Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Модели социального функционирования телевидения

happy_woman 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Актуальность избранной мною темы определяется растущим значением телевидения и средств массовой коммуникации в формировании общественного сознания. В условиях современного развития России, когда печатные СМК и Интернет оказываются доступны не всем группам населения и регионам, телевидение остается самым массовым средством коммуникации. Телевидение, на данный момент, является наиболее популярным видом СМИ. Это подтверждают данные статистики, более 70% населения, по данным 2019 года, смотрят телевизор почти каждый день. Такое монопольное положение телевидения объясняется многими причинами: оперативностью, образностью, «эффектом присутствия» и т.д. Соответственно, занимая такое положение, телевидение выступает наиболее мощным инструментом влияния на массовое сознание.
Введение

Последнее десятилетие XX века, ставшее для России этапом глубоких перемен, коренным образом изменило политическую и экономическую ситуацию в стране и вместе с ней сознание россиян. Одним из важнейших аспектов социологического анализа современных тенденций развития общества является изучение социального настроения людей. Социальное настроение становится индикатором определения уровня благополучия, социальной устроенности или неустроенности общества. Изучение социального настроения долгое время проводилось в рамках исследований об общественном сознании и коллективной психологии: Г. Лебон, Г. Тард, Ч. Кули, Э. Дюркгейм, К. Маркс, Е.В. Де Роберти, Н.И. Кареев, В.М. Бехтерев, П. Сорокин и другие. В последнее десятилетие изучение этой проблемы получает все большее развитие: в социологической литературе все чаще встречаются такие понятия как «социальное настроение», «общественные настроения», «настроение масс», «социальное самочувствие». Среди современных исследователей социального настроения можно назвать таких российских ученых как Б.Ф. Поршнев, Б.Д. Парыгин, Ж.Т. Тощенко, С.В. Харченко и других. Несмотря на то, что в данной области накоплен богатый исследовательский материал, нет глубоких исследований, в полной мере отражающих современное положение дел. Так, например, до сих пор остается открытым вопрос о природе, сущности, структуре социального настроения. Социальное настроение как социально-психологическое образование является, прежде всего, продуктом духовно-практического освоения мира. Оно складывается под воздействием всей информации, которая поступает в его мозг в единицу времени. Как известно, в современном обществе одним из основных источников информации является телевидение. Поэтому очень важным становится изучение влияния телевидения на мировоззрение, социальное настроение и поведение людей. Пользуясь специфическими методами воздействия на аудиторию, СМИ всегда оказывали влияние на массовое сознание. По мере увеличения количества разнообразных СМИ, появления новых влияние их становится все обширнее и разнообразнее. В современную информационную эпоху, когда информация становится вездесущей и всепроникающей настолько, что человек порой уже неспособен реагировать на те или иные медиасообщения, особенно актуальным становится всестороннее изучение эффективности медиавоздействия. Изучение эффективности, не просто как достижения любого эффекта, а именно как достижения того эффекта, который задумывался коммуникатором.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы……………………………………………………………. 5 1.1. ……………………..5 1.2. ……………………………………………..……… …………… ………. 10 1.3. ….. …………………………………………………………………………………… 16 Глава 2. Анализ организационно-хозяйственной деятельности выбранной организации………… …………………………………………………………………………….20 2.1. ………………… 20 2.2. …………………….. …………………………………………………… 27 2.3. ……………… …………………………………………………………………………..31 Глава 3. Оценка эффективности……………………………………………………………36 3.1…………………………………………………………………………………………….36 3.2……………………………………………………………………………………………47 Заключение ..50 Список литературы… 55 Приложения ……………………………………………………………………. 58
Список литературы

1. Брайнт, Дж, Томпсон. Основы воздействия СМИ. - М., СПб, Киев Издательский дом «Вильямс» - 2004 2. Вакурова Н.В.. Пространственно-временная организация телевизионных передач. - Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - М., 1981. 3. Ворошилов В. В. Маркетинговые коммуникации в журналистике. - М., 2005. 4. Гладько А.М. Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России – Москва, 2008. 5. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 232 с. 6. Ковалев П. А. Типологизация телезрителей по жанрово-канальным предпочтениям как способ изучения телеаудитории // Науч. труды МосГУ. Выпуск 60. М., 2005. 7. Коломиец В.П. Телерекламный бизнес, Сост. и общ. Ред. Международный Институт Рекламы, Москва, 2001, стр.37 8. Матвеева Л.В., Т.Я.Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: РИП-холдинг, 2004.стр.315. 9. Пашутин Д.Ю. Роль и место телевидения в современном медиапространстве//Вестник Самарского государственного экономического университета. 2010. № 2. стр. 98. 10. Ромат Е.В. Реклама. История, теория, практика. - СПб.: Питер, 2003. – 556 с. 11. Саруханов В.А. Азбука телевидения: учеб. пособ. для вузов. ? М.: Аспект Пресс, 2003. – 191 с. 12. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – 574 с. 13. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – 303 с. 14. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – М.: Эксмо, 2004. – 448 с. 15. Шариков А.В. Особенности вещания региональных каналов. – М.: ИЦ «МарТ», 2004. – 150 с.. Ресурсы Интернет 1. http://www.advertology.ru 2. http://www.sostav.ru 3. http://aup.ru/ 4. http://cfin.ru/ 5. http://polbu.ru/ 6. http://bibliotekar.ru/ 7. www.mediaryazan.ru 8. http://evartist.narod.ru 9. http://vestnik.ipk.ru 1 Саруханов В.А. Азбука телевидения: учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – Стр. 84. 2Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. История американской рекламы. - СПб.: Питер, 2002. 3 Шариков А.В. Особенности вещания региональных каналов. – М.: РусПартнер Лтд, 2004, стр.34. 4 Саруханов В.А. Азбука телевидения: учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003, стр. 92 5Саруханов В.А. Азбука телевидения: учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003. – С. 93. 6Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 190 с. 7Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – С. 208. 8Коломиец В.П. Телерекламный бизнес.//Рекламные технологии, 2004. №4. – С. 36. 9Ромат Е.В. Реклама. История, теория, практика. – СПб.: Питер, 2003. 10 Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 230 с. 11Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2002. 12Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. – СПб.: Питер, 2002. – С 250. 13Ромат Е.В. Реклама. История, теория, практика. - СПб.: Питер, 2003. стр. 556. 14Гладько А.М. Социальные условия и предпосылки становления общественного телевидения в России.– М.: Пресс, 2008.– С. 67. 15Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: РИП-холдинг, 2004. 16Дзикевич С.А. Эстетика рекламы: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. 17Пашутин Д.Ю. Роль и место телевидения в современном медиапространстве// Вестник Самарского государственного экономического университета, 2010. № 2. – С. 98.
Отрывок из работы

Глава 1. История развития телевидения 1.1. Основные модели социально-экономической организации телевидения Исторически сложилось так, что регулярное телевещание началось почти одновременно в трех регионах ? США (1944г.), Западной Европе (во Франции – в 1944г., в Англии ? в 1946 г.) и Советском Союзе ? в 1945 г. В остальных странах появление и развитие телевидения происходило уже в 50-е годы XX столетия. Соответственно сформировались три основные модели социально-экономической организации телевидения ? американская, западноевропейская и советская.1 В каждой модели по-своему решаются ключевые вопросы: • кому принадлежит телевидение, • кто его финансирует, • чьи интересы оно отражает, • кто и как его контролирует, • каковы взаимоотношения между ТВ и обществом, ТВ и культурой, ТВ и властью. Модель, возникшую и получившую распространение в США, называют коммерческой. Это очень характерно для США, где любое техническое изобретение, будь то фонограф, фотография, радио, кинематограф или автомобиль, сразу же становились предметом коммерции и бизнеса. Предприимчивые американцы, безошибочно угадывая большие коммерческие возможности и экономическое будущее технических новшеств, овладевали ими с самого начала, вкладывая деньги, чтобы в будущем получать громадные прибыли. Благодаря их усилиям каждое техническое новшество быстро осваивалось и превращалось в самостоятельную отрасль индустрии и бизнеса. Во второй половине XX столетия такой перспективной и прибыльной сферой бизнеса стало телевидение. США являются классической страной коммерческого телевидения.2 Телевидение здесь находится в частной собственности, государственное телевидение отсутствует. Частное коммерческое телевидение подчиняется жестким законам рынка, и прежде всего, принципу конкурентной борьбы. Это заставляет телевещателей находиться в постоянном поиске новых телевизионных форм, технических ухищрений, для того чтобы удержать телезрителей на своем канале. Такой принцип диктует американскому телевидению ориентацию на зрительские интересы, высокую мобильность, нацеленность на динамичное развитие. Программы трех национальных коммерческих телесетей ? National Broadcasting Company (NBC), Columbia Broadcasting System (CBS) и American Broadcasting Company (ABC) каждый житель США принимает бесплатно. Экономическую основу их существования составляют реклама и другие виды коммерческой деятельности. Основные прибыли телекомпании получают от продажи рекламодателям эфирного времени, дополнительными источниками доходов служат собственное производство фильмов, звукозапись, продажа видеокассет, издательская деятельность. Поскольку экономическое благополучие коммерческого телевидения зависит главным образом от рекламы, а, следовательно, от рекламодателей, главной задачей телевизионного вещания становится собрать как можно больше зрителей у телевизионного экрана и «продать» их рекламодателю. Поэтому между каналами идет постоянная борьба за телезрителей. Судьями в этой борьбе выступают социологи, которые каждую минуту, секунду с помощью рейтингов выносят вердикт той или иной передаче. Чем больше передача собирает зрителей, тем больше платит рекламодатель за размещение в ней рекламы. Ориентация на интересы и потребности «большинства» определяет преобладание в программах наиболее массовых видов зрелищ: информации и развлекательных программ. Развлекательные программы различных видов и жанров составляют до 70% эфирного времени – в основном это телесериалы и фильмы, игры, шоу, викторины и музыкальные программы. И хотя профессиональный уровень американских телепрограмм высок, их интеллектуально-художественная ценность, как правило, очень низка, поскольку ориентация на массовость и общедоступность требует стандартизации и «усреднения» их до уровня наиболее распространенного типа потребителя. Иными словами, культурно-просветительские функции ТВ вступают в противоречие с коммерческими целями и неизбежно приносятся в жертву последним. Противоположностью рыночной (коммерческой) модели выступает государственное телевидение. Модель государственного телевидения, которая сложилась на этапе появления и распространения телевидения в Западной Европе, называют общественной (иногда общественно-государственной, публично-правовой и т.д.). Телевидение здесь финансируют полностью или в основном сами зрители путем ежемесячной абонентской платы.3 Эта модель функционирования телевидения имеет некоторые защитные механизмы от рыночной стихии и конкурентной борьбы, а главное – от диктата рекламодателей, ориентированных на вкусы усредненного большинства, что позволяет телепроизводителям создавать культурно-просветительские программы, ориентироваться на гуманистические, общечеловеческие ценности. Общественно-государственная модель телевидения в Европе унаследовала специфику и структуру системы радиовещания, которая начала складываться в 20-е годы прошлого столетия. Первые производители радиотехники создавали локальные радиостанции для демонстрации возможностей технического новшества и своего оборудования. Правительство в то время еще не определило конкретные цели своей политики в отношении нового явления. Но когда радиостанций стало много, они начали «мешать» друг другу в радиоэфире. Чтобы обеспечить слушателям возможность уверенного приема радиопередач, необходимо было обеспечить зоны охвата радиостанций, которые не перекрывали бы друг друга. Во многих странах распределением воздушного пространства для оптимального использования ограниченного набора доступных частот занимались министерства связи (или коммуникаций). Так была создана традиция регулирования радио. В 1950-х годах, когда стало распространяться телевидение, государство начало строить модель регулирования телевещания, опираясь на модель регулирования радиовещания. Более того, некоторое время телевидение рассматривали как форму «видимого радио», имеющего те же рамки и ограничения для своего функционирования и развития.4 И потому считалось само собой разумеющимся, что телевидение должно осуществляться национальными радиовещательными службами, основанными в 20-х годах. Такая модель функционирования и общественно-государственного регулирования телевещания просуществовала в странах Западной Европы вплоть до конца 70-х годов, когда появилось спутниковое и кабельное телевидение и начались процессы коммерциализации и дерегуляции телевещания. И наконец, третья модель организации и социального функционирования телевещания сложилась в СССР и была в основном репродуцирована в социалистических странах Восточной Европы. Это тоже государственное телевидение, но построенное на совершенно иных принципах. Советскую модель телевещания называют государственно-монополистической, авторитарной, тоталитарной. Она характеризуется государственной монополией на телевещание, госбюджетным финансированием, полным подчинением телевизионной политики власть предержащим, жестким идеологическим контролем. Российские зрители, так же как и американские, ничего не платили за телевидение, т.к. финансировалось оно не за счет абонентской платы (по крайней мере, последние 30 лет), а целиком из государственного бюджета.5 Рекламы, как таковой, на советском телевидении не было, а поэтому диктатуре рейтинга в этом типе вещания противостояла диктатура идеологии, а принципу конкурирующих сетей – система безусловной централизации. Телевидение (как и другие коммуникативные институты) официально именова-лось «средством массовой информации и пропаганды», информа¬ционные и развлекательные передачи воспринимались под углом пропагандистского предназначения. Роль вещания в СССР на после¬днем этапе его существования была сформулирована тогдашним глав¬ным идеологом Политбюро ЦК КПСС Е. К. Лигачевым: «Все телеви¬зионные и радиопередачи должны быть подчинены одной цели – разъяснению и претворению политики партии в жизнь». Тотальный полити¬ческий контроль над вещанием оправдывался целью «повседневного политического, культурного и эстетического воспитания населения». Председателя Гостелерадио назначало Политбюро, руководство ЦК следило за кадровыми перемещениями на вершине вещательной пи¬рамиды и за содержанием программ, особенно информационных и публицистических.6 Другой важной задачей советского ТВ была пропаганда достижений науки и техники, распространение знаний и образования, т.е. культурно-просветительская функция. В середине 60-х годов был создан даже первый в мире самостоятельный учебно-образовательный телеканал, а затем литературно-просветительный – «для интеллигенции». В последнюю очередь всегда упоминалась развлекательная функция ТВ, которая рассматривалась как задача «организации культурного досуга населения». Планомерному и целенаправленному осуществлению этих функций способствовала централизованная структура института телевидения, управлявшегося из единого центра – Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР). Этот же орган (Коллегия Гостелерадио) определял программную политику, регулировал содержание телевизионных передач путем тематического планирования. В тематических планах советского телевидения главное место занимали общественно-политические передачи, затем – культурно-просветительские, наименьшая доля приходилась на развлекательные программы. Большую часть передач готовили одни и те же редакции Центрального телевидения.7 Руководство Гостелерадио – по идеологическим, прежде всего, соображениям ? могло снять с эфира любую передачу, какой бы популярностью она ни пользовалась у зрителей. Наиболее памятный в этом отношении пример ? закрытие в 1970-х годах всенародно любимой программы КВН с ее «сомнительными», по мнению Гостелерадио, шутками. Таким образом, в 60-х годах XX века в мировом вещательном пространстве окончательно оформились три ведущие модели социального функционирования телевидения: коммерческая, общественная и государственно-монополистическая. Но развитие техники, освоение новых технологических возможностей телевещания, а также изменения в социально-политической атмосфере привели к трансформации сложившихся моделей. Преобразования в каждой из них, однако, имели разные причины и разную направленность. Коммерческое телевидение в США, ориентированное на массовую аудиторию, породило противоположное себе явление ? индивидуализацию спроса. Ориентация на удовлетворение разнообразных потребностей зрителей стимулировала возникновение множества программ, каналов, чему способствовало развитие локальных кабельных сетей и спутникового вещания. Мультиканальное вещание, порожденное когда-то кабельными сетями, изначально рассчитано на «узкие» интересы, на удовлетворение потребностей в телесмотрении конкретных целевых групп, что также представляет интерес для рекламодателей.8 Специализированные ? спортивные, развлекательные, информационные, фильмовые, детские, семейные и пр. ? телевизионные каналы составляют сегодня значительную долю американского телевизионного эфира. Правда, это уже не бесплатное удовольствие. За возможность смотреть программы «по интересам» зрителям приходится платить, осуществляя своего рода «подписку» на тот или иной интересующий канал (или пакет каналов). Такой подход к телевизионному вещанию приводит к возникновению новой модели ? маркетинговой, при которой определяющим становится уже «меньшинство», а успешность функционирования телевидения зависит от количества денег у этого «меньшинства». Общенациональные сети, ориентированные на максимальную аудиторию, утратили свою монополию, и стали частным случаем вещательного многообразия. Специализированные платные каналы успешно конкурируют с коммерческими общенациональными телевизионными сетями. Наиболее серьезным из них является знаменитый круглосуточный информационный канал CNN Руперта Мэрдока и Тэда Тернера. Начав с владения маленькими региональными телевизионными станциями, вещавшими на локальные кабельные сети, эти предприниматели стали крупнейшими телемагнатами, создавшими глобальные телевизионные империи. Освоение возможностей спутникового телевещания позволило американскому ТВ выйти за пределы своей страны. В конце 70-х годов американское коммерческое телевидение вторгается в европейские эфирные границы, вступая в конкурентную борьбу с общественно-государственными телекомпаниями.9 Это повлекло за собой коренную перестройку европейской модели общественно-государственного телевещания, и прежде всего, системы государственного регулирования вещания, которая была, как уже отмечалось, заложена в 20-е годы XX века на этапе распространения радиовещания и закреплена в 50-е – в период распространения телевидения. Процесс трансформации европейской модели телевещания шел в направлении коммерциализации и ослабления государственного регулирования (дерегуляции).10 Специалисты считают, что к моменту экспансии коммерческого телевидения социально-политический климат во многих европейских странах благоприятствовал дерегуляции. Коммерческие (спутниковые и кабельные) каналы распространяли свое влияние в Европе вне зависимости от характера политического строя в той или иной стране. Например, во Франции социалистическое правительство Миттерана, пришедшее к власти в 1981 году, намеривалось освободить вещателей от непосредственного контроля со стороны правительства. Для этого в 1983 году был создан Высший Комитет по аудиовизуальным средствам, ответственный за развитие и контроль над телевидением. На практике с каждой сменой правительства орган, регулирующий телевидение, также изменялся, отражая те цели, которые преследовала коалиция, получившая власть. Для того чтобы завоевать популярность у избирателей, и социалистическое, и консервативное правительство стремилось расширить выбор телепрограмм – путем выдачи лицензий новым каналам или приватизации существовавших общественно-государственных телеканалов, как произошло с ТФ1 во Франции. Коммерциализация телевидения в Европе привела к тому, что общественно-государственные каналы уже не могли конкурировать с коммерческими каналами.11 А поэтому вынуждены были прибегнуть к рекламе как дополнительному источнику финансирования. И сегодня практически все европейские государственные каналы (за исключением Би-Би-Си) используют рекламу. Таким образом, коммерциализация и дерегуляция европейского телевещания вызвали трансформацию традиционной европейской модели общественно-государственного телевидения и формирование новой ? «смешанной» – модели, в рамках которой развиваются и конкурируют друг с другом как государственные, так и частные телеканалы (коммерческие, платные). Так, во Франции помимо трех общенациональных государственных каналов – «Франс-2», «Франс-3» и «Арте» (совместное детище французов и немцев) – функционируют два общенациональных коммерческих – ТФ1 и Мб, а также популярный платный спутниковый «Канал-плюс». Кроме того, кабельное телевидение позволяет за умеренную плату принимать большое количество разнообразных платных спутниковых каналов, включая американский CNN и британский Sky news. Такая «смешанная» модель, несмотря на проблемы, которые существуют (в частности, американизация телепрограмм, доминирование развлекательной продукции и пр.), оказывается, по мнению многих специалистов, наиболее творчески плодотворной. Конкуренция коммерческого и общественно-государственного ТВ «стимулирует достоинство каждой из этих моделей вещания и поглощает их недостатки (опасность элитарного телевидения для «высоколобых» или, напротив, угрозу культурной стерилизации). И хотя год за годом конфронтация обостряется, безусловная победа одной из сторон означала бы поражение западноевропейского телевидения в целом».12 К такому же выводу пришел американский ученый Сидни Хед, предпринявший сравнительное проблемно-типологическое исследование радио и телетрансляционных систем мира, результаты которого изложил в книге «Трансляционные системы мира. Сравнительный анализ». Автор исходит из того, что эфир – всечеловеческая собственность и право пользоваться им, для информационных связей должно, быть естественным для всех жителей Земли. Но в разных странах существуют свои формы контроля со стороны общества за этим правом, обусловленные политическими, культурными, технологическими и социально-экономическими факторами. 1.2. Характеристика телеаудитории в условиях современного телевещания В ХХ веке массовая коммуникация, проникнув в ткань социальной жизни, стала неотъемлемой частью повседневности. В начале XXI века наиболее распространенным и влиятельным средством массовой информации продолжает оставаться телевидение, несмотря на распространение новых коммуникационных технологий. На рубеже XX–XXI веков отечественное телевидение под влиянием общественно-экономических преобразований подверглось институциональной трансформации, выразившейся в процессах децентрализации, либерализации и коммерциализации.14 Состояние и перспективы развития телевидения в России – важный дискуссионный вопрос, который привлекает внимание широких слоев общественности: ученых, политиков, журналистов, общественных деятелей. Нынешнее российское телевидение нередко вызывает недовольство и является объектом критики. Его критикуют за перенасыщенность рекламой, ангажированность и зависимость от власти, обилие криминала на экране, пошлость, безвкусицу, низкий морально-нравственный уровень телевизионных передач и т.д. С начала 1990-х годов неоднократно предпринимались попытки регламентировать содержание телевизионных передач, однако реального эффекта это не принесло. В поисках ответов на вопросы о путях дальнейшего развития телевидения участники дискуссии нередко обращаются к зарубежному опыту – как теоретическому, так и практическому. В качестве одного из направлений развития рассматривается возможность становления в России общественного телевидения. Этот феномен, хорошо известный в мире (особенно в странах Западной Европы), представляет собой особую форму социально-функциональной организации телевещания, которой свойственны независимость (как от властей, так и от рекламного рынка), ориентированность на «служение общественному благу», высокий культурный, интеллектуальный и нравственный уровень программ. В России института общественного вещания не было. В СССР исторически обусловленной формой социальной организации телевидения была государственная монополия, которая в период политических и социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века, по сути, трансформировалось в систему частных коммерческих телевещательных компаний. Телевидение, как никакой другой вид коммуникации, воздействует на потребителя сразу по многим параметрам – во-первых, физиологически, а, во-вторых – психологически.15 Поскольку телевидение всем арсеналом своих средств может воздействовать на наши главные органы чувств – зрение и слух. Сегодня телезритель зачастую становится заложником телепередач. Достаточно вспомнить любое интерактивное телевизионное шоу, чтобы подтвердить это. Если зрители уделяют так много времени телевизионному досугу, соответственно все то, что они смотрят, оказывает на них воздействие. Мы стремимся копировать манеры и жесты героев сериалов, стараемся носить такую же одежду, как у героев телепрограмм, стричься или наносить такой же макияж, как посоветуют нам в модной передаче по стилистике. Возможность кодировки сигнала, наличие телевизора в каждом доме, создание эффекта присутствия – эти и другие особенности сделали телевидение наиболее эффективным средством воздействия на массовое сознание. Для телевидения характерны два эстетико-психологических измерения:16 Мозаичность Мозаичность характеризуется тем, что каждое из сообщений как бы выступает само по себе в виде относительно завершенного фрагмента, не связанного четкими причинно-следственными отношениями с другими элементами программы. Резонанс Взаимодействие отдельных точек телевизионной мозаики – нелогичное, нелинейное сведение их воедино – как бы резонируют в сознании аудитории. Обе особенности телевидения повышает значение сиюминутного воздействия на восприятие человека. Принципы такого взаимодействия и становятся основополагающими факторами воздействия на целевую аудиторию. Это, прежде всего, эмоциональное воздействие, сводящееся, по сути дела, к скрытому духовному принуждению. Мозаичная пестрота рекламы в считанные секунды создает вполне определенный, точно найденный образ. Создается, так называемая, «виртуальная реальность», в которую человек верит. Особенно это эффективно совпадает, когда форма рекламного послания совпадает с внутренними установками потребителя. Интеграция рекламы в телевизионный процесс придает ему совершенно новое качество. В рекламе потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке соединяется с общественной потребностью. Именно этот эффект сочетания потребностей вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры и индустрии. В современном обществе в целом идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир. Этот воображаемый мир, и мышление погруженного в него человека становится аутистическим, т.е. полностью отвлеченным от внешнего мира. В общем виде такие люди образуют общество спектакля в чистом виде – они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам. Именно глаз телекамеры, передающий событие с максимальной правдоподобностью, превращает его в «псевдособытие». Телевизионная реклама относится к наиболее дорогим средствам рекламы. Хороший ролик стоит очень дорого, еще дороже может стоить эфирное время. Например, цена минуты телевизионного времени в прайм-тайм («горячие» часы) по американскому телевидению достигает в некоторых случаях около ста пятидесяти тысяч долларов. Аналогичный показатель на российских каналах значительно ниже. Хотя в последние годы он стремительно приближается к американскому показателю. Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Сегодня информация стала инструментом власти.17 Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Телеаудитория — не просто механическое множество индивидов, выделенное по некоторому формальному набору признаков. Телеаудитория — это некая макроцелостность. Всякий раз есть нечто, объединяющее телезрителей, — образ жизни, общность языка, культуры, ценностные ориентации, профессиональные интересы, социальные проблемы и т.д. Только, к сожалению, это нечто далеко не всегда поддается осмыслению и описанию. Из данной посылки вытекает, что телеаудитория как макроцелостность должна подчиняться специфическим законам, присущим ей и только ей. Отсюда же следует, что она должна иметь и некоторую структуру. «Элементарная частица» этой структуры — телезритель. Через телевидение он включен в процесс массовой коммуникации, одновременно участвуя и в микрокоммуникационных взаимодействиях. А они, как показали еще И. Кац и П. Лазарсфельд, оказывают сильнейшее влияние на макрокоммуникационные процессы. Представление о телеаудитории как о разрозненной, внутренне не связанной совокупности индивидов, которое было характерно для эпохи становления телевещания, оказалось слишком упрощенным. Следовательно, к телеаудитории применимы принципы системного подхода. Телеаудитория как целостность является подсистемой в системе более высокого уровня (например, по отношению ко всему населению или по отношению к телевидению в целом как социально-культурному феномену). В то же время можно говорить об общей и частной телевизионной аудитории, вторая из которых образует подсистему относительно первой. На формальном уровне частные телевизионные аудитории выделяются путем дифференциации параметрических границ общей телевизионной аудитории. Телевизионный просмотр можно представить как своего рода социальную роль — индивид в роли телезрителя. Тогда имеет смысл говорить о функциях, присущих данной роли, и рассматривать общие функциональные (ролевые) закономерности телевизионной аудитории. Переход индивида в роль телезрителя требует особого исследовательского внимания. И хотя такой переход неоднократно рассматривался (обычно на уровне изучения мотивов телевизионного просмотра), многое остается неясным. Ясно лишь, что следует различать собственно факт включения телевизора, факт телевизионного просмотра и факт целенаправленного обращения к конкретной телепрограмме на конкретном канале. Причем эти три факта могут быть вызваны различными мотивами. Более того, возможны и изменения мотивов в процессе перехода в роль телезрителя: человек включает телевизор под влиянием одних мотивов; на экране он видит что-то, что меняет мотивацию — он переходит на другой, на третий, на четвертый канал и наталкивается на что-то, вызывающее уже новые мотивационные ориентации. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что телеаудитория — динамическая система, в которой на микроуровне с высокой скоростью непрерывно происходят изменения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Телевидение, 34 страницы
408 руб.
Курсовая работа, Телевидение, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Телевидение, 41 страница
492 руб.
Курсовая работа, Телевидение, 28 страниц
336 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg