Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Совместная работа учителя - логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников

stasya88 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 62 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 10.12.2020
В последние годы количество неуспевающих учащихся в общеобразовательной школе значительно увеличивается. Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что у детей обнаруживаются не только трудности в освоении орфографии, но и специфическое нарушение письма - дисграфия. Дисграфия – это частичное расстройство письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках и обусловленное несформированностью высших психических процессов, участвующих в процессе письма.
Введение

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Одной из самых главных причин школьной неуспеваемости учащихся начальных классов являются различные нарушения устной речи, которые проявляются в затруднении процесса овладения грамотным чтением и письмом. Корнев А.Н. писал: «Расстройство устной речи препятствует развитию дифференцированных фонематических представлений, дезорганизует фонематическое восприятие, затрудняют овладение фонематическим анализом» [19]. Речевые нарушения многообразны по своим проявлениям. Одни касаются только нарушения произношения, другие затрагивают фонематические процессы, третьи охватывают фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую системы языка. На письме дети могут путать буквы, пропускать их, писать в зеркальном отражении, либо добавлять ненужные буквы и слоги в слова. Они могут смешивать письменные и печатные буквы по оптическим и моторным признакам, писать слова без гласных букв, сливать несколько слов в одно или наоборот расщеплять слова на части. Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов и многих психических функций. Оно тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Как известно, специфические ошибки на письме наблюдаются у одной трети младших школьников, отличаются стойкостью и с большим трудом поддаются коррекции. Поэтому для наиболее эффективного коррекционно - логопедического процесса необходима специально организованная поэтапная работа с учетом индивидуальных особенностей детей и систематизации лингвистического материала [30]. Если вовремя не помочь ребенку исправить недостатки в письме на начальном этапе обучения грамоте, то они могут привести к стойкому нарушению письменной речи - дисграфии и дислексии. Изучением данной проблемы занимались М.Е. Хватцев, И.Н. Садовникова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова и Р.И. Лалаева. Причин, ведущих к расстройству письма и чтения достаточно много. Это может быть связано с органическими повреждениями корковых зон головного мозга, участвующих за формирование навыков чтения и письма, незрелостью этих систем мозга, нарушением их функционирования. На нарушение чтение и письма могут повлиять и длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития, неблагоприятные внешние факторы, такие как: неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка и т.д. Часто нарушения чтения и письма сочетаются с психическим или психофизическим инфантилизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с определенными особенностями структуры интеллекта, с недостаточностью таких психических функций, как внимание, память. [44] В школах учитель-логопед является экспертом успеваемости по родному языку. Он выявляет детей с недостатками устной и письменной речи, организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребенка учителем. Логопед открывает ребенку неограниченные возможности общения, является своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенке уверенность в собственных силах [31]. Прогноз дальнейшего развития и обучения детей с недостатками речи, чаще всего благоприятный. Обязательными условиями являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя – логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Преемственность учителя - логопеда и учителя начальных классов предполагает совместное планирование и обмен информацией, обсуждение достижений детей. Учитель планирует работу с учетом требований, как общеобразовательной программы, так и письменных возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционно-логопедической программы, реализуемой учителем-логопедом в соответствии характером письменного нарушения. Объект исследования: особенности совместной работы учителя – логопеда с учителем начальным классом по коррекции дисграфии у младших школьников. Предмет исследования: процесс совместной работы учителя – логопеда с учителем начальным классом по коррекции дисграфии у младших школьников. Цель исследования: теоретико – практическое изучение условий, задач и содержания работы по коррекции дисграфии у младших школьников в процессе совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов. Исходя из цели исследования определены следующие задачи: 1. Изучить научную литературу по проблеме исследования. 2. Рассмотреть причины и механизмы возникновения дисграфии у младших школьников. 3. Познакомиться с методами и приемами, которые использует учитель – логопед при коррекции дисграфии у младших школьников. 4. Выявить особенности организации совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников. 5. Провести диагностическое обследование уровня сформированности навыка письма у младших школьников. 6. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность предложенной системы работы по коррекции дисграфии у младших школьников. 7. Составить план совместной работы учителя – логопеда и учителя начальных классов и перспективный план логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников. Гипотеза исследования. Работа по коррекции дисграфии у младших школьников будет успешной при организации следующих условий: - совместная работа учителя – логопеда с учителем начальным классов; - повышение знаний у учителя начальных классов о детях, нуждающихся в логопедической помощи и возможных сложностях в их обучении; - систематическое, целенаправленное и поэтапное проведение работы с учетом индивидуальных особенностей детей. Методы исследования: – теоретические (анализ, синтез, обобщение); – эмпирические (наблюдение, беседа, изучение документации и продуктов деятельности); – математические (количественный анализ данных); – эксперимент. Методологической основой исследования: являются труды М.Е. Хватцева, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Ефименковой, А.В. Ястребовой, А.Н.Корнева, О. В. Елецкой, Н.Ю. Горбачевской, Р.И. Лалаевой, В.Д. Мачихина, Е.А. Бакониной, Е.Д. Воробьева, Т.Н. Калечиц и другие. Теоретическая значимость исследования: систематизация, углубление и расширение материала по проблеме совместной работы учителя-логопеда с учителем начальных классов в работе по коррекции дисграфии у младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный план совместной работы учителя – логопеда и учителя начальных классов и перспективный план логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников, результаты и выводы исследования могут быть использованы учителем-логопедом и учителем начальных классов в работе по коррекции дисграфии у младших школьников. База исследования. Экспериментальной базой исследований явилась МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №3» городского округа «город Якутск». Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….. 2 ГЛАВА 1. Теоретические обоснование совместной работы учителя - логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников……………………………………………………………………………. 7 1.1. Понятие, причины и механизмы дисграфии……………………………………… 7 1.2. Психолого - педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией………………………………………………………………………………… 14 1.3. Специфика совместной работы учителя-логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников в психолого - педагогической литературе……………………………………………………………… 21 Выводы по I главе…………………………………………………………………… 27 ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников ……. 29 2.1. Комплексное диагностическое обследование навыка письма у младших школьников……................................................................................................................. 29 2.2. Организация совместной работы учителя-логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников………………………… 39 2.3. Анализ совместной работы учителя-логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников ……………………………………….. 51 Выводы по II главе………………………………………………………………………... 56 Заключение………………………………………………………………………………… 57 Использованная литература……………………………………………………………… 59 Приложение………………………………………………………………………………. 62
Список литературы

1. Азова О.А. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: Дис.… канд. пед. наук / О.А. Азова – М., 2006. – 392 с. 2. Агопян Э. С. О некоторых видах логопедической работы при коррекции смешанной дисграфии у младших школьников // Практическая психология и логопедия.- 2005.- №1.- с.49 – 52. 3. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно - демонстрационный материал.- М.: «ГНОМ и Д», 2005.- 48с. 4. Астахова Т. В. Обоснование возможности коррекции оптических и моторных нарушений письма у младших школьников с использованием изобразительных средств//Практическая психология и логопедия. - 2006. - №3. - с.36- 38. 5. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения / Т.В. Ахутина // Хрестоматия по нейропсихологии / Под ред. Е.Д. 45 Хомской. – М.: Институт общегуманитарных исследований, МПСИ, 2004. – С. 779 – 783. 6. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 1998. – 240с. 7. Буковцова Н. И. Преодоление дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у учащихся с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. - №2. - с. 25 – 31. 8. Буковцова Н. И., Макарова И. Н. Овладение системой фонем языка учащимися с задержкой психического развития на подготовительном этапе коррекционно – логопедической работы при дисграфии // Логопедия. - 2004.- №1.- с.32 – 36. 9. Быстрова Г. А. и др. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО, 2002. - 96с. 10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: «Институт практической психологии» -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 256 с. 11. Гинжул И. Ю. Формирование навыков звукового и слогового анализа у младших школьников с нарушениями чтения и письма //Школьный логопед. - 2004. - №2.- с. 30 - 34. 12. Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. - Алма-Ата: Мектеп, 1989. - 64с. 13. Гуадзе Т. В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедефтическом этапе логопедической работы // Школьный логопед. - 2006. - № 2. - с.25 - 32. 14. Дограмматические и грамматические знания//Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А.Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1984. – с.5. 15. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе. - М., 1995. - 192с. 16. Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Развитие и уточнение пространственно - временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. - М.: Школьная Пресса, 2003. -80с. 17. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе). - М.: МПСИ - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.- 64 с. 18. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал. - М.: МПСИ - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 96с. 19. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972. - 206с. 20. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальной школе. / Сост. И. А. Касаткина. - Волгоград, 2003 -128с. 21. Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. - М.: Просвещение, 1984. - 144с. 22. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ. Практическая психология и логопедия. – 2003. - № 1-2 23. Киселёва В.А. Выявление предпосылок нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР//Дефектология. -2005 .- №6. - с.41 - 47. 24. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с. 25. Корнев А.М. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: Речь,2003.-330с. 26. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 224с. 27. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР/Р. И. Лалаева, Н.В.Серебрякова, С.В.Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 303с. 28. Лапшин В.А. Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с. 29. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития/ Под ред. Л. С. Волковой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 208 с. 30. Логопедические занятия со школьниками (1 - 5 класс) / Меттус Е. В., Литвина А. В., Турта О. С., Бурина Е. Д. и др. - СПб.: КАРО, 2006. -112с. 31. Логопедия: Методические традиции и новаторства/Под ред.С. Н. Шаховской, Т. В. Волосовец. М.: МПСИ - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. -336с. 32. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с. 33. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995. - 384с. 34. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма / А. Р. Лурия. // Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Издательство «Академия», 2002. – С. 10 – 76. 35. Мельникова И. И. Развитие речи. Дети 7 - 10 лет. - Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2002. - 144с. 36. Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. - М.: Аквариум, 1997 - 400с. 37. Обухова Н. А. Некоторые особенности психического развития детей с задержкой психического развития, имеющих нарушения чтения и письма // Школьный логопед. - № 2. - с.41-44. 38. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирование у дошкольников и младших школьников. - М., 2004. - 64с. 39. Парамонова Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб., 2006. - 128с. 40. Письмо и чтение: Трудности обучения и коррекция: учебное пособие/Под ред. О.Б.Иншаковой - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 240 с. 41. Поваляева М. А. Справочник логопеда. Ростов н/Д: «ФЕНИКС», 2003. - 448 с. 42. Радживина Н. В. Развитие внимания в процессе логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников // Практическая психология и логопедия. -2006.- № 6. - с.52 - 57. 43. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 44с. 44. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: ВЛАДОС, 1997 – 256 с. 45. Сиротюк М.В. Смешанная дисграфия - миф или реальность? //Дефектология. - 2006.- №2.- с.26-30. 46. Тараканова А. А. Формирование операций анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма. // Практическая психология и логопедия. - 2006.-№5.- с.44 – 50. 47. Тараканова А. Г. Формирование мыслительной операции сравнения у младших школьников с дисграфией в процессе коррекционно – логопедической работы // Школьный логопед. -2005- №5- 6.- с. 98 - 104. 48. Узорова О. В. Игры с пальчиками / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: Астрель 2004. - 124с. 49. Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с. 50. Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов / Фотекова, Т.А., Ахутина, Т.В. – М.: АРКТИ, 2002. – 136с. 51. Хватцев М.Е. Алексия и дислексия / М.Е. Хватцев // Логопедия: Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – Т. 52. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М.: Просвещение, 1997. 53. Шипицына Л. М., Казакова Е. И., Жданова М. А. Психолого - педагогическое сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. М.,2003. - 528. 54. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение,1984. - 159 с. 55. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Речемыслительный тренажер для детей младшего школьного возраста. - М.: АРКТИ, 2000.- 16с.: илл. 56. Яструбинская Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. - 2004.-№ 2.- с.60 - 70.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические обоснование совместной работы учителя - логопеда с учителем начальных классов по коррекции дисграфии у младших школьников. 1.1. Понятие, причины и механизмы дисграфии. Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, пишет Лалаева Р.И. [26] Корнев А.Н определяет дисграфию как стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достигнутый уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [25]. В работах Садовниковой И.Н. написано, что дисграфия – частичные расстройства письма, основным симптомом которых является наличие стойких специфических ошибок [44]. Сиротюк А.Л. определяет дисграфию, как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения недоразвития или дисфункций головного мозга [45]. Как отмечает О.Б. Иншакова, до сих пор среди исследователей не существует единства не только терминологии, используемой для обозначения нарушений письма, но и четко выработанных подходов к их анализу. Французские ученые, указывая на нарушения письма у школьников, пользуются словом «дизорфография». Англоязычные авторы относят к понятию «дислексия» трудности овладения знаковой деятельностью вообще и, в первую очередь, чтением и письмом. В отечественной психолого-педагогической литературе под нарушениями письма у детей подразумевают дисграфию и дизорфографию. Основным критерием разграничения дисграфии и дизорфографии являются те принципы русского письма, которые при этом нарушаются. Дизорфография связана с нарушением реализации морфологического и традиционного принципов письма и проявляется в многочисленных орфографических ошибках. При дисграфии нарушается написание в соответствии с фонетическим принципом письма, появляется значительное количество, так называемых, специфических ошибок. В связи с этим термины «дисграфия» и «специфическое нарушение письма» используются как тождественные [22, 32].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 48 страниц
1200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg