить приобретение детьми и подростками опыта здорового образа жизни, опыта здоровы развлечений [44]. Педагоги, психологи, валеологи, медицинские работники, родители, подготовленные старшеклассники могут составить единую команду, придерживающую единой концепции, и стать реальной силой, противодействующей агрессии наркобизнеса. Совершенно ясно, что заниматься профилактикой наркозависимостей на информационном и технологическом уровнях могут только специально обученные для этой деятельности люди [20]. Сделать образовательное пространство безопасным, защищающим, идентичным, доступным необходимо для решения проблемы наркомании, но недостаточно. Важно, чтобы дети ощущали себя гражданами страны, которая для них безопасна, которой можно гордиться, можно достойно жить и не бояться будущего. Недоверчивому, неуверенному в себе, комплексующему подростку осознание собственной индивидуальности и отождествление себя с какой-либо социальной группой, может оказаться непосильной задачей. У такого подростка будут проявляться симптомы путаницы ролей, неуверенности в понимании кто он такой, к чему стремится, к какой среде принадлежит. Трудности идентификации могут привести к тому, что подросток начнет стремиться к негативной идентичности, к образу своего, являющегося противоположным тому, который хотели бы видеть родители, учителя, общество. Такому подростку легче идентифицировать себя с антисоциальными группами, в том числе с наркоманами, чем вообще не обрести своего социального я" [31].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 60 страниц
1500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg