Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Анализ показателей деловой активности и рентабельности предприятия(организации) и направления их оптимизации (на примере АО «Туруниверсал»)

happy_woman 1425 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 57 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Выпускная квалификационная работа по теме « Анализ показателей деловой активности и рентабельности предприятия(организации) и направления их оптимизации (на примере АО «Туруниверсал») Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка используемых источников, состоящего из 30 источника. Работа изложена на 61 листах печатного текста, содержит 6 таблиц. Цель данной выпускной квалификационной работы – провести анализ рентабельности и деловой активности организации и предложить мероприятия по повышению эффективности ее деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: --выявить сущность, содержание, цель и задачи анализа рентабельности и деловой активности предприятий; --рассмотреть методы расчета показателей, влияющих на рентабельность предприятий; --описать методы моделирования значений показателей рентабельности и деловой активности организаций; --рассмотретьорганизациюбухгалтерскогоучетаАО «Туруниверсал» --провести анализрентабельности,финансовойустойчивости, ликвидности и деловой активности АО «Туруниверсал» --разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности АО «Туруниверсал». При написании работы были использованы следующие методы экономических исследований:, статистический методы, а так же методы анализа и сравнения балансовый, наблюдение, анализ и синтез, Ключевые слова: деловая активность, рентабельность, туризм, туристская фирма
Введение

Анализ деловой активности является одним из самых актуальных направлений анализа деятельности фирмы в условиях рыночной экономики. Поэтому важно, исходя из специфики предприятия, выбрать методику исследования, которая наиболее подходит для сложившейся ситуации. Деловая активность характеризует эффективность деятельности предприятия. Основной финансовой характеристикой деловой является, прежде всего, скорость оборота его средств. Для оценки деловой активности необходимо исследовать динамику различных показателей оборачиваемости. Данные показатели наиболее значимыми при анализе финансового состояния предприятия, так как скорость оборота средств, иными словами, скорость, с которой они превращаются в денежную форму, оказывает прямое влияние на его платежеспособность, ликвидность, финансовую устойчивость. Кроме того, увеличение скорости оборота средств отражается на повышении производственного потенциала предприятия, что в целом влияет на эффективность всего производства. Показателем эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности — одна из важнейших характеристик среды формирования экономического успеха предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия [2, с. 189]. Рентабельность отражает степень прибыльности осуществляемых предприятием видов деятельности. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных показателей прибыльности (убыточности), которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Цель данной выпускной квалификационной работы – провести анализ рентабельности и деловой активности организации и предложить мероприятия по повышению эффективности ее деятельности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: выявить сущность, содержание, цель и задачи анализа рентабельности и деловой активности предприятий; рассмотреть методы расчета показателей, влияющих на рентабельность предприятий; описать методы моделирования значений показателей рентабельности и деловой активности организаций; датьорганизационно-экономическуюхарактеристикуАО«Туруниверсал» рассмотретьорганизациюбухгалтерскогоучетаАО «Туруниверсал» провестианализрентабельности,финансовойустойчивости, ликвидности и деловой активности АО «Туруниверсал» разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности АО «Туруниверсал». Объект исследования - АО «Туруниверсал» Предмет исследования – рентабельность и деловая активность предприятия. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды классиков экономической науки, результаты прикладных и фундаментальных исследований отечественных и зарубежных специалистов в области бухгалтерского учета и, в частности, в области анализа рентабельности и деловой активности. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты РФ, постановления Правительства РФ, публикации периодических изданий, справочные материалы по рассматриваемой проблеме. При изучении вопросов темы использовались методы наблюдения, системного подхода, экономико-статистического и ситуационного анализа, обобщения результатов и хозяйственного контроля.
Содержание

Введение Глава 1.Теоретические основы анализа рентабельности и деловой активности предприятия 1.1 Сущность, содержание, цель и задачи анализа рентабельности и деловой активности предприятий 1.2 Методы расчета показателей, влияющих на рентабельность предприятий Глава 2. Оценка показателей рентабельности и деловой активности организации на примере АО «Туруниверсал» 2.1.Организационно-правовая характеристика деятельности турпредприятия «Туруниверсал» 2.2. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 2.3 Анализ финансовой устойчивости и деловой активности предприятия 2.4. Анализ прибыли и рентабельности предприятия Глава 3. Пути повышения рентабельности деловой активности предприятия 3.1. Резервы роста рентабельности предприятия 3.2 Рекомендации по повышению деловой активности предприятия Заключение Список использованной литературы
Список литературы

1.Быстров С.А. Финансовый менеджмент в туризме. - М.: "Герда", 20016. - 239 с. 2.Волощин Н.И. и др. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. - М.: "Финансы и статистика", 20015. - 302 с. 3.Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии".-Минск:БГЭУ,20015.-478 с. 4.Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. - М.: "Новое знание", 20016. - 408 с. 5.Лысикова О. В., Фоменко А. В. Операционный менеджмент туризма. - М.: "Флинта", 20016. - 117 с. 6.Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика: Перевод с английского. - М.: "Вильямс", 20017. - 1358 с. 7.Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. - М.: "Финансы и статистика", 20016. - 111 с. 8.Хейне П., БоутткеП., Причитко Д. Экономический образ мышления. - М.: "Вильямс", 20018. - 544 с. 9.Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: "ИНФРА-М", 20017. – 366 с. 10.Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: "ИНФРА-М", 20015. – 479 с. 11Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. - М.: "Новое знание", 20016. с. 40. 12Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии".-Минск:БГЭУ,20015. с. 350. 13Волощин Н.И. и др. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. - М.: "Финансы и статистика", 20015. с. 137. 14Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии".-Минск:БГЭУ,20015. с. 353. 15Самуэльсон П. Э., Нордхаус В. Д. Экономика: Перевод с английского. - М.: "Вильямс", 20017. с. 765. 16Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии".-Минск:БГЭУ,20015. с. 354. 17Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии".-Минск:БГЭУ,20015. с. 354-355. 18Хейне П., БоутткеП., Причитко Д. Экономический образ мышления. - М.: "Вильямс", 20018. с. 385. 19Быстров С.А. Финансовый менеджмент в туризме. - М.: "Герда", 20016. с. 119. 20Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии".-Минск:БГЭУ,20015. с. 361. 21Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. - М.: "Финансы и статистика", 20016. с. 56. 22Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: "ИНФРА-М", 20017. с. 153. 23Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. - М.: "Финансы и статистика", 20016. с. 57. 24Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: "ИНФРА-М", 20015. с. 95. 25Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. - М.: "Финансы и статистика", 20016. с. 57. 26Горбылева З. М. Экономика туризма: Учеб. пособие для вузов по специальности "Экономика и упр. на предприятии".-Минск:БГЭУ,20015. с. 364-365. 27Соболева Е.А., Соболев И.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы. - М.: "Финансы и статистика", 20016. с. 59. 28Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: "ИНФРА-М", 20017. с. 178. 29Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: "ИНФРА-М", 20015. с. 67.
Отрывок из работы

Глава 1.Теоретические основы анализа рентабельности и деловой активности предприятия 1.1 Сущность, содержание, цель и задачи анализа рентабельности и деловой активности предприятий Для оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия используются показатели рентабельности. Показатели рентабельности — это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия [2, с. 189]. Рентабельность отражает степень прибыльности осуществляемых предприятием видов деятельности. Анализ рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных показателей прибыльности (убыточности), которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Цель анализа рентабельности и деловой активности заключается в формировании экономически обоснованной опенки эффективности и интенсивности использования ресурсов предприятия и в выявлении резервов их повышения. В ходе анализа решаются следующие задачи: оценивается динамика показателей деловой активности; исследуется влияние основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности и расчет их конкретного влияния; обобщаютсярезультатыанализа,разрабатываютсяконкретные мероприятия по вовлечению в оборот выявленных резервов. Оценить эффективность работы производственного предприятия можно при помощи различных параметров. Одним из наиболее оптимальных и информативных показателей является рентабельность предприятия. Для любого предпринимателя понимание этого экономического показателя – возможность оценить правильность расхода ресурсов на предприятии и скорректировать дальнейшие действия во всех направлениях. Рассчитывать коэффициенты рентабельности предприятия бывает необходимо в следующих случаях: для прогноза возможной прибыли предприятия в перспективе; при сравнительном анализе с конкурентами на рынке; для обоснования больших инвестиционных вложений, что бы показать потенциальному участнику сделки прогнозируемую отдачу от будущего проекта; для определения реальной рыночной стоимости фирмы во время предпродажной подготовки. Расчет показателей рентабельности бывает необходим при кредитовании, получении займов или участии в совместных проектах, освоении новых видов продукции. В экономической литературе даются различные толкования понятия рентабельности. Многие экономисты рассматривали вопросы, касающиеся ее экономической сущности. Следует отметить исследования основоположников политической экономии Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса. В российской экономической литературе проблеме рентабельности производства посвящены труды таких ученых, как B. C. Немчинова, В. А. Медведева и др. Тем не менее, понятие «рентабельность» не имеет достаточно четкого определения, существуют различия в его толковании [6, с.112]. Итак, приведем определение рентабельности, которое, на наш взгляд, наиболее точно определяет экономическую сущность данного показателя. Рентабельность (доходность) предприятия означает, что средства, полученные предприятием от реализации своей продукции, возмещают себестоимость и обеспечивают сверх того получение дохода. Рентабельность характеризует экономическую эффективность работы предприятия за определенный период времени. Еще одним показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия и тесно связанным с рентабельностью, является показатель деловой активности. О. В. Медведева, Е. В. Шпилевская, А. В. Немов дают следующее определение: «Деловая активность отражает результаты работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства» [6, с.116]. По мнению О. В. Медведевой, Е. В. Шпилевской, А. В. Немова, деловая активность отражает результаты работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства [6, с.116]. Деловую активность можно представить как систему качественных и количественных критериев, где качественные критерии - это широта рынков сбыта, репутация предприятия, конкурентоспособность, наличие стабильных поставщиков и потребителей, а количественные - представленные ниже абсолютные и относительные показатели (формула1.1): КООС = ВР/ОА BP - выручка от реализации; OA - средняя величина оборотных активов; КООС - коэффициент оборачиваемости оборотных средств (активов). ДООС = Д/КООС где ДООС - средняя продолжительность одного оборота оборотных средств; Д - продолжительность периода (360,180 или 90 дней). КОДЗ = ВР/Д где КОДЗ - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; ДЗ - средняя величина дебиторской задолженности. ДОДЗ=Д/КОДЗ где ДОДЗ - длительность одного оборота оборачиваемости дебиторской задолженности. КОКЗ = ВР/КЗ где КОКЗ - коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности; КЗ - средняя величина кредиторской задолженности. ДОКЗ = Д/КОКЗ где ДОКЗ - длительность одного оборота оборачиваемости кредиторской задолженности. ?высв.привл. = (ДООСкон.периода — ДООСнач.периода) хВР отч.период/Дгде?высв.привл. -суммавысвобожденияилипривлеченияоборотных средств. Таким образом, в данном подходе подробно рассмотрены показатели оборачиваемости в качестве данных для анализа деловой активности, однако такой подход недостаточно широко позволяет охарактеризовать деловую активность предприятия, опуская показатели рентабельности, ликвидности бизнеса, платежеспособности и прочих важных показателей, необходимых для комплексной характеристики предприятия. Более широко рассматривают деловую активность Кирьянова 3. В. и Седова Е. И., рекомендуя проанализировать следующие показатели: рентабельность капитала; рентабельность операций; оборачиваемость активов[5, с.12]. Эти авторы предлагают считать, что показатели рентабельности в деловой активности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При анализе эффективности оцениваются следующие параметры: рентабельность активов; уровень доходности вложений собственников предприятия; стратегия получения прибыли. Высокая прибыльность продукции может снизится вследствие низкой оборачиваемости активов и наоборот, высокая оборачиваемость активов обеспечивает большую массу прибыли при невысокой её норме. Рассмотренные выше показатели оборачиваемости характеризуют деловую активность предприятия. При этом они отражают эффективность лишь части его имущества - оборотных средств. Именно поэтому в мировой практике экономического анализа широко применяются и другие показатели деловой активности, которые позволяют оценить эффективность использования всех активов предприятия. Наиболее характерным из них, по мнению профессора В. И. Бариленко[4, с. 1481], является показатель отдачи всех активов предприятия ROTA (Return on Total Assets), формула 1.8: ROTA = ВП/А где ВП - выручка от продаж, А - среднегодовая стоимость активов предприятия. По мнению таких зарубежных авторов, таких как Стоун, К. Хитчинг, Д. Дениелс, М. Л. Ииерс, Б. Нидиз, Э. Самуэль и многих других, основными показателями, характеризующими деловую активность предприятия, являются коэффициенты рентабельности, а также показатели прибыли. В дополнение к данной группе рассчитываются показатели оборачиваемости. Все остальные показатели деятельности, такие как ликвидность, финансовая устойчивость, имущественное положение считаются второстепенными [11, с. 65]. Методические основы анализа деловой активности, применяемые в России, отличаются от зарубежных. Отсутствие единой методики приводит к тому, что анализ деловой активности предприятиями провидится факультативно и не является обязательным, тогда как в большинстве развитых стран существуют компании, которые разрабатывают систему критериев для оценки состояния организации. Разрабатываются компьютерные программы, с помощью которых оценить деловую активность любого предприятия можно в течение нескольких минут. Тем не менее, для анализа деловой активности отечественные авторы предлагают зарекомендовавшие себя методы, позволяющие с разных подходов оценить деловую активность предприятия независимо от его организационно- правовой формы и рода деятельности, так как чаще всего основными анализируемыми показателями выступают показатели оборачиваемости, рентабельности,ликвидности,платежеспособности,данныедлярасчета которых можно легко найти в бухгалтерской отчетности любогопредприятия. 1.2 Методы расчета показателей, влияющих на рентабельность предприятий Рентабельность предприятия как один из главных экономических показателей, который хорошо характеризует прибыльность от труда предпринимателя. Его расчет поможет понять насколько выгодным является выбранный проект или направление. В процессе поизводства или продаж используется множество ресурсов: трудовые (наемные работники, персонал); экономические; финансовые; природные. Их рациональная и правильная эксплуатация должна приносить прибыль и постоянный доход. Для многих предприятий анализ показателей рентабельности может стать оценкой эффективности работы за определенный (контрольный) промежуток времени. Простыми словами, рентабельность бизнеса – это соотношение между затратами на процесс производства и полученной в итоге прибыли. Если по пришествие периода (квартала или года) бизнес-проект дал прибыль, то его называют рентабельным и выгодным для владельца. Для проведения правильных расчетов и прогнозирования показателей в дальнейшей деятельности необходимо знать и понимать факторы, в разной степени влияющие на рентабельность. Специалисты делят их на экзогенные и эндогенные [8, с.98]. Среди экзогенных выделяют: налоговую политику в государстве; общую конъюнктуру рынка продаж; географическое расположение предприятия; уровень конкуренции на рынке; особенности политической ситуации в стране. Во многих ситуациях на рентабельность и показатели прибыли предприятия влияет его географическое положение, близость к источникам сырья или клиентам-потребителям. Огромное воздействие оказывает ситуация на фондовом рынке и колебания валютных курсов. Эндогенные или внутренние производственные факторы, которые сильно влияют на рентабельность: хорошие условия труда для персонала любого уровня (что обязательно сказывается положительно на качестве продукции); эффективность логистики и маркетинговой политики фирмы; общая финансовая и управленческая политика руководства. Учет таких тонкостей помогает опытному экономисту сделать уровень рентабельности максимально верным и реалистичным. Для определения степени влияния любых факторов на уровень рентабельности всего проекта, экономисты проводят специальный факторный анализ. Он помогает определить точную сумму дохода, полученную под влиянием внутренних факторов, и выражается простыми формулами: Р = (П/С) * 100%(1.9) или Р = ((Ц — С)/С)) *100%(1.10) Обычно при проведении такого финансового анализа пользуются его трехфакторной или пятифакторной моделью. Количество обозначает число факторов, используемых в процессе подсчета: для трехфакторной берется прибыльность производимой продукции, показатель фондоемкости и оборачиваемости основных средств; для пятифакторной необходимо учитывать трудоемкость и материалоемкость, амортизацию, оборачиваемость всех видовкапитала. В основе факторного расчета лежит разделение всех формул и показателей на количественные и качественные, которые помогают изучить развитие компании с разных сторон. Он показывает определенную взаимосвязь: чем выше прибыль и фондоотдача от производственных фондов предприятия, тем выше его рентабельность. Он показывает управленцу взаимосвязь между нормативами и результатами хозяйственной деятельности [8,с.99]. В различных производственных сферах или видах бизнеса используются специфические показатели рентабельности предприятия. Экономисты выделяют три значимые группы, которые применяются практически повсеместно: Рентабельность продукции или услуг: за основу берется соотношение полученной чистой прибыли от проекта (или направления в производстве) и затраченных на него расходов. Его можно рассчитать как для целого предприятия, так и для одного конкретного товара; Рентабельность всего предприятия: эта группа включает множество показателей, которые помогают охарактеризовать все предприятие в целом. Ее используют для анализа работающего проекта потенциальными инвесторами или владельцами; Рентабельность активов: довольно большая группа разнообразных показателей, которые показывают предпринимателю целесообразность и полноту использования определенного ресурса. Они позволяют определить рациональность применения кредитов, собственных финансовых вложений или других важных активов. Анализ рентабельности предприятия должен проводиться не только для внутренних нужд: это важный этап перед крупными инвестиционными проектами. Он может быть затребован при предоставлении кредита, а может стать отправной точкой для укрупнения или сокращения производства. Реальную полную картину о состоянии дел на предприятии можно получить при расчете и анализе нескольких показателей. Это позволит увидеть ситуацию с разных сторон, понять причину снижения (или увеличения) расходовполюбымстатьям.Дляэтогоможетпонадобитьсянесколько коэффициентов, каждый из которых будет отражать определенныйресурс: ROA – рентабельность активов; ROM – уровень рентабельности продукции; ROS – рентабельность продаж; ROFA – рентабельность основных средств; ROL– рентабельность персонала; ROIC– рентабельность инвестиций в предприятие; ROE – рентабельность собственного капитала. Это только небольшое количество самых распространенных коэффициентов. Для их расчета достаточно цифр из открытых источников – баланса и приложений к нему, текущих отчетов по продажам. Если необходима предполагаемая оценка рентабельности бизнеса для запуска нового дела, данные берутся из маркетингового анализа рынка подобной продукции или услуг, из доступных в общем обзоре отчетовконкурентов. Наиболее крупным и обобщенным показателем является уровень рентабельности предприятия. Для его расчета используется только бухгалтерская и статистическая документация за определенный период. В более упрощенном варианте формула рентабельности предприятия выглядит как: Р= БП/СА*100% Где: Р – это основная рентабельность предприятия; БП – показатель балансовой прибыли. Он равен разнице между полученной выручкой и себестоимостью (включая организационные и управленческие затраты), но до вычитанияналогов; СА – суммарная стоимость всех оборотных и внеоборотных активов, производственных мощностей и ресурсов. Она берется из бухгалтерского баланса и приложений к нему. Для расчета будет необходима среднегодовая стоимость всех материальных активов, амортизация которых применяется в формировании отпускной цены на услуги или товары. Если оценка рентабельности предприятия будет невысокой, то должны приниматься определенные управленческие меры для улучшения ситуации. Возможно, потребуется корректировка производственных затрат, пересмотр методов руководства или рациональности расхода ресурсов [11, с.62]. Полный анализ показателей рентабельности предприятия невозможен без расчета эффективности использования различных активов. Это следующий важный этап, который помогает оценить, насколько полно используются все активы, понять их влияние на прибыль. При оценке этого показателя обращают внимание на его уровень. Низкий свидетельствует, что капитал и другие активы недостаточно работают, а высокий подтверждает правильную тактику управления. Практически показатель рентабельности активов (ROA) обозначает для экономиста денежную сумму, которая приходится на одну единицу активов. Простыми словами, он показывает финансовую отдачу бизнес-проекта. Расчет по всем видам активов необходимо проводить с регулярностью. Это поможет своевременно определить объект, не приносящий отдачу или пользу, чтобы реализовать его, передать в аренду или модернизировать. В экономических источниках формула расчета рентабельности активов выглядит как: ROA=P/A где: Р – прибыль за весь анализируемый период; А – средняя величина по видам активов за это жевремя. Этот коэффициент входит в тройку самых показательных и информативных для руководителя. Получение значения меньше нуля свидетельствует о работе предприятия в убыток. При расчете активов отдельно выделяют коэффициент рентабельности основных средств. К ним относят различные средства труда, которые непосредственно или косвенно участвуют в производственном процессе без изменения первоначальной формы. Срок их использования должен превышать год, а сумма амортизации входит в себестоимость услуг или продукции. К таким основным средствам можно отнести: любые здания и сооружения, в которых располагаются цеха, офисы, лаборатории или склады; оборудование; большегрузные машины и погрузчики; офисная и рабочая мебель; легковые автомобили и пассажирский транспорт; дорогостоящий инструмент. Подсчет рентабельности основных фондов покажет управленцам, насколько эффективна экономическая деятельность бизнес-проекта и определяется по формуле: R = (ЧП/ОС) * 100% где: ЧП – чистая прибыль за определенный период; ОС – стоимость основных фондов. Этот экономический показатель очень важен для коммерческих производственных предприятий. Он дает представление о доле прибыли, которая приходится на один рубль вложенных основных средств. Коэффициент напрямую зависит от прибыльности и не должен быть меньше нуля: это означает, что предприятие работает с убытками и нерационально использует свои основные средства. Это показатель является не менее важным для определения уровня доходности и успешности фирмы. В международной экономической практике он обозначается как ROM и высчитывается по формуле: ROM=Чистая прибыль/себестоимостьПолученный коэффициент помогает определить эффективность от реализации произведенной продукции. Фактически это соотношение доходов от продаж и затрат на ее изготовление, фасовку и реализацию. Для экономиста показатель наглядно демонстрирует, сколько в процентном выражении принесет каждый потраченный рубль [11, с.64]. Более упрощенным может быть алгоритм расчета показателя рентабельности реализованной продукции: Определяетсяпериод,вкоторомнеобходимопроанализировать показатель (от месяца до целого года); Просчитывается общая сумма прибыли от продаж путем сложения всех доходов от реализации услуг, продукции или товаров; 3.Определяется чистая прибыль (согласно бухгалтерского баланса); 4. Проводится расчет показателя по вышеприведенной формуле. Хороший анализ будет включать в себя сравнение рентабельности реализованной продукции за несколько периодов. Это поможет определить спад или повышение доходов предприятия в динамике. В любом случае можно провести более глубокое рассмотрение по каждому поставщику, группе товаров или ассортименту, проработать клиентскую базу. Маржа или рентабельность продаж является еще одной существенной характеристикой при ценообразовании продукции или услуги. Она показывает, сколько процентов в общей выручке приходится на прибыль предприятия. Существует формула, которая помогает вычислить этот вид показателя: ROS= (Прибыль / Выручка) х 100% Как основание для расчета, могут применяться разные виды прибыли. Значения специфичны и различаются в зависимости от ассортимента продукции, направления деятельности компании и других факторов. Иногда специалисты называют рентабельность продаж нормой прибыльности. Это связано со способностью показывать долю удельного веса прибыли в общей выручке от реализации. Ее также рассчитывают в динамике, чтобы проследить изменения за несколько периодов. В краткосрочном периоде более интересную картину может дать операционная рентабельность продаж, которую легко рассчитать по формуле: Операционная рентабельность продаж = (Прибыль до налогообложения/Выручка) х 100% Все показатели для расчетов в этой формуле берутся из «Отчета о прибыли и убытках», который прилагается к бухгалтерскому балансу. Новый показатель помогает понять предпринимателю, какая реальная доля выручки содержится в каждой денежной единице его выручки после уплаты всех налогов и сборов. Такие показатели можно высчитывать для небольшого предприятия, одного отдела или целой отрасли в зависимости от поставленной задачи. Чем выше значение этого экономического коэффициента, тем лучше работает предприятие и больше получает прибыли ее владелец. Рентабельность прибыли - это один из наиболее информативных показателей, который помогает определить, насколько прибыльным является бизнес-проект. Без его расчета невозможно составить бизнес-план, проследить затраты в динамике или оценить прибыльность в целом по предприятию [2, с. 34]. Ее можно рассчитать по формуле: R=ВП/В, где: ВП – валовая прибыль (рассчитывается как разница между полученной выручкой от продажи товаров или услуг исебестоимостью); В – выручка от продажи. В формуле часто используется показатель чистой прибыли, который лучше отражает состояние дел на предприятии. Сумму можно взять из приложения к балансу. Чистая прибыль уже не включает в себя налог на прибыль, различные коммерческие и накладные расходы. В нее входят текущие операционные затраты, различные неустойки и уплаченные кредиты. Для ее определения проводится расчет общей выручки, которая была получена от реализации услуг или товаров (с учетом скидок). Из нее вычитаются все расходы предприятия. Необходимо тщательно выбирать промежуток времени в зависимости от задачи финансового анализа. Для определения результатов при внутреннем контроле расчет рентабельности прибыли проводится в динамике регулярно (помесячно или поквартально). Если целью является получение инвестиций или займа, берется для сравнения более долгий период [2, с.34]. Получение коэффициента рентабельности прибыли дает для управленческого персонала предприятия много информации: показывает соответствие реальных и плановых результатов, помогает оценить эффективность бизнеса; позволяет провести сравнительный анализ с результатами других компаний-конкурентов на рынке. Если показатель низкий, предпринимателю необходимо задуматься о его улучшении. Этого можно достичь путем повышения объема получаемой выручки. Как вариант – увеличить продажи, немного повысить цены или заняться оптимизацией расходов. Начинать следует с небольших нововведений, наблюдая в динамике за изменениями коэффициента. Одним из интересных относительных показателей является рентабельность персонала. Практически все предприятия, вне зависимости от формы собственности, давно учли важность эффективного управления трудовыми ресурсами. Они влияют на все направления производства. Для этого необходимо отслеживать численность персонала, его уровень подготовки и мастерства, повышать квалификацию отдельных служащих. Определить рентабельность персонала можно по формуле: ROL=ЧП/ЧШ где: ЧП – чистая прибыль предприятия за определенный промежуток времени; ЧШ – численность штата сотрудников разного уровня. Кроме этой формулы, опытные экономисты применяют более информативные: Просчитывают соотношение всех затрат на содержание персонала к чистой прибыли; Персональную рентабельность одного сотрудника, которую определяют путем деления затрат, связанных с ним, на долю прибыли, принесенную в бюджет предприятия. Такой полный и подробный расчет поможет определиться с производительностью труда. На его основе можно проводить своеобразную диагностику рабочих мест, которые могут быть сокращены или нуждаются в расширении. Не стоит забывать, что на величину рентабельности персонала может повлиять некачественное или старое оборудование, его простой или другие факторы. Это может снижать показатели и давать дополнительные издержки. Одним из неприятных, но порой необходимых методов зачастую становится сокращение численности работников. Экономисты должны просчитать рентабельность для каждого типа персонала, чтобы выделить наиболее слабые и уязвимые места [13, с. 78]. Для небольших предприятий регулярный просчет этого коэффициента необходим, чтобы скорректировать и оптимизировать свои расходы. При маленьком коллективе проводить вычисления легче, поэтому результат может быть более полным и точным. Для многих торговых и производственных предприятий большое значение имеет расчет порога рентабельности. Он означает минимальный объем продаж (или реализации готовой продукции), при котором полученная выручка перекроет все расходы на производство и доведение до потребителя, но без учета прибыли. Фактически порог рентабельности помогает предпринимателю вывести количество продаж, при которых предприятие сработает без убытков (но и не получит прибыли). Во многих экономических источниках этот важный показатель можно встретить под названием «точка безубыточности» или «критическая точка». Он означает, что получать доход предприятие будет только при преодолении этого порога и повышении коэффициента. Реализовать товары необходимо в количестве, которое превышает объем, получившийся по формуле: ПР=ПЗ/Квм где: ПР – порог (норма) рентабельности; ПЗ – постоянные затраты на реализацию и производство; Квм – коэффициент валовой маржи.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 128 страниц
3200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 48 страниц
1700 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
1000 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 56 страниц
4500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg