Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Нормативный акт как источник права.

happy_woman 276 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 23 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
В настоящее время подход к понятию источники права неоднозначен. С одной точки зрения, в качестве источников права выступают общественные отношения, к которым необходимо применить определенные регулирующие меры со стороны государства и которые становятся основой для появления некоторых общественных институтов, с другой стороны источниками права являются принятые в официальном порядке предписания властного характера, в которых закрепляются правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники права называются формами права.
Введение

Актуальность настоящей работы обуславливает существующие различия в понимании что же такое источники права и значимость их в юридической науке. Министерство внутренних дел принимает активное участие в нормотворческой деятельности, подготавливая нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел. Возросшая социальная функция органов внутренних дел, которые не только защищают, но и обеспечивают права и свободы личности, также диктует необходимость освещения данного вопроса. При этом обеспечение прав и свобод органами внутренних дел осуществляется как в правоприменительной, так и в правотворческой деятельности, которые являются неотъемлемой частью системы правового регулирования.
Содержание

I. Введение…………………………………………………………………...стр. 3 II. Основная часть………………………………………………………стр. 4-20 1. Нормативный правовой акт: понятие и признаки………………………………………………………………………...стр. 4-9 1.1. Понятие нормативно-правового акта, виды источников права………………………………………………………………...стр. 4-8 1.2. Признаки нормативного правового акта……………………….стр. 8-9 2. Виды нормативных правовых актов: закон и подзаконный акт, их классификации……………………………………………………….стр. 9-16 2.1. Виды нормативных правовых актов…………………………стр. 10-12 2.2. Закон и подзаконный нормативный акт. Классификация…стр.12-16 3. Действие нормативных правовых актов………………………..стр. 16-20 III. Заключение…………………………………………………………стр. 21-23 Список используемой литературы………………………………………стр. 24
Список литературы

1. Теория государства и права: учебник для вузов - под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004. 2. «Теория государства и права», учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция», для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля - А.А. Иванов, В.П. Иванов, М.: Юнити-Дана, 2007 — 303 с. 3. «Теория государства и права» 2-е изд., перераб. и доп. Марченко М.Н.- М.: 2004 - 640 с. 4. "Теория государства и права: Учебник" -Цечоев В.К., Швандерова А.Р., М.: "Прометей", 2017 - 330 с. 5. http://www.consultant.ru - Статья: Формы права в современной России (Злобин А.В.) ("Lex russica", 2018, N 4)
Отрывок из работы

II. Основная часть 1. Нормативный правовой акт: понятие и признаки. 1.1. Понятие нормативно-правового акта, виды источников права. Для того, чтобы раскрыть понятие нормативный правовой акт как источник права, рассмотрим вопрос о том, что же такое источник права и какие виды источников права выделяют. Все существующие формы права применительно к современной правовой системе России отнесены к одной из трех групп: источник (форма) права, официально признаваемые государством (правовой обычай, нормативный правовой акт, нормативный договор); источник (форма) права, официально не признаваемые государством (религиозные нормы, правовая доктрина, индивидуальные правовые акты, индивидуальные договорные акты, правосознание, правовая культура); формы права, правовой статус которых официально не определен, неоднозначно воспринимается ученым сообществом и практическими работниками (юридический прецедент, юридическая практика, акты толкования права, общепризнанные принципы и нормы международного права). Существующая ограниченность официально признаваемых форм права объяснима длительным преобладанием в отечественной юриспруденции доктрины позитивизма, гармонично сочетавшейся с марксистско-ленинской теорией права. В свою очередь, распространенность и привилегированное положение нормативного правового акта неизбежно привели к "огосударствлению права". По мере укрепления демократических основ в обществе и государстве возможно и даже целесообразно расширение официально признаваемых источников права, принимаемых различными, в том числе негосударственными, субъектами. Указываются некоторые условия, при которых допустимо и оправданно увеличение состава форм российского права. Источник (форма) права - это внешние официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства. Различают следующие основные виды источников права: - правовой обычай (обычное право) - древнейший, исторически и фактически первый источник права, занимающий в настоящее время незначительное место (влияние) в механизме правового регулирования общественных отношений, хотя и характерен для многих (большинства) отраслей права (гражданского, семейного, конституционного, муниципального, налогового, земельного, экологического, международного и др.). Так, например, согласно Гражданскому кодексу РФ "обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе" (ч. 1 ст. 5 ГК РФ). - судебный (юридический) прецедент (от лат. praecedens - предшествующий) - правовой акт, представляющий собой решение по конкретному делу, которое впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел. Обязательным для нижестоящих судов является не решение или приговор целиком, а только суть правовой позиции судьи на основе которой выносится решение. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США и Австралии. Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так что задача последних усматривается только в применении права к конкретным обстоятельствам. - правовая доктрина (лат. doctrina - учение, теория) - изложение правовых принципов, правоположений представителями власти, юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение; - нормативный правовой акт - официальный письменный документ, который содержит нормы права; - нормативный правовой договор (договор нормативного содержания) - юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей; Нормативный договор как источник права получил распространение в международном (публичном), конституционном, административном, муниципальном (договоры о компетенции в сфере местного самоуправления), трудовом, гражданском праве. - международно-правовые акты - официальные письменные документы, заключенные государствами или иными субъектами международного права. Нормативный правовой акт в Российской Федерации — (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. В стародавние времена выделяли еще один источник права - священные книги - сакральные (лат. sacer (sacri) - священный) тексты, излагающие религиозные нормы, содержащиеся в священных писаниях (книгах) - Ведах, Торе, Библии, Коране и других источниках, которые путем толкования могут быть разъяснены, дополнены богословами и правоведами и представлены в новых религиозных книгах. В современной России, являющейся светским государством (ст. 14 Конституции РФ), разумеется, не может быть никаких религиозных источников права. Однако так было не всегда, например, в Древнерусском праве действовали церковные уставы Владимира Святославовича, Ярослава Владимировича, Всеволода и других князей (X - XI вв.). Прямой предпосылкой их появления стало введение христианства на Руси, потребовавшее указания границ непосредственного действия рецепированного права, в том числе канонического; Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или же отменяются правовые нормы. Все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер, в них содержится и через них преломляется государственная воля. За нарушение велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, наступают уголовно-правовые, гражданско-правовые и иные юридические последствия. Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти'. Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной нормативный акт, процедура его издания. Так, согласно действующей Конституции Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативно-правовые акты. Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Например, в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации очерчивается общий круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои постановления и распоряжения. Это вопросы федерального бюджета, проведения, в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществление управления федеральной собственностью; принятие мер по обеспечению обороны страны, государственной без-опасности, реализации внешней политики; осуществление мер по обес-печению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью . К нормативным правовым актам относятся законы и система подзаконных актов. Нормативные правовые акты создаются в процессе правотворчества. 1.2. Признаки нормативного правового акта. Нормативный правовой акт характеризуется следующими основными признаками: - издается компетентными органами государства; - обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством; - имеет вид письменного документа; - носит легитимный (от лат. legitimus - законный) характер; - содержит нормы права; - характеризуется неконкретностью адресата, т.е. отсутствием индивидуально-определенного адресата. Основные черты нормативно-правовых актов: - содержат общеобязательные, персонально неопределенные, типичные для какой-либо конкретной сферы общественных отношений нормативные, модельные предписания; - исходят от строго определенных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией; - принимаются в процессе строгой процедуры; - имеют установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; - в зависимости от социальных потребностей могут быть быстро изменены; - строго обязательны для субъектов права, вступающих в регламентируемые нормативно-правовым и актами отношения; - находятся между собой в отношениях четко определенной иерархии, обусловленной компетенцией правотворческого органа; - в отличие от иных источников права могут быть относительно оперативно изменены, органично дополнены; - исполнение поддерживается силой государственного принуждения, механизм которого может быть наглядно представлен в специальных положениях самих нормативно-правовых актов. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности. 2. Виды нормативных правовых актов: закон и подзаконный акт, их классификации. 2.1. Виды нормативных правовых актов. Итак, исходя из классификации источников права, можно сделать вывод, что первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы выступает закон либо другой нормативно-правовой акт. Именно этот вид источника права является главным в Российской Федерации. Нормативные правовые акты Российской Федерации могут быть классифицированы по различным основаниям на отдельные виды. Виды нормативных правовых актов Российской Федерации: Основания для классификации Виды актов По органу, издавшему акт - Акты парламента - Акты президента - Акты правительства - Акты органов исполнительной власти - Акты государственных органов субъектов Федерации - Акты органов местного самоуправления По юридической силе акта - Законы - Подзаконные акты По субъектам правотворчества - Акты, принятые на референдуме - Акты органов государственной власти - Акты иных общественных организаций - Совместные акты В зависимости от территории действия акта - Общефедеральные акты - Акты субъектов Федерации - Акты муниципальных образований - Локальные акты (акты, имеющие хождение в пределах предприятия, организации, учреждения) По сфере действия акта - Акты общего действия (охватывают и разрешают наиболее схожий круг вопросов) - Акты специального действия (связаны с разрешением конкретных вопросов, направлены на более глубокое их исследование) - Локальные акты (применяются в узкоспециализированных сферах человеческого общежития) В зависимости от срока действия акта - Акты неопределенно-длительного действия (используются до тех пор, пока не будут отменены каким-нибудь новым нормативным актом) - Акты временного действия (принимаются в связи с необходимостью решения наиболее важных и не требующих отлагательства вопросов; прекращают свое действие по разрешению вопроса, в связи с которым они были приняты) В зависимости от предмета правового регулирования - Конституционные акты - Административные акты - Уголовные акты - Гражданские акты и т.д. В Российской Федерации установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы): 1. Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо?льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации . 2. Конституция Российской Федерации - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий органы государственной власти. Все законы и подзаконные нормативные акты базируются на Конституции РФ и не могут противоречить ей. 3. Федеральные законы - федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией (Федеральные конституционные законы о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.); - текущие (обычные) федеральные законы - акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и т.п.); 4. Законы субъектов Российской Федерации издаются представительными органами субъектов Федерации и распространяются только на соответствующую территорию. 2.2. Закон и подзаконный нормативный акт. Классификация. Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы принимаются как федеральными органами, так и органами субъектов РФ в процессе законотворческой деятельности либо в результате непосредственного правотворчества всего народа (референдума).Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования. Более подробно процесс принятия законов определяется регламентами соответствующих законодательных органов. Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа. В первую очередь это установление или изменение конституционных норм; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и др. Закон занимает особое место в системе нормативно-правовых актов в силу обладания высшей юридической силой. Все остальные акты должны исходить из закона и не могут ему противоречить, в случае коллизии они считаются не имеющими юридической силы. Закон не требует утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся в порядке, определенном референдумом. С юридической точки зрения, приостановить или скорректировать закон могут президентские указы, но только в условиях чрезвычайного положения и в строго определенном порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом. Таким образом, главными качествами закона является его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила, в связи с чем сами законы должны быть совершенны по содержанию и форме, должны строго реализовываться всеми и повсеместно, регулировать наиболее важные общественные отношения. Роль закона в современных условиях преобразования общества существенно возрастает. Законы принято классифицировать по следующим основным параметрам: 1. По юридической силе: - Конституция РФ; - Федеральные конституционные законы; - Законы субъектов Российской Федерации. 2. По сфере действия: - Федеральные; - Субъектов Российской Федерации. 3. По субъектам правотворчества: - принятые референдумом; - принятые органами власти. 4. По сроку действия: - постоянные; - временные. 5. По отраслевой принадлежности: содержат нормы одной или различных отраслей права. 6. По предмету регулирования (регламентируют правоотношения в определенной сфере): - гражданско-правовые; - уголовные; - административные; Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. Выделяют следующие виды подзаконных актов: 1. Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место; 2. Постановления Правительства РФ Обязательны к исполнению на территории РФ. Могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ; 3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти принимаются на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ; регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4. Решения и постановления местных органов государственной власти принимаются, например, областными представительными, законодательными структурами; 5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления принимаются, например, главами областных администраций, губернаторами и др; 6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции муниципальных органов власти и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.; 7. Локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Основным структурным элементом нормативно-правового акта является статья. Соотношение нормы права и статьи многовариантно и зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института, замысла законодателя, степени развития юридической техники. Во-первых, норма права и статья нормативно-правового акта могут полностью совпадать. Иными словами, по объему и содержанию государственно-властное веление и нормативное предписание идентичны. Во-вторых, одна статья нормативно-правового акта включает в себя несколько норм права. В-третьих, одна норма права расположена в нескольких статьях нормативно-правового акта. И первое, и второе, и третье составляют прямой способ изложения правовой нормы. Кроме него, существуют еще отсылочный и бланкетный способы, реализующиеся соответственно в отсылочных и бланкетных статьях. Отсылочными являются статьи, в которых содержится отсылка к конкретным, точно указанным законоположениям. Примером отсылочной статьи является ст. 109 Конституции РФ, в которой сказано: "Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 118 Конституции Российской Федерации". Бланкетные статьи — это статьи, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному, точному законоположению, а к иному источнику права, к "другому регулированию". Такого рода статья представляет собой в известном смысле "бланк", который заполняется другим законом, источником права. В частности, примером этого может служить уже приводимая ст. 15 Конституции РФ. В ней говорится о приоритете статьи международного договора над статьей российского договора. Какого "международного договора"? Об этом конкретно в ст. 15 не сказано. И она по своей сути "бланкетным" образом предоставляет преимущества международному праву перед национальным. 3. Действие нормативных правовых актов. Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования. Действие нормативного акта во времени определяется моментом вступления его в силу и моментом утраты юридической силы. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в силу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 28 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 26 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg