Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Правовое регулирование занятости молодых специалистов

happy_woman 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
Церлюкевич Екатерина Вячеславовна ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Объём работы: 56 листов, 37 использованных источников. МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ, ЗАНЯТОСТЬ, ГАРАНТИИ, КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ, АДАПТАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. Цель дипломной работы – раскрыть понятие, сущность и государственное регулирование трудовой занятости, изучить правовое обеспечение занятости молодых специалистов. При написании работы применялись как общенаучные, так и частные методы: системный, исторический, сравнительно – правовой, логико - юридический и др. Структура настоящей работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обосновывается актуальность темы работы, определяются цель и задачи исследования. В первой главе дипломной работы раскрывается правовое регулирование обеспечения занятости населения и источников права, ее регулирующих, определяются права и правовые гарантии в области обеспечения занятости населения. Во второй главе рассматривается занятость молодых специалистов на рынке труда, определяются особенности занятости молодых специалистов, а также права, гарантии и компенсации, выплачиваемые государством молодым специалистам. В третьей главе внимание уделяется проблемным вопросам занятости молодых специалистов, таким как: государственная поддержка трудоустройства молодых специалистов, их адаптация и конкурентоспособность на рынке труда. В заключении сформулированы основные выводы по дипломной работе.
Введение

Рынок труда является одним из наиболее сложных, поскольку в отличие от других рынков специфика его состоит в том, что объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду. Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и ежегодно реализуются государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросу трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы. Рынок труда молодежи является одним из видов рынка труда, выделяемым по демографическому признаку [33, с. 87]. В Республике Беларусь в последние годы наблюдается как абсолютное снижение численности молодежи, так и сокращение ее доли в общей численности населения. По оценкам Международной организации труда, снижение доли молодежи в общей численности населения наблюдается во всем мире [17, с. 10]. По данным социологических исследований, молодежь Республики Беларусь является наиболее активной категорией работников, занятой поисками работы за рубежом [1, с. 121]. Молодежь составляет пятую часть населения Беларуси, является потенциально активной ее частью и ежегодно пополняет рынок труда новой рабочей силой. Выпускаясь из университета, колледжа или училища молодой человек приступает к активному поиску места работы, но не всегда ему удается найти свободную вакансию по специальности. Как правило, подобный поиск продолжается от 2 до 6 месяцев, это вызвано в первую очередь тем, что представления молодых специалистов не совпадают с требованиями работодателя по ряду критериев, например, заработанной плате, требованиям, предъявляемым к работнику, компетентностям, которыми должен обладать специалист. Численность безработных молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет, по данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на конец сентября 2019 г., составила 2 442 человек, или 21,6 % от числа всего безработного населения [30]. Основная причина молодежной безработицы - низкая конкурентоспособность данной группы населения на рынке труда, хотя молодежь обладает рядом преимуществ по сравнению с другими возрастными категориями трудоспособного населения (большая мобильность, лучшее физическое состояние, более высокий уровень образования и способность быстрее овладевать новыми дополнительными навыками) [3]. Однако наниматели стремятся принимать на работу опытных специалистов, что позволяет им избежать финансовых и организационных расходов, связанных с профессиональным обучением и переобучением молодого работника. Актуальность выбранной темы обусловлена наличием проблем, связанных с трудоустройством и занятостью молодых специалистов. Более того, тема не только не теряет актуальности в современном мире, но и наоборот приобретает рост научного интереса к данной категории работников. Сложное положение молодых специалистов на рынке труда обусловлено рядом факторов, которые затрудняют трудоустройство данной социально-демографической группы: • недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, что порождает неуверенность у работодателей в производительности труда молодого специалиста, претендующего на получение работы; • необходимостью предоставления нанимателем льгот молодым специалистам, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь; • трудовой нестабильностью молодежи: молодые люди чаще вынуждены прерывать свою трудовую деятельность в связи с призывом в армию, поступлением на учебу, отпуском в связи с рождением и воспитанием детей; • недостаточной инициативностью части молодежи при решении вопросов трудоустройства, неготовностью к самостоятельным действиям на рынке труда.0 В качестве объекта исследования выступают молодые специалисты Республики Беларусь. Предмет исследования – правовое положение молодых специалистов на рынке труда в Республике Беларусь. Таким образом, актуальной представляется цель данной дипломной работы - выявить особенности занятости молодых специалистов в Республике Беларусь, изучить нормативно-правовые акты, регулирующие положение молодых специалистов. Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, таких как: - рассмотреть особенности трудоустройства и занятости молодых специалистов в Республике Беларусь; - проанализировать правовое положение молодых специалистов на рынке труда; - оценить роль государства в трудоустройстве и занятости молодых специалистов. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………………………………………………….7 1.1 Источники права, регулирующие обеспечение занятости населения………………………………………………………………..7 1.2 Право граждан на обеспечение трудовой занятости ……………….11 1.3 Правовые гарантии в области обеспечения занятости населения………………………………………………………………13 ГЛАВА 2 ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА……………………………………………………………………..22 2.1 Особенности занятости молодых специалистов……………………..22 2.2 Права и гарантии молодых специалистов…………………………...28 2.3 Компенсационные выплаты, надбавки и доплаты молодым специалистам…………………………………………………………..31 ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ………………………………………………………..35 3.1 Государственная поддержка трудоустройства и занятости молодых специалистов…………………………………………………………..35 3.2 Адаптация студентов к трудовой деятельности по выбранной специальности…………………………………………………………41 3.3 Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда……………………………………………………………………44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …51
Список литературы

1. Амбражевич А. И. Миграционное поведение и миграционное настроение населения Республики Беларусь/ А. И. Амбражевич// Социология – 2014 – № 3 – с. 115–123. 2. Валитова З. Х., Есимова А. Б. Теоретические вопросы изучения перехода молодежи от обучения к рынку труда// Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология – 2015 – №1 – с.154-161. 3. Ванкевич Е. В. Рынок труда молодежи: формирование и направления регулирования / Е. В. Ванкевич // Весн. Беларус. дзяр. экан. ун-та. – 2011 – № 1 – с. 24–29. 4. Вишнякова С. М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. НМЦ СПО, 1999. 538 с. 5. Джиоев С. Х. Содействие трудовой занятости. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 6. Джиоев, С. Х. Правовые проблемы содействия трудовой занятости в России: дис.д-ра юрид. наук: 12.00.05 / С.Х. Джиоев. - Моск. гос. юрид. Академия. М., 2006. – 435 л. 7. Дубовик, А. К. Оценка выпускниками вуза ситуации на рынке труда и перспектив трудоустройства / А. К. Дубовик // Наука - образованию, производству, экономике: материалы VII междунар. науч.-техн. конф. -Минск: БИТУ, 2009. - Т. 3. - С. 103 8. Жилищный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 28 августа 2012 г., № 428-З11, принят Палатой представителей 31 мая 2012 года, одобрен Советом Республики 22 июня 2012 года: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. 9. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 278-З, принят Палатой представителей 3 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. 10. Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях [Электронный ресурс]: 21 апреля 2003 г., № 194-З, принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года, одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля. 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. 11. Кодекс Республики Беларусь об Образовании [Электронный ресурс]: 13 января 2011 г., № 243-З, принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля. 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. 12. Кон И. С. Молодежь// Большая советская энциклопедия — 3-е изд. Т.16 – с. 478. 13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с. 14. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М., 1992. 132 с 15. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. 1096 с 16. Краснова Г. А. Анализ международного опыта повышения занятости и снижения безработицы среди молодежи // Научные ведомости БелГУ Серия: Философия. Социология. Право. —2015 — № 14. 17. Кризис в сфере занятости молодежи: Время действовать/ Международное бюро труда. – Женева, 2012. – 132 с. 18. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф.канд. дис. Л., 1968. 19. Мазунина М. В. Рынок труда: учебное пособие / М. В. Мазунина. – Киров: ФГБОУ ВПО «ВятГУ». 20. Молодежная политика: проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Минск, 2001. -288 с. 21. О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 21.12.2005 г., 73-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 22. О занятости населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 15.06.2006 г., № 125-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 23. О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих [Электронный ресурс]: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 22 июня 2011 г., № 821: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 24. О повышении заработной платы отдельным категориям молодых специалистов [Электронный ресурс]: Указ Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 г., № 273// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2020. 25. О политике в области занятости [Электронный ресурс]: Конвенция МОТ от 15 июля 1966 г. № 122 /Employment Service Convention, 1966 No. 122 26. О предупреждении социального иждивенчества [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3: с изм.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 27. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., №422-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 28. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций [Электронный ресурс]: Декрет Президента Республики Беларусь, 15 декабря 2014 г., № 5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 29. Проблемы рынка труда молодежи Республики Беларусь на со- временном этапе [Электронный ресурс] /– Режим доступа: http:// www.konspekt.biz/index.php?text=53399. – Дата доступа 28.03.2020. 30. Ситуация в сфере занятости и безработицы в Республике Беларусь [Электронный ресурс]/ Сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru/sostojanie – Дата доступа: 01.04.2020. 31. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с. 32. Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти» / под редакцией А. А. Реана. СПб.: 2002. 656 с. 33. Современная экономика труда: монография / Рук. авт. кол-ва и научн. ред. В. В. Куликов; Институт труда М-ва труда России (НИИ труда). – М.: Финстатинформ, 2001. – 660 с. 34. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 года., № 296-З, принят Палатой представителей 8 июня 1999 года, одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 35. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 января 2000 г., № 365-З, принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года, одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года: с изм. и доп.: текст по состоянию на 1 апреля 2020 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020. 36. Шульпина Е. Ю., Хаймурзина Н. З. Взаимодействие вуза и бизнес-сообщества в процессе формирования профессиональной компетентности студентов-менеджеров// Управление качеством: формирование компетенций выпускников вуза: Материалы первой региональной научно-практической конференции (г. Ульяновск, 1 декабря 2011 г.). – Ульяновск: УлГТУ, 2012. 37. Щемелева, Ж. А. Трудоустройство молодежи: статистика и практика / Ж. А. Щемелева // Отдел кадров. -2009.-№ 6.-С. 61-65.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 Источники права, регулирующие обеспечение занятости населения Толковые словари определяют занятость как «наличие занятий», «занятие», «делать что-то». В данном значении занятость является естественным состоянием любого человека. Как образно выразился С. Х. Джиоев, «когда человек спит, ест, читает, слушает радио, работает – он занят. Все 24 часа в сутки и всю жизнь» [6, с.24]. Официально под занятостью понимается деятельность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, вознаграждение за выполненную работу (оказанную услугу, создание объектов интеллектуальной собственности), иной доход (ст.1) [22]. Правовые нормы в сфере занятости населения образуют сегодня самостоятельный комплексный институт, объединяющий нормы международного, административного, финансового, гражданского, трудового права, а также и права социального обеспечения. До принятия в 1999 году Трудового кодекса Республики Беларусь трудовые отношения регулировались Кодексом законов о труде 1972 года, существенные изменения в который были внесены в декабре 1992 года. Трудовой кодекс был принят в 1999 году и вступил в силу с 1 января 2000 г. Таким образом, первый в истории суверенного государства Трудовой кодекс был принят по прошествии почти десяти лет с момента образования Республики Беларусь. Это позволило подготовить качественный нормативный правовой акт, нормам которого придано максимально прямое действие. Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области содействия занятости населения. Законодательство о занятости населения распространяется на граждан Республики Беларусь, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлены статус беженца или убежище в Республике Беларусь, и в части трудоустройства на иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь, и иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами или международными договорами Республики Беларусь (ст.5) [22]. Конституция Республики Беларусь закрепляет право граждан на труд и обязанность государства по созданию условий для обеспечения полной занятости населения. Лицам, которые не могут реализовать право на труд по независящим от них причинам, гарантируется социальная поддержка со стороны государства и помощь в трудоустройстве. Основным нормативным правовым актом, регулирующим правовые отношения в сфере содействия занятости населения, является Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 года «О занятости населения Республики Беларусь», пришедший на смену аналогичному закону 1991 года. Принятие нового Закона позволило усовершенствовать законодательство о занятости населения в части стимулирования безработных к самостоятельному поиску работы. Законодательный акт был дополнен нормами, направленными на реализацию прав граждан на выбор места работы, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах государственной службы занятости населения. В нем закреплены основные принципы государственной политики в области занятости населения, государственные гарантии занятости, определен правовой статус безработных и государственной службы занятости. Трудовой Кодекс Республики Беларусь был принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Задачами Трудового Кодекса РБ являются: • регулирование трудовых и связанных с ними отношений; • развитие социального партнерства между нанимателями, работниками органами государственного управления; • установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей (ст.2) [34]. Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с: 1) профессиональной подготовкой работников на производстве; 2) деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей; 3) ведением коллективных переговоров; 4) взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями; 5) обеспечением занятости; 6) контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде; 7) государственным социальным страхованием; 8) рассмотрением трудовых споров (ст.4) [34]. В особенной части регулируются трудовые отношения женщин и работников, имеющих семейные отношения, молодежи, инвалидов, временных работников, сезонных работников. Совершенствование законодательства о труде продолжает идти по пути либерализации трудовых отношений, усиления ответственности работника за результаты своего труда. В этом отношении следует упомянуть Декрет Президента Республики Беларусь № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Документ предусматривает комплекс мер, направленных на усиление ответственности за выполнение возложенных трудовых обязанностей как руководителями организаций, так и работниками. При этом главная его цель не наказать, а предоставить возможность трудиться тем, кто хочет и может качественно исполнять свои обязанности. Для этого Декретом значительно расширяются права нанимателя по стимулированию труда работников [28]. Развитие законодательства о занятости населения идет по пути стимулирования самостоятельного поиска работы гражданами. В этой связи в целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 2 апреля 2015 г. № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Декретом установлено, что граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде признаются плательщиками сбора на финансирование государственных расходов. Налоговым периодом сбора признается календарный год [26]. Предполагается создание условий мотивации безработных к поиску работы, изменение порядка оказания содействия в трудоустройстве, усиление ответственности безработных и нанимателей за нарушение законодательства о занятости населения. Несмотря на повышение роли закона в правовом регулировании общественных отношений, объем «подзаконного» нормотворчества не уменьшается, что приводит к определенным сложностям в его применении. Анализируя законодательство Республики Беларусь о занятости населения, можно еще раз обратить внимание на множественность нормативных правовых актов, но нельзя вести речь об их однотипности и дублировании закрепленных в них норм. Подводя итог рассмотрения нормативных правовых актов, принятых в Республике Беларусь для обеспечения прав граждан в области занятости, следует отметить, что при становлении Республики Беларусь как независимого государства в основу Конституции Республики Беларусь были заложены основополагающие, базисные принципы, отражающие наиболее значимые права человека. Сохранение всего лучшего, что было предусмотрено советским законодательством, позволило уравнять напряженность в обществе, вызванную происходившими изменениями, и построить крепкую законодательную основу для дальнейшего развития. 1.2 Право граждан на обеспечение трудовой занятости Прежде чем проанализировать сущность и содержание права на обеспечение трудовой занятости, нужно остановиться на соотношении права на саму занятость с правом на труд. Можно предположить, что право на занятость шире права на труд, поскольку право на занятость является общечеловеческим правом (таким же, например, как право на жизнь). Понятие «занятость» более емкое, чем понятие «труд». Право на труд всегда означает право на занятость, однако последнее не всегда подразумевает право на труд. Поэтому рассматривая вопрос о содействии трудовой занятости, я буду анализировать, в том числе содействие (обеспечение) права на труд. Джиоев С.Х. юридическую категорию право на содействие трудовой занятости рассматривает в трех аспектах: во-первых, как норму (или нормы) действующего законодательства; во-вторых, как субъективное право граждан; в-третьих, как реализованное в конкретном правоотношении по содействию трудовой занятости [5]. Проблема обеспечения трудовой занятости населения является актуальной для всех стран с рыночной экономикой, включая Республику Беларусь, хотя рыночные отношения стали в ней формироваться сравнительно недавно, с распадом СССР и обретением независимости. Конституцией Республики Беларусь труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека, что предполагает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41) [13]. Таким образом, в качестве основополагающего конституционного принципа трудового права выступает принцип свободы труда. Однако для отдельных категорий граждан реализация данного принципа может быть затруднительна. Задача законодателя состоит в разработке комплекса мер, направленных на реализацию принципа свободы труда для всех граждан. Одним из решений этой задачи является закрепление в действующем законодательстве Республики Беларусь административной ответственности за нарушение законодательства о занятости населения, введение которой, с одной стороны, направлено на усиление гарантий трудоустройства граждан, а с другой - обеспечивает исполнение нанимателями обязанностей в области занятости населения. В частности, впервые на законодательном уровне закреплена административная ответственность за невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и за невыполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя. Также стоит обратить внимание на то, что белорусским трудовым законодательством предусмотрена обязанность нанимателя по созданию рабочих мест для родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Так, статья 9.15 Кодекса об административных нарушениях Республики Беларусь содержит три самостоятельных, но близких по сути, состава. В части первой предусматривается ответственность за невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, а конкретно Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» [11]. 1.3 Правовые гарантии в области обеспечения занятости населения. Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое социальное правовое государство. В соответствии со ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд и устанавливается, что государство создает условия для полной занятости населения [13]. «Мы делали порой невозможное для того, чтобы право на труд не осталось на бумаге, а было реализовано в жизни. Вся социально-экономическая политика в нашей стране подчинена достижению этой цели», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко на VII Съезде Федерации профсоюзов. Конвенция МОТ № 122 о политике в области занятости 1964 года определяет, что каждый член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости [25]. В развитие данных положений ст. 10 Закона о занятости установлено, что государство создает условия для полной занятости населения. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: • обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда; • ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда; • обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным; • содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости; • предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда; • сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы; • поощрение нанимателей, направляющих работников, находящихся под угрозой увольнения, впервые нашедших работу и не имеющих профессии, специальности (направления специальности, специализации), квалификации, на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также предоставляющих рабочие места для приобретения безработными опыта практической работы; • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; • участие профсоюзов и иных представительных органов, работников, уполномоченных в соответствии с законодательством представлять их интересы, а также государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения; • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения [22]. Государство в области содействия занятости населения гарантирует гражданам: • право на выбор профессии, рода занятий и работы; • охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде; • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей [22]. Государство гарантирует безработным: • бесплатные профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и освоение содержания образовательной программы обучающих курсов с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития; • выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; • компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на обучение в другую местность; • оказание содействия в переселении безработных и членов их семей в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы с выплатой денежных средств в порядке и на условиях, определяемых Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь; • бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение; • возможность участия в оплачиваемых общественных работах; • содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности; • содействие в приобретении опыта практической работы [22]. Статьей 11 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» предусмотрено, что к гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, относятся: 1) Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей и т.п. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания (ст.1) [21]. 2) Родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов. В соответствии со ст. 62 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Ст. 63 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье определяется, что неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [9]. 3) Инвалиды. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», инвалидом признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими (ст. 1) [27]. 4) Освобожденные из мест лишения свободы. Для оказания помощи освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве администрация учреждения уголовно-исполнительной системы через органы внутренних дел и территориальный комитет по труду, занятости и социальной защите не позднее чем за три месяца до истечения срока наказания осужденного должна принять меры по их трудоустройству [35]. 5) Граждане в возрасте до 21 года, впервые ищущие работу. В соответствии со ст. 280 Трудового кодекса Республики Беларусь местными исполнительными и распорядительными органами устанавливается броня приема на работу таких лиц. Следует иметь в виду, что броня по данному основанию устанавливается только организациям, а не индивидуальным предпринимателям и лицам, нанимающим домашних работников. К тому же для лиц в возрасте до 21 года, но ищущих работу не впервые (а, положим, после того, как они поработали), броня устанавливаться не должна. При этом названная норма (ст. 280 ТК) является единственной, где под молодежью понимаются лица моложе 21 года, в отличие от общего правила - до 18 лет [34]. 6) Лица предпенсионного возраста. К таким лицам относятся мужчины старше 62 лет и женщины старше 57 лет, то есть лица за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях. 7) Ветераны боевых действий на территории других государств, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О ветеранах" в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2001 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., N 15, ст. 249. 8) Лица, уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию. 9) Лица, уволенные с альтернативной службы в связи с окончанием прохождения альтернативной службы. 10) Граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года; 11) Иные граждане, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь [22]. Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости этим категориям лиц путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, путем организации обучения по специальным программам, а также путем возложения на нанимателей определенных обязанностей в данной сфере. В частности, наниматели обязаны принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной брони; создавать для них рабочие места. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в направлении делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвращает направление гражданину. В то же время не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется только по согласованию с указанными органами. В соответствии со ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны: - не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников; - письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты [22]. Поэтому, если в течение двух недель со дня увольнения сотрудника вакансия остается свободной, то организация обязана в течение двух недель со дня ее образования письменно уведомить центр занятости о наличии свободного рабочего места с указанием условий труда и размера его оплаты.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 93 страницы
2325 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 55 страниц
7000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg