Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Учетная политика организации: порядок формирования и оценка эффективности МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район»

happy_woman 2300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Тема выпускной квалификационной работы – Учетная политика организации: порядок формирования и оценка эффективности МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район». Выпускная квалификационная работа состоит из 95 страницы, включает 10 таблиц, 1 приложение, 3 рисунка и 48 использованных источника. Ключевые слова и словосочетания, характеризующие содержание выпускной квалификационной работы: УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА, ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ. Объектом исследования является Учетная политика организации МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район». Целью выпускной квалификационной работы является исследование методов ведения учета, согласно учетной политике Учреждения и оценка их влияния на финансовое положение. По результатам оценки учетной политики МКУ «МТО Администрации муниципального района «Балейский район»» были сделаны следующие отрицательные выводы: - не раскрыты организационно-технические аспекты; - нет необходимых приложений. В целях совершенствования формирования учетной политики в бюджетном учреждении были предложены следующие практические рекомендации: ? в области учетной политики для целей бухгалтерского учета и в области целей налогообложения необходимы усовершенствования; ? существует потребность в более детальном отражении отдельных позиций учета доходов и расходов; ? для совершенствования качества учетной работы необходимо продумать различные организационные и технические аспекты учетной политики в области доходов и расходов и отразить их в соответствующем приказе
Введение

Все изменения в общественном устройстве и в экономической жизни России отражаются на деятельности организаций и это все находит отражение в бухгалтерском и хозяйственном учете. Совершенствование бухгалтерского учета не прекращается и по настоящее временя со времен становления плановой экономики. Практически ежегодно разрабатываются новые ПБУ, методические рекомендации по учету хозяйственных объектов и операций. Не смотря на все это финансовая отчетность организаций и предприятий еще далека от совершенства и требует реформирования на основе международных стандартов финансовой отчетности. В 2012 году был введен Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №402-ФЗ). Его нормы учета принципиально отличаются от ранее действовавших нормативных актов по бухгалтерскому учету. Только в данный закон впервые была включена статья описывающая формирование и изменение учетной политики предприятий. Согласно данному закону (п.1 ст.8) учетная политика – это общность методов ведения бухгалтерского учета, используемые организациями согласно норм законодательства РФ по бухгалтерскому учету. В случае отсутствия регламентирования учета национальными или отраслевыми стандартами организация должна разработать метод учета при этом руководствуясь требованиями установленных законодательных и нормативных актов. К таким можно отнести Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Данное положение может регулировать полноту, своевременность, осмотрительность, содержание и рациональность. В настоящее время разнообразие методов учета дает возможность выбора организации по отражению хозяйственных и финансовых операций. Но применение тех или иных способов учета ограничивается действующим законодательством и профессионализмом ответственных по данным вопросам. Естественно ограничения сокращают выбор учетных принципов для применения на практике, но возможен вариант нахождения альтернативных вариантов. Согласно этому формирование и применение учетной политики напрямую зависит от руководства организации и целей, которые оно ставит для отражения финансового состояния. Различие в методах учета доходной и расходной части существенно. По этой причине, информация об учетной политике организации подлежит раскрытию перед пользователями финансовой информации. Таким образом учетная политика организации становится эффективным инструментом управления финансами, а не атрибутом финансовой отчетности. Но при этом ее значимость не уменьшается в независимости от того какую цель преследует предприятие увеличение прибыли либо же финансовых потоков. Так как прибыль предприятий это разница между доходами и расходами, то и выбор ее учета может увеличить либо уменьшить итоговый финансовый результат. Следовательно, учетная политика оказывает прямое влияние на финансовый результат компаний. Все это и определяет актуальность темы исследования по формированию учетной политики и оценки ее влияния на результат финансовой деятельности. Целью выпускной квалификационной работы является исследование методов ведения учета, согласно учетной политике Учреждения и оценка их влияния на финансовое положение. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Определить содержание учетной политики и методик ее формирования; 2. Рассмотреть особенности учетной политики бюджетных учреждений; 3. Дать экономическую характеристику исследуемому предприятию; 4. Изучить порядок формирования учетной политики МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район»; 5. Дать оценку эффективности учетной политики; 6. Сделать выводы по проведенному анализу и внести предложения по устранению недостатков. Объектом исследования является Учетная политика организации МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район» Предметом исследования являются элементы и методы учетной политики Учреждения. Объектом наблюдения выбрана организация МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район». Методы исследования: методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретических выводах и практических рекомендациях. Теоретической базой исследования являются: - нормативно-правовые акты по организации учетной политики; - научные труды исследователей Бабаева Ю. А, Кондракова Н. П., Николаева С.А. и других в области учетной политики; - периодические издания «Международный бухгалтерский учет», «Налоги и финансовое право», «Аудит и налогообложение», «Российский бухгалтер». В качестве информационной базы использованы данные бухгалтерского, налогового учета и отчетности, учетная политика исследуемой организации за 2018-2019 гг. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введении обоснована актуальность темы исследования, изложены цели, задачи, объект, предмет, методы и структура исследования. В первом разделе изучены теоретические основы учетной политики как основы организации бухгалтерского учета экономического субъекта. Во втором разделе проанализирована учетная политика исследуемой организации и предложены направления совершенствования учетной политики организации. В заключение работы сформулированы основные выводы. В списке использованных источников информации приведен перечень литературы, использованной в процессе работы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………….......7 1. Методические аспекты содержания и составления учетной политики в бюджетном учете………………………………………………………………..11 1.1. Понятие учетной политики, ее назначение для целей бухгалтерского и налогового учета………………………………………………………………..11 1.2 Порядок формирования учетной политики 19 1.3 Особенности учетной политики бюджетных учреждений 26 2 Оценка и порядок формирования учетной политики МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район»……………….34 2.1 Экономическая характеристика МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район»…………………………….….34 2.2 Порядок формирования учетной политики предприятия………………44 2.3 Оценка эффективности действующей учетной политики МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район»………………52 2.4 Выводы и рекомендации по совершенствованию действующей учетной политики МКУ МТО муниципальных образовательных организаций комитета образования Администрации муниципального района «Балейский район»...............................................................................................................54 Заключение………………………………………………………………………62 Список использованных источников…………………………………………..65 Приложения…....……………………………………………………………......69
Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: с изм. и доп. на 12.11.2019г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – (дата обращения 17.04.2020г.). 2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон Российской Федерации [от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ] [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.consultant.ru/– (дата обращения 17.04.2020г.). 3. О бухгалтерском учете: федеральный закон [от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ] [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 17.04.2020г.). 4. О некоммерческих организациях: федеральный закон [от 12.01.1996 № 7-ФЗ] [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 17.04.2020г.). 5. Российская Федерация. Минфин РФ. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 20.04.2020г.). 6. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федерального закона [44-ФЗ от 05.04.2013г.] [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 20.04.2020г.). 7. Российская Федерация. Минфин РФ. Об Учреждении Инструкции по бюджетному учету: приказом Минфина [от 10 февраля 2006 г. № 25н] [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 20.04.2020г.). 8. Российская Федерация. Правительство. Учетная политика организации ПБУ 1/2008: положение по бухгалтерскому учету утверждено приказом МФ РФ от 06.10.08 №106н [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ – (дата обращения 20.04.2020г.). 9. Приказ Минфина России от 13.10 2003 г. №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (редакция от 24.12.2010 г.). Режим доступа http://www.consultani.ru/ (лата обращения 10.01.2020 г.). 10. Приказ Минфина России от 13.06.1995 №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (редакция oт 08.11.2010 г.). Режим доступа http://www.consultont.ru/ (дата обращения 10.01.2020 г.). 11. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учебник / Л.В. Донцовой. Н.А. Никифорова. - 4-е изд., перераб. и дополн. - Москва: Издательство "Дело и сервис", 2016. – 423 с. 12. Александрова Е.А. Бюджетная смета для казенных учреждений// Советник бухгалтера бюджетной сферы. - 2012. - №11. – с.4-21 13. Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет [Текст]: учеб. пособие / В.П. Астахов. Ростов н/Д: МарТ, 2012. - 832 с. 14. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета [Текст]: учеб. / Ю.А. Бабаев. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: ТК Велби, Проспект, 2018. - 240 с. 15. Бакаев А. С. Учетная политика предприятия [Текст]: учебник / А.С. Бакаев, Л.З. Шнейдман. – Москва: Бухгалтерский учет, 2012.- 268 с. 16. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА - 2014 - 302 с. 17. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учеб.пособие / Л.А. Бернстайн. - пер. с англ./под ред. чл.-корр. РАН И.И.Елисеева. - Москва: Финансы и статистика, 2013 г. - 388 с. 18. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Текст: учебник / под ред. П.С. Безруких. – Москва: Бухгалтерский учет, 2013. – 510 с. 19. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере ?Текст: учебник / М.А. Вахрушина, Т.П. Карпова, А.М. Петров и др.; под общей ред. М. А. Вахруштиной. – Москва: Рид Групп, 2011. – с. 511. 20. Бычков С.С. Отчетность бюджетного учреждения. Финансовый анализ и контроль Текст: учебник / С.С. Бычков, Д.В. Гвозденко, И.В. Гейц. - Т.1. - Москва, 2019. – 289 с. 21. Голубева Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Текст: учебник / Т.М. Голубева. – Москва: Академия, 2018. – 208 с. 22. Данилов Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях Текст: учебник / Е.Н. Данилова. - Минск: ООО «Интерпрессервис», 2010. – 75 с. 23. Денисова М.О. Общие принципы разработки учетной политики на 2013 год Жилищно-коммунальное хозяйство // Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2012. - № 12. - С. 12 - 25; 24. Ершова С. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности Текст: учебник / С.А. Ершова. – Москва:Изд. и Ко, 2017. – 815 с. 25. Жуковский Д. В. Новые формы первичных учетных документов в казенном учреждении // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение.- 2013.- №6. - с. 12-13. 26. Зарипова, М. В. Отражение в учете бюджетных обязательств и денежных обязательств по заработной плате // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - №10. - c. 18-23. 27. Каратаев И.С. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций Текст: учебник /И.С. Каратаев. - Москва: ИНФА-М, 2011. - 215с. 28. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятияТекст: учебник / В.П. Привалов. – Москва: Центр экономики и маркетинга, – 2010. – 216 с. 29. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятияТекст: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - Mосква: OOO "ТК Велби", 2012.- 424 с. 30. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет [Текст]: учебник / Н.П. Кондраков. - М.: ТК Велби, Проспект, 2018. - 448 с. 31. Леонтьева Е. А. Обязательные документы в казенном учреждении // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение. - 2013. - №6. - с. 21-23. 32. Липкина Т. В. Налоговый учет казенных учреждений // Налоговый учет для бухгалтера. - 2013. - №12. - c. 17-25. 33. Логинова Е.А. Учетная политика в части НДС: нюансы, которые следует учесть // НДС: проблемы и решения. - 2013.- № 12. - С. 42 – 51. 34. Маслова Т. Теоретические аспекты организации и методики бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2017. - №6. 35. Маркарьян Н.А. Герасименко Г.П. Финансовый анализТекст: учебник / Н.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко. - Москва: «ПРИОР», 2017 г. – 213 с.; 36. Наговицын О. В. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета: понятийный аппарат // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - №26. с. 30 - 38. 37. Николаева С.А. Учетная политика организации на 2014 год: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка [Текст]: учеб.пособие / С.А. Николаева. 19-е изд., перераб. и доп. М.: Аналитика-Пресс, 2013. - 360 с. 38. Познякова В. С. Особенности бухгалтерского учета объектов основных средств государственными и муниципальными учреждениями Текст // Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных. - 2014. - №12. - с. 8-15. 39. Пузанова Ю.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятияТекст: Конспект лекций / Ю.А. Пузанова. – Кемерово: КемТИПП, 2010. – 116 с. 40. Савелов А. Н. Особенности формирования показателей годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности // Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных. - 2014. - №1. - . 20-24. 41. Салина, Л. В. Учет материальных запасов казенными учреждениями // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2013. - №7. - с. 11-19. 42. Самборский В.И., Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в Бюджетных и научных учрежденияхТекст: учебник / В.И. Самборский, А.А. Грищенко.- Москва, 2011. – 312 с. 43. Снопок Ю. Н. Учетная политика как инструмент реализации профессионального суждения бухгалтера // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2012. - №2. - с. 12 – 19. 44. Талькова Н. П. Безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения казенному // Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение. - 2013. - №2. - с. 24-27. 45. Федорова О.С., Харалгина О.Л., Томских С.А., Королева М.В. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2013 год // Налоги и финансовое право. - 2013. - № 2. - С. 43 - 254, 263 - 271, 288 – 307. 46. Шеховцева, Е. М. Государственный финансовый контроль в казенных учреждениях // Бюджет. - 2012. - №1. - c. 47-52. 47. Kaplan R.S. John Deere Component Works / R.S. Kaplan. - Boston: Harvard Business School Press, 1986. – 269 с 48. Andersen B. The Benchmarking Handbook: Step-by-Step Instructions / B. Andersen, P.-G. Pettersen. – London: Chapman & Hall, 1996. – 348 с. Cokins G. Activity-based Cost Management: An Executive's Guide / G. Cokins. - Wiley, 2001. - 384 с.
Отрывок из работы

1 Методические аспекты содержания и составления учетной политики в бюджетном учете 1.1 Понятие учетной политики, ее назначение для целей бухгалтерского и налогового учета В настоящее время нет единого понимания, что такое учетная политика, не смотря на ее значимую роль в бухгалтерском учете. Регулирование всех методологических и организационных основ учета в организации возложено на учетную политику. Все это повышает значимость трудов по расширению и уточнению понятия «учетная политика» с теоретической и практической точки зрения. Термин «учетная политика» произошел от английского словосочетания accoutig policies. Согласно зарубежному подходу accoutig policies – «...это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности» [46, c. 30]. В российской же практике Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (далее – ПБУ 1/2008) дает следующее определение данного понятия: «...принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности» [10]. Согласно данным определениям можно сделать вывод об индивидуальности учетной политики для каждого субъекта хозяйствования. В зарубежном определении основной акцент делается на принципы, основы, правила и практики финансовой отчетности. В российском определении учетная политика больше призвана регулировать бухгалтерский учет с помощью совокупности методик. Подходы к формированию учетной политики по МСФО и РСБУ имеют существенное различие. РСБУ традиционно основывается на соответствии требованиям и стандартам российского бухгалтерского законодательства, а МСФО – на принципах, определяющих формирование и раскрытие показателей рисков финансового капитала. Сравнительный анализ обоих подходов представлен на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 - Учетная политика организации в соответствии с ПБУ и МСФО Взгляды ученых на понимание учетной политики разнятся. А.С. Бакаев и Л.З. Шнейдман описывают учетную политику как реализацию метода бухгалтерского учета. Они проводят соответствие между разработкой учетной политики и ведением бухгалтерского учета и считают, что общими словами учетную политику можно представить как «...совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования. Иными словами, это порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации, или реализация метода бухгалтерского учета» [15,c. 48]. Н.П. Кондраков в своих работах представляет учетную политику как «...выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности...». [30, с.58] В свою очередь В.П. Астахов определяет учетную политику как порядок выбора и осуществления «...нетрадиционных подходов к получению информации об отдельных объектах учета, и в первую очередь о затратах, связанных с исчислением себестоимости продукции, ее калькулированием, подсчетом финансовых результатов, методиками анализа, внутренним контролем и принятием на их основе управленческих решений» [13, c. 228]. Выбор учета, по мнению ученого, зависит от условий хозяйствования и требований законодательства. О.В. Наговицин говорит о том, что учетная политика «...представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета в организации с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации» [36, c. 30]. Все эти определения объединяет одна общая мысль, что учетная политика – это метод учета индивидуальный для каждой отдельной организации, включающий в себя общность способов ведения бухгалтерского учета . это тем или иным образом совпадает с официальным определением изложенным в ПБУ 1/2008. Но, например, В.П. Астахов акцентирует внимание на важности применения определенных способов бухгалтерского учета, методик финансового анализа и принципов внутреннего контроля для принятия управленческих решений.[13, с.86] Мнение С.А. Николаевой заключается в том, что «...учетная политика организации является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства».[37, с.58] Ю.А. Бабаев считает учетную политику уникальной, «...с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами». [15, с.112] Таким образом, учетную политику можно назвать многофункциональным инструментом, который регулирует, согласовывает, сопоставляет и совершенствует учет и отчетность, а также ее нормативное регулирование. Я. В. Соколов, Ф.Ф. Бутынец, Л.Л. Горецкая, Д.А. Панков рассматривают учетную политику с точки зрения зарубежного определения. Они говорят о том, что учетная политика определяет эффективность ведения бухгалтерского учета. Учетная политика позволяет получить оперативную, очную, достоверную и полную информацию о финансовом положении организации и его текущей деятельности, так же оказывает воздействие на принятие управленческих решений. Подобные данные не всегда можно получить из формируемых отчетов. «Из баланса можно увидеть увеличение запасов. Но причиной увеличения может быть как приобретение новых запасов, так и просто изменения в их оценке» [46, c. 30]. Таким образом, роль в зарубежной практике учетной политики велика, так как она ключевой инструмент, контролирующий работу организации в бухгалтерском, управленческом и финансовом учете. Также учетная политика является главным источником принятия корректных и обоснованных управленческих решений. На практике в крупных компаниях принято утверждать учетную политику два раза в год. В начале года она утверждается как формальный вариант на основании методов и способов, применяемых в прошлом отчетном периоде, с учетом дополнений и уточнений настоящего периода. Второй вариант составляется в конце отчетного периода перед составлением отчетности. Для новых организаций установлен временной период в 90 дней для формирования учетной политики. Возможно изменение сроков утверждения учетной политики, так как в ПБУ 1/2008 [10] указаны следующие причины внесения изменений: - изменение действующего законодательства и нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности; - изменение внутренних методов бухгалтерского учета, которые подразумевают уточнение отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности или снижение трудоемкость учетных операций; - изменение условий хозяйствования из-за реорганизации, перемены видов деятельности и т.д. Не может считаться изменением учетной политики определение способа бухгалтерского учета операций, отличающихся по существу от фактов, имевших место раньше или возникших впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики может быть произведено с начала отчетного периода, если иное не обусловлено ПБУ 1/2008. Значимость учетной политики можно охарактеризовать с двух сторон: внутренней и внешней (рисунок 1.2). Внутренними пользователями учетной политики могут выступать: - руководство, учредители, администрация; - отдел бухгалтерии и финансовый отдел; - отделы и подразделения организации. Рисунок 1.2 - Проявление значимости учетной политики организации для внутренних и внешних пользователей Внешними пользователями могут быть: - проверяющие и контролирующие органы и организации; - инвесторы и кредиторы. Каждая группа пользователей дает оценку содержанию документа в собственных интересах и использует его для принятия решений. Значимость учетной политики определено ее функциями. Определение слова «функция» следующее: значение, назначение, роль. Другими словами, для каждой группы пользователей учетная политика выполняет ту или иную функцию и становится определяющей для принятия решений. Дадим определение основным функциям учетной политики: - оптимизационная – это повышение качества группировок и представления учетной информации, выбор и разработка методик учета и регулирования документооборота; - регулирующая – корректное отражение хозяйственных операций, сокращение трудоемкости учетного процесса; - уточняющая - нормативно-правовое регулирование благодаря правилам и инструкциям организации; - защитная при проверках аудиторов и контролирующих органов, наложении штрафов и решении споров, судебных процессов; - информационная при анализе внешними пользователями отчетности. [43] Учетная политика для целей налогообложения – это методы определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, допускаемые НК РФ, а также учет прочих показателей финансово-хозяйственной деятельности. [45, c. 42]. Другими словами, это общность определенных приказом правил, согласно которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных процессах в течении отчетного периода с цель выявления налоговой базы по конкретным налогам. Создание оптимальной системы налогового учета является приоритетной задачей формирования учетной политики предприятия для налогообложения. Учетная политика для налогообложения: - создается, основываясь на принципах и правилах, применение которых обязательно для налогового учета; - строится так, чтобы налоговый учет был рациональным и эффективным; - включает конкретные формы, методики и техники ведения налогового учета; - содержит все специфические моменты ведения налогового учета и составления налоговой отчетности [45, c. 42]. Каждая организация имеет права самостоятельно выбрать и разработать положение учетной политики для налогового учета, так как единой методики до сих пор нет. В практике имеется большое количество вариантов по ее составлению. Учетная политика для целей налогового учета должна включать следующие разделы: - общие положения; - методологические вопросы; - организационные вопросы. В «Общие положения» включаются принципы ведения и формирования налоговой отчетности, нормативно-правовое регулирование. Методологические правила – это способы учета для правильного расчета налогов и сборов: - правила формирования налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством; - правила формирования налоговой базы в соответствии с новым законодательством; - правила формирования налоговой базы в соответствии не проработанностью налогового законодательства. В случае осуществления организацией нескольких видов деятельности в учетной политике особенности учета каждого из них. К организационным вопросам налогового учета следует отнести правила организации учетного процесса, то есть: - организация налогового учета в организации; - формы и правила формирования учетных регистров; - организация документооборота при налоговом учете, порядок хранения регистров и отчетности. Таким образом, можно сказать о том, что формирование учетной политики организации это сложный и многоэтапный процесс. Разработка учетной политики возложена на главного бухгалтера в ее утверждение на руководителя. В крупных организациях к формированию учетной политики подключаются различные подразделения и ответственные сотрудники: экономический, бухгалтерия, финансовый. 1.2 Порядок формирования учетной политики Регулирование бухгалтерского учета в России представлено следующей иерархией: 1. Законодательный уровень регулирования. 2. Стандартный уровень. 3. Методологический уровень. 4. Организационный уровень. В настоящее время в нашей стране сформирована четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета. Название первого уровня регулирования говорит само за себя: этот уровень включает в себя различные законодательные акты, в том числе Конституцию, федеральные законы и кодексы, указы и указы, а также многие другие нормативные документы, которые в целом являются обязательными для исполнения по всей стране. Закон «О бухгалтерском учете» играет наибольшую роль, являясь своего рода основой для бухгалтерского учета в организациях. Ранее это был Закон № 129-ФЗ, принятый еще в 1996 году. С 2013 года был принят усовершенствованный закон о бухгалтерском учете № 402-ФЗ. Следующий уровень представлен Положением о бухгалтерском учете. На данном этапе 24 положения были утверждены и вступили в силу. Некоторые из них дорабатываются и меняются со временем и меняющейся экономической ситуацией. Третий уровень представлен различными буквами, пояснениями и методическими указаниями для выполнения каких-либо деловых операций, например, для проведения инвентаризации. Четвертый уровень регулирования - это организационно-распорядительная документация, которая формирует учетную политику конкретной организации. Эти документы разрабатываются консалтинговыми фирмами по заказу организации или непосредственно самой организацией. Документы этого уровня включают заказы, рабочие инструкции, инструкции, инструкции по учету определенных операций или объектов. Принципы учетной политики следует учитывать на основании положений ПБУ 1/2008. Как и в Концепции бухгалтерского учета, они включают две группы принципов: допущения и требования к учетной политике. В соответствии с пунктом 5 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики регулируются четыре допущения: предположение о разделении имущества, предположение о непрерывности деятельности, предположение о последовательности применения учетной политики, предположение о временной достоверности фактов экономическая активность. В пункте 6 ПБУ 1/2008 изложены требования к учетной политике: требование полноты, требование своевременности, требование осторожности, требование приоритета контента над формой, требование согласованности и требование рациональности. В таблице 1.1 приведено соотношение принципов бухгалтерского учета, финансовой отчетности и учетной политики, сформулированных в рассматриваемых нормативных документах [39, с. 70]. Данные таблицы 1.1 убедительно указывают на то, что списки принципов бухгалтерского учета, финансовой отчетности и учетной политики, сформулированные в соответствующих российских нормативных документах, не совпадают, хотя и содержат дублирующие компоненты. Таблица 1.1 – Перечни принципов бухгалтерского учета, финансовой отчетности и учетной политики в российских нормативных документах Область учетных вопросов Перечень принципов Нормативный документ Бухгалтерский учет в целом Допущения: имущественной обособленности организации, непрерывности деятельности организации, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности; уместность, существенность, надежность (объективность приоритет содержания перед формой, нейтральность, осмотрительность, полнота), сравнимость Концепция Финансовая отчетность Достоверность, полнота, нейтральность, последовательность, сопоставимость, существенность ПБУ 4/99 Учетная политика Допущение имущественной обособленности, допущение непрерывности деятельности, допущение последовательности применения учетной политики, допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, требование полноты, требование своевременности, требование осмотрительности, требование приоритета содержания перед формой, требование непротиворечивости, требование рациональности ПБУ 1/2008 Хозяйствующий субъект самостоятельно формирует свою учетную политику (пункт 2 статьи 8 Закона № 402-ФЗ) и руководствуется федеральными и отраслевыми стандартами. Более того, при определении метода учета для конкретного объекта организация делает свой выбор на основе тех методов, которые разрешены именно федеральными стандартами (п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Это связано с тем, что отраслевые стандарты устанавливают специфику применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности и не могут им противоречить. Иная ситуация с объектами, по которым метод бухгалтерского учета по федеральным стандартам не установлен. Согласно пункту 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ в этом случае хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает способ содержания такого объекта на основе требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Это довольно всеобъемлющее правило, которое, кстати, также закреплено в пункте 7 ПБУ 1/2008. Хотя он сформулирован несколько иначе, это примерно то же самое, что указано в Законе № 402-ФЗ: если методы учета не установлены по конкретному вопросу в нормативных правовых актах, то при создании учетной политики организация разрабатывает соответствующий метод, основанный на ПБУ 1/2008 и других положениях, а также на МСФО. На практике бухгалтеры часто вынуждены разрабатывать свои собственные методы учета. В федеральном законодательстве невозможно описать все многообразие фактов экономической жизни хозяйствующих субъектов. В свою очередь, отраслевые нормативные акты недавно были созданы с большой задержкой в отношении момента их необходимости. Поэтому такие документы являются устаревшими, когда они публикуются, и могут не являться полноценным помощником бухгалтера в решении насущных проблем бухгалтерского учета. Основными требованиями (пункт 6 ПБУ 1/2008), которым должна соответствовать учетная политика организации в целом и методы бухгалтерского учета, которые она разрабатывает, в частности, являются требования полноты, своевременности, осмотрительности, последовательности, рациональности мер бухгалтерского учета Приоритет содержания фактов экономической жизни перед их формой. Эксперты часто обращаются к последним двум требованиям в процессе подготовки рекомендаций по проблемным вопросам бухгалтерского учета. Это понятно, поскольку оптимальная организация учета операций, в соответствии с ее фактическим экономическим значением, является, по сути, одной из важнейших профессиональных задач бухгалтерской службы. Комбинация этих методов фиксируется в соответствующем порядке главы. Очевидно, что те методы бухгалтерского учета, которые разрабатываются организацией самостоятельно, также должны быть включены в организационный и административный документ. Ответ на этот вопрос содержится в Законе № 402-ФЗ. Дело в том, что согласно его положениям (ст. 21) документами, регламентирующими бухгалтерский учет, являются: федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты хозяйствующего субъекта. Стандарты хозяйствующего субъекта квалифицируются как документы, предназначенные для упорядочения организации и учета. Стандарты, разработанные в качестве приложений к приказу об учетной политике, должны раскрывать, объяснять, описывать «ноу-хау» в бухгалтерском учете организации. В свою очередь, в тексте заказа дается только сухой баланс проблемы (указание конкретного номера счета, используемого для отражения конкретной операции, соответствие счетов с кратким описанием экономического значения операции и т. Д.). Условие последовательности применения организацией разработанной им учетной политики содержится как в МСФО (IAS) 8 (пункт 10), так и в ПБУ 1/2008 (пункт 5), но это не означает, что принятая учетная политика не может быть изменена. Причины изменения учетной политики должны быть обоснованы. Российский и зарубежный подходы к изменению учетной политики схожи, и все же мы приведем их в сравнительной таблице 1.2. Если говорить о разработке новых методов учета уже существующих на предприятии объектов (факты экономической жизни, доходов, расходов, источников финансирования), это, несомненно, приведет к изменению учетной политики. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет с начала отчетного года производится изменение учетной политики, если иное не указано причиной такого изменения. Одним из последствий изменения учетной политики является ее ретроспективное применение. Это правило существует как в национальной, так и в международной практике. Согласно МСФО (IAS) 8 ретроспективное приложение заключается в применении новой учетной политики к транзакциям, другим событиям и условиям таким образом, как если бы эта учетная политика всегда использовалась в прошлом. Таблица 1.2 – Причины изменения учетной политики Закон № 402-ФЗ ПБУ 1/2008 IAS 8 Изменение учетной политики может производиться в случае: Предприятие должно вносить изменения в учетную политику, только если такие изменения требуются каким-либо МСФО или приведут к тому, что финансовая отчетность будет предоставлять надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или движение денежных средств предприятия - изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами; - разработки или выбора нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приведет к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета; - существенного изменения условий деятельности экономического субъекта - изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; - существенного изменения условий хозяйствования (может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности) В силу пункта 15 ПБУ 1/2008, последствия изменений учетной политики (кроме тех, которые вызваны изменениями в законодательстве), которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты его деятельности и (или) денежных потоков отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда денежная оценка таких последствий по отношению к периодам, предшествующим отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной достоверностью. Согласно пункту 7.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, информация о финансовом положении организации формируется такими элементами, как активы, обязательства и капитал. Финансовые результаты деятельности организации можно судить по показателям ее доходов и расходов. В свою очередь информация об изменениях в финансовом положении организации, которая отражена в отчете о движении денежных средств, извлекается из элементов бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. В соответствии с пунктом 15 ПБУ 1/2008 в случаях, когда денежная оценка последствий изменений в учетной политике в отношении периодов, предшествующих отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной достоверностью, измененный метод учета применяется к соответствующим фактам экономической активность, возникшая после введения модифицированного метода (перспективно). Чтобы правильно использовать высказанное предположение, необходимо понять, в каких случаях невозможно достоверно оценить последствия изменений в учетной политике. Для этого мы обратимся к терминологии пункта 5 МСФО (IAS) 8, согласно которой для определенных предыдущих периодов практически невозможно ретроспективно применить изменения в учетной политике, если: - эффект ретроспективного применения не может быть определен; - ретроспективное применение требует предположений о намерениях руководства в этот период или значительных оценок, информация о которых не может быть объективно идентифицирована. В заключение можно утверждать, что при пересмотре учетной политики на 2013 год бухгалтер должен учитывать не только положения национальных стандартов бухгалтерского учета, но и стандарты МСФО, которые во многих отношениях могут дополнять базовые знания о наиболее важных местных документ бухгалтерской службы - учетная политика. Кроме того, следует отметить, что Закон № 402-ФЗ позволяет реструктурировать документ путем разработки собственных стандартов бухгалтерского учета в форме разработки методов учета, которые не раскрываются на федеральном уровне для «уникальных» объектов. Если изменение учетной политики не является техническим и действительно подразумевает изменение ранее использованного метода учета для конкретного объекта, организации необходимо оценить свои возможности для ретроспективного применения новой учетной политики, что не всегда возможно и оправдано.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Политология, 69 страниц
1725 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg