Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Построение общего финансового рынка ЕАЭС: проблемы и перспективы

happy_woman 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Актуальность исследования объясняется тем, что оффшорный бизнес непосредственно оказывает влияние на процессы экономического развития многих стран и регионов мира, в том числе и России. В итоге, Россия «инвестирует» средства в ряд и без того благополучных стран, при этом, сама испытывая острую потребность в инвестициях в национальную экономику. Актуальность проблем, связанных с оффшорным предпринимательством, определяется масштабами нанесенного стране ущерба и важностью использования оффшорного бизнеса на благо национальной экономики. В настоящее время в мире насчитывается приблизительно 3 млн. оффшорных компаний, из них примерно 60 тыс. российских (но за пределами самой России) . Всемирная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценивает ущерб мировой финансовой системы от деятельности оффшорных зон в 11,5 триллиона долларов США . В настоящее время точно не известен размер капитала, вывезенного из России с начала 90-х годов, и эксперты называют различные цифры, но по данным Центрального банка России утечка капитала за 90-е годы составила не менее 150 млрд долл. США, а по оценке Интерпола до 300 млрд. дол. . Сегодня, в условиях, когда интересы государства требуют ужесточения налоговой дисциплины и пресечению незаконного вывоза за рубеж российского национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в России являются одними из самых актуальных. От их успешного решения во многом зависит экономическая безопасность страны. В этой связи изучение и постоянный мониторинг процессов и тенденций в оффшорном бизнесе имеет практическое значение, так как необходимо выработать государственную экономическую стратегию страны для повышения ее конкурентоспособности, более активного включения в международное разделение труда. Степень разработанности темы. Несмотря на то, что в российской и зарубежной экономической литературе можно найти немало трудов, посвященных данной проблематике, большая их часть создана специалистами-практиками и не дают комплексного целостного представления о данном явлении мировой экономики. Среди отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в развитие науки по исследуемому направлению, следует выделить: Булатова А.С., Венедикиана Г., Владимирову М. П., М. Гринди, Горбунова А. Р., Доэрнберга Р. Л., Пеппера Д., Соколова И., Спрингстил Я. Ушакова Д. Л., Филлипидеса Г., Чернявского С. П. и др . Кроме этого, в отечественной и зарубежной экономической и юридической литературе пока не нашли должного отражения многие аспекты, связанные с многообразием форм и путей развития оффшорного бизнеса, ужесточением контроля над ним со стороны международных организаций. Во многих работах (даже тех, которые были изданы в последние годы) преимущественно описываются становление оффшорного бизнеса и базовые механизмы его функционирования, а также рассматриваются особенности выхода оффшорных юрисдикций на рынки некоторых услуг благодаря новым технологиям и своим инфаструктурным преимуществам. Данные описания часто носят фрагментарный характер, в то время как развитие данной сферы приобретает все более зрелые формы и требует более системного анализа . В настоящее время, получили распространения публикации, посвященные оффшорному бизнесу носящие рекомендательный характер для российского бизнеса. Так, в сборнике «Оффшорные и неоффшорные юрисдикции» рассказывается о различных организационно–правовых формах иностранных предприятий, которые могут быть успешно использованы в международном налоговом планировании . Форму путеводителя по оффшорным центрам мира так же имеют многие другие издания отечественных специалистов . В тоже время всей полноты, сложности и противоречивости этого явления в этих изданиях не раскрывается. С другой стороны в ряде работ прослеживается крайне негативное отношение к оффшорному бизнесу и в частности указывается его отрицательное влияние на экономику России, что связано с оттоком капитала в оффшоры. В частности, в работе О.П. Ивановой оффшорный бизнес назван, чуть ли не главной угрозой экономической безопасности России. Хотя многие зарубежные специалисты отмечают, что при правильно организации, оффшорный бизнес будет приносить не малую пользу стране, где сформированы оффшорные зоны . Объект исследования – современное состояние и тенденции развития оффшорной деятельности в России. Предмет исследования – механизм функционирования оффшорных центров в мировой экономики и их влияние на национальную экономику. Целью работы является изучение механизма функционирования и роли оффшорных центров в экономике России. Методы исследования. В процессе исследования автором применялись приемы логического и теоретического анализа и синтеза. Использовались приемы системно-структурного и сравнительного анализа различных форм и видов оффшорной деятельности в мировой экономике, статистические и графические методы. Научная новизна исследования заключается в современном взгляде на роль оффшорного бизнеса в мировой экономике. В работе поведена оценка изменений, которые произошли с оффшорными центрами мира после началам мирового финансового кризиса. Перспективы развития оффшорного бизнесе в России, рассмотрены с учетом процессов глобализации с одной стороны, и процессов ужесточения финансового контроля на глобальном уровне с другой стороны. Практическая значимость работы определяется важностью изучения оффшорного бизнеса для экономики России в целях выработки стратегии противодействия оттоку капитала из России. В работы были рассмотрены современные тенденции развития центров, и характер влияние на них финансового кризиса. В работе изучен мировой опыт регулирования оффшорной деятельности и даны рекомендации для совершенствования оффшорной деятельности в России. Информационную базу дипломной работы составили документы и материалы ООН, ЕС, ОЭСР, МВФ, ФАТФ, законодательные акты, нормативно-правовые акты правительств России, Соединенных Штатов Америки, Британских Виргинских Островов и др. В исследовании были также использованы данные официальной российской статистики, научную литературу по данной проблеме (например, журналы: «Offshore Express», «Offshore Outlook»). Инфраструктура особых экономических зон создается за счет средств государственного бюджета. На сегодняшний день объем инвестиций, направленных на создание инфраструктуры, составляет 44 млрд. рублей. Инженерная: инвесторам предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому уже подведены все инженерные сети (тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации). Готовая инфраструктура позволяет инвесторам существенно снижать издержки на создание новых предприятий, а также экономить время. Таможенная: на территории ОЭЗ круглосуточно работают таможенные посты, что позволяет значительно снизить временные затраты на оформление грузов и техники в режиме свободной таможенной зоны. Облегчение визового режима актуально для ЯНАО. Деловая: современные бизнес-центры, конференц-залы, переговорные комнаты, представительства банков, оборудованные офисы, рестораны, тренажерные залы – на территории ОЭЗ созданы все условия для того, чтобы сотрудники компаний-инвесторов могли комфортно работать.
Введение

Феномен офшорного бизнеса появился как ответная экономическая реакция на налогообложение. Согласно Ч. Адамсу, известному историку налогов и налогообложения, «налоги оказывают гораздо большее влияние на ход развития цивилизации, чем считалось ранее». Когда появился офшорный бизнес, в какую историческую эпоху – вопрос, с одной стороны, простой, ибо ответ на него, как кажется, лежит на поверхности, но, с другой стороны, совершенно не очевидный. То, что мы сего-дня вкладываем в понятие «офшорный бизнес», т.е. в его современном пони-мании, офшорный бизнес – это детище эпохи глобализации, он появился и стал активно развиваться с конца XIX – начала XX в., когда мировое хозяйство обрело реальное единство, постепенно превращаясь в интегрированный комплекс многоуровневых экономических взаимосвязей. Однако если рас-сматривать офшорный бизнес как прямую и непосредственную, т.е. иными словами, самую простую и естественную реакцию на налоги, то его истоки можно усматривать в разных исторических эпохах в лице разных экономических феноменов и институтов, которые были призваны в разное время способствовать большей свободе предпринимательства.Описывая экономические системы Древнего мира, в том числе и полисную систему античной Греции, Ч. Адамс приходит к выводу, что именно налоги приводили к упадку цивилизаций, к бунтам и войнам. По Ч. Адамсу, история цивилизации – это история налогообложения. Ч. Адамс приводит такие любопытные примеры. Вновь обращаясь к истории античной Греции, он пишет, что на протяжении многих веков остров Родос был центром региональной торговли не только бассейна Эгейского моря, но и всего Восточного Средиземноморья. Однако после того, как было решено ввести 2-процентный налог на портовую торговлю, Родос за очень короткое время потерял 85% своего торгового оборота. Этому в большей степени способствовало и то, что примерно в это же время появляется другой порт свободной торговли в регионе – на острове Делос – прямой конкурент Родоса. Подобные процессы происходили и на других островах Эгейского моря, а также в материковой Греции. Когда древние Афины ввели 2-процентный внешнеторговый налог (и на экспорт, и на импорт), то греческие и финикийские купцы объезжали этот известнейший мегаполис Античности за 20 миль, чтобы избежать уплаты этих сборов. Вскоре небольшие соседние острова стали убежищами для беспошлинной и безналоговой торговли и местами накопления товаров для их контрабандного ввоза в Афины без уплаты налогов [1, c. 35]. Но античная Греция и античные Афины в первую очередь имели одно, но крайне существенное отличие, не позволяющее относить их к прямым предтечам современного офшорного бизнеса. В классических Афинах в первую очередь приезжие иностранцы облагались прямыми налогами. Иностранцев называли метиками, ежемесячно они платили подушный налог metoikion размером в одну драхму. Метиком называли того, у кого ни отец, ни мать не являлись гражданами Афин. Таким образом, налоговое освобождение было гарантировано только для жителей Афин и их детей. Статус афинянина не только освобождал от налогов, но и давал право владеть землей, которая также не облагалась налогами. Если метика ловили на неуплате налогов, его имущество или земля отнимались в пользу полиса. Таким образом, Афины, по сути, являлись «офшором наизнанку», где все выгоды и преимущества безналоговой гавани распространялись на граждан полиса, а вовсе не на иностранцев. Этот пример свидетельствует о том, как аккуратно надо пользоваться историческими аналогиями. По существу, античный пример сообщает нам о практике свободного, не отягощенного налогообложением предпринимательства, и в этом смысле он как будто очень близок современным зонам льготного налогообложения (офшорам). В то же время – это пример свободного предпринимательства, базирующегося на иных принципах, нежели офшорный бизнес. Рассматривая в дальнейшем и прочие исторические примеры, мы должны помнить об этом. 22222 Используя выгодное расположение, предоставляя различные привилегии иностранным компаниям, многие малые страны перестали быть отсталыми субъектами «мировой периферии» и активно включились в международную экономику. Стремительно развивающаяся глобализация мировой экономики привела к возникновению и такого феномена, как развитие оффшорной деятельности. Эта деятельность выражается в различных формах: создании оффшорных юрисдикций, расширение деятельности оффшорных компаний, бурное развитие сферы оффшорных услуг. Созданные в оффшорных юрисдикциях банки, внешнеторговые, страховые и инвестиционные компании стали составной частью мирового хозяйства. Более того, используя новые технологии и средства связи, оффшорные компании осваивают новые рынки различных услуг (страхование, игорный бизнес), используя уже не только налоговые, но и благоприятные условия оффшорных юрисдикций. Популярность оффшорного бизнеса невероятно повысилась. Сегодня до 50% капитала находится в компаниях и банках оффшорных стран . Любая страна желает получать налоги с населения, а оффшорный бизнес нашел отличный способ противостояния. В результате стали предприниматься «антиоффшорные» меры, одной из которых стал отказ от оффшорного бизнеса вовсе. В законодательных актах многих стран уже прописан запрет открытия оффшоров на их территории. Однако, оффшорный бизнес имеет и положительный потенциал - развитие рыночных отношений, финансовое оздоровление, привлечения инвестиций и др.
Содержание

Введение Глава I. Офшорная зона, ее сущность, классификации 1.1 Принципы и особенности формирования и функционирования офшорных зон, участники процесса на современном этапе 1.2 Положительные и негативные тенденции в развитии офшорных зон 1.3 Динамика развития оффшорных зон в российской и мировой экономике Глава II. Взаимодействие участников оффшорных зон и государства Российской Федерации 2.1 Предпосылки и причины использования оффшорных зон российскими предприятиями 2.2 Организации, контролирующие отток капитала из российской экономики за рубеж 2.3 Риски участия российских предприятий в зарубежных офшорных схемах Глава III. Экономический эффект от офшорных зон на развитие российской экономики 3.1 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы российской федерации 3.2 Налоговый эффект от открытия контролируемых государством офшорных зон 3.3 Общие рекомендации по рациональному применению государством офшорных зон Заключение Список использованных источников Приложения
Список литературы

1. Adams Ch. For Good and Evil: The Impact of Taxes on the Course of Civiliza-tion, 1993, Madison Books. 2. Апель А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и офшорный бизнес в схе-мах. – СПб., 2002. 3. Афанасьев Ю. Опасная Россия. Традиции самовластья сегодня. – М., 2001. 4. Газета «Версия», 16–22 мая 2000 г. 5. Доклад А.Л. Кудрина на 12-й Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / Москва, 5-7 апреля 2011 г. 6. Кабир Л.С. Организация офшорного бизнеса. – М., 2002. 7. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Социально-экономическое ис-следование. – М., 2000. 8. Мау В. Кризис не сыграл роль «санитара леса» // CFO-Russia.Ru, 22 фев-раля 2011 г. / URL: http://www.cfo-russia.ru/stati/index.php?article=3791 9. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. – М., 2004. 10. Халдин М.А. Бегство капитала из России. – М., 1996. 11. Халдин М.А. Россия в офшорном бизнесе. – М., 2005. 12. Хейфец Б.А. Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной эконо-мике. – М., 2008. 13. Шевчук Д. Оффшоры: инструменты налогового планирования — М.,РОСБУХ, 2007 14. Костюнина Г.М, Буглай В.Б., Платонова И.Н., Баронов В.И Офшорный Бизнес во внешнеэкономической деятельности. — М., НИЦ ИНФРА,2014
Отрывок из работы

Глава I. Офшорная зона, ее сущность, классификации 1.1 Принципы и особенности формирования и функционирования офшорных зон, участники процесса на современном этапе Вообще практика выделения (обособления) отдельных территорий – целых стран или административно-территориальных единиц государств – с целью создания там особых условий хозяйствования с точки зрения правовых процедур и налогообложения весьма не нова и имеет давнюю историю. Практически на протяжении всей истории человеческой цивилизации можно найти примеры создания автономных образований, пользующихся теми или иными льготами по сравнению с остальной частью государства. В древности – это, например, финикийские, а позже греческие колонии по всему бассейну Средиземного моря, которые являлись по сути зонами-вкраплениями свободного бизнеса на территориях варварских царств и племенных союзов, окру-жавших ойкумену. Также к зонам свободного предпринимательства можно отнести портовые города-спутники крупных метрополий, такие как Пирей у Афин или Остия у Рима, пользовавшиеся не только особыми политическими правами (например, дарование жителям Остии римского гражданства намного ранее, чем прочим италийским городам, и т.п.), но и специальным торгово-экономическим режимом. Уже упоминавшийся остров Делос – столица первого морского союза греческих городов-государств – также представлял собой крупный центр региональной торговли, чья привлекательность была обусловлена именно льготным режимом предпринимательства. В эпоху Средневековья – это вольные города Священной Римской империи в Германии и Италии, превратившиеся впоследствии в могущественные города-государства – Венеция, Генуя, города Ганзейского союза, а также менее значимые Ливорно, Триест, итало-швейцарский городок Кампионе, чей особый статус восходит к 787 г. н.э. и др. Вне Германской империи мы можем видеть примеры особых территорий на адриатическом побережье – это приморские республики Далмации, такие как Сплит, Шибеник, Задар, Дубровник (Рагуза). Как правило, характер деятельности большинства населения этих территорий, его преимущественное вовлечение в торговые операции создавали необходимые предпосылки для того, чтобы власть даровала им определенные привилегии: в выгоде оставались все – и население этих территорий, богатевшее за счет увеличения торговых оборотов и притока капиталов, и государство, собиравшее более ощутимые суммы в виде налогов с этих продвинутых в экономическом отношении регионов. Для всех упомянутых здесь примеров характерно то, что льготы по внешнеторговым пошлинам и различным налогам так же, как и в древних Афинах, касались прежде всего резидентов и редко, почти никогда, не распространялись на иностранных предпринимателей. Тем самым данные зоны, как бы многообразны они ни были, вряд ли можно отнести к предтечам офшорного бизнеса, но стоит рассматривать их как определенный этап, форму на пути развития свободного предпринимательства. Более приближенными к идее офшора представляются средневековые ярмарки, появившиеся в XII в. и занявшие прочное место в европейской торговле к XV в. Именно на этих временно формируемых рынках особый льготный статус в вопросах беспошлинности и освобождения от налогов стал впервые практиковаться в отношении иностранных купцов. Поэтому именно ярмарки с определенной долей уверенности можно относить к прообразам офшорных центров, хотя они и были лишены главных свойств офшоров – постоянства существования и обеспечения конфиденциальности в отношении ведения дел предпринимателями. В конце Средних веков, с развитием капиталистических отношений в целом и капиталистической торговли в частности, подобная практика приобрела новое звучание. Торговым компаниям, по крайней мере, крупнейшим из них, пользовавшимся существенными привилегиями – Ост-Индская, Вест-Индская и пр., – государством предоставлялось право на определенной территории (торговые и консигнационные склады, зоны портовых городов) хранить и даже реализовывать товары беспошлинно при условии уплаты фиксированного сбора. Позднее в этих зонах появились и другие учреждения, обеспечивающие осуществление всего комплекса торговых операций – банки, страховые компании и т.п. Началось формирование инфраструктуры ранних форм свободного предпринимательства. Здесь следует упомянуть зоны свободной торговли, ставшие известными еще с XVI в., – Гибралтар, остров Мэн и пр. Ситуация начала меняться уже в эпоху Нового времени, и прежде всего на просторах Британской империи. Постепенно в значительной степени обособлявшиеся от метрополии территории – доминионы и некоторые колонии (разумеется, с позволения английской короны) – устанавливали у себя собственные, более льготные режимы ведения предпринимательской деятельности, нежели существовавшие в Англии. В странах континентальной Европы также появились такие налоговые оазисы, как Люксембург, Лихтенштейн и др. Именно эти зоны уже можно определенно считать предофшорами, так как именно здесь впервые после средневековых ярмарок льготному налогообложению стали подвергаться нерезиденты. Такая политика, несомненно, способствовала притоку капиталов и увеличению предпринимательской активности в целом. XX в. привнес в эти процессы новую динамику. Именно в XX в. сформировались основные характерные черты офшорного бизнеса. Тогда же произошел качественный скачок в его развитии, бурный рост, особенно в послевоенные годы, что в основном было вызвано та-кими причинами, как интенсификация процессов интернационализации в экономическом развитии планеты и глобализационные тенденции; усиление роли ТНК и ТНБ как следствие предыдущего; усиление роли государства в регулировании экономики; распад мировой колониальной системы; научно-технический прогресс. В тесной связке с процессами интернационализации и глобализации хозяйственного развития планеты в формировании и развитии офшорного сектора мировой экономики существенную роль сыграли ТНК. В целом роль ТНК как в формировании современных МЭО, современного экономического облика планеты, так и в структурном оформлении офшорного бизнеса весьма велика. Ведь первоначально именно только таким мощным структурам было под силу координирование ведения бизнеса в общемировом масштабе. Именно ТНК были заинтересованы в создании сложных цепочек производственного цикла, сложных финансовых схем, позволяющих манипулировать внутрифирменными, трансфертными потоками капиталов с включением в них в целях налогового планирования офшорных зон и налоговых гаваней. Если принять во внимание, что в связи с деятельностью ТНК в настоящее время, по некоторым оценкам, около 40 % мирового потока товаров и услуг носит внутрифирменный характер, следует констатировать, что офшорный бизнес имеет под собой солидный экономический фундамент [2, c. 80]. Теснейшим образом с углублением международного разделения труда и возрастанием роли ТНК связана и следующая причина бурного развития офшорного бизнеса в послевоенное время – усиление роли государства в регулировании экономики. Весьма популярные после войны кейнсианские методы управления народным хозяйством предполагали среди прочего и более жесткое государственное регулирование деятельности компаний. Такое положение вещей вовсе не устраивало ни собственников, ни менеджеров крупнейших американских и западноевропейских корпораций, следствием чего стал все набиравший обороты отток капиталов из развитых стран и их перемещение в страны, предоставляющие как налоговые льготы, так и бoльшую конфиденциальность в ведении бизнеса. Огромные налоги на прибыль корпораций в послевоенное время (до 80–90%) заставляли американцев и европейцев укрывать капиталы в далеких колониях. Здесь необходимо подчеркнуть, что инициаторами этого процесса первоначально стали вовсе не какие-то отдельные недобросовестные предприниматели стремящиеся уйти от налогов, или преступные группировки, заинтересованные в отмывании денег, нажитых на торговле оружием, наркотиками или в результате иной противозаконной деятельности, а именно крупные и известные транснациональные гиганты. Примечательным является тот факт, что с изменением в 70–80-е гг. XX в. экономических стратегий ведущих западных стран значение офшорных центров стало еще более стремительно возрастать. Переход в этот период к монетаристским методам в регулировании экономик развитых стран, сопровождавшийся жесткими антиинфляционными мерами, предпринятыми Федеральной резервной системой США и центральными банками других ведущих развитых стран, повлек за собой ужесточение требований со стороны государства к банковской деятельности в целом, к большей прозрачности финансовых операций: существенно увеличиваются нормы обязательных депозитов в центральных банках, больше внимания уделяется характеру финансируемых сделок и т.п. И в этой связи уже транснациональные банки предприняли ряд мер, позволяющих им ограничить возможности государства по контролю за их деятельностью, хотя, конечно, роль офшоров в налоговом планировании нисколько не уменьшается, напротив, из-за этих ужесточений крупные американские ТНК для финансирования своих операций начали открывать собственные банки-филиалы за пределами США – сначала в Швейцарии, а затем и в других офшорных зонах. Выход в 1950–1960-е гг. на международную арену большого количества новых независимых государств, бывших колоний, во многих случаях не обеспеченных в достаточной мере необходимыми для самостоятельного успешного развития ресурсами, явился еще одной причиной развития офшорного бизнеса. Многие из малых островных государств и территорий в колониальную эпоху существовали за счет дотаций метрополий, в частности, это касается большого количества британских колоний, разбросанных по всему миру. Ситуация начала меняться сразу после Второй мировой войны, когда британское правительство в силу экономических причин послевоенного восстановительного периода сократило дотационную поддержку далеким и малорентабельным колониям. Им был взят курс, частично имевший место еще и до Второй мировой войны, на предоставление большей самостоятельности многим отдаленным колониям, и прежде всего в экономической сфере: рекомендовалось развивать новые методы привлечения инвестиций и использовать новые источники финансовых поступлений. И если в довоенный и военный периоды британским колониям все же оказывалась пусть хоть и скудная, но ощутимая для их маломощных экономик помощь из королевской казны, то, условно говоря, после 1950 г. многие вновь обретшие независимость малые государства оказались один на один со множеством, казалось бы, на первый взгляд неразрешимых экономических проблем. Выход в послевоенное время на мировую арену большого числа новых независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки, безусловно, стимулировал развитие офшорного бизнеса. Многие из них, в особенности малые по территории, населению и своему экономическому потенциалу, в силу объективных и субъективных обстоятельств не располагали в то время достаточными экономическими возможностями, чтобы самостоятельно выходить на мировые рынки в качестве конкурентов других государств, и в первую очередь промышленно развитых. Главным образом, это касалось малых государств, не обладавших в достаточной степени природными богатствами, расположенными вдали от центров мировой торговли и мировых финансов. 1.2 Положительные и негативные тенденции в развитии офшорных зон Для многих выход из создавшейся ситуации был найден именно в формировании офшорных центров. Практически малые государства получали возможность, образно говоря, делать деньги из воздуха, поскольку на формирование офшорного центра отвлекался минимум ресурсов, более того – это стало способствовать созданию новых рабочих мест. На сегодняшний день офшорный бизнес для многих малых островных государств стал одним из структурообразующих элементов экономики, поскольку темпы роста в этом секторе закладываются в бюджет этих государств на очередной год. Крушение мировых империй и распад мировой колониальной системы вывели на международную арену множество стран – больших и малых, перед которыми стояли вопросы организации и обустройства их внутренней жизни, поиска источников существования. Не секрет, что для многих бывших колониальных стран разрыв традиционных связей с метрополией далеко не всегда означал прогресс и процветание: помимо многих объективных (естественное отставание в развитии, отсутствие производственной и прочей инфраструктуры, обученных кадров) и субъективных (отсутствие четких стратегий раз-вития, иждивенческие настроения, базировавшиеся на существовавшей тогда возможности паразитирования на противостоянии капиталистических и социалистических стран) причин неблагополучного развития многие из них столкнулись с элементарной проблемой – отсутствием необходимых ресурсов, прежде всего природных, для развития конкурентоспособной экономики. В условиях господствовавшего в большинстве развивающихся стран экстенсивного метода хозяйствования преимущественно сырьевой ориентации (зачастую и моноориентации) многие небольшие страны, и прежде всего островные государства, оказались в ситуации, когда для поступательного развития экономики требовалось какое-то принципиально новое решение. В качестве спасительного якоря правительства таких государств начали использовать предоставление льготных режимов компаниям-нерезидентам, стремясь таким образом привлечь в экономику своих стран значительные финансовые поступления, при этом не отвлекая и без того скудные ресурсы от развития базовых отраслей экономики, а также на государственное регулирование и вмешательство в экономику. Таким образом, ряд развивающихся стран сумел своевременно сориентироваться в новой экономической ситуации, переняв опыт офшорных моделей, уже существовавших в развитом ми-ре, и ответив на потребности гигантов мировой экономики – ТНК и ТНБ – в принципиально новом подходе к обслуживанию мировых финансовых потоков. Кроме того, не следует забывать и о политических реалиях холодной войны: многие офшорные территории находятся в стратегически важных точках мира (Кипр, Гибралтар, Карибы, Сингапур, Гонконг и др.), поэтому возможность развивать свои экономические системы к наибольшей для себя выгоде, в том числе и путем привлечения иностранных капиталов низкими налоговыми ставками, было своего рода платой за возможность использовать территории этих государств или квазигосударств в военно-стратегических целях (британские базы на Кипре, американские – на Маврикии и пр.). Одним из катализаторов процессов «офшоризации» в мировом масштабе явился научно-технический прогресс, а конкретнее – широкое и бурное развитие современных средств связи и коммуникации. Появление и развитие глобальной сети Интернет, спутниковой связи и т.д. сократили практически до минимума временные издержки процесса коммуникации между весьма отдаленными частями света. Безусловно, без технологической базы, созданной в результате достижений научно-технической революции в период после Второй мировой войны, невозможно было бы развитие офшорного бизнеса в его современном понимании. Перечисленные моменты в совокупности создали качественно новые возможности для всестороннего и стремительного развития офшорного сектора мировой экономики, что позволило ему выйти на качественно новый уровень. Следствием этого также стало открытие новых возможностей для периферийных стран: во многом благодаря этому у многих из них появилась возможность заявить о себе, для многих из них офшорный бизнес стал основой экономического развития. Таким образом, в развитии международного офшорного бизнеса мы можем выделить следующую периодизацию и характерные штрихи для каждого периода: • до конца XIX в.: существование в различные эпохи разнообразных форм свободного предпринимательства, некоторые из которых (например, ярмарочные рынки) можно отнести к прообразам офшорных центров; • до Второй мировой войны: появление зон собственно офшорного типа, с одной стороны, и стремление ТНК избежать налоговый гнет в странах базирования, с другой стороны, – две встречные тенденции, давшие в итоге бурный рост офшоризации в последующие десятилетия; • после 1945 г. и до начала 1990-х гг.: в результате распада мировой колониальной системы и повсеместного утверждения кейнсианских схем госрегулирования экономики наблюдался количественный и качественный рост офшорного бизнеса, учреждение офшорных центров повсеместно как реакция на эти процессы. Начало активного использования офшорных схем ТНК и ТНБ, активное вовлечение в международный офшорный бизнес стран мировой периферии – прежде всего, малых островных государств и территорий; • 1990–2000-е гг.: в результате окончания холодной войны и крушения мировой системы социализма, а также бурного развития технического прогресса (повсеместное распространение сети Интернет, новейших средств телекоммуникации и пр.) у офшорного бизнеса появились новые беспрецедентные возможности количественного и качественного роста; параллельно с этим началось активное противодействие офшорам со стороны ведущих экономических держав, некоторых развивающихся стран, несущих наиболее ощутимые бюджетные потери от использования национальным бизнесом офшорных структур, а также международных экономических организаций и финансовых институтов в связи с усилением интереса к офшорам со стороны криминального бизнеса и международного терроризма. 1.3 Динамика развития оффшорных зон в российской и мировой экономике Согласно данным Министерства финансов РФ, наша страна вследствие последнего финансово-экономического кризиса, как ни одна другая в мире, вновь столкнулась с проблемой бегства капиталов. Если в 2007 г. Россия имела здесь положительное сальдо, а приток составил по итогам года 80 млрд долл., то в 2008 г. отток составил 130 млрд долл. Для сравнения: дефолт 1998 г. был (в том числе) связан с оттоком из России «всего лишь» 10 млрд долларов. В.А. Мау среди важнейших проблем, стоящих перед Россией и российской экономикой, называет проблему exit-strategy: «Налицо exit-strategy у значительной части населения, причем населения образованного и богатого. Особенно это проявляется по отношению к детям, которых стремятся вывезти из страны уже для обучения в школе. Одновременно выводятся средства, необходимые для обустройства за рубежом. Вывозится и капитал». Это очень связанные между собой процессы, и в России они начались уже давно. Значительную роль в качестве эффективного механизма перетока капитала играет международный офшорный бизнес, с которым Россия сталкивается уже не одно десятилетие, но особенно активно – последние 20–25 лет. Еще каких-то 20 лет назад проблемы офшорного бизнеса были, казалось бы, совершенно не актуальны для нашей страны: экономическая система в целом была практически закрытой, государство обладало монополией на все внешнеэкономические операции, курс национальной валюты устанавливался директивно. Для сегодняшней России офшорный бизнес не является более терра инкогнита. Напротив, практика использования офшорных структур и ведение операций с вовлечением офшорных центров – каждодневное дело для тысяч российских предприятий и бизнесменов. Такому повороту событий способствовали либеральные экономические реформы, проводящиеся в России с 1992 г., следствием которых стали отмена монополии государства на внешнеэкономическую деятельность, легализация и либерализация валютного рынка, введение свободной конвертируемости валют. Российские предприятия получили возможность самостоятельно выходить на внешние рынки и стали активно осваивать новации международной деловой практики, в том числе и офшорные структуры. Проблема «Россия – офшорный бизнес» логически распадается на два аспекта: использование российскими предприятиями внутренних российских офшоров и операции российских предприятий в зарубежных офшорных центрах. Использование гражданами России (СССР) офшорных возможностей на самом деле исчисляется к настоящему моменту уже несколькими десятилетиями. Скрытый импорт офшорных услуг, т.е. приобретение и использование зарубежных офшорных компаний советскими резидентами, начался с се-редины 1950-х гг., а после 1991 г. российские резиденты резко увеличили спрос на эти услуги [10, c. 9]. Закрытость советской экономики в послевоенное время, а особенно после смерти Сталина, уже перестает быть такой абсолютной, как это было в 1930-х – начале 1950-х гг. Постепенное подключение СССР к международным связям и медленное, но верное «вползание» в глобальную экономику сделали свое дело. Расширение внешнеэкономических связей, интенсивные деловые и личные контакты советских граждан и организаций с зарубежными партнерами, расцвет теневой экономики, бюрократической буржуазии и мафии в 1950–1980-х гг. привели к формированию крупных нелегальных личных состояний и создали предпосылки для скрытой утечки капитала за границу. Но в те времена бегство капитала оставалось на относительно скромном уровне, а его методы крайне изощренными и тайными, поскольку капитал в СССР оставался вне закона, а вывоз капитала был строго запрещен. Кроме того, крупные суммы в валютной и товарной формах поступали так называемым дружественным зарубежным фирмам. Как отмечает российская печать, «в начале 90-х годов спецэкспортеры были могучими конторами. Единственные в стране, они имели опыт внешнеэкономической деятельности и, главное, опыт отмывания в офшорах денег на финансирование братских партий. СССР был первой страной, в массовом порядке использовавшей офшоры для создания денег, не учтенных нигде – ни в стране, которая произвела товар (и продала его по заниженной цене), ни в стране, товар купившей» [4, c. 1]. Во времена СССР одной из форм подобного перевода денег стало финансирование КПСС дружественных зарубежных партий через определенные фирмы, многие из которых были зарегистрированы в офшорах. Им предоставлялись льготные кредиты или шли товарные поставки по заниженным ценам, а полученную за счет таких льготных условий прибыль отправляли по нужным адресам [12, c. 164]. Так что внешнеторговые объединения, действовавшие в условиях государственной монополии на внешнеэкономические связи, были хорошо знакомы с возможностями офшорных компаний еще в советскую эпоху. В 1985–1990 гг. по разным мотивам и соображениям государственные, партийные и частные структуры резко форсировали бегство капитала за пределы СССР, и оно приняло невиданные со времен Гражданской войны 1918–1922 гг. масштабы. Как и в тот период, распад государства сопровождался лавинообразным бегством капитала за границу. Развал СССР и системный кризис в еще только находившейся в поисках своей национально-государственной идентичности новой России (бывшей РСФСР) дали мощные импульсы для бегства отечественного капитала за рубеж. В архивах всплывают красноречивые документы, свидетельствующие о стремлении партий-ной верхушки нелегально перевести крупные валютные ресурсы за границу и использовать объекты государственного имущества за рубежом для развертывания коммерческой деятельности КПСС после ее отстранения от власти [3, c. 309–310]. Генезис российской буржуазии тесно связан с массовой утечкой капитала за границу. В советской экономике в 1950–1980-е гг. сложился и окреп теневой бизнес, фактически контролировавший значительную часть финансовых потоков и национального богатства [7, c. 46]. В ходе горбачевских реформ теневики вышли из подполья и захватили важные позиции в нарождающемся частном предпринимательстве. К моменту развала СССР за его пределами уже осело порядка 100 млрд долл. советского происхождения [11, c. 64]. В конце 1980-х гг. появились первые представительства зарубежных юридических фирм в Москве, Ленинграде (Петербурге) и других деловых центрах СССР (России), которые приступили к учреждению, регистрации и секретарскому обслуживанию офшорных компаний по заказам и поручениям российских юридических и физических лиц прямо на месте. В середине 1990-х гг. только в Москве действовало около 100 таких юридических фирм. Сегодня регулярно проводятся в разных городах семинары, во время которых можно приобрести офшорные компании любого профиля за два-три часа. Отмена государственной монополии на внешнеэкономические связи (15 ноября 1991 г. – указ президента Б. Н. Ельцина «О либерализации ВЭД»), стремительный рост количества участников внешнеэкономической деятельности, либерализация валютного контроля, тяжесть налогового бремени в сочетании с увеличением негласных переводов средств за границу способствовали росту популярности офшорных схем и технологий бизнеса среди российских предпринимателей. По самым осторожным оценкам, к началу 2005 г. в зарубежных офшорных центрах зарегистрировано более 100 тыс. офшорных компаний с российским капиталом. Второй аспект проблемы – внутренние офшоры и позиционирование Россией себя как офшорной территории. Наличие офшорных территорий внутри государства, не являющегося зоной льготного налогообложения, – не такая уж редкость. Напротив, существует немало примеров, когда офшорные зоны создаются в отдельных областях, штатах, городах даже таких государств, которые заслуженно пользуются репутацией стран с жесткой налоговой системой.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 102 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Экономика, 101 страница
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg