Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / РЕФЕРАТ, ТЕАТРОВЕДЕНИЕ

Применение навыков актерского мастерства в творческой практике исполнителя народной песни.

happy_woman 520 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 52 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Актуальность выбранной темы в том, что посвятив себя пению, видя в ней свое предназначение исполнителя песни, не все понимают необходимость овладения навыками сценического искусства, а также сложность овладения всеми навыками актерского мастерства. Певец-вокалист, исполнитель народной песни не является исключением. Занятия актерским мастерством, приобретение навыков сценического опыта дают средства, которые помогают певцу раскрыться и раскрепоститься на сцене, преодолев трудности при подготовке концертного номера или целой концертной программы. Знание истории развития актерского мастерства, постижение методов и способов вхождения в роль, донесение до слушателей каждого музыкального произведения, проживание его и вкладывая душу, перерабатывая, и только тогда представляя и передавая зрителю свое мастерство. Это умение приходит с опытом. Именно актерское мастерство оказывает значительную помощь в становлении вокалиста как настоящего артиста. Актерское мастерство – основополагающее в пении, способствующее раскрытию индивидуальных вокальных возможностей вокалиста. Это происходит в единстве, потому что пение и чувства, эмоции не существуют одно без другого. Зрителю, пришедшему на выступление исполнителя народной песни, хочется вместе с артистом увидеть в песне историю чьей-то жизни, сопоставить со своей, сочувствовать, сопереживать, грустить или смеяться. Чтобы это состоялось, слушатель должен видеть на сцене живого человека со своими страстями, должен поверить в то, о чем поет артист. Зритель верит тогда, когда есть не только голос, но и актерская игра. На первом месте по актерскому мастерству, безусловно, среди певцов, Ф.И. Шаляпин, ведь К.С.Станиславский именно с него писал свою систему. Данная работа представляет собой в содержании: введение, две главы, заключение, список литературы. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: выявить методы, способы, влияющие на формирование навыков актерского мастерства у исполнителя народной песни. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс формирования актерского мастерства в творческой практике исполнителя народной песни. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: практика формирования актерского мастерства в искусстве народного пения. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены задачи: - история и развитие актерского мастерства; - приоритетная роль навыков актерского мастерства в подготовке исполнителей народной песни; - опыт работы по актерскому мастерству мастеров народного пения; - система К.С.Станиславского по актерскому мастерству. Для написания данной работы исследованы и изучены работы К.С.Станиславского, М.Д.Жаркова, В.М.Чижикова, Т.Г.Кшелева, Ю.Д.Красильникова, Е.М.Гусаровой, В.Е.Гусева, В.У.Гошевского, А.Ф.Камаева и других ученых, внесших большой вклад в развитие сценического мастерства.
Введение

Разные виды искусства, обладая каждое своим языком, представляют разные образы окружающего мира, но только два из них - искусство слова и музыки пользуются целым набором качеств, позволяющих воплощать полную реальность. Это делает их особенно значимыми в истории культуры. Искусство не второстепенный элемент культуры, а значительная обязательная важнейшая ее часть. Культура – орган коллективного сознания, мозг общества. Она не только накапливает, но и хранит информацию, а еще обладает способностью расширять и обрабатывать информацию. В этом смысле культура проявляется как «думающее устройство». Именно искусство является наиболее смыслообразующим генератором культуры, а в самом искусстве такую роль все больше играет синтез музыки и слова, заложенные в песне. Интересы общего развития культуры и процесс развития науки требуют распространения просвещения и грамотности в вопросах искусства. Искусство народной песни связано с вопросами моральной ответственности и поэтому песня занимает особое место, активно влияя не только на интеллектуальные, но и эмоциональные и волевые стороны личности человека. И здесь необходимо отметить роль исполнителя, певца, воплощающего идею автора сочинения с помощью своего творчества. Именно артист - проводник авторского замысла к зрителю, именно на него возложена задача подать этот замысел. В своем идеальном воплощении певец является одновременно и совершенным музыкальным инструментом и мастером художественного слова. Испокон веков в России народ ценил умелых людей, созидающих прекрасное, это: и строители, и художники, писатели и музыканты, актеры и певцы, мастера – ремесленники. Древние греки поклонялись Дионису, который был не только богом виноделия, но и был покровителем зрелищных празднеств, которые являли народу различные виды искусства. Впоследствии греки каждому виду искусства дали имя музы, входившие в свиту Аполлона, тем самым подчеркивая божественность в плодах творчества. Так и актерская школа прошла эволюционный путь развития в тысячу лет и продолжает совершенствоваться и в настоящее время.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава I История развития формирования актерского мастерства в практической деятельности исполнителя народной песни…………………….6 1.1. Актерское мастерство исполнителя народной песни как ключевой момент в работе над песенным материалом…………………………………...14 Глава II Особенности овладения навыками актерского мастерства в творческой практике…………………………………………………………….24 2.1. К.С.Станиславский. Элементы актерского мастерства, их последовательность и взаимосвязь. Актерский метод Шаляпина………………………………………………………………………..24 2.2. Музыкальный образ и мастерство исполнителя народной песни……………………………………………………………………………...34 Заключение……………………………………………………………………….49 Список литературы……………………………………………………………....52
Список литературы

1.Буров А.Г. Труд актера и педагога - М., 2007 2.Кнебель М.О. Слово в творчестве актера - М., 1970 3.Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского - М., 1968 4.Кристи Г.В. Основы актерского мастерства - М., 1971 5.Кун Н.А. Мифы и легенды древней Греции 6.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения - М., 1984 7.Сибиряков Н. н. Мировое значение Станиславского - М., 1973 8.Соснова М.Л. Искусство актера - М., 2008 9.Станиславский К.С. Собрание сочинений - М., 1954 10.Строева М.Н. Режиссерское наследие Станиславского - М., 1973 11.Топоров В.О. О технике актера - М., 1958 12.Хозяинов Г.И. Педагогическое мастерство преподавателя.- М.: Высш. шк.,2000. - 201с. 13. Бас Пирогов // Жизнь искусства. 1924. № 32. 14. Тихонова, Ю.В. Хоровой театр в творчестве Валерия Калистратова / Ю.В. Тихонова // Музыковедение. – 2013. – № 7. – С. 18-21. 15. Богданов Игорь Алексеевич. Художественная структура эстрадного номера и основные методологические принципы его создания : Дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.01 СПб., 2005 398 с. РГБ ОД, 71:06-17/15 16. Тихонова, Юлия Валериевна Хоровая музыка Валерия Калистратова : к проблеме "фольклор и композитор сегодня" : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 Москва 2014 17. Из беседы о русской песне с Людмилой Зыкиной, студия звукозаписи РБОФ «Фонд Людмилы Зыкиной», 2 февраля 2004 г. 18. «Григорий Пирогов – мастер русской оперной сцены». Кизин М.М. Весник Чувашского университета//Научный журнал №1, 2013 г. 19. Егорова И.Л. Исполнительский стиль Лидии Руслановой. Саратов: СГК (академия) им. Л.В. Собинова, 2010. 221 с. 20. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве : документально-художественная литература / К.С. Станиславский. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 817 с. 21. Шаляпин, Ф.И. Маска и душа : документально-художественная литература : [12+] / Ф.И. Шаляпин. – Москва : Директ-Медиа, 2012. – 316 с.
Отрывок из работы

Глава 1. История развития формирования актерского мастерства в практической деятельности исполнителя народной песни Во все времена на жизнь человека и общества в целом оказывает сфера досуга. Одной из форм досуга является песня. Песня не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей, вызывающая эмоциональные переживания и любовь к этому виду искусства, чтобы в полной мере реализовать способность конструктивно воздействовать на духовный мир человека. Образцом для подражания является исполнитель, владеющий не только голосом, но и мастерством актера. Истоки актерского мастерства восходят к массовым действам ранних языческих обрядов и ритуалов, синкретически соединивших все виды искусства. Народная песня - достояние, объединяющее и сближающее нас, но в то же время отличает от основного мира. У народной песни свой язык, свой «голос», свои черты, жесты и мимика. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала зеркалом русской души. Истоки русской культуры не только в мифах и сказках. В ритуальных действах и обрядах подавались в театральной форме различные моменты, связанные с жизнью общества (охота, смена времен года, действия, направленные на взаимоотношения с духами, божествами и т.д.) Театрализация обрядов способствовала развитию актерских данных у участников действа, в связи с тем, что каждому участнику отводилась своя роль, которая требовала от исполнителей определенных умений и навыков. С глубокой древности известны свадебные, похоронные и другие ритуальные обряды восточных славян, где обязательно исполнялись песни и танцы, в которых была та же свобода мысли и игра словом, что и в сказках. Русские люди умели привносить в жизнь радость и смех, а непонятным и пугающим тайнам природы находить простые и разумные объяснения. С течением времени обряд перестает быть сакральным и приобретает черты зрелища, шоу, и это, безусловно, приводит к повышению роли актерского мастерства исполнителей. Историческая обстановка играла большую роль в сознании народа. Былины татарского народа записаны собирателями фольклора, песен и народных преданий Языковыми. Баллада об Илье Муромце отражает борьбу между Ильей Муромцем и Соловьем разбойником. В развитии русского народного творчества сыграло роль и покорение Иваном Грозным Казанского ханства и победа над татаро-монгольским игом… Песни стали прототипом для былины Лермонтова «Песня про Ивана Царевича», отражавшей летопись жизни народа. Большой вклад в культурную жизнь русского народа внесли те, кто бережно собирал и обнародовал это наследие. В собраниях Языковых есть исторические песни, в их содержании отмечены события о нашествии татар, о Разинском и Пугачевским бунтах. На Волге, под Саратовом, есть мыс с именем Стеньки Разина, клады, зарытые в те времена, об этом сложены песни «На степи, степи Саратовской», «У нас было на Святой Руси», «Не шуми ты моя, зеленая дубравушка». В событиях конца XVII начала ХVIII века отражены походы Петра I и его походы на Азов, казнь стрельцов, что подтверждают песни «Уж, как по морю», «По Дону гуляет казак молодой». Военные реформы XVIII века нашли звучание уже не в лирических, а в эпических песнях. События, происходящие в истории, отражаются в песнях, сохраняют образы исторического эпоса – это песни, касающиеся периода Русско-Турецкой войны, о наборах в рекруты, о войне 1812 года. Песни, привезенные с войны с Наполеоном «Похвалялся вор - французик Россию взять», «Не шуми ты мать, зеленая дубравушка», где служивые воспевали свои мечты и не мирились с крепостным правом. О дружбе с конем, участие в разного рода битвах собран целый цикл песен о гибели молодца, который перед смертью просит положить на грудь звончатые гусли и похоронить между трех дорог. Пронзительный свободный отклик звучит в песенной поэзии - «Умер бедняга в больнице военной». Особое место принадлежит матросским песням - «Что ни с гор, что ни с дол». Доведенные до отчаяния крестьяне, особенно в Симбирской губернии брались за топоры, дубины, громили усадьбы господ и слагали песни «Хоть до линии меня доведешь», «И бежали на новую землю, на Дарью-реку». Лирические песни, записанные Языковыми отражают эпоху формирования Государства Российского (ХV – XVII вв.) Свадебные песни проникнуты слезными жалобами девушки на свою судьбу, предчувствиями и тоской по родному крову на чужбине, которая «горем усеяна, слезами поливна, печалью огорожена» - «Дозволь, тятенька, жениться, дозволь взять, кого люблю». Народно – бытовую лирику отражает песня «Во субботу, день ненастный, нельзя в поле работать». Для развития русской культуры, песни, собранные Языковыми, имели большое значение и внесли большой вклад в культурное наследие песенной культуры. Одними из первых образцов массового организованного действа, в котором присутствует зрелищность, игровой характер, массовость являются праздники в Древней Греции. Совершенно иные были праздники в Древнем Риме, однако влияние эллинов было очевидным, поскольку они были ближайшими соседями римлян. Влияние культуры соседей было сильным, но содержание и формы зрелищных мероприятий Древнего Рима сильно отличаются. В Риме действо совершалось четким разделением на зрителей и участников, а не активным участием всех граждан, коим проявляли себя афинские граждане. Именно с тех пор вошло понятие «зрелище», как синоним понятия «праздник». Рассматривая развитие отечественной школы актерского мастерства, следует уделить внимание эпохе Петра I, который первым был заинтересован в зрелищности и театрализации праздников любого характера. Петровская эпоха представлена важнейшим событием в истории русской художественной литературы, как создание первого в России общедоступного театра, устроенного по западноевропейскому образцу. В сценической форме на праздниках, обрядовых действах, зрелищных мероприятиях народную песню представляли придворные скоморохи и гусляры. О чем пели наши предки? Песни отражали исторические события, картины жизни народа, быт, уклад, семейные страсти, страдания и любовь простого народа и городских граждан. Песня раскрывала менталитет народа, поэтическое и музыкальное богатство, мастерство исполнителей. Русское сценическое искусство положило свое начало в 1751 году с открытия театра при Московском университете, который возглавил М.И.Херасков. В 1757 году в Петербурге открылась итальянская опера известного антрепренера Локателли, он же открыл в 1759 году театр в Москве, который просуществовал очень недолго. В составе Петербургской придворной итальянской группы выступала Е.Белоградская, которая считается первой профессиональной певицей России. В XIX веке, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, а музыкальная, в свою очередь, получила преобразование на оперную и балетную труппу. Автором идеи разделения был Катерино Кавосу, возглавлявший оперу в Санкт-Петербурге. Шло время, постепенно количество театров, управляемых императорской театральной конторой, увеличивалось. Это были петербургские и московские государственные театры, а труппы находились в Большом и Малом, а также в Мариинском, Александринском, Эрмитажным театрах. Актеры и все остальные работники принадлежали не к одной труппе, а ко всем театрам. Чиновники распоряжались актерами по своему усмотрению и легко назначали их на разные сцены. Их не волновали семьи подчиненных работников, они же ведали и репертуарной программой, от них зависело решение принимать или нет к постановке пьесу или музыкальный спектакль. Ни о какой свободе творчества не могло быть и речи, и поэтому все большее место занимали частные труппы. Вся последующая история русской сцены была история господства западноевропейского, в основном французского драматического искусства. Такое положение продолжалось почти 100 лет. Русский театр находился в поиске своих талантов, стал искать свои пути развития, но и не отстранялся от своих учителей - деятелей западноевропейской культуры. Происходило зарождение русской интеллигенции. Этот период характерен поднятием русского музыкального искусства. Появляется большое количество самобытных музыкантов, вокалистов, композиторов, танцоров и балетмейстеров, на особом месте успеха была русская опера. В музыке появилось русское направление, в развитии которого большая роль принадлежит композиторам «Могучей кучки», в основе которой во главу угла была заложена не только музыкальная красота, услаждающая слух, но и тема, сюжет, народность музыкального произведения. На театральной сцене занимают свое место произведения великих русских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других. Актерская школа в России пережила много этапов развития, но интерес к актерскому искусству всегда был востребован, и сейчас, когда присутствует множество видов досуговой деятельности, множество людей остаются ценителями и почитателями актерского мастерства. Наряду с театральным творчеством, оперным искусством, песенный фольклор имеет свой большой потенциал, повышающий духовные и физические возможности человека, является мощным средством приобщения к богатейшему историко-культурному наследию страны. В XIX веке на сцене творили корифеи народной песни – А.Д.Вяльцева, О.В.Ковалева, В.В.Панина, Н.В.Плевицкая, Ф.И.Шаляпин, стало очевидным необходимость режиссуры песенного номера, повышение актерского мастерства исполнителей народного творчества, и особенно это значимо в современном исполнительском искусстве. Особое внимание сценическому воплощению народной песни стали уделять в начале ХХ века, а научное осмысление проблемы народной песни на сцене началось только во второй половине ХХ века. Этому вопросу посвящен труд Л.В.Марковой и Л.В.Шаминой «Режиссура народной песни», где раскрывается опыт мастеров драматического искусства и основные положения системы К.С.Станиславского в работе по сценическому воплощению народной песни. В трудах О.И.Алексеевой, Е.А.Дороховой, В.А.Котеля, Л.П.Сараевой представлены разные варианты изучения песенного фольклора, однако, отсутствует интерпретация исполнителями народной песни на сцене. Проблемы народной музыки в сценическом варианте в своих работах освещали С.А.Браз, И.К.Назаренко, М.В.Медведева, М.К.Мешко, В.М.Щуров. Народные песни регионов России прошли разные этапы развития: - Древнейшая эпоха – господства языческих религий; - Средневековье – из общего синкретического начала фольклора выделяются жанры и формы; - Новая и новейшая эпоха - период роста городской культуры, когда происходит трансформация архаичного фольклорного материала. В начале XIX века на сцене впервые показали народную песню певцы-актеры А.И.Иванова, М.С.Лебедев, Е.С.Сандукова, Н.Г.Цыганов, в ХХ веке в этом направлении работали О.В.Ковалева, Н.В.Плевицкая, Ф.И.Шаляпин, И.П.Яунзем. Они внесли большой вклад в формирование навыков актерского мастерства в практической деятельности исполнителей народной песни. Надежда Плевицкая - великая русская певица, любимица высшей знати Российской империи. Выросшая в певческой семье, где пели и бабушка, и мама, на семейных и сельских посиделках и торжествах девочка принимала активное участие и прекрасно пела. Красочный деревенский быт, престольные праздники, игры с пением в «селезня», «коршуна», «пашню» сохранились у Надежды на всю жизнь. Через много лет она запишет в своих ярких мемуарах: «Как оглянусь в золотистый дым прошедших лет, так и вижу себя скорой на ногу Дежкой (так ее называли в детстве). Вижу, как носится Дежка – игрунья в горячем волнении карагодов, от солнца, от пляски льют вишневый блеск шелка полушалок, поневы да кички кипят огненной пеной». Сохранив на всю жизнь любовь к родной курской земле, пронесла ее через все годы. В юности, приехав в Киев на богомолье, услышала выступление женского хора Липкиной и попросилась к ним. Девушку взяли, так началась ее карьера. В хоре исполнялось много народных песен, именно они и стали «визитной карточкой» певицы. Супружество с танцовщиком Плевицким оказало влияние на певческую карьеру Надежды, на приобретение сценического опыта. Муж обучил ее основам хореографии, показал ей, как держаться на сцене. В дальнейшем певица была участницей хора Манкевича, выступала в знаменитом ресторане «Яр», на Нижегородской ярмарке, в ресторане Наумова, однако, как оказалось, лучше всего ее талант раскрывался в сольных программах. Началась ее сольная карьера. «Ресторанная певица» стала звездой народной песни, выразительницей русской души. В этот период времени талант Плевицкой совпал с модой на все русское. Получили известность одновременно и поэты Клюев и Есенин, гремела слава художников Васнецова и Билибина, российская интеллигенция черпала знания в народной культуре. О Надежде Плевицкой Куприн напишет в 1925 году: «Она «ткала узоры» курской песни, и до «глубокого сердца» ее талантом «были потрясены» … многие молчаливые слушатели». Плевицкая обладала талантом настоящей актрисы, навыками актерского мастерства, которые позволили ей научиться искусству перевоплощения и переживания, понимать и естественно воспроизводить простейшие эмоции. Исполняя народную песню «певица уподобляла себя героине, от имени которой она пела на сцене». Путем воздействия на слушателей, создавалось особое пространство и сообщество артистки и зрителей. Плевицкая в своих песнях раскрывала духовный мир своего народа, своих героинь, показывая характер, выражая их мысли и переживания. Выступая перед императорской семьей, государь сказал, что она поет «для сердца» и должна «оставаться такой, какая есть». Пресса восторженно писала о ней, так после концерта в Ялтинском театре, журналист «Ялтинского вестника» написал о ней, восторженно восхищаясь «живой жизнью» и «земной силой», поразившими его в Плевицкой, заметил, что ее пение – «это не искусство, а сама жизнь во всей ее неистовой красе». Эта же газета в последующем написала, что концерт Плевицкой «был вечером блистательной победы, одержанной над всеми скептиками, над всеми неверующими в художественное значение русской национальной песни». В одном московском музыкальном издании в статье о ней написали: «Сейчас в большую моду входит Надежда Плевицкая, гастролирующая в «Буфф» и получившая имя певицы народной удали и народного горя… Какой прекрасный, гибкий, выразительный голос! Ее слушали, восторгались. И вдруг запела какую-то старую-старую забытую народную песню. Про похороны крестьянки. Все стихли. Люди пришли для забавы, смеха. Наивно и жутко». В 1-й вечер знакомства с Ф.И.Шаляпиным он разучил с ней песню «Помню, я еще молодушкой была» и сказал на прощанье: «Помогай тебе Бог, родная Надюша. Пой свои песни, что от земли принесла, у меня таких нет, - я слобожанин, не деревенский». Всю жизнь хранила певица фото с надписью: «Моему родному Жаворонку Н.В.Плевицкой - сердечно любящий ее Ф.И.Шаляпин». Плевицкая, чей голос привлекал своей певучестью, своеобразием и оригинальностью, «внесла в репертуар русской популярной песни, выродившейся в форму так называемого «цыганского романса» оздоровляющий национальный характер». Вместо жеманной подделки под «цыганское» пение на эстраде звучала русская деревенская речь и русский выразительно душевный распев. Надежда Плевицкая запела о гибели «Варяга», о пожаре Москвы 1812 года, о разбойнике Чуркине, о событиях, разыгравшихся «на старой Калужской дороге» и в «диких степях Забайкалья». Русская песня стала обращаться со сцены к массовому слушателю, осветила широкий круг жизненных тем, волновавших множество людей. М.И.Ростовцев, солист Ленинградского Малого театра, почувствовал сильные стороны таланта Плевицкой, настаивал, чтобы она выступала только с русскими народными песнями: «Вот, Надя,- это твоя дорога». Певица впоследствии вспоминала: «Такое внимание я не себе приписывала, а русской песне». Уже тогда в ее репертуаре были и «коронный» номер «Ухарь-купец» на стихи Н.Никитина и печальная песня «Тихо тащится лошадка», рисующая сельские похороны. Трогательные песни, исполненные с великолепным актерским мастерством «вышибали слезу» у слушателей, «захватывали самых равнодушных». Революция 1917 года не обошла стороной и песню, и в 20-е годы ХХ века революционная тематика стала ведущей, что отвечало запросам времени. В годы Великой Отечественной войны появляются такие композиторы как М.И.Блантер, И.О.Дунаевский, М.В.Исаковский, В.И.Лебедев-Кумач, В.П.Соловьев-Седой и др., их песни стали частью жизни народа, благодаря, безусловно, таким исполнителям как Л.П.Орлова, Л.О.Утесов, К.И.Шульженко, Л.И.Русланова. В середине 50-х годов появляется новое поколение исполнителей народной песни, демонстрирующее профессиональное пение и актерское мастерство. Народная песня своим знанием и пониманием выразительных средств дает большие возможности певцу творчески раскрыться и в пении, и в осмыслении текста, и в сценическом движении, и в мимике. Здесь большая роль принадлежит театральному искусству, позволяющему воплотить песню мастеру вокального жанра. Эволюционный путь развития песенного искусства позволил синтезировать различные виды творчества – музыку, песни, пляску, действие. Главное, без чего не может существовать народная песня - это чувственное проникновение в глубинную суть произведения – и, как результат, образное решение песенного материала. 1.1. Актерское мастерство исполнителя народной песни как ключевой момент в работе над песенным материалом Современный артист - наиболее яркий представитель творческой элиты общества. Внутренняя свобода, которой должен владеть исполнитель, - основополагающее качество певца, ибо нельзя быть свободным на сценической площадке, если артист ощущает внутренний дискомфорт, что может привести к зажиму и даже к потере голоса. Орудием труда выступают нервная система и сфера эмоционального восприятия исполнителя, сочетание и соединение вокального произведения с творческой формой показа. Сочетание пения и движения не должно быть одно в ущерб другому. Свобода поведения и осмысленность должны оставаться основополагающими, бессмысленные переходы с места на место, излишняя суетливость на сцене будут восприниматься публикой анти профессионально. Способность фантазировать, импровизировать и применять навыки актерского мастерства в сотворчестве с музыкантами, подчинить сценическое действие единому замыслу номера дают возможность зрителю получить эстетическое наслаждение песней. Русская школа пения - одна из выразительных по эмоциональному произношению певческого слова, текста, содержит в себе важный и отличающийся от остальных национальных школ вид культуры певческой речи, важного технического элемента актерского мастерства. Среди многочисленных певцов вокально-сценических образов наиболее ярким является выдающийся артист Григорий Пирогов, обладающий высочайшим уровнем культуры певческой речи. В творчестве певца преобладает вокальная дикция, четкое произношение текста, эмоциональная сила и исполнительская культура. Да и в жизни, по словам современников, это был человек «крупномасштабный», настоящая русская натура с необычайной трогательностью и ясностью рисунка внутренних душевных качеств и чувств. Явившийся миру на рубеже XIX – XXвв., Григорий Степанович Пирогов – русский певец, обладающий певческим даром широкого диапазона (свыше двух октав), и это мастерство позволяло ему исполнять и басовые, и баритоновые партии. Широкий репертуарный охват вокальных произведений и творческий поиск средств певческой выразительности, актерского мастерства для певца-актера – широкая возможность построения образа героя русских народных песен и романсов русских композиторов, определили уровень культуры и исполнительской выразительности. Культура выразительности исполняемого номера певца, обладающего актерским мастерством, очень индивидуальна и зависит от многих качеств исполнителя. В творчестве Григория Пирогова, современника Ф.И.Шаляпина, приоритетом является осмысленное пение, где культура певческой речи является основой построения образа в опере, романсе, песне. Эта творческая позиция певца актуальна и в XXI веке и вызывает интерес к мастеру художественного пения Г.Пирогову. В русской школе пения, наряду с вокальной техникой, уделялось большое внимание навыкам четкого произношения и интонационной манере построения слова, фразы, предложения. Текстами песен, оперных спектаклей служат литературные и поэтические произведения, требующие особого мастерства прочтения, насыщенного актерским перевоплощением, эмоциональной подачей смысла текста, выразительными жестами и мимикой. Уровень проникновения в анализ литературного и поэтического произведения, драматургическое понимание и поиск стилистики произношения определяли культуру вокальной речи. Культура вокальной речи – одна из основ специфики актерского мастерства певца. Достигая высокого уровня певческой выразительности, исполнитель ставит перед собой творческие задачи. Певец должен присвоить себе устремления персонажа и тем самым не представлять, а быть им на сцене и поступать, как он, и произносить текст в своем вокальном воплощении как персонаж. А герои театральных и песенных сочинений имеют свой характер, свою эстетику, свою культуру художественной выразительности, в том числе и речевую. Из этого следует, что из многочисленных методик актерского мастерства для исполнителя народной песни важным является не только правильно подобранный тембр голоса, динамика его звучания, но и культура певческой речи, включающая остальные характеристики и нюансы звучания. Культура вокальной речи зависит от творческой работоспособности певца, актерское мастерство способствует преображению профессионализма, что в результате дает высокий культурный уровень исполняемого вокального произведения. Выдающиеся художники, исполнители вокальных произведений прошли большую школу познания мира, связанного с историей государства, литературой, философией, изобразительным искусством, различными музыкальными дисциплинами, актерским мастерством, сценическим движением, направленным на совершенствование профессионального уровня артиста, что, несомненно, доказывает высокий профессиональный и культурный уровень и исполнительское мастерство. «Чувство языка приходит к нам благодаря чтению большой литературы, созданной мастерами слова, будь-то прозаики или поэты». Певец непосредственно сталкивается с литературными и прозаическими произведениями, которые использованы композиторами и приобрели художественную ценность музыкальных произведений. Только глубокое осмысление текста музыкального произведения позволяет певцу создать образ и донести его до слушателей методическими интонациями певца. Мастерство русской вокальной культуры в блистательном воплощении исполнителя народной песни включает в себя: - работу певца над образом героя музыкального произведения, совершенствование четкой дикции в пении; - глубокий теоретический анализ и применение синтеза слова, интонации, жеста; - использование в процессе исполнения интонаций на разные лады, интонаций соответствующих художественной задаче произведения; - глубокое проникновение в характер образов, обогащение их более тонкими деталями сценического действия, воодушевлением, правдивой голосовой выразительностью; - умение подчиниться замыслу авторов больших и малых форм вокальных произведений; - гармоничность и естественность, внутреннее содержание человеческого облика, создаваемых песенных героев. Пение дает большие возможности, надежные пути постижения музыки, личное эстетическое совершенствование, освоение духовно-нравственных идеалов. Голос особый дар, данный человеку природой. Сцена дает возможность для творческого самовыражения через сольное пение, исполнение народных песен способствует развитию певческой фантазии, расширению пения, развивает воображение, способствует запоминанию различного эмоционального состояния (радости, горя, удали, разухабистости, грусти, пренебрежения и т.д.) Исполнитель русской песни - художник, обладающий актерским талантом и актерским мастерством, создающий песенное полотно голосом, сценическим образом, перевоплощением на сцене, манерой исполнения с учетом драматургии произведения, пластикой, сценическим костюмом. Актерский талант – это способность найти и развить свой артистический и человеческий образ. Актерское мастерство - это абсолютная музыкальность, помноженная на абсолютную ритмическую свободу. Любую песню нужно прожить, проникнуть в ее смысл, донести до зрителя образ, заложенный в песне. Следовательно, речь идет об использовании вокалистом приемов актерского мастерства. Создание картины внутреннего видения исполнителем, Станиславский называл «кинолентой видений».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Реферат, Театроведение, 18 страниц
180 руб.
Реферат, Театроведение, 21 страница
210 руб.
Реферат, Театроведение, 24 страницы
240 руб.
Реферат, Театроведение, 21 страница
210 руб.
Реферат, Театроведение, 25 страниц
250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg